Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ИСТОРИЯ МОНАХОВ» [«История египетских монахов», «Жизнь пустынных отцов»; греч. Η κατ Αγυπτον τν μονχων στορα; лат. De vita monachorum, Historia monachorum in Aegypto], один из самых ранних памятников христ. аскетической литературы (кон. IV - нач. V в.). Содержание «И. м.» посвящена описанию путешествия, к-рое автор, инок мон-ря на Елеонской горе , совершил вместе с 6 другими монахами, по местам аскетических подвигов египетских отшельников. Произведение состоит из пролога, 26 глав (в лат. версии - 33) и эпилога. В прологе кратко сообщается о мотивах написания сочинения и дается общая характеристика образа жизни егип. монахов. Далее автор описывает жизнь и подвиги святых, которых он встретил (самые подробные повествования относятся к началу путешествия - главы о преподобных Иоанне Ликопольском и Аполло (см. Аполлоний Фиваидский )), приводит рассказы о подвижниках более раннего времени (Патермуфии, Пафнутии, мч. Аполлонии Антинойском и др.), а также об известных егип. святых - преподобных Макарии Великом, Макарии Александрийском, Павле Препростом. В общей сложности в памятнике упоминаются по имени ок. 40 подвижников. Эпилог содержит перечисление опасностей, от к-рых автор и его спутники были чудесным образом избавлены во время странствий. Описываемое в «И. м.» путешествие датируется 90-ми гг. IV в. Вероятно, монахи отправились в путь в кон. лета - нач. осени 394 г., поскольку при посещении прп. Иоанна Ликопольского (Hist. mon. Aeg. 1) паломники узнали от него, что в тот день в Александрию пришло известие о победе имп. Феодосия I Великого над тираном Евгением (сент. 394). При этом старец предсказал, что император умрет своей смертью, и автор сообщает, что пророчество сбылось (имп. Феодосий ум. в янв. 395). Косвенными хронологическими указаниями являются также упоминания о смерти прп. Макария Великого († 390/1) незадолго до прихода паломников и о встрече ими в Нитрии «Евагрия, мужа ученого», скорее всего Евагрия Понтийского († ок. 399).

http://pravenc.ru/text/1237677.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОНИЙ ФИВАИДСКИЙ [Аполлон, Аполлос] (IV в.), прп. (пам. 31 марта, копт. 25 паопе (22 окт.) и 5 эмшира (30 янв.)), известный егип. подвижник, основатель мон-ря Бауит в В. Египте. Сведения о нем содержатся в «Истории монахов» , «Церковной истории» Созомена , копт. арабо-яковитском синаксаре, а также в копт. описании путешествия аввы Павла из Антинои по егип. мон-рям (фрагменты манускрипта из коллекции Борджа Ватиканской б-ки). Созомен называет автором жития А. Ф. Предстоятеля Александрийской Церкви Тимофея. Согласно синаксарю, А. Ф.- сын благочестивых родителей Аиси и Амани. В «Истории монахов» говорится, что у него был старший брат, монах, умерший до его рождения, к-рый являлся ему во сне. Это противоречит указанию синаксаря на то, что родители А. Ф. до его рождения оставались бездетными. В возрасте 15 лет А. Ф. удалился в пустыню вместе со своим родственником Абибом. Возможно, что Абиб тождествен Фибу, к-рый, как показывают археологические данные из Бауита, часто изображался вместе с А. Ф. После 14 лет отшельнической жизни А. Ф. сподобился Божественного Откровения: «Аполлоний, чрез тебя Я погублю премудрость премудрых в Египте и разум разумных отвергну. Ты ниспровергнешь тех, кто слывет мудрецами Вавилонскими, и всякое идолослужение. Ступай в места населенные: от тебя произойдет Мне народ, воистину и во всей полноте ревнующий о благе» (Hist. mon. Aeg. 8, ср.: Ис 29. 14; 1 Кор 1. 19; Тит 2.14). После этого преподобный переселился на место, где в наст. время находятся руины мон-ря Бауит. Он основал там монашеское поселение, в к-ром собралось до 500 чел. братии. Дату основания мон-ря следует относить ко времени правления имп. Юлиана Отступника . Вскоре одного из иноков насильно рекрутировали на военную службу и заперли в темнице. А. Ф. вместе с др. монахами посетил его в заключении, утешил и посоветовал сохранять твердость. Имп. сотник, узнав про это, сильно разгневался и заключил А.

