Другие анахоретские монастыри Египта Кроме этих трех важнейших монастырей, не имевших писанного устава, но способствовавших сформированию его, в древнем христианском Египте возник еще ряд монастырей такого же типа, имевших без сомнения тоже некоторое слияние на выработку позднейших иноческих правил. Так на горе Ферма к югу от Нитрии по пути в Скит жило до 500 подвижников [ 431 ], между которыми особенно знаменит был прп. Павел и которые, вероятно, составляли одну общину. Около Гермополя (в Фиваиде) был монастырь Аполлоса или Аполлония (по Руфину), имевший около 500 братий. Особенностью этого монастыря было ежедневное приобщение евхаристии в 9 часу дня; «после приобщения (иногда — по Руфину) садились слушать поучение Аполлоса, которое продолжалось до вечера, затем (по Руфину, по Палладию — до поучения, сразу после приобщения) принимали пищу, после чего одни удалялись в пустыню и там целую ночь читали Св. Писание наизусть, другие оставались на месте собрания и проводили всю ночь до рассвета в гимнах и хвалах (laudibus) Богу; иные же сойдя с горы в 9 часу (для приобщения) и приняв евхаристию, тотчас опять удалялись, довольствуясь одной духовной пищей до другого девятого часа; и так поступали (по Палладию — многие из них) в течение многих (plurimos) дней. И при таких подвигах у них была всегда такая радость, веселие и ликование (exultatio), какая невозможна на земле у обыкновенных людей; между ними никого на было скучного и печального; если же кто казался печальным, авва Аполлос тотчас спрашивал о причине скорби и открывал, что было у каждого в тайне сердца». Аполлос и всем внушал мысль о необходимости ежедневного приобщения для монаха [ 432 ].   Из других монастырей, должно быть, такого же типа были монастыри Фиваидского же города Оксиринха. По Руфину в этом городе (ныне представляющем засыпанные песком развалины) было около 10 тыс. иноков и ок. 20 тыс. дев; древние публичные здания и храмы обращены были здесь в монастыри и последних было более, чем частных домов; под влиянием монастырей жители города отличались особым благочестием (имели 12 церквей, кроме монастырских, и гостеприимством, особенно к пришлым инокам [ 433 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ф. и сопровождавших его братьев в тюрьму, приставив многочисленную стражу. Однако в полночь явился ангел Господень, отверз двери темницы и А. Ф. и его спутники беспрепятственно покинули ее. В окрестностях мон-ря было расположено ок. 10 языческих поселений. Однажды преподобный оказался свидетелем языческого ритуала: жрецы в сопровождении толпы обносили идола по окрестным селениям, «неистовствуя наподобие вакханок». По молитвам А. Ф. участники идолослужения остановились и не смогли далее продолжить шествие. Узнав о причине случившегося, многие последовали за А. Ф., а идол был сожжен. После этого случая мн. язычники стали христианами, а нек-рые даже остались в мон-ре. Как сообщает автор «Истории монахов», скоро в окрестностях мон-ря почти не осталось язычников. Когда в 2 деревнях возник конфликт из-за границ, А. Ф. удалось обратить в Христову веру разбойника, к-рый, вероятно, был зачинщиком ссоры, и восстановить мир. В др. случае А. Ф. также сумел предотвратить кровопролитие между христ. и языческой деревнями, наказав предводителя язычников страшной смертью. Когда в Фиваиде случился голод, А. Ф. снабжал продуктами жителей окрестностей. Вероятно, организация монашеской жизни в мон-ре А. Ф. отличалась и от пахомианских киновий, и от мон-рей Шенуте . Согласно «Истории монахов», братия мон-ря до вкушения пищи причащалась Святых Таин, затем до самого вечера поучалась в Свящ. Писании, и после заката солнца, вкусив пищи, одни удалялись в пустыню, «предаваясь во мраке ночи Богомыслию и размышлению о слове Божием», др. оставались в обители. Часто иноки этого мон-ря вкушали пищу один раз в день. А. Ф. порицал тех, кто придерживался суровых форм аскезы: не стриг волос или носил вериги, полагая, что все это совершается ради тщеславия. Автор «Истории монахов» вместе со своими спутниками посетил А. Ф. незадолго до его кончины и прожил в мон-ре ок. недели. По всей видимости, А. Ф. скончался ок. 395 г. в весьма преклонном возрасте. Копто-араб. синаксарь под 5 эмшира называет А. Ф. «равноангельским».

