Что касается меры воздержания, то общее правило состоит в том, чтобы каждый, в соответствии со своими силами, состоянием здоровья, возрастом, вкушал столько пищи, сколько нужно для поддержания жизни. Кто не соблюдает одинаковой меры – то чрезмерно постится, то пресыщается, – тот вредит молитве и целомудрию. В молитве – потому что не может быть бодр, ибо от бессилия склоняется ко сну, а от многоядения не может чисто молиться. Целомудрию же потому, что тот огонь плотской похоти, который возжигается от многоядения, не покидает его ни днем, ни ночью (авва Моисей). «Постимся, братия, постом телесным, постимся и духовным» (из служб Постной Триоди): храни зрение, храни язык, чувства, избегай злобы, гнева, многоспанья, осуждения, клеветы, славолюбия, гордости, маловерия, пристрастия к технике, удобствам, телевидению, мирской культуре, прессе, ко всему, что отвлекает от Бога, засоряет ум, сквернит сердце, расслабляет волю. Моисей с постом провел израильский народ через Чермное море; Илия низвел с неба огонь и воду; Даниил заградил уста львов; три отрока угасили пламень пещный; все наши пустынники и постники (египетские, фиваидские, оптинские, глинские, Саровские и прочие) постом победили врага диавола и обратили его в бегство. Что же мы ныне делаем? Поститься не умеем и не хотим, молиться ленимся, гонений за веру боимся, без конца суетимся, веру не защищаем, себя пресыщаем, страдать за правду не любим, себя голубим и очень любим. Что же мы ныне делаем? Неужели будем пассивно погибать и идти стадом в геенну, куда гонит нас всех сатана? Нет! У нас есть Христос Спаситель, бросимся к Его стопам, скажем Ему: «Мы грешны, Господи, прости нас и спаси. Ты все можешь...» ЛИДИЯ Раньше Россия могла похвалиться девством. Прекрасно, что было так заведено! Господь любит девство. Он Сам был великим девственником, Его Пречистая Матерь была девственница. Святой Предтеча, почти все апостолы, мученики и многие святые были девственники. Христианство – религия чистоты и святости, оно ублажает девство, возвышается им и восхваляет его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

93 Об этом говорит, в частности, отзыв все того же Грипариса, который в цитированном выше донесении сообщает об архидиаконе Константине, что «через него осуществлялось все управление Патриархией». Дипломированный выпускник Халкинской богословской школы, принят на службу в Патриархию в 1888 г., 15 декабря того же года рукоположен Патриархом Софронием в диаконы, a 1 января 1889 г. им же возведен в архидиаконское достоинство. Оставаясь архидиаконом, был в последующие десять лет, до смерти Софрония, секретарем, затем управляющим патриаршей канцелярией в Александрии и, наконец, патриаршим эпитропом. 94 В тот же день митрополит Фиваидский в письме Патриарху по поводу возвращения в Александрийскую Патриархию митрополита Игнатия Ливийского намекает на его преимущества перед опальным Пентапольцем: «Отныне буду трудиться рука об руку с братом искушенным, рассудительным и многому в силу обстоятельств научившимся». 95 Передают, что за обедом в представительстве один из его участников пожелал митрополиту Пентапольскому стать «и Патриархом», а он никак на это не отреагировал. Это было незамедлительно доложено Софронию с прибавлением, что Нектарий Пентапольский жаждет занять его место. 96 Примечательно, что и тогда, и позже Патриарх Софроний, несмотря на возраст, обнаруживал подчас немалый запас телесных и духовных сил, о чем свидетельствуют хотя бы ежегодные его поездки на Лерос, собственноручные заметки (часть которых сохранилась доныне в Кодексе Патриархии), переписка и многие действия в конфликте с синаитами. 97 Ср. характеристику Софрония из газеты «Агон» (27 августа 1899): «Настойчивый, упрямый, властный, он одним махом решал вопросы, требовавшие длительного обсуждения». 98 видимости, сочувственное «Да просветит его Бог!» отдает прямым лицемерием, если учесть, что двумя днями раньше (27 мая 1890) он писал тому же адресату: «Поскорее бы встретиться, чтобы порадоваться немного. Радуюсь и здесь, но ты-то знаешь, как надо радоваться!». 