Между антинойскими подвижницами отличалась особенно высокой духовной жизнью старица амма (мать) Талида. Она уже восемьдесят лет пребывала в подвижничестве, когда виделся с нею Палладий. С нею жило шестьдесят девственниц. По ее наставлениям они проводили жизнь постническую и чистую. Они все так уважали и любили ее, что ворота монастыря их не затворялись, как в других монастырях. Одна любовь и уважение к воле аммы удерживали их в стенах обители, и они крепко хранили чистоту души и тела для вечной славы. В ушах и сердцах их постоянно звучали слова апостола, переданные им аммой. Поступайте «достойно звания, в которое вы призваны со всяким смиренномудрием кротостью и долготерпением, снисходя друг другу любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира» (Еф. 4:1—3). Амма Талида достигла невозмутимой чистоты душевной. «Когда пришел я к ней и сел, — говорит Палладий, — она села подле меня и положила на мои плечи свои руки, с изумительным упованием на Христа, сохраняющего чистоту ее помыслов».    Что это за бесстрастие Талиды? Не свойство ли одряхлевшего организма? О нет, в мире бывают старики и старухи 80 лет такие, что в их членах сильно играет нечистый грех. С другой стороны, один жил в пустыне с детства, но, когда в первый раз увидел на дороге женщин, сказал отцу своему: «Вот те самые, которые приходили ко мне ночью в скит». Авва Антоний говорил: «Думаю, что тело имеет движение естественное, прирожденное ему, но оно не действует, когда душа не хочет, и бывает движение без похоти. Есть и другое движение, происходящее от питания и разгорячения тела пищею и питьем. Происходящий от них жар крови производит нечистые возбуждения в теле. Потому и сказал апостол: «не упивайтесь вином, в немже есть блуд» (Еф.5:18); равно и Господь в Евангелии сказал ученикам: «внемлите..., да не когда отягчают сердца ваша объядением или пьянством» (Лк.21:34). В подвижниках бывает и иное движение — от коварства и зависти диавола». Приложите эти слова к Талиде, и увидите истину. Восходивший с земли на небо говорил о себе, что до разлуки с телом он не считает себя свободным от опасности: но вместе с тем воля, крепкая благодатью, ныне и вчера одерживает победы и над естественными движениями испорченной плоти и по временам уходит с земли на небо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и др. мученики Египетские [греч. Ιουλιανς, Κλσιος, Αντνιος, Αναστσιος, Βασλισσα, Μαριονλλα κα ο σν ατος μρτυρες] († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.). В греч. и рус. календарях эти святые объединены в дружину мучеников, хотя по типу кончины В. следует отнести к лику преподобных, И.- преподобномучеников, а пресв. Анастасия - священномучеников ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 7; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 239-256; Νικδημος. Συναξαριστς. 20025. Τ. 3. Σ. 44; 19984. Τ. 5. Σ. 260; ПЦК, 2011. С. 30). Источники Греч. пространное Мученичество, автор к-рого называет себя очевидцем описываемых событий, сохранилось в неск. редакциях. Наиболее близкая к оригиналу версия содержится в рукописи Vat. gr. 1667 (Х в.). Версия, представленная в списке Patr. Hieros. 6 (Х в.), является переработкой предыдущей. Еще одна редакция встречается в рукописях Ath. Vatop. 84 (кон. IX - нач. Х в.) и Ath. Dionys. 143 (1633 г.), каждая из к-рых содержит половину повествования: 1-я - Житие И. и В., 2-я - Мученичество Египетских мучеников. В списке Vat. gr. 1667 вместо Антинои местом мученичества ошибочно названа Антиохия. Греч. Мученичество было создано ранее VI в., поскольку в это время оно уже было переведено на лат. язык (BHL, N 4529). М. Дель Кольяно доказал, что с лат. версией Мученичества был знаком анонимный автор монашеского устава «Regula magistri» (Правила учителя), написанного в 1-й четв. VI в. в окрестностях Рима и ставшего одним из источников Устава прп. Венедикта Нурсийского († 547). Лат. перевод Мученичества пользовался большой популярностью: он был включен в Люксёйский лекционарий (ок. 700) и впосл. неоднократно перерабатывался (BHL, N 4533-4536). Ф. Алькен считал И. и В. реально существовавшими Антинойскими мучениками, но их Мученичество называл романом, не имеющим исторической ценности ( Halkin. 