На Утрени, оба канона октоиха без мученичнов, и святаго на 6, глас 2. По 3-й песни, седален, глас 4. Слава, глас тойже. По 6-й песни,    Кондак, глас 5: Подражатель сый милостиваго, и исцелении благодать о него прием, страстотерпче и мучениче Христа Бога, молитвами твоими душевныя наша недуги исцели, отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно: спаси ны Господи.    И икос. По 9-й песни, светилен октоиха. Слава, святаго. На хвалитех стихиры на 4, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе! Слава, глас 4: Днесь просия страстоносца память: И ныне: Богородице всех царице: На стиховне октоиха. Таже святаго припев: праведник яко финикс процветет: И поем стихиру, глас 1: Подвигом добрым подвизался еси: Слава, глас 5: Приидите мученколюбцы: И ныне, богородичен. На Литургии, блаженна октоиха, на 4: и святаго песнь 3, на 4. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых своих: Стих: В церквах благословите бога: Апостол к тимофею, зачало 292: Чадо тимофее, возмогай о благодати: Аллилуиа, глас 2: праведник яко финикс: евангелие Иоанна, зачало 52: Си заповедаю вам: Причастен: В память вечную:     28. святых апостол и диаконов: прохора, никанора, тимона и пармена.    Стихиры, глас 1. Подобен: небесных чинов: Тропарь, глас 3: Апостоли святии: октовриа в 31-й день. На Утрени, оба канона октоиха, и апостолов на 4, глас 4. По 3-й песни, седален, глас 3. По 6-й песни,    Кондак, глас 1. Подобен: утробу девичу: Диакони честнии и самовидцы слова, и сосуди избраннии явистеся веры, никанор, прохор, пармен и тимон, славнии: темже день священную память вашу празднуем, в веселии сердца вас ублажающе.     † В тойже день празднуем явление иконы смоленския, пресвятыя владычицы нашея Богородицы одигитриа.    Тропарь, глас 4: К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем в покаянии зовуще из глубины души: владычице помози, на ны милосердовавши. потщися погибаем от множества прегрешений: не отврати твоя рабы тщи, тя бо и едину надежду имамы.    Слава, и ныне: Не умолчим никогда Богородице, силы твоя глаголати недостойнии. аще бо ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? кто же бы сохранил до ныне свободны? не отступим владычице от тебе: твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так откровенно, на первых же порах, представителем папы, выражена была затаённая мысль конгресса, унионистское стремление, руководившее планом его. Кроме того как бы нарочито, восхваляя прошлое восточной церкви в своей речи и упоминая славные имена великих святителей и учителей сей церкви, святых Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Иоанна Дамаскина и кардинал счёл нужным упомянуть также не только имена славянских первоучителей – Кирилла и Мефодия, но и имя известного латино-польского деятеля времён западнорусской унии Иосафата Кунцевича, вероятно в угоду полякам. Иерусалим представляет собой средоточие не только истории христианства, но и всего человечества, а евхаристический конгресс является эпохой в истории церкви, залогом грядущих, не менее славных, событий, и т. д. Специальным предметом реферата патриарха была литургия св. ап. Иакова, как основа всех восточных литургий. Джерайджири, епископ Баниасский (в древней Панеаде или Кесарии Филипповой) рассматривал три вида литургии, произшедших из литургии ап. Иакова: литургию св. Василия Великого , литургию св. Иоанна Златоустог о и литургию преждеосвящённых даров, представляющие собой постепенное сокращение литургии св. ап. Иакова. Это рассуждение привлекло к себе особенное внимание слушателей. – Кандалафт, епископ Бейрутский, прочитал исследование о Сирской литургии. – Доктор Афанасий Абен-Саид, представитель Коптского апостолического провикария, делал доклад о коптских литургиях ап. Марка, Василия Великого и Григория Богослова и о готовящемся издании перевода этих литургий, особенностью которых является то, что они представляют собой непрерывный диалог между священнодействующим и диаконом, его истолкователем с одной – и народом, – с другой стороны, причём народ является принимающим участие во всех действиях приуготовления к совершению и самого совершения жертвоприношения Евхаристии. – Аббат Мартен из Одажа (департам. Дрома) читал реферат о славянской литургии, принятой в Болгарии, этой, по его выражению, «стране будущего, составляющей дверь в Россию». – Рахмани, архиепископ Багдадский, представил блестящее изложение сирского чина богослужения, доказывал его апостольское происхождение, привёл несколько соответствующих мест из литургии и указал на обряды, существующие только в этой церкви. Говоря о языке этого чина, он не забыл указать на употребление его самим Господом Иисусом Христом (выражения: Талифа кум; Ил, Ил, ламма савахфан и т. п.). – Доминиканец Мишель в своей учёной диссертации излагал историю постоянных попечений пап о поддержании восточных обрядов и уважении к ним. – Бейрутский маронитский архиепископ Деббс читал о догмате пресуществления в сирских церквах

