Вскоре отсекши себя от общения с Мелетием, он присоединился к Аполлинарию и управлял антиохийскими его единомышленниками. Уважение принятых Виталием правил жизни приобрело ему не малое число приверженцев, которые получили от него свое имя; так что антиохийцы и до ныне называют их виталианами. Говорят, будто он так поступил от огорчения, что был презрен Флавианом, который в последствии занимал антиохийский престол, а тогда сопресвитерствовал Вилатию и представлял ему препятствия видеть епископа. Почитая себя униженным, он поддался человеческому чувству и, пошедши к Аполлинарию, вступил с ним в общение и дружбу. С этот времени они и по другим городам собирались особо, под управлением особых епископов и следовали постановлениям, несогласным с постановлениями кафолической Церкви, то есть, кроме узаконенных священных песней, пели какие-то песни стихотворные, сочиненные самим Аполлинарием; потому что, обладая всякою другою ученостию, Аполлинарий был также и поэт, знаток различных стихотворных метров, чем доставлял многим удовольствие и располагал их внимать себе. И мужчины как на пирах, так и за работой, женщины за ткацкими станками пели его песни; потому что он написал много идиллий на каждый случай, – и на случай труда и отдыха, на дни праздничные и иные, и все его идиллии клонились к прославлению Бога. О распространении этой ереси первые узнали – римский епископ Дамас и александрийский Петр , и, составив Собор в Риме, объявили ее чуждою кафолической Церкви. Говорят, что и Аполлинарий начал вводить новое учение также по малодушию. Причина была следующая: когда правитель александрийской Церкви Афанасий, изгнанный Констанцием в ссылку, получил повеление возвратиться в Египет; то во время его переезда чрез Лаодикию Аполлинарий познакомился с ним и сделался его искренним другом. Но так как членам противной ереси клятвенно запрещено было иметь с ним общение, то тамошний епископ их Георгий, за сношение с Афанасием, вопреки правилам и законам иереев, с бесчестием изгнал Аполлинария из Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

Докладывая в Константинополь о соединении, Кир перефразирует знаменитое письмо святого Кирилла Иоанну Антиохийскому, написанное ровно двести лет назад: «Даже небесные существа возрадовались» 676 . В 633г., также как и в 433г., как думал Кир, наконец пришли к соглашению об общем исповедании христологии и был достигнут мир в Церкви. Действительно, политике Сергия, примененной в Египте, удалось доказать, что искусные подходы, сочетающие богословскую инициативу и военное давление, все еще могли быть эффективны для примирения восточных христиан внутри имперской системы. Новое соглашение не предполагало отказа от Халкидонского собора: авторитет этого собора и соединение двух природ вновь торжественно утверждались. Но Сергий и Кир просмотрели тот факт, что они поднимали вопрос, который с самого начала разделял халкидонскую и монофизитскую христологии: проблему сохранения, внутри «ипостасного» единства, жизненно реального и потому действующего тварного человечества, воспринятого Логосом. Они также открыли, что в халкидонском православии были люди, для которых вопрос истинной веры был превыше всех соображений церковной или политической (сегодня мы бы сказали экуменической) пользы и которые выступили против имперской политики. 3. Софроний Иерусалимский и Гонорий Римский: монофелитство Именно в 633г., когда была провозглашена уния, в египетской столице оказался старый монах Софроний, которому было больше 80 лет. Ввиду того, что он пользовался большим духовным авторитетом, патриарх Кир показал ему девять «глав», стараясь найти у него поддержку. «Впервые прочтя их, [Софроний] увещал, умолял и требовал от Кира, пав к его ногам, не провозглашать с амвона ничего подобного, поскольку, – говорил он, – это учение Аполлинария» 677 . Возражения Софрония были направлены исключительно против того, что он считал злоупотреблением и искажением выражения Дионисия «единая бого-человеческая энергия» в 7-й главе документа об унии. Протест Софрония не остановил планомерных действий Кира в Египте, и уния была провозглашена. Однако