1980. Р. 242). Предполагают, что одним из источников этого Мученичества послужило Житие мч. Иулиана из Аназарва в Киликии, память к-рого в визант. Синаксарях также отмечалась 21 июня ( Lackner. 1973. Р. 55). Оба святых в 18 лет начали свой христианский подвиг (первый публично исповедал Христа, второй вступил в девственный брак), и оба претерпели муки от правителя по имени Маркиан (по источникам известен Эмилий Маркиан, префект пров. Киликия в нач. IV в., тогда как сведения об одноименном наместнике пров. Фиваида отсутствуют). Б. де Геффье отметил несомненное сходство некоторых деталей в рассказе о женитьбе И. и В. с аналогичным эпизодом греческого Жития прп. Алексия, человека Божия.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

При императоре Максимине Дазе (305–313) Принял в управление весь Восток империи после смерти Галерия (5 мая 311) и, несмотря на эдикт о веротерпимости, возобновил Гонения. В это время оно перестало быть вопросом только внутренней политики, поскольку Максимин начал войну с соседним Армянским царством, которое 10 лет назад, при Трдате III, приняло христианство как официальную религию. Во владениях Дазы впервые пытались реорганизовать язычество, придав ему особое иерархическое устройство, напоминавшее Церковь. По указанию Максимина Дазы распространялись подложные «Акты Пилата», содержавшие клевету на Христа. Император скрытно подстрекал язычников, чтобы они брали на себя инициативу изгонять христиан из городов. Последовали и новые казни: был брошен зверям престарелый епископ Сильван Эмесский вместе с диаконом Лукой и чтецом Мокием, казнены епископ Мефодий Патарский , архиепископ Петр Александрийский , погибли другие епископы Египта; в Никомидии был убит ученый Антиохийской Церкви священномученик Лукиан , пострадали также епископ Климент Анкирский , Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии , Евстафий, Феспесий и Анатолий Никейские , Иулиан, Келсий, Антоний, Анастасий, Василисса, Марионилла, 7 отроков и 20 воинов Антинойских , Мина, Ермоген и Евграф Александрийские и др. Преследование на Востоке активно продолжалось до 313 г., когда по требованию Константина Великого Максимин Даза был вынужден его прекратить. В провозглашенную императором терпимость христиане не верили, с тревогой наблюдая за новой политикой прежнего жестокого гонителя, пока он не сошел с исторической сцены, разгромленный Лицинием в 313 г. В том же году в Медиолане императоры Константин и Лициний, разделившие власть в империи, провозгласили эдикт, предоставлявший полную свободу христианству. «Таким образом, закончилась трехсотлетняя эпоха гонений на христиан со стороны язычников, закончилась со славой для новой религии и позором для язычества». Несмотря на сокрушительное поражение язычества, в IV в. произошло еще 2 кратковременных рецидива прежней антихристианской политики.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Для этого «необходима душевная преданность светлому будущему, со всецелым убеждением, что оно несомненно последует и станет моим в полном объеме. Такова и есть вера христианская, которая дает исповедникам спокойное самообладание при всех внешних поражениях и радостную надежду на совершенную реализацию их блаженных упований... Это есть отличительное достоинство святых и безусловный завет для всех других собратий» 538 . Подобная пасхальная радость и незыблемое упование, вместе со спокойным самообладанием, пронизывает всю жизнь и все мироощущение преп. Антония, полагающего в основу христианского бытия «благочестивую веру во Христа». Ибо он твердо знал, что Христос оправдал весь род человеческий и освободил людей от власти диавола. Такую благочестивую веру в Господа, оправдавшего и освободившего род людской, разделяемую всеми отцами Церкви 539 , преподобный завещал и своим непосредственным ученикам, и всем последующим поколениям христиан. Одним из таких непосредственных учеников «отца монашества», принявших и сохранивших его завет, был св. Аммон. 