http://pravenc.ru/text/75674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГИПЕТСКИЕ ИСПОВЕДНИКИ (пам. зап. 21 мая), епископы и пресвитеры из Египта и Ливии, претерпевшие гонения от ариан (см. ст. Арианство ) в правление имп. Констанция II после 356 г. Их имена и краткие сведения о них сохранились в сочинениях свт. Афанасия I Великого ( 373). В «Защитительном слове перед царем Констанцием» свт. Афанасий пишет, что, по дошедшим до него сведениям, в общей сложности было изгнано ок. 90 епископов, из них 16 были в заключении ( Athanas. Alex. Apol. ad Const. 27). Император приказал удалить епископов с кафедр, а отправка их в ссылку была инициативой ариан. Так, ливийских епископов изгнали в Большой оазис (ныне оазис Харга, В. Египет), фиваидских - в Аммониак в Ливии (ныне оазис Сива, Египет) (Ibid. 32). В «Истории ариан» свт. Афанасий сообщает обо всех гонениях ариан на защитников Никейского Символа веры . В частности, после 3-го изгнания свт. Афанасия с кафедры по приказу дукса Севастиана, назначенного в 356 г., несколько епископов были высланы в отдаленные области: Аммоний и, согласно одной из рукописей, Ерма, Анагамф и Марк - в оазис в В. Египте, а Муис, Псеносирис, Ниламмон, Плина (Плиний; Πλνης), др. Марк и Афинодор - в Аммониак. Ариане надеялись, что епископы умрут при переходе через пустыню, поскольку все они были преклонного возраста (рукоположены еще святителем Александром Александрийским ( 326 или 328)). В ближней ссылке оказались еп. Драконтий - в пустыне в районе г. Клисма (ныне Суэц), еп. Филон - в г. Вавилон (ныне Каир) в Августамнике, епископ Адельфий - в дер. Псинавла в Фиваиде, а пресвитеры Иеракс и Диоскор - в г. Сиена (Σονη, вероятно, вместо Συνη; ныне Асуан) на границе с Эфиопией. Без указания места в числе изгнанных названы епископы Аммоний, Агаф, Гаий, Агафодемон, Аполлоний, Евлогий, Аполлос, Пафнутий, Флавий, Диоскор, Аммоний, Ираклид и Псаис (Ψις). У большинства забрали имущество, некоторые из них были отправлены на работы в каменоломни ( Idem. Hist. arian. 72).

