Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕЛАЙ [греч. Αρχλαος] († ок. 308?) и 152 мученика Антинойских, из к-рых по именам известны Фотий и Кирилл (пам. греч. 4, 5 и 20 марта). Когда корабль, перевозивший закованных в цепи мучеников, среди к-рых были мужчины и женщины, миряне, монахи, диаконы и иереи, пристал в Александрии, к ним добровольно присоединилась инокиня Ираида и была казнена прежде других. В Антиное мучеников подвергли избиению, строганию, обжиганию свечами, пыткам на раскаленной сковороде и затем усекли мечом. В сир. мартирологе 412 г. под 4 марта сообщается, что А. пострадал в Никомидии вместе с 17 или 27 мучениками. В нек-рых греч. Минеях иногда указывается, что их было 142. В визант. календарях к-польского происхождения: в Типиконе Великой ц . IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 242) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 506), а также в зап. мартирологах (напр., Иеронимовом и Римском) - память антинойских мучеников отмечена 4 марта. В стишных синаксарях (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.) и печатной греч. Минее (изд. Венеция, 1596) память святых указывается 5 марта. В ряде случаев она фигурирует в греч. рукописных Минеях-Четьях под 20 марта (напр., Paris. gr. 1575, XII в.). Гимнография. Последование неизвестно. Под 5 марта в печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Μρτιος. Σ. 36). Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 308-309; MartHieron. P. LIV, 28; SynCP. P. 503, 506, 511, 552; ЖСв. Март. С. 132; ЖСв. Сент. С. 461. Лит.: Aigrain R. Archelaus (3)//DHGE. T. 3. Col. 1540-1541; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 619; Т. 2. С. 65 (1-я паг.), 391-392 (2-я паг.); Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 59, 407. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня)

http://pravenc.ru/text/76454.html

Новости 27 декабря, 2018 27 декабря, 2018 27 декабря, 2018 27 декабря, 2018 27 декабря, 2018 Церковь отмечает память Святых мучеников Антинойских Святые мученики Филимон, Аполлоний, Ариан и Феотих пострадали за веру в Египте, в г. Антиное, при императоре Диоклетиане 26 декабря, 2018 26 декабря, 2018 В Милане прошел рождественский флешмоб в поддержку Украинской Православной Церкви — видео Хористы объяснили зрителям, что они из Украины и устраивают флешмоб в поддержку Православной Церкви, которая преследуется в стране 26 декабря, 2018 Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/189...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 27 декабря мин., 23.05.2012 Филиппов пост. Разрешается рыба. ДО РОЖДЕСТВА ОСТАЛОСЬ 11 ДНЕЙ! Мучеников Фирса, Левкия и Каллиника (249-251). Мучеников Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха (286-251). Сщмч. Николая пресвитера (1937). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ Еф., 220 зач. (от полу), II, 11-13. Лк., 74 зач., XIV, 1-11. ЦИТАТА ДНЯ Как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется. Константин Паустовский РАДИО ВЕРА Рассказы о святых и датах, которые вспоминает Церковь 27 декабря (аудио + текст): мчч. Филимон, Аполлоний, Ариан и Феотих мч. Ариан Антинойский мчч. Фирс, Левкий и Калиник Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-12-27.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АСКАЛОН АНТИНОЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аскалон Антинойский (Аскла, Акла, Аскала, греч. σκλς, Ακλς. Ασκαλς ; + 287 ), мученик Память 20 мая Родился в городе Ермополе Великом (Средний Египет ). Святой пострадал в 287 году при Диоклетиане (284 - 305). Приведённый вместе с другим знатным христианином Леонидом к правителю Фив Арриану , Аскалон смело исповедал свою веру и отказался принести жертву языческим богам. Святой предрек Арриану, что придет час, когда и он вынужден будет назвать Иисуса Христа Единым и Истинным Богом. По приказу Арриана святых стали жестоко мучить, подвесили и терзали железными орудиями, так что куски их тел падали на землю. Аскалон и Леонид молча переносили муки. Когда один из присутствовавших, подойдя к святому Аскалону, сказал: " Смотрите, он уже без чувств и близок к смерти " , - мученик ответил: " Я не лишился чувств и неустанно славлю Бога моего и Создателя " . Правитель Арриан приказал везти мучеников в город Антиною , расположенный на противоположном берегу Нила, для продолжения пыток, куда намеревался вскоре прибыть сам. Но святой Аскалон обратился с молитвой к Богу, прося Его удержать лодку Арриана до тех пор, пока он не исповедает Имя Господа Иисуса Христа пред всем народом. И вот лодка Арриана на середине реки внезапно остановилась и гребцы не могли сдвинуть её с места. Арриан приписал чудо действию волшебных чар Аскалона. По повелению святого правителю пришлось написать исповедание Единого Истинного Бога, и тогда лодка приплыла к берегу. Войдя в город, Арриан приказал опять повесить святых Аскалона и Леонида и обжигать их тела огнём, после чего приказал утопить их в глубине реки. Провожавшим их христианам мученик Аскалон сказал: " Старайтесь, братья, получить награды от Господа Бога. На третий день, дети мои, приидите в северную часть города и там найдете моё тело. Похороните его вместе с привязанным к нему камнем " .