старец сразу же поехал в Константинополь для встречи с Сергием. Его вмешательство вызвало немедленный результат-акт патриарха, показывающий, вероятно, его дипломатическую гибкость, но также и его искреннюю заботу о православии: Сергий опубликовал патриарший «Псифос» («авторитетное мнение»), который он передал Софронию, послав копию Киру. Никому больше не разрешалось говорить об «одной» или «двух» энергиях во Христе, ибо такие выражения «нечестивы». Правильный подход состоит в том, чтобы говорить об едином божественном субъекте как о Действующем, что исключает существование у Христа двух противоречащих друг другу воль. Текст не доходит до исповедания одной воли у Христа, но утверждает, что «ни в какой момент плоть Его, одушевленная [человеческим] разумом, не совершала своего естественного движения отдельно или по своей собственной инициативе, без согласия Бога Слова, ипостасно с нею соединенного, но действует, как хочет Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Другой раз святой Афанасий обличает в мутном развращении, напояющим людей, еретика Аполлинария 339 . Святой Афанасий относит слова о мутном питии и к самим демонам. В житии прп. Антония св. Афанасий раскрывает образ действия демоничес­ ких духов. «Подвижничество представляют они [демоны людям не окреп­шим. – Г.Ф.] бесполезным, возбуждают в людях отвращение от монашеской жизни, как самой тяжкой и обременительной, и препятствуют вести этот, противный им образ жизни. И посланный Господом пророк возвестил ока­янство таковых, сказав: Горе напаяющему подруга своего развращением мутным. Такие предначинания и помышления совращают с пути, ведущего к добродетели» 340 . Прп. Ефрем Сирин в «Поучительном слове к египетским монахам» срав­нивает действие смущающих духов с мутным питием: «Так бывает и с по­мышлениями человеческими, когда от суетного века сего и от забот его пере­ходят к небесному. Бесы, не терпя ревности в человеке, разными способами смущают ум его, с намерением примешать к нему развращение мутно» 341 . Всегда найдутся те, кто пожелает обратить подвизающегося в Господе к его прежней жизни. О них прп. Ефрем Сирин говорит: «А противникам твоим и желающим обратить помысл твой на прежние худые дела говорит Писание: Горе напаяющему подруга своего развращением мутным» 342 . Есть люди, которые не столько любят пить, сколько спаивают других, им в этом какая-то особая услада. Это они напояют друга своего раз­вращением мутным. Св. Григорий Богослов говорит о губительной деятельности учителей злонравия, опираясь на слова пророка Аввакума. «Но нужно ли приводить все слова угрозы? Напротив того, по моему мнению, лучше присовокупить к сказанному, как Аввакум, вызвав сперва на среду и оплакав многих учи­нивших что-либо несправедливое и худое, вызывает, наконец, начальников и учителей злонравия, называя порок развращением мутным, опьянением и заблуждением ума, и говорит, что чрез них напоеваются сим ближние, яко да взирают ко тьме душ своих и пещерам гадов и зверей, то есть обитали­щам худых помыслов» 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Египет, в котором началась иноческая жизнь среди мужей, дает нам и первые примеры иноческой жизни женщин. Подвижниц Христовых мы видим уже во времена прп. Антония Великого , который, уходя из мира, отдал свою сестру на попечение девственницам. Сестра преподобного сама впоследствии стала начальницею и учительницею многих дев. В наставлениях прп. Антония мы находим ряд наставлений для дев. В самой Александрии и ее окрестностях было значительное число девственниц, которые жили или вместе или отдельно в келиях. Среди них можно выделить, например, Сарру , подвижницу Александрийскую . Она подвизалась в течение шестидесяти лет в келии на берегу Нила. Среди святых жен есть целый ряд подвижниц, которые проходили поприще подвига тайно среди мужчин. Евфросиния ушла из богатого родительского дома накануне замужества, желая посвятить свою жизнь Господу. Чтобы ее не нашли, оделась мужчиной и подвизалась до конца жизни в мужском монастыре аввы Феодосия под именем Смарагда. Феодора, мучимая совестью за измену мужу, бежала из дома и втайне