Я вчера был властелином… — стихи из старинного романса о последнем готском короле Родриго, при котором на Пиренейский полуостров вторглись арабские племена. На сюжет этого романса Пушкин написал стихотворение «На Испанию родную». …из берберийского плена… — то есть из плена у мавров. Берберией в то время называлась Северная Африка. …сложили бы трофей. — Трофей — памятник победы, у греков воздвигался на месте победы и украшался захваченными доспехами. Крестное знамение (лат.) Великое (безбрежное) море (лат.) Рифейские горы — различные авторы древности по-разному представляли себе, где находятся эти горы. Большинство считало, что они расположены на далеком севере. Астролябия — угломерный прибор, употреблявшийся для определения положения небесных светил. Дуэнья — обычно пожилая женщина, чаще всего вдова из обедневшей дворянской семьи, поступавшая в услужение к богатой и родовитой женщине. Паррасий — греческий живописец (вторая половина V в. до н.э.). Тимант — греческий живописец (IV в. до н.э.). Апеллес — выдающийся греческий живописец (вторая половина IV в. до н.э.). Лисипп — греческий скульптор и литейщик (вторая половина IV в. до н.э.). …кресло… Сида Руй Диаса Воителя — мраморное кресло, которое, согласно преданию, Руй Диас (см. примеч. к гл. XIX первой части «Дон Кихота») захватил в числе других трофеев при отвоевании Валенсии у мавров. …крестьянина Вамбу оторвали от волов. — Имеется в виду один из последних готских королей Вамба (672—680), которому народное предание приписывало крестьянское происхождение, хотя он был из высшей знати. Умершего во цвете лет (лат.) (цитата из стихотворения итальянского поэта Анджелло Полипиано на безвременную кончину другого итальянского поэта, Микаэле Веррино). Командор Греческий — Имеется в виду командор ордена Сантьяго Фернан Нуньес де Гусман, составитель сборника пословиц, преподаватель греческого языка в университетах, прозванный за это Греческим командором. Лиргандей — наставник Рыцаря Феба и летописец его деяний, персонаж из рыцарского романа «Зерцало князей и рыцарей».

http://azbyka.ru/fiction/hitroumnyj-idal...

7: твор. ч. 1, стр. 154. 155. Спб. 1847 г. О воскрес. плоти гл. 3: твор. ч. 3, стр. 59. Спб. 1850 г. Евсев. Церк. истор. кн. 5, гл. 28, стр. 317. Спб. 1848 г. Заблуждения эти были неодинаковы; но все они сходствовали в том, что или заимствованы были из философии языческой или образованы под ее влиянием. Так, «глубина», которую выдавал Валентин на начало всего, есть не что иное, как «вода», выдуманная Фалесом милетским (св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1, гл. 1 и кн. 2, гл. 14: твор. стр. 5. 133. Париж, 1710 г.); глаголемые у последователей Марка «силы»: семь небес, свод небесный или осьмое небо, солнце и луна, которые почитали они образами невидимой десятерицы Валентина, произведенное им от слова и жизни, суть порождения Демокрита, утверждавшего, что от беспрерывного движения тел отделяются в мир сей известные «образы» (св. Ирин. там же: стр. 6. 84. 85. 133); а Валентинова «тень» и «пустота» заимствованы у Демокрита и Епикура, которые также разглагольствовали о «пустоте», называвшейся у них небытием, и об «атомах», слывших у них под именем бытия, подобно как и валентиниане называли небытием существовавшее вне их «плирома», а бытием – существовавшее внутри его (св. Ирин. там же, кн. 2, гл. 14: стр. 133). Маркион, Валентин, Апеллес и другие еретики отвергали воскресение мертвых (Тертулл. Прещ. прот. ерет. гл. 33: твор. ч. 1, стр. 179. Спб. 1847 г.); и то же самое делали последователи Епикура, Сенека, Пифагор и Емпедокл (Тертулл. О воскр. плоти, гл. 1: твор. ч. 3, стр. 54–55. Спб. 1850 г.). Гностики суесловили, якобы Спаситель есть извержение выдуманного ими плирома, составившееся из того, что только было в каждом эоне лучшего и благообразнейшего; а подобное разглагольствовал о своей пандоре Гезиод (св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1, гл. 2 и кн. 2, гл. 14: стр. 12. 13. 