http://drevo-info.ru/articles/5852.html

12. По прошествии немногих дней, Феодор, возвратившись с острова в монастырь, приказал собраться братиям. Поговорив несколько с ними, приказал ожидать возвращения его, и пошел с двумя монахами к тому дому, в котором братия имеют общий стол. Увидевши одного молодого монаха, выходящего из сего дома, остановил его, и отведя в некоторое место, покрытое сводом, принуждал его рассказать о своих делах. Это был тот самый монах, о котором говорил ему Ангел, и которого велено было ему изгнать из монастыря. Поскольку он не хотел признаться во грехах своих, то Феодор сам начал рассказывать ему о первом его грехе и в то время, как спрашивал его, не был ли еще кто из монахов участником в сем грехе, он припал к ногам Феодора и просил молчать о прочих делах его и выслать его из монастыря. Когда Феодор согласился на сие, то монах пред всеми собравшимися братиями сказал, что Бог действительно открыл грехи его рабу Своему Феодору, и что Феодор справедливо изгоняет его из монастыря. Феодор, повелев изгнать его из монастыря, дал приличное наставление братии. Потом, поскольку Ангел обвинил ему и других монахов, ночью особо ходил к каждому из них, открывал каждому, сколько кто грешил после святого Крещения и продолжительными наставлениями убеждая каждого умилостивлять Бога посредством покаяния, приходил в некоторый род изступления. Монахи видя, что Бог еще оказывает к ним милость Свою, решались открыть пред всеми грехи свои, но Феодор удерживал их от сего, представляя им, что большая часть братий не может перенести открытого их признания в грехах, и не укрепившиеся в служении Христу монахи получат от сего вред. И когда некоторые из них признавались пред всеми во грехах своих, Феодор запретил им сие, чтобы они сим поступком не подавали слабым случая осуждать их в том, в чем они будут обвинят себя. Впрочем, каждый из сих монахов мог открывать грехи свои только святым мужам Пекиссию и Псентаисию, и просить их о ходатайстве пред Богом. 13. Сие случилось во дни Четыредесятницы. Во дни Святой Пасхи все монахи из десяти монастырей, находящихся под начальством Феодора, собрались в монастырь Вав, потому что они имеют обыкновение собираться каждый год в один монастырь, чтобы вместе праздновать Святую Пасху. Вечером поздно в третий день недели (во вторник) многие из монахов просили Феодора изъяснить им те места Священного Писания , которых они не понимали. Феодор, объяснив каждому, о чем предлагаемо было ему, наконец сказал: «Мне приятно говорить с вами только о хорошем. Нечистый дух, пришедши к нам, осмеял одного из нас в прошедшую ночь, когда монахи по обыкновению своему пришли ко мне, нечистый дух был между ними, потому что я видел его тогда. Он заметил, что один здесь монах чувствует в себе сильный голод и чрезвычайно нерадит о себе. Злые духи усиливают страсти, открывающиеся в людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Об антинойских [подвижниках] (58.1) Пробыв в Антиное Фиваидском четыре года, за это время я приобрел знание тамошних монастырей. Ибо находится и среди города мужей около тысячи двухсот, проживающих трудом своих рук, чрезвычайных подвижников. Среди них и отшельники, заключившие себя в пещерах скал. Был среди них и Соломон, некий муж, кротчайший и целомудренный, имеющий благодать терпения. Он говорил, что пребывает пятидесятый год в пещере, довольствуя себя трудами своих рук и изучив все Святое Писание. (58.2) Дорофей, пресвитер, живший в другой горе, добрейший с преизбытком, – и он жил безупречной жизнью, а удостоившись пресвитерства, совершал и службу братьям в пещерах. Некогда блаженная Мелания младшая, племянница старшей Мелании, о которой скажу позже, послала пятьсот номисм, прося его послужить тамошним братьям. Он же, взяв только три, остальные отослал Диоклею отшельнику, мужу чрезвычайно сведущему, говоря, что: «Мудрее меня брат Диоклей, и может без вреда ими распорядиться, умея благоразумно позаботиться о нуждающихся. Я же сим довольствуюсь». (58.3) Сей Диоклей, сначала обременив себя грамматикой, позднее же предавшись философии, когда, со временем, повлекла его благодать, достигши двадцативосьмилетнего возраста, отрекся от светских наук 162  и сочетался Христу. И он провел тридцать пять лет в пещерах. Говорил он нам, что: «Ум, удалившийся от помышления о Боге, становится или бесом, или скотом». Когда же мы любопытствовали об образе того, что он говорит, молвил, что: «Ум, удалившийся от помышления о Боге, непременно подпадает похотению или гневу». И похотение называл скотским, гнев же – бесовским. (58.4) Когда же я возражал: «Как же может ум человеческий непрестанно пребывать с Богом?», – говорил он: «В каком бы помышлении или деле ни пребывала душа, благочестивом и Божественном, – она с Богом». Близ него пребывал некий Капитон, бывший разбойник. Он, проведя пятьдесят лет в пещерах за четыре мили от города Антиноя, не выходил из пещеры даже до реки Нил, говоря, что никак не может встречаться с народом, так как весьма восстает на него враг. С ними видели мы и другого отшельника, и его также в пещере. Он, быв обманут страстью тщеславия от сновидений, разрушал обольщение обманутых, пасущих ветры 163 . И относительно тела имел целомудрие, и по старости, и по времени. Пожалуй, и по тщеславию. Испорчен был его ум разнузданностью тщеславия. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

