В этом смысле никто не потрудился столько, сколько апостол Павел. Невозможно даже представить, каким было бы христианство, какой была бы Церковь, если бы не апостол Павел, который свидетельствовал тем, к кому он направлялся, о своем внутреннем духовном опыте, обретенном через мистическое общение с Воскресшим Спасителем. Не только об историческом факте присутствия Господа и Спасителя на земле, но и о всех мыслях, которые Господь передал Своим ученикам и которые сохранились в апостольском Предании. Как я уже сказал, мы почитаем святых первоверховных апостолов как тех, кто более всех потрудился для созидания и распространения Церкви Христовой по лицу земли. Это свидетельство о Христе, это строительство Церкви не было простым делом. Сегодня мы слышали чтение из послания апостола Павла (2 Кор. 11:21 – 12:9), в котором он рассказывает о своих страданиях, о своих скорбях. Ему приходилось предпринимать опасные путешествия, он страдал от разбойников, от жары и от холода, трижды попадал в кораблекрушения, его избивали палками и побивали камнями, но ничто не могло остановить святого апостола Павла, и он утверждал веру христианскую, утверждал почитание Господа и Спасителя не только в народе иудейском, к которому принадлежал, но и среди язычников, которые через него открыли для себя Христа. А святой апостол Петр, как ближайший ученик Спасителя, так же много потрудился, проповедуя в Антиохии и будучи первым епископом Антиохийским, а затем в Риме, столице империи, став первым Римским епископом. Он не только письменно запечатлел свои слова, но и опытом своей жизни, мученическим свидетельством укрепил веру христиан во всем мире. Знаем, как жестоко был распят апостол Петр — на кресте вниз головой, но он принял эту смерть со смирением, радуясь, что хоть как-то мог уподобиться через смерть своему Божественному Учителю. Сила апостольского свидетельства дошла до наших дней, и в этом смысле мы все их преемники. А если так, то мы должны воспринимать не только то, чему научаемся через их послания, через их житие, но и воспринимать само их апостольское служение. Церковь именуется апостольской именно потому, что продолжает апостольское служение, продолжает свидетельствовать миру. Было бы большой ошибкой считать, что это свидетельство — дело лишь архиереев, священников. Вся Церковь свидетельствует миру — быть может, в первую очередь через апостольские труды мирян. И сегодня это служение очень значимо. Знаю много историй, которые до меня доносит и человеческая молва, и свидетели, о том, как простые верующие люди обращают к вере своих сограждан. Удивительная история апостольства нашей Церкви продолжается и в нынешнее время. Наверное, никогда в деталях невозможно будет обо всем этом рассказать, очень многое уйдет с теми, кто совершал и совершает это служение. Но я бы хотел, мои дорогие, поблагодарить за эти труды всех, кто обратил хотя бы одного своего соотечественника, привел его ко Христу, к купели крещения.

http://patriarchia.ru/db/text/5235454.ht...

более резко, чем православная, поскольку в ней традиционно противопоставлялись «Церковь учащая», к к-рой принадлежат клирики, и «Церковь учащаяся», включающая остальных верных. Подобное противопоставление всегда было чуждо правосл. экклезиологии, поэтому на правосл. почве никогда не возникало такого явления, как клерикализм, т. к. в правосл. Церкви стражем благочестия является все Тело Церкви - верующий народ. Однако после Ватиканского II Собора в католицизме стало уделяться много внимания апостольству мирян , т. е. вопросу их активного участия в жизни Церкви на основе преподанных в таинствах Крещения и Миропомазания харизматических даров Св. Духа, позволяющих осуществлять в соответствующей степени священническое, пророческое и царское служения, исполнять всеобщее призвание к святости (CVatII. LG. 31). Миссии М., их роли в освящении мира и во взаимоотношениях с клиром был посвящен синод епископов католической Церкви в Риме (1987), результаты к-рого изложены в постсинодальном апостольском обращении папы Иоанна Павла II «Christifideles laici» от 30 дек. 1988 г. (AAS. 1989. Vol. 81. P. 393-521). С 1967 по 2016 г. в Римской курии существовал Папский совет по делам мирян (Pontificium consilium pro laicis), реорганизованный ныне папой Франциском в Дикастерию по делам мирян, семьи и жизни (Dicasterium pro laicis, familia et vita). В католич. Церкви лат. обряда монахи, а также лица, входящие в институты посвященной жизни , признаются не клириками, но М. Согласно декрету «Lumen gentium» , статус монашеской или посвященной жизни «не является промежуточным между состоянием клирика и мирянина: как из тех, так и из других Бог призывает некоторых верных Христу, чтобы они вкушали от этого особого дара в жизни Церкви и, каждый по-своему, приносили пользу ее спасительной миссии» (CVatII. LG. 43). Иными словами, и М. и клирики могут становиться посвященными или монахами, не переставая одновременно принадлежать к своему иерархическому разряду. Это положение отражено в 2 канонах Кодекса канонического права (CIC).

