Преподобная Пелагия Преподобная Пелагия была обращена в христианство святителем Нонном, епископом Эдесским (память 10 ноября). До принятия спасительного Крещения Пелагия начальствовала над танцовщицами Антиохии Палестинской , проводя жизнь в праздности и распутстве. Однажды Пелагия, роскошно одетая, проезжала мимо храма, у дверей которого святитель Нонн произносил проповедь . Верующие отвернули свои лица от грешницы, а епископ Нонн долго смотрел ей вслед. Пораженный внешней красотой Пелагии и провидя в ней будущее духовное величие, святитель в своей келлии долго молился Господу о грешнице, сетуя при этом, что нищета одеяний его души не может сравниться с пышностью одежд и красотою блудницы. На следующий день, когда святитель Нонн поучал в храме о будущем Суде и воздаянии, вошла Пелагия. Поучение так подействовало на нее, что она, пораженная страхом Божиим, обливаясь покаянными слезами, просила святителя о Крещении. Видя искреннее и полное раскаяние Пелагии, епископ Нонн крестил ее. Ночью Пелагии явился диавол, уговаривая ее вернуться к прежней жизни. В ответ святая сотворила молитву, осенила себя крестным знамением, и диавол исчез. Собрав свои драгоценности, преподобная Пелагия принесла их епископу Нонну. Святитель велел раздать их бедным со словами: «Пусть будет умно расточено худо собранное». После этого святая Пелагия надела власяницу и удалилась в Иерусалим на Елеонскую гору. Там она до самой кончины (f457) подвизалась в затворе под мужским именем Пелагий и достигла великих духовных дарований. Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский , родился в XVI веке в семье благочестивых Димитрия и Пелагии, живших в селе Мезени Архангельской области. Когда родители захотели женить Трифона, то он, с юных лет чувствуя призвание к иноческой жизни, тайно ушел из дома в город Устюг, где поселился у приходского священника, все время пребывая в строгом посте и молитве. Затем он жил в городке Орлеце около церкви, перенося холод и голод, а оттуда перешел в Пыскорскую обитель, находившуюся на реке Каме. Здесь преподобный Трифон приобщился к монашеской жизни и принял постриг от игумена Варлаама. 22-летний монах не пропускал ни одной церковной службы и нес трудное послушание в пекарне. Когда он тяжело заболел, ему явился святитель Николай и, исцелив его, укрепил в подвиге.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По крайней мере то, что становится известным по настоящему делу относительно действий преосв. Евгения, видно из переписки между последним и Кириллом Вятским. Оказывается впрочем, что преосв. Вятский начал свою переписку с преосв. Евгением под влиянием переписки с ним высокопр. Филарета. Насколько высокопр. Филарет и Кирилл желали и действовать согласно в предстоящем трудном деле миссионерства, настолько же преосв. Кирилл старался было привлечь к этому же и Тобольского Евгения, в епархии которого находились также инородцы и тоже отпадавшие – Остяки, Вогулы и Татары. Во всяком случае, инициатива к настоящей по миссионерским делам переписке принадлежит высокопр. Филарету, хотя преосвященные и Вятский и Тобольский были старше его по времени их служения в местном крае. Вот содержание самого первого письма 30 его к преосв. Кириллу. «Преосвященнейший Владыко! Возлюбленный о Господе брат и сослужитель! Господа ради простите мне, что доселе не писал Вам. Епархия мне вверенная так обширна и многосложна, что истинно недостает ни времени, ни сил от бесконечных хлопот, особенно по новости моей. Впрочем, Господь Бог помог мне почти всю обозреть нынешним летом в течение двух месяцев. Теперь хотя дел и много, – но, по личном обозрении я начинаю