1867. Апрель-Июнь. Книга вторая. М., 1867. С. 418. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество … С. 208. Там же. С. 240. Там же. С. 229–230. Иосиф Волоцкий, преп. Духовная грамота//Монастырский хронограф//Сайт Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата Московского Патриархата: URL: . Челобитная Никиты (Пустосвята). Историко- и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей//Материалы для истории раскола за первое время его существования в 9 т.//под ред. Н. Субботина. Т. 4. Ч. 1. М., 1878. С. 157. Там же. С. 144. Там же. С. 145–146. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество… С. 207–209. Петр Петрей де Ерлезунд. История о Великом княжестве Московском … С. 418. Павел Алеппский, архидиак. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским./Пер. с араб. Г. Муркоса. Издание четвертое. М., 2019. С. 276. Там же. С. 684. Деяния Московских Соборов о разных церковных исправлениях 1666 и 1667 гг. М. 1977 г. Л. 27. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество … С. 207–209. Деяния Московских Соборов ... Л. 27. История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. В 6-ти частях, 1807–1815. М., Ч. 1. 1807. С. 344. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество … С. 224. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 413. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество… С. 359. Там же. С. 96. Там же. С. 99, 240. Иосиф Волоцкий, преп. Духовная грамота//Монастырский хронограф//Сайт Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата Московского Патриархата URL: . Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке: церковно-историко-археологическое исследование/соч. прот. Моск. придворного Благовещенск. собора Н. Д. Извекова//Труды Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии: в 4 т., 1904–1911. М., 1906. Т. 2. С. 233.

http://bogoslov.ru/article/6193987

с ноября 1681 5.09.1686 Авраамий, митрополит рукоположен с 09.01.1687 по март 1700 на покое; 27.02.1708 рукоположен с 07.04.1700 по 16.12.1701 местоблюститель патриаршего престола, с 1721 президент Святейшего Синода; 27.11.1722 Сильвестр (Холмский), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 24.02.1723 по 25.07.1725 епископ Казанский и Свияжский Феофилакт (Лопатинский), архиепископ бывший архиепископ Псковский, Нарвский и Изборский с 15.07.1726 по 01.10.1726 архиепископ Тверской и Кашинский Гавриил (Бужинский), епископ рукоположен c 30.10.1726, на кафедре с 22.01.1727 27.04.1731 Лаврентий (Горка), епископ бывший епископ Великоустюжский и Тотемский с 11.05.1731 по 26.09.1733 епископ Вятский и Великопермский Алексий (Титов), архиепископ бывший архиепископ Вятский и Великопермский с 26.09.1733 17.09.1750 Димитрий (Сеченов), епископ бывший епископ Нижегородский и Алатырский с 21.06.1752 по 22.10.1757 архиепископ Новгородский и Великолуцкий Палладий (Юрьев), епископ рукоположен с 18.06.1758 по 29.05.1764 переименован епископ Рязанский и Шацкий Рязанская и Шацкая С 29 мая 1764 года Имена Сведения Палладий (Юрьев), епископ бывший епископ Рязанский и Муромский с 29,05.1764 по 20.03.1778 на покое; 02.12.1789 Симон (Лагов), епископ бывший епископ Костромской и Галичский, с 31.03.1778; архиепископ с 06.11.1792 по 16.10.1799 переименован епископ Рязанский и Зарайский Рязанская и Зарайская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Симон (Лагов), архиепископ бывший епископ Рязанский и Шацкий (Муромский) с 16.10.1799 17.01.1804 Амвросий (Яковлев-Орлин), епископ бывший епископ Вятский и Слободской с 29.01.1804 архиепископ с 11.11.1804 26.01.1809 бывший архиепископ Калужский и Боровский с 05.03.1809 по 14.05.1817 архиепископ Мцхетский. Тифлисский и Карталинский, экзарх Грузии Сергий (Крылов-Платонов), епископ бывший епископ Костромской и Галичский, с 04.06.1817; архиепископ с 17.09.1819 18.08.1824 бывший епископ Калужский и Боровский с 12.01.1825 архиепископ с 22.08.1826 по 25.02.1828

