На изобразительных блаженны «глаголем поскору без пения». Кондаки: В храме Господском и святого – кондак храма. «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (иконы). В храме Богородицы – кондак Богородицы (иконы). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»; иерей – возглас: «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля. На вечерне – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 4-й: «Блудно расточих…» (дважды), мученичен, глас тот же: «Жертвы одушевленныя…»; и подобны Триоди, глас 6-й: «Солнца мысленнаго…», «В страну блудный отшед злобы…», и глас тот же: «Апостоли Спасовы…»; и стихиры Богородицы (иконы) – 4 (см. на «Господи, воззвах» великой вечерни). «Слава, и ныне» – Богородицы (иконы). Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Уповах на милость Божию…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Внегда возвратит Господь…», со стихом). По «Да исправится молитва моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет. Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Вонмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И духови твоему», диакон: «Премудрость»), и поется прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа…» (со стихом). Апостол, аллилуиарий и Евангелие – Богородицы (иконы).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Притом же, если святые Евсевий и Афанасий и совершали рукоположение пресвитеров и диаконов в епархиях, им не принадлежащих, что запрещают церковные правила, но и в этом случае они поступали не самовольно, а по поручению собора православных епископов, о чём находим свидетельство в церковной истории Созомена . «Царь Иулиан, – пишет Созомен, – полагая, что, неожиданно являя христианскому народу примеры незлобия и кротости, он придаст тем больше силы язычеству, возвратил из ссылки всех сосланных за веру при Констанции. Тогда, по вступлении Афанасия в церковь , Евсевий пошёл в Александрию, чтобы вместе с Афанасием собрать собор для подтверждения никейских определений. Между тем в Александрию к Афанасию и Евсевию собрались епископы многих городов и утвердили постановления никейские, исповедали единосущие Святого Духа со Отцем и Сыном» (Созомен, с.338–339; ср. свидетельства историка Руфина в Деяниях VII Вселенского Собора, с.54–55 по 2-му изданию). Подобные свидетельства встречаем и у Барония: «На томъ (в Антиохии) собор отцы избраша четырехъ епископовъ на церквей всхъ восточныхъ, дабы въ нихъ то, еже ересь и иныя ереси не вредиша, исправляли, и все искусно усмотрли, еже къ цлости вры и чину службы надлежаще (число 10-е). Единъ б братъ святого иже во посланъ, на неже посланъ б отъиде (число 11). Вторый посолъ б Евсевий оный епископъ еже такожде отъ возвратися. Той въ и церкви исправляше и епископовъ православныхъ поставляше» (число 12, лето 378). Итак, в то время, когда жили Евсевий и Афанасий, на исправление церквей, повреждённых арианами, собирались соборы, от которых и поручалось некоторым епископам, в том числе Афанасию и Евсевию, ставить для православных иереев и диаконов. Значит, Афанасий и Евсевий поступали и в этом деле не самовольно, а имея посланничество, чего не имел беглец Амвросий, поправший все канонические постановления. Почему на нём, за нарушение канонических определений, со всей строгостью лежит суд отлучения от сочленения церковного: Ко иже въ полагающимъ священныя и божественныя правила отецъ нашихъ... анаема (старопечатная Кормчая, лист 641). Да и сами защитники Амвросия невольно произнесли ему справедливый суд извержения из сана, за нарушение им канонов церкви. Так, Перетрухин в «Мече» своём говорит: апостоли и восприемники ихъ власть отъ Христа божественными канонами оградили святую церковь , всякое беззаконное отскоша, и уставиша, и положиша каждому дйствию свои границы, съ дабы никто оныя не преступалъ; нарушающихъ же оные: священныхъ лицъ извергать отъ сана, а отлучать отъ церкви повелша» (ответ 6-й на вопрос беспоповцев). По справедливому приговору Перетрухина, нарушителем «божественных канонов» является как сам Амвросий, так и предки поповцев, незаконно приявшие его.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

