Также есть еще одна практическая польза от этого приложения: здесь даются полностью стихи многих прокименов и аллилуариев, которые в месяцеслове обозначены только начальными словами. 7. «Прокимени, Апостоли и аллилуиаре, на всяку потребу различнии». Здесь указаны прокимены, апостольские чтения и аллилуарии, используемые при совершении Таинств, молебнов и других частных богослужений. Однако это приложение почти не используется, так как в последовании каждого частного богослужения уже имеются тексты прокимена, Апостола и аллилуария, так что гораздо удобнее читать Апостол по Требнику или другой книге, содержащей данное последование, тем более что никаких запретов или препятствий к этому нет. Только евангельские чтения благочестивый обычай требует читать по Евангелию и ни в коем случае по какой-либо другой книге, тогда как на чтения из Апостола это правило не распространяется. 8. «Антифоны по вся дни». Здесь приводится текст вседневных антифонов, которые поются в седмичные дни (кроме субботы) в тех случаях, когда совершается служба святому без знака, которому не указано петь «Блаженны». Правда, практическая польза от этого приложения невелика, так как гораздо удобнее петь вседневные антифоны по Ирмологию 106 . §2.4. Схема чтения прокимена, Апостола и аллилуария Во время пения Трисвятого (или песнопения, заменяющего Трисвятое) чтец получает благословение от священника на чтение Апостола, после чего выходит северной дверью из алтаря на солею, спускается по ступеням амвона, держа при этом Апостол в обеих руках немного впереди себя над головой. Спустившись, он становится перед амвоном (между амвоном и аналоем с иконой праздника), лицом к царским вратам. Затем чтец открывает книгу и дожидается окончания пения Трисвятого. Обычная схема чтения одного Апостола (вместе с одним прокименом и аллилуарием) за литургией такова: Диакон: «Вонмем». Священник: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: «Прокимен, глас… 107 (называет глас и говорит текст прокимена) » .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

    Миссия в Греции    Внутренняя миссия в современной Греции заслуживает отдельного замечания. Обновление духовной жизни в Греции выражается особенно в ряде братств, характеризующихся удивительным горением миссионерского духа.    В первую очередь нужно упомянуть Апостолики Диакониа (Апостольскую службу). По инициативе архиепископа Афинского, владыки Хризостома, и его преемника, владыки Дамаскина, эта организация была основана в 1934 г., и ее руководство было доверено светскому богослову, профессору Василию Велласу. Она занимается более углубленной подготовкой священства, религиозным образованием греческой молодежи, введением в литургическую жизнь верующих и возрождением древнего идеала христианской женщины, призванной к новым задачам в условиях современного мира. Особое внимание уделяется проповеди. В помощь проповедникам, которые привлекаются и субсидируются государством, Диакониа готовит помощников миссионеров (в большинстве случаев из молодых светских богословов) и посылает их, с благословения епископов, для миссионерской деятельности внутри страны. Высшая школа в Афинах готовит кадры катехизаторов и охватывает страну сетью катехизаторских семинарий. Их цель заключается в том, чтобы руководить жизнью юных школьников и студентов вне учебы. Передачи по радио, печатные проповеди, более 600 катехизаторов, мужчин и женщин (среди них священников – только 240), проводят огромную педагогическую работу. Школа дьяконисс готовит помощниц священникам в их приходской работе.    Братство Zoe объединяет священников и неженатых мирян (150 членов) и занимается проблемами служения мирян и царственного священства верных (профессор Тремпелас, профессор Котзонис). Его члены-миряне трудятся также как проповедники, катехизаторы, воспитатели и миссионеры. Братство проявляет очень достойные усилия в деле углубления литургической жизни и ежегодно собирает всех своих членов для того, чтобы в течение месяца пожить монашеской жизнью, в молитве и размышлении.    Нужно упомянуть еще Союз православных христиан и движение среди университетской интеллигенции – Актинес (Лучи).