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

с 11.05.1731 по 26.09.1733 еп. Вятский и Великопермский Алексий (Титов) архиепископ, бывший архиеп. Вятский и Великопермский с 26.09.1733 † 17.09.1750 Димитрий (Сеченов) епископ, бывший еп. Нижегородский и Алатырский с 21.06.1752 по 22.10.1757 архиеп. Новгородский и Великолуцкий Палладий (Юрьев) епископ, рукоположен с 18.06.1758 по 29.05.1764 переименован еп. Рязанский и Шацкий Рязанская и Шацкая С 29 мая 1764 года Палладий (Юрьев) епископ, бывший еп. Рязанский и Муромский с 29.05.1764 по 20.03.1778 на покое; † 2.12.1789 Симон (Лагов) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 31.03.1778 архиепископ с 6.11.1792 по 16.10.1799 переименован еп. Рязанский и Зарайский Рязанская и Зарайская С 16 октября 1799 года Симон (Лагов) архиепископ, бывший еп. Рязанский и Шацкий (Муромский) с 16.10.1799 † 17.01.1804 Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 29.01.1804 архиепископ с 11.11.1804 † 26.01.1809 Феофилакт (Русанов) архиепископ, бывший архиеп. Калужский и Боровский с 5.03.1809 по 14.05.1817 архиеп. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, экзарх Грузии Сергий (Крылов-Платонов), епископ, бывший еп. Костромской и Галичский, с 4.06.1817 архиепископ с 17.09.1819 † 18.08.1824 Филарет (Амфитеатров) епископ, свт., бывший еп. Калужский и Боровский, с 12.01.1825 архиепископ с 22.08.1826 по 25.02.1828 архиеп. Казанский и Свияжский Григорий (Постников) архиепископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 3.03.1828 по 28.07.1829 архиеп. Тверской и Кашинский Евгений (Казанцев) архиепископ, бывший архиеп. Тобольский и Сибирский с 1.08.1831 по 8.05.1837 архиеп. Ярославский и Ростовский Гавриил (Городков) архиепископ, свят., бывший архиеп. Могилевский и Мстиславский с 15.04.1837 по 5.06.1858 на покое; † 7.04.1862 Смарагд (Крыжановский) архиепископ, бывший архиеп. Орловский и Севский с 5.06.1858 †11.11.1863 Иринарх (Попов) архиепископ, бывший архиеп. Подольский и Брацлавский с 20.12.1863 по 29.08.1867 на покое; † 25.09.1877 Алексий (Ржаницын) архиепископ, бывший еп. Таврический и Симферопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Радуйся, днем на торжищих и стогнах людей града Хлынова обличаяй и на путь спасения направляяй. Радуйся, нощи в пламенней молитве к Богу в притворах храмов пребываяй. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 6 Проповедует подвиги твоя, блаженне Прокопие, страна Вятская многотрудному житию твоему чудящеся. Воздвиже бо на тя брань лютую враг спасения нашего: ты же постом и молитвою таковая соодолел еси, благодарственне воспев Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия благодать в подвизе многотруднаго жития твоего, блаженне Прокопие. Не точию бо на тя бывшая искушения мужественне отразил еси, но и всем во искушениих мудрый споборник являешися, да с радостию тебе вопием: Радуйся, святаго ради жития от Бога зело возлюбленный. Радуйся, безстрастия проявителю. Радуйся, воздержания образе. Радуйся, сластолюбец посрамление. Радуйся, в бедах и тесноте на Бога упователю. Радуйся, в покров себе имевый пречудный омофор Приснодевы. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 7 Хотя Владыка Господь явити тя, блаженне Прокопие, мужа во всем совершенна, попусти врагу спасения нашего пакости ти делати. Ты же смирением искушения посрамив, победне воспел еси Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новая купель Силоамская явися ти, блаженне, обитель Пресвятыя Богородицы, в ней же от болезни душевныя и телесныя исцелился еси, и яко муж в меру возраста Христова Богови предстал еси. Мы же вопием ти: Радуйся, истиннаго трезвения учителю. Радуйся, бодрственнаго к себе внимания стяжателю. Радуйся, блаженных Прокопиа и Иоанна Устюжских единонравниче. Радуйся, яко с теми Христу ныне молишися, да низложится сила диаволя. Радуйся, еще в житии на земли яко чудотворец дивен явился еси. Радуйся, Церкве Православныя славо и украшение. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 8 Странники сущыя на земли сей, враг присно искушает ны, и многи поставляет преграды, да не достигнем Отечествия Небеснаго, но ты яко сокрушивый того ухищрения, помози нам, блаженне Прокопие. Дадеся бо ти благодать недуги целити, будущая провидети и выну быти со призывающими тя и верно поющими Богу: Аллилуиа. Икос 8