подвизалась под видом евнуха в мужском монастыре. Желая загладить свой грех , она проходила самые тяжелые послушания в монастыре и за свое смирение сподобилась дара чудотворения. Своим тайным подвигом была прославлена дочь императора Анфима (467–471) Аполлинария , которая подвизалась в монастыре прп. Макария Египетского . Когда прп. Пахомий Великий учредил общежития для иноков, его сестра устремилась подражать его подвигу, и прп. Пахомий недалеко от Тавеннского монастыря на другой стороне Нила, на месте Мин, устроил первую женскую общежительную обитель. В женском монастыре Мин были те же правила, что и в Тавеннском мужском монастыре. Среди Минских подвижниц особенно прославилась своим подвигом юродивая Исидора , святость которой чудесным образом была засвидетельствована святым отшельником Питиримом. Помимо Тавеннских обителей значительное число женских монастырей располагалось в Верхней и Нижней Фиваиде, а также в городах Оксиринте и Антиное. Матерью всех инокинь принято считать св. Синклитикию . Она прославилась своей высокой подвижнической жизнью и опытной духовной мудростью. Подобно прп. Антонию Великому , св. Синклитикия оставила свое богатое имение и удалилась в пустыню. Слава о ее жизни привлекла многих жен, искавших у нее назидания и руководства в духовном подвиге. Вокруг нее было составлено общежитие. Конец ее жизни был прославлен великим терпением. Она умерла в восьмидесятилетием возрасте после тяжелой четырехлетней болезни 509 . Сирия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Есть неписанный закон, (повелевающий) пастырям иметь великое попечение об овцах, чтобы ни вор не похитил их, ни зверь не пожрал, ни болезнь не истребила. Если и те, которым вверено хранение бессловесных овец, прилагают о них такое попечение, что блаженный Иаков взывает к Лавану: бых во дни жегом зноем и стужею в нощи: и отхождаше сон от очию моею. Звероядины не принесох к тебе ( Быт. 31, 40 и 39): то какую должно иметь заботливость о словесных овцах Спасителя нашего, которые отмечены божественными знаками, крестились во Христа ( Гал. 3, 27 ) и знаменовались светом лица Господня ( Пс. 4, 7 )? Поэтому мы сочли нужным посланиями предуврачевать души ваши, чтобы вы не пришли в уныние и не смущались в мыслях ваших, быв обмануты пустыми слухами. Когда мы прибыли в Ефес, по воле попечителя всяческих Бога, который склонил к тому мысль благочестивейших и христолюбивых императоров наших, то нашли город исполненным смятения, весь собор церковный в крайнем замешательстве и Церковь святую, как морскую бурю. Эту жестокую бурю воздвигнули, как ветры, Кирилл бывший епископ александрийский и Мемнон ефесский. Они боялись, – египетский – того, чтобы мы, исследовав главы еретического его лжеучения, сходные с нечестием Аполлинария, не нашли и не признали его еретиком, а другой (боялся) молвы, ходившей в городе о его бездеятельности. И вот они, согласившись между собою, решились одинаково самоуправствовать. Первый собрал пятьдесят египетских епископов, второй – более тридцати азийских и несколько других, привлекши на свою сторону одних лестию, других страхом; они не хотели дожидаться общего собрания отовсюду имеющих прибыть святейших епископов; презрели церковные уставы, и во всем поступали бесчинно и противозаконно; побуждали к злодеяниям толпу из Акрополя, посылали карабельщиков, египетских клириков и азийских поселян в жилища епископов, чтобы поколебать слабейших страшными угрозами, и полагали надписи на этих жилищах, указывая тем, что они должны быть в осаде: так принуждали они принимать участие в своих противозаконных действиях! Узнав об этом и убедившись опытом в их насилии и бесчинии, мы сочли неприличным оставлять в божественном и великом священстве впадших в такую глубину злобы. Поэтому мы были вынуждены вышеупомянутых (Кирилла и Мемнона), как вождей зла, низложить и лишить епископства, а тех, которые им содействовали, мы обложили узами отлучения, не отказав однако им в покаянии, но оставив для них отверстою дверь человеколюбия. И если они, нимало не медля, согласятся анафематствовать изданные Кириллом главы, чуждые апостольского и евангельского