http://pravenc.ru/text/2563360.html

По роду своей деятельности К. посещал страны Вост. Европы, оказывал помощь проживавшим в них католикам. Так, в апр. 1963 г. по поручению папы Римского Иоанна XXIII К. встретился в Будапеште с примасом Венгрии кард. Йожефом Миндсенти, скрывавшимся с 1956 г. на территории амер. посольства, затем неоднократно посещал его до осени 1971 г., когда коммунистическое правительство позволило кардиналу-примасу покинуть Венгрию. К. принял кард. Й. Миндсенти в Вене, обеспечив ему проживание до смерти (1975) за счет Венского архиепископства. В 1967 г. после переговоров К. с румын. властями из-под домашнего ареста был освобожден Арон Мартон, католический еп. Алба-Юлии. В 1972 г. К. посетил Польшу, в Ченстохове встречался с кард. Стефаном Вышиньским , архиеп. Краковским К. Войтылой и др. польскими епископами. Деятельность К. во многом влияла на т. н. вост. политику Ватикана. Поездки К. по странам Вост. Европы, Африки и Азии сопровождались экуменическими, межрелиг. и общественно-политическими встречами. Помимо диалога с неверующими К. уделял внимание отношениям религии и науки. В июле 1968 г. на конференции нобелевских лауреатов в Линдау на Боденском оз. К. выступил с докладом реферативного характера на тему «Преодоление «травмы Галилея» в отношениях между Церковью и светской наукой». В Венском архиеп-стве К. осуществлял реформы в духе соборного обновления, в 1969-1971 гг. провел провинциальный синод Венского архиеп-ства. Являясь председателем Конференции епископов Австрии, К. участвовал в обновлении католической Церкви в Австрии, программу которого он изложил на общеавстрийском синоде (1973-1974). К. призывал католиков шире участвовать в церковной жизни, развивать апостольство мирян , осознавать общую ответственность клира и мирян за жизнь и деятельность Церкви. Часто посещал приходы Венского архиеп-ства, проводил встречи в школах и на заводах, обращая особое внимание на катехизацию молодежи, в т. ч. и рабочих, а также на социально-благотворительную деятельность Церкви. Стремясь сохранить влияние католической Церкви в жизни австрийского общества, часто высказывался в СМИ по общественно-политическим вопросам, готовил новогодние обращения по радио и телевидению, пользовавшиеся популярностью.

http://pravenc.ru/text/1684299.html

философских школ (Consilia et vota episcoporum ac praelatorum: Polonia. E. P. D. Caroli Wojtyla episcopi tit. Ombitani, auxiliaris Cracoviensis//Acta et documenta Concilio Oecumenico Vaticano II apparando. Ser. 1. Vat., 1960. Vol. 2. Pars 2. P. 741-748). Выступал на Соборе во время обсуждения документов о литургической реформе (конституция «Sacrosanctum Concilium» ), об апостольстве мирян (декрет «Apostolicam actuositatem» ), об экклезиологии (догматическая конституция о Церкви «Lumen gentium» ). Внес значительный вклад в составление декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» и входил в состав рабочей группы по подготовке пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» , основанных на позициях христ. гуманизма и персонализма. Развитию этих идей еп. К. Войтыла посвятил один из своих главных философских трудов - соч. «Личность и поступок» (Osoba y czyn), работу над к-рым он начал во время 4-й сессии. Восхищение «духом Собора» нашло отражение в цикле стихотворений «Церковь» (Koció//Znak. 1963. N 11. S. 1376-1382), написанных во время соборных заседаний. 13 янв. 1964 г. папа Римский Павел VI назначил К. Войтылу архиепископом Кракова. В 1966 г. был одним из организаторов торжеств по случаю 1000-летия Крещения Польши. 29 дек. того же года избран президентом епископской комиссии по апостольству мирян. 26 июня 1967 г. папой Павлом VI возведен в достоинство кардинала-пресвитера и 29 июня получил в качестве кардинальского титула рим. диаконию св. Цезария (S. Cesareo in Palatio). Одной из задач кард. К. Войтылы стало обновление церковной жизни Краковского архиеп-ства, для чего в 1970 г. им были подготовлены комментарии к документам II Ватиканского Собора, изданные в виде кн. «Основы обновления» (U podstaw odnowy). 8 мая 1972 г. он созвал синод Краковского архиеп-ства (сессии продолжались до 8 июня 1979), в ходе к-рого были выработаны решения по практической реализации соборных реформ. В 1963 г. установил ежегодное проведение экуменических богослужений с участием правосл.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