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

  Священник Алексий Веретельников Подготовлено по материалам:         Ильинская Анна. Праведник Вятского края преподобный Матфей Яранский. Паломник, 2017 г.         Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца иеросхимонаха отца Стефана. Вятка, 1994.         Маркелов А. Григорян В. Удивительные судьбы. Старец из Филейки. АРХИВ: 1991-1999 Христианская газета Севера России         Монастырь на краю         Великие русские старцы. Преподобный Стефан Вятский         Кустова Е.В. Преподобный Стефан Филейский и традиции афонского монашества на Вятке.//ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 4 (12). 2015, 112–123.         Козак Д.М. Филейский монастырь в жизни преподобного Матфея Яранского. Вятский архивно-исторический сайт Вятка:         Козак Д.М. Благодарное слово о преподобном Стефане Филейском. Вятский архивно-исторический сайт Вятка:         Балыбердин Александр, протоиерей. Преподобный Стефан Филейский. С мечтой о Вятском         Кустова Е.В. Из Вятки в Оптину: письма послушников Филейского Александро-Невского         Филейский Александро-Невский монастырь в г. Вятке. Фото// http://humus.livejournal.com/3179145.html «Молчание есть тайна будущего века, а слово – орудие этого мира». «Что тебе должно быть молчаливу, порядок слова понуждает нас сказать тебе, и о сем говорит св. Исаак Сирин: Паче всего возлюби молчание, потому что приближает тебя к плоду и язык немощен изобразить его. Сперва будем принуждать себя к молчанию, и тогда от молчания родится для нас нечто, приводящее к самому молчанию. Да подаст тебе Бог ощутить сие нечто, приводящее к самому молчанию; да подаст тебе Бог ощутить сие нечто, рождаемое молчанием. Но, если начнешь сим житием жительствовать, то не умею и сказать, сколько света воссияет тебе отсюда. Когда на одну сторону положишь все дела жития сего (безмолвнического), а на другую молчание, то найдешь, что оно перетягивает на весах”. Молчание есть тайна будущего века, а слово – орудие этого мира. Кто возбраняет устам своим пересуждать, тот хранит сердце свое от страстей, тот ежечасно зрит Господа. И св. Арсению Божественный глас во второй раз так законоположил: Арсение! бегай, молчи, пребывай в безмолвии, ибо в этом корни безгрешности”».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2816

Период III. Разделение Русской Церкви на две митрополии (1461–1589 гг.). А. Московская митрополия Общий взгляд на состояние Московской митрополии по отделении от нее юго-западной В половине XV века вся Русская земля составила две большие государственные группы земель – восточную под управлением московских самодержцев и западную под властью литовско-польского правительства. Русская церковь тоже разделилась на две митрополии – Московскую и Киевскую. Московская митрополия, находившаяся под покровительством государства, успешно возрастала в своих пределах, украшалась внешним благолепием и вместе с государством, которое, успокоившись от внешних и внутренних бед, начало стремиться к усвоению плодов западной цивилизации, обнаружила внутри себя замечательное просветительное движение. В конце XVI века она возвысилась до степени самостоятельного патриархата. 1.Распространение веры В Пермском крае. Преподобный Трифон Вятский Мы видели, что владычество татар остановило успехи христианства на границах Казанского царства. Но, минуя татарские земли, христианство не переставало распространяться в Пермском крае. Его успехи сделались особенно заметны после покорения Перми, с 1472 года. Но еще долго церковь не могла вытеснить из пермских лесов остатков язычества, тем более, что само пермское духовенство не отличалось надлежащей ревностью к вере. В 1501 году митрополит Симон горько укорял его за небрежение к исполнению пастырских обязанностей и дурную жизнь; из его послания к пермичам видно, что незаконные браки, нарушение церковных уставов, даже открытое служение кумирам были обыкновенными явлениями в Перми и теперь, 100 лет спустя после проповеди святого Стефана. После завоевания Перми важной эпохой для всего края было поселение здесь Строгановых; кругом их богатых усольев начали возникать церкви и монастыри, между которыми замечательны по просветительному значению монастыри Пыскорский и Соликамский. Из Пыскорской обители вышел просветитель пермских вогулов и остяков Трифон Вятский. Проповедуя Христа, он дошел до места нынешней Перми, где сжег одно уважаемое дерево, около которого происходили языческие моления. Язычники едва не убили его за это, но многие, видя, что боги не наказали его за свою святыню, стали креститься; крестились даже семейства остяцкого и вогульского князей. Потом Трифон основал обитель на реке Чусовой, где жил 9 лет, продолжая свою проповедь до тех пор, пока его не прогнали соседние жители. После этого он ушел в Вятку, где основал Успенский монастырь (1580 г.), но, по неудовольствию братии на его строгость, скоро удалился и отсюда. С тех пор он вел долгую странническую жизнь, проповедуя христианство по берегам Камы и Вятки. Уже в глубокой старости он снова воротился в свою вятскую обитель, где и скончался в 1612 году. К концу XVI века, с покорением Сибири, христианству проложена была дорога и в эту обширную страну. Христианство на северном Поморье

