И ты будь мужествен в сей брани». Встал и еще один. Святой сказал ему: «Несть наша брань к плоти и крови, но к началом, ко властем, к миродержителем тмы сея, к духовом злобы ( Еф.6:12 ). И ты должен мужественно сражаться против них». Далее, одному сказал: «Очистим себе от всякия скверны, не точию плоти, но и духа ( 2Кор.7:1 ). Посему обращай внимание на тайные грехи свои». Наконец еще встал один монах. Святой сказал ему: «Ты должен так молиться: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего ( Пс.18:13,14 ); потому что ты с сих двух сторон подвержен сильному нападению». Все сие св. Феодор говорил на египетском языке, с которого на греческий переводил Феодор Александрийский, бывший прежде чтецом Перейской Церкви, муж святой и по словам, и по делам. Он подобен тому, который сказал некогда: Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал.2:19,20 ). Феодор Александрийский еще доселе не разлучился с плотью, и угождает Господу. Сии люди подобны тем, которые полагали препятствия св. Апостолу Павлу в проповедании Евангелия, которые возвещали Христа нечисть, и от рвения ( Флп.1:16 ). Когда гонение усилится, то неожиданно вступит на царский престол язычник 3 , который будет стараться уничтожить Таинства Христовы, и употребить все силы, чтоб увлечь христиан в заблуждение. Но Христос посрамит коварное намерение его. Ибо и к сему царю должно относить слова Писания: Прозорливый же и обидчивый муж и величавый ничесоже скончает ( Авв.2:5 ). Мы должны усердно взывать к Богу, чтоб Он продлил милость Свою к Церквам, чтобы не погибли многие». Когда некто спросил святого, кто бы это были гонители из нашего рода, он отвечал: «Нечестивые ариане». Сказав сие, он опять сел под финиковым деревом, и я уже находился от него в некотором отдалении, потому что я оставил прежнее свое место. Между тем, как некоторые монахи разговаривали между собою на своем языке, некто Елурион, муж облеченный во Христа, сказал мне по-гречески: «Встань и спроси человека Божия, когда это будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

15. «И вы знаете, братия, что жизнь монахов и дев, посвятивших себя на служение Богу, превышая обыкновенную жизнь людей, есть жизнь Ангельская. Люди, вступающие в монашеское звание, умирают для обыкновенной жизни человеческой, живут для Того, Кто умер за них и воскрес, отрекаются жить для самих себя, и распинают себя со Христом. Поскольку каждый из нас избрал таковую жизнь, оставил родителей своих и пришел сюда, то и должен жить уже, как жил Христос, и иметь Его образцом и руководителем на пути жизни, которой мы посвятили себя. Бог , чтобы ввести нас в Царстве Свое, открыл нам два пути к тому: Святое Писание и пример жизни рабов Своих, которым, обыкновенно, утверждается вера во Христа. Но некоторые из нас, хорошо проходившие доселе поприще жизни своей, поколебались, если не пали совершенно на пути своем. Четыре брата, посланные вместе с другими на гору, будучи там в отдалении от них, начали разговаривать между собою о непристойных предметах, смеяться и хохотать так, что Дух Святый, будучи огорчен ими, открыл мне разговоры и грехи их, чтобы они опять обратились к Богу, и очистили себя слезами и покаянием. Имели ли для вас, братия, какую-нибудь силу следующие слова пророка Иеремии, которые он произнес пред Богом: «Господи Боже сил, не седох в сонме их играющих, но бояхся от лица руки Твоея: на едине седях, яко горести исполнихся» ( Иер.15:17 ). Почему вы не вспомнили слов Иова: «Аще ходих с посмиятели, печаль ко мне приходит?» ( Иов.31:5 ). Неужели не знаете, что Бог для спасения рабов Своих наказывает не только великие, но и малые грехи их? Разве вы не слышали, что сказал Соломон: «Яко же глас терния под котлом, тако смех безумных?» ( Еккл.7:7 ) и еще: «Смеху рекох: погрешение?» ( Еккл.2:2 ). «Блага ярость паче смеха?» ( Еккл.7:4 ). Обратите внимание на себя, и послушайте, что говорит Апостол: «Смех ваш да обратится в плачь, и радость в печаль» ( Иак.4:9 ). Опасайтесь, чтобы