л. 141 об. Отпусты на Господьскыа празникы и отпусты по вся дни. л. 146 об. Прокимны вскресныа и аллилуиа на 8 гласов на литургии, потом прокимны и аллилуиа дневныа и, наконец, прокимны и аллилуиа на Господскыа праздникы. л. 151 об. Указ оставшим апостолом и евангелием испразднуемым Святым. л. 152. Службы общия Святым. л. 155 об. Апостоли и евангелиа на различныа потребы церковныа. На обор. л. 12 скорописью: Книга служебник Стромынскаго монастыря села Коровицина Николскаго попа Филата Никифорова. 220 . (1078.) Служебник, скороп. разных почерков, нач. XVII века, в четверть, 247 листов. л. 2. Молитвы вечернии и утреннии. Впереди приписаны тропарь и кондак препод. Сергию и Никону радонежским, в конце отпусты праздничные и седмичные, службы общия Святым, апостолы и евангелия на различныя потребы. л. 28. Святейшаго и блаженнаго архиеп. Констянтинаграда – Новаго Рима и вселенскаго патриарха Иоанна Златоустаг о устав божественныя службы, како достоит священнику с диаконом служити. л. 39 об. Божественаа служба иже в святых отца нашего Иоанна, архисп. Константинограда, Златоустаго. Устав божеств. службы святейшаго и блаженнаго архиеп. Константинограда – Новаго Рима вселенскаго патриарха кир Филофеа, како достоит священнику с диаконом служити. л. 81. Божественаа служба прежесвященных. л. 89 об. Молитва над вином служебным. л. 90. Молитва над осквернившимся ссудом. л. 90 об. Молитва над кутиею в паметех и празникох Святых. л. 91. Молитва дому в немьже дух лукавых жити начнет. л. 92 об. Молитва на благословение дому и храму новому внити в онь. л. 93. Молитва , егда пес в церковь вскочит и свинья, числом 2. л. 95. Божественаа служба иже в святых отца нашего Василиа Великаго . л. 114. Чин бываемый на основании церкве и подчение Кресту. л. 115 об. Чин освящению церкви новаго священиа. л. 162. Устав бываемый поколебавшуся святей трапезе. л. 165. Устав и чин обручению и венчанию царем и князем и всем православным хрестияном. л. 171 об. Чин и указ, аще будет поняти вдовцу девицу или за уношу идет вдовица.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

3. Суббота. Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма вмч. Георгия в Лидде. Новомучеников Быковских: сщмчч. Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова пресвитеров, Симеона Кречкова диакона и мц. Евдокии Сафроновой . Служба мучеников и вмч. Георгия не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 8-й – 3, и вмч. Георгия, глас 4-й – 3. «Слава» – вмч. Георгия, глас 6-й: «Достойно имене жительствовал еси...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила...», 3-й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила...», 4-й: «Пророцы, и апостоли Христовы...», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Предпутие образно трисияннаго...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь вмч. Георгия, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь вмч. Георгия, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), вмч. Георгия на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-11-16/

На изобразительных блаженны «глаголем поскору без пения». Кондаки: В храме Господском и святого – кондак храма. «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (иконы). В храме Богородицы – кондак Богородицы (иконы). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...»; иерей – возглас: «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля. На вечерне – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 4-й: «Блудно расточих...» (дважды), мученичен, глас тот же: «Жертвы одушевленныя...»; и подобны Триоди, глас 6-й: «Солнца мысленнаго...», «В страну блудный отшед злобы...», и глас тот же: «Апостоли Спасовы...»; и стихиры Богородицы (иконы) – 4 (см. на «Господи, воззвах» великой вечерни). «Слава, и ныне» – Богородицы (иконы). Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Уповах на милость Божию...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Внегда возвратит Господь...», со стихом). По «Да исправится молитва моя...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет. Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Вонмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И духови твоему», диакон: «Премудрость»), и поется прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа...» (со стихом).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-15/

