Чтобы не создавать очередного раскола, император собрал всех заинтересованных лиц в Константинополе в начале 887 г. на Собор, причем в число приглашенных попали не только епископы и игумены, но и рядовые монахи, пресвитеры, диаконы. Возглавлял «игнатиан» митрополит Неокесарийский Стилиан. В своей речи царь напрямую предложил «игнатианам», если те опасаются вступать в общение с патриархом св. Стефаном, направить просьбу папе в Рим дать разрешение на служение с клириками, поставленными св. Фотием. Естественно, «игнатиане», довольные отставкой св. Фотия, согласились и направили послание папе Стефану V 124 . В своем письме в Рим Стилиан долго обличал св. Фотия, просил простить народ Константинополя за заблуждения относительно свергнутого патриарха, неожиданно и неприятно для понтифика заметив, что это произошло под руководством папских легатов, а затем сформулировал главную просьбу. «О, честный глава! Ведь никто из бывших в общении с Фотием не сделал этого по собственному побуждению, но лишь по насилию предержащей тогда власти. Молим твое преподобие: пожалей отчаявшихся людей! Через это ты и сам удостоишься милости Божией, дабы молитвами Богородицы и всех святых управлять как можно дольше Апостольской церковью». Получив столь лестное для себя (за небольшим исключением) послание митрополита, понтифик не без удовольствия вмешался в дела Константинопольской Церкви в роли почетного и абсолютного судьи. Однако апостолик решил все же начать сначала, а потому в первоочередном порядке вернулся к вопросу поставления патриархом св. Фотия. В своем ответном письме он выразил недоумение тем обстоятельством, что в послании восточного клира речь говорилась о низложении св. Фотия, а в послании императора – о добровольном оставлении им патриаршего престола. Эта разница слишком существенна, заметил понтифик, чтобы пропустить ее мимо. А поэтому потребовал прислать в Рим восточных епископов, дабы исследовать все обстоятельства дела, а затем уже вынести окончательное суждение. «Ибо святая Римская церковь служит как бы зеркалом и образцом для прочих церквей, и что она постановит, то остается нерушимым на вечные времена» 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25) – л. 9: «Почитайте же епископа вашего аки Христа, якоже нам блаженнии заповедаша апостоли. Иже бо внутр есть жертвенника, чист есть, и того ради повинуется епископу и пресвитерам. А иже вне есть, и без епископа и пресвитеров и без диаконов что-либо творит, таковый оскверняется совестию, и неверного горший есть». 26) – посл. 2 к Магнисианом, л. 15: «Якоже убо Господь без Отца ничтоже творит... тако и вы без епископа ни пресвитер, ни диакон ни простолюдин: ниже что-либо да явится вам благословно кроме его произволения, таковое бо законопреступно есть и Богу враждебно». 27) – л. 19 (см. « Церковь Христова» против австр.. в разборе 32 возраж., стр. 535). Возражения о приеме митр. Амвросия Австрийцы много говорят о значении чина священника, что-де ин велик и мало разнится от епископа. Но суть вопроса в том, что и священник священнику рознь. У австрийцев же были такие священники, которые все совершали без воли епископа, ибо последнего у них на всем земном шаре не было ни одного. 1) 52 правило св. апостол: «Аще кто епископ, или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина». Разбор: Прочтем толкование Вальсамона: «Заметь из настоящего правила, что не одним епископам и монашествующим иереям дано право принимать исповедания людей, и разрешать грехи; но и пресвитеры с дозволения епискοпа принимают помышления людей... 6, 7 и 52 правила Карфагенского собора не дозволяют священникам без ведома епископов принимать помышления и разрешать согрешения» (Полн. Кормчая 98–99 стр.). 52 прав. Карф. соб.: «Кающимся время покаяния, по различию грехов, да назначается судом епископов: пресвитер же без воли епископа не разрешает кающегося, разве во время належащия нужды, в отсутствии епископа»... Толк. Зонара: «А пресвитеру не дано власти разрешать без волн епископа; ибо кому дано вязать – тот может и разрешать, а разрешать – значит или совершенно освободить состоящего под епитимиею, или на время, например, по причине опасности; разве только, говорит, епископ находится в отсутствии, а состоящий под епитимиею в опасности умереть».. Аристин: «Кающимся епископ должен определить покаяние смотря по грехам; а пресвитер без воли его даже и по требованию нужды не должен разрешать кающегося». Вальсамон: «Это правило присовокупляет, что пресвитеры без воли епископов не должны принимать помыслов людей и отпускать грехи, разве только кто умирает в отсутствие епископа; ибо тогда пресвитер должен примирить находящегося в покаянии, то есть разрешить от епитимий, по причине крайности дела, чтобы умирающий не скончался, оставаясь под епитимиею» (Полн. Кормч. стр. 507–509).