134. Париж, 1710 г.). Гермоген утверждал, будто мир образован из готовой материи, содержавшей в себе сущность каждой вещи необходимо, так что Бог не мог сообщить смертному бессмертия или тленному нетления; а подобным образом учили стоики и все неведущие Бога поэты и писатели (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Говорят, что и прочие одежды египетских монахов выражали некоторое любомудрие, а не случайно отличались от других. Так например, они облекались в хитоны без рукавов, давая тем разуметь, что руки не должны быть готовы на обиду. На голове носили шапочку, называемую кукулион, дабы жить чисто и непорочно, подобно детям, питающимся молоком, на которых возлагают такие шапочки; употребляли пояс и покрывало, из которых первым опоясывали чресла, а другим облекали шею и плеча, внушая мысль, что надобно быть готовым на служение Богу и для христианской деятельности» (III, 14). Восторженное отношение Созомена к такому историческому явлению, как монашество, имело различные следствия, отразившиеся так или иначе в его историческом повествовании. Прежде всего, он не берет на себя труда определить, какие рассказы из истории монашеской жизни уместно поместить в общей церковной истории и какие нет. В этом отношении большое различие между Сократом и Созоменом. Сократ смотрит на христианских аскетов его времени, как на людей, наиболее внимательных к своей жизни, углубленных в свои действия, взвешивающих каждый свой шаг; как люди самоуглубленные, монахи, по Сократу, иногда высказывали мудрые истины, достойные быть преданными памяти потомства (Сокр. IV, 23). С этой точки зрения он и характеризует представителей монашеского института (см. напр. его рассказы об Арсении, Пиоре, Памве: ibid.). Не так поступает Созомен. Не обращая внимания на задачу, какую должен иметь в виду историк церкви, он приводит рядом, без разбора и такие факты, которые действительно поучительны для каждого христианина, и такие, которые лишь удивляют читателя. Так у Созомена встречаем рассказы в роде следующего: «монах Апеллес, при появлении ему демона в виде прекрасной женщины, вытащив из огня железо, которое обрабатывалось его руками, обжег им лице демона, причем последний убежал с воплем и скрежетом зубов» (VI, 28). Но этот, указанный недостаток еще не так важен. Гораздо важнее то, что Созомен, под влиянием своего энтузиастического отношения к монашеству, начинает освещать исторические факты неверно и тенденциозно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Афон — полуостров в Греции; один из центров восточного православного мира. Хождение на Афон и пребывание там русских началось с XI b. Особой известностью пользовались афонские монастыри Св. Пантелеймона, Иверский, русский скит Св. Илии (см.: Муравьев A. H. Описание монастырей и скитов на св. горе Афонской. СПб., 1850; Палестина и Афон. Письма святогорца Серафима. Вятка, 1872; Константинов H. (К. Леонтьев). Панславизм на Афоне//РуС. вести. 1873. 201 Вспомните, батюшка, у Гоголя в «Женитьбе» — так уж тут мое почтение… — Достоевский неточно цитирует заключительные строки комедии H. В. Гоголя «Женитьба» (1842). У Гоголя: « Кочкарев. Это вздор, это не так. Я побегу к нему, я возвращу его! ( Уходит.) Фекла. Да, поди ты, вороти! Дела-то сватского не знаешь, что ли? Еще если бы в дверь выбежал — ино дело, а уж коли жених да шмыгну в окно — уж тут, просто мое почтение!» ( Гоголь H. В. Полн. собр. соч. M., 1949. T. 5. С. 61). 202 Картину раз высматривал сапожник. — «Суди, дружок, не свыше сапога!» — Цитата из эпиграммы А. С. Пушкина «Сапожник. Притча» (1829). В современных изданиях предпоследняя строка печатается по тексту «Современника»: «Тут Апеллес прервал нетерпеливо…» (см.: Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 17 т. M., 1948. T. 3. С. 174, 750). 203 …с каким совсем несвойственным вашему сану неприличием говорите о чудесах. — Всё это вы выдумали, и я вас вызываю указать: где вы это нашли? — Лесков в своей заметке намекает на один из главных мотивов статьи «Смятенный вид» (искажая его при этом) — изложение Достоевским своего понимания значения христианства и православия и его рассуждение в связи с этим о действенной роли «чуда» и восприятии его раскольниками (см. выше, С. 64–72). 204 Простонародье, например, в повестях Пушкина — чем у писателя Григоровича, всю жизнь описывавшего мужиков. — Ценя Д. В. Григоровича как автора рассказов о народе (см. об этом ниже), Достоевский тем не менее противопоставляет его подход к народу как художника-«типиста», характерный для писателей «натуральной школы, иному способу художественного изображения народа в творчестве Пушкина. Достоевский писал об этом и в «Дневнике писателя» за 1880 г. (см.: XXVI, 130; см. также: Бем А. Л. Гоголь и Пушкин в творчестве Достоевского//Slavia, 1929. Ч. 1. С. 82–100; Долинин А. С. Последние романы Достоевского. M.; Л., 1963. С. 187–192). 205

