1487 преп. Максим Исповедник. Творения. ч.1. М., 1993. с. 188. 1488 В популярной апологетической литературе этот образ использует К. С. Льюис в книге «Просто христианство». 1489 Цит. по: von Balthasar U. Paque le mystere. – Paris, 1972, p. 125. 1490 Цит. по: де Любак А. Католичество. с. 29. 1491 Честертон Г. К. Вечный человек. – М., 1991, с. 459. 1492 св. Василий Великий. Творения. – Сергиев Посад, ч. 5. 1891, с. 360. 1493 преп. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. – М., 1990, с. 107. 1494 Цит. по: де Любак А. Католичество. с. 18. 1495 прот. Г. Флоровский. Восточные отцы IV века. – Париж, 1990, сс. 33-34. 1496 Преп. Максим Исповедник. Творения. – М., 1993. Ч. 1, с. 258. 1497 Цит. по: Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. Париж, б. г., с. 230. 1498 св. Григорий Богослов. Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария.//Творения. Т. 2. – СПб., б. г., с. 10. 1499 Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – Киев, 1915, с. 74. 1500 св. Григорий Нисский. Против Евномия.//Творения. Ч. 5. – М., 1863, с. 354 1501 св. Григорий Нисский. Против Аполлинария.//Творения. Ч. 7. – М., 1868, с. 192. 1502 св. Григорий Нисский. Против Аполлинария. с. 89-90. 1503 преп. Иоанн Дамаскин. Цит. по: прот. Г. Флоровский. О смерти крестной.//Православная мысль. Вып. 2. – Париж, 1930, с. 174. Ср. икону «Сошествие во ад» – она являет нам сокрушение врат и победу, а не муки экзистенциалиста. Над головой Христа развеваются Его одежды, которые еще не успели опуститься следом за Ним – столь стремительно было Его вторжение в мир подземья. 1504 св. Григорий Богослов. Цит. по: прот. Г. Флоровский. О смерти крестной.//Православная мысль. Вып. 2. – Париж, 1930, с. 164. 1505 свящ. Сергий Щукин. Современные думы.//Вестник РСХД, 122, с. 203. 1506 св. Григорий Нисский. Против Евномия.//Творения ч. 5. – М., 1863, с. 454. 1507 св. Григорий Нисский. Против Евномия. с. 273. 1508 Кавасила Н. Семь слов о жизни во Христе. – М., 1892, с. 66. 1509 св. Григорий Нисский. Против Евномия.//Творения ч. 5. – М., 1863, с. 453.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Аполлинарий отказывался признавать во Христе иное одушевленное начало, кроме Божественного, ибо, по его мнению, если допустить, что Христос обладал разумной душой ( νους), это означало бы подорвать единство Его Личности; в таком случае Христос не был бы изъят от греховности, изначально присущей свободной воле. Следовательно, опять-таки согласно Аполлинарию, Слово непосредственно соединилось с плотью, без души. Впервые подозрения православных в отношении мнений Аполлинария проявились на Соборе в Александрии в 362 г. Однако энергичное противодействие этим мнениям начинается лишь некоторое время спустя. В 377 г. Аполлинарий был осужден Римом, а в следующем году – Александрией, в 379 г. – Антиохией и, наконец, в 381 г. – Константинополем. У Аполлинария были страстные приверженцы, которые создали секту, исчезнувшую в период между 420 и 430 гг. Однако они все же успели до этого времени провести умелую фальсификацию произведений св. Афанасия Великого . Именно поэтому св. Кирилл Александрийский , нисколько не сомневаясь и полагая, будто она принадлежит св. Афанасию, воспользовался пресловутой формулой «одна воплотившаяся природа Бога Слова» ( μα φσις του Θεο Λγου σεσαρκωμνη) 579 . По всей видимости, Кирилл понимал ее не в том смысле, в каком понимал ее Аполлинарий, так как под «плотью» он разумел человеческую природу во всей ее целостности, в том числе и разумную душу 580 . Правило 2 Областные епископы да не простирают своей власти на Церкви за пределами своей области и да не вносят в Церкви