Интересно, что 6 ноября 1825 года, менее чем за месяц до смерти государя в городе Таганроге (19 ноября 1925 года), новый вятский губернатор Рыхлевский получил из министерства внутренних дел следующее секретное распоряжение: «По представлению Вашего Превосходительства от 19 августа насчет употребления денег, оставшихся от покупки в городе Вятке дома Государь Император высочайше повелеть соизволил оставить оные в приказе общественного призрения на случай могущих быть починок » 28 Значит, государь, находясь в Таганроге, о вятском домике помнил и не исключал возможности в дальнейшем его использовать... В отношении священнослужителей – устроить следствие Государь покинул город утром 11 октября. Накануне, 10-го, из-за дождливой погоды никуда не выезжал. На обед к нему в этот день были приглашены только сенаторы и епископ Павел. Возможно, речь вновь шла о печальных результатах ревизии. Император показал епископу большой слиток золота, найденный на уральских приисках, и сообщил владыке, что намерен еще раз посетить вятскую страну. О своем будущем посещении он сказал и нолинским купцам, с которыми встречался 11 октября в 5 часов утра. В 6 часов Александр I пригласил в свой кабинет сенаторов и подал им более 40 различных просьб от жителей вятской губернии, сделав при этом особые приказания. Вскоре он покинул свой вятский «дворец». А уже 12 октября епископ Павел получил от сенаторов Е.А. Дурасова и А.А. Долгорукова особое «отношение» с изложением повеления государя устроить следствие в связи с жалобой удельных крестьян Сарапульского уезда на излишне обременительные поборы со стороны священнослужителей Нечкинского прихода. 29  Кстати, тех самых, которые были потрясены тем, что Александр I смиренно целовал их благословляющие руки. И вот уже последняя остановка в Вятке – у церкви Всех Святых. Выйдя из коляски, государь приложился к животворящему кресту и окропил себя святой водой. Колокольный звон всех церквей возвещал горожанам о его отъезде... Прошло чуть более года, и долетела до земли Вятской печальная весть: 19 ноября в Таганроге скончался тот, кого они с такой радостью и любовью встречали в октябре 1824 года. А что же стало с домиком на Спасской? Семь лет, как сообщает А. Тинский, хранил его полицмейстер. Для каких целей? Это так и осталось тайной.

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksandr_...

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Из нее видно, что при этом поставлении, кроме сейчас перечисленных, были еще: архиепископ Коломенский и епископ Вятский. Поставление происходило накануне открытия заседаний церковного собора, следовательно, и эти архиереи, вместе с новопоставленным архиепископом, также могли быть на соборных заседаниях. Так что в соборных совещаниях 1682 года, под председательством патриарха Иоакима, нужно полагать, принимали участие восемь митрополитов: Корнилий Новгородский, Никифор Астраханский, Иона Ростовский, Маркелл Псковский, Симеон Смоленский, Варсонофий 2-й Чертков Сарский, Филарет Нижегородский и Павел Рязанский; четыре архиепископа: Иларион Суздальский, Симеон Вологодский, Никита Коломенский и Сергий Тверской и один епископ – Иона Вятский. Не было на заседаниях только Павла, митрополита Сибирского и Тобольского и митрополитов: Казанского и Белгородского 42 . Павел Тобольский опоздал приездом и явился в Москву только к 1 апреля: «апреля в 1-й день посилал Велики Государь о спасении спрашивать Павла, митрополита Сибирьского и Тобольского, столника и ближнева человека Михайла Васильевича Касаткина» 43 . Митрополиты – Казанский и Белгородский ни разу не упомянуты в бумагах собора, нет их подписей под деянием соборным об уничтожении местничества и ни одного из них не было при поставлении архиепископом в Тверь Сергия. Утверждать присутствие на заседаниях собора 1682 года архимандритов, игуменов и протопопов нет достаточных оснований, хотя примеры других соборов и говорят, по-видимому, за их присутствие, например, на заседаниях Стоглавого собора были и «многие честные архимандриты и игумены», на соборе 1667 года были те и другие, также и на заседаниях собора 1675 года 44 . Но в актах собора 1682 года ни-разу не упоминается об архимандритах или игуменах, а только о митрополитах, архиепископах и епископах, и челобитная от лица собора царю по вопросу об умножении количества архиереев на Руси написана от имени лишь одних архиереев; равным образом и царь, посылая свои предложения на собор, предписывал, «чтоб о тех делех Великий Господин Святейший Иоаким, Патриарх Московский и всеа России, (только) с преосвященными митрополитами и архиепископами советовали...