успокаиваться. Жалею очень, что в бытность Вашу на границах здешней епархии не мог с Вами видеться, ибо Вы были ранее меня несколькими неделями. А нужно бы нам иметь общение и совет – как принять меры к наставлению в догматах Христианской Веры Ваших новокрещённых Вотяков, а наших Черемис и Чуваш. Не знаю, как у Вас, а здесь в новокрещённых, к прискорбию моему, заметил я глубокое их невежество в Христианстве и склонность к обычаям идолопоклонническим. Священники или не могут или не хотят наставлять сих бедных и жалких творений. Дайте мне ума, как быть, и что делать с сею нивою, совершенно заросшею тернием. Не скорбите о деле протоиерея: – в деле Божием должно быть твердым и нелицеприятным, всем угождать только в добре, – а худые люди пусть думают, как хотят, – а бесчинных очень должно обуздывать 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

С 1917 года собор начали крушить и разбирать. Храм так и не был освящен и стоял открытый ветрам, дождям и снегу. В отчете Губмузея в мае 1924 года отмечалось, что храм «угрожает обвалом». С приходом новой власти было принято решение о разрушении собора, мотивированное необходимостью использовать кирпич на нужды строительства, при этом не сложно предположить, что после взрыва от цельного кирпича остались лишь обломки разной крупности совершенно не пригодные для использования в строительных целях. К 1930 году от храма не осталось и следа. До сентября 1922 г. имение бывшего Филейского монастыря находилось в ведении Губкоммунотдела. С сентября1922 г. по 5 июля 1923 г. – в ведении Уземуправления, вследствие частых передач и бесхозяйственности учреждений, ряд зданий, главным образом, за чертой ограды были приведены в полное разрушение. Для реализации построек, восстановление которых было нецелесообразно были назначены торги с опубликованием в газете «Вятская Правда». Постройки, продажа которых будет нецелесообразна, употребить на дрова для Уисполкома и уездных учреждений. Вследствие того, что торги не состоялись, два жилых дома (бывшие гостиницы) и бывший скотный двор, находящиеся за чертой ограды, были проданы Губздраву за 2000 руб., другие строения за чертой ограды и в черте ограды один разрушенный дом в декабре и январе месяцах сего года были реализованы на дрова. После кончины о. Стефана Александро-Невский монастырь просуществовал еще около 30 лет. Однако пламенные ветры революции в безбожное время разметали все, что созидал угодник Божий. Так к середине XX века монастырь и вовсе был стерт с лица земли. В годы Великой Отечественной войны это святое место выбрали для экстренного размещения военного завода. Вековые сосны и ели пошли на строительство бараков. Мощная промышленная громада заняла место северного духовного форпоста Вятки. Вятский Филейский монастырь неразрывно связан с именем великого вятского святого преподобного Матфея Яранского, который начинал в нем свой духовный путь. Еще будучи простым приказчиком в лавке купца И.В. Столбова, располагавшейся на площади Спасского собора, Митрофан Кузьмич Швецов (мирское имя преподобного) стал любимым учеником преподобного Стефана Филейского. Особенно их сблизила ссылка преподобного в Вятский Успенский монастырь. Родительский дом Митрофана располагался как раз на улице Монастырской (Горбачева), на которой стоял монастырь. Именно преподобный Стефан Филейский оказал большое духовное влияние, после чего молодой человек принимает для себя решение принять монашество. Желание это возникло, когда еще возник скит на Филейке, основанный преподобным, но осуществлению его мешало то обстоятельство, что на попечении Митрофана Кузьмича находилась его младшая сестра Елизавета.