2. Св. Аммон: личность и творения Имя Аммон, в различных своих вариациях (Амон, Амун, Аммонас, Аммоний, Пиаммон и др.) было широко распространенным среди египетских иноков IV века. Известный знаток истории восточного христианства аббат Ф. Но называет по крайней мере девять известных подвижников, носящих это имя в IV веке: 1) преп. Аммон Нитрийский – основатель монашеского поселения в Нитрии, вознесение души которого по его кончине видел преп. Антоний; 2) Аммон (или Аммонас) – ученик преп. Антония; Амун – «укротитель змей (драконов)», о котором повествует Руфин в своей «Жизни пустынных отцов» (гл. 8); Амун – настоятель («отец») трех тысяч тавеннских иноков (там же, гл. 3); 5) Аммоний Нитрийский Младший; 6) Аммоний – ученик аввы Памво, прозванный Одноухим, ибо отсек себе ухо, чтобы не быть епископом; 7) Аммон, подвизавшийся сначала в Фиваиде, затем в Нитрии, а впоследствии ставший епископом Антинойским (автор известного послания о преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @18998@ Подпись к иллюстрации: Мученик Ариан Антинойский Размер файла: 77.48 Кб Кто разместил: Гавриила Дата размещения 05.06.2020 10:33:13 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/18998.html

составление и перевод А.А. Бурова Святые Авадир, Ирая и иные, мученики Антинойские (память – 25 сентября) Святые Авадир (Abadir), его сестра Ирая (Iraya, Iraja, Herais) были детьми сестры святого Василида (Basilides), именовавшегося Отцом Царей. Они были арестованы в городе Антиной (Antinopolis, Antinoe), Египет, иначе Кемет, и обезглавлены вместе с человеком по имени Клут (Cluthus), врачом и священником, и иными 3 685 мучениками. Согласно коптскому календарю, с ними также были умучены святые отцы: · Пафнутий из Тентиры, священник; · Исаак из Тифра (Tiphre), священник; · Шамуль (Shamul) из Тарафии (Taraphia), священник; · Симеон из Тапхо (Tapcho), священник; · Сиссиний из Тантато (Sissinius) из Тантато (Tantatho), священник; · Феодор из Хотепа (Chotep); · Моисей из Псаммании (Psammanius), священник; · Филофей из Пемдже, священник; · Макарий из Фаюма, священник; · Максим из Вухима (Vuchim), священник; · Макрони (Macroni) из Тони (Thoni), священник; · Сенутий (Senuthius) из Буасти (Buasti), священник; · Симеон из Ту (Thou), священник; · Птолемей Антинойский (Ptolemaeus), священник, сын Епарха (Eparch), священника; · Фома из Танфота (Tanphot), священник. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

16. Некоторый фивский монах, по имени Моисей, находился под смотрением Силвана, о котором прежде упомянули. С Силваном и другими братиями, находящимися под его начальством, он послан был на некоторый остров реки набрать там дикой капусты и приготовить ее для пищи братиям. В пятый день после того, как он отправился на остров, Феодор приказал призвать его одного в монастырь, но он не послушался Феодора и велел сказать ему, что он придет вместе с прочими братиями, когда все они окончат дело свое. Не смотря на сие, был насильно приведен в монастырь. Здесь он нашел Феодора плачущим в келье своей. При нем стояли Псентаисий и Исидор. Феодор, посмотревши на него несколько времени, наконец сказал ему: «Для чего объявлено мне о смерти души твоей, а не тела, что было бы гораздо лучше? Сидя с тобою в твоей келье, не говорил ли я тебе день и ночь, что душа твоя занимается худыми предметами, и что порочные желания твои хуже всякого тяжкого греха? Худые мысли многих погубили. Ты говорил мне тогда, что злые духи внушают тебе сии порочные мысли, и я тебе отвечал, что злым духам непозволено нападать на тебя, но что ты сам подкладываешь дрова под себя, сам даешь пищу нечистым духам, и привлекаешь их к себе худыми мыслями. Не говорил ли я, что на тебе исполняются слова, сказанные, в Притчах: «Якоже нива муж безумный, и яко виноград человек скудоумный: аще оставиши его, опустеет, и травою порастет весь, и будет оставлен, ограды же каменныя его раскопаются»? ( Притч.24:30–31 )». Далее сказал ему Феодор: «До чего довела тебя наконец худая жизнь твоя!» Моисей отвечал ему на сие, что он не имел ни каких худых мыслей кроме тех, о которых он напоминал ему теперь. Феодор после