105 Понятие δρμος (не только «бег, состязание», но и место, где проходит это состязание, ристалище), начиная со святого апостола Павла ( 2Тим.4:7 ), довольно часто обозначало христианскую жизнь вообще (как «аскезу» по преимуществу) и монашеское житие, в частности. «Тем, которые, подобно крепким юношам, ревностно и мужественно подвизаются на духовном поприще, предлагай лучшее и высшее, а тех, которые разумением и жизнию остаются позади, питай млеком, как младенчествующих». – «Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица» 106 См. Еф.4:30 . «Кто разстроивает души других, пусторечием разсеевая их, а злоречием возбуждая недобрые чувства, тот разоряет дело Духа Божия в верующих и тем оскорбляет Его, Создателя». – Феофан Затворник . «Толкование Послания к Ефесеям». М., 1998. С.355. Христианская жизнь вообще и монашеская в особенности есть дело серьезное, поэтому в «Правилах» преподобного Пахомия всякие фривольности и, в частности, смех строго пресекались. См.: «Pachomian Koinonia», vol.II, «Pachomian Chronicles and Rules». Kalamazoo, 1981. P.146,150,164. 107 Эта фраза ( συνεχς μελεττε) характеризует существенную черту миросозерцания и даже быта как вообще древнего иночества, так и пахомиевского монашества. «Размышление» (лат. meditatio) над Священным Писанием было постоянным фоном жития пахомиевских монахов; см. Bacht H. «Das Vermächtnis des Ursprungs», «Studien zum frühen Monchtum I», Würzburg, 1972. S.244–264. Такое «размышление» над Писанием, как и чтение его, в древнем иночестве нераздельно сопрягалось с молитвой; об этой связи см. Leloir L. «Désert et communion», «Temoignages des Pères du Désert recueillis à partir des Paterica arméniens». Abbaye de Bellefontaine, 1978. P.272–275. 108 Тема «добровольного плача и добровольного сокрушения», как это подчеркивается в поучении преподобного Феодора, является лейтмотивом всей святоотеческой аскетики и восходит к самым истокам монашеского любомудрия. В «Древнем Патерике» целая глава посвящена именно сокрушению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/poslanie...

40 Феодор Александриец был смотрителем греческого дома в монастыре Вау, а Авсоний вторствующим ( δευτερεοντι) при нем, то есть его помощником; см.: «Древние иноческие уставы, собранные святителем Феофаном Затворником ». М., 1994. С.100. 41 Как и во всем древнем монашестве, Священному Писанию в пахомиевских монастырях уделялось особо важное место в духовном воспитании и преуспеянии насельников. См. Veilleux A. «La liturgie dans le cenobitisme pachomien au quatrième siècle». P.262–275. Вообще, книжное дело было поставлено здесь на должную высоту: было достаточное количество опытных писцов. «Трудились они с успехом: монастырские книгохранилища увеличивались, и каждый инок мог найти для себя пищу духовную. Чтение книг в киновии процветало, умственный кругозор каждого инока расширялся, духовная жизнь монахов делалась богаче, осмысленнее. Чтение книг обставлено было правилами, направленными к сохранению книг и вообще к порядку в этом важном деле». – Архимандрит Палладий. Указ. соч. С.70. Повеление преподобного Феодора «торопить» ( επειξον) Аммона связано с тем, что он прозрел в молодом послушнике бущего клирика и архипастыря ( της εκκλησας του Τχεου λειτουργς), для которого знание Священного Писания подразумевалось. 42 Букв. «говорящих по-гречески монашествующих» ( μονζοντες λληνιστα). Первый греческий дом в пахомиевских обителях возник еще при самом преподобном Пахомии и возглавлялся, как указывалось, Феодором Александрийцем. Со временем число греков-монахов (точнее, «эллинистов», то есть всех воспринявших греческий язык, а, соответственно, «греческий стиль» жизни и бытовой культуры) среди тавеннисиотов все более увеличивалось. См. Ruppert F. «Das pachomianische Monchtum und die Anfänge klösterlichen Gehorsams». Münsterschwarzach, 1971. S.346. Пахомиевские иноки жили обычно каждый в своей келлии и каждый «дом» включал в себя 20 и более келлий; имелась еще и общая комната. В каждом же монастыре имелось различное количество домов, в зависимости от его обширности. См. Rousseau Ph. «Pachomius. The Making of Community in Fourth-Century Egypt». Berkeley – Los Angelos – London, 1985. P.78–79.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/poslanie...