учения, если возвратятся к вере св. отцов, собравщихся в Никее вифинской, и по указу благочестивейших и христолюбивых императоров наших вместе с нами без шума и тщательно будут исследовать подлежащие рассмотрению предметы и подтвердят благочестивый догмат: то мы немедленно примем их, как наши собственные члены, и возвратим им святительские престолы. Тех же донесение к императрицам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Занявший место на соборе Мелетия, святой Григорий, считая данный момент наиболее подходящим для примирения Востока и Запада, предложил признать законным преемником на Антиохийскую кафедру Павлина. Но большинство членов Собора во главе с «буйной толпой молодых людей» 482 восстали против этого предложения. С прибытием запоздавших египетских и македонских епископов нестроения увеличились: они подняли вопрос о законности избрания самого святого Григория на Константинопольскую кафедру. Святой Григорий, не желая быть причиною раздора, призвав на соборе к общению 483 и попрощавшись в храме святой Софии с паствой 484 , удалился в Назианз (июнь 381 г.). Здесь он нашёл церковь в руках аполлинаристов. Несмотря на своё крайнее утомление, он берёт на себя управление ею, пока она не получила в 383 г., по его желанию, епископа Евлалия. Обеспечив положение православия в Назианзе, Святитель уходит в отцовское поместье Арианз, чтобы в этом уединении, в пламенной молитве к Богу отдохнуть от тяжёлых трудов и освободиться от душевных волнений. Но и теперь святой Григорий не замкнулся в круг своих личных интересов. В эти последние дни своей жизни он пишет друзьям письма, обличает несправедливых епископов в своих сатирических стихотворениях 485 , принимает живое участие в делах отечественной церкви. Святой Отец заботится как об отдельных личностях, так и целых семействах: одних утешает в горе и несчастии 486 , других наставляет в истинной вере и жизни 487 и т. д. Затем, т. к. после удаления святого Григория из Константинополя враги его, стараясь всячески унизить великого Отца, стали клеветнически распространять самые нелепые слухи о его жизни, то святой Григорий пишет «Стихотворение о своей жизни» 488 , в котором даёт реальную картину своей многотрудной и скорбной деятельности. В противовес еретикам, а также «для убеждения молодых людей» и для своей отрады святой Отец в самых разнообразных формах поэзии выражает православную истину 489 . Написанные им в эту пору художественные произведения присоединили святому Отцу славу христианского поэта.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Затем, после совещания, сделано было такое заявление относительно Евтихия, подписанное архиепископом Флавианом, тридцать одним епископом и двадцатью тремя архимандритами: «Из всего – и из бывших уже деяний, и из теперешнего собственного сознания Евтихиева – открывается, что он страждет заблуждением Валентина и Аполлинария 225 . Не устыдившись нашего убеждения, он не захотел согласиться с истинными догматами; поэтому, воздыхая и оплакивая совершенную его погибель, мы о Господе Иисусе Христе, Которого он злословит, определили отчуждить его от всякой священнической службы, общения с нами и начальства над монастырем. Пусть все те, которые после этого будут разговаривать или сходиться с ним, знают, что и сами они будут повинны епитимьи отлучения, как не уклонившиеся от бесед с ним». Собор Константинопольский 448 года не положил, однако, конца раздорам: его не признала Церковь Александрийская, или Египетская, бывшая средоточием врагов унии, и Церковь Иерусалимская, издавна, со дней I Вселенского собора шедшая рука об руку с Церковью Александрийской в решении спорных вопросов догматики; Церковь Римская в лице папы Льва Великого отнеслась вначале не совсем одобрительно к Константинопольскому собору по малой осведомленности в подробностях прений, происходивших на отдаленном Востоке. Собор Константинопольский приняла Церковь Константинопольская и те церкви Малой Азии и Сирии, которые ранее сочувственно относились к унии. Неудивительно, поэтому, что когда собор Константинопольский не встретил нужного сочувствия в высшей светской власти, для