http://pravenc.ru/text/189511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАУИТ Прп. Аполлоний с двумя преподобными. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир) Прп. Аполлоний с двумя преподобными. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир) [араб.  ], мон-рь в Египте (IV-XI вв.). Руины Б. расположены в мухафазе Асьют (В. Египет), примерно в 300 км к югу от Каира и в 30 км от сел. Эль-Ашмунейн (в древности знаменитый Гермополь Вел.). Мон-рь находился на территории нома Шмун. Араб. название, вероятно, происходит от одного из копт. слов, к-рые служили для обозначения мон-ря или комплекса зданий, возникших вокруг него. Основателем Б. считается св. Аполлоний Фиваидский , егип. подвижник, о к-ром сообщается в «Истории монахов» . Это подтверждают фрагменты обнаруженного в Б. копт. папируса, где упомянут мон-рь аввы Аполлония в номе Шмун. ( Clédat J. Baouït//DACL. T. 10. Col. 204). В копт. «Житии Павла из Таммы» (сохранившемся во фрагментах) говорится, что Павел посетил мон-рь аввы Аполлония, находящийся в районе Гермополя. Копт. «Житие Фиба» сообщает о мон-ре аввы Аполлония возле сел. Титкоис (копт. Теткоог), что противоречит сведениям «Истории монахов». Однако возможно, что Аполлоний сначала был настоятелем мон-ря в Титкоисе, а затем основал мон-рь в районе Гермополя. Копт. синаксарь, упоминая Фиба и Аполлония под 25-м числом копт. месяца паопе (бабеха) (22 окт.), именует местность, где был мон-рь, Джабаль Аблудж. Вероятно, первоначально мон-рь располагался на краю пустыни, на левом берегу Нила, неподалеку от сохранившихся руин Б. Переселение св. Аполлония в небольшую пещеру в окрестностях нынешнего Б., согласно «Истории монахов», можно отнести к 360 г. Первым прибежищем подвижника, по мнению Ж. Кледа, была гробница, вытесанная в горе к северу от Дейр-эль-Мухаррак. Вокруг аввы Аполлония (как и в случае с прп. Антонием Великим ) образуется небольшая община его учеников. Довольно быстро община превратилась в мон-рь со своими правилами. По свидетельству автора «Истории монахов», братия мон-ря принимала пищу после Евхаристии, приблизительно в 9-м часу (3 часа дня), затем слушала поучения аввы Аполлония, а по наступлении темноты одни монахи удалялись в пустыню для чтения и размышления над Свящ. Писанием, др. оставались в мон-ре и проводили ночь в пении гимнов. Скорее всего сначала образ жизни монахов Б. представлял собой «средний путь» между строгими правилами киновий прп. Пахомия или Шенуте и теми колониями отшельников, к-рые существовали в Египте в IV в. в Нитрии, а также на месте подвигов прп. Антония Египетского. Возможно, образ жизни монахов Б. был сходен с типом аскезы мон-ря Епифания в Фиваиде, к-рая, по мнению исследователей, также представляла средний вариант между отшельничеством и киновией. Автор «Истории монахов» вместе со своими спутниками посетил мон-рь Б. незадолго до кончины св. Аполлония (ок. 395) и прожил там ок. недели.