Важнейшим местом почитания К. была Антиноя, где находился его мартирий. Развитие культа врача-бессребреника в городе, к-рый являлся крупным медицинским центром Египта (см.: Marganne M.-H. La «collection médicale» d " Antinoopolis//ZfPE. 1984. Bd. 56. S. 117-121), представляется неслучайным. Храм-мартирий во имя К. в Антиное был несомненно известен в нач. V в.: о нем упоминает живший в городе в это время Палладий , еп. Еленопольский, описывая, как К. явился некой подвижнице, предсказал ей скорую кончину и пригласил вкусить трапезу в его мартирии ( Palladius. Lausiac. 60). О том, что при храме существовала традиция проводить агапы в честь мученика, говорится и в повествовании о его чудесах ( Georgius. 1793. P. 21-22). В коптоараб. Синаксаре и в энкомиях в честь К. сообщается, что в мартирии хранились его мощи (вопрос об аутентичности этих и др. мощей остается открытым ввиду указания древнейшей агиографической традиции на казнь К. через сожжение). Константин , еп. Асьютский (VI-VII вв.), в одном из энкомиев, посвященных мч. Клавдию Антиохийскому, упоминает о богатстве этой церкви, на которое посягнули воры (Textes coptes relatifs à Saint Claude d " Antioche/Éd., trad. G. Godron. Turnhout, 1970. P. 642-643. (PO; T. 35. Fasc. 4)). Из энкомия Исаака Антинойского очевидно, что в храме практиковалась инкубация. Кроме того, по мнению А. Папаконстантину, он функционировал наподобие языческого оракула: при раскопках церкви были найдены гадательные записки VI-VII вв., обращенные к К. или чаще к «Богу Коллуфа». А. Леклерк, опираясь на описание одного из чудес К., из которого следует, что мартирий находился вне города ( Georgius. 1793. P. 22-23), и на свидетельство путешественника XVIII в. свящ. К. Сикара, отождествил мартирий с т. н. пещерной церковью в дер. Дейр-Абу-Хиннис (близ Маллави), к югу от Антинои ( Leclercq. 1907. Col. 2351-2353). Т. о., ввиду неоднозначных указаний в источниках определить количество храмов, посвященных К., и их расположение в Антиное и ее окрестностях на данный момент представляется затруднительным. Многочисленные упоминания К. обнаружены и на погребальных стелах на кладбище в Антиное, датируемых приблизительно VII в. ( Papaconstantinou. 2001. P. 124).