http://pravenc.ru/text/75674.html

95 Авва – почетное название старца. Не является титулом или знаком священного сана, что подтверждается рассказом о том (см. ниже), как Еллий ездил на крокодиле за священником, чтобы братия могли причаститься. 99 Непонятно, о каком месте здесь идет речь, возможно, об Акорисе, который находится недалеко от совр. Эль-Миньи. 100 Этот пустынник явил два образа аскетического подвига: скитание по пустыне и стояние на одном месте (некий прообраз столпничества). И в том, и в другом случае подвиг заключается в ограничении своей воли (желания иметь свою келью, некий привычный уклад жизни, хотя и простые, но все-таки необходимые в быту вещи). 101 Обычно подвиг столпничества (и подобные ему подвиги, связанные с ограничением движения: пребывание в колесе, на дереве и т. д.) связывают с сирийским монашеством (Анатолий [Грисюк], иером. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI в. Киев, 1911; Charalampidis К. Dendrites «Martyrs of peace»//Studi sull’ Oriente Cristiano. Roma. 1997. 1 (1/2). P. 136). 104 Старец указывает купцу на выгодную сделку – принять, «приобрести» монашеское имя и таким образом стяжать Царство Небесное. 105 Историк Сократ Схоластик называет Питириона в числе известных египетских монахов: «[Питирион] имел некоторые естественные познания и всегда разговаривал о том или другом, с кем случалось, но при всяком своем рассуждении молился Богу...» ( Сократ Схоластик . Указ. соч. IV, 23). Память преп. Питируна (Питириона) Фиваидского празднуется в Русской Православной Церкви в субботу сырной седмицы. 109 Монахи часто нанимались работать за плату, вырученные деньги частично шли на общие монастырские расходы, частично на помощь нищим. 110 Модий – римская мера измерения сыпучих продуктов, упоминаемая уже в Евангелии, 1 модий равен 8,754 литра; следовательно, 1 артаб (египетская мера измерения) – 29,18 литра. 112 Мемфис – первая столица единого Египта, находился недалеко от нынешней Гизы, рядом с Каиром, на западном берегу Нила. 114 Память сщмч. Аполлония Антинойского совершается 14/27 декабря вместе с памятью мчч. Филемона, Ариана и Феотиха. Рассказ об их мученичестве, совпадающий с рассказом «ИЕМ» лишь в общих чертах, см.: Malaty T. Y. Introduction to the Coptic Orthodox Church. Alexandria, 1993. P. 30–31. Коптская церковная традиция, а за ней русская, называет сщмч. Аполлония диаконом и считает, что он пострадал в Антиное (совр. деревня Шех-Ааббада недалеко от Маллави). В западной традиции (Festugiére A. Op. cit. Trad. P. 106) мч. Аполлоний назван Александрийским пресвитером, его память празднуется 10 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в каждом. Общее число монахов пахомианских киновий приближалось к 3 тыс. чел. ( Palladius. Hist. Laus. Cap. VII) либо к 7 тыс. чел. (Ibid. Cap. XXXII), несовпадение цифр в разных источниках, возможно, отражает динамику численности мон-рей. Др. данные о братстве прп. Пахомия (напр., у блж. Иеронима) носят округленный и завышенный характер. После кончины прп. Пахомия в пахомианской конгрегации начинались волнения и часть мон-рей пыталась выйти из состава братства. Возможно, эти нестроения сильно подорвали могущество пахомианского монашества, о последующем состоянии мон-рей св. Пахомия практически ничего неизвестно. Общежительная форма организации получила свое дальнейшее развитие в братстве