сего спросил его: «Когда ты был за хижиной, о чем думал ты, и что представлял ты в сердце своем?» Моисей отвечал ему, что сие мысли были внушение злых духов. Феодор на сие сказал ему наконец: «До того времени злой дух не имел власти над тобою; теперь, поскольку ты принял в сердце свое худые мысли, и сделался жилищем злых духов, напрасно живешь здесь в монастыре; мне приказано изгнать тебя отсюда». После сего св. Феодор отдал его четырем молодым монахам, и велел отвести в дом его. Когда он подошел к монастырским воротам, то, будучи объят злым духом, замычал подобно волу и побежал в свое селение. Там четыре монаха связали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

8. Сие рассказал нам Пекиссий по смерти Пахомия, от которого он это слышал. Я, услышав также о сем от Авзония и Елуриона, старался иметь руководителем своим раба Божия Пекиссия, особенно, когда узнал, что он получил от Христа власть над злыми духами. Я просил и самого Пекиссия рассказать мне, что Пахомий говорил ему о Феодоре, и слыша от него то же, что от Авзония и Елуриона, удивлялся Феодору. Авзония я просил доказать мне из Священного Писания , возможно ли человеку знать тайны сердца человеческого. Он на сие сказал мне: «Может быть, ты самым опытом уверишься в сем, когда случится, что Бог откроет Феодору тайны сердца твоего, ибо ни одна тварь без откровения Божия не может знать того, что происходит в сердце у человека. Но чтобы ты мог удостовериться в сем из Божественного Писания, то послушай, что пророк Самуил говорит Саулу: «Иди и возвещу ти вся, яже в сердцы твоем. И о ослятех твоих, заблудивших днесь третий день, не помышляй в сердцы своем о них, ибо обретошася» ( 1Цар.9:19,20 ). Прочитай также, что сказал Господь Самуилу о сынах Иессея; ( 1Цар.9:19–20 ) и ты узнаешь, что рабы Господни только тогда ясно знают тайны человеческие, когда Господь открывает им оные; но если чего Он не открывает им, то они знают то подобно прочим людям. Ты в сем уверишься, ежели прочитаешь всю Книгу Царских историй, и увидишь там слова пророка Елиссея, которые он сказал служителю своему о благочестивой жене, именно: «Душа ея болезненна в ней, и Господь укрыл от мене и не возвести мне» ( 4Цар.4:27 ), хотя Господь и многие тайны сердечные открывал ему. Особенно ты уверишься в том, когда в Царских историях прочитаешь слова, сказанные сим пророком служителю своему: «Откуду пришел еси, Гиезие?», спросил его пророк, и получив от него ответ: «Не исходил раб твой никаможе», далее сказал ему: «Не ходило ли сердце мое с тобою, и видех, егда возвращашеся муж с колесницы своей в сретение тебе? И ныне взял еси сребро, и ризы взял еси, да купиши за ни вертограды, и маслины, и винограды, и овцы, и волы, и отроки, и отроковицы; и проказа Нееманова да прилипнет к тебе и семени твоему во веки» ( 4Цар.5:25–27 ). И в Притчах Соломоновых написано: «Разумне разумевай души стад твоих, и да приставиши око твое к твоим стадам» ( Притч.27:23 ); и еще написано: «Разумевает праведный сердца нечестивых, и уничтожает нечестивыя в злых» ( Притч.21:12 ). И в Деяниях Апостольских сказано: «И некто муж в Листрех седяше, хром от чрева матере своея сый, иже николиже бе ходил. Сей слышаше Павла глаголюща. Иже воззрев нань, и видев, яко веру имать здрав быти, рече велиим гласом: «Тебе глаголю, во имя Господа Иисуса Христа, встани на ногу твою прав. И абие вскочи и хождаше» ( Деян.14:8–10 ). Веру можно видеть только в сердце, а не в лице, и не телесными глазами. Также и Петр, видя лукавство Симона волхва не в лице его, но в сердце, сказал ему: «В желчи горести и союзе неправды зрю тя суща» ( Деян.8:23 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Мы отправились к ним, и встретили их уже на дороге. Они несли Силвана, поражоннаго параличом. Три дня с того времени, как находился в параличе, он ничего не слышал и не говорил. А в течение других трех дней, будучи в одинаковом состоянии, он не принимал ни пищи, ни пития. Феодор Александрийский, Пекиссий, Псамфий, Псентаисий, Елурион и Исидор, люди богоугодные, поднявши руки к небу, со слезами просили Бога помиловать Силвана, и в то время, как