и к вам не относились строгие слова Спасителя: «Горе вам, смеющихся ныне: яко восплачете и возрыдаете» ( Лк.6:25 ). Плачьте и рыдайте лучше теперь, в кратковременной жизни сей, чтобы против воли не плакать и не рыдать вам во всю вечность. Каждый из вас должен говорить Богу: «яко аз на раны готов» ( Пс.37:18 )». Св. Феодор продолжал еще говорить, как те четыре монаха, как бы согласившись между собою, хотя и находились в некотором расстоянии друг от друга, вместе громко начали плакать и рыдать, и обративши лица свои на восток, поверглись пред Богом, признались, что обвинение св. Феодора относится к ним, и усердно просили братий, чтобы они помолились о них Богу. Все прочие со слезами совершили молитву и вышли из собрания, а они, приняв себе слова блаженного Феодора за напутствие на всю свою жизнь, так исправились, что для всех живущих в монастырь служили образцам и примером в деле спасения. Такова, впрочем, жизнь их была и прежде, нежели впали они в сей небольшой грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Вскоре после сего я слышал еще голос, который говорил мне: «Сей светильник, который видишь ты сияющим подобно утренней звезде, будет некогда сиять светлее солнца. Ибо он означает проповедь Евангелия Христова, возвещаемаго во святой Его Церкви, в которой ты крещен. Голос, отсюда выходящий, есть голос Христов. Он зовет чрез Александра, епископа Александрийской Церкви. Прочие голоса, которые слышны из мрака ересей, происходят от диавола. Он зовет к себе чрез начальника каждой ереси, и многих увлекает в заблуждение». Потом, увидевши, что многие в светлой одежде идут к светильнику, я благословил Бога, и оставивши тех, которые хотели увлечь меня в заблуждение, вознамерился жить вместе с человеком Божиим Палемоном, подражателем святых мужей, и жил с ним, доколе не пришел ко мне Ангел Господень и не сказал: «Согревай приходящих к тебе тем огнем, который возжен в тебе Богом». При руководстве сего Ангела и при содействии Божием я устроил сии монастыри». Знай, Аммон 7 , что и Афанасий, епископ Александрийской Церкви, исполнен Святаго Духа; ибо Пахомий рассказывал нам: «Когда Афанасий возведен был на степень епископа, и некоторые неблагонамеренные люди, видя молодость его 8 , осуждали определение Божие о нем, и хотели произвесть раскол в Церкви Божией, Дух Святый сказал мне: «Я поставил его столпом и светильником Церкви, и он из любви ко Христу будет переносить многие скорби и клеветы от людей, но при содействии Христа, победивши все искушения, он будет проповедовать Церквам истину Евангелия». 7. После сего Феодор был вместе с Пахомием в Тавеннском монастыре, который находится в области Тентиритской 9 . Здесь некогда по совершении ночных молитв и тяготимый сном, начал прогуливаться по монастырю; потом, не будучи в ночное время никем примечаем, провел несколько времени в молитве; наконец, решившись дать умеренный покой своему телу, сел у дверей храма находящегося в монастыре, и уступая естественной потребности тела, заснул. Тогда явился Ангел Господень, разбудил его, и сказал: «Иди за мною». Феодор встал, и следуя за ним, вошел в Церковь и увидел, что она вся была наполнена светом. В ней на том месте, где священники обыкновенно воссылают Богу молитвы свои, стояло множество Ангелов. Когда при виде их он объят был страхом, то один из Ангелов позвал его к себе. Как скоро он к нему приблизился, то некто, сияющий славою, вложил в уста его необыкновенную пищу, и приказал ему съесть оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Поскольку ты, любя святых рабов Божиих, стараешься подражать непорочной жизни их и, слыша от многих похвалы человеку Божию, освященному Федору, отцу тавеннских монахов, как называют их фивские жители, оказываешь ему особенное уважение; то, узнавши, что я жил в монастыре сих монахов три года, ты приказал мне описать твоему преподобию все то, что я или слышал и узнал о нем от живших с ним святых мужей, или что сам удостоился видеть. Посему я, принесши усердную