http://pravenc.ru/text/77688.html

Скачать epub pdf Память преподобного Аполлония Память 31 марта Святой отец наш Аполлоний , будучи пятнадцати лет от роду, отрекся от мира и, предавшись иноческой жизни, поселился во внутренней пустыне 2298 , где и прожил в одной горе сорок лет. Приобрев с детства навык к добродетельной жизни, он совершил великие подвиги и за это удостоился такой благодати, что однажды услышал голос Божий, сказавший ему: – Аполлоний , иди теперь в места населенные, ибо надлежит тебе родить для Меня избранных людей. После сего он немедленно же отправился в ближнюю пустыню и, нашедши там в нижней части горы небольшую пещеру, поселился в ней. Тут он занимался тем, что, преклонив колена, в течение целых дней молился Богу. Питался же он тою пищею, которую посылал ему Бог и которую получал от ангела, приходившего к нему в пустыню. Пустыня эта была расположена вблизи населенных мест, и, посещая по внушению Святого Духа эти места, преподобный собрал около себя большое общество иноков, числом около пятисот человек, и наставил их в различных подвигах иноческой жизни. Так, вместе с ними он принимал пищу только по воскресным дням, а во все прочие дни не вкушал ничего: ни хлеба, ни сочива 2299 , ни другого чего-либо, что приготовляется на огне, но питался одними только дикорастущими злаками. Преподобный Аполлоний ввел в своей обители такое правило, что иноки, подвизавшиеся с ним, не прежде вкушали пищу, как причастившись сперва святых Христовых Тайн. Обычно это совершалось ежедневно в девятом часу утра, а потом иноки садились за трапезу, во время которой каждый день слушали поучения. Остальное время дня все они проводили в полезных занятиях и тем изгоняли из помыслов своих лукавые внушения диавола. Наставив многих иноков в такой жизни и дожив до глубокой старости, святой Аполлоний переселился к Богу для вечной жизни. 2298 Под внутренней пустыней разумеется пустыня Фиваидская, расположенная в Африке, в Нижнем Египте, на восточном берегу реки Нил. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однажды авва Сурус, сказал он, авва Исаия и Павел... Но в конце статьи об Еллине и в русском переводе видно, что предыдущее рассказано Коприем; далее автор Истории монахов говорит о пресвитере Апеллесе в Верхней пустыне, который рассказал им о чудотворце Иоанне, затем пишет о Пафнутии, скончавшемся в окрестностях Ираклеи фиваидской, которого Бог уподобил сперва флейщику, потом старшине ближнего селения и наконец купцу, о чудотворце фиваидском Питирионе, об Евлогии пресвитере, узнававшем, с какими мыслями монахи приходили к причастию, о настоятеле фиваидского монастыря Исидоре, который пускал в монастырь только тех, которые желали навсегда в нем остаться и братия коего все совершали знамения, о Серапине Арсинойском, игумене десяти тысяч монахов, о фиваидских мучениках Аполлоние и Филимоне, которых мощи путешественники лобызали, о Диоскоре Фиваидском, отце ста монахов, о Китрийских монахах, о пустыне Келлий (в греческих рукописях и русском переводе в гл. 60 Нитрия и пустыня Келлий слиты и сбиты, лучше изложена эта глава в переводе Руфина, снеси Созомена 6, гл. 36), об Аммоне, отдававшем свои келлии приходящим вновь братиям, а себе строившем другие, и братьях его Диоскоре, Евсевии и Евфимии, о Дидиме старце (не слепце писателе, а о другом), который наступал на змей и скорпионов безвредно и ногами растаптывал их, о Крониде (по иным спискам не верно: о Корнилии), стадесятилетнем чрезвычайно смиренном старце, ученике преподобного Антония, о Макарии ученике Антония, т. е. Египетском или Скитском 2 , об Аммуне Нитрийском, после брака жившем в целомудрии с женою, как с сестрою, коего кончину видел св. Антоний (русский перевод Лавсаика гл. 8), о Макарии Городском, о Павле Простом, об Аммоне пресвитере, точнее Пиаммоне, на берегу моря недалеко от Диолка, видевшем Ангела, во время службы записывавшего приходящих в церковь (русский перев. гл. 63), об Иоанне чудотворце в Диолке и наконец о восьми бедствиях, угрожавших путешествовавшим по Египту монахам, в числе коих был и писатель этой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ф. и сопровождавших его братьев в тюрьму, приставив многочисленную стражу. Однако в полночь явился ангел Господень, отверз двери темницы и А. Ф. и его спутники беспрепятственно покинули ее. В окрестностях мон-ря было расположено ок. 10 языческих поселений. Однажды преподобный оказался свидетелем языческого ритуала: жрецы в сопровождении толпы обносили идола по окрестным селениям, «неистовствуя наподобие вакханок». По молитвам А. Ф. участники идолослужения остановились и не смогли далее продолжить шествие. Узнав о причине случившегося, многие последовали за А. Ф., а идол был сожжен. После этого случая мн. язычники стали христианами, а нек-рые даже остались в мон-ре. Как сообщает автор «Истории монахов», скоро в окрестностях мон-ря почти не осталось язычников. Когда в 2 деревнях возник конфликт из-за границ, А. Ф. удалось обратить в Христову веру разбойника, к-рый, вероятно, был зачинщиком ссоры, и восстановить мир. В др. случае А. Ф. также сумел предотвратить кровопролитие между христ. и языческой деревнями, наказав предводителя язычников страшной смертью. Когда в Фиваиде случился голод, А. Ф. снабжал продуктами жителей окрестностей. Вероятно, организация монашеской жизни в мон-ре А. Ф. отличалась и от пахомианских киновий, и от мон-рей Шенуте . Согласно «Истории монахов», братия мон-ря до вкушения пищи причащалась Святых Таин, затем до самого вечера поучалась в Свящ. Писании, и после заката солнца, вкусив пищи, одни удалялись в пустыню, «предаваясь во мраке ночи Богомыслию и размышлению о слове Божием», др. оставались в обители. Часто иноки этого мон-ря вкушали пищу один раз в день. А. Ф. порицал тех, кто придерживался суровых форм аскезы: не стриг волос или носил вериги, полагая, что все это совершается ради тщеславия. Автор «Истории монахов» вместе со своими спутниками посетил А. Ф. незадолго до его кончины и прожил в мон-ре ок. недели. По всей видимости, А. Ф. скончался ок. 395 г. в весьма преклонном возрасте. Копто-араб. синаксарь под 5 эмшира называет А. Ф. «равноангельским».