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Затем поют тропари апостолам: «Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим», потом святителям, составителям Литургий – святому Иоанну Златоусту : «Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать...», святому Василию Великому : «Во всю землю изыде вещание твое...», святому Григорию Двоеслову : «Пастырская свирель богословия твоего риторов победи трубы...», на «Слава, и ныне» поется тропарь: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко Един Щедр». Если посвящение в чтеца и певца совершается не на Литургии, то прежде этих тропарей архиерей произносит возглас: «Благословен Бог наш», затем поется «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш», а затем указанные тропари. После окончания тропарей архиерей постригает крестовидно власы свещеносца, произнося при первом пострижении: «Во имя Отца». «Аминь», – отвечает протодиакон, чтец или певец. При втором пострижении: «И Сына». «Аминь», – говорят те же. При третьем пострижении: «И Святаго Духа». «Аминь», – отвечают ему. И завершается пострижение при словах: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». В знак посвящения Богу чтец или певец облачается в короткую фелонь. Потом архиерей опять трижды благословляет его главу, возложив на нее руку, читает вторую молитву о нем, как чтеце и певце: «И даждь ему со всякою мудростию и разумом божественных Твоих словес поучение и прочитание творити, сохраняя его в непорочном жительстве». По окончании этой молитвы чтецу повелевают прочитать отрывок из Апостола в знак первой его обязанности – чтения. При чтении он обращается лицом к востоку. Перед чтением и после него он трижды поклоняется архиерею. Затем с него снимается короткая фелонь, и архиерей трижды благословляет его. Потом архиерей осеняет крестным знáмением подаваемый ему стихарь, а поставляемый, поцеловав нашитый на нем крест и руку архиерея, облачается в него с помощью иподиаконов. Архиерей читает ему поучение об обязанности чтеца (из Архиерейского чиновника): «Чадо, первая степéнь священства чтеца есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Выступление хора духовенства митрополии под руководством Юрия Герасимова началось с пения " Вечной памяти " приснопамятному протоиерею Виктору, которую провозгласил протодиакон Андрей Левин . Прозвучали духовные сочинения Константина Шведова " Со святыми упокой " , Павла Чеснокова " Да исправится молитва моя " (солистка Антонина Реймерс). Были исполнены и популярные песни: " Журавли " Яна Френкеля на слова Расула Гамзатова (солист - протодиакон Андрей Левин), " Гляжу в озера синие " Леонида Афанасьева на слова Игоря Шаферана (солист - диакон Андрей Реймерс ). Прозвучало также песнопение " Апостоли от конец " в обработке Сергея Жарова. В завершение ведущий Николай Поздеев напомнил, что для отца Виктора любимым праздником была Пасха. Хор духовенства пропел тропарь Входа Господня в Иерусалим " Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя... " а затем, вместе со всем залом, - пасхальный тропарь. На одной из демонстрируемых на экране фотографий были приведены слова отца Виктора: " Я счастлив, что служу Церкви Божией, являюсь пастырем. В этом радость моя, мое счастье, смысл моей жизни " . Присутствовавшим раздали спецвыпуск приходской газеты, посвященный отцу Виктору. Протоиерей Виктор Московский родился в Боровичах Новгородской области в семье рабочих, с семи лет прислуживал в храме. Во время учебы в Ленинградской духовной семинарии на IV курсе в 1970 году был хиротонисан во диакона. После службы в армии получил назначение в Николо-Богоявленский собор, продолжил обучение в Ленинградской духовной академии. В 1975-м был рукоположен в сан священника. В 1987 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, перевел отца Виктора в храм Смоленской иконы Божией Матери, где он и прослужил до конца своих дней. 14 ноября 2020 года священник отошел ко Господу . ИА " Вода живая " , 11.11.21 Поделиться Упоминания в новостях 6 апреля 2024 4 апреля 2024 29 марта 2024 11 февраля 2024 6 февраля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 4 апреля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

