Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТАЛИДА ФИВАИДСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Талида Фиваидская, Антинойская ( V в.), преподобная Память 5 января В Верхнем Египте (в Фиваиде ), в IV-V веках было множество женских обителей. По свидетельству преподобного Палладия Еленопольского , в одном только городе Антиноя , стоявшем на восточном берегу Нила, было 12 женских обителей, где вели богоугодную жизнь христианские подвижницы. Среди них отличалась особенно высокой духовной жизнью старица амма Талида . Палладий виделся с нею, когда она уже 80 лет пребывала в подвижничестве. Святая достигла невозмутимой душевной чистоты. " Когда пришел я к ней и сел, - пишет Палладий, - она села подле меня и положила на мои плечи свои руки, с изумительным упованием на Христа, сохраняющего чистоту её помыслов " . И бесстрастие Талиды не было свойством одряхлевшего организма. Ведь даже восходивший с земли на небо апостол Павел говорил о себе, что до разлучения с телом он не считает себя свободным от опасности. Но воля, крепкая благодатью, одерживает победы и над естественными движениями испорченной плоти и по временам уходит с земли на небо. С преподобной Талидой жило 60 девственниц. По её наставлениям они проводили жизнь постническую и чистую. Они все так уважали и любили её, что ворота монастыря их не затворялись, как в других монастырях; одна любовь и уважение к воле аммы удерживали их в стенах обители, и они крепко хранили чистоту души и тела для вечной славы. В ушах и сердцах их постоянно звучали слова Апостола, переданные им аммой Талидой: Поступайте достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг другу любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира ( Еф. 4, 1 -3). Использованные материалы   В русском переводе Лавсаика (Палладий Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. - СПб., 1850), как и в латинском, ошибочно Амматалида: два слова, нарицательное и личное, соединены в одно. " Амма " - " мать " , обыкновенное коптское обращение к почитаемым монахиням. Редакция текста от: 04.10.2015 21:12:59 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13673021.h...

И хотя Он Бог и Человек, но не два, а Один Христос. Но как Он Один, то не Божественная природа изменилась на человеческую, но человеческая природа принята Богом. Один Он есть, но не так, чтобы природы смешивались, но чтобы они образовали единство. Ибо как разумная душа и тело образуют одного человека, так и человек и Бог образуют Одного Христа, Который пострадал за наше спасение, сошел в царство смерти, воскрес из мертвых, вознесся на Небо, воссел одесную Отца и вернется судить живых и мертвых. В пришествие Его все люди воскреснут в своих телах и дадут отчет в делах своих: кто добро творил, пойдут в жизнь вечную, кто зло творил, пойдут в огонь вечный. Это наша общая христианская вера; кто не верит этому верно и твердо, не может быть блажен. Сказание об аввах Феодоре и Паммоне блаженного Афанасия, епископа Александрийского, Аммону, епископу Елеархии, и Ермону, епископу Вумастик В эти времена видел я великих Божиих человеков, Феодора, начальника монахов тавеннисиотских, и отца монахов антинойских, по имени авву Паммона, которые недавно почили. Поелику гоним я был Юлианом, и ждал, что буду умерщвлен им, о чем извещали меня искренние друзья; то в один день пришли они оба ко мне в Антиной, и по общему совету — скрыться мне у Феодора — вступил я на корабль его со всех сторон закрытый, в сопровождении аввы Паммона. Ветер был неблагоприятный; я, болезнуя сердцем, молился; Феодоровы монахи, сошедши с корабля, тянули его волоком; авва Паммон утешал меня, и я отвечал: «поверь словам моим, что сердце мое исполнено твердой веры не столько во время мира, сколько во время гонений. Ибо несомненно уверен я, что, страдая за Христа и укрепляемый