N. Necipolu. Leiden etc., 2001; Spieser J.-M. Urban and Religious Spaces in Late Antiquity and Early Byzantium. Aldershot, 2001; Ситдиков А. Г. Кафедр. Благовещенский собор Казанского кремля: Результаты археол. исслед.//ПС. 2004. Вып. 2(7). С. 156-165; Елдашев А. М. Утраченные монастырские некрополи Казани: XVI - нач. XX в. Каз., 2008; он же. Казанский некрополь: Казанцы, упокоившиеся на городских и монастырских некрополях в XVI - нач. XX в. Каз., 2009; Ситдиков А. Г., Шакиров З. Г. Надписное надгробие XVII в. из раскопок Казанского кремля//Archeologia abrahamica: Исслед. в области археологии и худож. традиции иудаизма, христианства и ислама. М., 2009. С. 385-394; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010; Беляев Л. А. Опыт изучения ист. некрополей и персональной идентификации методами археологии. М., 2011; он же. Некрополь Данилова мон-ря в XVIII-XIX вв.: Ист.-археол. исслед. (1983-2008). М., 2012; он же. Родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимиевом мон-ре Суздаля: 150 лет изучения. М., 2013; он же. Археолог на кладбище: О чем рассказывают живым его находки в городах мертвых//Моск. наследие. М., 2015. 3(39). С. 28-35; он же. Новые плиты иноземцев XVII в. в Московии//КСИА. 2015. Вып. 240. С. 223-233 [Библиогр.]; он же. Усыпальница князей Пожарских и Хованских в Суздале и «архитектура памяти» в Моск. гос-ве XVI - XVII вв.//На пороге тысячелетия: Суздаль в истории и культуре России: Сб. ст./ГВСМЗ; сост.: М. Е. Родина. Владимир, 2015. С. 12-26; Археология ист. некрополей: Методика, открытия, проблемы восстановления: 2-я ежегод. конф. «Археология и общество»/Ред.: А. В. Энговатова. М., 2015; Тихон (Шевкунов) архим. и др. Церк. древлехранитель: Метод. пособ. по сохранению памятников церк. архитектуры и искусства. М., 2015; Беляев Л. А., И. И. «Усыпальница Романовых» в Знаменской ц. Новоспасского мон-ря: Работы 2014 г.//КСИА. 2016. Вып. 245. Ч. 2. С. 131-149; Беляев Л. А., Капитонова М. А. Некрополь Воскресенского Ново-Иерусалимского мон-ря: Опыты восстановления истории и персонального состава//Средневек.

http://pravenc.ru/text/2564854.html

413. Борис Шипулин, иеромон. 672. Бочкарев, В. 375. Брандин, М. 146. Бранд, пастор. 480. Братков, С.С. 183. 185. 437. 444. 452. 526. 530. 532. 539. 550. 553. Бриллиантов. А., проф. 568. Бровкович, см. Никанор Б. Бронзов, А. А., проф. 240. Брюнетьер, Ф. 470. Булгаков, Н. 702. Булгаков, С. Н. 134. 443. Булгаков, см. Макарий Б. Бухарев А. М. , см. Феодор Б. Белевич-Станкевич, В. 525. Белинский, В. Г. 486. Белокуров, С. А. 372. 716. 729. Беляев, А. А., прот. 638. Беляев, А. Д., проф. 164. 286. 669. 677. Беляев, А. Е. 704. Беляев, М. В. 486. Вагнер, В.А. 240. 413. Вадковский, см. Антоний В. Варнава, апостол . 82. 362. Васенко, П. Г. 682. Василий, Кесарийский архиеп., Великий, св. 88–90. 487. Васильев, М. 85. 238. Васманн, Эрих. 135. Введенский, А-др И., проф. 413. 416. 419. Введенский, А-ей И., проф. 95. 104. 133. 161. 203. 205. 381. 382. 390. 395. 396. 408. 428. 431. 456. 470. 709. 713. Введенский, Д. И., проф. 30. 32. 49. 126. 136. 192. 499. Введенский, С. Н. 453. 603. Вебер, Феодор, Dr., еп. 533. Ветухов, А.В. 722. Виндельбанд, В. 419. Виноградов, Аркадий, свящ. 88. Виноградов, В.П. 83. 295. 558. Виноградов, Г. Ф., прот. 634. Виноградов, Н.Д. 420. Винэ, А. 301. Витгенштейн, Е. П., княг., урожд. Эйлер. 644. Витошинский, Е. М. 270. 604. 742. Витте, С. Ю. 627. Владимир Богоявленский , митр. Московский. 279. 671. 672. Владимир Равноапостольный, князь, св. 366. 605. Вознесенский, А., диакон. 505. Войцехович, М. В. 495. Воронцов, Е. А., проф., свящ. 29. 287. 291. Воскресенский, Г. А., проф. 3. 44. 471. 508. Воскресенский, Е. П. 450. Всеволод Владимирович, князь. 