Апеллес, один из даровитейших учеников гностика Маркиона, отступил от системы своего учителя, и в своих „Силлогизмах“ признал истинным библейское повествование о творении мира благим Богом, признал также факт грехопадения и необходимость искупления, и только остановился пред вопросом: как могло совершиться искупление? Имея на этот вопрос готовый ответ в свящ. новозаветных книгах, он признал Иисуса Христа Искупителем, пришедшим обратить человечество к Богу, признал и образ совершения искупления так, как говорят об этом евангелия, – но не мог признать воплощения. По нему, воплотиться значит воспринять в Божескую ипостась часть материи, а материя есть зло, и потому воплотиться значит воспринять в себя зло, а воспринять в Себя зло Божеству невозможно. Поэтому, избегая противоречия, он придумал для Иисуса Христа особое небесное тело, образованное Духом Святым и потому безгрешное. Но он все-таки не докет, потому что признавал тело Иисуса Христа устроенным так, что оно могло быть осязаемым, а следовательно – и распятым 768 . Дальше этого, не изменяя в корне своих основных воззрений на сущность зла, гностицизм идти не мог и действительно не пошел, в III и IV веках оставаясь тем же, каким явился в „Силлогизмах“ Апеллеса, пока наконец совсем не исчез в V веке. В тоже время и партия иудействующих толковников христианства не могла удержаться на своей первоначальной почве и должна была уступить христианству идею спасения, признав Иисуса Христа действовавшим под влиянием высшей, божественной силы, обитавшей в Нем, как в доме. На этом положении она считала возможным (хотя и ошибочно) соединиться с церковной партией христианства, и постепенно слилась с одним из направлений монархианства II и III века. Но церковное понимание христианства шло одинаково в разрез – как с пониманием гностическим, так и с иудейским. С одной стороны, представители этого понимания настаивали на положении, что если Христос – Спаситель, то Он должен быть истинным человеком, а потому, следовательно, истинно родился от Девы, истинно пострадал, умер и воскрес; с другой стороны, они доказывали, что если Христос – Спаситель, то Он должен быть Богом, потому что только Бог не повинен во грехах, и только в Нем одном очищающая сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

И вот в эту благодатную землю около 1044 года до Р. X. сыновья Кодра, Пелей и Андрокл привели с собой большие толпы греков ионийского племени. Это племя отличалось особенной нежностью. С женственной красотой ионийца гармонически соединялась в нем необыкновенно сильная впечатлительность и восприимчивость. Иониец, поэт в душе, при восприимчивости своего ума, был способен к сильной умственной работе. Гомер и Мимнерм, Анакреон и Ксенофан, Апеллес и Парразий вместе с Фалесом и Анаксимандром, Анаксименом и Гекатеем одинаково вышли из ионийского даровитого племени. Казалось, нельзя было сделать более лучшего подбора, как – ионийцы и западное побережье Малой Азии: так природе поселенцев соответствовала природа страны. Пришедшие ионийцы основали на береговой полосе и некоторых островах 12 городов: Милет, Миунт и Приэпу – в Карий, Ефес, Колофон, Лебедос, Теос, Клазомены и Фокею – в Лидии, еще два города на островах – Самос и Хиос и один – Эрифры – на суше 3063 . —309— Впоследствии к этим городам присоединилась еще Смирна, принадлежавшая ранее холийцам 3064 . – История Ионии не особенно богата крупными фактами. При Крезе все ионийские поселения подчинялись Мидии 3065 ; вместе с падением мидийского царства пала и зависимость от него Ионии, впрочем, только для того чтобы в 557 г. подпасть ей под власть персов 3066 . Неудачные попытки ионийцев свергнуть власть македонян, а потом римлян, к которым перешла она по завещанию Пергамского царя Аталлы в 133 г. до Р. X. При разделении Августом провинций на императорские и сенатские, прежняя Иония обратилась в асийскую проконсульскую провинцию; ее