Содержавшиеся в «Последовании молебных пений» чины играли важную роль в символическом оформлении российской имперской идеологии. Они в обязательном порядке совершались в царские и викториальные дни, согласно Табели высокоторжественных и иных дней, регулярно издававшейся Святейшим Правительствующим Синодом (см.: Никольский. Устав. С. 568-572). Впрочем, после падения монархии в России нек-рые из этих чинов фактически утратили актуальность; однако др. их часть настолько прочно вошла в богослужебный обиход (вероятно, в силу компактности и наглядности структуры), что стала почти неотъемлемым элементом различных изданий Требника XX и XXI вв., хотя в синодальную эпоху ни в Большой, ни в Малый Требник не входила. К этой части относятся чины «благодарения», «благословения в путешествие», «о недужных» и др., к-рые в повседневном обиходе принято обозначать как «благодарственный молебен», «молебен о путешествующих» и т. д. В современных греческих редакциях Евхология и Архиератикона В современных греческих редакциях Евхология Архиератикона также встречаются «последования для [различных] обстоятельств» (κολουθαι περιστατικα), напоминающие чины из «Книги молебных пений». Напр., в Малом Евхологии в редакции офиц. изд-ва Элладской Церкви «Апостолики диакониа» к таковым относятся «последования»: на начало учебного года, на начало всякого частного дела, на начало всякого общественного дела, на основание церкви, на основание учебного заведения, на основание всякого строения, на открытие нового благотворительного учреждения, на открытие канала (или иного крупного гидросооружения), на спуск нового корабля на воду, на благословение нового транспортного средства. Все они совершаются согласно следующей схеме: начальное благословение, тропари, Трисвятое, подходящие по содержанию Апостол и Евангелие (сопровождаемые прокимном и «Аллилуия»), мирная ектения с особыми прошениями, главопреклонная молитва из чина малого освящения воды, погружение креста в воду, окропление св. водой с пением тропаря, заключительная молитва и отпуст (Μικρν Εχολγιον. Αθνα, 199612. Σ. 360-442). Т. о., моделью для всех этих чинов является не комплекс изменяемых частей Божественной литургии, а чин малого освящения воды.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

И его же аще свяжеши на земли, связан будет и на небеси, и его же аще разрешити на земли, разрешен будет и на небеси ( Мф.16:18–19 ) и прочая: старообрядческая же Ветковская церьковь какие у себя ключи, основание, корень и источник имеет? явственно видимо из вышеписанного показания. Сам Спаситель наш Иисус Христос тако глаголете 4 : Человек некий добра рода иде На страну далече, прияти себе царство, и возвратися. Призва же десять раб своих, даде им десять миас, и рече им: куплю дейте, дóндеже прииду. О сих словесех блаженный Феофилакт Болгарский рассуждает тако: „Человека вводит добра рода самого себе: рабом же своим десять миас вда. Раби же, им же церкви поручи, десять глаголания быти совершенного ради церковного состояния, ибо в церкви чин совершенное имать предстоящих украшение, и небольшим лепо быти, ни мнее якоже рещи; три сии образа в церкви: очищение, просвещение, совершение; три сия действа наследуема от чинов: диякони очищают оглашением учения; презвитеры просвещающе крещением; Архиерей же священная чины поставляют и совершают, еже есть рукоположение. Видите ли чины к действам ни вяшще ни мнее реку предстоящих“. Списатель веры в своей книге о вечности, Епископов изъясняя, сии же Христовы слова, тако говорит 5 : „Не восхоте достояние свое оставити на земли неустроено, отходя на небеса, взем два сребренника даде гостинником, се есть, старый и новый заветы. Кому дал? кто гостинницы? Апостоли, а по них восприемницы их, пастырие и учители Архиепископы, Епископы, иже служителие суть величеству смотрения его, им же и пребывати даже до скончания века обетования сотвори, и по своему не ложному обетованию благодатне избирает себе людей достойных и поставляет и освящает рукоположением чина духовного чрез Патриархи, Архиепископы и Епископы“. Такожде сему согласно пишется в толковом Апостоле и в Кириловой: яко 6 : „Не хощу уже жертв от рук Иудейских и нарече ину жертву себе любезну, треми чинми написавше (сиречь Епископа, презвитера, диакона), и на всяком месте имяше быти между языки.