http://pravenc.ru/text/1841814.html

Дивный тут был и епископ Анфий. Когда он был монахом, вёл весьма строгую жизнь; а когда стал епископом, хотел вести такую же строгую жизнь и среди мира, но не мог. Повергаясь пред Богом, говорил он: неужели по причине епископства отступила от меня благодать? И было ему открыто: «нет, но тогда ты был в пустыне, там не было ни одного человека – и Бог помогал тебе, а ныне ты в мире – и люди помогают тебе» 35 . На восточном берегу Нила стоял город Антиноя, а напротив Антинои – Гермополь, ныне, с VII века, Аншунейм. На восточном берегу продолжавшиеся Аравийские горы испещрены пещерами: это древнейшие каменоломни и гробницы. И здесь-то были Фиваидские уединения, прославленные делами христианских подвижников и подвижниц. Они начинались от нынешней Мингэты и тянулись далеко на юг. В Шейх–Абаде, возле исчезнувшей Антинои, в мечети показывают гробницу Антинойского епископа Аммона, подписавшегося под определением собора 394 года 36 . По известию Палладия, в Антиное было 12 женских обителей, где вели жизнь богоугодную. Между Антинойскими подвижницами отличалась особенно высокой духовной жизнью старица амма (мать) Талида 37 . Она уже восемьдесят лет пребывала в подвижничестве, когда виделся с нею Палладий. С нею жило шестьдесят девственниц. По её наставлениям, они проводили жизнь постническую и чистую. Они все так уважали и любили её, что ворота монастыря их не затворялись, как в других монастырях; одна любовь и уважение к воле аммы удерживали их в стенах обители, и они крепко хранили чистоту души и тела для вечной славы. В ушах и сердцах их постоянно звучали слова Апостола, переданные им аммой: «поступайте достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиреномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг другу любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира» ( Еф.4:1–3 ). Амма Талида достигла невозмутимой чистоты душевной. «Когда пришёл я к ней и сел, – говорит Палладий, – она села подле меня и положила на мои плечи свои руки, с изумительным упованием на Христа, сохраняющего чистоту её помыслов».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Соборно засвидетельствовано, что между нашей и Александрийской Церковью существует раскол Синод Русской Православной Церкви 24 сентября 2021 года постановил, что этими действиями он «еще больше углубляет раскол между нашими Церквами». Напомню, что Синод по статусу – это малый собор епископов. То есть соборно засвидетельствовано, что между нашей и Александрийской Церковью существует раскол. И если мы это признали, то на каком основании мы можем отвергнуть прошения клириков, желающих уберечься от раскола? Согласно 2-му правилу Антиохийского Собора, клирики Патриарха Феодора должны быть вне общения с таковым предстоятелем. Однако по канонам священник без епископа служить не может. Если бы в Александрийской Церкви нашелся епископ, который противостал бы действиям Патриарха, вошедшего в общение с раскольниками, то тогда эти клирики должны были бы обратиться к этому епископу. Но, как отмечает наш Синод в своем постановлении, «к настоящему времени никто из архиереев Александрийской Православной Церкви не выразил несогласия с действиями Патриарха Феодора по поддержке раскола на Украине». Уже после решения Синода свою позицию высказал митрополит Антинойский Пантелеимон (Лампадариос): «Решение Вселенского и Александрийского Патриархатов относительно признания автокефалии “Православной церкви Украины” неканонично и противоречит священным канонам Православной Церкви. К сожалению, это решение создало больше проблем не только на Украине, но и во всем православном мире, особенно в Африке… Что касается священников Танзании, желающих присоединиться к Русской Православной Церкви, это вопрос, который они должны решить сами. Единственный способ преодолеть этот конфликт – истинное покаяние патриархов Варфоломея и Феодора и архиепископа Афинского Иеронима. Они должны отозвать свои неканонические решения и восстановить мир и единство Церкви. В противном случае они столкнутся со Страшным Судом Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, так как это стало соблазном для верных» . Целый ряд танзанийских клириков митрополит вызывал «на ковер», требуя подписать бумагу с одобрением действий Патриарха Феодора