99 См. ниже, глава «Дальнейшие отношения с Патриархом Софронием»: письмо святого Патриарху Софронию от 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Среди других канонов необходимо выделить еще два. Первый – это 3-й канон Западного Поместного собора в г. Арле (314 г.), который, как полагает М.А. Таубе, выражает запрещение на службу в армии 38 . На самом деле, в данном правиле мы, наоборот, найдем одобрение воинской службы, а осуждается в нем дезертирство из армии: “Тех, кто бросает оружие в мирное время, решено не допускать к причастию”. 39 Второй канон, хотя и не относится к рассматриваемому периоду, но также используется противниками военной службы для христиан как авторитетный аргумент. 40 Это 12-е кано­ническое правило Первого Вселенского Собора: “Благодатию призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом аки псы, на свою блевотину возвратившиеся, так что некоторые и сребро употребляли, и посредством даров достигли возстановления в воинский чин: таковые десять лет да припадают в церкви, прося прощения, по трилетном времени слушания писаний в притворе…”. 41 Но в этом каноне речь идет о событиях во время гонения Ликиния (319–322 гг.), когда некоторые воины-христиане, чтобы не пострадать во время гонений, оставили военную службу, но затем уже добровольно добивались восстановления на ней при помощи денег и подкупов, заявляя при этом, что они отказываются от христианства. 42 Поэтому и данный канон не отвергает позволительности для христиан военной службы. Если же рассматривать фактическое положение дел, то по свидетельствам древней христианской письменности, в частности, в мученических актах, есть много фактов, свидетельствующих в пользу мнения о допустимости воинской службы для христиан. Сам представитель ригористического направления Тертуллиан подтверждает, что христиане служили в римских войсках “не в малом количестве, при этом на военную службу в большинстве случаев шли добровольно”. 43 Тертуллиан приводит именно как положительный пример известное предание о Мелитинском легионе. 44 Более подробно о нем пишет Евсевий Кесарийский , рассказывая о чуде, произошедшем по молитве воинов-христиан, когда войско императора Марка Аврелия находилось в крайнем затруднении из-за жажды во время похода против германцев и сарматов. Во время молитвы молния обратила в бегство и истребила множество врагов, а дождь оживил силы воинов. 45 Конечно, можно сомневаться в некоторых подробностях изложения и интерпретации этого события, как делали это некоторые историки, 46 но сам факт распространенности этого предания и одобрения его со стороны христианских писателей, а не возмущения, что логически следовало бы ожидать, говорит в пользу воинов-христиан. Из эпохи Диоклетиана дошло другое подобное предание о Фиваидском легионе, который тоже состоял из одних христиан. 47 По некоторым свидетельствам, количество христиан в римских легионах соответствовало примерно общей пропорции христиан к языческому населению. 48

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Фивы Фивы , иначе Но-Аммон (см.) – знаменитый город в древности, в котором помещалось известное капище языческого божества Аммона ( Uep. XLVI, 25 и др.). Город имел около 140 стадий в окружности. Доселе еще остающиеся развалины оного занимают около 27 англ. миль. Блеск и могущество этого города, который мог доставлять до 20 000 вооруженных колесниц, его несметные богатства, великолепие зданий, украшавших оные, чрезмерная роскошь его жителей, без сомнения, достаточно известны каждому читателю гражданской истории. Главная часть г. Фив лежала на восточной стороне, на западной же находились Мемнония и Некрополь. В городских стенах Фивы имели сто ворот и потому назывались стовратными. Древнейшие уцелевшие доселе останки от Фив суть следующие: большой храм в Карнаке, громадными и выдающимися руинами которого может хвалиться в одинаковой степени даже новое время. Громадная зала в храме Карнака украшена 12 массивными