составляли: Мизия, Лидия, Кария, Холида, собственно Иония и Дорида 3067 . В таком виде существовала, так называемая, проконсульская Асия и во времена св. Ап. Павла. Ефес, бывший еще в древности резиденцией ионийских царей 3068 , стал главным городом и проконсульской Асии. Он по всей справедливости может быть рассматриваем, как центр и представитель этой всей области. Ефес – это один из самых знаменитейших центров древне-классической культуры. С этим славным именем соединяется представление о том малоазийском приморском городе, который держал в своих руках чуть не всю торговлю Средиземного моря и Малой Азии 3069 , – который, благодаря своим огромным богатствам, умел так пользоваться жизнью, что даже суровый стоик Сенека, и тот признал его самым роскошнейшим местом для жизни тех душ, которые не заботятся о добродетели 3070 . Это тот город, который, затратив неимоверно громадные средства, построил такой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чем же жил этот богатый город? Каково было внутреннее, умственное и религиозно-нравственное состояние его жителей? – В Ефесе были на лицо все необходимые условия для того, чтобы его жители могли стать на сравнительно высокую степень образованности. Ионийцы, отпрыск гре- —327— ческой нации, известный своими высокими умственными способностями, по природе были очень развитой национальностью. Богатство и разнообразие окружающей внешней природы должны были развивать умственные дарования ефесян, давая пищу уму и воображению. Торговое значение Ефеса, как центра среди всех цивилизованных стран, омывавшихся восточной частью Средиземного моря, и далее – восточных, на малоазийском полуострове, было наиболее удобной почвой, где возможны приобретения разнообразных и полезных умственных обогащений, как на месте, так и в путешествиях по чужим странам, и на первый взгляд Ефес был славен своей образованностью. Тут родился и жил знаменитый Гераклит (500 до Р. X.) 3155 ; его высокие философские идеи об абсолютном, как тождестве бытия и небытия, о движении или течении, как сущности мировой жизни, о бессмертии души и т. п. упрочили за ним место в истории философии на ряду с Платоном и Гиппократом, которые были ревностными последователями его системы. Из Ефеса, далее, произошел Гермодор, принимавший участие вместе с децемвирами в редактировании кодекса XII римских таблиц 3156 . В Ефесе же родился поэт Гиппонакт 3157 (540 до Р. X.), ямбические сатиры которого полны остроумия, не страдают личным характером и написаны строго выдержанным, чисто-сатирическим ямбом. Художник Парразий 3158 (400–380 до Р. X.), произведения которого находились во времена империи в Риме в качестве образцов для художников, также был родом из Ефеса. Наконец, Апеллес 3159 , славный ученик знаменитейшего художника древности Памфила, любимец Александра Великого, произведения которого отличаются сколько верностью действительности, столь же и богатством творческой идеи, также принадлежал Ефесу. Ефес имел гимназии и театр, в нем была какая-то школа Тиранна 3160 , в нем жил и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

34. Из Египта гностицизм устремляется в Рим, ибо в тогдашнее время всё дурное и хорошее стягивалось в Рим. Сюда пришел Валентин из Египта 626 , Маркион из Понта 627 , Кердон из Сирии 628 . Миссионером карпократиан явилась в Риме Марцеллина 629 . Алкивиад принес книгу в Рим из Апамеи в Сирии 630 . В Риме гностицизм, в особенности Валентина 631 и отчасти Марцеллины 632 , нашел для себя богатую жатву. Но в смысле идейном развитие гностицизма в Риме прекратилось. Здесь началось уже падение гностицизма. Поэтому говорить в собственном смысле об италийской школе 633 нет оснований. 35. Подобное деление гностиков 634 хотя и не свободно от возражений, но нам представляется наиболее отвечающим историческому ходу дела. Определить число гностиков, которые, как грибы, появлялись из земли 635 , нет возможности. Мы имеем в виду только важнейших гностиков.