замешательство, но, по правилам, александрийский епископ да управляет Церквами только египетскими; епископы восточные да начальствуют только на Востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, признанных никейскими правилами; также епископы Асийской области да начальствуют только в Асии; епископы понтийские да имеют в своем ведении только дела Понтийской области; фракийские – только Фракии. Не будучи приглашены, епископы да не переходят за пределы своей области для рукоположения или какого-либо другого церковного распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Аполлинарий принадлежал к числу тех лиц века, которые с блестящим классическим и богословским образованием соединяли глубокую склонность к подвижничеству и проводили строго аскетическую жизнь 225 . И его близкие сношения с кружком египетских подвижников служат лучшим тому доказательством. Сюда принадлежит прежде всего Серапион, епископ Тмуитский, защитник Афанасия 226 , „великий и знаменитый отец монахов», как называет его Созомен 227 . Настоящее время еще владеет двумя отрывками 228 из переписки между этим Серапионом и Аполлинарием 229 , относящимися ко времени после Александрийского собора 362-го года 230 . В этот же кружок знакомых Аполлинарию египетских подвижников входил, вероятно, и известный аскет Ринокурусы, Дионисий 231 , о котором упоминает Созомен 232 и которому адресованы письма Аполлинария 233 , дошедшие до нас с надписанием „к Дионисию 234 «. В Египте Лаодикийский епископ не только был принят хорошо, как защитник единосущия и близкий друг Афанасия, но и приобрел здесь значительное влияние. Здесь он нашел себе ревностных учеников и последователей, сохранявших свою силу и значение до времени вселенского собора 235 . Из числа их следует упомянуть о Валентине 236 епископе 237 , ставшем главою той фракции аполлинарийской школы, которая ближе и точнее воспроизводила учение своего учителя. Где проводил время Аполлинарий после посещения Египта и когда он возратился в Сирию, – к разрешению этих вопросов должна была бы вести нас сохранившаяся до нашего времени часть переписки его с св. Василием, если бы подлинность ее стояла вне всякого сомнения. Но прежде чем обратиться к обсуждению этой переписки, мы скажем несколько слов об отношениях св. Василия к Аполлинарию вообще. Как по свидетельствам посторонним 238 , так и по его собственному неоднократному признанию 239 , св. Василий был человеком, хорошо знавшим Аполлинария и некоторое время переписывавшимся с ним. Сам же Василий дает нам достаточные указания и относительно того, когда он вступил в письменные сношения с Аполлинарием.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Ибо там, где бывает частое своевольство в проступках, надлежит быть великой строгости узаконений. Итак все, которые или в сем священном городе, или в городе Александрии, или в египетском округе и в разных других областях, следуют невежественному зломыслию Евтихия и не веруют так, как предали 318 святых отцов, утвердивших кафолическую веру в городе Никее, также 150 других почтенных епископов, собиравшихся после того в этом славном городе Константинополе, и как веровали Афанасий, Феофил и Кирилл, святой памяти епископы города Александрии, которым всем последовал и ефесский собор (на коем председательствовал блаженной памяти Кирилл и осуждено заблуждение Несториево), которым недавно последовал и почтенный халкидонский собор, совершенно во всем соглашаясь с прежними соборами священников, ничего не убавив и не прибавив в святом символе, но осудив пагубное учение Евтихия, все они пусть знают, что они еретики-аноллинаристы. Ибо Евтихий и Диоскор святотатственного