http://pravenc.ru/text/75674.html

520), в хитоне и гиматии (в росписи часовни мон-ря прп. Аполлония Фиваидского в Бауите, Египет). Одно из ранних сохранившихся изображений Иуды-Фаддея, атрибутируемых по надписи,- оплечный образ святого в медальоне, входящий в мозаичную декорацию алтаря кипрской ц. Пресв. Богородицы Канакарии в Литрангоми (2-я четв. VI в.) наряду с др. апостолами от 12. И. показан темноволосым молодым человеком с темными, едва начавшими расти усами и 2 завитками короткой, еще не оформившейся бороды. В росписи апсиды часовни мон-ря прп. Аполлония Фиваидского в Бауите (VI-VII вв., зал 6, Коптский музей, Каир) И. показан вместе с др. апостолами от 12, стоящими по сторонам тронного образа Богоматери с Младенцем, в надписи он поименован Фаддеем, изображен с седыми волосами и со средней длины клиновидной бородой, в руках - кодекс. В сценах НЗ, связанных с земной жизнью Христа, И. среди др. апостолов может быть наиболее точно идентифицирован, только если его имя есть в надписи. Так, на фреске с изображением «Тайной вечери» в церкви монастыря Честного Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) близ Платанистасы, Кипр (1494), где каждый из 12 апостолов имеет надпись в виде начальной буквы имени (кроме Иуды Искариота), И. обозначен инициалами ΘΔ (Фаддей), он молод, волосы темные, вьющиеся, борода короткая. Изображение И. (без подписи) входит также в состав неск. сцен НЗ, в которых показаны сыновья прав. Иосифа в связи с историей Богоматери. Так, вместе с братьями Иаковом, Иосией и Симоном (Мф 13. 55-56; Мк 6. 3) И. представлен на миниатюрах из Гомилий Иакова Коккиновафского (Paris. gr. 1208, 1-я пол. XII в.), иллюстрирующих пребывание Девы Марии в доме прав. Иосифа: Иосиф вводит Марию в свой дом в Назарете, Мария провожает Иосифа на работы (Fol. 142, низ); Иосиф возвращается с работ (Fol. 142v); Иосиф объявляет Марии о своем отъезде (Fol. 146); сомнения Иосифа (Fol. 220v, 225); оправдания Марии (Fol. 228, 236v); взятие Иосифа и Марии под стражу (Fol. 238v); оправдание Марии, Захария отпускает Марию (Fol. 254v).