http://pravoslavie.ru/142590.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОН (30-е гг. IV - нач. V в.), прп. (пам. в субботу сырную — в Соборе всех преподобных), еп. Антинойский (?). Автор «Послания об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора», из к-рого известно, что он род. в Александрии, в языческой семье; в 17 лет обратился в христианство и, услышав однажды прославлявшую монашеское житие проповедь свт. Афанасия Великого , решил стать иноком. Примерно в 351 г. А. отправился в Пбоу , одну из пахомиевских обителей, где и пробыл 3 года, окормляясь у прп. Феодора Освященного . Затем он стал нитрийским монахом и епископом неизвестного города (по одной из гипотез, Антинои Египетской). В самом кон. IV в. А. описал по просьбе Патриарха Феофила Александрийского жизнь пахомиевских иноков, запечатлев в «Послании» свои юношеские воспоминания. «Послание» А., обнаруживающее несомненный лит. талант автора, принадлежит к числу агиологических произведений, являясь в то же время и похвалой ( энкомием ) монашескому житию. Строгость правосл. убеждений А. проявляется в его непримиримой оппозиции ко всякого рода ересям, прежде всего к арианству . В центре его повествования - благодатная личность прп. Феодора, чудесам, прозрениям и поучениям к-рого и посвящается основная часть «Послания». Это сочинение наряду с др. письменными источниками позволяет реконструировать образ жизни и миросозерцания как всего древнеегип. монашества, так и пахомиевского иночества в частности. Соч.: BHG, N 1397; CPG, N 2378; Письмо епископа Аммона к Феофилу, папе Александрийскому, о жизни и делах Пахомия и Феодора//ХЧ. 1827. Ч. 26. С. 3-65; Halkin F. Sancti Pachomii Vitae graecae. Brux., 1932. P. 97-121; The Letter of Ammon and Pachomian Monasticism/Ed. J. Goehring. B.; N. Y., 1986. (Patristische Texte und Studien; Bd. 27); Послание об образе жития/Пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 4. С. 79-103. Лит.: Троицкий И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Серг. П., 1906. С. 51-58. А. И. Сидоров Рубрики: Ключевые слова: АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/114498.html

Однажды, на одной из городских улиц, Аммон познакомился с фиваидским монахом, увлекся его разговорами и едва не склонил себя к мысли пойти вслед за ним. Между тем, проявив должное благоразумие, он поведал об этом желании священнику Павлу, служившему в церкви «Пиерия». Однако священник вместо благословения выразил предостережение: раскрыл Аммону глаза, поведав, что уловивший его монах — еретик. Убедив Аммона не доверяться еретику, отец Павел благословил его отправиться в один из расположенных в Фиваиде Пахомиевских монастырей — Вау (Пабау, Певоу), к блаженному Феодору. При этом он поручил его двум сопровождающим, Феофилу и Копру, прибывшим от святого Феодора с посланиями к святителю Афанасию и возвращавшимися назад. Когда они прибыли на место, к обители, где подвизался святой Феодор, тот удостоил Аммона личной беседы, предложил переодеться в надлежащую одежду и ввел его в монастырь. Это событие датируется 351-м годом. Попав в обитель, Аммон стал свидетелем душеполезного диалога блаженного с монахами. Из этого краткого эпизода Аммон понял, насколько мудрым подвижником является Феодор. Братия приняли Аммона с радушием. Святой Феодор отдал его под наставничество двум подвижникам, Феодору Александрийцу и Авсонию. Под их руководством