Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Рукоположение на Афоне     Рукоположение на Афоне   Рукоположение во священника или в диакона на Афоне имеет только то отличие, что архиерей, прини­мая епитрахиль, ризу и прочие принадлежности той или другой степени священства, прежде возложения их на рукополагаемого возвышает своею собственною рукою в царских вратах, в виду народа и громко возглашает: «Аксиос!» Причащая сослужащих, архиерей, по принятии ими Божественной Святыни, не дает им ни в каком случае тогда целовать своей руки. Прочее все остается в своей существенной силе и поряд­ке, как и у нас…     Пение греческое монотонно, скучно и не имеет ни гармонии, не мелодических перели­вов. Нельзя полагать, чтобы нынешнее пение перешло к грекам из отдаленной христианской древности; трудно поверить, чтоб наши русские послы Владимировы, пленяясь, как ангельским, греческим пением в Константинополе при пат­риаршем служении, слышали в нем тяжелые переходы и вялые, усиленные переливы нынеш­него греческого напева.   Справедливость того, что древнее восточное пение было не то, что ныне у греков, подтверждается частью и нашим русским старинным, и болгарским, умилительными при случаях торжественными напевами, полными живого чувства и религиозного духа, которыми так отличался всегда православный Восток.     Замечательно здесь и то еще, что юным иеро­монахам и вообще несовершенным в духовной жизни не дается право воздевать рук в молит­венных отношениях своих к Богу, воздеяние рук в молитве — принадлежность иерархическая и старческая. При встрече иеромонахи не целуют­ся в руку, а обыкновенное у всего иночества вза­имное приветствие: «Благослови!», а ответ: «Бог благословит».   Монашеские ками­лавки на Востоке очень низки и крепа не при­вязывается к ним, а просто накидывается или наметывается, отчего она у русских (крепа) и называется наметкою.   Сапог решительно никто здесь, на Афоне , не носит, а общая обувь — башмаки (сан­далии), называемые здесь - «апостолики»; впрочем, эти последние отличного от башмаков покроя.

http://isihazm.ru/1/?id=1111

   Если в седмичные дни совершается празднование памяти святого с бдением, поется тропарь святому (дважды) и «Богородице, Дево...» (единожды).    Если в седмичные дни случится празднование святому с полиелеем или великим славословием, то поется тропарь святому (единожды) и на «Слава, и ныне» – Богородичен тропаря воскресного по гласу тропаря святому, а на субботу поется Богородичен тропаря воскресного настоящего (текущего) гласа.    Если в седмичные дни нет празднования с великим славословием, полиелеем или бдением, поется тропарь святому из Минеи и на «Слава, и ныне» – Богородичен от менших или в среду и в пятницу – Крестобогородичен по гласу тропаря святому (Богородичны от менших и Крестобогородичны находятся в конце каждой Минеи, в Псалтири следованной и Типиконе под заголовком «Богородичны отпустительные по тропарях святым, поемые во все лето на вечерне и утрени на «Бог Господь» и в конце утрени»).    Если празднуется память двух святых, исполняются тропарь одному святому, на «Слава» тропарь другому, а на «И ныне» Богородичен по гласу второго тропаря; на субботу на «И ныне» поется Богородичен тропаря воскресного настоящего гласа.    В дни, когда поются Триоди, постная и цветная, исполняются тропари Триодей. В седмичные дни Великого поста, а также на среду и пятницу сырной седмицы поют тропари: «Богородице, Дево, радуйся...» (единожды), «Слава» – «Крестителю Христов всех нас помяни...» – «И ныне» – «Молите за ны святии апостоли, святии вси...» и «Под Твое благоутробие прибегаем...»    На субботы родительские перед Неделями мясопустной и Пятидесятницей поются тропари «Глубиною мудрости...», «Слава, и ныне», «Тебе и стену пристанище имамы...» Благословение хлебов    На всенощном бдении, когда бывает лития, совершается благословение хлебов – на средине храма, у столика с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые приносятся сюда перед пением стихир на стиховне.     Диакон во время пения тропарей совершает троекратное каждение вокруг столика; кадит он и священника-предстоятеля, потом еще раз столик (хлебы). По окончании тропарей он возглашает: Господу помолимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