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первым был призван на собор Александр, епископ Вятский, затем протопоп Аввакум, поп Никита, диакон Феодор, старец Ефрем Потёмкин, иеромонах Сергий, старец Серапион, поп Лазарь, иеромонах Григорий Неронов, игумен Феоктист и др. Большинство из них искренно раскаялись в своих заблуждениях (епископ Вятский Александр, Ефрем Потёмкин, иеромонах Сергий, игумен Феоктист и некоторые др.) и собор простил их – одних совершенно (епископа Александра, Григория Неронова), а других послал в монастырь на испытание. Аввакум же, призванный на собор, вступил в состязание с отцами, и не только упорно отстаивал свои убеждения, но и «укори в лице весь собор, вся неправославными нарицая». Подобным же образом вели себя диакон Феодор и попы Никита и Лазарь. Первый подал собору особое «письмо», в котором осуждал исправление Символа Веры. Напрасно отцы собора увещевали их, – ничто не действовало. Тогда решено было, оставив суд над Лазарем, Аввакума, Феодора и Никиту лишить сана и отлучить от церкви, что и было исполнено в Успенском соборе над Никитою 10 мая, а над Аввакумом и Феодором 13-го. Последние двое даже и во время исполнения приговора вели себя буйно: когда на них изрекали анафему, они сами проклинали властей. «Зело мятежно в обедню ту было», замечает Аввакум, а Феодор добавляет, что когда он был выведен из церкви, то кричал собравшемуся народу, показывая двуперстие: «братия, за сию истину стражду и умираю». Все расстриженные посланы были в Угрешский монастырь в заключение. Спустя несколько времени Никита и Феодор раскаялись, но – притворно. После суда над расколоучителями, собор в руководство духовенству и мирянам составил «Наставление благочиния церковного». В этом «Наставлении» отцы собора выразили своё общее определение относительно раскола. Указав предварительно причину созвания собора 1666 года (смуты в духовенстве и народе), они заповедали всему духовенству учить своих детей покоряться святой восточной Церкви во всем и совершать службу по новоисправленным книгам, потому что эти книги не заключают в себе ничего противного вере и исправлялись п.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Нечаев Михаил Андреевич (1879–?), диакон. Член Собора по избранию как клирик от Пензенской епархии. В 1895 г. окончил Пензенское духовное училище и определен к Покровской церкви с. Любятино Пензенского уезда. С 1904 г. псаломщик церкви с. Трубетчино Мокшанского уезда. С 1906 г. диакон Богоявленской церкви г. Керенска. Преподавал в начальных учебных заведениях, был членом общества трезвости. В 1914 г. занимался на противосектантских курсах. Никандр (Феноменов Николай Григорьевич; 1872–1933), митрополит. Член Собора по должности как епископ Вятский и Слободской. Председатель Издательского отдела Собора. Избран заместителем члена Священного Синода. В 1897 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1905 г. хиротонисан во епископа. С 1914 г. епископ Вятский и Слободской. В 1918–1919 гг. в заключении. С 1919 г. архиепископ. В 1919–1921 гг. в заключении. С 1921 г. архиепископ Астраханский, к месту назначения выехать не мог. С 1921 г. член Священного Синода. С января 1922 г. архиепископ Крутицкий. Неоднократно арестовывался, находился в ссылках и лагерях. С ноября 1925 г. митрополит Одесский. С 1927 г. митрополит Ташкентский и Туркестанский. Никодим (Кротков Николай Васильевич ; 1868–1938), священномученик, архиепископ. Член Собора как заместитель митрополита Антония (Храповицкого) . В 1907 г. хиротонисан во епископа. С 1911 г. епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. В 1918 г. арестован петлюровцами, в мае-октябре 1919 г. находился в Кракове в католическом монастыре вместе с митрополитом Антонием и архиепископом Евлогием. С июня 1920 г. епископ Таврический и Симферопольский. С 1922 г. архиепископ. В 1922–1932 гг. в заключении. С 1932 г. архиепископ Костромской и Галичский. С 1936 г. в заключении. Скончался в заключении. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Николай (Добронравов Николай Павлович ; 1861–1937), священномученик, архиепископ. Член Собора как член Предсоборного Совета в сане протоиерея. В 1885 г. окончил МДА, кандидат богословия, С 1890 г. законоучитель, профессор богословия Александровского военного училища (Москва). С 1891 г. протоиерей. Преподавал в различных учебных заведениях, автор книг и статей по богословским и церковным вопросам. На Соборе выступал против восстановления патриаршества, однако по избрании и настоловании Святейшего Патриарха Тихона стал его искренним и горячим сторонником. С 1918 г. настоятель московской Всехсвятской церкви на Варварской площади (на Кулишках). В 1918 г. арестован во время работы Собора, провел несколько месяцев в тюрьме, во все время нахождения в заключении Комиссия Собора ходатайствовала о его освобождении. Овдовел. После окончания работы Собора пострижен в монашество ив 1921 г. хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 г. арестован, выслан на один год в г. Усть-Сысольск. С 1923 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. В 1925–1937 гг. в тюрьмах и ссылках. Расстрелян. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Разрешение на строительство каменной церкви получено 14 марта 1863 года от правящего архиерея. Для работы поряжен каменных дел мастер Нижегородской губернии Балахнинского уезда Вершиловской волости деревни Гумнище крестьянин Димитрий Макарович Тюрин. Источник: Вятский Епархиальный вестник, 11 за 1863 год, стр. 202 Поселение возникло после 1609 г. – разгрома восставших марийцев близ Кукарки, бежавших в наши глухие леса. Первоначально называлось Кокло-Кудо, Шопкер и входило сначала в приход села Архангельского, затем – с. Лебяжья. Первое упоминание о деревне Байсе – 1715 год, в ландратской переписи; в деревне насчитывалось 11 дворов. 16 февраля 1760 г. починок посетил свияжский миссионер архиепископ Евмений, которого байсинцы просили разрешения на устройство «клети» для хранения мертвых тел; позднее она была превращена в часовню. В апреле 1830 г. в Вятской духовной Консистории заведено дело «о назначении прихода» в «черемисском селении» Байсе, в трех дворах которого проживало 82 человека удельных крестьян. 6 февраля 1836 г. Св. Синод выделил средства из капитала комиссии духовных училищ на строительство церкви в д. Байса. Деревянная церковь с одним престолом во имя св. Василия Великого построена в 1838 г. Храм освятил Преосвященный Неофит Епископ Вятский и Слободской. Из «клировых ведомостей» за середину XIX в.: «церковь зданием деревянная с таковою же над папертью колокольнею, снаружи обита тесом» (1865 г.), «церковь выкрашена желтой на масле краской, кругом обнесена деревянной, черной на масле окрашенной оградой»(1848 г.), «внутри выштукатурена и расписана в приличных местах живописью. Снаружи оштукатурена и выкрашена на масле желтою краскою» (1875 г.). Население нового прихода быстро росло (в 1848 г. оно составило 3460 человек) и вскоре встал вопрос о строительстве большого каменного храма. В 1864 г. началось строительство храма. 18 января 1865 г. байсинские служители написали прошение Вятскому владыке о разрешении им взять где-нибудь заем, чтобы закончить в лето 1865 г. здание кладкою (а заемы для церквей были запрещены). Заем им был разрешен «с процентными взносами». Заем быстро истощился, и 10 июня 1866 г. байсинские священнослужители просили Консисторию «о выдаче сборной книги на постройку церкви» (для сбора средств с прихожан). В 1865 г. все каменное здание окончено кладкой, выбелено снаружи, крыша покрыта железом, «но внутри устройства еще никакого нет».