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Греции возник бурный спор вокруг предстоящего принесения в Афины мощей равноап. Елены из Венеции 09.02.2017 Широкий резонанс в Элладской Православной Церкви получило сообщение о запланированном на весну этого года принесении в Грецию мощей св. равноапостольной императрицы Елены . Как оказалось, в Греции имеются собственные части мощей святой императрицы. Со стороны синодальных митрополитов Элладской Церкви, согласно сообщению информационного агентства Ромфея, прозвучало немало вопросов и жалоб по поводу ожидаемого прибытия реликвии. В то же время Архиепископ Афинский и всея Греции Иероним II , как сообщается, выразил недовольство по поводу инициативы приглашения на церемонию торжественной встречи святыни европейских монархов и глав государств без окончательного одобрения данного вопроса Священным Синодом Элладской Православной Церкви. Греческие иерархи также выразили недоумение по поводу того, что предстоящее в мае этого года прибытие мощей св. Елены в Афины состоится в условиях, когда в Элладской Православной Церкви нет окончательной уверенности в подлинности реликвии, которая должна быть доставлена в греческую столицу 14 мая 2017 г. из Венеции . Корреспондент агентства Ромфея встретился с епископом Фанарийским Агафангелом , генеральным директором службы " Апостолики Диакония " , которая выступила инициатором принесения реликвии из Венеции в Афины. Иерарх объяснил, что нет никаких сомнений по поводу подлинности венецианской святыни, которая, по его словам, является единственными мощами святой Елены, которые прошли процесс официального признания в 1929 году. Также епископ подчеркнул, что хранимые в Венеции мощи св. Елены - это часть черепа (затылочная кость, теменная кость, глазницы, носовые кости, другие фрагменты) и большая часть остальной части тела, которые по соображениям безопасности заключены в реликварий в форме тела императрицы, опечатанный сургучом.

http://drevo-info.ru/news/21942.html

В Греции возник бурный спор вокруг предстоящего принесения в Афины мощей св. Елены из Венеции Афины, 9 февраля 2017 г.      Широкий резонанс в Элладской Православной Церкви получило сообщение о запланированном на весну этого года принесении в Грецию мощей св. равноапостольной императрицы Елены, сообщает Седмица ру. со ссылкой на греческое издание Ромфея. Со стороны синодальных митрополитов Элладской Церкви, прозвучало немало вопросов и жалоб по поводу ожидаемого прибытия реликвии. В то же время Архиепископ Афинский и всея Греции, как сообщается, выразил недовольство по поводу инициативы приглашения на церемонию торжественной встречи святыни европейских монархов и глав государств без окончательного одобрения данного вопроса Священным Синодом Элладской Православной Церкви. Греческие иерархи также выразили недоумение по поводу того, что предстоящее в мае этого года прибытие мощей св. Елены в Афины состоится в условиях, когда в Элладской Православной Церкви нет окончательной уверенности в подлинности реликвии, которая должна быть доставлена в греческую столицу 14 мая 2017 г. из Венеции. Корреспондент агентства «Ромфея» встретился с епископом Фанарионским Агафангелом, генеральным директором службы «Апостолики Диакония», которая выступила инициатором принесения реликвии из Венеции в Афины. Иерарх объяснил, что нет никаких сомнений по поводу подлинности венецианской святыни, которая, по его словам, является «единственными мощами святой Елены, которые прошли процесс официального признания в 1929 году». Также епископ подчеркнул, что хранимые в Венеции мощи св. Елены — это часть черепа (затылочная кость, теменная кость, глазницы, носовые кости, другие фрагменты) и большая часть остальной части тела, которые по соображениям безопасности заключены в реликварий в форме тела императрицы, опечатанный сургучом. Между тем, синодальные митрополиты, комментируя высказывания епископа Агафангела, сказали, что не следует столь вольно оперировать такими терминами, как «мощи» и «части мощей». «Мы не должны играть с такими вещами», — заключили иерархи. Подробное обсуждение данного вопроса должно быть совершено немедленно и Синод должен быть подробно проинформирован относительно итогов дискуссии, после чего примет окончательное решение. Таково мнение митрополитов Элладской Церкви.

