От нее же отторглись и отделились следующие, имя только Христово, а не веру содержащие, ереси: первая – симониане, вторая – менандриане, третья – саторнилиане, четвертая – василидиане, пятая – николаиты, шестая – гностики, они же стратиотики, и еще фивиониты, называемые у некоторых секундианами, у других сократитами, а у иных закхеями, у некоторых же коддианами, ворворитами и варвилитами; седьмая ересь – карпократиты; восьмая – керинфиане, они же и миринфиане; девятая – назореи; десятая – евионеи; одиннадцатая – валентины; двенадцатая – секундиане, с которыми состоят в связи Епифан и Исидор; тринадцатая – птолемеи; четырнадцатая – маркосии; пятнадцатая – колорвасии; шестнадцатая – ираклеониты; семнадцатая – офиты; восемнадцатая – кайяне; девятнадцатая – сифияне; двадцатая – архонтики; двадцать первая – кердониане; двадцать вторая – маркиониты; двадцать третья – лукианисты; двадцать четвертая – апеллиане; двадцать пятая – севириане; двадцать шестая – татиане; двадцать седьмая – енкратиты; двадцать восьмая у фригов состоящая из монтанистов и таскодругитов, таскодругиты же делились еще и сами; двадцать девятая – пепузиане, они же прискиллиане и квинтиллиане, с которыми состоят в связи артотириты; тридцатая – четыредесятники, в один и тот же день года совершающие Пасху; тридцать первая – алоги, не принимающие Иоаннова Евангелия и Апокалипсиса; тридцать вторая – адамиане; тридцать третья – сампсеи, они же елкесии; тридцать четвертая – феодотиане; тридцать пятая – мелхиседекиане; тридцать шестая – вардисианисты; тридцать седьмая – ноетиане; тридцать восьмая – валисии; тридцать девятая – кафары, они же новатиане; сороковая – ангелики; сорок первая – апостолики, они же апотактики; сорок вторая – савеллиане; сорок третья – оригенисты, срамники; сорок четвертая – оригенисты, адамантики; сорок пятая – Павла самосатского; сорок шестая – манихеи, они же ануканиты; сорок седьмая – иеракиты; сорок восьмая – мелетиане, египетский раскол; сорок девятая – ариане, они же ариоманиты; пятидесятая – раскол авдиан; пятьдесят первая – фотиниане; пятьдесят вторая – маркеллиане; пятьдесят третья – полуариане, пятьдесят четвертая – духоборцы, они же македониане и ученики Елевсия, хулящие Святого Божия Духа; пятьдесят пятая – аэриане; пятьдесят шестая – аэтиане, они же аномеи, с которыми в связи Евномий, лучше же сказать, не признающий закона (νομος); пятьдесят седьмая – димириты, не исповедующие совершенного Христова вочеловечения, они же аполлинариты; пятьдесят восьмая – утверждающие, что Святая Приснодева Мария по рождении Спасителя имела общение с Иосифом, которых называем антидикомарианитами; пятьдесят девятая – во имя той же Марии приносящие коллириды, 2 почему и называются коллиридиане, шестидесятая – массалиане, с которыми состоят в связи мартириане, у эллинов называемые евфимитами и сатанианами

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Амалафрида, сестра короля остготов Теодориха, жена короля вандалов Трасамунда B.V. I. 8. 11, 13; 9. 4 Амантий, препозит священной спальни в правление Анастасия I Н.а. VI. 26 Амвазук, правитель гуннов у Кавказских ворот В.Р. I. 10. 9 – 10, 12 Амвр, араб-христианин из войска Аламундара В.Р. II. 20. 10, 14 Аммата, брат короля вандалов Гелимера B.V. I. 17. 11, 12; 18. 1. 4 – 7; 19. 14, 30; 20. 6; 21. 23; 25. 15 Анастасий I, византийский император (491 – 518) B.P. I. 7. 1, 35; 8. 1 – 3; 10. 10, 11, 13, 17 – 19; 11. 1, 24; 12. 6; 13. 10; 16. 14; 24. 19; B.V. I. 7. 26; 8. 14; Н.а. VI. 4, 5, 11; IX. 3; XIX. 5, 7; XXIII. 7 Анастасий, внук императрицы Феодоры Н.а. IV. 37; V. 18, 20 – 23 Анастасий, один из именитых жителей Дары B.P. I. 26. 8; II. 4.15 – 16, 26; 5; 27; 9. 