– Интересно, среди гностиков большую роль играли женщины 636 . Оставляя в стороне Елену Досифея и Симона, мы укажем на Марцеллину среди карпократиан, Флору у валентиниан, которой Птоломей-гностик писал глубокомысленное богословское послание 637 на «sactiores feminas“ Маркиона 638 , на Филумену, к которой прислушивался Апеллес 639 , на женщин валент. Марка, совершавших евхаристию 640 , на Марию коптско-гностических произведений Pistis Sophia и кн. Jeû, где ей отведена почти главная роль. Вообще о значении женщин среди гностиков Тертуллиан 641 с негодованием говорит: «Сами женщины еретическия как дерзки! Оне осмеливаются учить, диспутировать, браться за заклинание духов, обещать исцеления, может быть, и крестить“. Что касается стран распространения гностицизма, то кроме М. Азии, Сирии, Египта и Рима, можно указать на Галлию, где поражал лжеименный гносис св. Ириней, и на северную Африку, где защищал верующих Тертуллиан 642 . Восточные или Сирийские гностики Офитские секты 01. На горизонте истории гностицизм выступает в виде своеобразных сект, получивших свое имя от змеи – офиты (φις), наассены (). Откуда произошли офиты, под какими ближайшими влияниями сложилось их учение, где именно и когда собственно появились 643 , и все ли теперь известные под именем «офитских“– секты назывались так и с самого начала и почему – все эти и подобные вопросы далеко не находят единодушного решения. А имея в виду состояние и характер источников, трудно надеяться на безапелляционное решение указанных проблем когда-либо и в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

07. У Амвросия читаем: «многие, которых учитель (соб. auctor) Апеллес – так в 38-м томе его – предлагают такие вопросы: каким образом древо жизни является более действенным, чем дыхание божие?– Затем, если Бог не создал человека совершенным, и каждый чрез собственную деятельность приобретает себе совершенство добродетели: не кажется ли, что человек больше сам приобретает себе, чем влагает в него Бог?– В третьих, выставляют: Если человек не вкусил бы смерти, то – во всяком случае, поскольку не вкусил бы – не мог бы знать. Следовательно, если не вкусил бы, не знал бы (т.е. смерти); если не знал бы, не мог бы бояться. Значит, напрасно Бог угрожал бы смертью, которой люди не боялись бы“.– Содержание новых семи фрагментов «Силлогизмов“, извлеченных Гарнаком из творения Амвросия, в сокращении таково: 1) «не всегда худо не повиноваться заповеди. Ибо если заповедь блага, то нечестиво неповиновение; но если заповедь – не добра, полезно не повиноваться. След., не всегда худо – не повиноваться заповеди“. 2) «Кто не знает ни добра, ни зла, нисколько не различается от мальчика (а parvulo); мальчик же у справедливаго судьи ни в чем не обвиняется“. 3) «Кто не знает ни добра, ни зла, не знает – говорят также, и того, что не повиноваться заповеди худо; не знает тот и блага повиновения. След., кто не знает и не повинуется, заслуживает снисхождения, а не осуждения“. 4) Четвертый силлогизм развивает уже известную мысль Апеллеса: если смерть человека приписывать натуре (свойству) древа, тогда ее плод превышает силу дыхания Бога, оживившего человека. 5) «Знал или не знал Бог, что Адам нарушит заповедь Его? Если не знал, то это утверждение не соответствует божественному могуществу; если же знал и тем не менее в пренебрежении заповедал, то это недостойно Бога предписывать что-либо излишнее... ничего напраснаго Бог не делает; значит, писание не от Бога“. 6) Шестой фрагмент путем силлогистических разсуждений хочет установить, что «человек не есть создание Бога потому, что Бог зла не сотворил. Между тем человек получил понятие о зле, прежде чем был низвергнут злом“. 7) Наконец, 7-й фрагмент гласит: «Каким образом Бог – благ, если он не только допустил в этом мире зло, но даже позволил в такой степени смешение?“