Аммон совершал в монастыре свои первые шаги, изучал Священное Писание, учился азам аскетического делания. Он не раз становился свидетелем чудес, совершаемых по молитве блаженного Феодора. Это способствовало укреплению его веры. Постепенно, в трудах и молитвах, Аммон набирался мудрости и духовного опыта. Дальнейшая жизнь В приютившей его обители Аммон подвизался на протяжении трех лет (впоследствии он отзывался о ней в самых тёплых, сердечных выражениях). Но Промыслом Божьим ему суждено было оставить этот монастырь. После того как Аммон покинул обитель, чтобы отправиться в Александрию с визитом к родителям, он, с благословения Феодора, отправился в Нитрию. Что послужило первопричиной этого шага, неизвестно. Ясно, что выбор на Нитрию пал неслучайно: в те времена среди нитрийских монахов было немало святых, духоносных отцов; жизнь нитрийских подвижников отличалась строгой аскезой. Предаваясь там суровым аскетическим подвигам, Аммон украсился добродетелями, удостоился звания епископа и достиг преподобия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/

Монофизиты успели устроить ему преемство. Из Элурова епископата в момент смерти Тимофея в Александрии находился лишь Федор, епископ Антинойский. Он и решил единолично рукоположить диакона Петра Монга во епископа. Петр Монг, совершив погребение Тимофея Элура, скрылся от ареста. Православный епископ Тимофей Салофакиол был вызван из неволи, водворен на епископском месте, и александрийские церкви силой власти переданы были ему. Но они пустовали. Народ был на стороне местного монофизитства и сопротивления Халкидону. Акакий извещал папу Симплиция ο победе. Но Восток этой победе не поддавался. Β Палестине и Сирии монофизиты усиливались и выживали халкидонцев. Египет пока шел по воле правительства, но там лишь немногие «приняли к сердцу Халкидон.» Акакий знал, что при таком равнодушии большинства на нем, как на первенствующем епископе, лежит вся ответственность за ход вещей на Востоке. B этом он убедил Зинона, и тот на него всецело полагался, чтобы удержаться за Халкидонский собор. Но раз центр интереса полагался в политике, то и нельзя было ждать абсолютной церковной устойчивости. B Сирии монофизиты также стяжали себе широкие симпатии масс. Здесь богословие эллинов в школе Антиохии было явлением «аристократическим,» не отражавшим вкуса масс. Носителями местного народного духа были монахи, a не епископы. B верхах епископата здесь господствовал образ мысли несторианский, a в низах — монофизитский. Тут веял дух восточного дуализма и спиритуализма . Долго жил здесь даже докетизм. За аполлинарианство здешние монахи ухватились также вследствие умаления Аполлинарием человеческой природы во Христе. Как во II в. Ноит проповедовал савеллианство ради прославления Иисуса Христа, так и теперь «ревнители благочестия» находили μια φσις более мистическим и более благочестивым лозунгом, чем δο φσεις. Ни Павел Самосатский, ни ариане здесь не были популярны из-за их «нечестивого» уклона в отношении прославления Иисуса Христа. Поскольку здешним аскетам казалось, что правительство, римская церковь и Халкидонский собор «несторианствуют,» постольку их ревностность во славу Иисуса Христа считалась ими делом благочестия .

http://sedmitza.ru/lib/text/435200/

Артемий, праведный Веркольский, ум. 1532. 23 июня и 20 окт. Артемия царевпа, дочь Диоклетиана, муч. Римская ок. 306 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Артемон, еписк. Селевкии Писидийской, ученик ап. Павла. 21 марта. Артемон, пресвит. Лаодикийский, муч. Кесарийский ок. 303 года. 13 апр. Архелая, Фекла и Сусанна, преподобномученицы Салернские при Диоклетиане. 6 июня. Архилий иерей, муч. с Иеремием. 6 апр. Архипп, ап. из 70, с Филимоном н Апфией. 19 февр. и 22 нояб. Архипп преп., живший в Хонах, при храме архистр. Михаила. 6 сент. Асинкрит, ап. из 70. 