366. 605. Всеволод Мстиславнч, князь. 366. 605. Вундт, В. 392. 470. Высоцкий, Н. Г. 463. 629. 630. 644. Гагарин, И. 424. Гаммураби, Вавилонский царь. 4. 101. Гарвей, Н. И. 414. Гарнак, Адольф, проф. 102. 514. Гезиод. 118. Георгий, Великомученик, св. 487. Георгий Ярошевский , еп. 46. Герман, Валаамский преп. 482. Герман Григорас, архим. 520. Гермоген, Всероссийский патриарх. 682. Герцен, А.И. 424. Гершензон, М. 424. Гец, Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. 113. 591 Козырев Ф. Н. Искушение и победа Святого Иова//http://flosofa.ru/70528/; см. также: Козырев Ф. Н. Искушение и победа святого Иова. СПб., 1997; Козырев Ф. Н. Искушение и победа святого Иова. Поединок Иакова. 2 -е изд. М., 2005. 592 См.: Шавров М. Иов и друзья его. СПб., 1859; Агафангел, еп. Вятский. Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением. Вятка, 1860. 593 Бухарев А. М. Святой Иов многострадальный. Обозрение его времени, и искушения по его книге. М., 1864. С. 66. 608 Valiere P. Modern Russian Teology. Bukharev, Soloviev, Bulgakov. Orthodox theology in a new key. Edinburgh, 2000. P. 2. 654 Главным дополнением в ней, по сравнению с 1-м изданием, стал разбор римского учения на основе творений Афанасия Александрийского . В России тогда эту тему специально трактовали также М. Ф. Ястребов («Католический догмат о непогрешимости папы», Киев, 1881) и Н. Я. Беляев («Характеристика римского католичества с точки зрения папского догмата», 1878; «Теория папской непогрешимости в сопоставлении с фактами истории», 1881; «О католицизме», 1889; «Происхождение старокатоличества», 1892, и др.). 661 Там же. С. 68–72. Ср.: Беляев Н. Я. Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции. (Докт. дис., 1876). 682 Воронцов А. Метафизика высокопреосвященнейшего Никанора, архиепископа Херсонского//Православный Собеседник. 1900, 1. С. 8, прим. 685 «...Юным умам нужно изучать, как древнее человечество нашло божественную Софию; как она породила на земле веру, надежду и любовь христианскую; где скрывается поворотный пункт, с которого образованная Европа вошла в дебри заблуждения». – Никанор (Бровкович) , архиеп. Поучения, речи и беседы. Т. IV. С. 305. Цит. по: Крылов А. Архиепископ Никанор как педагог. Новочеркасск, 1893. С. 78. 686 Никольский А. Философские воззрения Преосвященного Никанора, Архиепископа Херсонского и Одесского//Вера и Разум. 1901, 16. С. 108. 698 Там же. С. 328. См. также статью самого Никанора «О том, что вера есть знание»//Православное обозрение. 1886, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Но христиане затем овладели этими стрелами как трофеями и использовали их как символы своей победы, дважды в год воспоминаемой на крестном ходе. Тем самым они как бы разрушили запоры своих противников с помощью великомученика Георгия Победоносца и святых благоверных князей Бориса и Глеба и одержали духовную побежу над вражеским колдовством, а, может быть, считали, что " заперли " это колдовство, загородились от его влияния с. 116]. Как видим, местная гражданская власть предприняла меры по искоренению этого суеверия. Но дело в том, что далеко не всегда подобные инициативы местной власти получали поддержку на уровне имперских учреждений. В 1839 году вятский гражданский губернатор Хомутов в своем отчете на Высочайшее имя (то есть – императору Николаю I) пожаловался на " разные беспорядки " , в том числе на " жертвоприношения в селе Великорецком во время крестного хода " , которые духовенство использует якобы для своей выгоды с. 64]. Тридцать лет спустя, в 1869 году известная либеральная газета " Голос " , издаваемая А.