§ 2. Они, каждый согласно своему положению, имеют также особую обязанность: насыщать и совершенствовать порядок преходящих дел евангельским духом и таким образом давать свидетельство о Христе, особенно в осуществлении этих дел, как и в выполнении своих мирских адач. Точная формулировка этой нормы, полностью отвечающая соборным наставлениям: « Церковь только тогда подлинно основана, живёт полнотою жизни и является совершенным знамением присутствия Христа среди людей, когда существуют подлинные христиане-миряне и когда они сотрудничают с Иерархией... Поэтому уже с самого основания той или иной Церкви нужно всемерно стремиться к созданию сонма зрелых христиан-мирян» (Ad gentes [«К народам»], 21), делает излишними любые комментарии. Отметим только, что в первом параграфе подчёркивается апостольство в целом, единое для всех верующих, тогда как во втором уточняется специфическое апостольство, отвечающее задачам и обязанностям и выполняемое отдельным мирянином в человеческом обществе. Из предписаний кан. 225 вытекают права и обязанности мирянина. Так, правом верующих мирян в делах земного государства (кан. 227), признаваемым за ними, является свобода, принадлежащая каждому гражданину; однако, пользуясь этой свободой, миряне должны насыщать свою деятельность евангельским духом и внимать учению, провозглашаемому Церковью, опасаясь в сомнительных вопросах выдавать собственное некритическое суждение за учение самой Церкви. В то же время миряне, дабы быть в состоянии жить в согласии с христианским вероучением, проповедовать и, если понадобится, защищать его и участвовать в осуществлении апостольства, также обязаны и вправе приобретать знание этого учения, отвечающее способностям и положению каждого из них (кан. 229, § 1). 2. Миряне и семья Большая часть верующих мирян живёт семейной жизнью: отсюда следует, что в области служения, свойственного мирянам (см. предыдущий параграф), можно и нужно выделять особое «супружеское служение». Кодекс даёт этому служению юридическое определение, утверждая в кан. 226, § 1, что супруги-христиане имеют особую обязанность (peculiare officium) трудиться над созиданием народа Божия посредством брака и семьи».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

«Вопреки школе церковная жизнь в догмате, в традиции и в своем литургическом сознании хранит истинное учение о Церкви и о народе Божием. В Евхаристическом собрании под предстоятельством епископа Церковь исповедует царственное священство своих членов и различие дела служения – многообразие благодатных даров, которые Сам Бог разделяет каждому, как Ему угодно. Отказ от царственного священства есть отвержение даров Духа… Церковь учит, что все в ней обладают полнотой благодати на пользу всех, а не учит о том, что каждый из нас получил дары Духа, чтобы их хранить бездеятельными, как талант, закопанный в землю. В Церкви мы приняли «благодать на благодать» для жизни, действования и служения». Роль мирян в деле религиозного воспитания, катехизации, социального служения осознается сегодня многими. Православная экклезиология (так, как она излагается прот. Николаем Афанасьевым ) позволяет обратить внимание на служение мирян в области священнодействия, церковного управления и церковного учительства. Нет необходимости подчеркивать важность активных мирян в деле миссии. По слову миссионера-подвижника, прп. Макария (Глухарева): «Если не можешь быть ловцом человеков, то лови рыбу для питания ловцов человеков». Важно указать также и на его понимание «апостольства» Церкви: «Созерцая подобный небесам образ первой Церкви Христовой, начертанный в Книге Деяний Апостольских, мы видим, что она вся была Апостольской, что дружина действователей не ограничивалась ни числом двенадцати, ни числом семидесяти апостолов, но возрастала с удивительной быстротою; что все верные или действовали непосредственно, как апостолы, или содействовали и помогали апостолам; что между тем, как святой Петр, скованный двумя цепями, находился в темнице, из которой потом изведен чудотворною десницею Ангела, Церковь прилежно молилась о нем Богу; что все принимали живейшее участие в деле Иисуса Христа, которое было своим для каждого, и между тем, как одни приобретали Ему новых учеников, другие принимали на себя обязанность пещись о бедных между новыми братиями; что не только все вещественное было у верных общим, но и сердце одно, единого ищущее и единого любящее, и душа одна, исполненная одних чувствований и помышлений, одних склонностей и отвращений, одних радостей и печалей, происходивших от живого сознания во всех и каждом общего всем назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Этот суд является «ординарным судом, учреждённым