1907 год. Тихая провинция Российской империи – Тифлисская губерния. Самый большой город Грузии строится невиданными темпами. Растут дома, как грибы после дождя, в Нахаловке. Селится здесь русская беднота из северных губерний. Городской голова запретил самочинно строиться, но кто на него смотрит. За ночь соберутся мужики покрепче и на скорую руку возведут сараи, лишь бы крышу до рассвета успеть. Утром пройдет городовой по околотку. Глядь, опять новая халупа стоит. А раз крыша есть, то ломать нельзя. Одно слово, нахалы. Едут и едут сюда волжане и малороссы, влекут их россказни о легкой жизни. Солнце, почитай, круглый год, зимы теплые – дров столько не надо, фрукты – ешь от пуза, а голода и вовсе никто не знает. Чистый рай на земле. Никишев сюда из Питера приехал. Строить железную дорогу в Закавказье. Семья Никишевых облюбовала себе местечко неподалеку от церкви Иверской Божьей Матери и молоканского базара. В эту церковь и ходили всей семьей по воскресеньям – отец, три дочери и отцова вторая жена Анфиса. Хоть и просила покойница, умирая: «Не бери Насте мачехи», – но не смог тот женину просьбу выполнить. Трудно мужику без хозяйки в доме. Вот и женился после похорон вскорости. Анфиса всем хороша, только зачем-то невзлюбила старшую падчерицу Анастасию. Шпильки да придирки не кончались. И то не так, и это плохо: – Ишь, моду взяла в церковном хоре петь, когда дома работы невпроворот. Вроде права мачеха: домашних дел всегда – болото неосушимое. Делать не переделать. Но причина глубже. Анастасия – красавица, маков цвет, коса до пояса, голубые глаза, как весеннее чистое небо, дождичком умытое. За ней уже молоденький офицер ухлестывает. Дело явно к венчанию идет. А дальше и того ясней. Была девушка крестьянского сословия, а станет дамочка благородная. Вот и обидно Анфисе. Почему не ей такое счастье. Денек-то какой хороший выдался. Жары еще нет. Одно лишь легкое дуновение ветерка. На веревках белье стираное сохнет. Куры по двору ходят, цыплят водят. Через забор видно: вон кинто с подносом на голове по их улице идет и направо-налево кричит:

http://pravoslavie.ru/100902.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Память звучит как набат История семьи священника Николая Лебедева 19.05.2017 942 Время на чтение 9 минут Данный материал, присланный на конкурс журналистских материалов «Святые люди и места земли Саратовской», посвящен истории жизни священника Николая Васильевича Лебедева и его жены Марии Николаевны, которые показали пример беззаветного служения Богу в страшные годы гонений. Автор - потомок Лебедевых - взял за основу документы и фотографии, полученныеот православных краеведов города Пензы, а также материалы, найденные в государственном архиве Саратовской области. В этом году исполняется 100 лет со дня октябрьского переворота, совершенного партией большевиков в нашей многострадальной стране. Начавшийся после этоготеррор, развязанный представителями этой партии, затронул все слои российского общества и привел к почти полному уничтожению сословий и классов. Законодательно отделив Церковь от государства, новая власть приступила и к планомерному, жестокому искоренению Православия, которое длилось непрерывно более 70 лет! Уже в первые годы было разрушено множество храмов и монастырей, репрессировано большое количество священников, монашествующих и мирян.Репрессии были тщательно организованы, продуманы и должны были привести к полному уничтожению веры и верующих в стране. Священнослужители и их семьи, монашествующие, православные миряне находились в тяжелейшем положении лишенцев: они были лишены гражданских прав, защиты закона и, зачастую, даже куска хлеба. Иерей Николай Лебедев происходил из рода, несколько поколений которого посвятили свою жизнь служению Господу. Его дед, Николай Лебедев, всю свою жизнь прослужил диаконом при Михаило-Архангельском храме села Алай Вольского уезда Саратовской губернии. Сыновья - Алексей, Иван и Василий - пошли по стопам своего отца. Старший сын Алексей стал протоиереем и был расстрелян большевиками в 1921 году в городе Царицыне. Средний сын Иван служил сельским диаконом. Младший сын Василий после окончания Саратовской семинарии поступил в 1886 году служить псаломщиком к Михаило-Архангельскому храму села Матышево Аткарского уезда. В настоящий момент село Матышево входит в состав Руднянского района Волгоградской области. С 1896 года он служил диаконом, а потом и священником в том же селе. Вышел за штат в 1915 году. Его жена - Анфиса Николаевна Соловьёва - дочь священника слободы Елань Аткарского уезда Николая Ивановича Соловьёва. В этой семье 21 февраля 1895 года и родился герой нашей публикации Николай.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

