103. Joannes Crysostomus. De Lazaro. 48, 993: 49. TLG 2062/23. «τ δ κατ τ ν κ τ ς διαφ κης ν κτισιν τε και ναν ωσιν». См. ClemensAlex. Stromata. 4. 23. 149. 5: 2 (ed. Sta+hlin, O. Berlin, 1960. TLG. 0555/4). Basilius M. Epistulae. 8, 11: 3 (ed. Par Y. Courtonne. Paris, 1957. TLG 2040/4). Ср. рус. пер. Свт. Василий Великий. Письма. Минск. 2003. С. 28 Athanasius Alex . De inkarnatione. Verbi 13, 7: 2 (ed. Kannengiesser, C. Paris, 1973. ΤLG 2035/2). Глубоковский Н. Н.Христово уничижение и наше спасение.//Православная мысль. Париж. 1930 . Вып. II. С. 178. Леонов В. свящ.Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Иисуса Христа. М., 2005 . С. 11. Речь идет об образе Божием, о котором сказано в Священном Писании (Быт. 2; 7) и у всех отцов Церкви. Cyillus Alex. Glaphyra in Pentatechum. 69, 20: 38 TLG. 4090/97. Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский. Глафиры или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея.//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2000. Т. IX С.11. Macarius М. Homiliae Spirituales. 12: 73 ( ed. Do+rries, H. Berlin 1964. TLG. 2109/2). Ср. рус. пер. Преподобный Макарий Египетский. О состоянии Адама, доколе он не преступил Божией заповеди.//Духовные беседы М., 1998 С. 96. «Ум соединяется с умом, как ближайшим и более сродным». Свт Григорий Богослов.. Послание третье. Кпресвитеру Кледонию, против Аполлинария - первое.//Собрание творений. Минск Москва 2000 Т. II. С. 15. Ср. Преподобный Исидор Пелусиот. Письма. 252 пресвитеру Алфию. М., 2000 С. 112. Macarius М. Homiliae Spirituales. 12: 79 (ed. Do+rries, H. Berlin 1964. TLG. 2109/2). Ср. рус. пер. Преподобный Макарий Египетский. Указ. Соч. Духовные беседы. М. 1998 С. 96. Скворцов К.Учение Св. Григория Нисского о достоинстве природы человеческой.//Труды Киевской Духовной Академии. 1865. С. 172. Macarius M.Homiliae Spirituales . 12:76 ( ed. Do+rries, H. Berlin 1964.TLG. 2109/2). Ср. рус. пер. Преподобный Макарий Египетский. Духовные Беседы. М., 1998. С. 96. Свт. Григорий Богослов. Послание 3, к пресвитеру Кледонию против Аполллинария – первое. Собрание творений. Минск Москва 2000. Т. II С. 15.

