Кардиналы, возглавляющие дикастерии и другие постоянные учреждения Римской курии и города Ватикана, по достижении 75-летнего возраста испрашивают у Римского епископа отставку. Кардинал-старейшина, его заместитель или старейший из кардиналов-епископов совершает рукоположение избранных на Римскую кафедру лиц, не имеющих епископского сана. Кардинал-протодиакон объявляет народу имя новоизбранного первосвященника. Кардиналы, занимающие какие-либо должности в курии и не имеющие своих епархий, постоянно находятся в Риме; кардиналы, управляющие своими епархиями, обязаны прибывать в Рим по вызову папы. Кардиналы, имеющие титулы субурбикарных епископов либо титулы или диаконию в Римских церквах, помогают своими советами в управлении этими церквами, но не обладают в отношении их административной властью. Верховному первосвященнику в управлении церковью постоянно помогает Римская курия. Она состоит из государственного секретариата или секретариата папы, Совета публичных дел церкви, конгрегаций, трибуналов и других учреждений. 29.4. Легаты. Римский первосвященник назначает легатов и направляет их в церкви разных государств и районов мира, а также аккредитует их при государственной власти различных стран, соблюдая при этом нормы международного права. Легаты являются постоянными представителями Римского папы при отдельных церквах и правительствах. Апостолический престол в международных учреждениях, на конференциях и ассамблеях представляют также специальные делегаты и наблюдатели. Главная задача папского легата заключается в том, чтобы поддерживать постоянную и надежную связь между Апостолическим престолом и Поместными церквами. Легат информирует папу о состоянии и жизни церкви; помогает ее епископам своими советами; оказывает помощь епископским конференциям в назначении епископов, в установлении приемлемых взаимоотношений между Католической церковью и другими церквами и церковными общинами, а также с нехристианскими религиозными общинами в защите интересов церкви и Апостолического престола перед главами государств и в других вопросах. Все эти полномочия он получает от Апостолического престола.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

В декабре 2002 г. «Апостолики Диакониа» выпустило новый «Иератикон», а двумя годами позже переиздало его без изменений. Ожидается, что новый «Иератикон» откроет новую главу в истории греческого чина Божественной литургии. Этот «Иератикон» снова возвращается к константинопольской традиции «Иератиконов», но вовсе не является перепечаткой какого-либо издания из этой традиции. Хотя текст литургий в нем и основывается на ИЕР 1895 и других изданиях этого типа (большинство уставных указаний, однако, сформулировано по-иному и организация материала претерпела много изменений), при составлении этого текста были использованы выводы современной богослужебной науки. В результате в литургию был не просто возвращён (как в случае Симонопетрского «Иератикона») ряд элементов византийского чина Божественной литургии, таких как аллилуарий перед чтением Евангелия и «Да исполнятся уста наша...», но в отдельной главе были представлены основания для этих и других изменений. Даже для тех мест, в которых новый «Иератикон» следует изданиям константинопольской традиции и разнится с элладскими «Иератиконами», в той же отдельной главе зачастую приводятся объяснения. Одним из таких мест является освящение Св. Даров в В , откуда в ИЕР 2002 убрана фраза «Преложив Духом Твоим Святым». Основная проблема нового «Иератикона» в том, что некоторые изменения, предписываемые им, пока невозможно ввести в практику, потому что они отсутствуют в других богослужебных книгах Элладской Церкви. Это относится прежде всего к частям, исполняемым хором, таким как песнопение «Да исполнятся уста наша...» и текст Херувимской песни с наречием «ныне» («νν») вместо утвердившегося в греческой практике артикля «τν» 93 («... всякое ныне («νν») житейское отложим попечение»). Как мы видели выше, на протяжении пяти веков, прошедших со времени появления печатных богослужебных книг, греческий чин Божественной литургии постоянно развивается. До конца ХХ в. общее направление развития было в сторону удлинения текста литургии за счёт добавления новых уставных указаний, кратких молитв, тропарей и т. п. и удлинения уже существующих подобных элементов. Новый «Иератикон», как и издания монастыря Симонопетр в монастырской среде, начинает обратное движение на основе подлинного богослужебного предания и выводов современной богослужебной науки. В нём удалены многие поздние элементы, появившиеся в элладских «Иератиконах» и в определённых афинских богослужебных изданиях, и возвращён ряд элементов византийского чина литургии. § 2. Россия