Шенуте , к-рый ок. 383 г. стал настоятелем Белого мон-ря. В его конгрегацию входили как минимум 3 мон-ря (1 из них жен.). Ее устав, разработанный при предшественнике Шенуте, Пжоле, был более суровым, чем Устав прп. Пахомия. Исследования творений Шенуте позволяют предполагать, что организация его мон-рей имела строгую иерархию («старцы» и «старицы», «отцы», «начальники домов», простые монахи и монахини), где осуществлялось довольно жесткое регулирование жизни иноков (см., напр.: Layton B. Social Structure. P. 25-30). К провинившимся могли применяться телесные наказания, регламентировались состав и количество вкушаемой пищи, запрещалось употребление вина и т. д. (см.: Ibid. P. 30-54). Киновия как тип организации оказалась весьма жизнеспособна: благодаря Правилам свт. Василия Великого и прп. Венедикта Нурсийского (использовавших Устав прп. Пахомия) она широко распространилась как на востоке, так и на западе христ. мира. Помимо перечисленных типов организации монашества в Египте можно обнаружить уникальные случаи: напр., мон-рь прп. Аполлония Фиваидского (см. Бауит ) ( Rufinus. Hist. mon. VIII (lat. VII)) на ранних этапах своего развития сочетал элементы колонии отшельников и киновии, мон-рь аввы Исидора (Ibid. Cap. XVII) был скорее всего сходен с киновией, но имел более строгие правила (запрет монахам покидать мон-рь и пр.).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГИПЕТСКИЕ ИСПОВЕДНИКИ (пам. зап. 21 мая), епископы и пресвитеры из Египта и Ливии, претерпевшие гонения от ариан (см. ст. Арианство ) в правление имп. Констанция II после 356 г. Их имена и краткие сведения о них сохранились в сочинениях свт. Афанасия I Великого ( 373). В «Защитительном слове перед царем Констанцием» свт. Афанасий пишет, что, по дошедшим до него сведениям, в общей сложности было изгнано ок. 90 епископов, из них 16 были в заключении ( Athanas. Alex. Apol. ad Const. 27). Император приказал удалить епископов с кафедр, а отправка их в ссылку была инициативой ариан. Так, ливийских епископов изгнали в Большой оазис (ныне оазис Харга, В. Египет), фиваидских - в Аммониак в Ливии (ныне оазис Сива, Египет) (Ibid. 32). В «Истории ариан» свт. Афанасий сообщает обо всех гонениях ариан на защитников Никейского Символа веры . В частности, после 3-го изгнания свт. Афанасия с кафедры по приказу дукса Севастиана, назначенного в 356 г., несколько епископов были высланы в отдаленные области: Аммоний и, согласно одной из рукописей, Ерма, Анагамф и Марк - в оазис в В. Египте, а Муис, Псеносирис, Ниламмон, Плина (Плиний; Πλνης), др. Марк и Афинодор - в Аммониак. Ариане надеялись, что епископы умрут при переходе через пустыню, поскольку все они были преклонного возраста (рукоположены еще святителем Александром Александрийским ( 326 или 328)). В ближней ссылке оказались еп. Драконтий - в пустыне в районе г. Клисма (ныне Суэц), еп. Филон - в г. Вавилон (ныне Каир) в Августамнике, епископ Адельфий - в дер. Псинавла в Фиваиде, а пресвитеры Иеракс и Диоскор - в г. Сиена (Σονη, вероятно, вместо Συνη; ныне Асуан) на границе с Эфиопией. Без указания места в числе изгнанных названы епископы Аммоний, Агаф, Гаий, Агафодемон, Аполлоний, Евлогий, Аполлос, Пафнутий, Флавий, Диоскор, Аммоний, Ираклид и Псаис (Ψις). У большинства забрали имущество, некоторые из них были отправлены на работы в каменоломни ( Idem. Hist. arian. 72).

