См. также: Келия ; Труд . Авва Палладий рассказывал: “В Фиваидской области, в городе Арсиное, схвачен был убийца. После долгих пыток он был приговорен к отсечению головы. Его нужно было отвести на казнь за шесть миль от города, на то место, где он совершил убийство. Вместе с другими за осужденным шел монах – посмотреть на казнь. Преступник увидел шедшего монаха. “Отче, – обратился он, – должно быть, у тебя нет ни келии, ни рукоделия?” – “Прости меня, брат, – возразил инок, – у меня есть и келия, и занятие.” – “Так что ж ты не сидишь в келии и не предаешься сокрушению о грехах?” – спросил осужденный. “Правда твоя, брат мой, – отвечал инок, – я вовсе не забочусь о своей душе. Потому-то и иду посмотреть на твою казнь, чтоб хотя бы через это прийти в сокрушение.” – “Ступай-ка лучше, отче, сиди в своей келии и благодари Бога, Спасителя нашего. После того как, вочеловечившись, Он умер за нас, человек уже не умирает вечной смертью.” (Луг духовный. С. 86). 522. Авва Моисей, увидев на монахе Захарии Святого Духа, просил у него наставления; Захария истоптал свой куколь и сказал, что если человек не будет так попран, то не сделается монахом См. также: Дух Святой ; Унижение . Некогда авва Моисей пришел на колодец почерпнуть воды и увидел юного монаха Захарию, молящегося при колодце. Дух Божий в подобии голубя восседал на его голове. Авва Моисей попросил Захарию: “Дай мне наставление для моего жительства.” Захария, услышав это, пал к ногам старца: “Меня ли спрашиваешь, отец?” Старец сказал ему: “Поверь, сын мой Захария, что я видел Святого Духа, сошедшего на тебя, и нахожу нужным спросить тебя.” Тогда Захария снял куколь с головы, положил его под ноги и, истоптав, сказал: “Если человек не будет попран таким образом, то он не может сделаться монахом.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 132. 4). 523. Отшельники, достигшие совершенства, сказали авве Макарию Великому , что монах должен отречься от всего, принадлежащего миру; если же он немощен, то пусть безмолвствует в келии и плачет о грехах

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

I. Отшельницы Фиваидские 1.Преподобная Таисия, покаявшаяся блудница (8-го Октября), и Авва Пафнутий Таисия едва ли не первая открывает воистину удивительный ряд тех обращенных, тех поразительных мощью духа и неустрашимостью святой воли пустынно жительниц, святых жен, имена которых вписаны в небе. Жизнью их в пустынях востока, прославленных дивною святостью своих бесчисленных, великих отцов подвижников, Богу как бы угодно было доказать женщинам всего мира, всех веков, что для духовных битв и побед, вознаграждаемых венцами нескончаемого блаженства в небе, даже и самой слабейшей женщине всегда ниспосылается благодатью Св. Духа сила, превосходящая человеческое понимание, сила – для которой нет невозможного, ни в препятствиях природы, ни в законах жизни, сила Божия, изумляющая неверующих детей века, подкабалившихся соблазнам мира и ничтожеству плоти. Так-то давно и верно был разрешён заботящий наше просвещённое время вопрос о «праве и труде женщин»; так-то велики с изначала дарованные им Богом мужество, доблесть, сила, добродетель, польза, спасительность их для человечества. Мы увидим их в очерках этих как матерей, сестер и воспитательниц величайших святых, избраннейших смертных – «их же не достоин весь мир». Мы увидим их как богословов, мудрейших всех философов всего света; как воинов, превзошедших геройством духа, бодростью ума и бесстрашием тела, все, что светская история предлагает нам в пример. Увидим их как истинных женщин, вполне понявших и объявших свои права, которых не могли ослабить, уничтожить никакие власти, никакие силы мира; увидим в них женщин, какими им быть от Бога назначено, если глубоко падающих, по действию мира, то неизмеримо высоко восстающих по действию совершенно свободной, доброй воли, всегда вспомоществуемой благодатною, всесильною силою Божьею. Увидим их как создания полезнейшие, совершеннейшие, как венец человечества; потому что, уразумев о Боге высокое назначение свое, они обнимались, проникались любовью; не тою любовью, которую мир вливает всеми способами в плоть и кровь, «не наследящая царства небесного», нотою Божественною, кроткою любовью, которая есть источник всякой пользы, всякого блага и мира, творитель всякого земного счастья и начало блаженства небесного, ибо она есть «венец совершенства».