10 Анастасия, сестра императрицы Феодоры Н.А. IX. 3 Анатолий (Флавий Анатолий), византийский полководец и видный государственный деятель B.P. I. 2. 12 – 15 Анатолий, один из первых жителей г. Аскалона Н.а. XXIX. 17, 18, 21, 22, 24 Андрей, епископ Эфеса Н.а. III. 4 Андреи, учитель гимнастики, домочадец Вузы B.P. I. 13. 30 – 37 Аниавед, персидский военачальник B.P. II. 17. 4, 11, 12 Антала, вождь маврусиев Бизацены B.V. I. 9. 3; II. 12. 30; 21. 17, 18; 22. 5, 6, 10; 23. 1; 24. 6; 25. 2, 6 – 8, 10, 15, 18 – 22; 27. 2 – 6, 23 – 25, 28; 28. 46, 47 Антей, мифический великан, сын Посейдона и Геи B.V. II. 10. 24 Антонина, жена Велисария B.P. I. 25. 12 – 17, 19 – 23, 25, 26; B.V. I. 12. 2; 13. 24; 19. 11; 20. 1; II. 8. 24; Н.а. I. 11 – 14, 16 – 21, 23 – 29, 31, 34 – 36, 38, 39, 41; II. 1 – 5, 14, 16 – 18, 22; III. 1, 2, 4, 7, 12, 15 – 18; IV. 18, 19, 23, 27 – 30, 38, 40, 41; V. 13, 14, 20, 23, 24, 26, 27, 33 Анфимий, западноримский император (467 – 472) B.V. I. 6. 5; 7. 1; H.a. XII. 1 Апион, эпарх войска в войне 502 – 506 гг. крупный египетский землевладелец B.P. I. 8. 5 Аполлинарий, выходец из Италии на службе у византийцев B.V. II. 5. 7 – 9 Аратий, выходец из Персоармении, перешедший на сторону Византии B.P. I. 12. 21, 22; 15. 31

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

В то время Григорий учил в малой церкви, в которой после, подвигнутые благочестием императоры пристроили обширный храм, названный Анастасиею (воскресением), потому что в этом месте воскресло исповедание никейского собора, попранное нечестием людей. Но, изнуренный долговременными трудами, перенося различные скорби в столкновениях с арианами, Григорий не избежал, наконец, и зависти некоторых православных. Египетские епископы самовольно избрали на его место Максима, цинического философа, который подкупил их деньгами, и который впоследствии был ослеплен Аполлинарием. Григорий тотчас уступил бы место другому и охотно удалился бы на вожделенный для него покой, если бы просьбы благочестивых не удержали его почти против воли его. Деяния собора в полном составе в подлинном виде не дошли до нас. Сохранились только: 1) слово, сказанное Григорием Назианзеном на соборе, 2) соборные канонические постановления с посланием отцов собора к императору Феодосию, 3) изложение веры, 4) подписи лиц, присутствовавших на соборе, и 5) послание восточных епископов в Рим, после собора. Соображая указания, находящиеся в этих документах, также и свидетельства современных собору историков, можно деяния собора представить в следующем порядке. Мелетий и прочие епископы, созванные на собор, прежде всего пожелали восстановить порядок в константинопольской церкви, нестроения которой много вредили и самому делу веры. Они объявили, что Максим, поставленный в епископа константинопольской Церкви египетскими епископами, не был и не есть епископ: что следовательно и поставленные им клирики, как неутвержденные правильною (канонической) властию, не принадлежат ни к какой степени клира; что сам он есть последователь ереси Аполлинария и потому не имеет никаких прав в Церкви. Затем Максим изгнан из церковного дома, а Григорий, как пастырь законный и досточтимый по своим заслугам, общим голосом собора снова утвержден на константинопольской кафедре. Но сам Григорий Назианзин , видя, что египетские епископы более и более раздражаются против него, произнес в оправдание свое пред собором отцов весьма сильное, красноречивое и трогательное слово, и решительно, просил себе увольнения от епископской должности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Образ соединения природ во Христе здесь описан четырьмя отрицательными