Его милостию, если буду умерщвлен, то тем паче обрету у Него милость». Еще не выговорил я этого, как Феодор, устремив взор на авву Паммона, улыбнулся. Поелику же и авва Паммон почти засмеялся, то я сказал им: «для чего смеетесь, когда говорю это? Неужели осуждаете меня в боязни?» Но Феодор говорить авве Паммону: «скажи ему, почему улыбнулись мы». И поелику авва Паммон отвечал: «ты должен сказать это», — Феодор продолжал: «в сей самый час умерщвлен в Персии Юлиан  . Ибо так предрек о нем Бог: прозорливый и обидлевый муж и величавый ничесоже скончает (Авв. 2, 5). Восстанет же царь христианин, который будет славен, но недолговечен  . Поэтому, нет тебе нужды трудить себя и уходить в Фиваиду, но лучше тайно вступить в свиту, потому что, встретившись с нею на пути и искренно принятый ею, возвратишься в Церковь. А Юлиан скоро поят будет Богом». Так и сбылось. Посему думаю, что многие благоугождающие Богу в монашестве по большей части остаются в сокровенности, потому что не знают их люди; таковы были и блаженный Амун и святой Феодор в горе нитрийской, и раб Божий маститый старец Паммон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

На восточном бе­регу продолжавшиеся Аравийские горы испещрены пещерами – это древнейшие каменоломни и гробницы. И здесь-то были Фиваидские уединения, прославленные делами христианских подвижников и под­вижниц. Они начинались от нынешней Миниэты и тянулись далеко на юг. В Шейх-Абаде, возле исчезнувшей Антинои, в мечети показы­вают гробницу Антинойского епископа Аммона, подписавшегося под определением собора 394 года 6 . По известию Палладия, в Антиное было 12 женских обителей, где вели жизнь богоугодную. Между Антинойскими подвижницами отличалась особенно высо­кою духовною жизнью старица амма (мать) Талида 7 . Она уже восемьдесят лет пребывала в подвижничестве, когда виделся с нею Палладий. С нею жило шестьдесят девственниц. По ее наставлениям они проводили жизнь постническую и чистую. Они все так уважали и любили ее, что ворота монастыря их не затворялись, как в других монастырях; одна любовь и уважение к воле аммы удерживали их в стенах обители, и они крепко хранили чистоту души и тела для вечной славы. В ушах и сердцах их постоянно звучали слова Апостола, переданные им аммою: Поступайте достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг другу любовью, стара­ясь сохранить единство духа в союзе мира ( Еф. 4, 1–3 ). Амма Талида достигла невозмутимой чистоты душевной. «Когда пришел я к ней и сел, – говорит Палладий, – она села подле меня и положила на мои плечи свои руки, с изумительным упованием на Христа, сохраняющего чистоту ее помыслов». Что это за бесстрастие Талиды? Не свойство ли одряхлевшего организма? О! Нет, в мире бывают старики и старухи 80 лет такие, что в их членах сильно играет нечистый грех . С другой стороны, один жил в пустыне с детства, но когда в первый раз увидал на дороге женщин, сказал отцу своему: «Вот те самые, которые приходили ко мне ночью в скит». Авва Антоний говорил: «Думаю, что тело име­ет движение естественное, прирожденное ему, но оно не действует, когда душа не хочет, и бывает движение без похоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Есть и другое движение, происходящее от питания и разгорячения тела пищею и питием. Происходящий от них жар крови производит нечистые возбуждения в теле. Потому и сказал Апостол: не упивайтесь вином, в нем же есть блуд ( Еф. 5, 19 ); равно и Господь в Евангелии сказал ученикам: внемлите, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством ( Лк. 21, 34 ). В подвижниках бывает и иное движение от коварства и зависти диавола» 8 . Приложите эти слова к Талиде и увидите истину. Восходивший с земли на небо говорил о себе, что до разлуки с телом он не считает себя свободным от опасности: но вместе с тем воля, крепкая благодатью, ныне