37. Ответ архиепископа Феофила[ 162 ]. Возлюбленному господину, брату и сослужителю Аммону Феофил желает радоваться в Господе. Зная благую ревность твоего благочестия, благодарю тебя за воспоминание о святых [мужах]. Ты порадовал нас тем, что прислал записанными повествования, которые мы часто слышали из уст твоих. Да удостоимся мы все и ты иметь [один и тот же] удел и общение [в Царстве Небесном] с блаженным Феодором. Ты, возлюбленнейший и дражайший [брат], принес нам [великую] пользу, не оставив без внимания просьбы нашей. Приветствуй братство[ 163 ], которое с тобою. Наше братство приветствует тебя в Господе. Желаю тебе, возлюбленнейший и дражайший брат, здравия в Господе.   Название послания вторично по отношению к тексту. В основной рукописи (из трех), на которую и опирается критическое издание этого сочинения, адресат послания не указан, но в другой рукописи стоит довольно неопределенная фраза: prÒj tina QeofilБ, которую можно понять и как обращение к некоему “боголюбцу”. Однако совокупность свидетельств довольно ясно говорит в пользу того, что послание адресовалось архиепископу Феофилу Александрийскому. Эти сведения суммированы в предисловии Джеймса Гёринга к критическому изданию “Послания”. См. Goehring J. E . The Letter of Ammon and the Pachomian Monasticism//Patristische Texte und Studien. Bd.27. Berlin–N.Y., 1986. P. 103–104. И. Троицкий предполагает, что Аммон был епископом Антинойским. См. Троицкий И . Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Сергиев Посад, 1907. С. 53. Однако такое предположение остается чистой гипотезой. Там же. С. 54. См., например, суждение такого крупного знатока древнего иночества, как Д. Читти (“One of the most reliable accounts of Pachomius as he was remembered by his successors”): Chitty D. J . The Desert A City. An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism under the Christian Empire. N.Y., 1977. P. 8. См. также: Chitty D. J . Pachomian Sources Reconsidered//The Journal of Ecclesiastical History. Vol.5. 1954. P. 43; Peeters P . Le dossier copte de et ses rapports avec la tradition grecque//Analecta Bollandiana. Vol.64. 1946. P. 276.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

