В 1962 г. «Апостолики Диакониа» предприняло новое издание «Иератикона», значительно отличающееся от ИЕР 1895 и ИЕР 1951 в отношении текста Божественной литургии. Новый «Иератикон» содержал довольно много дополнительных элементов, таких как тропарь предпразднства Рождества Христова в начале чинопоследования протесиса 77 , диаконский возглас «Сила» («Δναμις») во время Трисвятой песни 78 , тайная молитва «Ненавидящих и обидящих 79 нас прости, Боже» перед Великим входом как испрашивание прощения у народа 80 и частные поминовения во время Великого входа 81 . Первый и последний из этих элементов были взяты из афинских изданий кариофильского типа. Кроме того, по сравнению с предыдущими изданиями, в ИЕР 1962 было гораздо больше уставных указаний, среди которых были и пространные указания для певцов при пении антифонов и во время малого входа. Успех ИЕР 1962 не был безусловным, так как «Иератикон» от «Апостолики Диакониа» 1968 г. был вновь напечатан «по изданию Вселенского Патриархата», как и ИЕР 1951. В новом «Иератиконе» издательства «Апостолики Диакониа» 1977 г. были допущены, по замечанию И. Фундулиса, многократные «вмешательства в традиционный текст Божественных литургий» 82 . В основу нового издания был положен ИЕР 1962, но добавлено было многое. По большей части это были подготовительные молитвы и тропари, произносимые священнослужителями, например, стихира «Во светлостех святых Твоих...» при входе в алтарь после входных молитв 83 , тропарь «Во храме стояще славы Твоея...» перед началом литургии 84 , тропарь евангелисту «Апостоле святый и Евангелисте...», произносимый диаконом перед чтением Евангелия 85 , и др. Существующие же краткие молитвы и возгласы были в некоторых случаях удлинены: общее поминовение на Великом входе «Всех вас да помянет...» выросло во «Всех вас, и всех благочестивых и православных христиан, да помянет...» 86 , а ответ «И есть, и будет» на приветствие «Христос посреде нас» во время соборного служения священников стал «И бе, и есть, и будет» 87 . Кроме того, фраза «Преложив Духом Твоим Святым» была вновь введена в анафору В 88 . Уставные указания остались такими же, как и в ИЕР 1962, но были добавлены и некоторые другие, например, указание для молящихся после поминовений на Великом входе 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Русская Православная Церковь собрала в помощь неимущим Греции более 17 миллионов рублей 23 мая 2012 г. 15:33 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храмах и монастырях на территории России продолжается сбор средств в помощь нуждающимся в Греции. Пожертвования приходят со всей страны — как от епархий, приходов и монастырей, так и от частных лиц. К 22 мая на счет Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , координирующего сбор, поступило 17 миллионов 962 тысячи 822 рубля 99 копеек. Провести сбор пожертвований в помощь неимущим в братской православной стране, переживающей тяжелый экономический кризис, в январе благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Епархиальным архиереям, наместникам ставропигиальных монастырей, настоятелям московских храмов и Патриарших подворий были направлены письма, в которых предлагалось в один из воскресных дней организовать тарелочный сбор в помощь нуждающимся. Сбор начался 19 февраля. Его координацию осуществляет Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Средства поступают со всей России и из-за рубежа. Величина пожертвований варьируется от 100 рублей до 400 тысяч. Помощь грекам направляют не только приходы и монастыри, но и миряне. «Люди воспринимают беду далекой страны как свою собственную. В этом убеждаешься, когда видишь частные пожертвования с Камчатки или с Сахалина — от людей разных национальностей», — отмечает глава финансовой службы Отдела по благотворительности Константин Басилов. Предполагается, что собранные средства пойдут на организацию бесплатного питания для неимущих в благотворительных столовых организации «Апостоли» («Миссия»), осуществляющей социальное служение Афинской архиепископии. Как сообщил Диакония.ru глава «Апостоли» Константинос Димцас, Церковь и муниципальные службы ежедневно кормят около 250 тысяч человек. В Афинах 13 тысяч человек каждый день получают порцию супа и другую горячую еду от «Апостоли» в рамках программы «Церковь на улице». Ежедневная потребность в горячем питании на начало февраля оценивалась в 300 тысяч порций по стране и 50 тысяч порций в Афинах при уровне безработицы в 19-20 %. Сегодня в помощи обездоленным участвуют все епархии Элладской Православной Церкви , каждая по мере своих возможностей. В Афинах в помощи задействованы 89 приходов. Также «Миссия» осуществляет программу адресной доставки неимущим продуктов «Церковь дома». Ее сотрудники ежемесячно передают бедным семьям 2,5 тысячи наборов макарон, консервов и других непортящихся продуктов.