мыслью последовали зловреднейшей секте Аполлинария. И потому все, следующие зломыслию Аполлинария или Евтихия, пусть знают, что они должны быть подвергнуты тем наказаниям, какие определены в постановлениях прежних священных императоров против аполлинаристов, или после в узаконении нашего величества против евтихиан, или в этом самом высочайшем законе против них же. Посему аполлинаристы, что то же, евтихиане, хотя у них и есть разница в названии, но в еретическом зломыслии сходство, и хотя неодинаково имя, но то же святотатство, находятся ли они в этом славном городе и в разных областях, или в городе Александрии, или в египетском округе, и не веруют так, как веровали вышеупомянутые почтенные отцы, и не находятся в общении с почтеннейшим мужем, предстоятелем города Александрии Протерием, содержащим православную веру, согласно высочайшим постановлениям прежних священных государей, обнародованным относительно аполлинаристов, пусть не имеют права делать завещание и излагать последнюю волю, и пусть не принимают того, что им самим будет отказано по чьему-либо завещанию, пусть даже не приобретают ничего каким-либо даром; если же что-нибудь передано будет им или по щедрости живущего, или по воле умирающего, пусть это немедленно конфискуется в нашу казну.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Athanasius Alex. De inkarnatione. Verbi 14, 6: 21. (ed. Kannengiesser, C. Paris, 1973. ΤLG 2035/2). Ср. рус. пер. Свт. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова.//Творения в 4 – ех томах. М., 1994. Т. I. С. 204.  Macarius М. Homeliae Spirituales. 12: 2. ( ed. Do+rries, H. Berlin 1964. TLG. 2109/2). Ср. рус. пер. Преподобный Макарий Египетский. Беседа 12. О состоянии Адама, доколе он не преступил Божию заповедь.//Духовные беседы. М., 1998. С. 93. Theodoretus Cyr. Quaestiones in Octatteuchum 122; 13. (ed. Sa/enz- Badillos, A. Madrid 1979. TLG 4089/22). Блаженный Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М., 2003, С. 93. Свт. Афанасий Великий. Первое слово на ариан. Творения в четырех томах. М., 1994. Т. II, С. 192. Блаженный Феодорит Кирский. О том, что Владыка воспринял на Себя тело.//Библиотека отцов и учителей и отцов Церкви. М., 2003 Т. XII, С. 45. Банков С.Диссертация: Догматическое учение Большого Огласительного Слова святителя Григория Нисского. Сергиев Посад. Академия. 2001, С. 110. Athanasius Alex. De inkarnatione Verbi 44, 6: 1 (ed. Kannengiesser, C. Paris, 1973. ΤLG 2035/2). Ср. рус. пер. Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти.//Творения в четырех томах. М., 1994 Т. I С. 240. Симеон (Гаврильчук) иером. О Домостроительстве нашего Спасения.//Святоотеческая антропология и Христология. Сборник статей. Вып. I. 2002. С.115. Athanasius Alex. De inkarnatione Verbi. 8, 4: 9. (ed. Kannengiesser, C. Paris, 1973. ΤLG 2035/2). Ср. рус. пер. Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова.//Творения. Т. I. М. 1994. С. 204. Свт. Григорий Богослов. Послание 3. К Кледонию против Аполлинария – первое. Собрание творений.. Минск Москва. 2000. Т. II. С. 12. См. напр. Н.И Сагарда, А. И. Сагарда.Патрология СПб, 2004 С. 752. Н.И. Сагарда отмечает важность этого момента в связи с мнениями некоторых западных исследователей, которые, рассматривая слово «плоть» вне контекста, делают неправильный вывод, якобы из святоотеческих творений следует, что Бог воспринял лишь тело без души. Эти мысли напоминают учение Аполинария Лаодикийского; «как дух человека живет и управляет плотью, так Бог Слово, подобно сему, обитал и управлял плотью» См. Спасский «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского». Сергиев Посад 1895. С. 306.