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В третьей вине «показуются догматы , предания и чиноположения, противящияся древлеправославней церкви». В Диакояовых ответах этому посвящены пункты 3, 5 (стр. 161). Предписывается креститься тремя перстами в чине принятия от еретиков, а крестящиеся с Армянами двумя проклинаются. Повторяя прежния свидетельства в защиту двуперстия, автор делает заключение: «Еда вси сии (т. е. переименованные святые) не православни? еда под клятвою? еда со еретики причитаются? Но не суть тако, не суть. Не точию бо православии, но и святи и друзи Богу возлюблени. Аще же православии и святи суть, убо и содержание их двоперстного сложения, всецерковне держимого, православно есть. Аще же православно, якоже и есть, убо требник сей дерзостно порицая православное церкви содержание. недостоверен нам является» 92 . Подробно разбирается текст требника о принятии от еретиков. Положенные в нем клятвы на крестящихся двумя перстами не соответствуют ни старым ни новым книгам. Это положение очень тщательно доказывается сопоставлением текстов, при чем указывается, что текст требника противоречит самому себе. Мы не будем утомлять читателя пересказом этого подробного разбора, составляющего развитие п. 4 Диаконовых ответов (стр. 161) и сравнительно менее интересного, (л. л. 71 об. по 75) и перейдем к разбору слова Леонтия Вальсамона, предписывающего именословное перстосложение при благословении. В Диаконовых ответах опровержения помещены в п. п. 3 до 8 (стр. 161–164). Здесь оно также развито стройней и подробней. Объяснив составление этого сложения, автор указывает, что оно приписывается преданию св. апостолов и св. отцов. «Сие рассуждение, возражает автор ответов, не и от иных свидетельств, но от самого себе зрится, елико не согласно апостольскому преданию, толико и естеству перстосложения невместимо, понеже апостоли быша евреи сущии и еврейска языка, якоже и сам Христос на земли быв, еврейским языком беседоваше, и якоже сих Христос благослови, тако и они людей благословляху, благословляху же тогда христианы от еврей сущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Лик: Господи, помилуй, трижды. Диакон: Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Священник: Мир всем. Лик: И духови твоему. Священник: От Луки Святаго Евангелия чтение. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Вонмем. Евангелие от Луки (зачало 16) Во время оно, вниде Иисус в дом Симонов, теща же Симонова бе одержима огнем велиим, и молиша Его о ней. И став над нею, запрети огню, и остави ю: абие же воставши служаше им. Заходящу же солнцу, вси елицы имеяху болящия недуги различными, привождаху их к Нему: Он же на едином коегождо их руце возлож, исцеляше их. Исхождаху же и беси от многих, вопиюще и глаголюще: яко Ты еси Христос Сын Божий. И запрещая не даяше им глаголати, яко ведяху Христа Самого суща. Бывшу же дни изшед иде в пусто место: и народи искаху Его, и приидоша до Него, и держахуся Его, да не бы отшел от них. Он же рече к ним: яко и другим градовом благовестити Ми подобает Царствие Божие, яко на се послан есмь. И бе проповедая на сонмищах Галилейских. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Песнь 7 Ирмос: Божия снизхождения: Опаляет пещь безмерных болезней, и сжигает мя огневицы губительныя пламень непрестанно безстуднейший, но росою милости Твоея, Спасе, прохлади поюща: благословен Бог отец наших. Пророцы, Апостоли, мучеников собори, божественнии учителие, болезни недугующих нас мольбами укротите, и здравие даруйте поющим: благословен Бог отец наших. Слава: Словом Лазаря воскресивый, ныне яко из гроба нас лютыя немощи возставивый, оживи, Господи, да вопием песнь благодарственную: благословен Бог отец наших. И ныне, Богородичен: Щедра сущая, и Мати Всещедраго, ущедривши избави Твоя люди, призывающия милости Твоя, Дево, и поющия: благословен Бог отец наших. Песнь 8 Ирмос: Седмерицею пещь: Болезненно стенем, от одра болезни нашея, и от губительныя немощи, вопием к Тебе Человеколюбцу, сердечныя очи ныне простирающе, здравия просим. Посети нас, Спасе, и возстави пети: людие, превозносите во вся веки. В нашу немощь милостивне облекийся, и уподобитися человеком изволивый, молитвами преподобных Твоих, отчаянных спаси нас, воздвигни из гроба отчаяния пети: отроцы, благословите, священницы, пойте, людие, превозносите во вся веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сам призри, благоутробный Владыко, с высоты святыя Твоея, соосенив нас грешных и недостойных рабов Твоих благодатию Святаго Духа в час сей, и всели в раба Твоего, имярек, познавшаго своя согрешения, и приступльшаго к Тебе верою: и приим Своим Ти человеколюбием, аще что согрешил есть словом, или делом, или помышлением, простив очисти его, и