http://pravenc.ru/text/189511.html

Сложившимся копт. стиль предстает в стенописи VI-VII вв. из храма в Гирге близ Даманхура: фигура архангела в алтарной нише (не сохр. верхняя часть головы), фигура архангела из «Благовещения», лик Христа из композиции «Христос во славе», «Орант среди лотосов» (все - в Греко-римском музее, Александрия). Тщательный рисунок складок, удлиненные, в целом верные пропорции фигур, сложный внутренний рисунок глаз архангела, мягкие растушевки в лике Христа, типологически близком к сир. типу, свидетельствуют о том, что процесс сложения стиля заключался в длительной переработке общей восточнохрист. художественной основы. К образцам сложившегося копт. стиля относят фрески VI или VII в. из церкви мон-ря св. Хатре (Дейр-Анба-Хадра) близ Асуана, где от этого времени фрагментарно сохранились изображения учеников Христа и на потолке - образы святых (?) в октагональных рамах. Шедевры копт. живописи ранневизант. периода - ансамбли росписей (VI-VII вв., Коптский музей, Каир) из мон-ря Бауит (мухафаза Эль-Минья), основанного св. Аполлонием Фиваидским. Сохранились росписи ниш часовен мон-ря с образами ветхозаветных пророков (часовни III, XVII и др.), преподобных (часовня XXVIII), Богоматери (часовня XXVIII), символическим изображением Церкви (часовни I, XVII). Апсиды часовен, как правило, украшала 2-частная композиция «Теофания» (часовня XVII, фрески апсид в залах 6 и 20 в Коптском музее, Каир). В верхней части композиции представлен тронный образ Христа во славе с символами евангелистов, с предстоящими по сторонам архангелами Михаилом и Гавриилом; ниже - Богородица Оранта (или на троне с Младенцем) и апостолы по сторонам; по архивольту (зал 6) - аллегории добродетелей. Выразительны цветовые решения росписи, в пределах одной композиции это синий и белый фоны (роспись апсиды, зал 6), выбеленные лики и густые темные тени, охристые одежды Христа и темно-фиолетовые с густо-красными линиями складок одежды Богородицы. Простота композиций - при использовании уплотненной ритмики и выверенных пространственных пауз - воспринимается как художественный прием, рисунок акцентирует жесты. Тип лиц нек-рых апостолов (короткая сглаженная прическа, борода под подбородком, «наивная» открытость) стал в дальнейшем характерным для копт. стиля. Монументальность, сдержанная энергия, духовная сосредоточенность этих образов делают их сопоставимыми с памятниками ранневизант. искусства юстиниановской эпохи. Нек-рые росписи, напр. изображения святых Аполлония, Фиба и Анувия с 2 святыми на конях по сторонам, носят линеарный характер, что можно связать либо с поздним (сравнительно с фресками апсид) временем их исполнения, либо с приверженностью строгой, «неживописной» манере, ставшей приоритетной в копт. искусстве последующих периодов.

http://pravenc.ru/text/187963.html

монахов, возвращались на родину и переносили полученный опыт в др. области Римской империи, как на Востоке (свт. Василий Великий), так и на Западе (прп. Иоанн Кассиан, свт. Евсевий Верчелльский, Руфин Аквилейский, прп. Мелания Старшая и др.). Развитие лит-ры монашеских паломничеств явилось попыткой сохранить память о представителях егип. М. периода его расцвета. Анонимная «История монахов» , описывающая путешествие 7 неизвестных паломников в 394-395 гг., впервые на греч. языке рассказывает о подвижниках, не связанных с традицией прп. Антония, Скита и прп. Пахомия. Центральной фигурой памятника выступает прп. Иоанн Ликопольский, странствующий отшельник В. Египта, пользующийся репутацией пророка и духовного наставника не только у простого народа и клира, но и у власть имущих, включая императора. Прп. Аполлоний Фиваидский представлен как образец монаха-миссионера, совершающего чудеса и обращающего ко Христу местное языческое население (Hist. mon. Aeg. VIII). Ранняя традиция Скита зафиксирована в алфавитном собрании изречений и эпизодов из жизни знаменитых егип. подвижников (Apophthegmata Patrum), к-рое, по-видимому, возникло во 2-й пол. V в. в Палестине, в среде учеников прп. Пимена Великого, покинувших Египет, скрываясь