колоннами, каждая в 66 футов высоты. Вся длина храма составляет 1180 футов. Первый царь, упоминаемый на фивских памятниках, есть Озиртасин I, современник патр. Иосифа. Скульптуры ранее сего живших фараонов исчезли. Город Фивы по иероглифам считался главой, или столицей, страны. Начало и основание г. Фив теряется в глубокой древности. Разрушение города, на которое указывает пр. Наум, вероятно, было совершено Тартаном. Разве ты (т. е. Ниневия) лучше Но-Аммона (иначе Фивы), говорит Господь устами пр. Наума, Но-Аммона, находящегося между реками, окруженного водою, которого вал был море, и море служило стеною его? ( Hayм.III, 8 ). Затем город был взят и разорен Камбизом, ц. персидским, в 525 г. до Р. X., окончательно же разрушен Птоломеем Лафиром в 81 г. до Р. X. На месте древних стовратных Фив в настоящее время разбросано несколько бедных небольших деревушек. В кн. пр. Наума город представляется расположенным между реками. Это описание сколько красноречиво, столько же и согласно с действительностью, так как р. Нил, множество каналов и громадное озеро со всех сторон окружали этот древний египетский город. Его развалины, вблизи знаменитой некогда подвигами благочестия и святости преп. отцов пустыни Фиваидской, поистине величественны, и нигде нельзя найти подобных оным. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Скачать epub pdf Религия Египта Мы направляемся теперь от востока к западу древнего мира... Изнутри пустынь Африки, на южный берег того моря, которое соединяло запад с востоком, по течению впадавшей в него реки, выступала замечательная в истории древнего мира страна, известная грекам под именем Египта 940 . Страна эта, составлявшая, и по своему географическому положению, и по своему внутреннему строю, – как бы переход от востока к западу, была не менее, если не более своеобразна, чем страны отдаленного востока. Египетская мудрость и египетское искусство возбуждали изумление в древних греках. Ни одна страна мира, говорит греческий историк, совершивший путешествие по Египту, не представляет таких диковин, таких поражающих произведений искусства, как Египет 941 . Доныне эта «страна пирамид» служит предметом особенного научного интереса и усиленных научных изысканий. Доныне она вызывает в нас чувство чего-то таинственного, оставаясь во многом все еще неразгаданной. Доныне еще, говоря словами одного из историков, – «покров из песчаных облаков Сахары, облегающий эту царицу Ливийских пустынь, все еще не снят» 942 . Своеобразна территория этой страны – с её великой и священною рекой, которая питала Египет и от которой зависела его культурная жизнь и цивилизация. Своеобразен обусловленный этой местностью и быт загадочного народа, оставившего по себе, через тысячи лет, несокрушимые временем памятники своего изумительного искусства. Но весь этот своеобразный строй нравственного быта египтян был только внешним выражением того внутреннего душевного строя их, который дала им их религия. Своеобразный и в высшей степени замечательный строй религиозных воззрений лежал в основе всего того, что поражает нас в жизни этого древнего народа. В истории религии Египту суждено занять одно из самых видных мест. В новом, христианском мире Египет был отечеством высшего созерцательного Богословия и созерцательной жизни. Здесь положено начало для христианской философии. Здесь, прежде всего, человеческая мысль пыталась проникнуть в тайны откровения и уяснить себе высокие истины христианства. Из Александрийской школы, древнейшей в истории христианского Богословия, вышли первые знаменитые отцы и учители церкви с созерцательно-философским направлением, – стремившиеся выяснить высокие догматы Евангелия из начал высшего ведения 943 и отделить от христианства примешивающийся к нему чуждый, языческий элемент. Здесь же, – в пустынях, окружающих долину Нила, – положено начало и христианскому подвижничеству. В лице Павла фиваидского, Антония и Пахомия, земля Египта впервые явила миру высокие, чудные подвиги созерцательной жизни великих последователей Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