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Трудно вообразить себе кишащие массы народа на судах и в портах, скопление солдат и чиновников, повозок и вьючных животных на дорогах. Среди них везде встречались христиане или же готовившиеся принять крещение. Ничто не отличало их от прочих путешественников, разве что сопровождавший их незримый свет. Идя от города к городу, они наблюдали, слушали и в конце концов обретали духовный свет и сердечный покой, подобно Юстину или Клименту: вчерашние ученики становились учителями. Другие христиане, подобно Гегезиппу, путешествовали ради того, чтобы больше узнать о церквах в Коринфе или Риме, ознакомиться с их истинными доктринами 142 . Несколько позже Юлий Африканец , родившийся в Эммаусе, потомок ветерана, поселенного там Титом 143 , посетил поочередно Эдессу, Рим и Александрию 144 . Аверкий, епископ Иерополя, в Малой Азии, прибыл в Рим, после чего объехал Восток вплоть до берегов Евфрата 145 . Рим, столица Империи, вскоре ставший и центром Церкви, имел христианскую общину, которую особенно часто посещали единоверцы и контактов с которой особенно добивались. Каждый отправлявшийся в Галлию или Испанию неминуемо проезжал через Рим. Поликарп прибыл туда из Смирны, Валентин – из Египта, Маркион – из Синопа, на Черном море, Эвельпист, ученик Юстина, – из Каппадокии, Родон – из Азии. Некоторые попадали туда против своей воли, как, например, Игнатий Антиохийский или как два ученика Юстина, приведенные в качестве рабов и вместе с ним принявшие смерть мучеников за веру 146 . Еретик Гермоген покинул Восток, чтобы обосноваться в Карфагене 147 , Апеллес отправился из Рима в Александрию 148 . Эта христианская миграция развивалась и ширилась. В III веке Ориген отправился из Александрии в Кесарию Палестинскую, а оттуда – в Тир и Сидон, Босру и Антиохию, Кесарию Каппадокийскую, в Афины и Рим. Гостеприимство, античная добродетель, стало и добродетелью христианской. Постоялые дворы На больших дорогах располагались станции для смены лошадей и мулов, постоялые дворы 149 , где можно было переночевать, а также таверны, где подавали еду и напитки. В Деяниях апостолов упоминаются Три Гостиницы 150 – станция для смены лошадей на дороге из Путеол в Рим, в сорока семи километрах от Вечного города.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

У Валентина? Но и Апеллес побуждает меня сим же выражением» 180 . Принцип нескончаемого изыскания чего-то нового вне содержания веры не может быть применен к христианскому знанию уже потому, что он заключает в самом себе противоречие. «Если я уверовал, во что должен был уверовать, и воображаю, что и после сего еще должен искать, то естественно я надеюсь найти что-либо. Но я не надеялся бы на это никоим образом, если только не потому, что я или не веровал, хотя и казался верующим, или перестал веровать. Но, оставляя веру, я являюсь отрицателем её. Скажу раз навсегда: никто не станет искать, кроме того, кто или не имел или потерял». Известная женщина ( Лк. 15:8 ) потеряла одну из десяти драхм и искала её: но как только нашла её, перестала искать 181 . Гностический принцип нескончаемого изыскания после веры представляется Тертуллиану просто нехристианским. «Чему можно научиться у людей, которые сами сознаются, что они еще ищут? Ибо если они ищут, то они не нашли еще ничего достоверного. Когда они (гностики) еще ищут, они не обладают, а когда не обладают, они еще не веруют; когда же они не уверовали, то они не христиане» 182 . Таким образом, вера по учению Тертуллиана , вводит разум в сферу откровенной истины, руководит его в ней и не выпускает его из нее; искание вне этой сферы представляется Тертуллиану разрушением веры. Учение Тертуллиана о вере, рассматриваемое по его существу, представляется нам в следующем виде. Мнение, что Тертуллиан требовал слепой веры, подавляющей деятельность разума в области откровенного учения, не оправдывается всей совокупностью его суждений о ней. Вера слепа, если она не утверждается на каких-либо основаниях: на внутреннем ли то чувстве божественного или на авторитете Бога, людей, облеченных Его авторитетом и проч. Но у Тертуллиана, как мы видели, вера в разных своих моментах всегда утверждается на каком-либо основании, или на внутреннем чувстве или на авторитете Бога, и противополагается легковерию (temeraria fides), не опирающемуся на достаточных основаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