http://bogoslov.ru/article/2894303

Антонин, из 7 отроков Ефесских. 4 авг. и 22 окт. Антонин, муч. Никомидийский 302 г., с Христофором и Феоной. 19 апр. Антонин, муч. Римский 304 г., с Маркеллином папой. 7 июня. Антонин, Никифор и Герман, мучч. Кесарийские в Палестине при Максимиане от Фирмилиана. 13 ноября. Антонин, муч. Анкирский при Иулиане, с Меласиппом. 7 ноября. Антонин, пустынник Сирийский 5 века. 23 февр. Антонин, муч. Африканский, 9 века, постр. от агарянского князя Аврахима, с Андреем и др. 23 сент. Антоний пресв., муч. Егип., с Иулианом и Василиссой, ок. 285 года. 8 янв. Антоний, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320. 10 июля. Антоний, муч. Кампанийский, с Лукией девицей и др. 6 июля. Антоний муч , с Маркеллом, сконч. от огня. 1 марта. Антоний АлександрианИн.муч. 9 авг. Антоний, муч. Сирийский. 9 ноября. Антоний Великий. прсп. Египетский, ум. 356. 17 янв. Антоний, патриарх Царьградский, Кавлей, ум. 895. 12 февр. Антоний, преп. Печерский, ум. 1073. 10 июля. Антоний Римлянин, преп. Новгородский, ум 1147. 3 авг. Антоний, Иоанн и Евстафий, мучч. Литовские в 1347 году. 14 апр. Антоний, преп. Сийский, ум. 1557. 7 дек. Анувий, преп. Египетский. 5 июля. Анфим, еписк. Никомидийский, муч. при Диоклетиане в 304 году. 3 сент. Анфим, муч. Киликийский при Диоклетиане, с Космою и Дамианом. 17 окт. Анфим, преп. Палестинский 6 века. В субб. с. Анвир, папа Римский, ум. 236. 5 авг. Анфиса мученица, постр. от Сунилды, жены Риги Римского, в 5 веке. 8 дек. Анфиса преподобная и 90 сестер ее, страд. за иконопочитание при Копрониме. 27 июля. Анфия мученица при Адриане, с еписк. Елевферием. 15 дек. Анфуса мученица, Афанасий еп. Тарса и др. при Валериане. 22 авг. Анфуса преподобная, дочь Константина Копронима, в 8 веке. 12 апр. Апеллий, или Апелл, ап. из 70, со Стахием и др. 31 окт. Аполлинарий, еп. Равеннийский, муч. при Клавдии и Веспасиане. 23 июля. Аполлинария преподобная, подвизавшаяся под именем Дорофея в 5 веке. 5 янв. Аполлоний чтец, муч. Египетский при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Аполлоний, муч. Иконийский, от Перенния. 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Анфиса преподобная и 90 сестер ее, страд. за иконопочитание, 27 июля. Анфиса новая, в кладязь брошенная, 27 авг. Анфия мученица, 15 дек. Анфуса мученица, 22 авг. Анфуса преподобная, дщерь Константина Копронима, 12 апр. Апфллий или Апелл (относящийся к собранию, греч.), ан. из 70, 31 окт. и 10 сент. Аполлинарий (Аполлону посвященный), еп. равемнийский, муч. 23 июля. Аполлинария преподобная, подвизавшаяся под именем Дорофея , 5 янв. Аполлоний (Аполлонов см. Аполлон) чтец, муч. египетский, 14 дек. Аполлоний , муч. иконийский, 10 июля. Аполлоний , муч. италийский, 30 июля. Аполлоний или Аполлос , пустынник вифинский, 31 марта. Аполлон (губитель, греч.), муч. египетской при Максимиане, 5 июня. Аполлос или Аполл (тоже, что Аполлон), ап. из 70, 8 дек. и 30 мар. Аполлос , муч. никомидийский, 21 апр. Апрониан (безгорный, безмысный, πρν мыс, гора, греч.) комментарисий, муч. римский, 7 июня. Апфия (Аппия) равноапостольная, мученица колосская, 19 февр. и 22 ноября. Ардалион (сосуд для окропления, для поения скота, или замаранный, греч.), муч. из лицедеев, 14 апр. Арефа (орел, араб), преп. печерский, 24 окт. Арефа и др. с ним негранские мучч. от Дунаана, 24 окт. Аристарх (лучший начальник, над всем начальник, греч.), ап. из 70, 15 апр. и 27 сент. Аристион (первую награду получивший, греч., по другим, во время завтрака рожден) еписк. смирнский, ученик Господа, 4 янв. Аристион , священномух. александрийский в Киликии, 3 сент. Аристовул (лучший советник, греч.), ап. из 70, еписк. британский, 16 мар. и 31 октября. Аристоклий (благозванный, благославный, греч.), пресв., муч. кипрский, 20 июня. Арис (иначе Марс, бог войны, корень: убийство, греч.) египтянин, муч. палестиский, 19 дек. Ариадна , (строго сохраняющая супруж. верность δνον γνον, грех) мученица аригийская, 18 сент. Ариан ( вернее Мариан ), 30 дек. Арий (храбрый, греч.), муч. египетский, 5 июня. Аркадий (из Аркадии т. е. пастух), преп. кипрский, 6 марта. Аркадий , преп. палест., 26 янв. Аронос (Орион-великан, охотник, созвездие сего имени, греч.), муч. кампанийский, 6 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Благоговейнейшему, вернейшему и христолюбивому народу святой Константинопольской Церкви Божией собор. Есть неписаный закон, (повелевающий) пастырям иметь великое попечение об овцах, дабы ни вор не похитил их, ни зверь не пожрал, ни болезнь не погубила. Если и те, которым вверено попечение о бессловесных овцах, прилагают о них такую заботливость, что блаженный Иаков взывает к Лавану: Аз бых жегом зноем во дни и студению в нощи: и отхождаше сон от очию моею, и звероядины не принесох к тебе ( Быт. 31, 39–40 ), то какое должно иметь промышление о словесных овцах Спасителя нашего, которые отмечены Божественными чертами, крестились во Христа, облекшись во Христа ( Гал. 3, 27 ), и знаменовались светом лица Господня ( Пс. 4, 7 )? Поэтому мы нашли необходимым посланиями предуврачевать души ваши, чтобы вы не пришли в уныние от пустых слухов и не смущались в мыслях ваших. Ибо, когда мы прибыли в Ефес по воле попечителя всяческих Бога, Который склонил к тому мысль благочестивейших и христолюбивых императоров наших, то нашли город исполненным всякого смятения, весь собор церковный в крайнем замешательстве и Церковь святую подобною морскому волнению. Эту жестокую бурю воздвигли, как вихри, Кирилл, бывший епископ Александрийский, и Мемнон (бывший епископ) Ефесский. Они боялись: египтянин – того, чтобы мы, исследовав «главы» еретического его лжеучения, сходные с нечестием Аполлинария, не осудили его как еретика, а другой (боялся) ходившей по городу молвы о его бездеятельности. И вот они, согласившись между собою, решились на общее тиранство (самоуправство): первый собрал пятьдесят египетских епископов, второй -более тридцати асийских и несколько других, привлекши на свою сторону одних лестью, других страхом; они не захотели дождаться общего собрания отовсюду имевших прибыть святейших епископов, презрели церковные определения и во всем поступали бесчинно и противозаконно; как из Акрополя, побуждали всех к нечестиям, посылали корабельщиков, египетских клириков и асийских поселян, в жилища епископов, чтобы запугать слабейших страшными угрозами, и полагали надписи на этих жилищах, указывая тем, что они должны быть в осаде, – вот как принуждали они принимать участие в своих противозаконных действиях!