http://sobory.ru/article/?object=32815

Убедительнейшая грамота написана и к александрийскому патриарху: «благорассудное, во благих бодро опасное и премудрое пастырство твое слыша, святыню твою, как любезнейшего нашего и доброхудожного учителя, любовью в персех наших носим и желаем во всех благочестия догматах с вами согласоваться, по сему изъявляем, что во святой Российской Церкви имеется некое взыскание, требующее вашего исправления и посещения. Бывший у нас пастырь, патриарх Никон , престол Российской Церкви самовольно – не знаем по каким причинам – оставить изволил и пребывает в одном из монастырей; и не только это, но и другое, касающееся церковных уставов, требует вашего святительства рассмотрения и рассуждения; молим твое преблаженство любовью, как архиерея премудрого и о целости святой Церкви попечение имеющего, да потрудится твоя святыня самолично к нам в царствующий наш град прийти, чтобы рассудить о великих Российской Церкви вещах; если это сделаешь, равноапостольное делом изъявишь, и примем тебя, как второго истины учителя Павла, церковный мир носящего 17 . Также и в грамотах к прочим патриархам изъявляется потребность мира для Церкви: «ничего нет потребнее и полезнее нам в жизни, как соблюдать и хранить общий мир Церкви и здравую веру. Сего ради молим ныне твое преблаженство, если тебе возможно, да приидеши паки нашего царствия к державе, ради нужных некоих и неотложных вин церковных, рассудити, о них же в чесом сомнение обдержит, яко да и общий мир церквей от сего известится, который столько же потребен православным, елико и дыхати нам воздуха» 18 . Не прошло бесследно писание Стрешнева и Лигарида, составленное в 30-ти вопросах и ответах о новых обычаях патриарха Никона ; нашелся подражатель и откликнулся на зов Паисия епископ вятский Александр. На вопрос, не грешат ли архиереи и бояре, что не бьют челом и не наставляют царя учинить окончательное решение дела патриарха Никона – Паисий отвечал: весьма согрешают, и обращаясь к архиереям говорил: «почему вы, пастыри церкви, не бережете патриаршего престола и не радеете об избрании патриарха? Это – ваше дело и радение». – Из всех архиереев один епископ вятский Александр отозвался на это воззвание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Колонну возглавили престоятель Всероссийского Великорецкого крестного хода — митрополит Вятский и Слободской Марк, губернатор области Никита Белых, глава города Кирова Владимир Быков 3 июня. ПРАВМИР. 26 тысяч паломников вышли сегодня из Кирова в Великорецкий крестный ход. Десятки тысяч паломников со всей России, стран ближнего и дальнего зарубежья отправились в Великорецкий крестный ход, сообщает Вятская и Слободская епархия. После Божественной Литургии около 9.00 возле Свято-Успенского Трифонова монастыря по традиции был совершен молебен святителю Николаю, возглавляемый тремя архиереями. После совершения молебна митрополит Вятский и Слободской Марк обратился с архипастырским словом к собравшимся: «Возлюбленные о Господе дорогие отцы, братья и сестры, сегодня вновь на берегах реки Вятки, в стенах Трифонова монастыря мы с вами собираемся, чтобы начать и пройти Великорецкий крестный ход, вверяя свою жизнь на этот период времени в попечиетельство и покровительство и в предстательство святителя Николая Чудотворца. И всем желаю в эти дни не просто испытать духовную радость, но и получить пользу духовную во спасение своей души». Губернатор Кировской области Никита Белых намерен пройти вместе с участниками крестного хода до Троицкой церкви Кирова (село Макарье), сообщает пресс-служба правительства региона. Губернатор также обратился к паломникам, сказав: «Я рад приветствовать всех в нашем благословенном вятском крае, где более шести веков назад была обретена икона святителя Николая, которая стала духовным символом нашего региона. За эти годы многое изменилось, сегодня и церковь, и государство взаимодействуют для того, чтобы наша страна, наш народ духовно обогащался и развивался». После молебна многотысячная колонна, возглавляемая престоятелем Всероссийского Великорецкого крестного хода — митрополитом Вятским и Слободским Марком торжественно под колокольный звон прошествовала по главной улице города. Вместе с участниками крестного хода до Троицкой церкви слободы Макарье прошли также архипастыри, губернатор области Никита Белых, глава города Кирова Владимир Быков.

http://pravmir.ru/26-tyisyach-chelovek-o...