http://bogoslov.ru/article/2894303

А этот Максим был заражен пустословием Аполлинария. Однако собравшиеся тогда епископы не потерпели этого странного поступка. Между отцами же собора были мужи достодивные, исполненные мудрости и святой ревности, именно: преемник Василия Великого Элладий, Григорий и Петр, родившийся с Василием от одних родителей, Амфилохий ликаонский, Оптим писидийский и Диодор киликийский. Там же присутствовали: Пелагий лаодикийский, Евлогий эдесский, Акакий и наш Исидор, Кирилл иерусалимский и украшавшийся словом и жизнью Геласий из Кесарии палестинской и многие другие подвижники добродетели. Все они тогда отделились от епископов египетских и с великим Григорием составляли особые торжественные собрания. При этом случае божественный Григорий убеждал их, чтобы, собравшись для утверждения согласия, они взаимное единомыслие предпочли несправедливости одного человека, «ибо через это и я, избавившись от многих забот, – говорил он, – буду наслаждаться приятною для меня тишиною, и вы после той долговременной и трудной борьбы вкусите вожделенный мир. Ведь крайне нелепо, только что избежав вражеских стрел, нападать друг на друга и тем ослаблять собственную свою силу. В таком случае мы окажемся очень забавными для своих врагов. Итак, поищите достохвального и мудрого мужа, который бы мог принять на себя множество забот и усердно исполнять их, и поставьте его архиереем». Убежденные этими советами, добрые пастыри в епископы того великого города избрали Нектария, мужа благородного, украшавшегося знаменитостью рода и сиявшего собственными добродетелями. Что же касается до Максима, то его, как человека заразившегося безумием Аполлинария, объявили лишенным епископского достоинства 185 . После сего отцы собора, постановив правила касательно церковного благочиния и утвердить непреложность Символа никейского, возвратились в свои епархии. Но с наступлением лета 186 , многие из них снова прибыли в тот город и побуждаемы были к тому церковными нуждами. Здесь они получили соборное послание западных епископов, которым приглашаемы были в Рим по случаю составлявшегося там великого собора, однако ж от этого путешествия, как бесполезного, отказались, а только отвечали на послание, давая знать западным епископам о церковных своих беспокойствах и слегка намекая на их равнодушие в этом отношении. В том же ответном послании они кратко изложили и апостольское свое учение. Впрочем мужество и мудрость Отцов, написавших это послание, яснее откроется из самого послания. Глава 9 Послание константинопольского собора. «Почтеннейшим господам и благорасположеннейшим братиям и сослужителям Дамасу, Амвросию, Бриттону, Валериану, Асхолию, Анемию, Василию и прочим, собравшимся в великом граде Риме, святым епископам – святой собор православных епископов, сошедшихся в великий град Константинополь, желает здравия о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Афанасий встретился с радушно принявшими его Аполлинарием, будущим епископом Лаодикийским, и его отцом – Аполлинарием Старшим. Между ними завязались близкие отношения, свидетельствовавшие о единстве в вере 509 . Когда св. Афанасий вернулся в Александрию, народ встретил его с ликованием. Однако его противники из арианской партии обвинили его на соборе в Антиохии в том, что он вернулся на кафедру незаконно, так как не были отменены решения собора в Тире. На его место был прислан арнанский пресвитер Пист, рукоположенный в епископа арианином Секундом Птолемаидским, но он был предан анафеме египетским епископатом на поместном соборе 338 г. Поддержал св. Афанасия и папа Римский Юлий, не признавший назначение Писта из-за его прежней поддержки Ария. Вероятно, тогда же св. Афанасию удалось заручиться публичной поддержкой прп. Антония Великого , который явился – возможно, по просьбе Афанасия – в Александрию и публично объявил себя приверженцем Никейского вероисповедания и осудил тех, кто учил по-арианскн о тварности Сына Божия. Это было важным событием, поскольку