А. Краевским, поместила статью под названием " Корреспонденция из Великорецкого села " . В ней вятский корреспондент " Голоса " описал ход празднеств и особо остановился на обычаях, показавшихся ему странными. Он отметил, что крестьяне окрестных селений жертвуют святителю Николаю баранов. Эти бараны оставляются в двух специальных дворах – овчарнях. Баранов набирались сотни. Часть баранов резали, а их мясо шло на угощение паломников. Автор заметки в " Голосе " поговорил с крестьянами, дарившими баранов, и написал: " На мои расспросы мне объяснили, что здесь приносят жертвы святителю Николаю. По-видимому, жертвы эти понимаются не как приношение только, а непременно как заклание " . Таким образом, газета " Голос " , имевшая очень значительный по тем временам тираж и большое количество подписчиков не только в столицах, а во многих населенных пунктах империи, во всеуслышание заявила, что во время Великорецкого крестного хода приносятся кровавые жертвы святителю Николаю.

http://religare.ru/2_116547.html

По замечанию Преосвященного Макария (Булгакова): «Отцы Собора сначала внимательно рассмотрели уложение Патриарха Филарета Никитича и пришли к заключению, что приведенные там правила истолкованы и применены к латинянам неверно. Потом привели другие соборные правила, по которым запрещено было перекрещивать даже ариан и македониан в случае обращения их к Православию, а тем более, говорили отцы, не должно перекрещивать латинян; сослались на Собор четырех Восточных Патриархов, бывший 1484 г. в Константинополе, и определивший не перекрещивать латинян при обращении их к православию, а только помазывать их святым миром, и даже составивший самый чин принятия их в Церковь; сослались на премудрого Марка Ефесского, который в своем окружном послании ко всем православным преподает то же самое учение, и постановили: “Не должно перекрещивать латинян, но только после проклятия ими своих ересей и по исповедании согрешений помазывать их святым миром и сподоблять Св. Пречистых Тайн и таким образом приобщать их св. соборной Восточной Церкви по свящ. Правилам”». Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви: В 5-и частях/Кн. 7. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 388, 389. Требник митрополита Петра (Могилы). — [Репринт 1646 г.]. — Киев, 1996. С. 164. Преосвященный Сергий, епископ Вятский и Слободской, в своей работе «О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в Православную Церковь» дает следующий комментарий: «Собор 1667 года не положил различия между католиками миропомазанными и не миропамазанными прежде обращения к Православию, и не высказал ясно, что он признает миропомазание римо-католической церкви истинным и неповторяемым, почему в продолжении почти столетия и оставалось разногласие между церковью великороссийскою и юго-западною, в которой, как мы видели, католиков миропомазанных от своих епископов полагалось по требнику Петра Могилы присоединять к Православию через одно покаяние с отречением от заблуждений. Это разногласие решено было в смысле решения, заключающегося в требнике Петра Могилы к половине 18-го века, когда по благословению Святейшего Синода в 1757 году издано “Чинопоследование соединяемым из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви”, по которому, те из “схизматиков, иже крещены и миром помазаны от своих отступнических иереев быша”, не положено повторения миропомазания, а через миропомазание положено присоединять к Православию только тех еретиков, которые “крещение имеют истинное в три погружения, прочие же святые тайны и обычаи церковные отметают и иные многие ереси содержат”». Сергий, епископ Вятский и Слободской. О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в Православную Церковь/С прил. ст.: О разночтениях 95-го Правила VI Вселенского Собора. — Астрахань, 1904. С. 128–129.