молитву Богу, чтоб Он помог мне верно вспомнить все сие, охотно исполняю приказание твоего преподобия, и объявляю тебе следующее: 1. Мне было семнадцать лет от рождения, как я, решившись быть христианином, услышал в церкви беседу блаженного Папы Афанасия о образе и жизни монахов и дев, посвятивших себя на служение Богу. Он удивлялся великой награде, ожидающей их на Небесах. Услышав сие, я возлюбил и решился избрать блаженную жизнь их. Омывшись баней возрождения, я нашел недалеко от города одного фивского монаха, и вознамерился последовать ему; но вскоре переменил свое намерение, по совету блаженной памяти Павла, пресвитера Перейской Церкви, который подозревал, что монах сей был еретик. Павел, препоручив меня Феофилу и Копру, мужам, которые провождали жизнь богоугодную, и которые тогда из Фиваиды от св. Феодора присланы были с письмами к св. Папе Афанасию, послал меня к Феодору. Когда мы пришли к монастырю, в котором жил раб Божий Феодор, и который находится в верхней Диосполитанской области и известен под именем Вав: то человеку Божию Феодору угодно было встретить меня при вратах монастыря. Поговоривши со мною о некоторых предметах, он приказал мне переменить свою одежду, и потом ввел меня в монастырь. Здесь увидел я около шестисот монахов, собравшихся тогда в одно место. Все они посреди монастыря ожидали св. Феодора. Когда он возвратился и сел под финиковым деревом, то и они сели. Поскольку я с удивлением смотрел на собрание и благочиние их, и чуждался общества их, то св.Феодор, заметив сие, приказал мне сесть подле него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

24. Когда епископ Аммоний удивлялся блаженному Пиору, Елуриону, Аммонию, Исидору, который был старший из всех пустынников, и св. Макарию, которых всех твое преподобие видело на горе Нитрийской, то св. Афанасий спросил меня, видел ли я святых отшельников, живущих, в Скефе, Паисия и братьев его Павла и Псоия, так же Исаию, Писира, Исаака и Павла и на конец Феодора Фивского? Я отечал ему, что с Феодором жил я три года. Потом я рассказал ему некоторые дела Феодора из тех, которые здесь мною описаны. Я изложил их кратко святому Папе. Он, удивившись, отвечал мне: «Я верю всему этому, потому что я сам хорошо знаю сего человека». 25. Написавши преподобию твоему и то, что я слышал о Феодоре от блаженного Папы Афанасия, прошу тебя молить всегда обо мне Бога, чтобы Он никогда не лишал меня милости Своей; приветствуй братий, находящихся с тобою. Братия, находящиеся при мне, приветствуют тебя. Всесвятый Бог для Славы Своей и для блага Церквей да сохранит тебя, Владыка и святейший брат мой, многия лета в здравии, и да укрепит тебя в молитвах твоих обо мне. 1 Письмо сие издано на реческом и латинском языках продолжателями Болландова собрания жизнеописании святых, Геншением и Папеброхием, в третьем томе жизнеописаний, относящихся к месяцу маю. Оно найдено ими в рукописях библиотек ватиканской, миланской св.Амвросия и Флорентинской Медицисов. О сочинителе его, епископе Аммоне, известно только то, что он сам о себе рассказывает в нем. Кирилл Александрийский в книге «О православной вере» (Орег. eius tom. V. par. 11. pag. 50. edit. Paris. 1538.) упоминает о сочинении епископа Аммона под названием: «О Боге Слове». Есть также Письмо Феофила Александрийского к епископу Аммону, содержащее правила, о тех, которые присоединились к apuahaм.(Balsamon. Pandect. canon, tom. 11.) Но того ли Аммона должно разуметь у Кирилла и Фиофила, который написал письмо о св. Пахомии и Феодоре, неизвестно, потому что в четвертом и пятом столетии по Р. X. многие епископы назывались сим именем. Писатель настоящего письма родился в 335 году (снес. § 1. письма с § 4.), умер не прежде 385 года. Сие последнее видно из того, что Феофил, к которому писано письмо, вступил на Александрийский Патриаршеский престол в 385 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Синод постановил принять в юрисдикцию Русской церкви 102 африканских священника, которые обратились