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Были между ними бежавшие из плена Персидского и Турецкого. Они, по удивительным способностям народа русского, умели в короткое время выучиться языкам восточным и хитро воспользоваться доверенностью пашей, чтобы спастись в Иерусалим. Так один из них, взятый турками в последнюю войну, поступил на службу к одному из пашей Анатолии, уверил его, что весьма искусен делать кареты, выпросил денег и позволения искать в соседних лесах букового дерева, и скрылся. Другой же, 80-летний старец Паисий, бежавший еще во время сечи Запорожской, пользовался всею доверенностью митрополита Назаретского и служил переводчиком в сношениях его с русскими. Все они, составив себе особенный странный язык, смесь греческого и русского, для объяснения с духовенством, приняли на себя различные должности в патриархии, и таким образом живут, хотя и скудно, посреди всеобщего голода и нищеты. Иной печет просфоры и хлебы, другие смотрят за маслинами, огородами, лошаками; женщины стирают, шьют или ходят за больными, и надобно заметить, что все они вообще несравненно расторопнее греков и арабов. Но в мое время было не более 18-ти русских в Палестине. На другой день пригласили меня в залу собрания или синодик. В передней комнате хор священников возгласил стихиры великого четверга: «Союзом любве связуеми апостоли, владычествующему всеми себе Христу возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир». В то же время три диакона стали умывать мне ноги и руки, возливая на них розовую воду и смиренно целуя: обряд трогательный, напоминавший первые обряды христианства; по совершении его пели: «Честнейшую херувим», и возгласив многолетие святейшему и величайшему господину, князю и владыке, патриарху Св. града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обоин-пол Иордана, Каны Галилейской и Св. Сиона, а вслед за тем многолетие благочестивому, православному, и благородному поклоннику, с низким поклоном удалились. Я взошел в самый синодик, где по обычаю патриархии все архиереи садятся вокруг стола, приглашая поклонников записывать имена свои для поминовения и вносить вклады, на счет которых впоследствии их содержат, во все время пребывания в Иерусалиме. Оно продолжается обыкновенно от Воздвижения до Пасхи, и от каждого зависит выбор монастыря для своего жительства. Но те из поклонников, которые желают посвятить деньги свои и дары св. гробу, должны особенно вручить их игумену храма, для пропитания братии, для свеч и лампад. Однако архиереи не просили от меня подаяния в синодике; там был только один престарелый эконом патриархии (Парфений ныне уже умерший); он снял для меня со стены малый крест в серебряном окладе, составленный из мелких частиц честнаго древа, от которых уделяют поклонникам. Тогда посетил я по порядку всех архиереев, вручив письмо патриаршее и фирманы секретарю наместников, доброму и благоразумному иноку Анфиму, который, долго служив при дворе господаря валахского Ипсилантия, был свидетелем его бедственной кончины и удалился на смирение в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛЛАС [греч. Βλλας] Василиос (1902, Янина - 1969), греч. правосл. библеист, профессор богословского фак-та Афинского ун-та. После завершения общего образования был направлен в качестве стипендиата в Ризариевское церковное уч-ще в Афинах, к-рое закончил в 1920 г. В том же году В. поступил на богословский фак-т Афинского ун-та, затем продолжил обучение в ун-тах Мюнхена (1925-1927) и Берлина (1927-1929), где занимался у нем. библеиста проф. Э. Зеллина. В 1931 г., после возвращения в Афинский ун-т, В. был избран доцентом, в 1933 г. экстраординарным профессором, а в 1936 г. штатным профессором по кафедре древнеевр. языка, герменевтики ВЗ и библейской археологии. С первых лет преподавания он активно заботился о подготовке в Греции научных кадров для изучения ВЗ. В 1945 г. В. стал главным руководителем департамента вероисповеданий в Мин-ве образования. В 1945 г. был направлен в Оксфордский ун-т. В 1947-1953 гг. возглавлял Апостолики диаконии Элладской Церкви. В сент. представлял Грецию на заседании ВСЦ в Амстердаме. С 1952 г.