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Радуйся, Пресвятою Богородицею соблюденный в подвизе юродства Христа ради. Радуйся, благословение преподобнаго Трифона, яко путеводную звезду пред взором духовным имея. Радуйся, наготу и лишения терпяше, даже до скончания жития своего. Радуйся, от Бога извещенный о часе скончания твоего. Радуйся, скорое сопричтение ко ангелом увидевый. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 11 Пение немолчное принесоша Богу людие града Хлынова, блаженне Прокопие, зряще блаженную кончину твою. Обретоша бо тогда лице твое, яко лице ангела, и свет от святаго телесе твоего исходящ, с благоговением воспеша Богу: Аллилуиа. Икос 11 Яко светоприемная свеща, благодатию Божиею возжженная, озарил еси, блаженне Прокопие, чудесы твоими страну Вятскую. Темже радостно вопием ти: Радуйся, добрый воине, от Христа венцем славы украшенный. Радуйся, благоухания дивнаго источниче. Радуйся, пред кончиною своею за град Хлынов молитву к Богу вознесый. Радуйся, за люди творящыя ти досады и утеснения, яко за творящих добродетели Богу моливыйся. Радуйся, тело свое к погребению на овразе засоре приготовивый. Радуйся, дом Симеона Павлова принесением мощей своих благословивый. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 12 Благодати великия носителя и будущаго всех воскресения уверителя людем Вятским дарова тя Господь, блаженне Прокопие. Вси бо с верою к тебе притекающии, молитв исполнение и надежду общаго воскресения улучат, благодарственне поюще Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поем твоя милости и чудеса, блаженне Прокопие: выну бо и по отшествии твоем с нами пребываеши, Христу за нас моляся. Темже от благодарных устен в похвалу тебе приносим сицевая: Радуйся, молитвенниче наш усердный. Радуйся, помощниче наш скорый. Радуйся, от наваждения духов злобы спасаяй. Радуйся, вериги твоя, тобою носимыя, источник исцелений явишася. Радуйся, всех недугов душевных и телесных врачу скорый. Радуйся, о спасении всех христиан теплый молитвенниче. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 13