http://sobory.ru/article/?object=15664

653 Св. Прокопий Устюжский носил в левой руке 3 кочерги и если в который год держал их вверх, то был урожай, а вниз, то голод, л. 49 и 50 Чет. Мин. 8 июля. 654 Св. Прокопий Вятский пред тем, как должно быть строгим указам, «ходя по торгу, поставляше древца поряду и бияше те, аки людей»; там же. 655 Св. Прокопий Устюжский предсказал беду Устюжанам от погибели огнем и градом, Прол. 8 июля, л. 73 об. 656 Он же поклонился в землю за вечерней в церкви трехлетней девочке Марии и пророчески сказал: «се грядет матерь великого Стефана епископа, учителя Пермского», так что слышавшие удивились, потому что Пермь была тогда страной языческой. Чет. Мин. 8 июля, л. 49 об. 657 Св. Михаил Клопский предсказал архиепископство игумену Феодосию и его удаление с кафедры. Филар. арх. Черниг. жития св. янв. 11 стр. 128. 659 Св. Фома Келесерийский предсказал смерть некоему Анастасию, Чет. Мин. 24 апр., л. 108 об., св. Прокопий Вятский – смерть сына одного священника. Однажды у одного Константинопольского вельможи умерла дочь, завешавшая пред смертью похоронить себя в склепе, устроенном в загородном винограднике. Просьба её была исполнена. В то время, когда несли гроб на погребение, за похоронной процессией следил один вор, грабивший драгоценные вещи с покойников, чтобы с наступлением ночи похитить все драгоценности. Проходивший здесь же св. Андрей уразумел злые мысли вора и, желая отвлечь его от худого дела, предсказал ему слепоту в случае, если он вздумает воровать. Хотя вор удивился прозорливости св. Андрея, но все-таки отправился совершать гнусное дело. Но лишь только он снял все одежды с покойницы, как вдруг она поднялась и ударила его рукой по лицу, и вор ослеп от страха. И вспомнил он тогда святого Андрея и «дивляшеся, яко провиде и прорече все имущее ему быти и исполнися его пророчество». Чет. Мин. 2 окт., л. 11 об. и 12. 672 Пр. Михаил Клопский, предсказал архиепископство Ионе, подняв его за уши, когда он был маленьким и сказав: «учись книгам, велик будешь». Новг. еп. вед. 24; св. Симеон пред землетрясением ударяет палкой по домам; св. Прокопий пред неурожаем держит 3 кочерги вниз и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1786 году в св. Синоде началось дело, вызванное прошением, уволенного из духовного звания, протоиерея вятского кафедрального собора Тукмачева и доношением вятского преосвященного Лаврентия, жаловавшегося на протопопа Тукмачева в навлечении им на него, епископа, подозрений в незаконном расходовании по архиерейскому дому казенных денежных сумм 498 . Судебное следствие выяснило, что: 1) еще предшественник Лаврентия, вятский епископ Варфоломей, в 1759 году получил на различные потребности архиерейского дома и местного монастыря 15,782 рубля 51½ коп., но употребил на действительные нужды только 1,099 р. 73¾ κ., остальные же деньги оставил в своем архиерейском доме, а между тем, 2) в 1760 году, по определению св. Синода, в тот же архиерейский дом было отпущено 5,293 р. 40 κ., которые и оказались израсходованными; 3) когда в 1764 году, по составлении штатов, коллегия экономии потребовала верных и точных ведомостей о всех наличных архиерейских и монастырских суммах, покойный епископ Варфоломей не сообщил никаких сведений об остававшихся в вятском архиерейском доме 14.682 р. 77¾ κ., преосвященный же Лаврентий ссылался на то, что Сенат особым указом назначил оставшиеся деньги на постройку дома, почему Варфоломей и израсходовал из них 9,643 руб. 27½ коп.; 4) после учреждения штатов, Варфоломей нередко присваивал себе некоторые монастырские суммы, составлявшие, по закону, собственность коллегии экономии; 5) епископ же Лаврентий, вступив на кафедру вятской епархии (в 1774 году), хотя и нашел в своей канцелярии свободных, наличных остаточных сумм 5,039 р. 50¼ κ., однако не сообщил о них никаких сведений, а вытребовал еще в 1777 году из коллегии экономии 490 рублей на исправление семинарии, да в 1785 году получил от вятской казенной палаты 495 рублей на поправку консисторского здания; 6) кроме того, в вятский архиерейский дом ежегодно поступало доходов от свечной продажи от 1,590 до 6,200 рублей; из этих крупных сумм на одни постройки было истрачено с 1760 по 1786 год более 100.000 рублей, о чем, однако же епархиальное начальство не потрудилось представить точных отчетов; 7) когда же протоиерей Тукмачев начал заявлять «сумнительства» о незаконном отношении вятского архиерея к казенным деньгам, епископ Лаврентий поспешил употребить наличные казенные суммы, в количестве 5,039 р. 50¼ κ., на неуказанные постройки, а церковные сборы истратил за небольшим остатком, на «ненужное устроение в соборе на престоле среброкованой одежды», оставшейся без употребления, и на покупку книг в соборную библиотеку; в то же время преосвященный раздавал наличные деньги и различным частным лицам под векселя с процентами, с причислением последних к церковным суммам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Преподобный Сергий Шухтовский (Шухтомский). Май, 19 1609 Преподобный Серапион