и вчера одерживает победы и над естественными движениями испорченной плоти и по временам уходит с земли на небо. В том же Антинойском монастыре жила девственница Таора, уче­ница святой Талиды. Она уже 30 лет подвизалась, когда видел ее Пал ладий. «Она никогда не хотела взять ни нового хитона, ни мафорты, ни обуви» 9 . «Для меня нет надобности в том, – говорила она, – чтобы иначе не заставили выходить за ворота». Когда прочие сестры в вос­кресный день (и только в воскресный) обыкновенно ходили в церковь для приобщения Святых Таин, она, покрытая ветошками, оставалась в монастыре, постоянно занимаясь делом. Лицо ее было так красиво, что самый твердый с трудом мог не увлечься красотою ее, но ее под­вижничество внушало невольный страх даже самому бесстыдному оку. Верная раба Божия отказывала себе в духовном утешении – в посеще­нии храма Божия, оттого, что страшилась соблазнять кого-либо лицом своим, и себя избавляла от искушения опасного. Взор на мужчину яз­вит или уязвляется, говорит духовный опыт. «Девственница, – писал великий Антоний, – не должна питать в себе чувств, свойственных жене; она должна удаляться нечистых мыслей, гордости и всего, что приятно дьяволу ; должна любить всех, бегать мирской славы, быть преданною Богу, обуздывать язык и строго хранить пост». Так под­визалась преподобная Таора 10 . Была и еще в Антиное, – говорит Палладий, – истинная дев­ственница, бдительно совершавшая дело подвижничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

21. На третьем году пребывания моего в монастыре друг отца моего, увидевши меня с рабом Божиим Виссарионом при монастырских вратах, где сей последний был привратником, сказал мне, что мать моя с того самого времени, как я оставил родных, плачет обо мне, и что отец мой ходил искать меня по всем монастырям египетским и августамникским 13 , и не нашедши в них, оплакивает меня, как мертвого. Услышав сие, я просил человека Божия Феодора отпустить со мною двух монахов, чтобы с ними посетить мне мать свою, и утешивши ее возвратиться в монастырь. Феодор на сие сказал мне: «Мать твоя приняла христианскую веру. Ты должен отсюда переселиться в страну, которая ближе к месту твоего рождения. Посему я советую тебе поселится на горе Нитрийской. Там много святых и богоугодных мужей». Св. Феодор разумел Феодора жившего со св. Амуном, ибо он еще был жив, Елуриона и Аммония, которые спустя несколько времени скончались, также св. Памвона и раба Божия Пиора, которые получили от Бога дар исцеления, и других святых мужей, живших с ними, коих по имени я не называю, чтобы письмо мое не сделалось длинным. Итак я, получивши от Феодора позволение проститься с ним, со слезами просил его молиться за меня, посетил родителей своих, и поселился на горе Нитрийской. Спустя шесть месяцев после сего, в царствование Констанция, блаженный Папа Афанасий подвергся гонению от ариан; святые монахи египетские и александрийские, также девы, посвятившие себя на служение Богу, и другие благочестивые христиане, не принадлежавшие к церковному сословию, терпели многие бедствия и были умерщвляемы жестокими мучениями; египетские епископы были заточаемы начальником Египта Севастианом, преемником Сириана. Севастиан во храме св. епископа Феоны умертвил стрелами многих дев, посвятивших себя на служение Богу. Его преемник Артемий умерщвлял также многих христиан, подвергая жестоким мучениям. И святые епископы западные были также посылаемы в заточение. Вообще, ариане производили неслыханные злодеяния под руководством весьма жестокого начальника своего Георгия. В сие время я, будучи на Нитрийской горе, сказал Пиору и Памвону и другим пресвитерам Нитрийским, что человек Божий Феодор предсказал о сем гонении, что оно будет жестоко, но прекратится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Сие случилось спустя слишком год после того, как провозглашен был кесарем Галл, названный Младшим Констанцием. 