Автор книги: Persecution et souffrances de l’ Eglise catholiqae en Rassie, на стр. 364 не довольствуется тем значением слова: утверди, какое дают ему сами богословы Западные, но хочет разуметь под ним утверждение юридическое (cette confirmation, cette juridiction suprême de Pierre sur ses fréres етс.). Очевидная нелепость: Иисус Христос требует твердости и утверждения в замен слабости и ослабления; о конфирмовании туг нет ни малейшей мысли. Итак Римские доказательства нас не убеждают в том, что Ап. Петр не имел нужды в возстановлении. Не более сильно их указание на слова Иисуса Христа, сказанные Ап. Петру в ответ на его трикратное уверение в любви: «паси агнцы Моя, паси овцы Моя». Между агнцами и овцами, в переносном значении, нет разницы. У Ев. Матфея Иисус Христос говорит: «се Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков» (X, 16); у Ев. Луки: «се Аз посылаю вы, яко агнцы посреде волков» (X, 3). Пасти агнцев или овец, или тех и других, значит пасти стадо. Итак Иисус Христос говорил Ап. Петру: паси стадо Мое, будь пастырем, будь Апостолом . Ни из чего не видно, чтоб Иисус Христос вручил одному Петру Свое стадо. Одно стадо может быть пасомо многими пастырями, как видно, наприм., из слов Ап. Павла: «внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога» ( Деян. ХХ, 28 ). Римляне под агнцами разумеют мирян, под овцами – духовенство, и вручают тех и других одному Ап. Петру. Но во первых, мудрование их не объясняет окончания беседы Иисуса Христа с Ап. Петром. Спаситель сказал ему: и ди за Мною ; Петр пошел, и тем все кончилось. Не видно цели. По нашему это просто: Петру велено следовать за Иисусом Христом точно так же, как при первом звании его к Апостольству; это звание повторено теперь. Во вторых: если Иисус Христос поручил Ап. Петру в управление всю Церковь словами: паси агнцы Моя, паси овцы Моя; то почему Апостол не радовался этому, а оскорбел ? Очевидно, он оскорбел потому, что не так понимал Христовы вопрошения, как понимают Римляне.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Наконец, и при совершении таинств, совершаемых только священством, в частности Евхаристии, миряне имеют свою долю участия, которая внешне выражается в их ответах на молитвы и возглашения священника (то, что исполняет ныне хор, раньше пели все прихожане), внутренно же она столь значительна, что священник, строго говоря, не должен и не может совершать таинства один без народа. Иными словами, священник совершает их вместе с народом, и миряне являются со-совершителями таинства на своем месте. В духовном организме Церкви, по слову апостола Павла, всё совершается в единстве любви, и ни один орган не может существовать вне зависимости от другого. И хотя в Новом Завете мы не можем найти прямого установления нашего теперешнего трёхстепенного священства в точности, т.е. в том виде, как оно установилось ещё с древнейших времен, но мы видим и здесь повсеместно начало иерархизма прежде всего в апостольстве, затем - епископстве и пресвитерстве, и в диаконстве. Лишить себя иерархии значит обеднить, опустошить церковную жизнь, значит, в известном смысле, изгнать апостолов и самого Пославшего их из Церкви, и не может быть большего церковного бедствия и большего заблуждения, нежели то, вследствие которого в начале XVI века целые церковные общества, охватывающие целые народы, лишили себя священства и поныне остаются без таинств, без благодатных даров, в них подаваемых. Связь же иерархии с мирянами есть не властвование, но взаимная любовь, со стороны иерархии попечительно-отеческая, со стороны паствы признательно-сыновняя. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы своя», и «овцы знают его и слушаются гласа его» (Иоан. 10). «Пастырство, - продолжает Булгаков, - связано с особой ответственностью за паству, не существующей для мирян, которые платят пастырям за это особой любовью и почитанием. И таким образом, паства, естественно, собирается около пастырей, и Церковь, естественно, слагается из общин, иерархически организованных. Иерархия есть как бы скелет в теле церковном». «Собирается около пастырей», сразу надо заметить, но не около церковных чиновников или созданных при канцеляриях епархий бесчисленных отделов по взаимодействию с теми или иными структурами государственной власти. Отделы эти могут быть, но не как руководящие и спускающие сверху разные директивы, как теперь, а как отделы, собирающие информацию об инициативе отдельных пастырей и паствы на местах и оказывающие таким инициативам необходимую поддержку.