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Да вопрашивают нас нецыи от вас о словеси избранного сосуда Христова Павла Апостола, еже к Солуняном глаголет, благовествуя, во втором послании вторые главы, об антихристе, сие: Да никтоже вас, рече, прелстит нн no единому образу, яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек греха, сын погибели, противник и проч. И аз отвещаю по дарованию Святого Духа, елика дадемися. Тогда, при Апостоле, процвете Христова вера в Селуне от сих проповедников истинных Христовых, и диавол воздвиг своих некиих бесчинников и льстецев развратных, якоже и зде окрест Костромы и Павлова Перевоза, о нихже глаголете многая, блядуще, лживая и нечестивая учения диаволя, – гадко и слышати нам. И тако они селуняне обхождаху братию и прельщаху, глаголюще, яко уже пришествию Христову второму наставшу, и слышащих ужасаху и смущаху, и Павла Апостола облыгающе тем, сказующе, яко от него слышаще, еще же и от Духа глаголюще сицевая слышати, яко Христос грядет уже на суд. О, сатанина духа прелести! Утро благочестия токмо нача светати еще по вселенней, a сатанин дух сказуя слепым, глаголя: солнце уже на западе! Сие уведав Апостол, от Рима посла к ним в Селунь иослание сие, моля их, глаголя, чтобы не внимали прелестником, глаголющим,, яко настоит уже день Христов. Отнюдь, рече, не будет пришествия Христова на суд, дóндеже проповесться благовестие Христово по вселенней всем языком, и потом по временам будет, рече, отступление от веры во всех языцех, и потом открыется в мире человек беззакония, еже есть противник, враг Богу, антихрист, и быши ему, рече, во свое время, тайна убо уже деется беззакония, сиречь Апостоли Христови сеяху благочестие по земли, а лживии апосголи диаволи злочестие свое, якоже бысть при них Симон волхв, Филиппа диакона крестник Николай отступник, Киноис и прочии. И до соборов тако все брася церковь Христова со враги, и между соборами и по соборех, и доныне Христова часть святое дело творит и действует Христовым духом, а антихристова часть свое тайное беззаконие деет в мире неприязненным духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

здесь возникли три общежития: одно для 4 греческих мальчиков (с Кипра), другое для 8 вообще греческих учеников, третье для 24 (для 16 уроженцев Крита и для 8 греческих детей без различия их места рождения). 160 Кстати сказать, греки — студенты Падуанского университета ввиду множества учащихся в Падуе и вследствие малочисленности богатых греков здесь часто испытывали крайние лишения. 161 Кроме вышеупомянутых греческих заграничных гимназий славились еще греческие гимназии: в Риме (основана греческим ученым Яносом Ласкарисом при папе Льве X) 162 и во Флоренции (имела своим первым учителем очень образованного грека, Арсения Апостолия), 163 но обе эти гимназии были недолговечны. 164    Между немецкими городами наибольшей симпатией любознательных греков пользовался Лейпциг, где была греческая церковь и где на скамьях в университете можно было видеть греков в монашеском и диаконском одеянии; Лейпцигский университет в числе своих учеников имел и знаменитого Евгения Булгариса. 165 Из числа великобританских городов греки, кажется, чаще всего попадали в Лондон (и Оксфорд). Так, в конце XVII в. (в 1683 г.) некто Вениамин Удроф из Оксфорда обратился с письмами к патриарху Иерусалимскому и другим греческим патриархам и митрополитам; в этих письмах Удроф, с соизволения английского духовного начальства, просил «послать в Лондон юношей, способных учиться наукам и знающих языки сирийский, арабский и московский, для изучения медицины и богословия по чистому откровению Евангельскому». 166 Такой призыв, нужно думать, не остался напрасным. Говоря о протестантских университетах, мы сделали и такие указания, которые свидетельствуют, что не одни греки-миряне могли учиться здесь, но что и духовные греческие лица, а также и готовящиеся к духовному сану могли быть в тех же высших учебных заведениях Западной Европы и действительно бывали в них; но, разумеется, такие случаи встречались редко.    Мы окончили предпринятую нами задачу обозреть те общеобразовательные учреждения Константинопольского патриархата (начиная от времени падения Константинополя в 1453 г.), которые служили или могли служить пользе духовного просвещения, приготовляя будущих пастырей Церкви к исполнению их обязанностей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