— Уже смерть приблизилась к нему и он впал в умоисступление. Тотчас святой сказал ему бодро: — Я не нахожусь в умоисступлении, и от Бога, Создателя моего, не отступлю никогда. Сказал Арриан: — Опять ты ожесточаешься сердцем. Однако место это, на пути, недостаточно удобно для того, чтобы ты был достойно мучим; отправимся же в город и там ты получишь за свое неповиновение достойные тебя мучения. Сказав это, игемон приказал тотчас развязать мученика и вести его вместе с собою. На пути близ города протекала великая река, по имени Нил. Святой мученик Аскалон был уже привезен в город Антиной, потому что игемон, не спеша, шел позади. Антинойские граждане, вышедшие навстречу игемону, обступили святого, нагого и в ранах лежащего на земле, на берегу реки (ибо от ран он не мог ни стоять, ни сидеть), и соболезновали ему, и тут же, увидев игемона, дошедшего до реки и садящегося в лодку, приготовлялись встретить и приветствовать его. А святой мученик, услышав говоривших, что игемон переправляется в лодке, собрался с силою, встал с земли и, подняв руки к небу, воззвал к Господу, говоря: — Боже мой, Иисусе Христе, ради Которого я терплю эти муки и ради любви к Которому стою нагим на позор всем! Услышь меня ныне для прославления святого имени Твоего и распростри всемогущую руку Твою: удержи лодку эту, в которой сидит нечестивый судья, посреди реки и не дай ему достигнуть сего берега, пока не исповедает он Тебя единым истинным Богом, Создателем и Владыкою всего, и пред всем народом не прославит Твое Святое имя, Которое он ненавидит. Когда святой так помолился, внезапно лодка, в которой сидел игемон, остановилась посреди реки и совершенно не могла сдвинуться с места. Видя это, Арриан удивлялся и, вспомнив слова мученика, обещавшего привести его к признанию Христа Бога, сказал своим слугам: — Как вы думаете о том, что ладья остановилась на море? не случилось ли это по волшебству того христианина? Сказав это, игемон приказал привести другую лодку и сел в нее, — и та лодка, из которой игемон вышел, тотчас сошла с своего места; та же в которую он сел, стала, будто на суше, и никак не могла сдвинуться, хотя и гребцов было много, и паруса были распущены, и ветер был благоприятный. Игемон видя это, послал сказать мученику:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛУФ [Коллуф, Калуф, Аколуф; копт. (apa) kol(l)o(u)cos ; араб.   (  ); греч. Κλλουθος, Ακλουθος] ( нач. IV в.), мч. Египетский (пам. 19 мая; пам. копт. 24, 25 пашонса (19, 20 мая); пам. эфиоп. 25 генбота (20 мая)). Источники Св. Колуф (?) исцеляет от болезни глаз. Роспись ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан). VIII в. Св. Колуф (?) исцеляет от болезни глаз. Роспись ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан). VIII в. Агиографическое «досье» К. включает тексты разных жанров на копт. и араб. языках (полное описание рукописной традиции см.: Zanetti. 1996; дополнения: Idem. 2004. P. 54-56). Акты К. (см. Акты мучеников ) на копт. языке исследователи датируют IV-V вв. и считают их переводом с греческого. Предполагалось, что араб. перевод Актов сохранился в рукописях Paris. arab. 153 и Vat. arab. 175 ( Zanetti. 1996. P. 13), однако 1-й из этих текстов сильно поврежден и не поддается прочтению ( Idem. 2004. P. 54), а 2-й представляет собой независимую араб. версию, состоящую из краткого Мученичества и Чуда обретения могилы К., к-рое известно и в отдельной редакции (Ibid. P. 78; копт. фрагм.: Devos. 1981. P. 287). Пространное Мученичество К., написанное на копт. языке, сохранилось лишь в небольшом отрывке на языке оригинала и полностью - в араб. переводе; очевидно, оно является лит. переработкой Актов. В честь К. были написаны неск. энкомиев на копт. языке, содержащих в т. ч. рассказы о его посмертных чудесах. Один из них (на 24 пашонса), принадлежащий еп. Исааку Антинойскому, сохранился полностью на копт. и араб. языках; другой (на 24 хатора (20 нояб.)), составленный Фойбаммоном, еп. Ахмима (Панополя),- во фрагментах на коптском и полностью на арабском (в одной из рукописей назван «вторым», из чего следует, что существовал, вероятно, еще один энкомий того же автора). Оба автора неизвестны по др. источникам. Фойбаммон назван в энкомии «диадохом [т. е. патриаршим викарием] всего [Верхнего?] Египта»; сообщается, что он находился в изгнании вместе с Александрийским патриархом Феодосием I (имеется в виду либо краткое бегство из Александрии в 535, либо пребывание в К-поле в 537-567), однако эта информация не находит подтверждения. В 2 араб. рукописях засвидетельствован еще один энкомий в честь К. авторства Исаака Антинойского (на 14 хойака (10 дек.); не изд.).