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Никакие препятствия не могли удержать их от проповеди : ни труды, соединенные с делом проповедания учения Господа, ни ярость иудеев и язычников, – всех и всюду они оглашали евангельским словом и достигали того, что даже язычники принимали учение Креста. Если же апостолы раскрывали тайны царствия в первоначальной проповеди частным лицам, то возможно ли предположить, чтобы они скрыли что-либо из учения И. Христа от церквей верующих? Если вверяли догматы частным лицам, то ужели могли утаить их от целых церквей? Ужели публично они проповедовали одно евангелие, а тайно – другое, в одном случае одного Христа, а в другом – другого, одно воскресение для народа, а другое – для избранных лиц? Нет, один Христос, одна вера, одно евангелие составляло предмет проповеди в продолжение всей их апостольской деятельности и для всех лиц – знатных и незнатных, богатых и бедных, мудрых и не обладающих мудростью; они строго выполняли желание Господа, чтобы в их поучениях царствовало совершенное однообразие 607 . Praescriptio убеждает нас, что христианство истинно, ересь – ложь. Ложь есть не что иное, как искажение истины, тень ее; но, как всякому должно быть очевидным, должна быть сначала истина, а потом уже искажение ее, сперва образ, а потом тень его, первее оригинал, а потом уже недостойная и гнусная переделка его 611 . Сначала Бог сеет доброе семя, потом уже враг приходит и примешивает туда плевелы 612 . Исторические данные говорят, что христианское учение предшествует учению еретиков, – оно восходит к временам Самого Господа и Его апостолов, а еретическое учение едва достигает времен апостольских, на стороне христианства – praescriptio, право давности, на стороне еретиков его нет 613 . «Знаменитейшие лжесплетатели – Маркион, Валентин, Апеллес, Нигидий, Гермоген и др. жили и распространяли выдуманное ими учение очень недавно, не далее царствования Антонина 614 . Живя очень далеко от времен апостольских и времени земной жизни Господа, чем еретики эти докажут свою миссию – исправлять христианство? И.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Трудно вообразить себе кишащие массы народа на судах и в портах, скопление солдат и чиновников, повозок и вьючных животных на дорогах. Среди них везде встречались христиане или же готовившиеся принять крещение. Ничто не отличало их от прочих путешественников, разве что сопровождавший их незримый свет. Идя от города к городу, они наблюдали, слушали и в конце концов обретали духовный свет и сердечный покой, подобно Юс- тину или Клименту: вчерашние ученики становились учителями. Другие христиане, подобно Гегезиппу, путешествовали ради того, чтобы больше узнать о церквах в Коринфе или Риме, ознакомиться с их истинными доктринами . Несколько позже Юлий Африканец, родившийся в Эммаусе, потомок ветерана, поселенного там Титом , посетил поочередно Эдессу, Рим и Александрию . Аверкий, епископ Иерополя, в Малой Азии, прибыл в Рим, после чего объехал Восток вплоть до берегов Евфрата . Рим, столица Империи, вскоре ставший и центром Церкви, имел христианскую общину, которую особенно часто посещали единоверцы и контактов с которой особенно добивались. Каждый отправлявшийся в Галлию или Испанию неминуемо проезжал через Рим. Поликарп прибыл туда из Смирны, Валентин — из Египта, Маркион — из Синопа, на Черном море, Эвельпист, ученик Юстина, — из Каппа- докии, Родон — из Азии. Некоторые попадали туда против своей воли, как, например, Игнатий Анти- охийский или как два ученика Юстина, приведенные в качестве рабов и вместе с ним принявшие смерть мучеников за веру . Еретик Гермоген покинул Восток, чтобы обосноваться в Карфагене , Апеллес отправился из Рима в Александрию . Эта христианская миграция развивалась и ширилась. В III веке Ориген отправился из Александрии в Кесарию Палестинскую, а оттуда — в Тир и Сидон, Босру и Антиохию, Кесарию Каппадокийскую, в Афины и Рим. Гостеприимство, античная добродетель, стало и добродетелью христианской. Постоялые дворы На больших дорогах располагались станции для смены лошадей и мулов, постоялые дворы , где можно было переночевать, а также таверны, где подавали еду и напитки. В Деяниях апостолов упоминаются Три Гостиницы  — станция для смены лошадей на дороге из Путеол в Рим, в сорока семи километрах от Вечного города.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