Церкви Православной наступили тяжкие времена: друзья унии, защитники правой веры, почитаются врагами православия, и монофизиты усиливаются настолько же, насколько ариане в печальные дни императора Констанция. При таком положении дела, естественно, постановления Константинопольского собора не сломили ожесточенного упорства Евтихия – он решил, опираясь на сочувственное отношение к нему двора, вступить в борьбу с собором и своим архиепископом: он подал императору Феодосию прошение, в котором просил пересмотра его дела на новом соборе. В то же время Евтихий отправил в Рим к святому папе Льву Великому (440–461 гг.) жалобу, что у них на Востоке, то есть в Константинополе, «старанием некоторых людей несторианская ересь вновь воскресает»; этим Евтихий хотел сказать папе, что на соборе Константинопольском его, Евтихия, осудили, будто бы, как защитника и почитателя святого Кирилла, посвятившего себя, как видели, борьбе с несторианством. В ответном послании Евтихию папа Лев одобряет его благочестивую ревность, ссылаясь при этом на малую осведомленность в деле: «Как только разузнаем полнее, – пишет святой папа, – о тех, нечестием которых это сделалось, сочтем за необходимое, при помощи Божией, позаботиться о том, как бы исторгнуть с корнем нечестивую заразу, давно уже осужденную».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Зосима отдал последний долг усопшему и, помня его пророчество, возвратился в Синай, чтобы ожидать там исполнения оного. Но сколько преподобный отец ни принуждал себя жить в иноческом обществе, не мог преодолеть стремления к пустынному безмолвию и опять дерзнул оставить гору Синайскую. Взяв ученика своего Иоанна, он ушёл в пустыню, нарицаемую Порфирот, и, встретив там двух отшельников, Павла и Феодора, близ них поселился. Но Бог вскоре наказал его непослушание. В один день ученика его, Иоанна, ужалила змея столь жестоко, что от яда в тот же час повредилось всё тело, и юноша умер. Сетующий Зосима пошёл к Павлу и Феодору, чтобы в беседе с ними несколько утешиться; но святые пустынники, встречая его, наперед спросили: неужели умер ученик его? Зосима удивился их прозорливости и, рассказав о горестном приключении, повёл их к мертвецу. Пустынники советовали ему не сокрушаться; увидев же усопшего, воскликнули: «Юноша, восстани! Старец имеет в тебе нужду, поскольку ему должно идти в Синай, чтобы принять там епископство Вавилонской Церкви в Египте». Мгновенно Иоанн ожил, а Зосима, воспомянув волю Господню, открытую ему прежним пустынником, узрел в смерти ученика своего начало Божеского гнева за непокорство. Он не посмел задать никакого вопроса преподобным чудотворцам и, тогда же приняв от них благословение, опять возвратился в Синай. Вскоре настоятель послал святого Зосиму за некоторым монастырским делом в Александрию. Там патриарх Аполлинарий удержал его и рукоположил в епископа Вавилону Египетскому. Удаление от обязанностей, свыше на нас возлагаемых, по большей части имеет причины неизвинительные. Да убоимся гнева Божьего! Снисходительность к грешникам и строгость против грехов Некоторый брат за согрешение отлучён был от святого общества. Когда же начали изгонять его из обители, преподобный Виссарион 213 встал и пошёл с ним вместе, сказав: «И я такой же грешник». Но сколько человек Божий наставлял учеников своих милосердию к грешникам, столько же советовал им мужественно противоборствовать грехам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

И.В. Попов был известен своими либеральными взглядами, в 1903–1906 гг. редактировал журнал МДА «Богословский вестник» (при нем это издание приобрело значительную популярность, хотя редактор подвергся критике со стороны консервативно настроенных православных деятелей); был членом Поместного собора 1917–1918 гг. от Московской духовной академии. Жизнь его, как и многих отечественных богословов рубежа вв., закончилась трагически: он был расстрелян по приговору «тройки» УНКВД Красноярского края в 1938 г. Определением Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. Иоанн Попов был причислен к лику святых как новомученик. Перу И.