http://patriarchia.ru/db/text/2240107.ht...

Христос Бог Спас наш избра 12 ученик и сия Апостолы постави, помолився Богу и Отцу, взложи на ня рукы своя и повеле им учити народы: Апостоли же видевше веру Христову пространяющуся, учениа Слова растуща, избираху своя ученикы и поставляху ового попом, ового Епископом, ового Патриархом (и тако правила положиша: «Епископи два или три поставять Епископа»): Епископы же нарекоша Патриархом: занеже смертни быша, того деля тако уставиша, да не умруть с ними священьство. Сами Апостоли взяша рукоположение от Христа Сына Божиа, и тоже рукоположение даша Патриархом и Митрополитом и прочим священником. По тому правилу, и доселе избирають Патриарси и Митрополиты в которуюждо область и поставляють Патриарха, а Патриарх с Митрополиты поставляеть Митрополита; Митрополит с Епископы поставляеть Епископа, а Епископ с попы и диаконы поставляеть попы и диаконы: и тако достоит нам имети всякаго священника яко Апостола Христова. Егда священник службу служить, тогда имети его яко Христа в Сионе и с ученикы вечеревавша, и тако достоин причаститися от рукы его яко от рукы Христовы вечеревавша. И не рассужай и не распытовай о ереи Божии, аще достоин или ни; всемирный бо учитель Павел к Креньфеом пиша глаголет: «преже разсужаеть себе человек, ти от хлеба да ясть и от чаши да пиеть, да не в суд собе ясть и пиеть, не разсужая тела и крови Христовы». Смотрите же, стриголници наипаче же еретици, како ти Апостол Павел рече, себе рассмотряти, а не ерея Божиа. Или речеши: недостонии суть духопродавци? Христос, ведый Июду, хотяща предати его на вечери, от трапезы, не осуди его преже суда; а ты кто еси осужаяй чужего раба? Своему Господеви или стоить или падеть; силен Бог вставити его. Рцете, еретици, где хощете попа взяти себе? Аще глаголете: недостоин есть Патриарх и недостойни суть Митрополити; то по вашему, ныне, слову, ни единаго несть попа на земли, аще бо который, нищеты деля, позна себе, без даров церковных поставлен есть. Но мыслию и верою исповедаемся и вси причащаемся к соборней и апостолстей церкви; а егоже Митрополита освятить нам Патриарх, того вси чтем яко Христова наместника, такоже и Епископ в коемждо граде и области презвитеры яко Апостолы Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Епископ Фанарийский Агафангел: «Наш богословский диалог может стать свидетельством о Христе» 21 декабря 2006 г. 11:08 Епископ Фанарийский Агафангел занимает пост генерального директора «Апостолики диакониа» — отдела Элладской Православной Церкви , отвечающего за миссионерскую, образовательную и издательскую деятельность. Весной епископ Агафангел посетил Рим в составе делегации Элладской Церкви. Целью визита было изучение традиций и культурного наследия Католической Церкви. О нынешнем состоянии и перспективах диалога с Римско-Католической Церковью епископ Агафангел рассказывает в интервью агентству Zenit . — Что Вы думаете об отношениях между Католической Церковью и Элладской Православной Церковью? — Визит в Грецию в 2001 году Иоанна Павла II имел решающее значение для улучшения отношений между нашими Церквами. В Ареопаге Папа встретился с Христодулом, Архиепископом Афинским и всея Эллады . В последующие годы, с тех пор, когда я возглавил «Апостолики диакониа», мы стали теснее общаться с Католической Церковью, особенно с Папским советом содействия христианскому единству. Одним из результатов нашего сотрудничества стала подготовка факсимильного издания древнего, богато украшенного манускрипта «Месяцеслов Василия II», в который вошли жития святых. Эта важнейшая рукопись, хранящаяся в Ватиканской библиотеке, имеет особое значение, поскольку она была создана после эпохи иконоборчества. Эта рукопись отмечает поворотный пункт в истории Церкви Востока, которая возобновила почитание икон и открыла для себя важность красоты. По случаю издания манускрипта мы пригласили в Афины библиотекаря Римской Церкви, кардинала Жана-Луи Торана, который передал приветствия от имени Бенедикта XVI . В свою очередь Архиепископ Христодул был приглашен в Ватикан. В прошлом году мы предложили, через Апостольскую нунциатуру в Афинах, учебную программу для тридцати католиков, с тем чтобы они могли посетить нашу страну, изучить язык, нашу культуру и традиции Православия. Тем самым католики получили возможность приблизиться к «другой части» Церкви, с которой мы были едины в течение 1000 лет.