  Если издания последовательного текста Нового Завета отвечали научным интересам своей эпохи или предназначались для частного использования их верующими, то издания богослужебных чтений имели в виду практические нужды церквей, где богослужебные книги были рукописными, их часто недоставало, и те, что имелись, нередко были трудночитаемы от долговременного употребления. Поэтому спустя примерно два десятилетия после первого издания Эразма и Комплютенской Библии в Венеции в 1539 году выходит первое издание евангельских зачал (перикоп) под заглавием «Ιερν Εαγγλιον. В этом же XVI веке одно за другим выходят в Венеции ещё около десяти изданий богослужебного Евангелия и шесть изданий Апостола. Из всех этих публикаций отметим только издание 1588 года (Θειον κα Ιερν Εαγγλιον), увидевшее свет стараниями просвещённого жителя острова Хиос Эммануила Глизония (Εμμανουλ Γλυζνιος). В качестве приложения к своему изданию Эммануил Глизоний поместил так называемый Εαγγελιστριον, в котором были «указаны евангельские чтения, где каждое начинается и где заканчивается. Кроме того, приложены и 35 правил, с помощью которых всегда можно найти воскресные Евангелия на весь год…». Все издания богослужебного Евангелия в XVII веке и последующих веках воспроизводят этот «евангелистарион» Эммануила Глизония, т. е. таблицу с указанием начала и конца каждого богослужебного зачала и дня, в который оно читается. Неизвестно, был ли Эммануил Глизоний первым составителем евангелистария, следует только заметить, что сам этот термин с течением времени закрепился не только за таблицей евангельских зачал, но и за всей книгой с текстом евангельских богослужебных чтений. По аналогии с печатными изданиями и рукописи богослужебного Евангелия, так называемые лекционарии или эклогадии (κλογδια), стали называть евангелистариями, хотя этот термин в рукописях нигде не встречается. В наши дни богослужебные Евангелие и Апостол издаются в Греции главным образом издательским домом «Апостолики Диакония» (Αποστολικ Διακονα) по старым венецианским изданиям и, как правило, без евангелистария, но с таблицей богослужебных чтений, которая называется «Κυριακοδρμιον». Разногласия в отдельных местах между текстом богослужебных чтений и текстом патриархийного издания 1904 года, а также между различными богослужебными изданиями безусловно наводят на мысль о необходимости их согласования. 1. 5. Критика новозаветного текста: достижения и перспективы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Иерархию священнодействия составляют следующие степени: епископ, пресвитер, диакон, субдиакон, аколуф, экзорцист, лектор и остиярий. С точки зрения отношения всех названных степеней к совершению Евхаристии, они подводятся под две категории: священников (jsacerdotes – таковы епископы и пресвитеры) и служителей (ministri – начиная от диакона вниз по иерархической лестнице). С точки зрения несения особых канонических обязанностей (напр. безбрачия), те же самые степени подводятся под категории высших и низших степеней (ordines majores et ordines minores). Епископы не обнимаются этим делением, так как никогда не возникало сомнения в том, что они должны соблюдать все канонические обязанности во всех их полноте. Таким образом, к высшим степеням причисляются: персвитеры, диаконы и субдиаконы, к низшим аколуфы, экзорцисты, лекторы и остиарии. Все эти названия в древности означали действительные должности (ср. выше стр. 15 и 16). В настоящее время четыре ordines minores имеют только номинальное значение: при совершении богослужения прислуживают мальчики, но двигаться вверх по иерархической лестнице можно только последовательно, переходя с одной степени на другую. Низшим степеням предшествует еще тонзура, т. е. пострижение, которое состоит в том, что на темени головы выстригается кружок, который должен оставаться выстриженным и при дальнейшем движении по иерархическим степеням, так что по тонзуре всегда можно различить католического клирика от мирянина (также было и на древнем востоке; таково же было и «гуменце» у древнерусского духовенства). Иерархию правительственную в католической церкви составляют: папа, патриарх и примас, митрополит, епископ или прелат с епископской юрисдикцией (каковы напр. монашеские власти, или пробсты и деканы изъятых от подчинения епископам монастырей и капитулов) архипресвитер, парох. Оба иерархические порядка (т. е. hierarchia ordinis и hierarchia jurisdictionis) не совпадают между собой. Несовпадение выражается в том, что 1) лица, занимающие одинаковую степень в иерархии священнодействия, имеют