С. 55–58. 313 N. Lossky, Son Eminence Monseigneur Basile, archevêque de Bruxelles et de Belgique: in memoriam//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, 115. С. 43–44. 314 Serge Model, Histoire de l’Archevêché, Указ. соч. С. 24–33; Son Excellence Monseigneur Basile//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, 105–108. С. 6. 315 В 1969 г. архиепископ Василий принимал участие в интронизации первого греческого митрополита – Эмилианоса (Захаропулоса), позже, в 1983 г. – в интронизации преемника последнего – митрополита Пантелеимона (Контояниса). 316 F. Lhoest, Le Congrès orthodoxe de Bruges//Le Messager orthodoxe, Paris, 1972. С. 62–64. 317 Неделя молитв о единстве христиан проводится в Католической Церкви ежегодно обычно в конце декабря – начале января. Идея выделить специальное время в литургическом круге для молитв о восстановлении утраченного некогда единства принадлежит католическому священнику из Лиона – аббату Полю Кутюрье. Начиная с 1935 года, неделя молитв о христианском единстве проводится ежегодно во всех католических приходах и охватила поистине весь западный христианский мир. 319 Письмо подготовительного комитета в преддверии образования Брюссельского межцерковного комитета, рукопись. Брюссель, 20 ноября 1970 г. 320 Диакон Михаил Городецкий. Указ. соч. С. 6; F. D., Rencontre avec l’archevêque russe Basile Krivochéine//La Libre Belgique, 26–27 février 1980. Брюссель. С. 28 и Архиепископ Василий (Кривошеин) . Воспоминания. Указ. соч. С. 332–333. 321 Закон от 17 апреля 1985 г. о признании органов управления, заведующих делами православного культа. Moniteur Belge, 11 мая 1985 г. С. 6870–6871; Serge Model, L’Eglise orthodoxe. Указ. соч. С. 81. 325 Священник Георгий Чистяков. Красный антисоветчик//Русская Мысль, 4323, Париж, 22–28 июня 2000. С. 19. 333 Среди них были апостолический нунций, епископ Люк де Ховр (представлявший кардинала Данеельса), англиканский епископ, аббат Шеветоньского монастыря и представитель Министерства юстиции (ответственный за дела культуры в Бельгии).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Марии вместе со своим каноном. Чтение канона св. Андрея и жития Марии Египетской в четверг 5-й седмицы принято Церковью со времени 6-го Вселенского Собора. В среду 5-й седмицы на вечерни (относящейся к четвергу), кроме обычных стихир на «Господи, воззвах...», читаются еще 24 покаянных стихиры – творение св. Андрея Критского . Стихиры имеют одно окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», которое поется хором. В четверг по случаю чтения великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», т.е. на великопостный. Если в четверг 5-й седмицы случится праздник Благовещения, то чтение великого канона переносится на вторник, и тогда в этот день совершается литургия Преждеосвященных Даров. Богослужебные особенности чтения великого канона По Уставу, вечером в среду 5-й седмицы служба начинается с двухпсалмия. После шестопсалмия и великой ектений бывает «Аллилуиа» и троичные текущего гласа, затем кафизма (8-я), седален Октоиха, «Слава, и ныне» – Богородичен, после чего читается первая половина жития преп. Марии Египетской. Далее псалом 50-й («Спаси, Боже, люди Твоя...» не произносится), а тотчас начинается пение великого канона, который читается на середине храма, при закрытых царских вратах. Ирмосы – по дважды. Припев к тропарям канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Катавасия поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях. На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы, которые читаются перед песнями великого канона, но ирмосы их не поются, «Слава, и ныне» не бывает. Припев к трипеснцам: 1) «Святии Апостоли, молите Бога о нас»; к троичным тропарям: 2) «Пресвятая Троице, Боже наш, Слава Тебе»; а к Богородичным: 3) «Пресвятая Богородице, спаси нас». По катавасии 3-й песни – малая ектения, седален, после которого читается вторая половина жития преп. Марии 152 . По 6-й песни – кондак: «Душе моя...» и икос, и читаются «Блаженны» с тропарями. По 8-й песни диакон с кадилом перед образом Божией Матери возглашает: «Богородицу и Матерь света...