Кожеезерский. Июнь, 27 1611 Преподобный Иосиф Заоникиевский. Сентябрь, 21 1612 Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец. Февраль, 17 1612 Преподобномученик Галактион Вологодский. Сентябрь, 24 1612 Преподобный Евфросин Синозерский, или Новгородский. Март, 20 1612 Преподобный Трифон, архимандрит Вятский. Октябрь, 8 1612 Преподобный Антоний Леохновский. Октябрь, 17 ок.1613 Преподобный Иоанн, затворник Псковский. Октябрь, 24 1616 Преподобный Иринарх, затворник Ростовский. Январь, 13 1616 Праведная София, княгиня Слуцкая. Март, 19 1617 Преподобный Адриан Монзенский. Май, 5 1619 Преподобный Поликарп Брянский. Февраль, 23 1620 Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец. Октябрь, 2 1622 Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец. Январь, 22 1623 Преподобный Вассиан Тиксненский. Сентябрь, 12 1624 Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый. Декабрь, 21 1628 Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий. Июль, 17 1628 Преподобный Иов Ущельский. Август, 5 1628 Преподобный Дионисий Радонежский, Архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Май, 12 1633 Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский. Ноябрь, 27 1633 Преподобный Никодим Хозьюгский, или Кожеезерский. Июль, 3 1640 Преподобномученик Симон Воломский. Июль, 12 1641 Праведныи Симеон Верхотурский. Сентябрь, 12 1642 Преподобномученик Афанасий Брестский. Сентябрь, 5 1648 Праведный Максим, Христа ради юродивый, иерей Тотемский. Январь, 16 1650 Преподобный Иов, игумен Почаевский. Октябрь, 28 1651 Святитель Серапион, Митрополит Сарский и Подонский. Май, 2 1652 Святитель Аффоний (Афоний), митрополит Новгородский. Апрель, 6 1652 Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец. Май, 2 1654 Преподобный Лукиан Александровский. Сентябрь, 8 1654 Преподобный Леонид Устьнедумский. Июль, 17 1654 Преподобный Елеазар Анзерский. Январь, 13 1656 Преподобный Филипп Янковский, Сухонский. Август, 17 1662

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Вятский епископ Александр, от лица всех архиереев, и, конечно, с их одобрения, в своей докладной записке государю, по поводу клятвы Никона на митрополита Питирима, заявляет, что Никон, при поставлении своем на патриаршество, „обещался церковный мир соблюдати и не единым же нравом противная мудрствовать во всем животе своем, последуя во всем и повинуясь святым апостолом и святым вселенским соборам, обещая им во страсе Божии Боголюбовым нравом братии своей о Св. Духе и со служебником всем преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом, патриаршества его российского царствия, любовь духовную имети, и яко братью тех почитати, и сице любити, яко же владыка наш Господь И. Христос возлюби святыя Своя ученики и апостолы... И потолице обещании странно за рабы святильский чин вмени и толико ругался, – яко сошедшимся архиереом к сенным дверем крестовые полаты, на преднем крыльце часа два или три сидети, и не единому ж даде слова рещи пред собою, ниже молбы тех послушав о исправлении церковных вещей, но странно поработи тех и люте нападал на братью свою, и страдати многих устрой и умиленне плакати“ 18 . Тот же вятский епископ Александр, в другой раз, тоже с одобрения архиереев и от лица их, обращается к царю с прошением: „аще обрящем благодать пред тобою, великим государем, непрезри, молбы твоих государевых богомольцев: да возмется нечестивый сей (т.-е. Никон) от среды нашея, да Божий праведный гнев не постигнет и в правду постраждем, не пекущеся о благихъ " ». А чтобы и на будущее время оградить епархиальных архиереев от патриаршого самовластия и деспотизма, обличитель Никона старается, от лица архиереев – своих собратий, внушить царю, что „первый епископ не начальник епископам, ни крайний святитель, но епископ первого седалища наречется, рекше царствующего многонародного града: святительский бо сан един есть и тажде на всех благодать. Не наречется сей убо совершен или не совершен святитель; но вей равни святители, вси епископи, и благодать Св. Духа равно приемше». Затем царю указывается, в видах предохранить епископов от патриаршого самовластия на будущее время, кого следует избирать в патриархи. „Царствующего града первого седалища епископа, говорится от лица архиереев, рекша патриарха, избирати (государь) благоволи: священное писание протолковать могущая и разумеющая все божественное писание со испытанием, и священные правила св. апостол и св. отец известно ведуща, в летех же совершенна суща и добродетельми и крайним смиреномудрием цветуща; своея же воли исправити догматы неимуща, но советом, а не дерзостно исправляюща; ревнителя же о благочестии и нестыдящеся лиц; многодетна в чернечестве суща и в послушании, во еже обрезать своя ему воля крепко обучивииася: красота бо старец – со смиреномудрием высокое житие, а не своя воля; архиерею бо советливу подобает быти и ничто же дерзостью творити, да не многим соблазн и претыкание будет: во мнозе бо совете спасение бывает “. 19

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010