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/09/...

Он также будет очень удивлен, когда узнает, что Церковь никогда не была отступницей (как его научили), что она во все времена продолжала процветать благодаря непрерывному взаимодействию и соединению с Иисусом Христом в Духе Святом. А когда он обнаружит причины и средства, приведшие к расколу с папизмом, он даже признает, что это апостольство существует только в Православной Церкви. После этого путь к Православию для него будет улицей с односторонним движением. Достоверные ответы, основанные на опыте К этому моменту вся информация, приведенная выше, даст такому человеку достоверные ответы по всем пунктам, по которым он привык обвинять Православную Церковь. К этому моменту он поймет причины «бездумности», наблюдаемой среди православного духовенства и мирян. Он осознает, что при соборности (то есть когда нет пирамидальной иерархии с абсолютной монолитной властью у одного человека) совершенно естественно между епископами быть разногласиям по незначительным вопросам. Он поймет, что такая атмосфера религии, наполненной свободой, совершенно естественно порождает существование множества псевдохристиан и беспринципных людей. Такой человек также поймет, что народ Божий остается одинаковым во все времена и что сорняки на поле жатвы Христовой всегда были, есть и будут. К этому моменту он узнает, как и во что он должен верить. И, таким образом, он поймет, что вместо того чтобы критиковать поведение других, ему гораздо благоразумнее сосредоточиться на своей собственной жизни и поступках, прекрасно понимая, что он никогда на был и не есть таков, каким он должен быть перед Богом. И что не надо ждать, пока другие сделают первый шаг, надо самому создавать вокруг себя братскую общину и воплощать в жизнь желаемое христианское братство. Догматическое разъяснение Независимо от того, протестант человек или нет, в Православной Церкви он найдет кое-что, чего больше нет нигде. Он найдет здесь абсолютную догматическую согласованность. Поэтому, даже если относиться к Православию как к «ложному идолу», его превосходство все равно будет очевидным – в противовес любому человеческому изобретению, любой философии, религии или идеологии. Только Православная Церковь является откровением Божиим по вопросам жизни и спасения.

http://pravoslavie.ru/30969.html

Роль христианства в формировании и развитии идеи ненасилия 6.      Шалимов Олег Александрович, кандидат исторических наук, Институт всеобщей истории РАН Отношение к насилию у ранних отцов Церкви 7.      Стракач Юрий Борисович, доктор исторических наук, профессор, преподаватель православной гимназии им. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Еще раз о православной концепции истории России к 2000-летию Рождества Христа 8.      Курляндский Игорь Александрович, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН Обстоятельства создания православного миссионерского общества в Москве 9.      Квирквелия Ольга Руслановна, кандидат исторических наук, Институт российской истории РАН Апостольство мирян – тенденция ХХ века 10.    Светозарский Александр Константинович, кандидат богословия, преподаватель Московской Духовной Академии и Российского Православного университета св. Иоанна Богослова Вопрос о диаконстве в Русской Православной Церкви в начале XX века 11.    Жиромская  Валентина Борисовна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН 40 лет веры или безверия?(1897-1937 гг.) 12.    Белякова Елена Владимировна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН Проблема церковного суда в России 13.    Хвостова Ксения Владимировна, доктор исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Влияние византийского богословия на сакрализацию социально-правовых институтов 14.    Клосс Борис Михайлович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН 15.    Хохлов Александр Николаевич, кандидат исторических наук, Институт востоковедения РАН Путешествие в Святую Землю Иннокентия Немирова (1874 г.) 16.    Романов Алексей Владимирович, студент МГИМО Отношения СССР и Ватикана в 50-60-е годы по малоизвестным документам архивов Ватикана Сопредседатели: Никитин Валентин Арсеньевич, член-корреспондент РАЕН; Гуминский Виктор Мирославович, д.ф.н, зам.директора Института мировой литературы РАН