6 Если когда случалось мне даже издалека слышать голос св. Феодора, я всегда чувствовал или радость, или печаль, или страх, и недоумевая, чтобы это значило, спрашивал о сем других, и узнал, что и другие в подобных случаях чувствовали то же самое. Я просил Авзония и Елуриона, чтобы они рассказали мне, что знают о человеке Божием Феодоре (Феодора же Александрийского я не смел спрашивать часто) и они мне сказали: Некто Пахомий, начальствовавший над сими монастырями, угодил Богу. Бог многое сообщал ему посредством откровений, но более говорил сердцу его, иное открывал ему посредством Ангелов, и прославил его различными дарами. Пахомий за шесть лет пред сим совлекся плоти и переселился к Господу. Он некогда, беседуя с братиями, сказал им: «Мы послали раба Божия Пекиссия в город, принадлежащий Лотянам, дабы доставить вспоможение находящимся там бедным. Теперь, когда я к вам пришел, Ангел Господень открыл мне, что Пекиссий сегодня возвратится с избранным сосудом Божиим, то есть, с некоторым тринадцатилетним отроком, по имени Феодор, который исполнен Духа Святаго». В самом деле, по захождении солнца Пекиссий, искренний друг Пахомия, возвратился в монастырь и привел с собою св. Феодора, который был тогда точно тринадцати лет. Св. Пахомий, приняв его, воспитывал, как родного сына. Когда Феодор достиг двадцатидвухлетнего возраста, св. Пахомий сделал ему некоторое препоручение. Феодор по исполнении препоручения, искал св. Пахомия, и как бы при руководстве Святаго Духа, приблизился к дому, который находится недалеко от Церкви монастырской, и в котором обыкновенно монахи принимали пищу. В сие самое время случилось землетрясение, и Феодор услышал, что Пахомий в том доме так молился Богу: «Боже многомилостивый, и приемлющий покаяние в беззакониях наших, пощади род человеческий, и продли милость Твою к нам; не входи в суд с монахами и девственниками, и прости им, если когда они не исполняют заповедей Твоих; не входи в суд и с сим народом Твоим, который Ты вверил мне, и насадил в земле сей, как добрые маслины; но суди нас, как судил Ты мир, бывший прежде пришествия Единородного Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Но увидавши, что я боялся спросить и трепетал, сказал мне: «Не бойся, потому что Феодор, обратившись к тебе, весело смотрит на тебя. Итак, встань и спроси». Я, уважая седину сего мужа, 4 не смел спросить. Увидев же, что раб Божий Феодор благосклонно смотрит на блаженного старца Елуриона и на меня, и притом будучи побуждаем Елурионом, я встал. Тогда св. Феодор, улыбаясь, приказал Феодору Александрийскому переводит слова его на греческий язык, и сказал мне чрез него: «Говори, что хочешь, потому что ты между нами уподобляешься вину, не давно выдавленному из винограда». Я, будучи объят великим страхом, спросил св. Феодора: «Когда это будет?» Он мне отвечал: «Ты еще не знаешь Божественного Писания. Там написано: Глас есть дождевного хождения ( 3Цар.18:41 ), и я тебе говорю: «Глас есть хождения предсказанных мною происшествий». Ты сам увидишь их, и испытаешь приятное и неприятное. Бог многим душам явит милость Свою; и сперва прекратится гонение, воздвигнутое против Церкви Божией язычником, а потом и гонение, воздвигнутое людьми нашего рода». 5 В сие время все устремили на меня взоры свои. Св. Феодор, встав и повелев всем заняться молитвою, взял меня за руку и вверил двум учителям и наставникам, Феодору Александрийскому и некоему Авзонию, который был вторым по нем. Сему последнему сказал: «Побуждай его заниматься Божественным Писанием, потому что не останется навсегда в монастыре, но будете служителем Церкви Божией» Они взяли меня и ввели в дом, в котором находилось под руководством их двадцать греческих монахов. Тогда все мы сели, и просили друг друга пересказывать, что каждый помнит из вопросов, предложенных св. Феодору, и из ответов его. Таким образом я, выслушав все, что каждый из двадцати монахов мог припомнить и рассказывал также, что после них рассказывал Авзовий и Феодор Александрийский, и сообразив все сие в уме своем, удобно мог вспомнить все, что написал теперь. Сверх сего Феодор Александрийский, по просьбе моей, особенно изъяснял мне смысл того, что великий Феодор отвечал каждому, предлагавшему ему вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