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Богоизбраннейший же сосуд апостол святый Павел присно нас увещевает: предание сохрани; сами мы увешавшеся содержимся страхом о вверении нашей паств, яко благодатию Божиею неисчислима есть, и яко да во всяком гобзовании растет слово Божие и множится число верных рабов его; всякими же добротворивыми евангельские проповеди деланные да богатеть, такожде и церковная полность дабы украшалась лепотством архиерейского достоинства, и странам и градом, где приличество, возвождением на высшии степени архиереев устроевати смотр вчинися, с волею державнейшего царя и соборным согласием. И яко мимошедшего 7189 лета бысть воля и прошение благочестивого великого государя царя и великого князя Теодора Алексеевича всея великия и малыя и белых россиян самодержца, о степенях архиерейских, аже суть во всей нашей пастве российского царствия, чтобы царския титлы чином описательных царств и великих княжений и много народных градов были степени из нижних подвышены. И тогда усудися епископии вятской бытии архиепископиею, яко грады вятка и великая перм многонародный суть и благословением блаженная памяти брата нашего святейшего кир Иоакима московского и всея России и всех северных стран патриарха, вятский епископ Иона архиепископ вятский и великопермский восповествовась 7190 лета месяца в день: и отныне мы, святейший патриарх, тамо и впредбыти архиепископом судихом. Он же боголюбезнейший Иона, архиепископ вятский и великопермский, во всем совещании и покорении к нашей мерности, яко в Господе Бозе сын и сослужитель должен есть имети, и ко всей российской церкви ко архиереям и всем людям в православнейшей и благочестивой вере и в церковном чинном изображении и песнопении согласие и единомыслие да иметь, богопорученную же ему паству духовно и праведно во градех обительми и всех храмы святыми, подданными же ему людьми данными оброки и доходы и во всех вещех належащих той епархии да управляет, яко строитель таин Божия благодати; и людей Христовых мудрости, целомудрию, правде и мужеству, яко ведущ божественная и священная писмена, да научает; бодренно же, яко истинный пастырь, оному народу от стражи утренния до дне смерти своей в слово Господне уповая, да прирадетельствует, да стяжет же в храме Господни – в клире убо и причте священнослужения промышление, яко да учатся божественных писмен чтению мнози потщанием его; творя бо сия добрая и церковная делания возвеличится в небесном царствии, по гласу его истиннейшу: иже сотворит и научит, сей велий наречется во царствии небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Тугаринов (?); 1635 - 8.10. 1699), архиеп. Вятский и Великопермский. Отец И. был священником, пострижен в вел. схиму с именем Александр, брат Роман не принадлежал к духовному сословию. При Вятском архиерейском доме служили племянники И. Никита и Вукол Тугариновы. Последний в 1702 г. сообщил, что его отец и дед были церковниками Макариева калязинского во имя Св. Троицы муж. мон-ря . Возможно, что фамилию Тугаринов носил также И. Встречающееся в лит-ре утверждение, что И. происходил из рода Барановых, ошибочно. В 1653 г. И. принял постриг в Макариевом калязинском мон-ре. Во время эпидемии в 1654 г. в обители находились патриарх Никон , царица Мария Ильинична с царевичем Алексеем Алексеевичем и царевнами. По окончании эпидемии, когда царская семья покидала мон-рь, И. наряду с др. монахами получил милостыню от патриарха. Ок. 1665 г. И. стал келарем. Связь И. с калязинским монастырем практически не прерывалась до конца жизни архиерея. Будучи Вятским епископом, он послал в обитель по меньшей мере 5 грамот. В первой, написанной в 1674 г., по-видимому вскоре после архиерейской хиротонии, И. писал «об отправлении в колязине монастыре по отце его схимнике Александре литургии и панихиды». В 1680 г. владыка просил «о поминовении священноинока Александра и раба Божия Романа». В 1675 г. в Макариев мон-рь пришла грамота о присылке «сундучка и рухляди Его Преосвященства до времени». В 1680 г. И. благодарил калязинских монахов «за присылку свежей рыбы», а др. грамотой - «за присылку подмастерья Аверкия Мокеева». А. В. Маркелов предположил, что И. надеялся вернуться в калязинский мон-рь на покой ( Маркелов. 2007. С. 77, 78). Иона, архиеп. Вятский и Великопермский. Портрет. XVIII (?) в. (Кировский обл. краеведческий музей)) Иона, архиеп. Вятский и Великопермский. Портрет. XVIII (?) в. (Кировский обл. краеведческий музей)) В 1668 г. И. был назначен архимандритом тихвинского Большого в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/578326.html

На протяжении 1844-1845 гг., по распоряжению вятского губернского прокурора, следствие возобновлялось четыре раза. Вину староверов в произведении исправлений их молельного дома и в организации скита доказать не удалось. Суд постановил: старообрядцев, молившихся в тушкинской часовне, «оставить в сильном подозрении», саму молельню закрыть, а материалы передать в пользу Вятского приказа общественного призрения. В январе 1848 г. преосвященный Неофит, епископ Вятский и Слободской, сообщил Святейшему Синоду, что после закрытия молельни Вятский совещательный комитет первоначально счел необходимым уничтожить ее. Однако впоследствии выяснилось, что, пристроив алтарь, старообрядческую молельню можно преобразовать в единоверческую церковь. Кроме того, духовенству стало известно, что многие староверы готовы были присоединиться к Русской православной церкви на основе единоверия, но опасались притеснений со стороны своих единомышленников, а также сомневались, действительно ли служба в единоверческом храме совершается по их книгам и обрядам. В связи с изложенными обстоятельствами Вятский совещательный комитет пришел к выводу о необходимости открытия в Старой Тушке, как центре старообрядчества, единоверческой церкви. Преосвященный Неофит изложил данные факты в своем донесении Святейшему Синоду, добавив, что в Малмыжском уезде не было ни одного единоверческого храма, и подчеркнул значимость превращения в таковой тушкинской молельни. После этого были собраны сведения о количестве старообрядцев, которые теоретически могли войти в состав создаваемого тушкинского прихода. Согласно составленной ведомости их насчитывалось 569 человек м. п. и 605 - ж. п. Основная их масса - беспоповцы, проживавшие в с. Старая и Новая Тушка, поч. Красный Ключ, Куженерка, Сунцово и других населенных пунктах Малмыжского уезда. 28 апреля 1850 г. Святейший Синод постановил передать старообрядческую молельню в селе Старая Тушка в ведение местного православного духовенства и преобразовать ее в единоверческий храм.

http://sobory.ru/article/?object=42709

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010