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «он коварно поставил напереди собор св. отец, бывший в Никее; ибо (собор) принял прибавления святых отцов по причине нечестивого мнения Аполлинария, Валентина, Македония и подобных им, и (именно) в символе святых отцов прибавлено: сшедшего и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы; это Евтихий опустил, как аполлинарист. И Аполлинарий принимает Святой собор, бывший в Никее, но принимает слова по собственному извращенному смыслу и избегает выражения: от Духа Святого и Марии Девы, чтобы совершенно не исповедать единения плоти. Святые отцы, жившие после того, выражение: воплотившегося, употребленное святыми отцами никейскими, объяснили следующими словами: от Духа Святого и Марии Девы“. Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «никто да не принимает ни прибавления, ни убавления; да хранится постановленное в Никее; православный император так повелел». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «это сказал Евтихий». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «прибавления никто да не принимает; да хранится то, что постановлено отцами в Никее, да держится то, что от Святого Духа». – Константин, благоверный магистриан и секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка: 91 «Всех святых отцов я, подобно вашей святости, почитал православными и верными, и полагал их своими учителями, анафематствуя Манеса, Валентина, Аноллинария, Нестория и всех еретиков, даже до Симона волхва, и тех, которые говорят, что плоть Господа и Бога нашего Иисуса Христа низошла с неба». 92 При чтении этого, Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «он избегнул выражения: с небес, а не прибавил – откуда». Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «клянусь вашею святостию, мы спрашивали его, говоря: господин Евтихий, откуда же? скажи; но он не сдался». Василий, почтеннейший епископ селевкийский, сказал: «мы спрашивали (его) тогда, как помнится, с господином Евсевием и Созоном филиппийским, чтобы он объяснил образ воплощения и вочеловечения, если он признает Бога Слово по восприятию плоти сделавшимся человеком; (нам) приказали оставить это без исследования и не приняли нашего обвинения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Египетские епископы, сосланные при Валенте в Диокесарию и принадлежавшие к числу близких знакомых его, теперь тоже отказались от общения с ним. Напрасно Аполлинарий присылал к ним несколько 368 писем с изложением своих воззрений и просил у них ответа; напрасно он ссылался на свои связи с Афанасием и отношения последнего к нему 369 , – египетские епископы не только прервали с ним переписку, но и в письме к нитрийским монахам высказали решительное осуждение его 370 . Поступок ссыльных епископов радостно был приветствован св. Василием, подробно ознакомившим их с новыми заблуждениями Аполлинария 371 ; одобрил диокесарийских подвижников и преемник св. Афанасия, Петр Александрийский 372 , с которым Аполлинарий также некогда вел переписку 373 . Это общее недовольство Аполлинарием обусловливалось не только его учением, но и рядом резких его действий, к числу которых прежде всего относится его вмешательство в дела антиохийской церкви, выразившееся в поставлении сюда епископом своего ученика Виталия. Это вмешательство Аполлинария в дела антиохийской церкви является темным местом в отношении к дошедшим до нас о нем сведениям. Ни св. Василий, горячо заботившийся об устроении этой церкви, ни Иероним, хорошо ознакомленный с положением вещей на Востоке и, в частности, в Антиохии, не сообщают в своих письмах достаточных указаний на этот поступок Аполлинария. Для разъяснения его древностью сохранены только разбросанные заметки у Феодорита, Епифания и Григория Богослова , высказанные ими более или менее случайно 374 . Несомненным, твердым пунктом в этих известиях остается то, что Аполлинарий, бывавший часто в Антиохии, но живший в Лаодикии 375 , поставил Виталия в епископа Антиохии в то время, как здесь были два своих православных пастыря, – Павлин и Мелетий. Феодорит называет Виталия „мужем прекрасной жизни, воспитанным в апостольских догматах» 376 , и этот отзыв вполне подтверждается словами св. Епифания 377 и Созомена 378 . За свою жизнь и убеждения Виталий пользовался сочувствием среди православных: Григорий