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1874 - 1875 годах избранный доцентом Московского университета и одновременно приглашенный Герье преподавать на Высших женских курсах, Соловьев готовился к лекциям, писал философские статьи, знакомился с московскими писателями и учеными, посещал светские салоны. Путешествие в Лондон и Египет. Вторая и третья встречи с Софией Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьева. худ. И.Н. Крамской В 1875 году молодой философ приехал в Лондон и в Британском музее погрузился в теософические науки, изучал Каббалу и гностиков . От лондонского периода сохранились его рукописи автоматического письма. Замкнутый в себе, нелюдимый, истощенный и нервный, Соловьев производил на своих русских приятелей в Лондоне впечатление человека несколько ненормального. Изучая в Британском музее литературу о Софии Премудрости Божией, он ждал Ее откровения, Ее светлого пришествия. И встреча состоялась. Он увидел в золотой лазури лицо " Вечной подруги " , которая повелела ему быть в Египте. 16 октября 1875 года он уехал из Лондона в Каир , предполагая пробыть там четыре или пять месяцев. 25 ноября отправился в Фиваидскую пустыню. Это путешествие окончилось плачевно: верстах в двадцати от Каира он чуть не был убит бедуинами, которые ночью приняли его за черта, должен был ночевать на голой земле и на другой день вернулся назад. Именно в Фиваидской пустыне происходит третье " свидание " с Софией. Эта " встреча " подробно описана в поэме " Три свидания " . В Каире он прожил четыре месяца; писал матери, что сочиняет «некоторое произведение мистико-теософо-философо-теурго-политического содержания и диалогической формы». Возвращение в Россию. Построение собственной философской системы Осенью 1876 года Соловьев возобновил свои лекции по истории древней философии в Московском университете, но курс его продолжался недолго. В 1877 году его назначили членом Ученого комитета Министерства народного просвещения. Он переехал в Петербург, где прожил с небольшими перерывами четыре года. Самым значительным духовным событием этого периода жизни Соловьева было его сближение с Ф. М. Достоевским . Они познакомились еще в 1873 году, но настоящая дружба между ними началась только в 1877 году. А.Г. Достоевская, жена писателя, полагала, что Соловьев был прообразом Ивана из романа " Братья Карамазовы " .

http://drevo-info.ru/articles/2523.html

«Велик подвиг девства перед Богом; девство есть состояние равноангельское». Вместе с тем «жизнь в девстве гораздо исполнимее и малотруднее жизни брачной», – говорит св. Григорий Палама , имея в виду, конечно, именно трудность сочетания брачной жизни с жизнью всецело в Боге. Но он же добавляет: «Можно и в супружестве живущим достигнуть такой чистоты, но весьма с большой трудностью». Поэтому можно думать, что идеальный брак с посвящением себя воспитанию детей в полноте благочестия и страха Божьего может быть будет не меньшим подвигом, чем иночество и девство. Супруги в этом случае подражают (кроме подвига девства) Самой Богоматери и выполняют и весь долг христианина и полноту обоих первых заповедей – любви к Богу и ближнему. Инок же и девственница – это евангельская Мария, сидящая у ног и слушающая Спасителя: пусть ее часть – лучшая часть, но все же только часть предназначения человека. Здесь идет речь, однако, о рядовых иноках. Те же иноки, которые молятся за мир, и в особенности пастыри, старцы, игумены и епископы, выполняют в своем служении, конечно, также обе первые заповеди и достигают и полноты служения, и наибольшей сердечной чистоты и близости к Богу. Но рядовой инок пусть преклонится перед подвигом и тех, кто в миру от всего сердца служит Богу и несет крест духовного воспитания молодого христианского поколения. Приложение к главе 1-й Психологическое обоснование иночества хорошо изложено в книге Е. Поселянина «Пустыня», где он описывает жизнь фиваидских пустынников (египетских) III и IV веков. Е. Поселянин пишет: «Прочтя эти сказания о жизни первых отцов, иной читатель, привязанный к миру, невольно содрогнется и скажет себе: «Господи, за что такие терзания, за что это постоянное, изощренное мучительство себя?» Да, жутко нам, живущим в миру и любящим этот мир, хотя бы с самых возвышенных и чистых его сторон, – жутко нам читать о том, как отказывались люди от всего, что, по общим понятиям, составляет цену жизни, от всего, что ее красит, веселит и вдохновляет. Что может быть дороже для человека, как общение с людьми? А они уходили в пустыню…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Блаженная Мелания Старшая была знатного римского рода; родилась она около 340 года. В молодых годах вышла она замуж, но уже 23-х лет