чиста сотвори от всякаго греха, и присно спребывая ему, сохрани прочее лето живота его, ходяща во оправданиих твоих во еже не ктому быти ему посмеяние диаволу: яко да и в нем прославится пресвятое имя Твое. Возглас: Твое бо есть еже миловати, и спасати ны, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. По молитве же абие вторый иерей вземлет стручец вторый, и омочив и во святый елей помазует болящаго, глаголя молитву: Отче святый, врачу душ и телес: Диакон же: Вонмем: Священник третий: Мир всем. Прокимен, глас 3: Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Стих: Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? Апостол к коринфяном, зачало 153. Братие, вы есте тело Христово, и уди от части. И овы убо положи Бог в церкви, первее апостолы, второе пророки, третие учители, потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков. Еда вси апостоли? еда вси пророцы? еда вси учители? еда вси силы? Еда вси дарования имут исцелений? Еда вси языки глаголют? еда вси сказуют? Ревнуйте же дарований больших: и еще по превосхождению путь вам показую. Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых (яко) медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество и вем тайны вся, и весь разум: и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сожещи е: любве же не имам, никая польза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует: любы не завидит: любы не превозносится, не гордится: Ни безчинствует, не ищет своя си, не раздражается, не мыслит зла: не радуется о неправде, радуется же о истине: Вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает. Священник третий: Мир ти. Диакон: Премудрость: Аллилуиа, глас 2. Стих: На тя Господи уповах, да не постыжуся в век. Священник третий чтет: Евангелие от Матфеа, зачало 34 от полу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Миссия в Греции Внутренняя миссия в современной Греции заслуживает отдельного замечания. Обновление духовной жизни в Греции выражается особенно в ряде братств, характеризующихся удивительным горением миссионерского духа. В первую очередь нужно упомянуть Апостолики Диакониа (Апостольскую службу). По инициативе архиепископа Афинского, владыки Хризостома, и его преемника, владыки Дамаскина, эта организация была основана в 1934 г., и ее руководство было доверено светскому богослову, профессору Василию Велласу. Она занимается более углубленной подготовкой священства, религиозным образованием греческой молодежи, введением в литургическую жизнь верующих и возрождением древнего идеала христианской женщины, призванной к новым задачам в условиях современного мира. Особое внимание уделяется проповеди. В помощь проповедникам, которые привлекаются и субсидируются государством, Диакониа готовит помощников миссионеров (в большинстве случаев из молодых светских богословов) и посылает их, с благословения епископов, для миссионерской деятельности внутри страны. Высшая школа в Афинах готовит кадры катехизаторов и охватывает страну сетью катехизаторских семинарий. Их цель заключается в том, чтобы руководить жизнью юных школьников и студентов вне учебы. Передачи по радио, печатные проповеди, более 600 катехизаторов, мужчин и женщин (среди них священников – только 240), проводят огромную педагогическую работу. Школа дьяконисс готовит помощниц священникам в их приходской работе. Братство Zoe объединяет священников и неженатых мирян (150 членов) и занимается проблемами служения мирян и царственного священства верных (профессор Тремпелас, профессор Котзонис). Его члены-миряне трудятся также как проповедники, катехизаторы, воспитатели и миссионеры. Братство проявляет очень достойные усилия в деле углубления литургической жизни и ежегодно собирает всех своих членов для того, чтобы в течение месяца пожить монашеской жизнью, в молитве и размышлении. Нужно упомянуть еще Союз православных христиан и движение среди университетской интеллигенции – Актинес (Лучи) 578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Также в Малом Евхологии имеется чин «славословия» (δοξολογα) за избавление города от нашествия врагов, предназначенный для совершения в памяти дни древних сражений. Он содержит: начальный возглас священника, тропари, великое славословие (в сокращенной версии), сугубую ектению, молитву, кондак «Взбранной Воеводе» и отпуст (Ibid. Σ. 445-450). Такие же по структуре чины «славословий», предназначенные для совершения в дни гос. праздников Греции (в День независимости (25 марта), в День «Охи» (28 окт.), на Новый год (1 янв.)), помещены в издаваемый «Апостолики диакониа» Архиерейский Чиновник (Αρχιερατικν. Αθνα, 1994. Σ. 170-172, 176-181). «Общий молебен» в русской богослужебной практике Сложившееся в России в синодальную эпоху восприятие чинов, совершенно разных по происхождению, содержанию и внутренней структуре, как равноправных представителей одного и того же класса «молебнов», имело следствием мысль о допустимости соединения этих чинов в одно последование. Такая практика, вероятно, начала формироваться уже в XIX в., но фактическое ее признание произошло в XX в., а со 2-й пол. XX в. чин «общего молебна» (в данном случае определение «общий» осмысляется уже как «обобщенный», что следует отличать от содержания того же слова в заглавии уставного общего М.) уже стал печататься в офиц. изданиях Требника. Он начинается как вполне уставной общий М., но в нем не приводится (хотя и упом.) канон. Вместо канона даны сразу несколько вариантов молебных припевов и катавасий в зависимости от того, кому посвящен канон на М.; на практике они поются все подряд, без канона. На сугубой ектении в конце М. к обычным прошениям прибавлены дополнительные, по желанию (о недужных). Кроме этого чина в состав наиболее распространенных совр. рус. изданий Требника обычно включены молебные пения: «о призывании помощи Святаго Духа пред началом всякаго добраго дела» и «о недужных многих или о едином»; «служба о умножении любве»; «чин благословения в путьшествие»; «благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии».

http://pravenc.ru/text/2564052.html

Чинъ ногъ в четвертокъ Бывает литургиа Великаго Василиа, во свое время по чину. По заамвонной же молитве архиерей омывает нозе по чину сице. Исходит царскими дверьми из олтаря на архиерейское, идеже облачается, место, никим поддержимь, без посоха, а пред ним несет диакон Святое Евангелие да два диакона несут лахань и рукомойник сребряныя: и диакон полагает Святое Евангелие на аналогии, между предних столпов поставленном. А в то время глаголют протопоп со священники псалом 50: Помилуй мя, Боже , по стихом, косно: а на месте поставляют иподиакони кресла, а не кафедру. Архиерей же возшед на место, сядет в креслах, и поставляют пред ним скамейку, покрыту червчатым сукном, а на скамейку ставят лахань с рукомойником, полным воды, на котором положен запон кисейный да лентион. А власти, коим быти в чину омовения, сидят во олтаре по своим местам по-степенно. И ко архиерею приходят протодиакон да диакон и приемлют благословение, и из олтаря выводят по два архимандрйта, или по два иереа (архимандриты же покланяются архиерею по чину) и посаждают на уготованном месте по степенем. А в то время певцы поют пятую песнь канона Великаго Четвертка. Песнь 5, ирмос: Союзом любве связуеми апостоли, Владычествующему всеми, себе Христу возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир . Неодержимую держащая и превыспреннюю на воздусе воду, бездны обуздавающая и моря востязующая Божия Премудрость воду во умывальницу вливает, ноги же омывает рабов Владыка. Учеником показует смирения образ Владыка, облаки облагаяй небо, препоясуется лентием и приклоняет колено, рабов омывати ноги, в Егоже руце дыхание всех сущих. Таже стихиры самогласны, умовения. Глас 1: Лентием препоясавыйся и омывый ноги учеников, Христе Боже, омый души нашея помысл и опояши нас союзом духовным, еже творити заповеди Твоея благости. Глас 2: Великое благодетельство прияти хотяще, вернии, благоговейно честному умовению притецем, не плотскую скверну омывающе, но душы же тайно освящающе. Христос бо Спас наш, призираяй на землю и творяй ю трястися, приклоняет Самаго Себе и следам касается бренным, на всякую сопротивную силу твердое даруя нахождение. Тому благодарно возопием: изрядный возвышения путь показавый нам – смирение, спаси нас, Блаже, яко Человеколюбец. Глас 3: Петр благоговеяше омытися ногам от рук, имиже создан быстъ Адам: услыша же: Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною. Трепетом многим содержимь, вопияше Тебе, Господи: не токмо нозе мои умыеши, но и руце и главу. О великих Владычных даров! Общники творит благодати Своя ученики и часть имети с ними обещавает в неизреченней славе, якоже и в Тайной Чаши рече, новую сию пити с ними в Царствии Небеснем, еяжс и нас сподоби, яко милостив и Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В ответ на «Отеческое наставление» лидер новогреческих