http://bogoslov.ru/article/6194353

Так, более 600 лет назад была заложена традиция совершения Великорецкого крестного хода. В 1555 году Великорецкий образ совершил свое первое путешествие в Москву, где его встречали царь Иван Васильевич Грозный и митрополит Московский и всея Руси Макарий. Икона святителя Николая вновь посещает белокаменную столицу в 1614-1615 годах по просьбе царя Михаила Федоровича Романова. Так, явленная в далеком Вятском крае святыня, получила большую известность и стала почитаться во всей России. Первый Вятский архипастырь — епископ Александр, прибывший на новоучрежденную кафедру в 1668 году, издал указ о праздновании явления Великорецкой иконы 24 мая (по ст. стилю). С тех пор ежегодно тысячи паломников собирались на берегу реки Великой вознести молитвы угоднику Божию святителю Николаю. Они приплывали туда по рекам Вятке и Великой на плотах и специальных стругах, так как крестный ход вначале совершался водным путем. Поскольку путь по воде был не для всех удобен и доступен, Преосвященный Лаврентий, епископ Вятский, в 1778 году благословил совершать его по суше. Благодаря этому количество участников значительно увеличилось. С конца XVIII по начало ХХ века из Вятки паломники шли пешком через старинные села: Филейское, Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны. В каждом населенном пункте совершались молебные пения с участием всех жителей села и окрестных деревень. По воспоминаниям старожилов паломников встречали с радостью и почтением, как подвижников, исполняющих значимое молитвенное делание. После октябрьского переворота 1917 года началась страшная эпоха гонений советской власти на Святое Православие. По мысли священномученика Иринея Лионского «диавол — обезьяна Бога». Вместо христианства, с его спасительными богослужениями, безбожники создали и стали насаждать в стране свою псевдорелигию, с пародией на таинства и обряды. Чтобы подменить в сознании русского народа идею крестного хода, большевики организовывали праздничные демонстрации, в которых кумачевые флаги заменяли хоругви, портреты вождей коммунизма — иконы, а скандирование лозунгов и крики «ура!» — соборную молитву.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3667735...

304 Жукович Платон Николаевич (26.09.185712.12.1919). В 1871 окончил Кобринское дух. училище, в 1877 – Литовскую ДС, в 1881 – СПбДА. 1891 – доц. СПбДА, 1894 – проф. Член Собора 19171918 гг. по избранию от Петроградской дух. академии. 1918 – член-корр. АН. После закрытия Академии работал в Гос. Публичной библиотеке. Автор трудов по истории Польши, Белоруссии и Украины XVIIXVIII вв. (Обзор I. 287). 310 Никандр (Феноменов; 02.05.187203.03.1933). В 1897 окончил КДА, канд. богосл., иеромонах, препод. Тульской ДС. 1900 – инсп. Кутаисской ДС. 1901 – инсп. Тифлисской ДС. 1902 – архимандрит, ректор Тифлисской ДС. 1905 – еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии. 1908 – еп. Нарвский, вик. Санкт-Петербургской епархии. Заведовал также Александро-Невской лаврой и Исидоровским епархиальным женским училищем. 1914 – еп. Вятский и Слободский, 1918 – Вятский и Глазовский. Член Собора 19171918 гг. по должности. 1918–1921 – аресты и ссылки. 1921 – член Синода. 1921 – архиеп. Астраханский, но к месту назначения не выехал из-за подписки о невыезде. 1922 – архиеп. Крутицкий. 19221925 – аресты и ссылки. 1925 – митр. Херсонский и Одесский. 1927 – митр. Ташкентский и Туркестанский. 1929 – проживал в Москве без права выезда. Умер в Ташкенте. (Обзор I. 339). 312 Рождественский Вячеслав Александрович (ок. 1875?). Окончил духовную академию, епарх. наблюдатель церковно-приходских школ Симбирской епархии. Член Собора 19171918 гг. по избранию как мирянин от Симбирской епархии (Обзор I. 366367). 