от набегов местных варваров-кочевников. Коптский св. Шенуте. Икона (створа триптиха). XIX в. (Красный мон-рь, Египет) Коптский св. Шенуте. Икона (створа триптиха). XIX в. (Красный мон-рь, Египет) В кон. IV в. в Египте сформировалась стройная система монашеской аскетической терминологии и христ. аскетики в целом, к-рая испытала благодаря лит. деятельности Евагрия Понтийского († ок. 399) сильное влияние оригенизма, воспринятого сквозь призму аскетического учения отцов-каппадокийцев (свт. Василия Великого и свт. Григория Богослова). После смерти Евагрия оригенистские тенденции в егип. М. встретили активное сопротивление в лице т. н. монахов-антропоморфитов, происходивших преимущественно из коптов и склонных к традиц. буквалистическому толкованию Писания, восходящему к древней малоазийской традиции (св.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

414 Сам по себе этот факт ни о чем не говорит. Сходные случаи встречаются в других агиографических источниках и могут быть т. наз. «топосом». Но, если учитывать другие сведения (уровень образования Феоны, например), то данное сообщение нельзя целиком отнести к агиографическому клише. 416 Точнее с разночтениями – Σακκας (σακκοφρος, σακκοφορν) [Festugière, 1964. P. 106]. Фестюжьер предполагает, что речь может идти о монахе Аполлонии Фиваидском, однако не объясняет о каком. Если об авве Аполлоне из Бауит – то нет сведений, что он был казнен. 417 Οτος ρχιλστς πρτον κα νεκροτφος (cap. 10,3)/lalronum maximus et sepulcrorum violator (cap. 9, 2:1). Ранее предполагалось, что под термином νεκροτφος следует понимать «осквернителя могил» или «могильного вора», что нашло свое отражение и в русском переводе: «он был главарем разбойников, грабил могилы» [История египетских монахов. С. 47]. Однако Ж. Гаску в своей статье указал на то, что тер­мин νεκροτφος в Египте означал специалиста по погребальным приготовлениям, возможно, могильщика или человека, сопровождающего труп, а латинский пере­водчик просто не понял смысл греческого термина, сделав его «осквернителем» [Gascou, 1992. Р. 110]. О функциях νεκροτφος в греко-римское время см. также Derda, 1991. Р. 26–31. Интересно, что последнее упоминание о νεκροτφος в доку­ментальных источниках содержится в византийском папирусе VI в. и, как указывает Т. Дерда, там они являются ответственными за всю погребальную церемонию. 418 В греческой и латинской версиях есть разночтение: то, что многие (plurimque) из крестьян остались с Аполлонием написано у Руфина (plurimi vero ex ipsis cum ipso permanserunt et etiam nunc in monasteriis degunt – cap. 7,7:8). В греческой же версии сказано, что они и доныне живут «в монастырях», безотносительно к авве Аполлону (πολλο δ ατν μχρι νν ν τος μοναστηροις διγουσιν – сар. 8, 29). В каком смысле понимать в данном случае слово «монастырь» не совсем ясно. 419 Лат.: «Многие ... присоединили себя к его ученикам, начали следовать за ним (и многие, ставши его учениками, последовали за ним)» (junxerunt se ei discipulos et sequi cum coeperunt – сар. 9,4:5)/греч.: «Некоторые из них остались с ним, учась» (παρμεινν δ ατ τινες ξ ατν μαθητεοντες – cap. 10, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Помимо типа «малой общины», строившейся по модели «учитель-ученик» (или учитель-ученики), в «Истории монахов» есть сведения о другом виде такой общины – когда два родных брата подвизаются вместе. Первый пример такого рода есть в рассказе об авве Аполлонии (cap. 8 ): авва жил некоторое время в пустыне со своим братом, которого затем созерцал в видении. «Малую общину» двух братьев 308 застал преп. Макарий (cap. 21 ) в оазисе Ианния и Иамврия. 