- генеральный секретарь Мин-ва образования. В 1960-1961 гг. В.- ректор Афинского ун-та. В 1961 г. в составе делегации от Иерусалимской Церкви участвовал во Всеправославном совещании на о-ве Родос (ЖМП. 1961. 11. С. 5). Богословские труды В. гл. обр. были посвящены филологической критике текста ВЗ, библейской герменевтике и археологии. В работе «Библейская критика и церковный авторитет» (1937) В. изложил основные положения правосл. учения о Свящ. Писании, в частности о его богочеловеческом характере. В. также издал толкования на малых пророков (1947-1950), в 1967 г. перевел НЗ на один из вариантов новогреч. языка (димотика), в 1973 г. перевод получил признание К-польского патриарха Димитрия I. В. выступал за необходимость усвоения методов совр. библейской критики и ее последующей адаптации правосл. богословием. За церковную деятельность, научные труды и преподавательскую работу В. был удостоен ряда церковных и гос. наград. Соч.: Mal " ak-Jahve//Ekklesiastikou Farou. 1931. Apr.-Ioun; Κριτικ τς Ββλιου κα κκλησιαστικ αθεντα. Αθναι, 1937 (нем. пер.: Bibelkritik und Kirchliche Autoritat)//Proces-verbaux du premier Congr. de Theologie Orthodoxe a Athènes, 29 Nov.- 6 Dec. 1936/Ed. H. S. Alivisatos. Athènes, 1939. P. 135-143; Θρησκευτικα προσωπικτητες τς Π. Διαθκης. 1957-19632. 2 τ. Лит.: Σιμτας Π. Ν. Βλλας Βασλειος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 776-778; Πνημα εγνμον Τιμητικς τμος π τς 40 τηρδι συγγραφικς δρσεως κα τς 35 τηρδι καθηγεσας το Β. Μ. Βλλα//Επιμελεα Α. Π. Χαστοπη. Αθναι, 1969. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150157.html

83 Неумение обходиться с «плаун травою и огнем» иногда влекло за собою ожоги и увечья. «1626 г. дек. 18, по словам приходо-расходной книги, приходили после пещново действа славить уставщик певчей дьяк Владимир Иванов, и, по приказу государя архиепископа Нектария, дано ему Владимиру рубль денег за увечья подьяков меньшие станицы» (Н. Сувор. Опис. Вологод. кафедр. собора, стр. 138) 84 Диаконы брали у халдеев трубки с пловучею травою, по чину XVI в., при пении отроками стиха: «И распаляшеся пламень над пещию на четыредесят и девят лакот». 85 О схождении ангела в пещь чинъ XVI в. говоритъ такимъ образомъ: «И лежат (т. е. халдеи), доколе ангел летит, а как станут халдеи и глаголет един ко другому: – «Было три, а стало четыре». И другой же отвечает: «четвертый грозен, уподобисъ Сыну Божию». 86 По списку чина XVI в., и эти стихи (Даниил. III, 51 – 56) с начала произносил протодиакон, а потом уже их пели отроки. После 56 стиха отроки пели: «Слава», «Препетый», «И ныне», «Препетый». Подобным образом пели и дальнейшие стихи, с 57 – 88. 87 2 В списке чина XVI в. протодиакон, после вторичного кругового хождения отроков в печи, произносит: «Благословите апостоли, пророцы и мученицы Господни. Господа пойте и превозносите Его во веки». Отроки поют: «Хвалим благословим» и «Господа пойте», причем трижды делают на себе крестное знамение с поклонами и «обращаются равьно, ангела въ руках держачи пред собою 3 ж». В это время отроки поют: «Тричисленныя отроки состави Святая Троица». 3 Этого обращения не имеется в чине XVI столетия и в печатном. 88 4 В чине XVI в. мы видим те же самые разговоры халдеев, но в печатном чине пещнаго действа удержаны только два и в таком изложении. Первый халдей: «Анание, гряди вонъ из пещи» и ведет честно под руки, а говоритъ: «Пойди царевъ сынъ», а другий тоже глаголет. И потомъ другий такоже поклоны кладет и пршпед к пещи кличет велегласно: «Азарие, гряди вонъ изъ пещи». И потом паки первый халдей кличет: «Мисайло, гряди вонъ изъ пещи». А халдеи отроков прнимают под руку правую честно и водятъ их пред патриарха».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

И прихавъ въ свою си епископью, паки по первое деръжашеся устроение и свое обычное дло имяше, и слово Божие проповдаше с дерзновением, и невозбранно учаше а. Елико гд осталося от некрещеных, – изиская сюду и сюду, в киих предлех обретая сиа от поганых, – обращаше и крещаше. Всх же крещеных своих учаше въ вре пребывати и напред поспвати, якоже рече апостолъ: «Задняя забывающе, а на предняя протязающеся». 