8 апр. Асир, сын праотца Иакова. В нед. праотец. Аскалон, муч. Антинойский при Диоклетиане от Арриана. 20 мая. Асклипиад, муч. Смирнский при Декии, с Пионием пресвитером и др. 11 марта. Аскипиодота муч., с Максимом и др. 19 февр. Асклипиодот муч., с Диомидом и др. 3 июля. Асклиада, муч. Фракийская при Максимиане, с Феодотом. 15 сент. Астерий синклитик, муч. Кесарийский в Палест. при Галлиене (ок. 260), с Марином. 7 авг. Астерий, муч. Римский при Клавдии (ок. 270), ст. Марином и др. 6 июля. Астерий, муч. Киликийский при Нумериане, с Фалалеем. 20 мая. Астерий, муч. Момисвестийский (? – Киликийский – пРим.ред.) при Диоклетиане (303), с Клавдием и др. 21 окт. Астий, еписк. Диррахийский, муч. при Траяне. 4 июня. Астион монах, муч. Алмпридский на Дунае, около времен Диоклетиана, с Епиктетом пресвит. 7 июля. Аттик, Агапий, Евдоксий, Катерий, Пактовий, Истукарий, Никтополион и др. воины, мучч. Севастийские при Декии. 3 ноября. Аттик, патриарх Цареградский, ум. ок. 425. В субб. с. Аттий, из 9 мучч. постр. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Африкан, муч. Африканский при Декии, с Терентием и др. 10 апр. Афродисий, преп. Палестинский 6 века. В субб. с. Аффоний, муч. Персидский ок. 343 г., с Акиндином и др. 2 нояб. Ахаз праведный 1 апр. Ахаик, ап. из 70. 4 янв. Ахилла, преп. Скитский, 5 века. В субб. с. Ахиллий, еписк. лариссийский, ум. ок. 330. 15 мая. Ахия пророк. 12 ноября. Афанасий, еписк. Тарса Кил., муч. при Валериане, с Анфусой и др. 22 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В 308 г. Максимин Даза, недовольный своим титулом цезаря, проявил независимость от августа Галерия и намеренно объявил о смягчении антихрист. мер (Ibid. 9. 1). Постепенно Г. затихло и во владениях «старшего» августа Галерия. В 311 г. этот император, пораженный неизлечимой болезнью, издал эдикт, к-рый впервые в истории Римской империи предоставлял Церкви легальный статус, признавая христианство дозволенной религией ( Euseb. Hist. eccl. VIII 17; Lact. De mort. persecut. 34). Имп. Максимин Даза (305-313) Вмч. Феодор Стратилат встречает имп. Лициния. Клеймо иконы «Вмч. Феодор Стратилат с 14 сценами из жития». XVI в. (НГОМЗ) Вмч. Феодор Стратилат встречает имп. Лициния. Клеймо иконы «Вмч. Феодор Стратилат с 14 сценами из жития». XVI в. (НГОМЗ) принял в управление весь Восток империи после смерти Галерия (5 мая 311) и, несмотря на эдикт о веротерпимости, возобновил Г. В это время оно перестало быть вопросом только внутренней политики, поскольку Максимин начал войну с соседним Армянским царством, к-рое 10 лет назад, при Трдате III, приняло христианство как офиц. религию ( Euseb. Hist. eccl. IX 8. 2, 4). Во владениях Дазы впервые пытались реорганизовать язычество, придав ему особое иерархическое устройство, напоминавшее Церковь ( Lact. De mort. persecut. 36-37; Greg. Nazianz. Or. 4). По указанию Максимина Дазы распространялись подложные «Акты Пилата», содержавшие клевету на Христа ( Euseb. Hist. eccl. IX 5. 1). Император скрытно подстрекал язычников, чтобы они брали на себя инициативу изгонять христиан из городов. Последовали и новые казни: был брошен зверям престарелый еп. Сильван Эмесский вместе с диак. Лукой и чтецом Мокием (пам. 29 янв.), казнены еп. Мефодий Патарский (пам. 20 июня), архиеп. Петр Александрийский (пам. 25 нояб.), погибли др. епископы Египта; в Никомидии был убит ученый пресв. Антиохийской Церкви сщмч. Лукиан (пам. 15 окт.), пострадали также еп. Климент Анкирский (пам. 23 янв.), Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии (пам. 24 нояб.), Евстафий, Феспесий и Анатолий Никейские (пам. 20 нояб.), Иулиан, Келсий, Антоний, Анастасий, Василисса, Марионилла, 7 отроков и 20 воинов Антинойских (Египет; 8 янв.), Мина, Ермоген и Евграф Александрийские (пам. 10 дек.) и др.

http://pravenc.ru/text/166129.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010