ариане ссылались на Антония, авторитет которого был уже тогда велик, как на своего сторонника 510 . Несмотря на единодушную защиту св. Афанасия духовенством и народом в Египте, на Антиохийском соборе 339 г. он был низложен все под тем же предлогом – что был отстранен от кафедры собором в Тире и вернулся на кафедру незаконно. На Александрийскую кафедру с помощью военной силы 23 марта 339 г. был возведен Григорий Каппадокиец. Св. Афанасий был вынужден удалиться из Египта и отправиться в Рим. Здесь он встретился с другим защитником Никейской веры, вынужденным искать поддержки в Риме; это был Л1аркелл, епископ Анкирский. Его еще раньше, чем Афанасня и, в отличие от Афанасия, по эксплицитно вероисповедальным причинам лишили кафедры на Константинопольском соборе 335 г. Именно Маркелл, а не Афанасий претерпел первые гонения от «евсевиан» за веру 511 . Мы не будем здесь подробно останавливаться на вопросе о вере Маркелла Анкирского и его полемике с софистом Астерием и Евсевием Кесарийским (см.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

О том, что, по смерти Александра александрийского, согласно с его избранием, на епископский престол восходит Афанасий. Рассказ о его детстве, и о том, как он самоучкою совершал священнические действия и был любим Великим Антонием. Около того же времени александрийский епископ Александр, отходя от этой жизни, оставил преемником своим Афанасия, и к сему мнению приведен был, думаю, волею Божиею; ибо Афанасий, говорят, пытался уйти и принял епископство нехотя, по принуждению Александра. Об этом свидетельствует Аполлинарий сириянин, говоря так: «Нечестие не медлит враждовать и после сего: сначала оно вооружилось против блаженного учителя этого мужа, которому содействовал он, как сын отцу, а потом и против него самого, когда, несмотря на многократное бегство, ему пришлось сделаться преемником епископства. При помощи Божией, он был найден; равно как, по божественному же указанию, блаженный муж избрал его, а не кого другого, своим преемником, когда передавал ему епископство. Отходя от сей жизни и уже кончаясь, он призывал Афанасия по имени; но Афанасий был в отсутствии. Находившийся тут другой соименный отозвался на зов епископа; но он ничего не говорил ему, так как не его разумел, и опять стал звать. Повторив это несколько раз, блаженный Александр не отвечал присутствовавшему, но обращался к отсутствовавшему, и наконец пророчески сказал: «Афанасий! ты думаешь избегнуть, но не избегнешь, – давая этим знать, что призывал его на подвиги». Так пишет Аполлинарий об Афанасие. А последователи арианской ереси говорят, что, по смерти Александра, единомышленники Александровы и Мелетиевы вступили во взаимное общение и, собравшись из Фиваиды и всего Египта в числе пятидесяти четырех епископов, с клятвою согласились общим голосом избрать правителя александрийской церкви; но из них семь предстоятелей, нарушив клятву, вопреки мнению прочих, тайно рукоположили Афанасия, – и вот почему многие из народа и из египетских клириков не вступали с ним в общение. Я же уверен, что этот муж, как человек, способный говорить, мыслить и противиться козням, достиг первосвященства не без Божия внушения: то время имело нужду именно в таком предстоятеле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

Свв. отцы также говорили не только о поврежденности человеческой природы после падения, но и о ее недолжном духовном состоянии. Так, свят. Григорий Богослов говорит о «нечистоте» и «скверне», привнесенной падением 932 , а преп. Макарий Великий – о «сокровенной скверне», оскверняющей душу и тело 933 . Таким образом, наследственную греховность следует понимать не только как расстройство человеческой природы, но и особое духовное состояние, подлежащее нравственной оценке. 