потеряла мужа и одновременно двух старших детей. Эти ниспосланные ей свыше испытания не сломили ее, как всякую другую жену и мать. «Благодарю Тебя, Спасе, – воскликнула она, – что порвал путы, удерживавшие меня, теперь я свободна служить Тебе». Покинув единственного остававшегося в живых сына – «Господь сохранит его лучше меня», – она тайно оставила Рим, не сказав никому, куда именно отправляется. Возмутилась вся ее знатная родня и за нею весь Рим, в особенности многочисленные еще в то время язычники, обрадовавшиеся случаю напасть на христианство : они обвиняли христиан в этом непростительном, по их мнению, поступке Мелании 113 . Это было около 365 года. Между тем Мелания прибыла в Египет, куда влекло ее желание посетить ангелоподобных подвижников, населявших его пустыни. Так последовательно с духовным вождем своим Руфином посетила она Нитрийскую и Фиваидскую пустыни. Здесь пришлось ей пережить преследование, воздвигнутое императором Валентом на этих пустынников за непризнание ими арианского учения. Прислуживая в заключении одним, она в то же время заботилась о всех преследуемых, расходуя на них средства своего огромного состояния. Так, жизнеописатель ее говорит, что в течение трех дней она кормила до пяти тысяч человек 114 . Между тем двое из этих пустынников – Аммоний и Исидор, беседою которых она наслаждалась еще в Риме, по повелению императора в цепях были сосланы в Диокесарию 115 . Мелания покинула Египет и предварила их на месте их ссылки, дабы попечениями о них подкрепить и утешить их в ниспосылаемом им свыше испытании. Здесь заботы ее о невинно страдавших в темнице за правое исповедание Иисуса Христа возбудили подозрение местного областеначальника, который, не зная, кто она, заключил блаженную Меланию в темницу, видя в ней противницу императорских повелений. Тогда блаженная объявила свое происхождение, перечисляя длинный ряд своих предков, занимавших высокие должности в империи. Испуганный областеначальник поспешил выпустить ее на свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В-третьих, некоторые ссылки соборов на церковные, божественные, или прямо апостольские правила никак не могут быть истолкованы в смысле ссылок просто на практику. Напр. ссылка на правила, предписывающие до трех раз призывать епископа в суд, прямо имеет в виду писанное 74 правило апостольское, ибо мы не знаем никакой другой такой древней церковной практики 482 . Наконец, в-четвертых, самое упоминание апостольских правил наряду с писанными правилами Никейскими, какое сделано отцами собора Константинопольского 394 г. (равно и отцами 2 и 3 вселенских) не допускает мысли, чтобы апостольские правила в это время не были писанными, иначе нужно бы и Никейские считать тоже неписанными 483 . Впрочем самое раннее внешнее указание на существование Апостольских Правил мы находим в послании египетских епископов (Гезихия, Пахомия, Феодора и Филея) к Мелетию (Фиваидскому) около 303–305 гг., которое сохранилось в латинском переводе с греческого. В нем читается: «есть закон (lex) отцов и праотцев, который знаешь и сам, установленный по божественному и церковному чину (ecclesiasticum ordinem) (ибо все ради угождения Богу и по ревности к лучшему ими установлено и определено): в чужих пределах (in alienis paroeciis) ни какому епископу не должно совершать рукоположений». Уже Маффей, открывший этот памятник (в 1738 г.), догадывался, что здесь в ссылке на церковный закон разумеется 35 апостольское правило, при чем выражение: закон (lex), может относиться только к писанному правилу и действительно такой смысл имеет в контексте речи 484 . 8. Отношение их к позднейшему законодательству. – Поэтому мысль, что Апостольские Правила заимствованы из соборных (Никейских, Антиохийских, Лаодикийских, Константинопольских, Неокесарийских, Халкидонских 485 ), не может быть допущена. Скорее наоборот, правила соборные заимствованы из апостольских и на них основаны, как это утверждал еще Беверегий. В самом деле, сличение апостольских с соборными показывает, во-первых, что соборные правила в тех случаях, когда они заимствованы из апостольских, представляют перифраз и распространение их, ибо апостольские правила вообще кратки, во-вторых, что они оставляют приложение этих правил к более сложным отношениям и, в-третьих, что соборные правила содержат в себе ссылки на предшествующие правила; апостольские же таких ссылок не представляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Да и сам Пахомий, если бы даже первоначальное «житие» его было переведено со всей точностью, не лишился бы того высокого места, которое ему было уже отведено «на алтарях христианского Египта». – Совершенно иначе нужно судить – продолжает Амелин – о греческой редакции «жития» Пахомия. Греческий компилятор (я говорю, замечает французский ученый, о редакции Болландистов, т.