742 Так говорит Шушерин, а сам Никон не знал в точности о судьбе Сисоя; знал только, что он «безвестно заточён со свем домом». См. грам. Никона к конст. патр. Дионисию. 743 См. эту грамоту в прилож. к жизнеопис. Никона, составленному арх. Аполлосом. XXI. Она писана 7173 (1665) г., генв. 13. Акт. ист. V, 178–181. 746 Грамота иерусалимского патриарха Нектария к царю Алексею Михайловичу, в собр. гос. грам. и догов, т. IV, 37. 747 Вивлиоф. ч. IV, II. Вероятно, сделано то распоряжение не позже начала 1666 г. По крайней мере, от 26 января 1666 г. один из придворных бояр, отправляя в Афонские монастыри царскую милостыню, в объяснение того, почему государь посылает теперь к ним небогатую милостыню, замечает: «Есть иное дело некое, еже на время бытства своего щадити окровища совещает и понуждает точию прилежно, отцы святии, молитеся о благополучном совершении настоящаго дела». См. вивлиоф. ч. II, стр. 409. 749 Там же и рукоп. деяние собора 1666–67 г. в патр. моск. библ., с которого у нас был верный список, и откуда взяты сведения об этом соборе. 751 Присутствовали на этом соборе из митрополитов – новгородский Питирим, казанский Лаврентий, ростовский Иона, саранский Павел, сербский Феодосий; из архиепископов – вологодский Симон, смоленский Филарет, рязанский Иларион, тверской Иоасаф, псковский Арсений; епископ один – вятский Александр, державшийся сперва раскола, но в 3-е заседание собора раскаявшийся, и принятый в общение. 752 Так говорит об этом самом Никон в возраж. в 26 вопр. Стрешнева, в рук. Воскр. мон. Эта же книга расположила Никона, между прочим, как мы видели, к ревностному исправлению наших богослужебных книг, «да ни едино разнство имамы с православною восточною Церковию». 753 Раскаялись в своём заблуждении Александр епископ вятский, поп Никита (который, однако же, при царях – Иоанне и Петре Алексеевичах производил снова мятежи), монах Ефрем Потёмкин, иеромонах Сергий, старец Серапион, дьяк Феодор, иеромонах Григорий Неронов, в мире Иоанн, впоследствии, однако же, подобно Никите, возвратившийся к прежним заблуждениям, игумен златоустовский Феоктист, старец соловецкий Герасим, архимандрит муромский Антоний, игумен бизвоковский Сергий. Остались упорными: протопоп Аввакум, который за то предан в Успенском соборе всенародно анафеме, и сослан в острог пустоезерский. Диакон Феодор, который лишён за особенную дерзость языка, и отправлен в дальнее заточение, и поп Лазарь, которого постигла участь Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Рус. композиторы XIX-XX вв., основываясь на синодальных изданиях, делали гармонизации песнопений Г. р.: предначинательного псалма (А. Ф. Львов, Г. Ф. Львовский, Д. Н. Соловьёв, В. А. Бирюков, прот. Д. В. Аллеманов, свящ. И. Беляев, свящ. М. А. Березовский, А. Д. Кастальский, И. Я. Андриевский, Н. Н. Толстяков, Н. Д. Лебедев, А. Ф. Пащенко, И. Н. Разсохин, П. Г. Чесноков, Н. Н. Кедров-сын), антифона «Блажен муж» (свящ. И. Беляев, Соловьёв, А. А. Филатьев, Чесноков, Н. Н. Черепнин, свящ. А. Беляев), гимна «Свете тихий» (Чесноков), тропаря «Богородице Дево» (А. А. Архангельский, Кедров-сын), полиелея (Львов, свящ. И. Беляев), воскресных тропарей по непорочнах (В. А. Жданов, Кедров-сын и М. Е. Ковалевский), антифона 4-го гласа «От юности моея» (А. П. Жаворонков, Аллеманов, В. А. Нелидов, Бирюков, Львов, свящ. И. Беляев, прот. М. Лисицын, Пащенко), степенн 8 гласов (Львов, Аллеманов), ирмосов