определениями, где первые два утверждают, что каждая из двух природ остается сама собою, не сливаясь с другой и не превращаясь в нее, а два другие – что две природы Богочеловека пребывают в полнейшем единстве. Чтобы не обострять отношения с египетским епископатом, Собор осудил Диоскора не за догматические, а всего лишь за канонические погрешности. Уступка египетским епископам была сделана и в том, что им по их просьбе разрешили не подписывать Халкидонское вероопределение: они ссылались на то, что в Египте ничего важного не делается без воли Александрийского архиепископа. Это предвещало нелегкую борьбу за рецепцию Собора. 28 правило Собора к великому неудовольствию Рима подтвердило второе место Константинопольской кафедры после Римской и даже объявило их имеющими равные преимущества. Противники Халкидонского Собора не принимали его формулы «Христос един в двух природах». Они настаивали на формуле «единая природа Бога Слова воплощенная». Эта формула восходит к еретику Аполлинарию Лаодикийскому. Св. Кирилл Александрийский в свое время принял ее, т.к. считал, что она принадлежит св. Афанасию Великому . Большинство защитников Халкидонского Собора составляли последователи св. Кирилла. Их усилия были направлены на то, чтобы доказать, что Халкидон и св. Кирилл друг другу не противоречат. Противники Халкидона, считавшие себя вернейшими последователями св. Кирилла, ревизовали его богословие, изымая все, что не соответствует формуле «единой природы». Задачу разъяснения Халкидонского вероопределения в его связи с учением св. Кирилла поставил себе V Вселенский Собор, который состоялся в Константинополе в 553 г. при Императоре св. Юстиниане I Великом. Этот Государь властно управлял Церковью, издавая вероучительные эдикты и активно законодательствуя в церковной сфере. Монофизиты, противники Халкидона, отождествляли Халкидонское православие и несторианство. Чтобы опровергнуть это заблуждение, Юстиниан за 10 лет до Собора издал эдикт против «трех глав».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Алевтина сильная (лат.) Ангелина вестница (греч.) Аполлинария Аполлонова (греч.) Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч.) Афанасия бессмертная (греч.) Варвара иноземка (греч.) Василисса царственная (греч.) Вероника образ верности (греч., лат.) Гликерия сладкая (греч.) Диодора Божий дар (греч.) Ева жизнь (евр.) Евдокия благоволение (греч.) Евсевия благочестивая (греч.) Евфросиния радость (греч.) Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа) Зинаида божественная (греч.) Илария тихая, радостная, ясная Иоанна благодать Божия (евр.); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна; Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч.) Иулиана , Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат.). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь. Иустина дочь Иуста. Касиния служанка (лат.) Кирия Господня (греч.) Клеопатра славная по отцу (греч.) Констанция постоянная (греч.) Лия утомленная (евр.) Лукия светлая (лат.) Мариам их восстание, звезда моря (евр.) Мелания черная (греч.) Павла маленькая (лат.) Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат.) Параскева пятница, приготовление (греч.) Пелагия морская (греч.) Руфина рыжеватая (греч.) София премудрость (греч.) Сусанна белая лилия (евр.) Феодора Божий дар (греч.) Феодосия Богом данная (греч.) Феофания Богоявление (греч.) Харита любезная (греч.) Харитина благодатная (греч.) Христина Христова (греч.) Юния молодая, юная (лат.) Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине. Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах. Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-praviln...