http://pravoslavie.ru/100901.html

«Лёгким я сделал себя» для моей Церкви и верующих до сего дня. Даже возмещение за расходы, случающиеся временами при исполнении церковного служения (например, при участии в церковном суде), я считал получать ниже своего достоинства. Письма: и то, которое вы осуждаете, и другие позднейшие, адресованные монаху Феодориту (Мавросу), и это, настоящее, – я печатал за свой счёт в частных полиграфических мастерских, тогда как мог бы легко (и бесплатно) сделать это в типографии архиепископии или издательства «Апостолики диакониа» 118 . Однако я предпочитаю платить из своего тощего кошелька, потому что траты как сил, так и денег на отстаивание своих убеждений дают мне несказанную радость... «Я безумно горжусь. Вы меня понудили!» Боже, милостив ми буди! Итак, я прошу вас ещё раз привести доказательства своих утверждений о «принуждении меня к написанию» и о «вознаграждении», чтобы избавиться от клейма лжецов и клеветников. От всей души желаю, чтобы человеколюбивый Бог даровал вам покаяние, потому что лжецы и клеветники не войдут в Царство Небесное. С великой любовью о Господе... Обличение крайностей зилотства Афины, 23 ноября 1969 года Его Преподобию, монаху Феодориту (Мавросу), богослову, Святая Гора Афон Возлюбленному отцу Феодориту, всегда о Господе радоваться. Я узнал о твоём письме на пятидесяти страницах от 22. 09. 1969, с которого было снято много копий, адресованном некоему отцу Нестору. В этом письме ты отвечаешь на предыдущее моё послание святогорскому монаху. Меня сильно, во-первых, огорчила смысловая путаница, видная невооружённым глазом, а во-вторых, расстроило пристрастное ко мне отношение. Разумеется, я не буду тебе подражать в этом, однако считаю невозможным для себя оставить без ответа твоё письмо. Вот что я хочу написать, следуя очерёдности твоих ответов и стараясь избегать многословия и повторений: 1 .               Ты пишешь: «С чего взял (отец Епифаний – Е. Ф.), что в догматических вопросах есть временные границы ожидания и что не стоит сразу же начинать противодействие, а прерывать общение лишь после извержения из сана и удаления из Церкви еретиков?» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Рассечение же, нуждею пререкаемо бывает, потомже делимо и разлучимо. Воистину добре убо Господь глагола ( Мф. Зач. 78 ; Еф. Зач. 232 ), сего ради оставит человек отца и матерь, и прилепится жене своей, и будета оба в плоть едину, и тело едино . Да како убо мощно кому тело разделити; разве той, иже есть сочетал. Рече бо, еже Бог сочета, человек да не разлучит . И апостолу глаголющу ( 1Кор. Зач. 138 ), обещалися еси жене, не ищи разрешения. И в Гангре собора , правило 9е рече: поклят всяк иже оставит жену свою, изветом благоверия . Да аще убо проклинает благоверия ради, еже есть иночествовати, то кольми паче богатства ради и чести. И правило 13е 6го собора, диакона и презвитера пущающа жену свою большего ради сана, таковые ис поповства изврещи повеле, да смирившеся от большего останутся. Сице убо и епископы, седящые на престолех своих и оставляющих, и на ин восступающих, таковых богогласных святых отец правила прокляша, и изврещи я повелеша из епископства. Такожде и Никейского 1го собора 15е правило , и в Средце собора 1е и 2е правило, и от общения таковые отлучает, и 21е правило Антиохийского собора не повелевает, но праздного епископа, рекоша святии апостоли и богоноснии собори, в епископию праздную вводити, не просто рече праздных рассудишя, иже своею волею оставивша. Но иже нуждею изгнана бывша неверными человеки, и людьми места того, или варварского ради нашествия, или царства иного наитием. Якоже многажды бысть в Персиде, и в Палестине, и в Египте, паче же и во инех мнозих местех ратем нашествие и мятежем мнозем востающим, овии отгоними бываху, овии же ранами и темницами томими многи страсти подымаху, и никакоже не приложшеся ко инех воли, но чисто исповедание свое соблюдше, и веру яже к Богу тверду известно показавше, приятельство же велие возрастивше, к тем, от них же посылаеми бываху: таковых убо повелеваем на престол вдовствующия церкве ввести, по даре же честию и большею обложити я, яко да и прочии убо окрест сущии епископи и грубые и слабые, ревность приимше цело исповедание свое снабдят.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Присутствовало 84 человека, 28 семинаристов. Была почтена память С.