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Таким образом, учреждение здешней гимназии вызвано было потребностью иметь наготове среднее учебное заведение, открывавшее доступ к слушанию университетских лекций. Время возникновения падуанской гимназии можно относить к началу XVIII-ro века. 580 Подобно тому, как это было в Венеции, учреждено было и в Падуе, благодаря щедрости богатых Греков из разных местностей, несколько даровых общежитий для учеников гимназии, именно в конце XVI-ro и в первой половине XVII-ro века здесь возникли три общежития: одно для 4-х греческих мальчиков (с о. Кипра), другое для 8-ми вообще греческих учеников, третье для 24-х (16 для уроженцев Крита и 8 для греческих детей, без различия их места родины). 581 Кстати сказать, что Греки – студенты падуанского университета, в виду множества учащихся в Падуе и вследствие малочисленности богатых Греков здесь, часто испытывали крайние лишения. 582 Кроме вышеупомянутых греческих заграничных гимназий славились еще греческие же гимназии: в Риме, она была основана греческим ученым Яносом Ласкарисом при папе Льве Х-м 583 , и во Флоренции она имела своим первым учителем очень образованного Грека, —396— Арсения Апостолия 584 , но обе эти гимназии были недолговечны. 585 Между немецкими городами наибольшею симпатией любознательных Греков пользовался Лейпциг, где была греческая церковь и где на скамьях в университете можно было видеть Греков в монашеском и диаконском одеянии; Лейпцигский университет в числе своих учеников имел и знаменитого Евгения Булгариса. 586 Из числа городов Великобританских Греки, кажется, чаще всего попадали в Лондон (и Оксфорд). Так в конце XVII-ro века (в 1683 г.) некто Вениамин Удроф из Оксфорда обратился с письмами к патриарху Иерусалимскому и другим Греческим патриархам и митрополитам; в этих письмах Удроф, с соизволения английского духовного начальства просил «послать в Лондон юношей, способных учиться наукам и знающих языки сирский, арабский и московский, для изучения медицины и богословия по чистому откровению Евангельскому».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из этой семинарии, назад тому с месяц, послан в Рамлу учительствовать Илья Мшахуар. Я просил о. Спиридона дать ему знать, что он получит от меня 500 пиастров на обзаведение, и присовокупил, что такая же дача будет производима мною всем арабам, поступающим на учительские места. В патриаршей семинарии, кроме греков, теперь обучаются семь арабов. Здешнее арабское православное племя я за уши тяну вверх. Июль 4, Пятница. Сегодня по всему Иерусалиму промчалась тревожная молва, будто в Яффе обнаружилась чума. Городские ворота перегорожены бревнами. Никого не выпускают отсюда и не впускают к нам. 5, Суббота. Чумы нет. Город открыт. 16, Середа . Дошел до меня верный слух, что пустынные арабы, т. е. бедуины, опустошили жилище архимандрита Иринея и диакона его (оба валахи) на вершине горы Фаворской, во время их отсутствия, но после возвратили им все пожитки их, уважая их святость. Игумен Феодоровского монастыря Прокопий передал мне следующие вести, привезенные из Константинополя патриаршим кавасом Апостоли. Назад тому лет 12-ть в святогробский монастырь Златарешти в Валахии послан был отсюда, в качестве игумена и хозяина тамошних имений, монах Каллиник. Патриарх Кирилл недавно решился заменить его другим и потребовал от него отчета в доходах и расходах. Но он не только не явился к нему в Константинополь, но еще сбросил с себя мантию, рясу и клобук, и мирянином поступил под покровительство английского консульства в Букаресте. Разумеется, святогробские деньги остались в его кармане. Ныне же из Грузии возвратился в Константинополь подобный игумен и хозяин и, избегая отчетности, укрылся в предместии Константинополя Стамати 171 . Распря между армянами и греками, возникшая по случаю злонамеренного истребления иконы первых гефсиманским игуменом греческим, кончилась миролюбиво. Обвинены и удалены кандиловжигатели греческий и армянский. Но первый, огорчившись поклепом на него, отомстил за свою невинность тем, что перешел в католицизм, а второй перешел под кров англичан. 