463 И грамоте пермъской учаше я, и книги писаше им, и церкви святыя ставляше им и свящаше, иконами украшаше и книгами исполняше и манастыри наряжаше, 464 и в черьнцы постригаше и игумены имъ устрояше, и священники, попы, диаконы сам поставляше и анагносты, и падиаки уставляше. И попове его пермьскиим языком служаху: и обдню, заутреню же и вечерню, 465 пермъскою рчию пояху. И кононархи 466 его по пермъским книгам конархаша, и четцы чтение чтяху пермьскою бесдою, пвцы же всяко пние пермъски возглашаху. И бяше видти чюдо в земли той: идже преже были идолослужителие, бсомолцы, ту богомолцы явишася. (...) О призвании и о вровании многихъ языкъ О сем и апостоли свидтельствують, еже о обращении странъ и о призвании языкъ, яко «подобает во всх языцхъ проповдатися слову Божию», 467 и яко подобает иноязычником обращатися къ Богу и вровати, и крещатися. Благовстницы и проповдницы свидтельствуют о семъ и пророцы согласуютъ. Исайа бо рече: «Се языцы, иже не вдают тебе, призовуть тя и людие, иже не знают тебе, прибжат к теб». Возваша ко Господу, егда въстужиша; от бд их избави а и наведе а на путь правый», 514 «ибо благословение даст законъ даяй», 515 того ради «вознесуть и въ церкви людстй и на сдалищи старецъ восхвалят его» 516 «и поклонятся ему вси царие земстии», 517 и «всяко дыхание да хвалит Господа». 518 (...) О азъбукы пермъстй Не токмо бо святым крещениемъ просвти а, но и грамот сподоби а и книжный разумъ дарова им и писание предасть им, еже новую грамоту сложи, еже незнаемую азбуку пермъскую счини 519 и, тми писменными словесы книги многи написавъ, предасть им, егоже дотол вк свой не стяжаша.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Порядок тропарей и кондаков следующий: В храме Господском, Богородицы, Архангелов или Предтечи – тропарь храма, тропари дня: «Апостоли святии...», «Правило веры...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». В храме Апостолов – тропари дня: «Апостоли святии...», «Правило веры...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». В храме святого – тропари дня: «Апостоли святии...», «Правило веры...». Тропарь храма , «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». Литургия в этот день не совершается. Б. И сразу начинается вечерня. Чтец: «Аминь» . «Приидите, поклонимся...» (трижды), 103-й псалом. Великая ектения. Стихословится 12-я кафизма, после которой – малая ектения. На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная») – 6 (см. 2 марта). «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»). Вход с кадилом. «Свете Тихий». Диакон (или иерей) возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем» . Чтец: «И духови твоему». Диакон (или иерей): «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен Триоди (дня), глас 5-й: «Боже, во имя Твое спаси мя...»; стих: «Боже, услыши молитву мою...». Диакон (или иерей): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Да уповает Израиль на Господа...»; стих: «Господи, не вознесеся сердце мое...». После прокимна читаются паримии Богородицы – 3 (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения сугубая: «Рцем вси...» не произносится.) После паримий – «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-13/

Порядок тропарей и кондаков следующий: В храме Господском, Богородицы, Архангелов или Предтечи – тропарь храма, тропари дня: «Апостоли святии…», «Правило веры…». «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». В храме Апостолов – тропари дня: «Апостоли святии…», «Правило веры…». «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». В храме святого – тропари дня: «Апостоли святии…», «Правило веры…». Тропарь храма , «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». Литургия в этот день не совершается. Б. И сразу начинается вечерня. Чтец: «Аминь» . «Приидите, поклонимся…» (трижды), 103-й псалом. Великая ектения. Стихословится 12-я кафизма, после которой – малая ектения. На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная») – 6 (см. 2 марта). «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»). Вход с кадилом. «Свете Тихий». Диакон (или иерей) возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем» . Чтец: «И духови твоему». Диакон (или иерей): «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен Триоди (дня), глас 5-й: «Боже, во имя Твое спаси мя…»; стих: «Боже, услыши молитву мою…». Диакон (или иерей): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Да уповает Израиль на Господа…»; стих: «Господи, не вознесеся сердце мое…». После прокимна читаются паримии Богородицы – 3 (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения сугубая: «Рцем вси…» не произносится.) После паримий – «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»). По Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы Божией Матери «Державная»), глас 4-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Средства поступают со всей России и из-за рубежа. Величина пожертвований варьируется от 100 рублей до 400 тысяч. Помощь грекам направляют не только приходы и монастыри, но и миряне. 