313 Булгаков Георгий Ильич (ок. 1883после 1926). Препод. Курской ДС, канд. богосл. Член Собора 19171918 гг. по избранию как мирянин от Курской епархии. После революции был ученым секретарем Курского общества краеведения. Автор трудов по гомилетике и истории церковного искусства (Обзор I. 255). 317 Васильевский Михаил Николаевич (6.11.1873после 1932). 1899 – окончил КазДА. 1900 – казанский противораскольнический и противосектантский миссионер. Старообрядческие источники характеризуют его как миссионера-неудачника, который во время публичных бесед почти всегда терпел поражение. 1911 – и. д. доц. КазДА. 1915 – магистр богосл., доц., затем экстраорд. проф. Член Собора 19171918 гг. как член Предсоборного Совета. 1918 – член Казанского епарх. совета. После закрытия КазДА продолжал читать лекции у себя на квартире. В 1921 арестован, вскоре освобожден. В августе 1930 арестован, в 1932 осужден на 3 года ссылки (Обзор I. 257; ПЭ VII. 237238; Мельников Ф. 490).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Пресвятая Богородица, спаси нас! Арбузов Вятский 20 сентября 2009, 14:04 Уважаемые читатели сайта! Поверьте мне на слово и Бог мне судья, но я - не относясь совсем к людям гоняющимся за чудесами и будучи прагматиком и скептиком и Фомой неверующим по характеру впервые встретился с этой иконой здесь в Британии и. И очень удивился. По человечески. Удивление моё началось еще за пару дней до встречи сей - поскольку собираясь ехать в храм натолкнулся на множество препятствий в том числе и на работе - что дало мне шанс подумать - " что-то тут брат не то... назло всему - ПОЕДУ. " И поехал. О самой же встрече и то что пережито не нужно говорить. Помолчим об этом. Господь знает. Да оно и несказуемо. Однако. Однако скажу всем и вся - сия икона воистину есть Святыня Православия и Святыня Земли Русской. Однако - не удивляйтесь и некоторым искушениям которые вполне могут как бы вместе с ней одновременно или после быть или с вами или с кем бы то ни было. Как например разговоры о том же Власове. Я к примеру.Война и борьба духовная возле Святыни только усиливаются.НЕ смутимся и не убоимся - поклонимся Матери Божией внутренне - внешне поклоняясь её Православной иконе. И сохраним спокойствие кое и подобает быти. Её приход в Россию сейчас - это не просто так. Арбузов Вятский. Роман 20 сентября 2009, 13:06 Спасибо за замечательное повествование: иной раз складывалось впечатление, что автор писал его в то время, когда происходили события. Спаси Господи! Вера 18 сентября 2009, 20:04 Никогда не читала таких подробных историй о святынях. Потрясающе. Спаси всех Господи. Пресвятая Богородица, спаси нас. Татьяна 18 сентября 2009, 11:15 Большое спасибо за интереснейший исторический рассказ о иконе Пресвятой Богородицы " Знамение " .Я сама родом из г.Курска и наша икона моя путеводительница по жизни.С особой радостью и благовением встречала и приложилась к иконе в храме Христа Спасителя.Слава Богу за все.Спасибо всем за эту радость. р.б.Татьяна Елена 17 сентября 2009, 18:12 Слава Богу за все! Сердечно благодарю Вас за этот исторический

http://pravoslavie.ru/31902.html

Гиб. II, 696. 1981 Действительно, на соборе 1686 г. было целое особое заседание по делу вятского епископа Александра. Мат. для ист. раск. т. II, стр. 79. 