12 2007 р. 12:11 Епископ Рашко-Призренский Артемий: «Расцвет и развитие монашества способствовали духовному обновлению нашего народа» [Ihmepb " ю] Рашко-Призренская и Косовско-Метохийская епархия Сербской Православной Церкви имеет самое многочисленное монашество во всей Сербской Церкви. Возрождение монашества началось с приходом на кафедру епископа Артемия. Владыка Артемий в интервью еженедельнику «НИН» рассказал о нынешней жизни Рашко-Призренской епархии. 21 грудня 2006 р. 11:08 Епископ Фанарийский Агафангел: «Наш богословский диалог может стать свидетельством о Христе» [Ihmepb " ю] О нынешнем состоянии и перспективах диалога Элладской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью в интервью агентству Zenit рассказал епископ Фанарийский Агафангел, генеральный директор «Апостолики диакониа». 1 грудня 2006 р. 10:41 Архиепископ Севастийский Феодосий: «В некотором смысле наша Церковь находится сейчас в том же положении, что и Русская Церковь в самые тяжелые для нее времена гонений» [Ihmepb " ю] Недавно в Санкт-Петербурге побывал архиепископ Севастийский Феодосий (Аталла Ханна) — единственный арабоязычный архиерей Иерусалимского Патриархата. О том, как живут в наши дни православные христиане на Святой Земле, архиепископ Феодосий рассказал в интервью журналу «Нескучный сад». 24 листопада 2006 р. 19:34 Патриарх Константинопольский Варфоломей: «Мы не желаем оскорблять Пророка так же, как и не хотим, чтобы оскорбляли Иисуса Христа» [Ihmepb " ю] «Кто верует, тот никогда не одинок», повторяет девиз Бенедикта XVI Константинопольский Патриарх в преддверии визита Папы Римского в Турцию. В интервью с Патриархом затронуто много тем: религиозная свобода, уважение прав меньшинств, экуменический диалог и диалог межрелигиозный в светской стране, где большинство населения является мусульманским. 2 листопада 2006 р. 09:53 Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул: «Церковь должна избрать новаторство и борьбу» [Ihmepb " ю] Предстоятель Элладской Церкви поделился с корреспондентом РИА «Новости» своим видением широкого круга проблем, волнующих современное общество и Церковь.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Предстоятель Элладской Православной Церкви прибыл в Москву 23 мая 2012 г. 22:05 23 мая 2012 года начался официальный визит Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима в Русскую Православную Церковь. В составе делегации, сопровождающей Предстоятеля Элладской Церкви , — митрополит Керкирский и Пакский Нектарий, митрополит Глифадский Павел, митрополит Эдесский, Пелльский и Альмопийский Иоиль, митрополит Фирский, Аморгосский и Нисонский Епифаний, митрополит Зихнийский и Неврокопийский Иерофей, митрополит Кифирский и Антикифирский Серафим, глава Синодального отдела по паломничеству митрополит Додонский Хризостом, руководитель финансовой службы Афинской Архиепископии митрополит Элассонский Василий, епископ Христианупольский Прокопий, архиграмматевс Священного Синода Элладской Церкви епископ Диавлийский Гавриил, секретарь Синодального отдела по паломничеству архимандрит Спиридон (Катрамадос), архидиакон Блаженнейшего Архиепископа Иеронима диакон Епифаний Арванитис, сотрудник Афинской Архиепископии Димитрий Каранасьос, сотрудник Службы коммуникации при Священном Синоде Элладской Православной Церкви Христос Бонис, генеральный директор благотворительного фонда Афинской Архиепископии «Апостоли» Константин Димцас, генеральный директор радиостанции Элладской Церкви и шеф-редактор журнала «Эфимериос» Александр Кациарас, сотрудник радиостанции Элладской Православной Церкви Евфимий Адамопулос. В столичном аэропорту «Домодедово» Блаженнейшего Архиепископа Иеронима встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , первый викарий Святейшего Патриарха по городу Москве архиепископ Истринский Арсений , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон , представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле: митрополит Киринский Афанасий ( Александрийский Патриархат ), архиепископ Филиппопольский Нифон ( Антиохийский Патриархат ) и архимандрит Стефан (Диспиракис; Иерусалимский Патриархат), заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Греция в Российской Федерации Михаил Спинеллис, московское духовенство. Визит Блаженнейшего Владыки в пределы Русской Православной Церкви продлится до 30 мая. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2240346.ht...