http://pravoslavie.ru/archiv/1.htm

– не подвергаться каноническим наказаниям, если только по нормам права это не будет неизбежно. 221 § 1. Верующие могут на законных основаниях отстаивать и по нормам права защищать в полномочной церковной инстанции права, которыми они пользуются в Церкви. § 2. Верующим, если компетентная власть призовёт их к суду, принадлежит также право быть судимыми согласно предписаниям права, применяемым по принципу [канонической] справедливости. § 3. Верующие имеют право на то, чтобы канонические наказания не налагались на них – [кроме тех случаев, когда этого требуют] положения закона. Вместе с тем в осуществлении своих прав верующие всегда должны считаться с общим благом Церкви, с правами другого и с собственными обязанностями по отношению к другим (кан. 223, § 1). Следует, наконец, подчеркнуть, что в каноническом (как и в гражданском) законодательстве осуществление основных прав верующих регулируется церковной властью в перспективе общего блага, т.е. в пределах существующих полномочий, которые никогда не должны оборачиваться произволом или злоупотреблением. Раздел второй. Миряне Верующие миряне, т.е. лица, не являющиеся ни клириками, ни монашествующими, составляют большинство народа Божия с особым и самостоятельным статусом, признаваемым и охраняемым каноническим законодательством. Кан. 224 утверждает, что «верующие миряне, кроме обязанностей и прав, общих для всех верующих (рассмотренных нами в разд. I) имеют обязанности и пользуются правами, перечисленными в канонах настоящего титула» (второго титула 1-й части книги Кодекса, т.е. «Об обязанностях и правах верующих мирян» (De obligationibus et iuribus christifidelium laicorum). Рассмотрим эти права и обязанности с разных точек зрения: – апостольство мирян;миряне и семья; – миряне и церковные должности. 1. Апостольство мирян Миряне осуществляют в Церкви особое апостольство, о котором говорится в кан. 225: 225 § 1. Миряне – поскольку они, как и все верующие, через крещение и миропомазание предназначаются Богом к апостольству – имеют общую обязанность и право трудиться (как индивидуально, так и объединяясь в сообщества) ради того, чтобы божественную весть спасения узнали и приняли все люди на всей земле; эта обязанность становится ещё более настоятельной в тех случаях, когда только благодаря мирянам люди могут услышать Евангелие и познать Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Вторая причина заключается в том факте, что наряду с этой первой категорией ассоциативных форм монашествующих церковный законодатель называет другую форму – общества апостольской жизни. При этом он руководствуется скорее прагматической, чем теологической логикой. В самом деле, к ним в значительной мере применяются правовые нормы институтов посвященной жизни, хотя их члены не практикуют Евангельские советы ut sic (как таковые), но следуют им просто как требованиям их собственного апостольства. Наконец, третья и последняя причина состоит в том, что хотя между этими тремя формами, или путями освящения, имеются значительные различия, они все направлены на достижение совершенства христианской жизни 647 и обнаруживают общий признак: посвящение жизни через Евангельские советы. В теологическом аспекте такое посвящение является сложным и трудноопределимым понятием. Оно совершается в силу личного выбора – практически осуществлять Евангельские советы, будь то по одному, по два или же соответственно классической триаде. Они принимаются в качестве обетов разными способами и накладывают разные узы, однако все сводятся к одному: к «полной сыновней зависимости от Отца любви, то есть Духа» 648 . Иначе говоря, все эти формы посвященной жизни основаны на общем опыте харизмы, имеющей выраженную пророческую и эсхатологическую природу, – общей и личной харизмы так называемых Евангельских советов. Она переживается как отречение от тех ценностей, от которых имеет смысл отрекаться только тогда, когда открывается благодать особого статуса или формы церковной жизни, практикуемых в общине или в отшельничестве, в миру или в бегстве от мира. Эта особая форма церковной жизни, поверх конкретных способов ее выражения, представляет собой подлинный самостоятель ный статус христианской жизни – status perfectionis (статус совершенства), существующий наряду с брачным статусом и статусом клирика 649 . Он состоит в sequela Christi (следовании Христу) как особом способе достижения святости, к которой призваны все крещеные христиане 650 . Именно в этом своеобразии харизматического происхождения следует видеть теологическое место различия между фундаментальной ассоциативной категорией институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, с одной стороны, и столь же фундаментальной категорией ассоциаций верующих и церковных движений, с другой. Действительно, последние обычно возникают в Церкви благодаря дару особой порождающей харизмы. Она имеет преимущественно общинную и миссионерскую природу, и, как таковая, может затрагивать, хотя и разными способами, не только женатых или неженатых мирян, но также священников и монашествующих, то есть верующих, облеченных либо священным саном, либо общей и личной харизмой Евангельских советов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010