Лозинского. Были получены приветствия от Пия XI через Пачелли, от нунция в Варшаве – Мармаджи. Первым произнес слово епископ Пшездецкий, который почти накануне – 22 августа – был принят папой. Пий XI ему разъяснил, что Комиссию «Pro Russia» учредил еще Бенедикт XV, что возражения и споры в связи с этой Комиссией имеют место только в Польше, что иерархию в России создал не д’Эрбиньи, а Апостолический престол и вообще не может быть никаких споров о миссии Церкви, данной ей Иисусом Христом. И вообще Пий XI «один и другой раз категорически заявил, что, выступающие против этого дела – не католики». Пшездецкий уверил папу, «что они не дадут себя победить препятствиям» в Польше, и передал благословение конференции от Отца Христианства 314 . Пришло приветствие и от д’Эрбиньи на бланке Восточного института. Доклады ксендза проф. М.Кривицкого «Апелляция Востока к апостольскому престолу после Ефесского разбоя и примат папы»; ксендза И.Свирского «Таинство исповеди в русской православной церкви»; ксендза А.Ищака «Filioque Фотия и его преемников»; свящ. Р.Кремера «Дух любви в унийном движении согласно выступлениям двух последних пап» имели академический характер. Боевыми были доклады о. Я.Урбана «Унийная акция и религиозная миссия Польши», свящ. Б.Пачонка и о. Неманцевича «Изображение нашей унийной работа» и свящ. В. Оношко «Что нужно для нашей унийной работы». О. А.Неманцевич пояснил, что в Виленской митрополии 4 прихода, 7 священников и около 3000 униатов. В Пинской епархии – 12священников, 1 диакон и 6 066 душ. В Луцкой – 25 священников и 11000 душ и в Подляшской – 9 священников, 2 диакона, униатов 3210. В Люблинской – 3 священника, 500 душ. Всего 46 священников, 4 диакона и 23 866 душ «восточного обряда». Это за 10 лет. Кроме того, «беря в общем этих свежеобращенных, можно их назвать скорее грубой и недостаточно обработанной материей, как сырьем, из которого постепенно выработаются католики по жизни и правде. Более подходящий материал – молодежь и дети. Более благоприятная обстановка на Холмщине, ибо новоуниаты получают закрытые православные храмы. Со дня ликвидации унии прошло 57 лет, она сохранилась в памяти, но «вымрут старшие, изменятся условия, и тогда трудно будет присоединять, детей бывших униатов» 315 . Много есть препятствий, и больше – со стороны католического клира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Живущий бо на земли и на ней житие провождающии и на небесех строити повелени быша и власть прияша, юже ниже ангелом, ниже архангелом даде Бог . Не бо ко онем рече: елика аще свяжете на земли, будут связан на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небеси. Имеют убо и обладающий землею власть, еже вязати, не телес токмо; сей же союз самыя касается души и проходит небеса. И яже аще соделают доле иерее, сия Бог горе утверждает, и рабскую мысль Владыка известну творит. И что бо? Но разве всю им небесную даде власть, им же бо глаголет: аще отпустит грехи, отпустятся, и им же: аще держите – держатся. Что было бы сея власти более? Весь суд даде Отец Сынови. Зрю же весь сей вручившийся сим от Сына, якоже бо на небеса уже преложшеся, и человеческое превзошедше естество, и наших свобождьшеся страстей, тако на толикое приведени быша началство. Глава 12. Что есть олтарь 70 Олтарь есть место основаное и престол, в немже всех Царь Христос седит вкупе со святыми своими апостолы. Яко же глаголет к ним, яко: сядете на двунадесяти престолех судити двумнадесяти коленом исраилевым. Еще же престоли глаголются учения веры, в нихже дерзающе учиша апостоли, и сего ради, за мзду учения, приемлют Царство небесное, понеже ту престоли не суть. Показует же и второе Свое пришествие, в немже, грядый с честию судити живым и мертвым, воздаст комуждо по делом его. Яко же глаголет пророк: яко тамо седоша престоли на суд 71 , престоли в дому Давидове. Разлучают столпи, сиречь двостолпие, святый олтарь от святаго места, в неже входят и стоят людие. Олтарь бо знаменует святая святых, в онь же священници токмо и слузи их входят ради молитвы. Глава 13. Что знаменует амвон Амвон есть, иже являет знамение камене святаго гроба, егоже ангел отвалив от дверей гроба, проповедаше и глаголаше воскресение Господне мироносицам. Сего ради и священници со диаконы, образующе ангелов, верху амвона глаголют евангелия. Зане есть место, яко же оно, о немже пророк глаголет: взыди, благовествуяй, и вознеси глас 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Как ни блистательно складывались дела на Востоке и на Балканах, существовала проблема, разрешение которой оказалось не под силу ни Льву III, ни Константину V, – Италия. При блестящих победах над арабами и болгарами Византийская империя явно была не в состоянии деятельно