Богослов именует его „возлюбленным», с которым он некогда соглашался 379 ; папа Дамас называл его „своим сыном» 380 и рекомендовал его вниманию Павлина; св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Несторий жестоко оскорбился этой проповедью, тем более, что она была прекрасно составлена и заслужила большое одобрение у слушателей. Было обыкновение: если священник или младший епископ говорил проповедь в присутствии главного епископа, то последний прибавлял от себя что-нибудь в наставление народа. Несторий, воспользовавшись этим обыкновением, взошел после Прокла на кафедру и стал опровергать его. Какой соблазн для верующих. Сам патриарх стал попирать истинную веру, которой долженствовал быть первым защитником. Он еще прикрывал себя личиною верности к православию, порицал ариан, аполлинаристов и других еретиков. Но сквозь этот тонкий покров можно было ясно видеть его преступное намерение – ниспровергнуть древнюю, истинную веру и ввести свое новое ложное учение. Он и сам неосторожно обнаружил это намерение, сознавшись, что его учение, кажется, противно учению других учителей Церкви. После этого он говорил еще три речи, будто против Ария, Аполлинария и других еретиков, но в самом деле против Прокла, которого, впрочем, не называл в них по имени. Некоторые из египетских монахов пришли к св. Кириллу и уведомили его, что ересь, которой учителем почитают Нестория, проникла в свв. обители Египта и возмутила покой мирных пустынников; что многие из них, забыв простоту евангельскую, вдаются в суемудрые прения, колеблются сомнением, подлинно ли И. Христос есть Бог, а другие прямо говорят, что Он только орудие или сосуд божества, Богоносец. Столь неожиданное и горестное известие сильно поразило св. Кирилла. Несторий, от которого он ожидал так много полезного для Церкви православной, оказался еретиком и врагом ее. Опасное состояние монастырей египетских требовало скорой помощи, и св. Кирилл написал окружное послание к пустынникам. В нем говорит, что простым людям (каковы были большая часть пустынников) приличнее бы было совсем не касаться таких предметов, которые темны и для просвещеннейших мужей. Но так как уже зло распространилось, то он почел за нужное наставить их, не входя, однакож, в споры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свв. мучч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана. Проповедники, посланные на благовестие св. Фронтоном, первым еп. Петрогорийским (Perigord). Усекнуты от игемона Сквиридона в 1 веке. Чет. Минея от Мартиролога. (Act SS. 2 ian. р. 71). Св . муч . Конкордия. Римлянин, страдал при Марке Аврелии, около 175 г., в Сполете. Чет. Минея от Мартиролога. (Act. SS. ian. I. р. 9). Март. P. 1 янв. Преп . Зосимы Кил и киани н а, еп. Вавилона Египетского. Инок обители Синайской. Быв послан настоятелем в Александрию по делам монастырским, получил святительство от Александрийского патриарха Аполлинария (553–560). Под старость возвратился на Синай, и там скончался. Чет. Минея от Лимонаря, гл. 123–125. (Or. Chr. II col. 355. Act SS. iann. II. р. 607). Преп. Мефодия, игумена Песношского. Ученик преп. Сергия Радонежского. Преставился в 1392 г. Месяц. всех свв. 5 Св. священномуч. Дорофея, еп. Тирского. Страдал при Диоклетиане и Ликинии, мученически скончался при Иулиане в Одиссополе Фракийском, куда удалился, избегая гонения, 107 лет. Чет. Минея. (Act. SS. iun. I. р. 434. Or. Chr. II col. 803). Мес. В. 9 окт. Март. Р. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона. Воины, за Христа уморенные голодом в Египте, при Максимиане. Пролог. (Act. SS. iun. I. р. 419–421. Mabillonii Musaeum Itallicum. I. partis sec. p. 247. Mazoch. Kal. neapol. III. 651. Assem. Kal. VI. 416). Мес. B. 7 июня. Март. P. Преп. Анувия , исповедника и пустынника Египетского. Преставился, исповедав свои подвиги трем инокам из Нижнего Египта, коих Промысл привел в его келлию за три дня до его кончины. Чет. Минея из Руфина (II. 10), Палладия к Лавсу (58) и Никифора (IX. 14). (Act SS. iun. I. р. 641–643). Преп. Феодора чудотворца. Инок пустыни Иорданской. Во время плавании в Константинополь, молитвой претворил морскую воду в годную для питья. Чет. Минеи от Пролога и Лимонаря, гл. 173. Преп. Дорофея. Инок Палестинской обители аввы Серида; при жизни наставник преп. Досифея (19 февр.), по смерти – руководитель иноков оставленными по себе творениями. Жил в царствование Анастасия, Юстина и Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