Из этих свидетельств мы узнаем, что быстрое распространение христианства в Северной Африке было достигнуто ценой многочисленных жертв. Другим важным направлением церковной письменности была полемика с разнообразными ересями, примером чему могут служить многочисленные антигностические трактаты Тертуллиана , направленные против таких ересиархов, как Маркион, Валентин, Апеллес, Праксей, Гермоген и др. 80 Прекрасный пример полемики с церковными расколами дают трактаты и письма свт. Киприана Карфагенского , боровшегося за единство Церкви против расколов Новата и Фелициссима в Карфагене и Новациана в Риме 81 . В ходе полемики с ересями и расколами быстрыми темпами развивается и христианская догматика, выясняя важнейшие вопросы теологии и икономии 82 , такие как триадология, учение 0творении, ангелология, христианская антропология, амартология, сотериология, христология, мариология 83 , экклезиология, сакраментология, эсхатология и некоторые другие. Большое внимание африканские церковные писатели уделяют нравственно-аскетическим и церковно-дисциплинарным вопросам. Христианская поэзия расцветает в стихотворных произведениях таких африканских писателей, как Коммодиан и Лактанций 84 . Остается неразвитой лишь одно важное направление богословия – экзегетика, но она получает должное развитие в многочисленных, хотя и не дошедших до нас трудах первого латинского экзегета свт. Викторина Петавского, жившего в Паннонии во второй половине III века 85 . Следует отметить, что латинская христианская письменность в целом и североафриканская в частности была не просто подражанием уже существовавшим греческим образцам, но практически сразу проявила оригинальность мысли, о чем речь пойдет ниже. Корпус сочинений Тертуллиана стал достойной заменой грекоязычной христианской письменности для христианского Запада в III–IV вв. и обеспечил латинскому христианству полный набор богословских терминов, формул и положений, необходимых для самостоятельного развития богословской мысли 86 . Вместе с тем сочинения доникейских африканских богословов более всех других свидетельствуют о характерных особенностях латинского христианства и его существенных расхождениях с христианством греческим 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

См. 1 Кор. 9:24. 261 Т. е. в сенат и народное собрание. В Курии близ Форума проходили заседания сената (см. Цицерон. О государстве II 31). Ростры — ораторская трибуна на Форуме, украшенная носами трофейных кораблей (rostra). 262 См. 4 Цар. 2:11. 263 Цесты — ремни, которыми кулачные бойцы обматывали себе руки (см. Цицерон. Тускуланские беседы II 17:40; Вергилий. Энеида V 379; Проперций III 14:9). 264 Ср. рассуждения Овидия (Наука любви I 89—228) о цирке как об идеальном месте для знакомств и ухаживаний. 265 См. Лук. 6:29. 266 Неверно: панцирь (spongia) носили гладиаторы, называвшиеся «самнитами» (ср. Ливии IX 40:3). «Ретиарии», вооруженные сетью и трезубцем, были одеты в одну тунику (см. Светоний. Калигула 30; Ювенал II 143; VIII 207). 267 Поговорка, цитируемая рядом позднейших церковных писателей (Otto § 282.  Nachtrage 53; 97; 142; 263). 268 Минос наряду с Ρ адамантом и не упомянутым здесь Эаком — владыка мертвых и верховный судья в загробном царстве (см. Гомер. Одиссея XI 569; Платон. Горгий 526 с; Страбон X 4:8). Ср. прим. 50 к трактату «К язычникам». 269 История с огородником по другим источникам не известна. 270 См. Матф. 7:15; 24:4; 11; 24; 1 Тим. 4:1– 3.  