к Московскому патриарху с соответствующим прошением. Для них учреждён Патриарший экзархат Африки во главе с митрополитом Клинским Леонидом (Горбачёвым). Он состоит из двух епархий: Северо-Африканской с центром в Каире и Южно-Африканской с центром в Йоханнесбурге. Сергиево-Радонежский кафедральный храм Южно-Африканской епархии РПЦ уже окружён русскими берёзками Первая охватывает 31 страну, вторая – 23. Разделение между территориями – примерно по экватору. То есть следует ожидать назначения ещё двух епископов. Будут ли эти архиереи также из числа африканских? Надежд на это мало. 32 из 37 епископов впавшего в Варфоломееву ересь Александрийского патриархата (АП) – греки, выходцы из Греции и Кипра, которые, как правило,  живут на родине  и лишь изредка совершают «пастырские визиты» к пасомым. «Греческая миссия в Африке это уже давно одна большая потёмкинская деревня, –  сообщает  бывавший на Чёрном континенте миссионер о. Георгий Максимов. –  Реальность ужасающе иная. Верующие массово уходят, священники уходят, многие приходы закрываются, а те, что есть, зачастую влачат жалкое существование. Православие угасает в Африке… Особенно ситуация ухудшилась при патриархе Феодоре… Эта потемкинская деревня выстроена прежде всего для греков из Греции и Кипра, чтобы собирать с них пожертвования " на африканскую миссию " ». Судя по тому, что за два года, прошедших после признания ПЦУ Феодором, никто из архиереев АП не выступил с протестом, для подавляющего большинства из них  племенная солидарность  (ещё одна ересь –  этнофилетизм ) куда важнее, чем какие-то там каноны. В октябре 2021 года, правда, «проснулся» митрополит Антинойский Пантелеимон. Действия Варфоломея, Феодора и предстоятеля Элладской церкви, также признавшего ПЦУ, он назвал  «неканоничными и противоречащими священным канонам», призвав принести  «истинное покаяние», иначе их ждёт  «страшный суд Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» за  «соблазн для верных». Владыка Пантелеимон, правда, не является действующим митрополитом. В 2006 году, в возрасте всего лишь 51 года его,  « известного выступлениями  в защиту святоотеческого Предания и канонического порядка», неожиданно отправили на покой. Случилось это вскоре после того, как в должность предстоятеля АП вступил  экуменист  Феодор (к слову, ситуация напоминает отправление в 2008 году на покой 50-летнего епископа УПЦ МП твёрдого антиэкумениста Ипполита Хилько в те годы, когда явственно проявились автокефалистские и экуменические поползновения руководства Киевской митрополии; и справедливость, увы, до сих пор не восстановлена).

http://ruskline.ru/opp/2022/01/05/rpc_v_...

Доселе поименованы книги Ветхаго Завета. Но не поленимся сказать и о книгах Новаго Завета; оне суть следующия. Четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; потом после них Деяния Апостольския и семь Апостольских Посланий, называемыя Соборными, именно: одно Иаковлево, два Петровы, потом три Иоанновы и после них одно Иудино. Сверх сего, есть четырнадцать Посланий Апостола Павла, перечисляемыя в таком порядке: первое к Римлянам, потом два к Коринфянам, после них к Галатам, и вслед затем к Ефесянам, потом к Филиппийцам и к Колоссянам, а после сих два к Фессалоникийцам и Послание к Евреям и непосредственно затем два к Тимофею, одно к Титу и последнее к Филимону, и еще Апокалипсис Иоаннов. Вот источники спасения, чтобы заключающимися в них словесами напоеваться жаждущему. В них одних благовествуется учение благочестия. Никто да не прилагает к ним и не отъемлет от них чего-либо. Сии-то Писания разумея, Господь пристыждал саддукеев, говоря: прельщаетеся, не ведуще Писания (Матф. XXII. 29), и увещевал Иудеев: испытайте Писаний, яко та суть свидетелствующая о Мне (Иоан. V:39). Но для большей точности (пиша и это по необходимости) присовокупляю, что кроме сих книг есть и другия, не внесенныя в канон, которые однакоже установлено отцами читать вновь приходящим и желающим огласиться словом