воскресных, праздничных и др. канонов (Д. С. Бортнянский, Львов, прот. Д. Разумовский, иером. Нафанаил (Бачкало), С. В. Смоленский), «Величит душа Моя Господа» (П. И. Чайковский, Жаворонков, Бирюков), «Взбранной Воеводе» (свящ. И. Беляев, Толстяков, свящ. А. Беляев, А. В. Касторский, С. В. Рахманинов, диак. Сергий Трубачёв), «Приидите, поклонимся» (Н. И. Смирнов, Бирюков, Ковалевский), херувимской песни (Львовский, И. С. Дворецкий, А. В. Никольский, Б. Рандхартингер, Ковалевский), «Достойно есть» (Львов, свящ. М. И. Георгиевский, иером. Викторин, свящ. А. Беляев, Чесноков), «О Тебе радуется» (Львовский, Жданов, Смоленский, В. Д. Беневский, свящ. И. Беляев, прот. П. Турчанинов, Н. И. Компанейский, Андриевский, прот. В. Металлов, иером. Нафанаил, Е. С. Азеев, А. Ф. Шишкин, Бирюков, В. А. Фатеев, свящ. А. Беляев, А. Правдолюбов, диак. С. Трубачёв), причастна «Творяй ангелы» (Ковалевский), «Да исправится» (М. И. Глинка, Львовский, Георгиевский, Азеев, П. Г. Григорьев, Жданов, Металлов, А. И. Нешумов, Смирнов), Κριε λησον (Львов, Смирнов, Ковалевский), Αξιος (И. А. Гарднер), «На реках Вавилонских» (А. И. Рожнов, свящ. М. Георгиевский, свящ. И. Беляев, свящ. А. Беляев), «Тебе, Бога, хвалим» (Георгиевский, И. Я. Тёрнов, Д. М. Яичков), песнопения «Под Твою милость» (Бортнянский), различных тропарей и кондаков (Львовский, Компанейский, Тёрнов, В. М. Орлов, Смоленский, свящ. И. Беляев, Архангельский, А. Е. Ставровский, Трубачёв, архим. Матфей (Мормыль)) и др. ( Лисицын. Обзор; Свод напевов).

http://pravenc.ru/text/166465.html

Во-вторых, название " Вятка " сохранялось как географическое понятие и в период существования города Хлынова. В-третьих, история Вятки отражала важнейшие этапы духовно-нравственного и культурного, социально-экономического и политического становления города и России в целом, связанные с проведением преобразований Екатерины II, великих реформ Александра II, с революционными событиями начала XX в. В-четвертых, с историей Вятки неразрывно связана деятельность людей, внесших выдающийся вклад в развитие общественной жизни, науки и культуры всей страны (А.И.Герцен, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.С.Грин, К.Э.Циолковский, А.А.Спицын, В.М.Бехтерев и др.). В-пятых, понятие " Вятка " имеет широкое распространение в современном лексиконе - используется в наименованиях местных организаций и учреждений (Вятская торгово-промышленная палата, Вятский государственный университет, Вятский государственный гуманитарный университет, Вятская государственная сельскохозяйственная академия и т. д.), периодики ( " Вятский край " , " Вятский епархиальный вестник " , " Вятская речь " , " Вятский наблюдатель " ), звучит в названиях научных и литературных сочинений " . Название же " Киров " , присвоенное городу 5 декабря 1934 г. постановлением ВЦИК как " родине Сергея Мироновича Кирова " , не имеет под собой никаких оснований, отметили в ИРИ РАН. Дело в том, что С.М.Костриков (Киров) на самом деле родился в городе Уржум Вятской губернии. В самой же Вятке большевистский функционер Киров никогда не был и ни разу не упомянул названия города в своих выступлениях и работах, поскольку его революционная и политическая деятельность никак не связана с Вяткой. " Переименование Вятки в Киров не имело оснований в истории и культуре города " , - говорится в исторической справке. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/12/02/ve...