Было трудное время. «Церковь без пастырей, доброе гибнет, злое наружу, надобно плыть ночью, нигде не светят путеводные огни, Христос спит»... Константинопольская кафедра с давних уже пор была в руках омиев. И Григорий, по его собственному выражению, нашел здесь «не паству, но малые следы или останки паствы, без порядка, без надзора, без точных пределов»... Григорий начал проповедовать в частном доме, впоследствии он был обращен в храм под именем Анастасии в знак «воскресения православия»... 3десь были сказаны знаменитые беседы «О Богословии». Борьба с арианами протекала бурно, к Григорию подсылали убийц, чернь врывалась в его храм, его забрасывали камнями, и потом его противники его же обвиняли в нарушении общественного спокойствия. С другой стороны, в первое время и проповедь его вызывала смущение. «Сначала город пришел в волнение, — рассказывает он, — восстал против меня, будто бы я вместо единого Бога ввожу многих богов, ибо вовсе не знали они благочестивого учения, не знали, как Единица умопредставляется троично, а Троица единично». Своим пламенным словом св. Григорий вскоре победил, а в конце 380 года в Константинополь вступил новый император Феодосий и передал все храмы православным. Но Григорию пришлось бороться не только с арианами. Приходилось бороться и с аполлинаристами. Немало потерпел Григорий и от православных, прежде всего от Петра Александрийского и египетских епископов, которые сперва вступили с ним в общение, а затем посвятили в Константинопольские епископы некоего Максима Киника, личность темную во всяком случае. С горечью вспоминал Григорий об этой «египетской туче» и о «двойном пере» Петра. Максим был изгнан, но на время нашел защиту в Риме у папы Дамаса, который плохо разбирался в восточных делах. По настоянию народа Григорий принял на себя временное управление Константинопольской Церковью до предстоявшего вскоре Собора. Он готов был удалиться, но народ удерживал его: «Вместе с тобою ты изводишь и Троицу». На Втором Вселенском Соборе, открывшемся в мае 381 года под председательством Мелетия Антиохийского, св.

http://sedmitza.ru/lib/text/537873/

От этого иудейства произошли следующия семь ересей: книжники, фарисеи, саддукеи, имеробаптисты, оссеи, назореи, иродиане. Вслед за сими ересями с течением времени явилось спасительное домостроительство Господа нашего Иисуса Христа, или пришествие Его во плоти, евангельское учение и проповедь царствия, этот единственный источник спасения и истинная вера вселенской и апостольской Церкви. От нея отторглись и отделились ереси, содержащия только имя Христово, а не веру: симониане; менандриане; саторнилиане; василидиане; николаиты; гностики, они же и стратиотики, а также фивиониты, называемые у некоторых коддианами и ворворианами, у других сократитами, а у иных закхеями; карпократиты; керивфиане, они же и меринфиане; назореи; евионеи; валентины; секундиане, с которыми состоят в связи Епифан и Исидор; птолемеи; маркосии; колорвасии; ираклеониты; офиты; кайяне; сифиане; архонтики; кердониане; маркиониты; лукианисты; апеллиане; севириане; татиане; енкратиты; ересь у фригов, состоящая из монтанистов и таскодругитов; пепузиане, они же и прискиллиане и квинтиллиане, с которыми состоят в связи артотириты; четыренадесятники, в один и тот же день года совершающие пасху; алоги, не принимающие Иоаннова Евангелия и Апокалипсиса; адамиане; сампсеи, они же и елкесеи; феодотиане; мелхиседекиане; вардисианисты; ноетиане; валисии; кафары, они же и новатиане; ангелики; апостолики, они же апотактики; савеллиане, оригенисты, они же и срамники; оригенисты, они же адамантики; ересь Павла самосатскаго; манихеи, они же акуаниты; иеракиты; мелетиане, египетский раскол; ариане, они же ариоманиты; раскол авдиан; фотиниане; маркеллиане; полуариане; духоборцы, хулящие Святаго Духа Божия; аэриане; аэтиане, они же и аномеи, с которыми в связи Евномий; димириты, не исповедающие совершеннаго Христова вочеловечения, они же и аполлинариты; утверждающие, что святая Мария Приснодева по рождении Спасителя сожительствовала с Иосифом, которых мы назвали антидикомарианитами; во имя той же Марии Богородицы приносящие жертву, которые называются коллиридианами; массалиане, с которыми состоят в связи мартириане, от еллинов произшедшие, а также евфимиты и сатаниане.