Христ. Чт. 1871 г. II стр. 534. Моск. Церк. Ведом. 1893 г. 19). В номоканоне при большом требнике, первоначально появившемся на Афоне в XV в., и в первый раз напечатанном в Киеве в 1620, в 214 правиле сказано: «Аще литургисает с тобою диакон, той части да не изъемлет, разве точию священник, по апостольскому изображению во втором правиле Петра и Павла» (Const. Apost. lib VII, cap. 46: οτε γρ διακν πρσφρειν ϑυσαν ϑεμιτν, βαπτζειν, ελογαν μικρν μεγλην ποιεσϑαι). В Русской церкви обычай совершения проскомидии диаконом, существовавший в XII–XV вв., в XVII столетии уже был забыт совершенно и потому вызывал удивление. Так, например, первоучитель раскола поп Никита пишет (см. Матер. для ист. раскола, изд. Н.И. Субботиным , том IV, стр. 65–67): «Да в той же никонове книге (разумеется „Скрижаль“) напечатано сице: От всего хлеба просфоры с собственною ипостасию изимается от диакона, якоже великая церковь прият и предаде, и режется неким железом, еже глаголется копие, той убо диакон, иже изимает и режет тело от просфоры, образует ангела, иже рече Деве: радуйся. Аще и днесь священницы сие режут, но обаче в великой церкви сицевым образом бываше древле, и от дияконов просфора резашеся. Убо диакон, иже творяще древле сие по образу великия церкви. И то, государь, напечатано с древних еретических писаний, с переводов латинских, на порушение священнотайные службы. Понеже бо в папежских костелах диякони проскомисают против древния ереси, иже обретеся во дни перваго собора. И той, Никон, не убояся суда Божия, тое ереси остаток и в российское государство вкинул. А святии Апостоли во втором своем правиле о том пишут (сице): Восхищающие недарованная им раздражают Бога, якоже сынове Кореовы и Иозия царь. Ни диакону убо приносити жертвы несть достойно и проч. И в том же правиле пишут: Яко дерзнувый таковыя не с нами борется, но с великим архиереом Христом. И о томже святии отцы перваго вселенскаго собора в 18-м правиле пишут: Диякони в своих мерилех да пребывают: да ни просфир проскамисают, ни причащения презвитером да не дают и прежде их к святыни да не прикасаются, и посреде презвитер да не седают: чрез правило бо есть и безчинно, аще что таково будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

С 1868 года до июля 1870 года слушал в Академии полный курс богословских наук греческий урожденец, бывший воспитанник афинского Университета, Дмитрий Менагиас, который по окончании курса получил от Академии степень кандидата и кроме того от берлинского Университета, где в 1871 году слушал лекции, – диплом на степень доктора филологии. В одно время с ним поступили в студенты Академии три греческих иеродиакона, один из константинопольских Греков, Герман Апостолидис, и двое из Афинских: Прокопий Икономидис и Феоклит Триантафиллидис. Они окончили курс в 1872 году со степенью кандидата. Первый из них, прослужив два года в литовской Семинарии, перешел на родину и в настоящее время уже – епископ Тримифунтский. Прокопий жил некоторое время в Москве, потом путешествовал за границу, а теперь пребывает в Афинах. Феоклит состоит на службе в России, в одной из Семинарий. Из Сирийцев слушал уроки в Академии с 1852 до 1856 года дамасский урожденец Спиридон Абуд. Из Болгар окончили курс в Академии: 1) в 1850 году иеромонах Парфений Отенов, сын купца Василия из Охриды. Он получил степень кандидата и в настоящее время занимает кафедру митрополита Нишавского. 2) В 1852 году поступил в Академию и в 1854 окончил курс со степенью магистра Болгарин, иеромонах Анфим. Он был первым учеником первого курса халкинского училища близ Константинополя, потом проходил должность иерокирикса при смирнском митрополите, потом был экзархом болгарским. 