Просветителей Адамантиос Кораис опубликовал в 1798 г. «Братское наставление» 779 . Полемика между Кораисом и Афанасием Паросским продолжилась в их личной переписке, которая менее известна общественности, но представляет значительный интерес. Среди представителей движения коливадов особо необходимо выделить Никодима Святогорца (1748–1809), автора духовно–богословских текстов, издателя святоотеческой литературы и источников канонического права. Творческое наследие Никодима беспрецедентно по объему и масштабам. Им написано более двух сотен произведений, некоторые из них – объемные, иногда многотомные сочинения. На русский язык переведена лишь их малая часть. Писательские интересы Никодима чрезвычайно многогранны – он касается самых разных богословских областей, многих сторон общественной и церковной жизни. У него есть работы теоретического, мистического, этического, аскетического, догматического, апологетического, агиологического, пастырского, гимнологического, гомилетического и канонического содержания 780 . Выдающимся традиционным просветителем, оставившим большой след в греческом богословии поствизантийского периода, был Косма Этолийский (1714–1779). Он известен как талантливый проповедник, посетивший практически все области Константинопольского Патриархата, и его по праву называют «равноапостольным». Устная проповедь Космы быстро облеклась в письменную форму и распространилась по всем Балканам. Уже в 19 в. в дополнение к рукописям появляются первые печатные издания. С тех пор «Поучения» Космы издавались десятки раз многотысячными тиражами. Косма далек от богословского рационализма, который в то время господствовал в Европе и проникал на православный Восток силами людей, получивших образование на Западе. Основа его богословия – исихастская традиция 781 . Важным событием в жизни Элладской Церкви второй половины 20 в. стала публикация писаний свв. отцов. В Афинах издательство «Апостолики Диакониа» публикует «Библиотеку греческих отцов» и параллельно выпускает перевод святоотеческих работ на новогреческий язык под названием «Все писания святых отцов» (παντα Αγων Πατρων). В Салониках Общество святоотеческих исследований во главе с профессором Панайотисом Христу также издает собственную аналогичную серию. § 6. Источники «протестных» социальных групп (ереси; секты; агностицизм и атеизм)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нужно обратить также внимание на наименование, которое дает паломница подчиненным Марфане девам. Она называет их апотактитами (apotactitum seu virginum). Термин «апотактиты» первыми издателями «Паломничества» (Гамуррини и Помяловским) был понят неправильно. Они сочли их теми уклонившимися от церковного учения аскетами, которые были осуждены указами императора Феодосия от 381 и 383 годов, и сделали отсюда вывод, что «Паломничество» написано до этих указов. Но позднейшие исследования указали, что апотактитов Эферии нельзя отождествлять с теми еретиками, о которых упоминает св. Василий Великий (пр. 1 и 47) и Епифаний Кипрский . У Эферии употреблявшийся на Востоке термин «апотактиты» 77 равнозначен с термином «монашествующие» и «девы» 78 . Апотактиты – это вообще отрекшиеся от мира и живущие в уединении (монахи). Автор новейшей и весьма обстоятельной статьи об апотактитах Ламбер 79 приходит к выводу, что апотактитами назывались представители того вида палестинского монашества, которое возникло здесь еще ранее, чем стало распространяться монашество египетское. Об этих монашествующих упоминает блаженный Иероним , заменяя греческое слово «апотактиты» равнозначащим сирийским словом «ремобот» 80 . Они были не еретиками, но неорганизованными аскетами, жившими небольшими группами и придававшими большое значение постам, нестяжательности и безбрачию. Как выясняет Епифаний Кипрский 81 , еретиками апотактиты или апостолики являлись лишь тогда, когда свой образ жизни, вопреки церковному учению, считали единственно законным. От еретической односторонности особенно настойчиво предупреждает прислуживавших в Иерусалимском храме апотактитов, как мужчин, так и дев ( τγμα μοναξοντων κα τν παρθνων), св. Кирилл Иерусалимский 82 . К такого рода апотактитам, находившимся под начальством св. Магны Анкирской, направлено было и слово о нестяжательномти св. Нила Синайского . И св. Кирилл Иерусалимский , и Эферия указывают, что в числе апотактитов, или монашествующих, были и мужчины и женщины 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010