23, Середа. В ночь под этот день я почувствовал нестерпимое колотье в левой полости живота и раздражение в почках и мочевом пузыре, и проболел до первого дня Августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сол. 8, 15), и с кротостию относятся ко всему, что касается благочестия, да благоволит вдохнуть в медоточивые сердца вашей благочестивой светлости внимание к нашим униженным молитвам и решимость восстановить в прежнем виде священные иконы и, по ходатайству блаженнейших первоапостолов Петра и Павла, да дарует вам долгие, успешные и счастливые лета и да сподобит вас, вместе со скриптром императорской власти, и полнейшего телесного здравия и душевного спасения и, как даровал вам славу высшей власти на земле, так да удостоит вас обладания и небесным царством в нескончаемые веки Дано в 7 день ноябрьских календ индиктиона девятого». Святейший патриарх Тарасий сказал: „сами вы получили от святейшего папы это послание и принесли его к благочестивейшим императорам нашим»? Петр и Петр, боголюбезнейшие пресвитеры и представители святейшего Адриана, папы римского, сказали: „мы сами получили от апостолического отца нашего эти послания и сами принесли их к благочестивейшим государям». Иоанн, высокопочтеннейший логофет, сказал: „это знают и достопочтеннейшие Сицилийские отцы, именно: боголюбезнейший Феодор, епископ катанский, и находящийся при нем достопочтеннейший диакон Епифаний, представитель епископа Сардинии; потому что оба они, по повелению благочестивых императоров наших, были отправлены в Рим вместе с достопочтеннейшим легатом святейшего патриарха нашего“. Феодор, боголюбезнейший епископ катанский, став на средине, сказал: „Когда благочестивейшая императорская власть повелела, досточтимым указом своим, послать бывшего со мною раба вашей святости, боголюбезнейшего пресвитера. Льва с честным посланием всесвятого владыки моего; тогда военачальник сицилийской епархии моей послал меня в Рим с благочестивейшим распоряжением православных императоров наших. Явившись туда, мы возвестили о вере и православии их благочестивейшего величества“. „И блаженнейший папа, выслушав нас, сказал: если это устроится во дни царствования их, то Бог возвеличит благочестивое царствование их более всех прежних царствований.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

XX:22, 23).    V. О таинстве священства.    а) Установление таинства священства. Ових убо положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей (1 Кор. XII, 28).    Еда вси апостоли? Еда вси пророцы? Еда вси учители? (1 Кор. XII, 29).    Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих (1 Кор. IV:1).    б) Три степени священства. Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога (Деян. XX:28).    Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры (Тит. I:5).    Павел и Тимофей, раби Иисус Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущым в Филиппех, с епископы и диаконы (Филипп, I, 1).    в) Таинство свяшенства преподается чрез рукоположение. Рече Дух Святый: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и ломолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их (Деян. XIII, 2, 3).    Утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере (Деян. 22)... рукоположше же ин пресвитеры на вся церкви, и помолившеся с постом, предаша их Господеви (Дeяh:XIV, 23).    Руки скоро не возлагай ни на кого же (1 Тим. V:22).    Воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе изложением руку моею (2 Тим. V:6).    г) Таинство священства будет продолжаться до скончания века. Той (Господь Бог) дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова: дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Ефес. IV:11, 12, 13).    Примеч. Связь между христианскими таинствами. В церковном смысле под именем таинств разумеются такие священнодействия церкви, в которых под видимым, внешним действием или обрядом подается верующему невидимая благодать Божия. Таинства нигде в Св. Писании не исчисляются в совокупности, и число их не определяется; но в отдельности о каждом из них ясно говорится, и везде дается видеть и Божественное каждого установление и внешний знак, или обряд, я благодать Божию, сообщаемую при сем верующему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010