существенно-различный объем церковно-правительственной власти, как папа, митрополит, епископ; 2) лицо, имеющее власть священнодействия, может не иметь юрисдикции, как викарный архиерей, или викарный священник; 3) лицо, осуществляющее епископскую юрисдикций, может не иметь епископского сана, как коадъютор, капитулярный викарий, апостолический викарий (последний в странах, управляемых конгрегацией пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Уже самый повод к переписке выставляется Несторием весьма неудобный для папистов. Несторий сообщает папе, что некоторые западные епископы, недовольные состоявшимся над ними судом папы, прибыли в Константинополь, и домогаются от патриарха и императора пересмотра их дела. Чтобы не впасть в ошибку, он просит папу дать об них сведения. Затем Несторий сообщает о догматических спорах в Константинополе, возбужденных им же самим. Как жалобы западных епископов, так и открывшиеся в Константинополе религиозные смуты кажутся ему делом важным, требующим серьёзного обсуждения. „С братским доверием друг к другу, – пишет он папе, – мы должны побеседовать между собою, дабы нам, при единодушном согласии, успешнее противодействовать врагу мира – диаволу... Будем извещать друг друга, как брат брата, о том, что будет касаться нас, передавая один другому верные сведения о всех толках в учении веры“ 175 . С точки зрения папистов, все это рассуждения решительно несообразные. Да будет же позволено усомниться, читал ли автор книги О церкви послания Нестория к папе? Затем анонимный апологет католицизма делает попытку обратить в пользу папства историю разбойничьего собора. В высшей степени благоприятным для ультрамонтанских теорий представляется ему следующий эпизод. Когда Диоскор разразился приговором низложения Флавиана и Евсевия дорилейского; то на это последовал протест Флавиана, на защиту которого выступил папский легат, диакон римской церкви Иларий, выразив свое несогласие с произнесенным низложением в формуле: contradicitur 176 . Автор указывает на этот эпизод, как на аргумент неотразимой силы. Папский легат, – говорит он, – „встал и произнес отменение нечестия своим могучим отвергается“ 177 . Сказано очень внушительно. Могучее отвергается, – какое энергическое выражение! Знаменитое contradicitur, апостолическое отвергается, – прибавляет автор, вводя в свою речь новые вразумительные вариации своего выражения, для большего его усиления 178 . Можно подумать, что как только произнес свое contradicitur легат, еретики смутились и смирились.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Если нет литургии преждеосвященных даров, то – тропарь 2 гл.: Апостоли, мученицы, пророцы... Слава, Помяни, Господи... И ныне, богородичен: Мати Святая... В 13 гл. Типикона, излагающей устав субботней заупокойной службы, сказано, что после отпуста вечерни – «обычная лития за упокой в притворе» (л. 21 на об.). В Октоихе (ч. 1, л. 91 на об.) говорится, что «в пяток вечера, по отпущении вечерни, облекшуся священнику в фелонь, диакону же в стихарь и приемшу кадильницу и фимиам, исходит в притвор, предыдущу ему параекклисиарху со свещником: последуем же по них и мы. И егда приити ему в притвор, предуготованней же бывшей кутии священник глаголет: Благословен Бог наш...» Далее в Октоихе излагается чинопоследование так называемой панихиды, на которой, между прочим, положен канон усопших по гласу Октоиха (напеч. в послед. утрени. В нем припевы к мученичнам: Дивен Бог во святых своих Бог израилев: к заупокойным тропарям: Упокой, Господи, души усопших раб твоих. По 9 песни иерей: Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим. Лик: Дуси и души праведных восхвалят тя, Господи, – и ирмос 9 песни). В конце же (л. 95 на об.) замечено: «Сей чин и устав подобает творити во вся пятки, яве, яко в них же творим память над коливом усопшим отцем и братиям нашим». Кроме Октоиха, последование панихиды печатается в Псалтири в Последовании на исход души от тела; сверх сего, в особой книжке под заглавием: «Последование за усопших»; наконец, также в особой книжке киевского издания под заглавием: «Последование парастаса, сиречь великия панихиды, и всенощного бдения, певаемых по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся». Если сличить последование панихиды по разным ее изданиям, то в составе ее окажутся некоторые особенности; но по всем изданиям последование панихиды гораздо обширнее литии, которая