3) В 1866 году окончил курс со степенью кандидата иеромонах Евстафий Зографский, в настоящее время митрополит Пелагонийский. В ноябре 1856 года приняты в Академию два Болгарина: Илия Христович и Василий Чолаков, но в августе 1857 года подали просьбу об увольнении; на представлении о сем митрополит написал: «согласен; жаль, что не совершили поприща». Из сербских урожденцев учились в Академии и окончили курс со степенью кандидата: в 1852 году Василий Николаевич, в 1854 году Николай Новакович, в 1868 г. Светозар Никитич и диакон Живоин Иовичич и со степенью действительного студента диакон Александр Георгиевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Царское и патриаршее послания одновременно были отправлены с комитом Гратом в Рим к папе Гормизде, где их получили 20 декабря 518 г., дабы сообщить о восстановлении имени понтифика в диптихах восточных церквей и о прекращении раскола. Первоиерарх и император просили понтифика прислать своих легатов в Константинополь, чтобы те скрепили единство церквей. Конечно, папа с радостью воспринял эту весть, посчитав, что при таких удачных обстоятельствах нужно добиваться полной победы. Но провинциализм и политическая слепота Рима привели к тому, что папа решил, будто весь Восток подпишет его послание, что называется «с закрытыми глазами». Увы, он глубоко заблуждался на этот счёт. Для проформы и в целях соблюдения собственного достоинства, Апостолик созвал в Риме свой собор и, после краткого обсуждения, направил к Юстину пять послов – епископов Германа и Иоанна, пресвитера Блада и диаконов Диоскора (наиболее доверенного своего человека) и Феликса. С ними папа передал послание (Libellus), в котором обязывал всех восточных епископов подписаться под следующими словами: «Следуя во всем Апостольскому престолу и исповедуя все его постановления, я надеюсь заслужить пребывание в том же общении с тобой, которое исповедуется Апостольским престолом, ибо в нём пребывает всецелая и истинная сила христианской религии. Обещаю не поминать в богослужении имён тех, кто был отделён от общения с Кафолической Церковью , и кто, следовательно, не согласен с Апостольским престолом» 9 . Приезд легатов был обставлен пышно: навстречу послам выехали два сановника, а за 10 км от Константинополя к послам вышли Юстиниан, Келер, возвращённый из небытия Виталиан и Помпей, которые при ликовании народа 25 марта 519 г. ввели клириков в столицу. Впрочем, воссоединение церквей состоялось не без «шероховатостей». Папа непременно требовал анафематствования не только Евтихия и Нестория (они давно уже считались на Востоке еретиками), но целой плеяды патриархов: Диоскора, Тимофея Элура, Петра Монга и Петра Кнафея, Акакия, Фравиты, Македония и Евфимия, а также бесчисленного числа епископов, служивших при режиме «Энотикона». Кроме того, папа Гормизда желал подписей под актом всех восточных епископов, что вызвало лёгкий ропот и дневную задержку для уговоров сомневающихся. Но силой императорской власти и это условие было принято. Позднее, уже после отъезда легатов, Юстин, соглашаясь с отлучением Акакия, обращался к папе с просьбой снять анафемы с остальных восточных патриархов и других архиереев, но понтифик твёрдо стоял на своём. Как естественное следствие, фактически Восток пренебрёг папскими требованиями и «не заметил» анафематствования своих архипастырей. Даже несчастный патриарх Акакий в агиографических сочинениях не только не рассматривался как еретик, но и именовался «блаженным» за свою защиту Халкидонского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помог св. Юстиниану замечательный подвижник Православия Антиохийский патриарх Ефрем (526–545), ставший на кафедру после смерти патриарха Евфрасия (521–526), погибшего во время землетрясения. Аскет, чрезвычайно порядочный и образованный человек, он пользовался непререкаемым авторитетом у своей паствы. Видя положение дел на Востоке и всерьёз обеспокоенный ситуацией в столице, он написал напрямую Римскому папе Агапиту (535–536) письмо, в котором объективно описал состояние Восточной Церкви. Тот как раз отправлялся из Рима в Константинополь в качестве официального посла Остготского короля Феодогаста – кажется, это был единственный, хотя и малопривлекательный, способ для понтифика непосредственно переговорить со св. Юстинианом по наиболее важным вопросам, не опасаясь обвинений в измене остготам. Под восторженные крики православных, папа прибыл в столицу Империи и первым делом отказался вступать в общение с Анфимом Константинопольским, сославшись на формальное нарушение древнего канона, согласно которому