Будучи единым Пастырем единого стада ( Ин.10:16 ), Господь первоначально избрал и отделил пасти овцы своя – св. Апостолов, коих преимущественно назначил быть солию земли и светом мира ( Мф. 5:13–14 ), проповедниками Евангелия ( Мк.16:15 ) и учителями народов ( Мф.28:19–20 . Еф.4:2 ), совершителями таинств ( Мф.28:19 . Ин.20:23 ), правителями Церкви ( Мф.18:15–18 . 1Кор.12:28 ). Подобно Иисусу Христу, Апостолы избирают и отличают в Церкви Христовой пастырей и пасомых, излагал взаимные их должности и обязанности ( 1Пет.5:1–5 . 1Тим.3. 4:11–16. 5 . 2Тим.2:15. 4:2–5 . Тит.1:5–16. 2 ). Овых, – говорит Ап. Павел, – положи Бог , в Церкви первее Апостолов, второе Пророков, третие учителей и проч. Еда вси Апостоли; еда вси Пророцы; еда вси учители; еда вси силы (Чудотворцы), ( 1Кор.12:28–29 )? Что умолчано о членах Клира и его устройстве в Писании, то досказано в Апостольских преданиях – а именно в Апостольских, соборных и отеческих правилах и постановлениях. Климент, епископ римский, непосредственный ученик и преемник Апостолов, в 1 послании своем к Коринфянам говорит: «Апостолы, проповедуя по городам и селам, руководимые Духом, постановили епископов и диаконов, и это не новое, потому что за много лет было уже написано о епископах и диаконах ( Ис.60:17 )». Св. Игнатий Богоносец , ученик Апостольский, в своих посланиях особенно к Магнезиянам и Поликарпу изображает полный состав иерархии. Впрочем бытие Клира в обществах человеческих есть такое устройство, которого необходимость и важность сознают все народы, разумно веруя, что не всякий гражданин достоин и способен исполнять высокие обязанности священного служения, и что исполнение их непременно должно быть возложено на избранное сословие лиц, кои бы исключительно посвящали себя служению веры и благочестия, изучали и блюли дело Божие. «Сущность иерархии, – по словам седьмого вселенского Собора, – составляют Богопреданныя словеса, т. е. истинное ведение Божественных Писаний» 56 для спасения не только своего, но и вверенных иерархий. Богослужение Ветхозаветное было прообразованием, а Новозаветное служит продолжением искупительного служения Сына Божия, приложением к жизни нашей Его троякой спасительной должности учить, священнодействовать и управлять. Таинство Священства

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

А лаодикийскаго собора правило 27 заклинателем прощает быти. А о диаконисах 4-го собора правило 15 повелевает им быти. А карфагенского собора правило 6 повелевает же им быти, и многим иным правилом послушествует быти. А после седмаго собора никакоже их глаголет и не пребывают. Якоже святый Григорие акраганский глаголет: Велии в человецех суть дари божия свыша данного человеколюбия – священничество же и царство. Овоже божественным служа, овоже и человеческими обладая и промышляя, и от единого тогоже начала обое происходя, человеческое украшая житие. Яко аще тщанно, тако будет царем, якоже священных чистота. И о царех священницы всегда Бога молят, аще убо непорочни будут. Везде к Богу имут дерзновение. Сему же быти веруем, еже священных канон соблюдение сохраняется, емуже поюще и покланяющеся, и самовидцы божия слова предаша, апостоли и святии отцы сохраниша и сказаша. И глаголете: иже кто от седми собор приложит или уложит, – то глаголют святии собери о Господе нашем Исус Христе и о истиннем бозе. И якоже в коемждо паче же в шести соборех сих о вере взыскание бысть и парок, рекше устав, учения изнесеся. Первому уставльшу единосущна Отцу Сына сказа и во святый Дух веровати. Второму же единосущна Отцу и Сыну и Духу яве уставльшу спокланятися устави. Третьему же совершенна о божестве тому совершенну о человечестве Господа нашего Исуса Христа уставльшу единого, а не два сына устави. Четвертому же прежеглаголанная утвердившу две естестве в нем знати, неслиянне и нераздельно яве беседоваша. Пятому же то извествовавшу по обойма естествома хотениа же и действенна, и суща знаема, яве извеща. Шестому же всех собор поновившу и известившу совершена Господа нашего Исуса Христа в божестве и в человечестве сказанна. Седмый се собор на иконоборцы рекше, на оклеветающих християны и сих прокленше церкви же древнюю красоту ей дароваша. Иконная воображения той имети и любезно облобызати – сия добре заповедавше. Такоже и образу честного креста покланятися, облобызавше и утвердивше. К сим заповедем о Господе нашем Исусе Христе и истинном бозе, и о поклонении святых икон, аще кто приложит или уложит – да будет проклят.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/stogla...