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Наконец его лицо просияло, как солнце, и в то же время он воскликнул: «Видите, видите. Спаситель идет ко мне!» Он отошел, произнося эти слова, и его келья в ту минуту наполнилась Небесным благоуханием. Он почил около 429 года, по меньшей мере семьдесят два года спустя после того, как он удалился на гору преп. Антония, что показывает, что он пришел туда очень молодым и скончался в глубокой старости. IX. Преподобный Аполлоний, фиваидский отшельник и дьякон-мученик Место рождения и время смерти этого отшельника неизвестны. Предполагают, что он был замучен незадолго до св. Петра Александрийского , когда Максимин Дайя, объявленный цезарем, в нарушение эдикта, объявленного в его предсмертную болезнь Максимианом Галером, продолжал гонение, начатое Диоклетианом. Это относится приблизительно к 311 году. Аполлоний был одним из лучших фиваидских отшельников и был возведен в степень дьякона. Когда последовало гонение, он не удовольствовался тем, чтобы славить Бога в тишине своей кельи, но навещал исповедников веры, заключенных в тюрьмах, и воодушевлял их мужественно стоять за Христа. Семена его слова принесли богатые плоды, и благодаря ему несколько лиц с радостью приняли венец мученичества. Вскоре и самому ему выпало на долю умереть за Христа. Императорские чиновники, вменив ему в преступление его отношение к схваченным христианам, арестовали его и бросили в тюрьму. Язычники того места, где его содержали, пришли в большом числе, чтобы посмотреть на него и поглумиться над ним; один из них, по имени Филемон, знаменитый в народе искусством игры на флейте, желая отличиться перед другими, особенно издевался над преподобным. Он осыпал его всякой бранью, называл его соблазнителем, мошенником, говорил, что он заслужил всеобщую ненависть и что его надо уничтожить как можно скорее. Аполлоний слишком приучил себя к терпению; чтобы в этом случае сохранить свое спокойствие, он молча выносил все то, что влагали ожесточение и ложная ревность в уста этому разъяренному человеку. Он дождался конца его ругательств и ответил ему такими словами: «Господь да сжалится над тобой, сын мой, и да не вменит тебе во грех всего, что ты наговорил!» Эти слова, произнесенные с кротостью, свойственной святым, растрогали Филемона. А Бог внезапным наитием Своей благодати сделал из него вдруг нового человека. Он объявил себя христианином и, не довольствуясь этим первым признанием, побежал в судилище и там всенародно заявил о своей вере во Христа.

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

Были для этого и внутренние побуждения. Общецерковное требование от приступающих к Святым Тайнам – быть достойными их – в монастырях проводилось строго, строже, чем в мирской среде. Авва Аполлоний дает инокам наставление, чтобы они бодрствовали над собой, да не явятся недостойными Святых Тайн Господних 505 . Диоскор, пресвитер Фиваидский, предупреждал своих монахов, чтобы никто, имевший ночью нечистые сновидения, не дерзал приступать к великой святыне 506 . От недостойных иноков требовали предварительного покаяния во грехах. Евлогий, прозорливый пресвитер Фиваидский, провидел в душе каждого приступающего к алтарю достоинства и недостатки. Желающим приобщаться всем вместе говорил он о злом направлении их душ, а порознь одного обличал в блудном помысле, который одержал его в эту ночь, другого – в таком рассуждении, будто безразлично приобщаться грешным или чистым, третьему указывал на его сомнение в освящающей для него силе Святых Тайн. Некоторых Евлогий удерживал от приобщения: «Подождите еще немного и принесите покаяние и тогда, очистившись удовлетворением и слезами, станете достойными общения со Христом» 507 . Прозорливцы преподобные Пахомий Великий и Феодор видели ангела, раздающего святые дары достойным. Когда же подходили недостойные, ангел отнимал свою руку, и они получали святыню из рук священника 508 . Преп. Макарий Александрийский был удостоен такого видения во время приобщения братии. Когда приступали недостойные и простирали руки к Святым Тайнам, эфиопы, предупреждая пресвитера, клали на руки их уголья, а Тело Христово возносилось обратно к алтарю. Когда подходили достойные, злые духи далеко отбегали в ужасе «и не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства братий, приступавших к алтарю» 509 . Преп. Евфимию Великому о нравственном достоинстве приступающих к святой трапезе сообщал ангел. И подвижник поучал братию: «Если кто осквернен объядением или соглашением на злые помыслы, если кто омрачен ненавистью или злопамятством, если кто одержим гордостью или хвастовством, тот да не дерзает приступать к сему пречистому и божественному огню прежде, чем, омывшись подобающим покаянием, не очистит себя от всякие скверны плоти и духа, завершив освящение, ибо сия святая не для оскверненных, но для святых» 510 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

  001     002    003    004