3 . Из размышлений многих отцов Церкви и других древних христианских авторов о первородном грехе, несмотря на отсутствие единообразной терминологии и различия в деталях, тем не менее можно заключить, что наследственная греховность, согласно их пониманию, не сводится только к поврежденности человеческой природы, ее тленности, смертности и удобопреклонности ко злу. Можно привести множество свидетельств того, что древние христианские писатели усматривали тесную связь между наследственным греховным состоянием человека и воздействием на него врага спасения. Так, согласно Тертуллиану , «первоначальная порча» есть как бы «другая природа» (alianatura), которая не сотворена Богом, но внушена диаволом 934 . В приписываемой свят. Афанасию Александрийскому книге «Против Аполлинария» говорится, что «диавол произвел грех (μαρτ α), всеяв его в... естество человека» 935 . Преп. Макарий Египетский говорил, что «лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое...» 936 . Согласно преп. Симеону Новому Богослову , «из-за Адама, приявшего действие лукавого диавола... и мы, как чада его, подлежим действию и властному господству диавола и бываем рабами ему» 937 . В качестве близкого по значению к термину «грех» (μαρτ α) свв. отцы использовали выражение «закон греха» (ν μος μαρτ ας). В книге «Против Аполлинария» говорится, что «диавол в естестве человеческом постановил греховный закон (ν μον μαρτ ας)» 938 . Свят. Кирилл Александрийский считал, что после падения человеческая природа «подпала закону греха» 939 . Близкое к этому понимание имело место и у преп. Иоанна Дамаскина , который различал между «законом во удех плоти нашей», т. е. страстностью и немощью падшей природы, и «законом греха», носителем которого является диавол. Последний, используя немощь страстной падшей природы, внушает человеку свой закон, «обольщает... и убеждает сделаться рабом греху» 940 , иными словами, формирует в человеке противный закону Божию строй душевной и телесной жизни, по причине которого человек оказывается во власти лукавого (ср.: Рим.7:19:21, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Увидав меня в большом расстройстве и скорби, прежде чем я успел им поведать о своем горе, они спросили меня: – Что с тобой, авва Зосима? Умер брат твой? – Да! – говорю им. Придя вместе со мною и увидав его распростертым по земле, они сказали мне: «Не печалься, авва Зосима, Бог милостив!» И, воззвав к умершему, сказали: «Брат Иоанн, встань! Ты нужен старцу!» И брат тотчас поднялся с земли. Найдя змею и взяв ее, они пред нами рассекли ее надвое. Потом сказали мне: «Авва Зосима, ступай на Синай. Бог хочет вверить тебе церковь в Вавилоне (египетском)». И мы немедленно удалились. Когда мы вернулись на Синай, авва синайской обители спустя немного времени послал меня и еще двоих в Александрию. Блаженнейший Аполлинарий, папа Александрийский, принял нас и поставил всех троих епископами: одного – в Илиополь, другого – в Леонтополь, а меня – в Вавилон». К главе 124 Гора Порфирит в Верхнем Египте близ западного берега Красного моря, немного южнее синайского полуострова. Город Милет на западном берегу малоазийского полуострова. Галатия – провинция Малой Азии с гл. городом Анкирой. Об обители Евфимия Великого см. во введении. В другой уже раз авва Зосима возвращается на Синай, см. прим. к гл. 123. Аполлинарий был патриархом Александрийским с 551. Скончался в 565. Он отличался необыкновенной добротой. О нем см. рассказ в гл. 193. Леонтополь, Гелиополь и Вавилон – все три города лежат недалеко один от другого, в нижнем Египте, южнее Дельты, почти под 30° сев. широты. О стадии см. прим. к гл. 19-й. Глава 125 Подвиг аввы Сергия отшельника Прими благословение отцов! На Синае некоторые из отцов рассказывали нам об отшельнике авве Сергии. Во время пребывания его на Синае эконом приставил его смотреть за лошаками. Однажды он шел с ними, и вот лев залег на пути. Увидали льва лошаки и их погонщики и, объятые ужасом, разбежались. Тогда авва Сергий, взяв из своей сумы один хлеб, подошел ко льву и говорит ему: «Прими благословение отцов и уйди с дороги, чтобы пройти нам». Лев взял хлеб и удалился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010