С.М. Киров боролся за те идеологические предположения, которые к исходу ХХ века показали свою цивилизационную несостоятельность, утопичность и были отвергнуты народом России. Поэтому сохранение в демократической России XXI века его имени в названии города является явным анахронизмом. Из всех же наименований города наиболее устоявшимся в историческом пространстве следует признать название «Вятка». Во-первых, топоним «Вятка» является наиболее ранним, зафиксированным в летописных документах названием одного из крупных центров северо-востока Европейской России. Во-вторых, название «Вятка» сохранялось как географическое понятие и в период существования города Хлынова (см.: Летописец старых лет//Труды Вятской уч. арх. комиссии. Вып. IV. Вятка, 1905; Древние акты, относящиеся к истории Вятского края. Вятка, 1881), и - с 1934 г., когда город получил название «Киров» (Географический энциклопедический словарь: Географические названия. М., 1986; и др.). В-третьих, история Вятки отражала важнейшие этапы духовно-нравственного и культурного, социально-экономического и политического становления города и России в целом, связанные с проведением преобразований Екатерины II, великих реформ Александра II, с революционными событиями начала XX в. (см.: Столетие Вятской губернии: 1780 - 1880. Сб. материалов к истории Вятского края. Т. 1 - 2. Вятка, 1880; Луппов П. Н. История города Вятки. Киров, 1958; Эммаусский А. В. История Вятского края в XII - середине XIX в. Киров, 1996). В-четвертых, с историей Вятки неразрывно связана деятельность людей, внесших выдающийся вклад в развитие общественной жизни, науки и культуры всей страны (А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. С. Грин, К. Э. Циолковский, А. А. Спицын, В. М. Бехтерев и др.). В-пятых, понятие «Вятка» имеет широкое распространение в современном лексиконе - используется в наименованиях местных организаций и учреждений (Вятская торгово-промышленная палата, Вятский государственный университет, Вятский государственный гуманитарный университет, Вятская государственная сельскохозяйственная академия и т. д.), периодики («Вятский край», «Вятский епархиальный вестник», «Вятская речь», «Вятский наблюдатель»), звучит в названиях научных и литературных сочинений (Энциклопедия земли Вятской. Т. 1 - 10. Киров, 1994 - 2008; и др.).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Викторина 10 загадок Вятки: сколько из них сможете разгадать? У этого города минимум три имени: Вятка, Хлынов, Киров. На этой земле живут разные народы с древней самобытной культурой. Многие известные люди бывали и жили здесь, правда, порой — не по своей воле. Край далекий, красивый, полный загадок… Попробуем разгадать некоторые из них? Начать викторину Кто переименовал Хлынов в Вятку? а) Иван Грозный б) Борис Годунов в) Петр I г) Екатерина II Хлынов переименовали в Вятку в 1780 году по указу императрицы Екатерины II. Хлынов переименовали в Вятку в 1780 году по указу императрицы Екатерины II. Хлынов переименовали в Вятку в 1780 году по указу императрицы Екатерины II. Хлынов переименовали в Вятку в 1780 году по указу императрицы Екатерины II. Как называется вятский народный праздник? Хоровод (южные губернии). 1900-е гг. а) Вятская плясунья б) Вятская свистунья в) Вятская пестунья г) Вятская Устинья Самобытный вятский народный праздник называется Вятская свистунья, или Свистопляска. Первые документированные упоминания о празднике и его описания относятся к началу XIX века. Согласно легенде, праздник отмечался как день поминовения убитых в «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в Вятке. Праздник сопровождался свистом и плясками. С весенним праздником Вятская свистунья связывают возникновение дымковской игрушки. Самобытный вятский народный праздник называется Вятская свистунья, или Свистопляска. Первые документированные упоминания о празднике и его описания относятся к началу XIX века. Согласно легенде, праздник отмечался как день поминовения убитых в «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в Вятке. Праздник сопровождался свистом и плясками. С весенним праздником Вятская свистунья связывают возникновение дымковской игрушки. Самобытный вятский народный праздник называется Вятская свистунья, или Свистопляска. Первые документированные упоминания о празднике и его описания относятся к началу XIX века. Согласно легенде, праздник отмечался как день поминовения убитых в «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в Вятке. Праздник сопровождался свистом и плясками. С весенним праздником Вятская свистунья связывают возникновение дымковской игрушки.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/10-zagadok-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010