они молились, Силван сказал, так впрочем, что только я услышал слова его: «Благословен Бог , наказавший и помиловавший меня!» Немедленно и я громко произнес: «Благословен Бог», и прочие окончили молитву. После сего Феодор приказал мне быть в услужении у Силвана и подкрепить его пищей. На другой день поутру Силван велел собраться к нему всем монахам монастыря. Когда они собрались, то он, сидя на постеле своей, начал говорить (между тем я стоял близ его, а Елурион громко пересказывал слова его собравшимся монахам): «Послушайте, как случился со мною паралич. В четвертый день недели (то есть, в среду) Феодор, став на острове на некотором месте, давал наставления окружившим его братиям, и вдруг замолчав, отступил от того места, на котором стоял, и взорами своими указал на двух небольших змей, чтобы кто-нибудь умертвил их. «Поскольку они обе находились при ногах моих,– сказал Феодор,– то, чтобы не развлечь внимания братии, я скрывал их под ногами своими, сделав для них некоторый род гнезда». После, когда змеи были умерщвлены, Феодор сказал мне, что явился ему Ангел Господень и открыл, что некоторые монахи, находящиеся под моим смотрением, нерадят о своем спасении. Имена некоторых из них Феодор открыл и мне. На одного из них, по словам его, произнесен был от Бога и суд, и Феодору приказано было изгнать его из монастыря, а он живет в монастыре Вав. Я, слушая все сие, смеялся в сердце своем над Феодором и думал: «Не брат ли он моего Макария? И не мать ли Макариева родила и его? От чего ж он так тщеславен, между тем как Макарий очень смирен?». В то самое время, как я думал сие, некто в блистательной одежде и с весьма грозным видом приступил ко мне и сказал: «Неужели ты не боишься Бога, думая так худо о рабе Его?» Си слова привели меня в великой стыд. Потом сей неизвестный муж ударил меня по щеке, и я уже не помню, в каком я был состоянии, и как принесен сюда, до коле Бог не исцелил меня». Мы все, вы слушавши сие, прославили Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

палестиский, 19 дек.     Ариадна, (строго сохраняющая супруж. верность δνον γνον, грех) мученица аригийская, 18 сент.     Ариан ( вернее Мариан ), 30 дек.     Арий (храбрый, греч.), муч. египетский, 5 июня.     Аркадий (из Аркадии т. е. пастух), преп. кипрский, 6 марта.     Аркадий, преп. палест., 26 янв.     Аронос (Орион-великан, охотник, созвездие сего имени, греч.), муч. кампанийский, 6 июля.     Арпила монах, из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Арриан, муч. египетский, 14 дек.     Арсений (мужественный, греч.), великий, преп. египетский, 8 мая.     Арсений, преп. латрский, 13 дек.     Арсений, архиеписк. керкирский, 10 янв.     Арсений, еп. сербский, 28 окт.     Арсений, еп. тверской, 2 марта.     Арсений, пр. коневский, 12 июня.     Арсений, пр. комельский, 24 авг.     Артема, ап. из 70, 30 окт.     Артема (здравый и свежий, греч.), муч. кизический, 29 апр.     Артемий (здравый, греч.), муч. антиохийский, 20 окт.     Артемия (здравая, цветушая, греч.) царевна, дочь Диоклитиана, муч. римская, 7 июня.     Артемон, (парус, брамсель, греч.) еписк. Селевкии писидийския, 24 марта.     Артемон, пресв. лаодикийский, муч. кесарийский, 13 апр. Архелая (начальница людей, греч.), преподобномуч. салернская, 6 июня.     Архилий иерей, муч., 6 апр.     Архипп (господин лошадей, греч.), ап. из 70,19 февр. и 22 ноября.     Архипп преп., живший в Хонах, 6 сент.     Асинкрит (несравнимый, греч.), ап. из 70, 8 апр.     Аскалон (Аскла), муч. антинойский, 20 мая.     Асклипиад (эскулапов — врача, греч. αδχελς πιος постоянно благоприятный, врачующий), муч. смирнский, 11 марта.     Аскипиодота муч., 19 февр.     Асклипиодот (данный эскулапом, греч.), 3 июля.     Асклиада, муч. фракийская, 15 сент. (она же Асклипиодота 19 февр.)     Астерий (усеянный звездами, похожий на звезды, греч.) синклитик, муч. кесарийский в Палестине, 7 авг.     Астерий, муч. римский, 6 июля.     Астерий, муч. киликийский, 20 мая.     Астерий, муч. момпсвестийкий, 29 окт.     Астий (городский, греч.), еписк.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010