Милостыня На рынке Зинаида подавала нищим . Вот и на этот раз заметила слепенькую старушку. Но пока покупала продукты себе, а потом булочку «подать», нищенка исчезла. Огорчившись, Зина шла по улице с липкой, политой глазурью, булкой и, помня слова святых отцов, что «настоящего нищего ещё надо искать», смотрела по сторонам. И вдруг увидела сидящего прямо на грязной мостовой мужчину. По всему его виду она определила: спился. И намерилась уже с презрением пройти мимо. Но что-то в последнее мгновение остановило её, и она сунула булку в чёрную ладонь. Мужчина удивлённо поднял на Зинаиду глаза. Сколько же боли и благодарности было в их пронзительной синеве! Ну, вы смешная!.. Раньше-то Анна и с соседями через раз здоровалась, и что вокруг творилось, не особо замечала. Теперь старушке с первого этажа всё что-нибудь несёт. Многодетным с пятого одежонку соберет, когда хлеба даст. Родители-то пьют, ребятишки без присмотра. Жалко. Уже который год с внуком Колей газон под окном вскапывают, шины-клумбы, загораживаясь от автомобилей, ставят. Сирень посадили. Они сеют да поливают. Мимо люди ходят. Один сосед так и продолжает кататься на своей «Ауди» по цветам-кустам. Другой каждый раз остановится, с укором вздохнёт: Однажды утром, придя поливать цветы, Анна увидела на газоне посаженную кем-то берёзку – Ну, вы смешная, женщина! Надрываетесь зачем-то. Кому теперь что надо? Но вот однажды летним утром, придя поливать цветы, Анна с внуком увидели на газоне только что посаженную кем-то берёзку. «Наплодила…» Пришла поздравить Катю с третьей дочерью. Миру явилась синеглазая тихая Марфинька. В то время как старшие — Анфиска и Пелагия — делили надувной мяч, она спокойно лежала на диване, сосредоточенно изучая потолок. Катя, всё такая же тоненькая, как в девичестве, хлопотала с чаем. А мне, однодетной, казалось, что вот ударится шебутная рыжекосая Анфиса, что упадёт со стула Поленька или вот-вот заплачет новая — ну как её можно оставить лежать одну? Да какой уж тут чай, когда кругом чада! Оказалось, можно и чай, и два слова до кормления...