1062 После смерти Александра епископом был избран пресвитер Константинопольской церкви Павел. Однако эта кандидатура была выбрана без согласия императора, и в 339 г. Констанций низлагает Павла, отправляет его в ссылку, а на место епископа Константинополя ставит Евсевия Никомедийского. 1063 Традиционную дату смерти Александра Александрийского (17 апреля 328 г.) подвергают сомнению слова самого Афанасия о том, что Александр умер через 5 месяцев после возвращения с Никейского собора (Apolog. contr. arian., 59), т.е. в 326 г. О том же сообщает и Феодорит (I, 26). 1064 Созомен (II, 17) цитирует сочинение Аполлинария Лаодикийского, с которым Афанасий был первоначально в прекрасных отношениях. Там говорится, что в момент смерти Александра Афанасия не было в Александрии, и Александр перед смертью желал видеть Афанасия своим преемником. По возращении в город Афанасий был утвержден епископом под давлением народа, который заставил остальных епископов рукоположить его (Apolog. contr. arian., 129). Впоследствии мелетиане обвиняли Афанасия в том, что он был избран епископом немногими епископами. Однако на соборе в Тире все бывшие с Афанасием египетские епископы (48 человек) опровергли это обвинение (Apolog. contr. arian., 128). 1065 В 335 г. была окончена постройка базилики над гробом Господним, на освящение которой Константин созвал в Иерусалим епископов. Предварительно эти епископы должны были собраться в Тире для умиротворения Александрийской церкви. Афанасий получил от императора настойчивое требование явиться на собор и был вынужден подчиниться. Всего на соборе было более 100 епископов – около 60 собрались по приказу Константина и 48 прибыли с Афанасием. 1066 Прибыв на собор, Афанасий потребовал, чтобы из числа его судей удалили его явных врагов – Евсевия Никомедийского, Феогния Никейского, Мария Халкидонского, Нарцисса Неронополитанского, Феодора Гераклейского, Патрофила Скифопольского и Флакилла Антиохийского. Однако это требование было отклонено представителем императора на соборе комитом Флавием Дионисием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Евтихий – Феодорит и разногласия между египтянами и сириянами – Диоскор, епископ Александрийский – Заблуждение Евтихия – Собор в Константинополе – Созвание Вселенского собора – Письма папы Льва к Флавиану – Собор в Эфесе, Разбойничий – Смерть Флавиана – Приготовление к IV -му Вселенскому собору – IV -ый Вселенский собор в Халкидоне – Низложение Диоскора – Определение Халкидонского собора касательно веры – Дело бл. Феодорита – Возведение Иерусалима на степень патриархии – Кафедра Константинопольская – Папа Лев и Халкидонский собор 2. Возрастание патриаршей власти Усиление Римской кафедры – Лев Великий – Иларий Арелатский – Законы Валентиниана III – Лев Великий и Анатолий – Вмешательство императоров в избрание Римского епископа 1 . Когда преп. Далмат ходил во дворец константинопольский с целью ходатайства по делу Кирилла и Ефесского собора, одной из самых замечательных личностей среди сопровождавшей его толпы был Евтихий, настоятель одного большого монастыря близ города. Подобно Далмату, он в то время почти 50 лет оставался в стенах своего местопребывания, и решился никогда не оставлять их. Но он считал опасность веры достаточным основанием для нарушения этой решимости. Евтихий был вообще почитаем за свою святость, и к нему Кирилл относился с высоким уважением вследствие его ревности против несторианства; но он, по-видимому, был человеком узкого ума и упрямого характера. Скоро ему самому пришлось дать имя ереси, которая привела к более продолжительному спору, более запутанным раздорам и более страшному разделению, чем заблуждения, которым он так горячо противодействовал 2027 . Несмотря на восстановление формального примирения, между Египетской и Сирийской школами, продолжали существовать различия в мнении и взаимные подозрения. Сирияне считали египтян зараженными аполлинарианством, а те в свою очередь смотрели на них как на несториан. Монахи вообще сильно восставали против несторианства, которое они любили приписывать своим церковным начальникам и всем другим, кто не добивались их благосклонности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010