е. он не касается Дионисиевой редакции) также имел в виду назидать своих читателей и изложить для западных (?) христиан, знавших по-гречески святую жизнь блаженного Пахомия и изобразить поучительные нравы киновитов верхнего Египта, этих Фиваидских отцов, имя которых еще и теперь служит синонимом необычайной святости. Выполняя свою работу, компилятор, при сокращении полного «жития», пропустил известные факты, казавшиеся ему маловажными, некоторые речи, которых он не понимал, некоторым видения, которые, очевидно, «шокировали» его. Если бы греческий компилятор ограничился этими простыми пропусками, его еще можно было бы извинить, как одного из тех трусливых людей, которые —174— всегда воображают, что действительная, нагая истина принесет больше вреда, чем пользы, но он не удовольствовался умолчанием о некоторых характеристических фактах, вдобавок он фальсифицировал многие рассказы, в которых его герой представлялся не в том привлекательность виде, как желал этого компилятор. Он иначе оттенил картину и даже изменил колера. Затем Амелин приводит примеры, которые будто бы подтверждают его воззрения. Было бы слишком странно – продолжает затем исследователь – если бы все эти пропуски и извращения были делом слепого случая: «случай был бы уж слишком разумен». Когда автор, кто бы он ни был, поставляет себе задачею рассказать лишь одно благоприятное для чести его героя, пропустит и извратит противоположное этой цели, то такой автор есть предатель истины. Греческий компилятор не только извратил истину для того, чтобы возвеличить своего героя, но он еще ставит своей задачей обмануть читателей, вызвать удивление к тому, чему удивляться не следовало.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Язычники представили его, как христианина, к одному из правителей в Малой Азии. Правитель был поражен красотой и молодостью мученика (ему было в то время всего 18 лет) и начал убеждать его лаской принести жертву идолам. «Делай со мной, что хочешь, – говорил он мучителю, – и я знаю, что Господь, в Которого я верую, не посрамит меня». Правитель после разных мучений приказал просверлить ему ноги и повесить вниз головой; но воины, помраченные силой Божьей, просверлили и повесили вместо него дерево. Правитель принял это за насмешку со стороны воинов и велел мучить и их. Воины объявили себя христианами и были убиты. Эти воины были Александр и Астерий. Правитель, считая Фалалея волшебником, приказал утопить его. Но едва успели донести правителю, что его приказание исполнено, как утопленный мученик снова явился пред ним. Народ, видя чудеса, бывшие с мучеником, воскликнул: «Велик Бог христианский!», а правитель распорядился, чтобы отсекли ему голову. Это было в Киликии в 284 г. Мощи Фалалея находятся на острове Наксосе. Мученик Аскалон был родом из Египта, пострадал при Диоклетиане, в III веке. За веру во Христа он был представлен на суд к правителю Фиваидского города Антиноя, Арриану. Арриан жестоко мучил Аскалона, но он терпеливо переносил все мучения. Мучили Аскалона вне города, за рекой. На реке, когда Арриан вез с собой Аскалона в лодке, мученик молил Бога, чтобы Он не допустил мучителя достигнуть берега, пока тот не исповедует Его истинным Богом пред всем народом, и лодка остановилась и, при всех усилиях гребцов, не могла двинуться с места. Тогда св. мученик потребовал, чтобы Арриан написал на хартии следующие слова: «Один есть истинный Бог, Которого почитают христиане и Аскалон». Арриан написал; тогда Аскалон, прочитав слова вслух всех, помолился Богу, и лодка двинулась тотчас же. Но Арриан не вразумился; он приписал все волшебству мученика и приказал утопить его в реке Нил. Св. Аскалон предсказал, что тело его будет найдено христианами на берегу реки и с честью погребено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Православное народонаселение и духовенство в Египте. Во всем Египте считают до 12 тысяч православных, 9 церквей и 18 священников, из которых только 7 получают жалование из патриаршей кассы, а остальные содержатся прихожанами. Духовенство это находится в довольно жалком положении; оно большей частью составлено из людей, лишенных всякого образования и тех качеств, которые необходимы для нравственного управления паствы. В этом отношении полагают