В. Попова принадлежат работы, посвященные жизни, творчеству и богословию латинских ( Тертуллиана , Илария Пиктавийского , Августина) и греческих ( Афанасия Александрийского , Амфилохия Иконийского , Макария Египетского и др.) отцов и учителей Церкви 1540 . Переиздание его патрологических трудов «Святые отцы II–IV вв.» и «Личность и учение блаженного Августина » 1541 фактически вернуло в научный оборот богатейший материал, систематизированный ученым. Предшественник И.В. Попова по кафедре патристики в Московской духовной академии (в 1872–1893 гг.) профессор протоиерей Александр Васильевич Мартынов (1856–1901) менее известен, хотя ряд его работ (магистерская диссертация «Учение святого Григория Нисского о природе человека», опубликованная в 1886 г., работы о нравственном учении Климента Александрийского , о Поликáрпе Смирнском) до сих пор не потерял значения. Ученик А.П. Лебедева , профессор Московской духовной академии по кафедре истории древней Церкви Анатолий Алексеевич Спасский (также Сотéрский; 1866–1916), помимо трудов об Иустине Философе и Аполлинарии Лаодикийском и ряда работ по древней и средневековой истории («Эллинизм и христианство: История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период христианской истории (150–254)» (1913); «Общедоступные лекции по истории западноевропейского Средневековья» (1910)), составил в качестве докторской диссертации «Историю догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени)» 1542 – фундаментальное исследование, в зависимости от достижений которого находились многие специалисты, последовавшие проф. Спасскому в изучении трудов отцов и учителей Церкви I–VIII вв. Среди них можно назвать Л.П. Карсавина (Монашество в средние века. СПб., 1912; переизд.: M., 1992; Святые отцы и учители Церкви. M., 1927; последнее переизд.: M., 1994), М.Э. Поснова (в упоминавшемся общем курсе церковной истории) в изложении патрологических проблем I–III вв., о. Флоровского – касательно проблем IV в., для некоторых периодов – о. Мейендорфа и А.И. Сидорова .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в Святого Духа. А тех, которые говорят: было время, когда Его не было, и прежде, нежели родился, Он не существовал 409 , равно и тех, которые говорят, что Он произошел из не-сущего или из другой ипостаси или существа или есть изменяемый и переменяемый Сын Божий, – анафематствует апостольская и кафолическая Церковь ». «Так издревле усвоив от своих предков, я веровал и верую; в этой вере я и родился и тотчас был посвящен Богу, и меня приняло Его человеколюбие. В этой вере крестившись, я запечатлен и жил даже до сего дня, и в ней желаю умереть ». При чтении этого Евсевий, почтеннейший епископ Дорилейский, сказал: «Он солгал; нет такого определения: нет правила, повелевающего это». Диоскор, почтеннейший епископ Александрийский, сказал: «Есть четыре кодекса, которые содержат это определение. То, что определили епископы, не есть ли определение? Имеет ли оно силу правила? Оно не есть правило: иное – правило, и иное – определение. Ты опровергни пять соборных кодексов; они есть у меня, у такого-то и у такого-то; пусть все принесут кодексы». Диоген, почтеннейший епископ Кизический, сказал: «Он коварно поставил впереди Собор святых отец, бывший в Никее 410 , ибо [Собор 411 ] принял прибавления святых отцов по причине нечестивого мнения Аполлинария, Валентина, Македония и подобных им, и [именно] в символе святых отцов прибавлено: „сшедшего и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы 412 , это Евтихий опустил как аполлинарист. И Аполлинарий принимает святой Собор, бывший в Никее, но принимает слова по собственному извращенному смыслу и избегает выражения: „от Духа Святого и Марии Девы“, чтобы совершенно не исповедать единения плоти. Святые отцы, жившие после того, выражение: „воплотившегося“, употребленное святыми отцами никейскими 413 , объяснили следующими словами: „От Духа Святого и Марии Девы“. Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: „Никто да не принимает ни прибавления, ни убавления; да хранится постановленное в Никее; православный император так повелел“.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010