благочестия, таковы: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова. Есфирь, Иудифь, Товия, так называемое Апостольское наставление (oioayrj), и Пастырь. Впрочем, возлюбленные, тогда-как одне книги внесены в канон, а другия предлагаются для чтения, нигде не упоминается о книгах апокрифических; оне суть выдумки еретиков, которые пишут их, когда хотят, но приписывают им давность и прибавляют лет, чтобы, выдавая их за древния, иметь случай к обольщению тем людей простодушных. Сказание об аввах Феодоре и Паммоне блаженнаго Афанасия, епископа Александрийскаго, Аммону, епископу Елеархии, и Ермону, епископу Вумастик    В сии времена видел я великих Божиих человеков, Феодора, начальника монахов Тавеннисийотских, и отца монахов Антинойских, по имени авву Паммона, которые недавно почили.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Феодора Освященного , ближайшего ученика прп. Пахомия, дошли 2 послания. В 1-м, сохранившемся в латинском переводе и известном как «Пасхальное», речь идет о правилах ежегодного собрания братии в монастыре Пбоу для празднования Пасхи; 2-е, дошедшее на коптском языке, написано по случаю подобного же собрания в месяце месоре (июль-авг.). Сохранились также разные по объему фрагменты 3 его поучений. Прп. Орсисий, 1-й преемник прп. Пахомия на настоятельском посту, был автором 4 сохранившихся посланий и 6 поучений: 3 т. н. утренних, 2 вечерних и 1 без названия. Рукописная традиция приписывает ему авторство еще одного поучения, но оно остается спорным. Все тексты известны на копт. языке. Прп. Орсисию же принадлежат новые правила, в составлении к-рых появилась необходимость в связи с изменениями, происшедшими в мон-ре после смерти прп. Пахомия. Наконец, от этого же круга сохранился текст, к-рый можно отнести к жанру апокалипсиса: он предсказывает буд. упадок Пбоу. Автором сочинения назван апа Чарур, о к-ром ничего не известно; его имя лишь однажды встречается в послании еп. Аммона (Антинойского?). Нестандартное употребление лексики и синтаксиса существенно затрудняет понимание этого памятника и его перевод. Св. Шенуте и св. Беса (Виса). Икона. XIX в. (ц. св. Меркурия в Ст. Каире) Св. Шенуте и св. Беса (Виса). Икона. XIX в. (ц. св. Меркурия в Ст. Каире) Жанровый состав текстов, связанных с др. важным монастырским комплексом, центрами к-рого были Белый монастырь и Красный монастырь и во главе которого стоял архим. Шенуте, схож с пахомианским, но шире. В него также входят правила, на особую строгость к-рых часто обращают внимание, поучения, послания и Катехизис Шенуте, Житие Шенуте, написанное его учеником Бесой (см. Виса ), а также сочинения его преемников в управлении братией. Лит. труды Шенуте вошли в традицию, начатую прп. Пахомием, но сходство этих авторов заключается лишь в том, что оба писали на коптском. Прп. Пахомий меньше всего думал о форме своих трудов, Шенуте же достиг высокого художественного уровня.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Наутро толпа язычников продолжила влачить апостола по улицам, пока Марк не отдал душу Богу. Христиане положили святые мощи в гробницу в Александрийском районе Буколис. Во время арабских завоеваний, когда халиф Египта приказал разбирать христианские храмы, чтобы употреблять их камни на строительство своего дворца, святые мощи из Александрии вывезли и доставили в Венецию купцы. Перевозили святыню в корзине со свиными тушами - таможенники-мусульмане не смели притронуться к «нечистым» животным. Мощи положили в домашней церкви дожей - сегодня это грандиозная базилика Святого Марка - с тех пор Марк считался покровителем Венеции. Мощи находятся под престолом главного алтаря верхнего храма. Мощи святого преподобного Павла Фивейского Фото предоставлено профессором Ренато Д " Антига ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ: ПЕРВЫЙ МОНАХ Преподобный Павел не основал ни одной обители, но именно он считается «отцом православного монашества». Он родился в Египте, в городе Фиваида. Оставшись сиротой, много претерпел от корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Павла хотели выдать власти во время гонений Декия (249-251), узнав об этом, он удалился в Фиваидскую пустыню. Там прожил 91 год, в пещере у подножия горы, неустанно молясь Богу, питался финиками и хлебом, который приносил ему ворон. Незадолго до смерти святого к его пещере пришел преподобный Антоний Великий, подвизавшийся в той же пустыне. Преподав Антонию урок смирения, Павел вышел ему навстречу из своей пещеры. Старцы назвали друг друга по имени, обнялись и долго беседовали. Скончался святой Павел Фивейский в 341 году в возрасте 113 лет и был похоронен Антонием Великим недалеко от пещеры. В Константинополь мощи преподобного перенес император Мануил Комнин (1143-1180). В Венецию же святыня попала в XIII веке благодаря знатному гражданину Джакомо Ланзоло: он уговорил аббата бенедиктинского монастыря отдать мощи. Сегодня они находятся над главным алтарем церкви Святого Иулиана Антинойского. ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ Святой Феодор Стратилат происходил из Малой Азии, служил воеводой («стратилат» по-гречески) в городе Гераклее близ Черного моря в III-IV веках. Его жизнь и служба располагала к нему горожан, многие, впечатленные его примером, принимали веру во Христа. Узнав об этом, император Ликиний, гонитель христиан, приехал в город и принуждал воеводу поклониться языческим богам. Получив твердый отказ, он предал Феодора мучениями: его жестоко били железными прутьями, палили огнем, и, наконец, распяли на кресте, выколов глаза. Ночью ангел явился мученику и полностью исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. А за ними - многие другие язычники. Узнав об этом, император приказал обезглавить мученика. Эти события были описаны их очевидцем, слугой и писарем святого Феодора - Уаром.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Сочинения З. Р. были написаны по-гречески, но большая их часть сохранилась в сир. переводе. «Церковная история», посвященная вельможе Евпраксию, охватывает период от Халкидонского Собора (451) до смерти имп. Зинона (491). «История», написанная З. Р. в 492-495 гг., содержит много сведений о событиях, свидетелем к-рых он был или о к-рых узнал из первых рук. Нек-рые отрывки греч. оригинала «Истории» З. Р. присутствуют в виде цитат в «Церковной истории» Евагрия Схоластика. Основной текст произведения сохранился в переработанном и сокращенном сир. переводе 569 г. неизвестного по имени монаха-монофизита из Амиды (ныне Диярбакыр, Турция), поместившего «Историю» З. Р. в свой компилятивный церковно-исторический труд из 12 книг («История» З. Р. в книгах 3-6; подробнее см. ст. Захарии Ритора хроника ). З. Р. известен как автор повествований о жизни знакомых ему деятелей вост. монофизитства. Ок. 495-500 гг. он составил Житие Петра Ивера (сохр. в неск. фрагментах по-сирийски и в 2 груз. переработках). По-сирийски сохранилось Житие егип. монаха Исаии Младшего и жизнеописание (апология) патриарха Севира Антиохийского. Последнее составлено, по всей вероятности, в 512-518 гг. Оно завершается рассказом о событиях 512 г., когда Севир был возведен на Антиохийскую кафедру. Жизнеописание еп. Феодора Антинойского известно лишь по названию. Среди сочинений З. Р. есть неск. полемических трактатов. Один из них - «Аммоний, или Рассуждение о творении мира» (после 512) - был направлен против учения философа-неоплатоника Аммония Гермийского. В 529 г., после издания эдикта имп. Юстиниана против еретиков, З. Р. составил антиманихейский трактат «Синтагма против манихеев» (сохр. небольшой фрагмент). Еще один антиманихейский трактат З. Р. «Семь глав» был найден в одной из афонских рукописей (не издан). Трактат содержит формулу отречения для манихеев, переходящих в православие. По названию известно также надгробное слово, произнесенное З. Р. в нач. 486 г. в Александрии по случаю кончины его соученика Мины.

http://pravenc.ru/text/182709.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010