Римским Первосвященником для того, чтобы принимать апелляции» (кан. 1443) и ведёт дела, направленные на уровне апелляции ординарными судами на рассмотрение Святого Престола. Это единственный суд Св. Престола, уполномоченный рассматривать матримониальные вопросы, тогда как вопросы вероучения находятся в ведении Конгрегации вероучения. Это ординарный коллегиальный суд, состоящий из коллегии аудиторов, назначаемых Папой; во главе его стоит Декан в качестве первого среди равных (primus inter pares). Чтобы занять должность аудитора, необходимо быть священником, рождённым в законном браке, и получить учёную степень в каноническом и гражданском праве (in utroque iure). В отдельных случаях судейская коллегия формируется по турнам из троих аудиторов: каждый турн представляет собою самостоятельный судебный орган и может считаться секцией суда. Согласно кан. 1405, § 3, суд «Рота Романа» уполномочен вести спорные процессы Епископов, Аббатов и высших настоятелей монашеских институтов понтификального права, а также других церковных лиц (как физических, так и юридических), у которых нет иного настоятеля, кроме Римского Первосвященника. В первой инстанции он ведёт также дела, оставленные Римским Первосвященником на своё рассмотрение (см. кан. 1444, § 2) и доверенные суду «Рота Романа». При нём существует юридическая школа «Студио Ротале» (Studio Rotale), которая готовит церковных судей. Напротив, судейская коллегия складывается из всех аудиторов (videntibus omnibus), когда дело передаётся в суд «Рота Романа» судом Апостольской Сигнатуры, если при этом было допущено так называемое «восстановление в исходное состояние» (restitutio in integrum) в смысле кан. 1645 и слл. – Папские Советы – Папский Совет по делам Мирян ( Pontificium Consilium pro Laitis ) В Motu Proprio Папы Павла VI-ro Apostolatus Peragendi [«Осуществления апостольства...»] от 10 декабря 1976 г. Совет по делам мирян (Consilium de Laicis), учреждённый в порядке эксперимента тем же Верховным Первосвященником в Motu Proprio Catholicam Christi Ecclesiam [«Вселенскую Церковь Христа...»] от 6 января 1967 г., обрёл постоянную структуру, получив название «Папского Совета по делам мирян» (Pontificium Consilium pro Laicis).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

328 Лица, стоящие во главе объединений мирян – в том числе и тех, что учреждены в силу апостольской привилегии – должны заботиться о том, чтобы там, где это полезно, их объединения сотрудничали с другими объединениями верующих и чтобы они оказывали добровольную помощь в осуществлении различных христианских дел, особенно тех, что совершаются на той же территории. 329 Руководители объединений мирян должны заботиться о том, чтобы члены объединения надлежащим образом готовились к осуществлению присущего мирянам апостольства. Pars II: De Ecclesiae constitutione hierarchica – Часть II: О б иерархическом строении Церкви Sectio I: De suprema Ecclesiae auctoritate – Раздел I: О верховной власти в Церкви Caput I: De Romano Pontifice deque collegio Episcoporum – Гл. I: О Римском Первосвященнике и о Коллегии Епископов 330 Как святой Пётр и прочие Апостолы по установлению Господню составляют одну Коллегию, так же связаны между собой Римский Первосвященник, преемник Петра, и Епископы, преемники Апостолов. Art. 1: De Romano Pontifice – Статья 1 : О Римском Первосвященнике 331 Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии Епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле; поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять. 332 § 1. Полную и верховную власть в Церкви Римский Первосвященник обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Первосвященника, уже находящееся в сане Епископа, обретает эту власть с момента принятия [им своего избрания]. Если у избранного нет епископского сана, он должен быть немедленно посвящён в Епископы. § 2. Если случится так, что Римский Первосвященник отречётся от своего служения, то для действительности [отречения] требуется, чтобы оно было добровольным и провозглашено надлежащим образом, причём [не требуется], чтобы его кто-нибудь принимал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Бегбедер: В моем вопросе, возможно, был некий коварный намек. Твое положение означает, конечно, повышение, но мне оно напоминает, как когда-то «повышенных по службе» отослали в Лимож. Понимаешь, о чем я? Ссылка в Лимож!.. Ди Фалько: У церковнослужителей нет понятия карьеры в том смысле, как в гражданском обществе. Мы не стремимся подняться по служебной лестнице и обеспечить собственное будущее. У нас, прежде всего, есть миссия, которую мы должны выполнять. Когда освобождается кафедра, потому что управляющий епархией