Ибо хлеб, егоже причащаемся, есть сам Христос, Его же видяху апостоли тогда и свидетельствоваху с верою сею, и лепым умилением, и страхом. Яко причащаяйся усты своими плоти и божества Иисусова и стелесен бывъ Христу, причащается святаго убо хлеба единою, святыя же чаши – трижды, глаголя: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Зане егда Христос приходит вселитися в человека, не приходит един, но и со Отцем, и Духом. Подобие причащаются и прочии архиерее, и священницы, и диакони, преподающу им архиерею хлеба единою, чаши же – трижды. И тогда во время преподаяния носит митру, сиречь кидар, во образ крайняго Архиереа, Иисуса. И по божественном причащении, взем диакон блюдо и глаголя воскресныя песни, сиречь: «Воскресение Христово видевше» и «Светися, светися, Новый Иерусалиме», «О Пасха великая и священнейшая, Христе», собирает губою прочая тела Христоа и преносит я от блюда в чашю вкупе со всеми частицами святых и человеков, живых и усопших. За еже укоряют нас зело латини, яко соединяем человеки вкупе со обоженным телом Иисусовым и яко бывают негли и человецы тело Христово, – но непорочная и православная нашя Церковь не вреждается от сицевых оглаголаний. Зане несть возможно когда быти единому и тонкому человеку, Богу по естеству, яко же бысть преложся хлеб, Духом Святым. Но аще и прилепится Иисусу и соединитася два воедино, яко же бываетъ и егда человекПослание патриарха Паисияпричащается божественныхъ сих таинствъ, – но не прелагается человек в Бога естеством, токмо емлет божественную благодать от Христа, пребывает же паки человек, человек. И аще емлет и благодать божества, но не бывает и по естеству Бог, яко же Христос, но по благодати. И сего ради подобает священнику внимати, да никоему христианину преподаст от части человеков, да не падет во идолослужение. Мысль же Церкве нашея есть, яко влагает частицы человеком в чашю, да отмыет грехи поминаемых честною кровию владычнею. И есть толико, елико аще бы взял (яко рещи) Иоанн, иже предстояше кресту, кого-либо грешника привести его под язвы Иисусовы, и с капающыя кровь, да отмыет его ею.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Хотя эти письма были настоящим елеем для сердца апостолика, Рим довольно долго хранил молчание. И дело заключалось не только в желании лишний раз подчеркнуть таким способом статус папы – просто Адриан II решил созвать Собор на Западе для заочного осуждения св. Фотия. Можно было, конечно, ограничиться и старым поводом, но нашлась новая причина – в 868 г. св. Фотий разослал окружное послание всем восточным архиереям, в котором жестоко критиковал Filioque, опресноки, субботний пост и другие римские нововведения 22 . Конечно, Собор осудил свергнутого Константинопольского архиерея: всем было ясно, что это – дело техники. Только летом 869 г. в Константинополь прибыли три папских легата – епископы Донат и Стефан и диакон Марин. Прибытие легатов происходило в обстановке большой торжественности: еще в Фессалониках их встречали спафарии, а затем от императора прислали 40 лошадей, серебряную утварь и большое количество прислуги. В субботу, 24 сентября 869 г., легаты прибыли в крепость Стронгил возле Константинополя, а наутро совершили парадный въезд в греческую столицу. Они имели несколько аудиенций у Римского царя и уведомили Василия I, что не допустят участия в предстоящем Соборе восточных епископов, заранее не подписавшихся под папской формулой («libellussatisfactionis»), которую они торжественно произнесут на первом заседании. Но эта атака по закреплению папской практики в качестве обязательной для Восточной Церкви тут же наткнулась на императора, который просто заявил, что прежде голосования нужно познакомиться с документом, переведя его на греческий язык. Латиняне уступили, и началась подготовка к намеченному Собору 23 . Собор открыл свою работу 5 октября 869 г., в среду, в храме Святой Софии в торжественной обстановке. Но собрать внушительный кворум не удалось: в зале присутствовали папские легаты, 12 высших сановников Римского государства, и всего... 12 (!) епископов от Восточной Церкви – безусловные сторонники патриарха св. Игнатия и враги св. Фотия. Уже это обстоятельство наглядно демонстрировало, насколько непопулярной была идея воссоединения Римской и Константинопольской кафедр на условиях, продиктованных папой. Пожалуй, ни один совместный Собор Западной и Восточной Церквей не имел такого узкого представительства. Председательствовали римские легаты, разрешившие св. Игнатию войти в зал, как Константинопольскому патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010