271 См. 1 Цар. 18.  272 См. 1 Цар. 13: 14.  273 См. 2 Цар. 11.  274 См. 3 Цар. 11: 4.  275 См. Евр. 4:14– 15.  276 См. Иоан. 6: 66.  277 См. Иоан. 1:1; 6:67–68; 16: 30.  278 См. 2 Тим. 1:15; 2:17; 1 Тим. 1: 20.  Упомянутого Гермогена Тертуллиан в трактате «О воскресении плоти» (24 ср. 1) причисляет к еретикам, отрицавшим воскресение плоти. 279 См. 1 Кор. 11:18– 19.  280 См. Галат. 5:20. 281 Значение термина αρεσις, как особой «системы взглядов» утвердилось еще в античной традиции (напр., Диоген Лаэртский VII 191 и др.). 282 Апеллес — известный ученик Маркиона. Жил в Риме в конце II в. Значительную часть сведений о нем сообщает Тертуллиан. Информация о личной жизни Апеллеса у Евсевия (Церковная история V 13) и других авторов (Ипполит. Против ересей Х 20) не носит того оттенка скандальности, который присутствует у Тертуллиана. Апеллесу принадлежало сочинение под названием Φανερωσεζ («Откровения»), в котором он изложил пророчества своей подруги Филумены, и, возможно, трактат «Силлогизмы», где критиковалась теология Моисея (см. Псевдо–Тертуллиан. Против ересей 19). В доктринальном отношении Апеллес отошел от резкого Маркионова дуализма и признавал единое начало для всего сущего. Тертуллиан написал специальный трактат против последователей Апеллеса (не сохранился). 283

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Авторство Д. п., приписанное мч. Иустину Философу на основании рукописного свидетельства в 1-м и ряде последующих изданий, впервые было поставлено под сомнение Тиймоном ( Tillemont. Mémoires. Vol. 2. P. 372), указавшим на заметное стилистическое отличие Д. п. от творений мч. Иустина. В числе предполагаемых авторов памятника назывались Аполлос , ап. от 70-ти, сщмч. Климент Римский, апологеты Кодрат и Аристид , свт. Мелитон Сардийский, сщмч. Ипполит Римский , Пантен , сщмч. Мефодий Патарский, Маркион и его последователь Апеллес , визант. историк Никифор Каллист Ксанфопул и даже Этьенн. Гипотеза о его принадлежности Кодрату, к-рый в нач. II в. обратился с апологией к имп. Адриану, была поддержана П. Андриссеном на основании того, что фрагмент из апологии Кодрата о чудесах исцеления и воскрешения, совершенных Христом, цитируемый Евсевием ( Euseb. Hist. eccl. IV 3), удачно встраивается в лакуну Diogn. 7. 8 ( Andriessen. 1946). Особое внимание исследователей привлекла близость первых 10 глав Д. п. как в отдельных выражениях, так и в содержании к апологии Аристида, что дало возможность некоторым ученым связать авторство Д. п. с именем этого афинского философа и апологета (А. Дульсе, Г. Кин, Х. Крюгер). О личности адресата Д. п. высказывались различные мнения. Так, Андриссен приводит ряд цитат из Д. п., к-рые позволили ему отождествить Диогнета с имп. Адрианом ( Andriessen. The Authorship. 1947). Марру высказал гипотезу о том, что адресатом Д. п. мог быть прокуратор Египта Клавдий Диогнет, современник Пантена ( Marrou. 1951. P. 266-268). Впрочем, не исключено, что под именем Диогнет скрывается лит. персонаж. Проблема подлинности 11-й и 12-й глав В исходной рукописи текст под заголовком «К Диогнету» был разбит на 3 фрагмента 2 лакунами, отмеченными на полях переписчиком. Из них 1-я приходится на конец 7-й гл. (Этьенн, разбивший текст на главы, не учел эту лакуну); в следующем за ней тексте (главы 7-10) темы, поднятые в предыдущих главах, раскрываются довольно полно. Однако текст, помещенный за 2-й лакуной (главы 11-12), завершающий Д. п., значительно отличается от предыдущего: он обращен не к одному Диогнету, но ко всем, «кто становится учеником истины» (Diogn. 11), причем предполагается знакомство адресатов со Свящ. Писанием и христ. вероучением. Автор в главах 11-12 выступает как «учитель язычников» и «ученик апостолов». По содержанию этот фрагмент имеет явно антигностическую направленность.

http://pravenc.ru/text/178275.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010