составляет собственно часть ее и притом незначительную. В Триоди Постной сказано: «По отпущении вечерни творим в притворе панихиду за усопших, и поем канон рядового гласа мертвым». Устав панихиды – тот же, что в период времени пения Октоиха 887 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Кардиналы, возглавляющие дикастерии и другие постоянные учреждения Римской курии и города Ватикана, по достижении 75-летнего возраста испрашивают у Римского епископа отставку. Кардинал-старейшина, его заместитель или старейший из кардиналов-епископов совершает рукоположение избранных на Римскую кафедру лиц, не имеющих епископского сана. Кардинал-протодиакон объявляет народу имя новоизбранного первосвященника. Кардиналы, занимающие какие-либо должности в курии и не имеющие своих епархий, постоянно находятся в Риме; кардиналы, управляющие своими епархиями, обязаны прибывать в Рим по вызову папы. Кардиналы, имеющие титулы субурбикарных епископов либо титулы или диаконию в римских Церквах, помогают своими советами в управлении этими Церквами, но не обладают в отношении них административной властью. Верховному Первосвященнику в управлении церковью постоянно помогает римская курия. Она состоит из государственного секретариата или секретариата папы, Совета публичных дел Церкви, конгрегации, трибуналов и других учреждений. Легаты. Римский первосвященник назначает легатов и направляет их в Церкви разных государств и районов мира, а также аккредитовывает их при государственной власти различных стран, соблюдая при этом нормы международного права. Легаты являются постоянными представителями Римского папы при отдельных Церквах и правительствах. Апостолический престол в международных учреждениях, на конференциях и ассамблеях представляют также специальные делегаты и наблюдатели. Главная задача папского легата заключается в том, чтобы поддерживать постоянную и надежную связь между Апостольским престолом и поместными Церквами. Легат информирует папу о состоянии и жизни Церкви; помогает ее епископам своими советами; оказывает помощь епископским конференциям в назначении епископов, в установлении приемлемых взаимоотношений между Католической Церковью и другими Церквами и церковными общинами, а также с нехристианскими религиозными общинами, в защите интересов Церкви и Апостолического престола перед главами государств; и в других вопросах. Все эти полномочия он получает от Апостолического престола.

http://sedmitza.ru/lib/text/432425/

Слава: Грехов буря ныне нас постиже, немощи волны обуревают, болезни погружают частыя: скорби бо и болезни нас окаянных обретоша. Апостоли Господни, вашими мольбами, помощи руку подайте. И ныне , Богородичен: Болезньми лютыми и частыми ударяеми, Дево, вси Тебе припадаем: державным покровом Твоим, Чистая, спаси нас всех, ущедри, Богоневестная, избави мора, и лютыя немощи, и болезни исцели, Владычице. Песнь 5 Ирмос: Вскую мя отринул еси: Моря прелести, медоточными вашими моленьми, священнии пророцы потопивше, ныне преложите горесть всю губительныя нынешния немощи, на божественную благомощия сладость. Пронзени быхом стрелами немощи, повелением Твоим, Господи, и утвердися на нас рука Твоя, Всесильне: яко Бог Щедрый, ущедри всех Твоею милостию, молитвами святых мучеников Твоих. Слава: Сына якоже древле сына вдовича возставил еси, Твоим повелением, умерщвлена, Слове, лютыя немощи рабы Твоя, яко един Благ и Милостив, избавивый, оживотвори, едине Человеколюбче. И ныне , Богородичен: В нощи житейстей буря постиже всякаго озлобления, покрыло мя, Дево, немощи омрачение, но возсияй ми прохлаждения, Пречистая, свет, и к свету благомощия настави. Песнь 6 Ирмос: Очисти мя, Спасе: В пучине пропасти и немощей облежим, губительныя напасти обуревают волны, Правителю Господи, помощи руку простер ныне, спаси. Расслабленнаго якоже древле стягнул еси, Божественным манием от недуга болезненнаго, и одра озлобления, и от недуга тяжчайшаго, ущедрив даждь здравие, Многомилостиве. Слава: Пророческий лик, Апостолов собрание, полк страдальцев ныне молит Тя, едине Многомилостиве, о людех Твоих, Блаже, сих ущедри. И ныне , Богородичен: Марие, чистое девства Сокровище, Ты очисти нас, и недугов, и скорбей, и содержащия ныне немощи избави, да верою Тя прославим. Таже: Избави от бед рабы Твоя, Многомилостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю, всех Владыце, в Троице славимому Богу. Диакон глаголет ектению