22. Когда ариане умножали бедствия Церкви, пришли в Нитрийскую гору от Феодора четыре монаха с письмом к монахам Нитрийским. По приказанию Феодора, они нашли меня, и отдали мне письмо его. Это было вечером в субботу. В следующий день, в воскресенье, я прочитал оное сперва только некоторым пресвитерам, а потом, по совету их, и всем монахам. Оно было следующее: «Возлюбленным братиям, находящимся на горе Нитрийской, пресвитерам, диаконам и монахам Феодор желает здравия от Господа. Я вознамерился уведомить вас, что гордость ариан дошла до Бога. Бог , видя, что народ Его терпит многие бедствия, сжалившись над ним, положил помиловать Церковь Свою и избавить ее от сих бедствий. Итак, будет время, когда Церковь освободится от сего гонения. Следующие слова, сказанные Богом, относятся к арианам: «И посещу на Вила в Вавилон, и извергу то, еже поглоти, от уст его» ( Иер.51:44 ). А о Церкви Своей Бог сказал: «Кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней? Зане велия будет слава храма сего последняя, паче первыя» ( Агг.2:3,9 ). Итак, братия, зная сие, утешайте тех, которые в вашей стране терпят гонение от ариан, чтобы не ослабела вера их. Ибо грехи ариан еще не достигли полноты своей. Приветствуют вас братия, живущие со мною. Возлюбленные братия, да сохранит вас Бог в здравии». Когда я прочитал письмо, то все прославили Бога. Один пресвитер, по имени Агиос, сказал мне, улыбаясь: «Теперь мы верим сему, но прежде твоим словам еще не верили». Письмо Феодора, но приказанию пресвитера Гераклида, взял у меня Исаак Хрисогон, который был тогда монахом на горе Нитрийской, но после от святейшего епископа Исидора поставлен диаконом в малом Гермополе. Он послал оное к святейшему епископу Драконтию, находившемуся тогда в заточении. Я думаю, что боголюбезнейший брат наш и сослужитель Диоскор, преемник святого Исидора, может найти оное. В шестой год после того, как Папа Афанасий изгнан был из Александрии, в девятый месяц сего года, сделался императором идолопоклонник Юлиан. Он послал Папу Афанасия на заточение в Фиваиду, хотел сделать много худого христианам, но не мог привести в исполнение своих враждебных намерений против христиан; потому что неожиданно умер в Персии. Поскольку мы о сих происшествиях слышали прежде предсказание Феодора, то, видя, что оно по прошествии многих лет исполнилось, прославляли Бога, и несомненно верили, что и гонение, воздвигнутое арианами, прекратится. И теперь видим, что оно по прошествии столь многих лет действительно окончилось. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

17. Феодор, построивши монастырь близ Птолемаиды, что в Фиваиде, населил его монахами, в числе коих был некто Карур, что на фивском языке значит: обсеченный. Сей монах часто был ленив в ночных молитвах, и Феодор делал ему выговоры. Случилось, что Феодор некогда по захождении солнца, бывши в собрании между всеми братиями в монастыре Вав, который находился в дальнем расстоянии от Птолемаидского монастыря, вдруг с великою радостью сказал: «Объявляю вам, братия, о милости, которую Бог оказал Каруру, находящемуся в Птолемаиде. Бог сейчас освободил душу его от тела, и с великою славою вознес его на небо; потому, что Карур старался строго следовать церковным догматам, сохранил чистоту тела своего, и имел другие добродетели, а грехи свои он очистил различными болезнями, которым был подвержен». По прошествии восьми дней пришли два брата из Птолемаидского монастыря, и сказали нам о дне и часе, в которые умер Карур, и мы все пришли в изумление. 