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Подписали сие: я – Афанасий – и другие собравшиеся Епископы, и присланные Епископом острова Сардинии Люцифером два диакона Еренний и Агапит, и присланные Павлином Максим и Калимер также диаконы; были же при сем и некоторые монашествующие от Епископа Аполлинария, для сего им и присланные. 10) Поименованные же вначале Епископы, к которым писано это послание, были: Евсевий – города Верчелли в Галлии, Люцифер – острова Сардинии, Астерий – Петры аравийской, Киматий – Палтоса в Келесирии, Анатолий – Евбеи. А писавшие послание были: Папа Афанасий и пребывающие с ним в Александрии Евсевий и Астерий, и прочие: Гаий – Епископ Паратония близ Ливии, Агаф – Фрагона и части Елеархии египетской, Аммоний – Пахнемуниса и остальной части Елеархии, Агафодемон – Схедии и Менелаита, Драконтий – малаго Ермополя, Аделфий – Онуфа лихнийскаго, Ермион – Танеса, Марк – Зигров близ Ливии, Феодор – Атриба, Андрей – Арсеноита, Пафнутий – Саиса, Марк – Филов, Зоил – Андро, Мина – Антифрона. К сему Евсевий приписал по-латини, что в переводе значит: Я – Епископ Евсевий – с вами, по точном с обеих сторон исповедании веры вашей, взаимно между собою соглашающимися в разсуждении ипостасей, и сам согласен; и не сие только подтверждаю, но и все, что говорится в Послании, как видно это по связи речи, о воплощении Спасителя нашего, а именно, что Он Сын Божий и соделался человеком, восприяв на Себя, кроме греха, всего ветхаго нашего человека, каким он был. И поелику лист, приписываемый Сардикийскому Собору, устраняется, чтобы не казалось, будто бы излагается в нем что-либо сверх никейской веры; то и я соглашаюсь не делать его гласным в Церкви, чтобы не подать мысли, будто бы исключается им никейская вера; и желаю возмогать вам о Господе. Я – Астерий – дал свое согласие на все писанное выше; желаю возмогать вам о Господе. 11) Когда же свиток сей был прислан из Александрии к антиохийцам за означенными подписями поименованных выше, тогда и сами они подписались к нему: Я – Павлин, как приял от Отцев, так и содержу в мыслях, что Отец есть и пребывает совершен, и Сын пребывает совершен, и Дух Святый пребывает совершен; почему и приемлю написанное выше толкование о трех ипостасях, и об единой ипостаси, или сущности, а равно и разумеющих так.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

С 1093 г. Ансельм – архиепископ Кентерберийский. На посту архиепископа он боролся за большую независимость Англиканской церкви от власти папы и короля. Из-за своей жесткой позиции в этом вопросе большая часть его архиепископства прошла в ссылке на материке. Св. Ансельм считается отцом схоластики. Он одним из первых признал возможность использования философии в богословии. Занимаясь решением очень популярной в Средние века и Новое время проблемы соотношения веры и разума, он пришел к выводу, что познание христианина начинается с акта веры: факты, которые он хочет познать, даны в Откровении. То есть христианину требуется верить, чтобы понимать, а не наоборот. В то же время богословие может воспользоваться разумом, чтобы лучше понять то, во что он верит. Особое внимание Ансельм уделял форме, в которую облекается мысль, то есть логико-грамматической структуре высказывания. АНТОНИЙ, МИТРОПОЛИТ (в миру Алексей Павлович Храповицкий; 1863–1936) – церковный деятель и писатель; инспектор, а затем ректор Санкт-Петербургской и Московской духовных академий; в 1897 г. переведен ректором в Казанскую духовную академию; в 1897 г. рукоположен во епископа; с 1902 г. архиепископ Волынский, затем митрополит Киевский и Галицкий ; после революции 1917 г. возглавлял Высшее Церковное Управление за границей в подчинении Московской патриархии, с 1922 г.