24 мая. ПРАВМИР. В храмах и монастырях России продолжается сбор средств в помощь нуждающимся в Греции. Пожертвования приходят от епархий, приходов, монастырей страны, а также от частных лиц. Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Афинский Иероним II присутствует при раздаче питания неимущим в Пирее, апрель 2012 г., Фото: Диакония.ru На счет Отдела по благотворительности и социальному служению, координирующего сбор, к 22 мая поступило 17 миллионов 962 тысячи 822 рубля 99 копеек, сообщает портал Диакония.ru . Ранее Патриарх Кирилл благословил провести сбор пожертвований в помощь неимущим в братской православной стране, переживающей тяжелый экономический кризис. Епархиальным архиереям, наместникам ставропигиальных монастырей, настоятелям московских храмов и Патриарших подворий были направлены письма, в которых предлагалось в один из воскресных дней организовать тарелочный сбор в помощь нуждающимся. Средства поступают со всей России и из-за рубежа. Величина пожертвований варьируется от 100 рублей до 400 тысяч. Помощь грекам направляют не только приходы и монастыри, но и миряне. Предполагается, что собранные средства пойдут на организацию бесплатного питания для неимущих в благотворительных столовых организации «Апостоли» («Миссия»), осуществляющей социальное служение Афинской архиепископии. Глава «Апостоли» Константинос Димцас сообщил, что Церковь и муниципальные службы ежедневно кормят около 250 тысяч человек. В Афинах 13 тысяч человек каждый день получают порцию супа и другую горячую еду от «Апостоли» в рамках программы «Церковь на улице». Сегодня в помощи обездоленным участвуют все епархии Элладской Православной Церкви, каждая по мере своих возможностей. В Афинах в помощи задействованы 89 приходов. Также «Миссия» осуществляет программу адресной доставки неимущим продуктов «Церковь дома». Ее сотрудники ежемесячно передают бедным семьям 2,5 тысячи наборов макарон, консервов и других непортящихся продуктов.

http://pravmir.ru/pochti-18-millionov-ru...

Таким образом, в ИЕР 1977 мы видим наибольшее до сегодняшнего дня разрастание чинопоследования Божественной литургии. Заметим, что, как видно из вышесказанного, рост этот произошёл в основном в переходных местах литургии, что было закономерностью развития литургии уже с IV b. В 1981 году «Апостолики Диакониа» вновь предпочло переиздать «Иератикон» константинопольской традиции. Однако следующее издание (1987 г.), как и все остальные до ИЕР 2000 включительно, были не чем иным, как перепечатками «Иератикона» 1977 г. В настоящей работе мы называем ИЕР 1962 и эти издания, отличающиеся от «Иератиконов» константинопольской традиции, элладскими «Иератиконами». В течение двух десятилетий Божественная литургия в Элладской Церкви совершалась в соответствии с этими изданиями. В конце 1980-х гг. в афонском монастыре Симонопетр была начата долгосрочная программа исправления богослужебных текстов на основе Православного предания. В 1989 г. увидел свет «Иеродиаконикон», а в 1992 г. – трёхтомный «Иератикон», где каждый том содержал одну из трёх употребляемых сегодня литургий. Серию продолжили издания других богослужебных книг. В «Иератиконе» текст Божественных литургий представлен на основе рукописей и старых и надёжных печатных изданий, причём в соответствии со святогорской традицией совершения литургии 90 . Поэтому в нём нет тех добавок и удлинений, которые мы отметили в элладских «Иератиконах». С другой стороны, возвращены некоторые древние части литургии, такие как песнь «Да исполнятся уста наша...» после св. Причастия 91 и пение 33-го псалма во время раздаяния антидора 92 . «Иератиконы» монастыря Симонопетр, высококачественные со всех точек зрения, предназначались не только для монастырей, но и для греческих приходов. В Элладской Церкви они вошли в богослужебное употребление, но не заменили издания «Апостолики Диакониа». Они использовались и используются в основном при совершении протесиса и при соборном служении вторым, третьим и т. д. священниками, тогда как старший священник имеет перед собой «Иератикон» издания «Апостолики Диакониа».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010