18. Некогда Феодор, будучи в собрании всей братии, сказал Псарфию, первому монаху монастыря Вав: «Пошли кого-нибудь в келью к Патхелфию, и прикажи ему придти сюда с тем молодым монахом, который у него в кельи; призови также сюда и старшего сына Патхелфиева». Как скоро Патхелфий пришел, Феодор сказал ему: «Скажи мне, чему ты учил ночью сего молодого монаха?» Он ему отвечал: «Чему учил? Страху Божию». Феодор на сие сказал ему: «Сам Бог чрез Ангела Своего открыл мне о тебе; скажи правду, учение твое есть ли истинное?» поскольку Патехелфий не хотел открыть оное, то Феодор сказал пред всеми: «Он говорил молодому монаху, что тело наше не воскреснет, и охуждал оное». Потом Феодор спросил Патхелфия: «Точно ли это было так, или нет?» На сие сын Патхелфиев громко отвечал: «И меня в прошедший вечер он убеждал так же думать». В сие время некто Ор, который от природы был скопец, смело сказал Феодору: «Дай приличное наставление молодому монаху, которого Патхелфий ввел в заблуждение». Феодор отвечал ему: «Души, как сего монаха, так и сына Патхелфиева, тверды, как алмаз, и ничего не приняли из Патхелфиева учения». Молодому монаху Феодор сказал: «Богу приятна твердость твоего сердца». Далее начальнику дома, в котором жил сей монах, Феодор приказал не наказывать его за то, что он ночью уходил из дома тайно без свидетеля и сведения его. Наконец Феодор словами Святого Писания долго убеждал Патихелфия верить, что смертное тело наше воскреснет из мертвых, и утверждал, что оно должно восстать из мертвых в славе, бессмертным и нетленным. Патхелфий, слушая сие, плакал в присутствии всех братий, потому что слова Феодора достаточны были к тому, чтобы уверить его в истине сей; потом повергся на землю и признавал истинными церковные догматы ; наконец просил всех монахов молиться о нем, чтобы Бог простил ему грех сей. Когда все братия охотно молились о нем, он со слезами пред всеми прославлял Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ТАОРА ФИВАИДСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Таора Фиваидская, Антинойская ( V в.), преподобная Память 5 января Подвизалась в том же Антинойском монастыре, что и преподобная Талида , и была её ученицей. К тому моменту, как преподобный Палладий Еленопольский видел её, Таора подвизалась в монашестве уже 30 лет. " Она никогда не хотела взять ни нового хитона, ни мафорты, ни обуви, - пишет Палладий. - «Для меня нет надобности в том, - говорила она, - чтобы иначе не заставили выходить за ворота» " . Когда прочие сёстры в воскресные и иные дни обыкновенно ходили в церковь для приобщения Святых Таин, она, покрытая ветошками, оставалась в монастыре, постоянно занимаясь делом. Лицо её было так красиво, что самый твёрдый с трудом мог не увлечься красотою её, но её подвижничество внушало невольный страх даже самому бесстыдному оку. Верная раба Божия отказывала себе в духовном утешении - в посещении храма Божия - оттого, что страшилась соблазнять кого-либо своим лицом, и себя избавляла от опасного искушения. Взор на мужчину язвит или уязвляется, говорит духовный опыт. " Девственница, - писал Антоний Великий , - не должна питать в себе чувств, свойственных жене; она должна удаляться нечистых мыслей, гордости и всего, что приятно дьяволу; должна любить всех, бегать мирской славы, быть преданною Богу, обуздывать язык и строго хранить пост " . Именно так подвизалась преподобная Таора. Использованные материалы Редакция текста от: 04.10.2015 21:18:00 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ТАОРА ФИВАИДСКАЯ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/13673022.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010