– глава Синода Русской церкви за границей, лидер Карловацкого раскола. АНТОНИЙ, ABBA , св. Антоний Великий , преп. Антоний Египетский (251–356) – основатель пустынножительского монашества. Его житие, составленное св. Афанасием Александрийским , представляет духовный путь Антония как единство существенных аспектов монашества: общежительства, отшельничества и социального служения. Около 335 г. по настойчивому приглашению Афанасия Великого приходил в Александрию для обличения ариан. Память в Православной и Католической церквах – 17 (30) января. АПОЛЛИНАРИЙ Младший (ок. 310–390) – сын Аполлинария Старшего, епископ г. Лаодикии, ученик Афанасия Александрийского .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

4. Преп. Аполлинария . Дочь Анфимия, наместника малолетнего императора Феодосия Младшего. Аполлинария была его старшей дочерью, тогда как его младшая дочь была умалишенной 2 . Не захотела Аполлинария выходить замуж, но в сердце своем обручила себя Христу и удалилась в египетскую пустыню. В мужской одежде и под мужским именем Дорофей поступила она в мужской монастырь, где подвизалась, неустанно вознося дух свой к Богу и горя любовью к Творцу своему. Царскому наместнику Анфимию кто-то посоветовал отправить свою безумную дочь к пустынникам, чтобы те прочитали [над н]ей молитву. И по Промыслу Божию произошло так, что свою больную младшую сестру своей сильной молитвой исцелила сестра старшая. Лишь когда Аполлинария упокоилась, открылась тайна [о том], что была она не мужчиной, а девой. Мужество и стойкость этой святой девы на все века послужили примером и поощрением для всех тех, кто заботится о своем спасении. Святая скончала свои дни в 470 году. Ради Бога и души невинные девицы Стали для Христа благими ученицами, Услады, роскошь и смех оставили, В ангельский души свои представили. В их немощных телах светильники возжжены, Их души Духом Святым чудно просвещены, Веками светят, [нам] верный путь указуя, Со Ангелами святыми на небесах ликуя. Аполлинария и Синклитикия, Духом озарены ваши сердца святые, Он утвердил вас, наставил и научил, Он вас уневестил и с Господом обручил. Молитесь убо за нас, дивные постницы, Подвижницы храбрые, бессмертные девицы. Рассуждение Плод, плод и только плод ищет Господь на всяком живом древе, именуемом человеком. Добрый плод – боголюбивое сердце, а злой плод – сердце самолюбивое. А всё остальное, что есть у человека и чем он пользуется, как-то: положение, власть, почет, здоровье, деньги, образование, – всё это только листья на дереве. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:10 ). Даже нехристианские народы ценили добрые дела выше красивых слов. Тем более это должно стать правилом для последователей Христовых. Как-то раз на собрании афинян, на котором присутствовали и послы Спарты, один старик шел от скамьи к скамье в поисках места. Но афиняне лишь насмехались над ним, а места ему не уступали. Когда же старик подошел к спартанцам, все [они] вскочили на ноги, предлагая ему сесть. Видя это, афиняне похвалили спартанцев сладкоречивыми словами. На это спартанцы им ответили: «Афиняне знают, что такое добро, но не творят его». Кто творит добро, тот и похож на дерево, приносящее добрый плод своему хозяину. А источник благ в человеке – доброе, боголюбивое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010