http://patriarchia.ru/db/text/173160.htm...

Днесь ветхая вся конець приаша, и се Быша вся нова воскресениа ради. Ныне рекы апостольскиа наводняются, и язычныа рыбы плод пущають, и рыбари, глубину Божиа въчеловечениа испытавше, полну церковную мрежу ловитвы обретають 323 . Ныне мнишескаго образа трудолюбивая пчела, свою мудрость показующи, вся удивляеть; яко же бо они в пустынях самокормлею живуть, ангелы и человекы удивляють, и сии, на цветы излетающе, медвяныи сот сътворяють, да человеком сладость и церкви потребная подають. Ныне вся доброгласныа птица церковныхь ликов гнездяще веселятся 324 , иже суть церковнии чини: епископи и игумени попове и диакони и диаци и свою кождо поюще песнь славять Господа. Днесь поновишася всех святых чинове, нову жизнь о Христе приимше; пророци и патриарси, трудившеся, в райстей пищи почивають жизни, и апостоли с святители пострадавше, прославляются на небеси и на земли. Мученици и исповедници, за Христа смерть претерпеша, с ангелы венчаются. Цари и князи благовернии послушанием святых книг спасаются. Девьствении лици и иночьстии съставиша (след. читать: състави – составы), свой крест терпением понесше, первенцу Христу от земля на небеса въследують; постници и пустынници, от рукы Господня труда мъзду приаша, в горнем граде с святители веселятся. Днесь новым людем воскресения Христова поновлениа празникь, и вся новая Господеви приносится: от язык вера, и от христиан требы, и от иереи святыа бескровныа жертвы, от миродръжителеи боголюбная милостыня, от велможь церковное попечение (в др. списк. «украшение»), от праведник смиреномудрие, от грешник истинное покаание, от нечьстивых обращение к Богу, от ненавидящих духовная любы. Взыдем и мы, братие, ныне мыслено в Сионьскую горницю, яко тамо апостоли събрашася и сам Господь Иисус Христос затвореным дверемь, посреде их обретеся и, рекъ: мир вам исполни я радости: възрадовашабося, рече, ученици, видевше Господа ( Ин. 20:21 ), и всю печяль телесную и страх сердечныи отринуша, дастьбося душам их духовная дерзость познанием своего Владыкы, яко обнажи пред всеми своа ребра и гвоздинныа язвы на руку и на ногу и показует Фоме.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ ЭГИНСКИЙ [Ιερνυμος τς Αγινας (Αγνης); в миру Василий Апостолидис] (1883, дер. Гелвери, ныне Гюзельюрт, Турция - 2/3.10.1966, Афины), старец. Род. в благочестивой многодетной семье, его отец, Анестис Апостолидис, был гончаром. В молодости по просьбе жителей Гелвери Василий был рукоположен во диакона Софронием, митр. Амисским. Ревностными проповедями он нажил недоброжелателей. Василий совершил паломничество в Св. землю и 9 месяцев прожил в Иоанна Предтечи монастыре на Иордане . В 1912 г. он стал диаконом в патриаршей ц. вмч. Георгия Победоносца в квартале Фанар в К-поле, где оставил по себе добрую память ревностным служением и праведной жизнью. Все жалование он раздавал бедным, а сам жил в строгом воздержании. Множество людей приходило, чтобы услышать его проповеди. К-польский патриарх хотел рукоположить его во иерея и назначить служить в кладбищенскую церковь «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастыря (Балыклы), что считалось престижным для к-польского клирика, но Василий ответил отказом. Из-за разногласий с Патриархом Мелетием IV Метаксакисом (1921-1923) он лишился места в ц. вмч. Георгия. В 1922 г. Василий переселился на о-в Эгина, где служил диаконом в митрополичьем соборе. По его инициативе была создана больничная церковь свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского. На Эгине он познакомился с иером. Пантелеимоном (впосл. митрополит г. Каристос на о-ве Эвбея), к-рый убедил его принять священство (рукоположен 29 авг. 1923). 