уходит на пенсию по возрасту, ему ищут преемника. Когда я выполнял представительские функции, один из моих коллег возглавлял работу, связанную с так называемым «апостольством мирян»: это трудно – необходимо поддерживать контакты с движениями мирян, членов Церкви, по всей стране. Его назначили затем епископом Монтобана. Деятельность национального масштаба сменили задачи регионального уровня. Примеры такого рода обычны. При моем назначении в Гап, помимо других оснований, конечно, был принят во внимание важный фактор: мои южные корни. Не стоит забывать, что я уроженец Марселя и в молодости регулярно бывал в районе Гапа. Это одна из горных прогулок в ближних окрестностях Фокейской столицы, где до августа 2004 года жила моя мать, так что мне повезло. Бегбедер: По-моему, туман, который напускает Церковь в связи со своими назначениями, – что-то не совсем здоровое. Во всем, что происходит, нет прозрачности! Я не уверен, что это идет на пользу учреждению. Когда у человека столько контактов, как у тебя, и он способен ясно выражать мнение Церкви и т. д., мне кажется, это скорее преимущество, чем недостаток. Ди Фалько: Так устроена Церковь. Должности сменяются! Что касается меня, мой представительский мандат был продлен на два года – исключительный случай по тем временам. Бегбедер: И когда тебя послали в Рим, это не означало, что тебя отстранили? Ди Фалько: Ни в коем случае. Вот лишнее доказательство того, насколько бывают вздорны слухи. Когда в 1996 году подошел к концу срок моих представительских полномочий, передо мной было три возможности: архиепископ Парижский предлагал мне стать настоятелем собора Парижской Богоматери, архиепископ Марсельский приглашал к себе викарием, а кроме того, я мог поехать в Рим в качестве советника по культуре. Я выбрал Италию, чтобы моему преемнику легче было установить контакты со СМИ во Франции.

http://azbyka.ru/fiction/ja-veruju-ja-to...

Вера во Христа приносит плоды в восхвалениях и благодарностях за благодеяния, принятые свыше; к этому присоединяется живое чувство справедливости и искренняя любовь к ближнему. Притом эта действенная вера породила немало учреждений, целью которых является облегчение духовных и телесных бедствий, воспитание молодежи, создание более справедливых условий общественной жизни, прочное установление всеобщего мира. (4296) Даже если многие из христиан не всегда понимают Евангелие в нравственных вопросах так же, как католики, и принимают иные решения в самых затруднительных вопросах, встающих перед современным обществом, все же они, как и мы, хотят придерживаться Слова Христова как источника христианской добродетели и повиноваться апостольской заповеди: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол 3, 17 ). Это может послужить исходным пунктом для экуменического диалога о том, как следует применять Евангелие в нравственных вопросах. 4-я сессия (14 сентября – 7 декабря 1965 г.) 315 Декрет «Apostolicam Actuositatem» (18 ноября 1965 г.) Общее вдохновение связывает этот текст с Lumen gentium 316 и Gaudium et spes 317 . Но тот факт, что особый декрет был посвящен выделению необходимости и реальности апостольства мирян, представляет собой характерное нововведение, даже если предмет этого документа в конце концов оказался не столь широк, как это предусматривалось в начальных проектах, разработанных в 1962 г. Вначале декрет говорит о призвании мирян (гл. 1 ), затем о целях (гл. 2), различных областях (гл. 3) и разнообразных видах их апостолата (гл. 4), а также об условиях его контролирования (гл. 5) и необходимой подготовке для его осуществления (гл. 6). Здесь будут представлены три главы более явного богословского характера. Что такое апостолат? «Всякая деятельность мистического Тела», направленная на распространение Царства Христова и участие – это слово перекликается с энцикликой Pacem in terris Uoahha XXIII – всех людей в Искуплении и Спасении. Положение члена в Теле Христовом предполагает разнообразие служений, подчиненных единственной цели. Условия, в которых живут миряне, объясняют особый присущий им характер апостолату. Участвуя в тройном служении Христа – священническом, царском и пророческом, – они должны евангелизировать, освящать свидетельством своей жизни, возвещая Христа и углубляя христианские устои, нужные для того, чтобы прояснить сложнейшие проблемы нашего времени [ХВ 510/39].