По сообщению историка Созомена , святой Афанасий еще в юности сделан был писцом и домашним секретарем Александрийского архиепископа. Это также благодетельно влияло на развитие Афанасия и расширяло горизонт его понятий и практических церковных обобщений. Всемирная столица морской торговли и образованности того времени, Александрия с первых времен христианства была одною из великих церковных митрополий, начало которой положено было святым апостолом и евангелистом Марком. Около же этого времени авторитет Александрийского первосвятителя простирался над сотнею епископов Египта, Ливии и Пентаполя. К этому же патриархату принадлежали пустыни Фиваидская, Синайская, Нитрийская и Арсинойская, первые великие обитатели коих, отцы и основатели монашества: Антоний Великий , Пахомий, Макарий и многие другие – очень нередко заходили в Александрию, где у них и довершал Афанасий свое подвижническое развитие. Особенно, говорят, он был дружен с святым Антонием Великим , которому он в течение некоторого времени прислуживал и «лил воду на его руки». Не могло, конечно, не повлиять на пламенную душу юного александрийца, как 80-летний старец Антоний бодро стоял в белом овчинном плаще пред пышным и могущественным префектом Александрии и мужественно и мудро защищал от несправедливых преследований христиан, не смущаясь никаким страхом. И вот где, быть может, загорелась та Божественная искра неугасимой ничем ревности по истинной вере, которая горела в юном Афанасии и пылала до конца его жизни, распространяя повсюду теплоту любви и свет веры христианской более чем 50 лет при жизни и доныне по смерти. Как бы заблаговременно подготовляемый Промыслом Божиим к великому своему служению христианскому миру, святой Афанасий весьма рано был поставлен в диакона, а потом возведен и в архидиакона. Живя при архиепископе, святой Афанасий был во многом ему помощником, так как, кроме широкого образования, он обладал проницательным умом и, что всего важнее, всегда горел ревностию об истинной вере, ценимой им выше всего. Труды по патриархату, конечно, много занимали его, но юный аскет находил время и для самостоятельных занятий, ища в них выражения своего одушевления верою. К этому времени относится его «Слово против язычников» 2 , в котором он показывает нелепость идолопоклонства, бывшаго тогда еще в немалой силе, доказывает истину единобожия и указывает пути к истинному Богопознанию. Доводы Афанасия и самобытны, и могущественны. К этому же времени относят знаменитое произведение «О воплощении Слова», где говорится о необходимости воплощения Сына Божия для восстановления падшего человечества и доказывается с полною основательностью, что воплотившееся Слово есть Единородный Сын Божий 3 . Этот заветный предмет юношески пламенной веры святого Афанасия был потом основным предметом несокрушимаго убеждения в пору его твердого мужества и славнейшим предметом упования при конце многотрудной жизни, отягченной неустанною борьбою с еретиком Арием и его приверженцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

40. Сын [мой]! Если сидишь среди лучших, чем ты, испытывай желание внимать, а не говорить. Не будь опрометчивым в словах своих, чтобы не стать хвастливым 752 . 41. Будь господином сердца своего и обуздывай язык свой ( Иак. 1, 26 ). Не внимай с удовольствием хуле, произносимой на кого-нибудь [из братий], дабы жить тебе в мире со всеми людьми. Ведь все святые [угодники] Божии пребывают в мире [с людьми], а [поэтому] Бог обитает в них. Ибо написано: «Мир мног любящим закон Твой» ( Пс. 118, 165 ) 753 . Поэтому все любящие Бога живут в мире со всеми людьми 754 . 42. Чадо [мое]! Держи в чести пред лицом своим всякого человека. Когда сидишь в келье своей, не позволяй помыслу своему блуждать вне [ее]. Проси Бога, чтобы [Он даровал тебе способность] распознавать побуждающих тебя [ко греху] 755 . 