http://pravenc.ru/text/1841814.html

Греческий автор просто упоминает, что Пахомий поставил Феодора александрийского управляющим того дома, где селились приходящие греки, 50 а мемфисское жи- . —66— тие указывает и цель этого учреждения; «когда отец наш Пахомий увидел, что Феодор (алекс.) успевает в познании Бога, он поставил его начальником над иностранцами (греками), приходившими для того, чтобы сделаться монахами». 51 Таким образом, Феодор и греки, жившие с ним в одном доме и под его начальством, служили переводчиками лишь для тех пришельцев из Ракоти, которые являлись сюда с целью приготовиться посредством изучения местного языка к поступлению в разряд монахов. Ничто не говорит за то, чтобы именно эти греки, жившие под управлением Феодора, служили переводчиками для Пахомия и лиц, наследовавших после него управление монастырями, для сношения с иностранцами; напротив многое свидетельствует против такого предположения. После прихода Феодора алекс. в тавеннисийские обители для Пахомия излишни стали, какие бы то ни было, переводчики, потому что, по единогласному свидетельству греческой 52 и мемфисской редакций, 53 Пахомий сам научился говорить по-гречески. Но самые лучшие сведения о положении этих греческих пришельцев в пахомиевские обители дает письмо Аммона, впоследствии епископа антинойского. 17-ти-летним юношей он пришел в обитель тавеннисиитов и здесь провел три года, занимаясь изучением Св. Писания. Он помещен был в доме Феодора Александрийского, где обитали греческие монахи, числом 20. Сам начальник дома и ближайший помощник, некто Авзоний, вели с ним дело истолкований св. Писания, и лишь изредка Феодор, ученик Пахомия, являлся к ним и отвечал на разные недоумения и вопросы обучавшихся, при чем Феодор алекс. переводил его ответы Аммону. 54 Отсюда следует, что 1) все греческие монахи, находившиеся в пахомиевских обителях, жили только в одном доме, стоявшем под главенством Феодора александрийского; 2) что Феодор и его помощник Авзоний вовсе не были постоянными переводчиками для начальствующих над —67— киновитскими монахами и в 3) что они сами обучали приходивших к них греков и только по временам и по требованию обстоятельств 55 служили истолкователями их слов и разъяснений для лиц, не знавших коптского языка. 56

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010