13 дек. 1923 г. на Афоне Василий был пострижен в великую схиму с именем Иероним в честь своего духовного наставника старца Иеронима Симонопетрского и затем получил сан архимандрита. Помимо службы в больничной церкви (И. Э. также оказывал больным медицинскую помощь) на него были возложены обязанности духовного окормления жен. монашеских общин исихастириев Благовещения Пресв. Богородицы на окраине г. Эгина и Св. Троицы (основанного свт. Нектарием Эгинским , митр. Пентапольским († 1920)), а также мон-ря Хрисолеондисса . Архиепископ Афинский разрешил И. Э. каждый раз, когда он бывает в Афинах, произносить проповедь в митрополичьем соборе.

http://pravenc.ru/text/293734.html

Болезнуя Спаситель наш Господь Исус Христос о создании своем, рече: Горе миру от соблазн 182 . И нужда им быти по словеси Христову, да познани будут благочестивии вси и нечестивии 183 . Кое злато, сребро и камение драгое и дрова. И по апостолу: вси же, хотящии благочестно жити о Христе Исусе, гоними будут, лукавии же человецы и чародеи преуспеют, на горшее прельщающе и прельщаеми 184 . Молю же вы, братия, аз, юзник о Господе, бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утвержайтеся 185 и в премудрости ходите по внешним, время искупующе, яко дние лукавии суть 186 , и непоступнии бывайте во святых отеческих преданиих, да с ними наследите вечное царство небесное в горнем прекрасном Иерусалиме. И от словес святого апостола Павла познаем: да о нем же хвалятся, обрящутся 187 , яко же и мы, таковии бо лжеапостоли делатели льстивии, преобразующе во апостолы Христовы, и не дивно: сам бо сатана преобразуется во аггела света, не велие убо, аще и служители его преобразуются, яко служители правды, их же кончина будет по делом их 188 . Святии апостоли сеяху благочестие по земли, а лживии апостоли диявола (об.) злочестие свое и прелесть 189 , яко же Быша при них Симон Волхв, Филиппа диакона крестник, Николай отступник, Кинопс и проч. И до соборов так все брань церковь Христова со враги, и меж соборами, и по соборех святых отец и доные; Христова часть свято дело творит и действует Святым Духом, и антихристова часть свое беззаконие деет в мире неприязненным духом. Сия словеса подтверждает святый апостол Иоанн Богослов 190 : чада Божия есть и чада диаволя неприязнена. И апостол Павел тако же глаголет 191 : тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныне, дóндеже от среды будет и тогда явится беззаконник. От словес святаго апостола Павла и святаго Иоанна Златоуста (Коринф. 1, зачало 150) познаваем 192 , яко антихрист преж пришествия своего учинит, яже везде жертвенники и истинную жертву истребит 193 , и кумир свой на святе месте поставит. Уже бо сицевое мерзостное запустение посланнии от него лжепророцы начинают, и от того познаваем, яко уже близ есть день Господский; не у еще кончина, дóндеже сам прииде и с ним совершится и исполнится мерзость вседневнаго запустения. Сия убо мерзость толкуется по писанию 194 : воинство антихристово разоряющее церковь Божию. А ныне ужи видимо есть отступление 195 : отступиша бо мнози человецы от правыя веры и чешут слухи приложенными глаголы и вси послушают сладце прелести, и вси предаются на глаголы тии, и удалишася вси человецы от добрых дел, и изволиша лучше прелестное, нежели похваляют самую истину. И се есть уже отступление о ожидаем врага, иже помалу пошлет предотечь своих и сам, на готовое пришед и остаток уловит. Глава 15. Свидетельство от святых писаний о отступлении правыя веры и о нарушении догматов