не разрешалось переводить епископа с кафедры на кафедру. Человек тихий и кроткий, Анфим решил добровольно оставить кафедру и укрылся по предложению императрицы в её покоях царского дворца. Рассказывают, первоначально император без энтузиазма встретил инициативу апостолика и даже заявил, что отправит его за своеволие в ссылку. На что Агапит ответил: «Я думал, что еду к христианнейшему императору Юстиниану, а приехал к Диоклетиану. Но твои угрозы не запугают меня!». Император понял и признал свою ошибку, и с его согласия Римский папа поставил в патриархи православного Мина (536–552), которого рукополагал он сам, шесть итальянских епископов и пять римских диаконов. Как видим, никто из восточных епископов при хиротонии не присутствовал 224 . Это было время решительного перелома в религиозной политике императора. Апостолик сразу после этого заболел и умер, но император св. Юстиниан довёл дело, начатое папой, до конца. В 536 г. он созвал Собор, который осудил нескольких предводителей монофизитства, после чего утвердил это осуждение государственным законом. В этом законе (42-я новелла) говорится, что издание таких церковных актов – дело не необычное для царства, поскольку всякий раз, когда епископы осуждали и низлагали еретиков, царство присоединяло свой голос к авторитету иереев, таким способом сходились воля Божественная и воля человеческая, составляя единое согласие – «симфонию». Анфим, писал св. Юстиниан, виноват в том, что не захотел принять человеколюбие и снисхождение императора, который, заботясь о его спасении, предлагал ему отречение от ереси. Постановление епископов на соборах само по себе действительно, но, как отмечает император, ещё более законным его делает царство. Патриарху Константинопольскому Мине, на имя которого был издан этот закон, предписывается сообщить содержание этого закона всем подчинённым митрополитам, чтобы они довели его до своей паствы 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феофане, что он причащался св. таин. Но против сего достаточно привести следующие слова преподобного Иосифа Волоколамского: «Обычай есть Божественному писанию, еже святых жития и повести писати, и нужднейшая вещи писанию предавати, ненуждныя же мимотещи… Ничтоже бо нужднейши есть Божественнаго крещения и причащения святых Христовых пречистых таин; но во множайших житиях апостольских и мученических и отеческих не явлено есть о сем. Еда убо не вси крещени быша, или не вси причащахуся святии Апостоли и мученицы и преподобнии отцы наши? Ей, вси убо крестишася и вси причащахуся; но сего ради списателие умолчаша о сем, ведяще, яко не нуждно есть о сих писати, яже вси человецы ведят, яко не мощно есть християнину именоватися, аще не будет крещен, или не причащается Христовых таин» (Просветитель, сл. 11, гл. 2). Сему наставлению преподобного Иосифа беспоповцы вообще не следуют: когда увидят, что в житии святого не упоминается о причащении св. таин, то и приводят обыкновенно житие его во свидетельство, что можно спасаться и без причащения св. таин, как и на сего преподобного Феофана указал Денисов, хотя преподобный сей не находился в таких нуждных обстоятельствах, которые бы лишали его возможности приступить к приобщению св. таин. Но если кто из св. мучеников по случаю гонения и не причастился св. таин, то необходимо помнить, что все они принадлежали к той св. церкви, которая о всех своих чадах, живых и умерших, всегда приносит Богу Отцу бескровную жертву, тело и кровь Сына Его возлюбленного; а беспоповцы ни у себя не приносят сей жертвы, ни с таким обществом, где она приносится, общения не имеют, посему для них и примеры мучеников, не имевших возможности приобщиться св. таин, если и есть такие, к оправданию служить не могут. О св. мученице Дросиде также должно заметить, что в житии её хотя не говорится, чтобы она причащалась св. таин, но, согласно слову преп. Иосифа Волоколамского, утверждать, что она действительно не причащалась св. таин, невозможно. 5) Затем Денисов приводит во свидетельство сказания Барония в лето Господне 260-е о епископах и пресвитерах и диаконах африканских, изгнанных на работы в Сигу, к которым писал послание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010