43. Сидя в келье своей, не будь словно гроб 756 , но будь сокровищницей, наполненной золотом 757 и имеющей стражей, [охраняющих] ее днем и ночью. Стражи же суть силы Божии, охраняющие владычественное начало души твоей 758 , то есть охраняющие ведение, веру, долготерпение, воздержание, простоту, незлобие, чистоту, целомудрие, любовь, единодушие [с братиями] и истину. Эти [добродетели] окружают человека, не позволяя ему отклониться ни вправо, ни влево. Они есть то всеоружие, облачившись в которое человек становится сильным в брани и отражает вражескую рать 759 , то есть лукавые помыслы, сражающиеся с нами. 44. Чадо [мое]! Когда сидишь в келье своей, будь словно искусный кормчий, [ловко] управляющий кораблем своим и внимательно следящий за ветром: является ли он благоприятным или сулящим бурю 760 . Будь сильным в брани, восклицая [постоянно громким гласом]: «Востани севере, и гряди, юже, и повей в вертограде моем, и да потекут ароматы моя» ( Песн. 4, 16 ). 45. Сидя в келье своей, не будь словно судия, но считай Бога Судией и Обвинителем тебя самого. 46. Изнемогая в молитве, не прекращай ее, чтобы услышал тебя [Господь]. 47. Изнурившись от трудов, уповай на отдохновение 761 . 48. Полностью посвящай себя Богу, чтобы Бог боролся за тебя, поддерживал тебя и даровал тебе силу сражаться с противниками твоими. Потому что без Бога человек ничего не может ( Ин. 15, 5 ); но если он просит Бога, то Тот дает ему силу, хранение [сердца], ведение и разумение. [И когда человек обретает всё это, тогда Бог уже] ведет его по воле Своей 762 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Со 2-й пол. XVII в. митрополиты Унгро-Влахийские по требованию К-польских патриархов хиротонисали архиереев на титульные, реально уже не существовавшие исторические епархии К-польского Патриархата, находившиеся в пределах Османской империи. Соответствующие акты заносились в Condica Sfânt (Святую книгу) Унгро-Влахийской митрополии начиная с года ее основания - 1688 (Condica Sfânt. 1886). Н. К. закрепил за собой привилегию в исполнении функций «заместителя» К-польского патриарха при избрании и хиротонии титульных архиереев, поддержав с господарем Валахии идею о необходимости предоставления К-польской Патриархии «в интересах обеспечения церковного мира» существенной материальной помощи, запрошенной патриархом Неофитом VI в недатированном письме (примерно 1739-1740) ( Hurmuzaki. 1917. Vol. 14. Р. 1089-1092). Таким образом при Н. К. в Бухаресте были хиротонисаны на титульную Мирликийскую кафедру 23 янв. 1742 г. Каллиник (Condica Sfânt. 1886. P. 133-137) и в 1748 г. Григорий (впосл. митрополит Унгро-Влахийский) (Ibid. P. 145-148). И если в акте об избрании Каллиника перемещение Н. К. с Мирликийской кафедры на Унгро-Влахийскую, не разрешенное по каноническим правилам, было оправдано «важными обстоятельствами», то в случае с Митрофаном II, в 1716 г. перемещенным с Нисской кафедры на Унгро-Влахийскую, не скрывалось, что это было осуществлено по категорическому требованию господаря Николае Маврокордата (Ibid. P. 117). Т. о., начиная с Митрофана II произошло грубое нарушение канонов и обычаев Валашской Церкви, когда правитель-фанариот невалашского происхождения, ни с кем не согласовываясь, побуждал валашского иерарха, также не являвшегося уроженцем Валахии, занимавшего титульную кафедру, перейти на реальную кафедру в системе Валашской Церкви. В Condica Sfânt содержатся также сведения о том, что в правление Н. К. был хиротонисан Матфей Иерапольский (al Ierapolisului) (1749); офиц. документация была подписана и другими титульными архиереями, проживавшими в Бухаресте: Паисием Кесарийским (al Cezareei), Иоанникием Ставрупольским (al Stavropolei), Дамаскином Фиваидским (al Tebaidei), Дионисием Пафлагонийским (al Paflagoniei), Матфием Ливийским (al Libiei), Климентом Червенским (al Cervenilor), Хрисанфом, бывшим Червенским (fost al Cervenilor), Варфоломеем Дристрским (al Dristrei), Феофилом Тырновским (al Târnovei). 7 или 13 нояб. 1752 г. Н. К. возвел во епископа Червенского Тырновской митрополии иером. Неофита, клирика Унгро-Влахийской митрополии (Condica Sfânt. 1886. P. 163).