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Вот схема православного понимания социально-культурной миссии церкви и ее метода: не клерикально-государственное навязывание извне христианской идеологии и дисциплины, а внутреннее, органическое, духовно-свободное, постепенное, эволюционное преобразование общенациональной жизни и творчества. Но эта грандиозная перспектива останется нереальной мечтой, если не придать нашей церкви достаточно мощного аппарата в виде мобилизованной армии мирян. Православные миряне должны осознать себя миссионерами православия в океане окружающего нас нео-язычества, вдохновиться всемирно-исторической значительностью и ответственностью своего мирянского апостольства. Это и будет реализацией православной «соборности», которой мы хвалимся, но на деле этих похвал еще не заслужили. При подсчете сил в борьбе за Св. Русь мы в теории на почве православия и догматически и канонически имеем широкие и многообещающие перспективы, а на практике должны иметь мужество сознаться, что к правильной мобилизации мирянской армии всех родов оружия мы еще далеко не готовы. Мы еще не осознали ни нужды в этом, ни нашего долга. А дальше предстоят еще немалые внутренние и внешние трудности. Силы верующих мирян еще почти целиком поглощает грандиозная и беспощадная машина секулярной, внерелигиозной жизни, вне которой не добудешь хлеба насущного. И люди поневоле живут в раздвоении, в двойной бухгалтерии, работают двум господам. И даже религиозно думают, что так и следует жить в двух мирах раздельно, т. е. мыслят еретически, несториански, без надежды и попыток соединить два естества в какой-то единой ипостаси. И чем безнадежнее разъединяют церковь и остальную жизнь, тем считают себя православнее, ибо не засоряют, не оскверняют «дворы Господни» никакой нечистотой суеты земной. Таково наше обычное, господствующее, практическое несторианство, в упрощенном богословском осознании мгновенно и парадоксально оборачивающееся прямым монофизитством, ибо религиозная жизнь исчерпывается одной только духовной стороной, в отрыве от плоти реальной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Именно таким «епископом епископов», с точки зрения православных, сделался Римский папа, официально именующий себя «верховным понтификом Вселенской Церкви», и это одна из причин, по которой православные не приемлют идею папского примата в той форме, в какой он существует в католичестве, и папской непогрешимости. С православной точки зрения, нет ни одного качества, которое может быть усвоено одному епископу и которым не обладал бы другой епископ. Если непогрешимостью обладает папа Римский, когда говорит со своей кафедры, значит, такой же непогрешимостью должен обладать патриарх Константинопольский, патриарх Московский, а также любой епархиальный архиерей любой Поместной Церкви, когда они говорят со своих кафедр. Если папа Римский является «викарием Христа», то и любой другой епископ должен именоваться викарием Христа. Здесь уместно еще раз напомнить слова Киприана Карфагенского о том, что «епископство одно, и каждый из епископов целостно в нем участвует». В сакраментальном и богословском плане каждый епископ обладает епископской властью во всей полноте и целостности, будучи во всем равен любому другому епископу. И каждая кафедра, будь то Римская, Константинопольская, Московская, Самарская или Владивостокская, равна любой другой кафедре. Первенство среди епископов может быть только первенством чести, но не первенством юрисдикции и тем более не приматом богословской непогрешимости. Усвоение одному епископу каких-либо особых сакраментальных или богословских привилегий является, с православной точки зрения, грубым нарушением и радикальным искажением принципа соборности Церкви. Соборность в Церкви существует не только на уровне епископов, но и на уровне низшего клира и мирян. Славянофилы увязывали концепцию соборности с представлением о народе Божием как носителе церковной истины, причем под «народом Божиим» понимались именно миряне. Идеи славянофилов вдохновили русских иерархов и богословов начала XX века на привлечение мирян к подготовке Поместного Собора и участию в его работе. В Поместном Соборе 1917–1918 годов миряне участвовали в качестве полноправных делегатов и играли весьма существенную роль. Однако это было очевидным нововведением, поскольку все Соборы древней Церкви – как Вселенские, так и Поместные – были Соборами епископов, и миряне в них не участвовали. Исключение составляли император как (верховный первосвященник) и чиновники, назначенные для поддержания порядка, а также, возможно, секретари и писари, присутствовавшие на Соборах без права голоса. Апостольство Церкви. Иерархия и священство