укреплять свое влияние на Западе. Да и какое государство способно успешно воевать сразу на три фронта? Италия все больше и больше отходила от Византийской империи, живя собственной жизнью и пребывая в поисках новых союзников с близкими для нее интересами. Нередко полагают, будто главной причиной этого процесса стал иконоборческий кризис и осложнение отношений между Византийским императором и Римским епископом. Однако исторические факты свидетельствуют о том, что расхождения между Западом и Востоком во взглядах на святые иконы в те десятилетия имели относительное касание к существу вопроса. И последующее развитие событий можно в значительной степени отнести к практической реализации основополагающих, доктринальных принципов неписаного политического учения Римской кафедры, наложившихся на способствующие внешние обстоятельства. После смерти папы Григория III престол Римского апостолика уже через четыре дня оказался занят греком Захарием (741–752), родом из Калабрии. Как кажется, он был образованным человеком, и его перу принадлежали переводы с греческого языка на латынь и наоборот. В юности Захарий перебрался в Рим, где принял монашеский постриг, затем стал диаконом-кардиналом, а затем поднялся на высшую духовную должность в Римской церкви. Его избрание народом и сенатом Рима прошло без утверждения Равеннским экзархом, представителем императора, что красноречиво свидетельствует об уровне авторитета Византийского царя на Западе. Нельзя сказать, что новому папе оставалось почивать на лаврах – угроза лангобардов занять Рим по-прежнему казалась чрезвычайно актуальной. Надеяться на помощь франков не приходилось, поскольку после смерти Карла Мартелла во Франкском государстве началась война между его тремя сыновьями – Пипином, Карломаном и Грифоном при живом, хотя и номинальном короле из династии Меровингов, Хильдерихе III (743–751). Едва ли можно было всерьез рассчитывать и на Константинополь: после того как папа Захарий попытался сделать ставку на Артавазда, признав того законным императором, всем стало ясно, что Константин V пальцем не пошевелит для защиты мятежного понтифика, проигнорировавшего, помимо прочего, волю царя и даже не удосужившегося узнать его мнение о своем избрании. Поэтому, взвесив все шансы, папа Захарий начал собственную игру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кардинал-протодиакон объявляет народу имя новоизбранного первосвященника.    Кардиналы, занимающие какие-либо должности в курии и не имеющие своих епархий, постоянно находятся в Риме; кардиналы, управляющие своими епархиями, обязаны прибывать в Рим по вызову папы.    Кардиналы, имеющие титулы субурбикарных епископов либо титулы или диаконию в римских Церквах, помогают своими советами в управлении этими Церквами, но не обладают в отношении них административной властью.    Верховному Первосвященнику в управлении церковью постоянно помогает римская курия. Она состоит из государственного секретариата или секретариата папы, Совета публичных дел Церкви, конгрегации, трибуналов и других учреждений. Легаты    Римский первосвященник назначает легатов и направляет их в Церкви разных государств и районов мира, а также аккредитовывает их при государственной власти различных стран, соблюдая при этом нормы международного права.    Легаты являются постоянными представителями Римского папы при отдельных Церквах и правительствах. Апостолический престол в международных учреждениях, на конференциях и ассамблеях представляют также специальные делегаты и наблюдатели.    Главная задача папского легата заключается в том, чтобы поддерживать постоянную и надежную связь между Апостольским престолом и поместными Церквами. Легат информирует папу о состоянии и жизни Церкви; помогает ее епископам своими советами; оказывает помощь епископским конференциям в назначении епископов, в установлении приемлемых взаимоотношений между Католической Церковью и другими Церквами и церковными общинами, а также с нехристианскими религиозными общинами, в защите интересов Церкви и Апостолического престола перед главами государств; и в других вопросах. Все эти полномочия он получает от Апостолического престола.    Папский легат, аккредитованный при правительстве той или иной страны, способствует поддержанию взаимоотношений между Апостолическим престолом и государственными властями, решает вопросы, связанные с отношениями между Церковью и государством, в особенности что касается разработки и соблюдения конкордатов и подобных им соглашений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010