1982 Неронов в своей челобитной государю заявляет: «ревнитель же воистину закона, блаженный Александр епископ вятский, во всех писаниях к тебе, великому государю, яве блудню Никонову показа... и в тиснении печатном книги ево, Никонова мудрования, ересей полны показа и блужения, рекше, превратов». (Митр. 1, 187). Игумен Феоктист, некоторое время проживавший в Вятке у Александра, пишет к известной боярыне Морозовой, чтобы она сама и чрез своих знакомых всячески похлопотала о делах епископа Александра. Между арестованными у игумена Феоктиста бумагами значатся и вопросы Александра к собору. (Ibid. стр. 230, 308 – 315). Дьякон Федор пишет: «святитель Александр вятский епископ, иже прежде коломенский быв, по Павле исповеднике, разумев все коварство и неправду сборища их погибельного, приехав в свою область, не служаше по новым книгам, и сельским попом всем запрещаше. И нецыи попове, бояще страха царева, извещаша нецыи царю о том нань, и истязание бысть ему. Он же страха Божия паче убояся и непослушаша лукавого соборища их, и отрекся новозакония их, и остави епископию, отъиде в монастырь свой на Вычегду, и каяся до смерти о прежнем своем поползновении, за еже сообщися с ними» (Матер. VI, 266). 1983 Рукописный сборник Москов. синод. Библиотеки, 294. Летопись рус. лит. и древн. – Тихомирова, т. V и Матер. для ист. раск. т. VII, стр. 148 и след. 1997 Матер. III, 40. С своей стороны и Неронов в челобитной государю 1660 года об избрании нового патриарха пишет: «смущение убо велие, государь, в великой Росии о церковных вещех, яко же и сам веси, благочестивый государь царь, во все убо седмь лет, тысящи тысящ, душ христианских, сомнения ради церковных вещей, чужи общения пречистых тайн, и учения несть, паче же и согласия ради церковных учителей. Помилуй ко отчаянию близь сущих и спастися желающих». Инок Авраамий пишет царю: «воззри, христолюбче, убо аще неленостен еси, обращеши ли где праве напечатанную без всякого порока в церквах святых какую ни есть книгу от Никона бепиенова начальства лет 15 и больши? Непорочные же старые книги обезчествованы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Важнейшим событием епархиальной жизни в 1988 г., когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, стало возвращение Церкви Успенского собора Трифонова мон-ря; в том же году в В. е. было открыто 9 приходов. В 1989 г. был возрожден Великорецкий крестный ход. В епархии восстанавливаются разрушенные храмы, возобновляется иноческая жизнь, из 9 действующих в наст. время в епархии мон-рей 8 были созданы в кон. XX - нач. XXI в. 1-3 окт. 1994 г. В. е. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II - это был 1-й в истории Русской Церкви визит ее Предстоятеля на Вятскую землю. Святейший Патриарх побывал в храмах и мон-рях Кирова, в городах Слободском и Кирово-Чепецке, в новом микрорайоне Кирова освятил закладной камень храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В 1990 г. в Кирове начала работу псаломщическо-регентская школа. В следующем году на ее базе было создано Кировское ДУ (с 1997 Вятское). С 1990 г. в епархии открываются воскресные школы. В 1997 г. в Кирове был создан правосл. детский сад. 1 сент. следующего года администрация Кирова, В. е. и Кировское отд-ние Российского детского фонда учредили Вятскую правосл. гимназию им. прп. Трифона Вятского. С 1997 г. в Кирове ежегодно проходят Свято-Трифоновские образовательные чтения, задачей к-рых является объединение усилий гос. образовательных учреждений и В. е. в деле духовного возрождения Вятского края. В 1998 г. на базе городской б-ки открылась б-ка правосл. культуры «Благовест». При епархиальном управлении работают молодежный и миссионерско-образовательный отделы. С 1990 г. издается «Вятский епархиальный вестник». С 3 нояб. 1995 г. трижды в месяц выходит в эфир радиопередача «Вятка православная». В 1998 г. возрожден Вятский епархиальный архив, к 2005 г. в 38 фондах архива хранятся более 15 тыс. дел. С 2001 г. действует епархиальная комиссия по канонизации святых. По подготовленным комиссией материалам были канонизированы прп. Матфей Яранский , священноисп. Виктор (Островидов), прп. Стефан Филейский , сщмч. Михаил Тихоницкий, определен состав Собора Вятских святых.

http://pravenc.ru/text/161163.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010