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Каждый верный во время литургии является λειτουργ ς, сослужащим литургию вместе с епископом. Все, как единый народ Божий, активно участвуют в таинстве, в евхаристической анафоре, в эпиклезе. Хотя только епископы обладают властью совершать таинства, но они служат литургию, управляют и учат всегда с согласия (консенсус) мирян, с участием его собственной харизмы распознавания, чтобы “судить, испытывать и свидетельствовать” ( 1Кор.13:29 ; 1Сол.1:21 ). “Хранителем благочестия является весь церковный народ”. Однако исполнение этих харизм предполагает, что их подлинный субъект, “народ”, образован правильным образом, т. к. литургическое значение человеческой личности всегда связано с Телом. Индивидуализм, распад священства на индивидуумы является упадком, который ведет к истощению харизм, разрушает священническую сущность мирян, и консенсус прекращает свое действие. Если епископы передают литургическую и пастырскую власть священникам, которые на приходах являются представителями своих епископов, то они делают это на основании таинства канонического священства, в котором каждый священник утверждается божественным актом в своей функции-служении. По мере надобности епископы передают власть учительствовать и даже проповедовать мирянам, учителям богословия, делая это на основании их собственного всеобщего священства – их состояния “помазанников Святого Духа”. В обоих этих случаях речь идет совсем не о человеческом поручении, что важно для устройства Церкви, которое всегда является священническим. Миряне представляют церковную среду или даже церковное место, которое одновременно является миром и Церковью. Они не имеют власти раздавать средства благодати (таинства), их сферой вместо этого является жизнь благодати, ее проникновение в мир. Царственное священство обладает властью космического освящения, “космической литургии”, просто через присутствие “освященных существ”, “обителей Святой Троицы”. Именно здесь пророческая харизма живет и открывает перед мирянами всю необъятность мира вместе с совершенно особой ответственностью апостольства и миссии через жизнь, через священническую сущность, которая вытесняет любой неосвященный элемент из мира. Именно в социум, в человеческие отношения, в структуры мира сего несут они “трисолнечный свет”, истину пережитого догмата, благодать, полученную в Церкви и предложенную миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Например, в политике: не какая-то партия в рясах или рясы, нагнанные в партию, – чтобы церковь не унижалась до уровня одной из партий и не побивалась, как партия, – а возможно более сильные кадры верующих сынов церкви, мирян-политиков, рассеянных свободно по разным партиям (не по антихристианским, конечно) и везде проводящих изнутри христианские начала в жизнь. В науке, литературе, прессе: не передача университетов, журналов, газет в руки протоиереев – докторов богословия, а организованное (как во Франции, например, Союз католических писателей) участие православно мыслящих ученых, литераторов и публицистов в идейном и просветительном творчестве страны. В народном просвещении: не превращение гимназий и школ в духовные семинарии и церковно-приходские школы, а корпоративное усилие всего, братски организованного, православного учительства проводить в системе образования и воспитания христианскую идеологию, христианский дух вместо культивируемого в педагогике внерелигиозного гуманизма. В социально-экономической борьбе: не проповедническая агитация иерархии в защиту крупных собственников или, наоборот, «гапоновская» демагогия среди социалистически озлобленных пролетариев, а свободное участие в обоих лагерях сталкивающихся «труда и капитала» православных экономистов для привнесения в эту раскаленную атмосферу борьбы охлаждающих и умеряющих начал христианской жертвенности, справедливости, совести, взаимного доверия и человечности, для внутреннего изгнания отсюда дьявольской религии Маркса, религии классовой злобы. В культуре: не замена поэзии патериками и житиями святых, музыки церковными стихирами, живописи иконописанием, а просветление всех видов художественного творчества через сердца верующих и духовно питающихся от церкви художников. Вот, в общих чертах, схема православного понимания социально-культурной миссии церкви методами внутреннего, органического, духовно свободного, ненасильственного, не клерикально навязанного извне, постепенного, эволюционного преобразования общенародной жизни и творчества. Но эти подлинно христианские, подлинно православные методы не реальны, не осуществимы без мощной организованной армии мирян, из коих каждый в отдельности и все вместе должны осознать себя миссионерами православия и понять всю всемирно-историческую значительность и ответственность своего мирянского апостольства «в роде сем прелюбодейном и грешном». Такова суть православной соборности, о которой мы наивно и бессознательно пустословим.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010