5) Колонии анахоретов. Во 2-ой главе греческой версии, посвященной фиваидскому подвижнику Ору, упоминаются некие отцы, жившие рядом с ним 309 . Причем эти отцы помнили то время, когда Ор только вышел из «внутренней пустыни» и вокруг него еще не возник монастырь. Мы уже упоминали о том, что термин «отцы» часто прилагался к первым поколениям монахов, обладавших большим духовным авторитетом. Тогда следует предположить, что после своего анахоресиса в «дальней пустыне» Ор живет по соседству с другими подвижниками, образуя некую небольшую «колонию». При этом, как указывалось, организационно такая колония могла быть довольно рыхлой – подвижники знали о друг друге, но поддерживали между собой минимальные контакты. Сходная ситуация изображена в главе об авве Аполлоне (cap. 8 ). По выходу из пустыни авва Аполлон живет на краю «населенных земель» в соседстве с некими старцами (πρεσβτεροι/seniores), на которых автор «Истории монахов» ссылается как на свой источник 310 . Интересно отметить, что в греческой версии сказано, что эти старцы, в свою очередь, управляли «многими братиями», что может указывать на дальнейшую эволюцию этого поселения и превращение его в несколько «малых монастырей». Рассказ про авву Эллия (cap. 12 ) позволяет предположить, что до своего анахоресиса он подвизался в такой же колонии, поскольку, как там сказано, жил «по соседству с (некими) братьями» 311 . Интересные сведения содержатся в главе о Питирионе (cap. 15 ). Он жил в пещере на отвесной скале и являлся «отцом монахов», обитающих по соседству с ним. Но при этом греческая версия указывает, что авва Питирион был одним из учеников Антония и третьим, кто принял это место 312 . Речь, скорее всего, идет о Писпире [Festugière, 1964. Р. 98]. Если сравнить эти данные со сведениями «Жития св. Антония», то можно предположить, что колония анахоретов на Писпире приобрела более организованные формы. В «Истории монахов» она, по сути дела, является неким «братством» под руководством настоятеля 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

в Уставе, в 28 гл. о храмах. (См. Подол. .В., 1897, 5). 257 Память некоторым из них празднуется в другое время, а иные воспоминаются только в настоящий день. 258 В службе этого дня поименно называются следующие свв. мужи и жены: Аввакир (пр. Египетский, VI в.), Аврамий (затворник, 29 окт.), Авксентий (14 февр.), Агапит (или ученики пр. Саввы Освященного, или наставники пр. Евфросинии Александрийской), Агафон (2 марта), Акакий (7 июля), Алоний (пр. Египетский, V в.), Антоний (17 янв.), его ученики: Иосиф, Нисферон, Питирун (настоятель одной из Фиваидских обителей), Пиор и Сармат (убитый в 357 г. Сарацинами), и его современники Евлогий (пр. Фиваидский, странноприимный), Аммун (4 окт.), Аммонафа (Египетский пустынножитель, в Пелузии), Анур (5 июня), Анина (18 марта), Антиох (преподобный, из обители св. Саввы Освященного, писатель Пандекты, скончавшийся ок. 335 г.), Арис (пр. Египетский), Арсений (8 мая) и его ученики: Аммон и Даниил(знаменитый словом и делом), Аполлос (или Аполлоний , 31 мар.), Ахилла (пр. Скитский, V в.), Афанасий (2 мая и 5 июля), Амвросий (7 дек.), Александр (патр. 30 авг. и 12 дек.), Антипатр (еп. Аравийского г. Бостр, в V в., писавшей против последователей Оригена ), Амфилохий (23 нояб.), Аттик (патр. Цареградский 406–425 г.), Анатолий (3 июл.), Вавила (преподобный из Тарса Киликийского, современник Иоанна Мосха ), Вассиан (10 окт.), Венедикт (10 мар.), Вениамин (пр. Нитрийский, скончавшийся в 392 г.), Виссарион (6 июня), Василий (1 янв.), Виталий (22 апр.), Витимий (пр. Египетский, современник пр. Макария Египетского ), Гай (преподобный, мудрый угодник Христов), Геласий (пр. Палестинский, современник ΙV Всел. соб.), Герман (12 мая), Герасим (4 мар.), Григорий (10 и 25 янв. и 17 нояб.), Геннадий (31 авг.), Давид (26 июня), Далмат (3 авг.), Даниил (11 дек.), Дий (19 июля), Дометий (8 мар.), Далматой (или Матой, Келликийский, пресвитер V в.), Дионисий (5 окт.), Диадох (епископ Фотики в Эпире, учитель Церкви V в.), Евлавий (или Евлалий, еп. Кесарии Каппадокийкой, IV в.), Евсевий (22 июня), Евстафий (21 фев.), Евфимий (20 янв.) и его наставник Пасарион (епископ, основатель одной из Иерусалимских обителей в 1-й половине V в.), Елладий (отшельник Келлийский в Египте), Ерид (или Серид, основатель Палестинской обители близ Газы в VΙ в.), Ефрем (Сирин, 28 янв.), Епифаний (12 мая), Еннат (всепетый), Захария (5 дек.), Зоил (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010