…где бы или государь философствовал, или… философ царствовал. — Эти мучительные размышления молодого Праотцева показывают, что он с Альтанским изучал наряду с античной философией (взгляды Платона на общество) и новейшую философию — взгляды французских материалистов XVIII века. Французские просветители все изменения общественной жизни объясняли идейными мотивами. «Мнения правят миром» — заявляли они и считали возможным основать в обществе «царство разума и вечной справедливости» (Энгельс). 271 Кочь — повозка. 272 Чепурной — суетный, склонный к щегольству. 273 …у него натура похожа на придорожную землю в притче — то есть неглубокая, из сердца такого человека легко уносится то, во что он уверовал (евангелие от Луки, гл. VIII, 5 и 12) 274 Штрипка (нем) — подвязка под штаниной. 275 Фактотум (от лат fac totum — делай все) — человек, беспрекословно исполняющий чьи-либо поручения, иронически — вмешивающийся во все, сующий всюду нос. 276 Ганимед — по греческой мифологии — сын царя Трои, похищенный из за необыкновенной своей красоты богами на небо, где сделался виночерпием и любимцем Зевса. 277 Фортель (нем.) — здесь фокус, проделка. 278 «Каменный гость» — трагедия А. С. Пушкина (1830). 279 Апеллесом или Праксителем — Апеллес (IV b. до н. э.) — один из знаменитейших живописцев древности, картины которого отличались тщательностью исполнения, одухотворенностью и прелестью изображаемого. Самой знаменитой считалась его картина, изображавшая Афродиту Анадиомену. — Пракситель — древнегреческий скульптор IV b. до н. э. Наибольшею славою пользовалась Афродита, изваянная им для города Книда. По отзыву древних, эта статуя представляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом, страстною и в то же время девственною грацией. Пракситель любил преимущественно изображать нежное юное тело, одухотворенное любовной страстью. 280 Амфоры — большие кувшины из обожженной глины, употреблявшиеся у греков и римлян для хранения жидкостей, особенно вина. Служили также и для хранения пепла. 281

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Так как город палестинского храма назывался святым городом, городом святости, то к этому новому городу прилагалось пророческое название праведного города, города праведности ( Ис. 19:18, 19 ). Он был кроме того неподалеку от той священной коллегии, где, по египетскому преданию, учился Моисей. Но богослужению и системе, столь тщательно выработанным на сомнительной этимологии и игре двусмысленными словами, не суждено было существовать долго, и хотя этому новому первосвященству египетскими царями предоставлены были значительные преимущества и средства, хотя самая земля вокруг него долго называлась землей Онии, и самое святилище существовало в течение трех столетий, оно однако же погибло под гнетом римского правительства и не оставило постоянных следов даже среди александрийских иудеев. Можно думать, что вокруг этого именно центра древних иудейских преданий, отрешенного в пределах пустыни от великого мира Александрии, сосредоточивалась замечавшаяся в следующем столетии оппозиция греческой учености. Но во всяком случае храм этот имел лишь местное и, так-сказать, сектантское существование. Поток религиозной жизни нового Израиля в Египте шел помимо этого искусственного и уединенного святилища. Главным гением египетского иудейства был не первосвященнический дом Онии, а царственный дом Птоломея. Иудейские колонисты в Египте, как и египетские туземцы, по крайней мере в течение первых четырех царствований Птоломеев, пользовались весьма мягким правлением и различными милостями. Египетское жречество, после жестокого господства персидских идолоборцов, приветствовало их как избавителей. Храмы были восстановлены или перестроены по древним образцам. Названия греческих царей и цариц были высечены иероглифами и их изображения рисовались на стенах храмов в виде фараонов. Они сделались египтянами для египтян, но вместе с тем и для иудеев были почти иудеями, так как посылали жертвоприношение храму иерусалимскому и покровительствовали землям и привилегиям храма леонтопольского 417 . Музей, с его единственной в своем роде библиотекой, ученые, посещавшие двор (и между ними Эвклид геометр, Апеллес живописец, Эратосфен грамматик), приносили греческую ученость к самым дверям иудейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В «Записках…» зато появляется цитата из Златоуста, но сама мысль, как видно, остается прежней 628 . Табл. 8 Буддей «Начертание…» «Записки…» «Уже давно Цельс, Апеллес и прочие насмешники над христианской религией выдавали за невозможное [αδíνατα], что ковчег с его размерами, указанными Моисеем, был способен вместить всех тех животных. Цельсу в этом отношении противостоял Ориген – частью в различных местах, частью в четвертой книге сочинения, которое написал против него в защиту традиции, – по чьим словам это легко разрешается тем, что в описании ковчега Моисеем нужно подразумевать здесь не простой, обычный локоть, но геометрический, вмещающий 6 обычных и равный 9 стопам; так же думает и Августин в кн. 15 О граде Божием, гл. 27… Если же Моисей разумеет именно египетский локоть, в чем можешь убедиться всячески достойными доверия вычислениями, то ковчег Ноя был вдвойне вместительней, чем обычно считается теми, кто полагает еврейский локоть много меньше» (Ibid. С. 140–141). «Дабы представить, как могло все сие вместиться в ковчег, приметить должно, что… для остающихся по счету Геснера около 130 родов четвероногих, 150 птиц и 30 гадов… уже не тесно будет в пространстве 1 600 000 кубических футов, которое, по скудной мере, составляет вместительность ковчега; что сие пространство усугубляется, если в исчислении вместо обыкновенного локтя принять египетский, как древнейшую и ближайшую к еврейской меру» (Начертание. С. 51). «Мера [ковчега]: долгота ковчега триста локтей и пр. В исчислениях толкователей находим под именем локтя троякую меру: локоть простой, в полтора фута; локоть святой, в три фута ( Числ.35:4, 5 ; 3Цар.7:15 ; 2Пар.3:15 ) и локоть шестиладонный, или локоть локтя и ладони, не менее как в двадцать дюймов с половиною парижского фута. Сей последний локоть, по всей вероятности, есть истинный и единственный у евреев до введения простого, или пятиладонного, принятого во время пленения Вавилонского; и он же должен быть общий в древности, поскольку был также издревле в употреблении в Египте и на острове Самосе, как пишет Геродот (L.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

в) Она освящена Духом Святым . а. Через Крещение. Порча первородного греха уничтожена. Оставшаяся наклонность ко греху не есть грех, но может служить поводом к добродетели, к победе через борьбу. b. Через миропомазание душа запечатлена дарами Духа Святого, а мы ценим очень высоко то изображение, в котором, по-видимому, живет дух художника. с. Через доступ к Богу в молитве. Через это душа озаряется истинным светом, а приятный свет придает художественному произведению великое достоинство. Молящийся дух дает душе истинный блеск. Дух Божий, по апостолу, помогает нам молиться. d. Через крещение, миропомазание и освящение душа становится храмом Духа Божия. Какое величайшее достоинство! 2. Еак мы можем ценить это достоинство? Мы ценим душу, как храм Божий и образ Божий, если не оскверняем ее грехом, очищаем от греха и украшаем добродетелями. а) Если мы не оскверняем души. а. Когда император Феодосий узнал, что жители Антиохии влачили по грязи статую его супруги, то он приказал разрушить город. Что сделает Бог нам, если мы оскверняем Его образ и храм? b. Мы держим наше тело в чистоте и не терпим грязи на лице и т. д. Какой разумный человек может осквернять свою душу? с. Владетель прекрасных картин прогоняет слуг и служанок, если они осмеливаются намеренно портить и грязнить изображения. б) Если мы опять очищаем душу от нечистоты . а. Изящные произведения искусства чистят время от времени: почему же не очищают души? b. Одежду, руки, лицо и прочее моют часто: почему же не омывают души? с. Когда загорелся дом Зевкса, он сказал: “пусть горит все, спасите только мне моего Адониса!” Так и мы должны лучше потерять все, лишь бы только спасти нам прекраснейший образ, нашу душу, через святое покаяние. в) Если мы украшаем душу добродетелями . а. Наши дорогие картины мы ставим в золотые рамки и т. д. Для чего? Какой здесь скрывается урок относительно наших душ? b. Апеллес говорил: “ни одного дня без одной черты!” Так и мы должны ежедневно исправлять свои души. с. Один знаменитый художник сказал, что он для того так усердно трудится над картиной, чтобы увековечить ее. Но, картина не существует вечно, а душа . Высокое счастье душ, в которых живет Дух Божий

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010