малую: Паки и паки миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    На Литургии блаженна октоиха, на 6. По входе, тропарь: Апостоли, мученцы и пророцы: и Помяни Господи, яко благ: Слава, кондак, Со святыми упокой: И ныне богородичен: Тебе и стену и пристанище: Прокимен, глас 8. Веселитеся о господе: Стих, блажени ихже оставишася беззакония: За упокой, прокимен: Души их во благих водворятся. Апостол субботы ряд: И другий за упокой. Аллилуиа, глас 8: Воззваша праведнии. Стих: блажени яже избрал, и приял еси Господи. евангелие субботы ряд: И другое за упокой. Причастен: Радуйтеся праведнии о господе: Другий за упокой: блажени яже избрал и приял еси Господи, и память их в род и род. Глава 14. Подобает ведати, о еже како бывати о усопших восле...     В пяток вечера, по отпущении вечерни, облекшуся священнику в фелонь, диакону же в стихарь, и приемшу кадильницу и фимиам, исходит в притвор, предыдущу ему параекклисиарху со свещником, последуем же по них и мы. И егда приити ему в притвор, предуготовлене же бывшей кутии, диакон глаголет: благослови владыко. священник же, благословен Бог наш: кадя над кутиею крестообразно. Мы же глаголем псалом 90: Живый в помощи: [Во ино же время кроме вечерни, или утрени, бывает начало по обычаю, глаголем: Трисвятое, и по Отче наш: иерей возглас: яко твое есть царство: Таже, Господи помилуй, 12: Слава, и ныне: Приидите поклонимся, трижды: и псалом 90.] И по конце его: Слава, и ныне, Аллилуиа трижды. и бывает ектениа покойна: Миром господу помолимся. иерей возглас: яко ты еси воскресение, и живот: Таже, Аллилуиа, трижды, на глас 8. Глаголем же стихи сия, 11: блажени яже избрал, и приял еси Господи. 2, Память их в род и род. 3, души их во благих водворятся. Таже тропарь, глас 8: Глубиною мудрости человеколюбно: дважды. Слава, и ныне, богородичен: Тебе и стену и пристанище имамы: Посем кафисма, блажени непорочнии, поем на глас 2. Припев: Помяни Господи души раб твоих. Другий же лик вторый стих. И по ряду прочия стихи, оба лика. Разделяем же на две статии. По первой же статии не глаголем, Слава, и ныне: но абие сей стих: яко аще бы не закон твой поучение мое был: трижды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дóндеже прииду, внемли чтению, утешению, учению. Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством, с возложением рук Священничества. В сих поучайся, в сих пребывай (в сих разумевай), да преспеяние твое явлено будет во всех. Внимай себе и учению, и пребывай в них: сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе 916 . Под сими двумя названиями Епископов и Пресвитеров все заключалось Священство во времена Апостольские; в сих двух чинах содержались прочие, Апостолом Павлом упоминаемые, разделения Служителей Церкви; между сими были и Апостолы, и Пророки, и Чудотворцы, и Целители, и Учители, и Правители. Кроме сих никаких названий Священства в Апостольские времена не видно было, исключая Диаконов. Диаконы так, как и Епископы, в первые Апостольские времена избраны были на служение. Должность, для которой они избраны были, совсем была отличная от Епископской и Пресвитерской, или Апостольской. Они избраны и поставлены были не учить и не тайны совершать, а отправлять дела Церковной экономии. Во времена Апостольские все те, которые обращались и начинали веровать во Христа, всего собственного отвергались, отвергались не только поврежденного разума своего, не только развращенной воли своей, не только похотей своих плотских, но и самого имения; всех веровавших тогда бе сердце и душа едина; а ни един же что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща. Благодать бе велия на всех их. Не бяше бо нищ ни един в них: елицы бо господие селом или домовом бяху, продающе приношаху цены продаемых, и полагаху при ногах Апостол. Даяшеся же коемуждо, егоже аще кто требоваше 917 . Но как сии до экономии касающиеся дела, как-то, собирать общее имение, хранить оное, помогать из оного бедным и неимущим, могли отвлещи Апостолов от существенной должности их, от проповедания Слова Божия: то дванадесять Апостоли, призвав множество ученик, таковое сделали им предложение: не угодно есть нам оставльшим Слово Божие, служити трапезам. Усмотрите убо, братие, мужи от вас свидетельствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, ихже поставим над службою сею: мы же в молитве и служении Слова пребудем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010