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Архиерей, как унаследовавший благодать епископства от апостолов и святителей, несет ответственность и перед ними, как имеющими власть от Бога судить тех, кто не сохранил достойным образом епископскую благодать. И здесь душа архиерея нуждается в помощи, которая подается ему в покаянных песнопениях и в усердной молитве Церкви воинствующей. «Святии Апостоли! Что возглаголю вам, егда имати судити мя… Благодать епископства зело окалях бесчисленными прегрешениями… Апостоли Христовы, недостойный аз вашея милости, обаче Бога молите грехом моим тяжким прощению дароватися… Святителие Христовы, не вам аз подражах, пленником греха быв… Святителие, не презрите мя, многосогрешившаго, но о прощении грехов моих Бога молите». Как служитель Христа, воплотившегося от Девы Марии, епископ устами верующих примиряет свою совесть и с Богоматерью, нашей непрестанной Ходатаицей, и умоляет Ее быть Предстательницей за него пред Сыном Ее и Богом: «Толико согреших пред Тобою, Пречистая, яко не возможно ми вся сия изрещи… Прощение подаждь мы, Богородице, яко милосердная Мати… Присно моли о мне, Дево, Сина Своет грехов прощение мне даровати». Словами молитвословий епископ испрашивает прощение у своей паствы и дает ей наставление, и, таким образом, совершается примирение архипастыря с пасомыми и примирение пасомых с архипастырем: «Прощение вины моея испрошу аз елика оскорбих кого и опечалих… Вси вкупе: святители и иереи, диаконы, иподиаконы, чтецы, хиротонисанныя и прочии и честный народ, молитву о мне Богу возносите, да помилован аз буду. О, вернии чада, веру храните, благочестно живите, пастырей чтите. Таковым бо велия награда у Господа… Воздайте мы равная, яже воздах вам: благая бо за благое… Земля есмь аз и в землю отхожду, земле, прими мое бренное тело… Жизнодавче, приими дух мой с миром». В третьей статии 17-й кафизмы излагается молитвенная похвала усопшему и ходатайство Церкви за него пред Богом. Верующие хвалят пред Господом добрые стороны жизни своего архипастыря и возносят о нем усердные молитвы, испрашивая у Бога почившему прощение грехов и вселения его в обители святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Русской Православной Церковью собрано 8,5 млн руб. для неимущих в Греции 10 апреля 2012 г. 19:04 По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в храмах и монастырях Русской Православной Церкви начался сбор пожертвований в помощь нуждающимся Греции . Координацию проекта осуществляет Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению . По данным на 6 апреля на счет Отдела поступило 8 миллионов 486 тысяч 384 рублей 43 копейки. Эта сумма эквивалентна около 220 тысячам порций бесплатного питания для неимущих. Средства поступают как от епархий, монастырей и приходов Русской Православной Церкви, так и от частных лиц. Пожертвования в помощь неимущим в Греции приходят со всей России — из Москвы и Подмосковья, из Сибири и с Камчатки, из Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Сбор пожертвований продолжается; подробные отчеты об их поступлении публикуются на сайте Диакония.ru . Передача собранных средств, которые будут направлены на приобретение продуктов питания для бездомных и неимущих в Греции, должна произойти после подписания меморандума о сотрудничестве в сфере благотворительности между Афинской Архиепископией и Русской Православной Церковью. «Эта помощь очень важна для тех, кто сильнее всего страдает от кризиса, наиболее социально незащищенных групп населения», — заявил Константинос Димцас, генеральный директор организации «Апостоли» («Миссия»), осуществляющей социальное служение Афинской Архиепископии. «Многие люди потеряли работу и не могут позволить себе даже купить солярку, чтобы отапливать жилище. Повсюду царит гнетущая атмосфера неуверенности в завтрашнем дне, — рассказывает К. Димцас. — Рецессия порождает эффект домино в экономике и в общественной жизни: закрытие одних предприятий приводит к закрытию других. Люди оказываются буквально без средств к существованию. Даже