большие надежды на вновь избранного Александрийского Патриарха Каллиника 155 , давно уже ожидаемого здесь из Константинополя. Его Блаженство окажет, конечно, на новом своем поприще большую пользу египетской православной пастве при тех материальных средствах, которыми располагает Патриархия и которые не так скудны, как многие полагают. Доходы Патриархии и употребление оных. Доходы Патриаршего Престола состоят в следующем: Земли в Придунайских княжествах приносят ежегодно до 280.000 фр. Разные сборы в Каире до 15.000 фр. Подать, платимая монастырем Св. Саввы в Александрии 2.500 фр. Подать от церкви Благовещения в Александрии 2.500 фр. 300.000 фр. Расходы: Жалование семи священников 6250 фр. Пособие богоугодным заведениям в Каире 7.500 фр. То же в Александрии 7.500 21.250 фр. Остается: 278.750 фр. Из сих сумм следовало бы исключить 286 рублей серебром или 1144 франка, ежегодно уплачиваемые российским правительством К сожалению, дела Патриархии были до сих пор так дурно управляемы, что, несмотря на столь значительный доход, она почти постоянно нуждалась в деньгах. Пособия, получаемые из России. Независимо от значительных даров, полученных разновременно Александрийским Патриархом от щедрот российских монархов и состоявших из церковных облачений, образов и других предметов, и кроме ежегодного пособия в пользу школ, о котором упомянуто выше и срок коему наступит в 1860 году, Блаженному Патриарху Иерофею Всемилостивейше разрешено было в 1851 году отправить в Россию епископа Фиваидского Никанора для сбора подаяний в пользу Патриаршего Престола. Таковой сбор произвел уже более 50.000 рублей серебром, из коих 32.000 переданы уже Патриархии через посредство российского генерального консульства, а остальные не выслали еще из С.-Петербурга. Желая удостовериться в полезном употреблении переданной суммы, генеральный консул обратился к Его Блаженству с просьбою уведомить его о назначении, какое ей будет дано, и в ответ получил прилагаемое у сего в копии письмо, из которого явствует, что весь сбор, сделанный в России, будет употреблен на богоугодные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

—192— бы слабые и тусклые следы сочувственного отношения Англии к православному востоку, восходя в этом искании к временам ещё Флорентийской унии. С особенным вниманием он останавливается на личностях и деятельности английских иерархов семнадцатого века, Андреи, Аббота, в его переписке с патриархом Кириллом Лукарисом, и Лэда, а также кружка учёных людей, так называемых филогелленов, и старается показать, что к концу XVII века интерес к греческой церкви в Англии стал довольно распространённым даже и в массе народа. Введение заключается указанием на тот факт, что в 1689 году комиссия по пересмотру книги общих молитв уже поднимает вопрос об установлении церковного общения с греческой церковью и таким образом от частных сношений отдельных личностей дело переходит теперь к вопросу о соединении церквей. Первые главы своей работы автор посвящает исследованию тех переходных моментов, которые вели от теоретической постановки вопроса о церковном единении к его практическому осуществлению, причём первая глава излагает историю православной церкви и колледжа для греков в Оксфорде, а вторая – обстоятельства пребывания и деятельности в Англии Арсения, митрополита Фиваидского. После общего очерка (гл. 3) происхождения в Англии конца XVII в. партии неприсяжного духовенства (так наз. non-jurors), автор переходит к истории их сношений по вопросу о церковном единении с митрополитом Арсением, затем с восточными патриархами (гл. 4:5:6 и 7) и со Святейшим Синодом (гл. 7). За кратким очерком отношений англиканской церкви к восточному православию в XVIII веке (гл. 8) автор посвящает последнюю главу своего труда изложению истории сношений с Русской церковью В. Пальмера. Из представленного краткого перечня содержания рассматриваемого труда видно, что наиболее важная и интересная часть избранного автором предмета, а именно сношение Англиканской церкви с Православной в XIX веке, занимает очень немного места в исследовании, а большая часть его посвящена предшествующим векам и таким явлениям, которые сравнительно имели небольшое значение в истории вопроса. Причина этого, по сознанию самого автора (стр. 222–226), заключается в том, что громадность и отчасти недоступность материалов по истории трактарианского движения не давала ему возможности разработать эту часть своего труда в ограниченный срок, полагаемый для

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010