http://pravenc.ru/text/2565014.html

Избрание произошло без участия К-польской Патриархии, традиционно игравшей большую роль в этом процессе, что свидетельствовало о начавшемся движении АПЦ к подлинной самостоятельности. Прибыв в Египет, новый патриарх обнаружил, что положение дел в Церкви за время его отсутствия сильно изменилось. Уже при патриархе Иерофее II начались первые конфликты между Патриархией и греч. общественными орг-циями - общинами, представлявшими интересы быстро растущих численно и экономически греч. предпринимательских кругов, к-рые стремились не только добиться полной независимости АПЦ от К-польского престола, но и обеспечить участие мирян в управлении Церковью. С этой целью общины Каира и Александрии составили новый церковный устав (канонизм), к-рый существенно ограничивал полномочия патриарха. Н. был вынужден подписать этот устав, надеясь в будущем его ликвидировать. Но первая же попытка патриарха выйти из-под контроля общин привела к началу затяжного и самого острого в XIX в. церковно-политического конфликта в Египте, получившего название «египетская смута». В февр. 1866 г. Н. рукоположил новых архиереев и назначил состав Синода без согласования с общинами, чем вызвал недовольство нек-рых мирян и начало дискуссий о правах Патриархии и общин. Нестроения в Церкви и перемена климата пагубно сказались на здоровье патриарха: весной 1866 г. он перенес инсульт. Несмотря на это, Н. пытался заниматься организацией церковной жизни: в частности, он обратился с просьбой к Киевскому митр. Арсению (Москвину) оказать финансовую помощь в строительстве правосл. храмов и уч-ща для правосл. арабов, в т. ч. с целью противостоять католической пропаганде. Ухудшение здоровья побудило Н. в июле 1866 г. назначить местоблюстителем митр. Фиваидского Мелетия. Это назначение вызвало новые протесты. Несмотря на его последующую отмену, в дек. того же года общины без участия Патриархии избрали местоблюстителем архим. Евгения (Дангоса), заручившись поддержкой К-польской Церкви. Вслед. распространившегося мнения об умственной и телесной слабости патриарха и его неспособности к управлению Церковью архим.

http://pravenc.ru/text/2565298.html

После этого слуги игемоновы сказали святому: - Так как ты не хотел принести жертвы богам нашим, то вот теперь ты потерял свое зрение. Святой же Тимофей отвечал на это: - Телесные очи мои, видевшие многое неподобное, ныне пострадали, будучи ослеплены; но мои внутренние, душевные очи просвещают мою душу. После того, как святой сказал это, игемон приказал, связав святому руки позади, вложить ему в рот кусок дерева и повесить его вниз головою; для увеличения же страданий святого, мучитель приказал привязать тяжелый камень к его шее. Когда слуги игемоновы приступили к выполнению этого нечестивого приказания игемона, святой, подняв очи к небу, сказал: - Я верю, что есть Бог, пребывающий на небесах, Который может избавить меня от этих мучений. Страдания, которые испытывал Тимофей, были настолько ужасны, что даже сами мучители прониклись к нему жалостью и просили игемона не столько жестокостью, сколько милостью склонить Тимофея к исполнению приказания царского. При этом, желая умилостивить игемона, слуги сказали ему, что Тимофей всего только двадцать дней тому назад вступил в брак и что супруга его еще очень молодая женщина. Услышав это, игемон приказал привести пред судилище супругу Тимофееву и сказал ей: - Как звать тебя? - Имя мое Мавра, - отвечала святая Игемон сказал ей: - Весьма сострадаю твоему несчастью, так как ты, будучи столь юной, уже готовишься быть вдовою. Я приказываю тебе: облекись в самые лучшие одежды, заплети свои волосы, укрась лицо твое и иди сейчас же к твоему мужу; придя к нему, уговори его принести жертвы богам, чтобы действительно не сделаться тебе вдовою в столь юных летах. Если ты его уговоришь принести жертвы богам, то я награжу тебя многими дарами, золотом и серебром. Мавра сделала все так, как ей приказал игемон. Облачившись в светлые одежды, она пошла к своему мужу и долго увещевала его исполнить хотя бы на время приказание игемоново, чтобы таким образом избавиться от многих мук. Но супруг ее не мог сказать ей ни слова, так как в уста его был вложен кусок дерева, мешавший ему говорить.

http://pravicon.com/info-3485

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010