привычные продукты питания для них становятся роскошью». Исследование национального статистического агентства ELSTAT свидетельствует, что почти треть греков в настоящее время живет за чертой бедности. Единственным источником существования для многих стали бесплатные церковные столовые. «Кухни, в которых неимущие могут получить порцию супа и другую горячую еду, были открыты Церковью еще несколько лет назад, — продолжает К. Димцас. — Кризис лишь заставил увеличить их число. Сегодня в помощи обездоленным участвуют все епархии Элладской Православной Церкви, каждая по мере своих возможностей. В масштабах страны Церковь и муниципальные службы ежедневно кормят около 250 тысяч человек. В Афинах 13 тысяч человек каждый день получают горячее питание от нашей организации " Апостоли " и Афинской Архиепископии. Кроме того, ежемесячно мы доставляем греческим семьям 2,5 тысячи наборов макарон, консервов и других непортящихся продуктов».

http://patriarchia.ru/db/text/2152788.ht...

Продолжение «Акакиевой схизмы» было далеко небезвыгодно для Теодориха. Для остгота папа являл собой олицетворение всего римского и христианского мира, был человеком, обладавшим огромной духовной и мирской властью. Но сам понтифик нуждался в защите, и остготу было приятно, что именно он в состоянии обеспечить её. Являясь арианином и проживая в центре Православия, Теодорих волей-неволей был вынужден занять позицию религиозной толерантности и совершенно не терпел, когда кто-то подчёркнуто в угоду Остготскому царю менял свои убеждения. Печальная история диакона Гелпидия, состоявшего в православии, но затем перешедшего в арианство и потому казнённого царём, стала наглядным примером для всех остальных 1067 . В свою очередь, в глазах Римского епископа и всего остального клира остгот, конечно, не заменял собой фигуру императора, но он казался очень удобным для разрешения конкретных политических ситуаций, причём, как для укрепления власти апостолика в Италии, так и на Востоке. Когда оба кандидата непосредственно отправились в Равенну, где находился двор остгота, и прибегли к его помощи, как третейского судии, остгот максимально использовал ситуацию в свою пользу и остановился на кандидатуре Симмаха (498–514), яростного халкидонита. Созванный в марте 499 г. Собор в Риме лишь констатировал выбор Теодориха о личности будущего понтифика 1068 . Для Константинополя это была настоящая политическая революция . Не говоря уже о том, что до этого времени традиционно выбор Римского епископа во многом определялся решением императора, которого здесь незаконно заменила фигура варварского короля. Произошло невероятное: при живом императоре православные епископы обратились к арианину с просьбой определить имя апостолика. Естественно, Византийский император не оставался «слепым» в данной ситуации и не мог не заметить, сколь уверенно и настойчиво Римский епископ пробивает дорогу для признания за собой высших прерогатив, практически уже неподконтрольных царю, в ущерб целостности Римской империи. Сомнений не было – Остготский король и узурпатор преследовал собственные политические интересы, останавливая свой выбор на Симмахе, а не на ставленнике византийской партии пресвитере Лаврентии. Теодориху объективно было очень выгодно сохранить напряжённые отношения Константинополя с Римом, так как в этом случае его политический авторитет в Италии только укреплялся – папы неизбежно вынуждены были обращаться к нему, чтобы он обеспечил их безопасность и саму возможность оппонировать Константинополю. Тем самым он обеспечивал свою политическую независимость от Константинополя, создавая фундамент признания за собой высших царских полномочий и своего суверенного государства .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010