http://pravoslavie.ru/95693.html

Анфиса преподобная и 90 сестер ее, страд. за иконопочитание, 27 июля. Анфиса новая, в кладязь брошенная, 27 авг. Анфия мученица, 15 дек. Анфуса мученица, 22 авг. Анфуса преподобная, дщерь Константина Копронима, 12 апр. Апфллий или Апелл (относящийся к собранию, греч.), ан. из 70, 31 окт. и 10 сент. Аполлинарий (Аполлону посвященный), еп. равемнийский, муч. 23 июля. Аполлинария преподобная, подвизавшаяся под именем Дорофея , 5 янв. Аполлоний (Аполлонов см. Аполлон) чтец, муч. египетский, 14 дек. Аполлоний , муч. иконийский, 10 июля. Аполлоний , муч. италийский, 30 июля. Аполлоний или Аполлос , пустынник вифинский, 31 марта. Аполлон (губитель, греч.), муч. египетской при Максимиане, 5 июня. Аполлос или Аполл (тоже, что Аполлон), ап. из 70, 8 дек. и 30 мар. Аполлос , муч. никомидийский, 21 апр. Апрониан (безгорный, безмысный, πρν мыс, гора, греч.) комментарисий, муч. римский, 7 июня. Апфия (Аппия) равноапостольная, мученица колосская, 19 февр. и 22 ноября. Ардалион (сосуд для окропления, для поения скота, или замаранный, греч.), муч. из лицедеев, 14 апр. Арефа (орел, араб), преп. печерский, 24 окт. Арефа и др. с ним негранские мучч. от Дунаана, 24 окт. Аристарх (лучший начальник, над всем начальник, греч.), ап. из 70, 15 апр. и 27 сент. Аристион (первую награду получивший, греч., по другим, во время завтрака рожден) еписк. смирнский, ученик Господа, 4 янв. Аристион , священномух. александрийский в Киликии, 3 сент. Аристовул (лучший советник, греч.), ап. из 70, еписк. британский, 16 мар. и 31 октября. Аристоклий (благозванный, благославный, греч.), пресв., муч. кипрский, 20 июня. Арис (иначе Марс, бог войны, корень: убийство, греч.) египтянин, муч. палестиский, 19 дек. Ариадна , (строго сохраняющая супруж. верность δνον γνον, грех) мученица аригийская, 18 сент. Ариан ( вернее Мариан ), 30 дек. Арий (храбрый, греч.), муч. египетский, 5 июня. Аркадий (из Аркадии т. е. пастух), преп. кипрский, 6 марта. Аркадий , преп. палест., 26 янв. Аронос (Орион-великан, охотник, созвездие сего имени, греч.), муч. кампанийский, 6 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Двины и Днепра. Редактировал журналы «Этнографическое обозрение» (с 1889), «Землеведение» (осн. Анучиным в 1894), «Русский антропологический журнал» (с 1900). Большое значение имело выпущенное под редакцией Анучина трехтомное издание «Великая Россия – Географические, этнографические и культурно-бытовые очерки современной России». 1-й том – «Сибирь» – написан П. М. Головачевым, 2-й том – «Поволжье» и «Приуралье» – С. А. Королевым и В. А. Пиотровским, 3-й – «Тундра» и «Северо-лесная область» – Б. М. Житковым и С. В. Покровским. Соч.: О людях русской науки и культуры. М., 1950; Географические работы. М., 1954. Лит.: Левин М. Г. Д. Н. Анучин, в кн.: Труды института этнографии АН СССР, новая серия, т. 1. М., 1947; Толстов С. П. Д. Н. Анучин – этнограф, там же; Карпов Г. В. Путь ученого. М., 1958. В. П., Д. Т. Анфиса Рукодельница Народное название дня памяти 362 мучеников и с ними Анфисы, в Африке от еретиков-ариан пострадавших (V в.), 8/21 дек. В этот день в русских деревнях девушкам полагалось сидеть за шитьем, прялкой или ткацким станком, загадывая о своих будущих женихах. В этот же день русские молились прп. Кириллу Челмогорскому (Челмскому), просветителю народа чудь. Анчутка В древнерусской языческой мифологии злой дух, живущий в воздухе и в воде, после принятия христианской веры – одно из названий черта. В народе его именовали «беспятый». Апокалипсис (греч.: откровение), сообщение Бога о судьбах мира. Изложено в Евангелии ( Мк. 13 гл., Лк. 20 гл.) и книге Иоанна Богослова «Апокалипсис». На основании этих книг создано христианское учение о конечных судьбах мира и конечной участи человечества. К концу мира произойдет поляризация сил добра и зла. Церковь будет существовать до самого Второго Пришествия. Евреи возвратятся в Израиль и восстановят храм. На земле установится единое мировое государство во главе с антихристом. Он воссядет в иерусалимском храме и объявит себя богом. Христиане и все, кто откажутся поклоняться антихристу, будут гонимы. Правление антихриста продлится 3,5 года, или 42 месяца, или 1260 дней ( Откр. 12:14; 11:2–3; 13:5; 12:6 ). В конце времен произойдет Армагеддон – последняя битва антихриста с христианами. После этого придет Христос и установит свое владычество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Действительно, в них смотрела на всех чистая и “прозрачная”, по словам Игнашеньки, душа. — Ну, слава Богу, выздоровели вы, Шурочка? — Да. Долго-то мне болеть нельзя. И то Анфиса Гордеевна за меня по ночам работала, да и Гуля с ног сбилась, — указала она на девушку, сидевшую за работой. — Гуля немая у нас, — предупредил меня гимназист. Я это сам и без него заметил. Она, как только мы вошли, точно заполыхалась, не отрывая своих глаз от Игнашеньки. Поняв, что он говорит про неё, Гуля закивала ему головой, замычала и загукала, как-то совсем уже странно размахивая рукою. — Это она радуется, что я пришёл. Она всегда так. — Здравствуй, здравствуй, Гуля! Будет тебе, довольно!.. Ну, хорошо, хорошо! Но успокоилась она только тогда, когда он положил ей руку на голову и провёл ладонью по её волосам. Горбунья как-то бочком-бочком подобралась к ней и села за работу. Швейные машины опять загудели, опять застучали иголки и педали. Висевшая с потолка лампа ярко освещала простой, не крашенный, какие бывают в кухнях, стол, весь заваленный разноцветными лоскутьями, перекраиваемыми материями, вырезками, номерами модного журнала, свёртками белой тесьмы, пёстрыми мотками ниток, растерзанными лифами, над которыми точно хирург только что произвёл беспощадную операцию, расшитыми юбками. В стороне чернели охолодевшие утюги, щипцы для гофрировки и какие-то совсем уж неведомые мне инструменты. Стулья были тоже заняты тряпками. На стене висели готовые платья, прикрытые простынями. Короче, вся эта мастерская, из которой выходили изумительнейшие костюмы наших grandes coquettes [больших кокеток — фр.], открывала мне все свои таинства. Маленькая девочка сидела в углу, болтая ногами. Волосы у неё были острижены, и будто им надоело трепаться на её голове, и они стремились разбежаться, а пока только торчали во все стороны. Она большими глазами смотрела на нас и изредка, в виде знаков препинания к своим мыслям, дёргала носом и хмыкала. — Это у вас новая? — спросил Игнашенька. — Да. У Большерецких кухарка померла.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-o-bozh...

Не высказывая вслух свои оценки, они переводили разговор в более общее русло, где и пытались лучше понять друг друга. В один из вечеров Михаил спросил, как Анфиса понимает жизнь. Она оживилась, и отвечала искренно, поскольку недомолвки ей уже стали надоедать: - Жизнь – это полет в неизвестность. Ты живешь с ощущением, что достоин чего-то большего, чем нужда, болезни, смерть наконец. Но это большее – в неизвестном направлении. Нужны крылья, чтобы хотя бы начать полет. И этими крыльями является отрешенность от земных забот, которые бесконечно воспроизводятся, но никуда не ведут. - Это иллюзия. Когда люди просто ленятся делать необходимое и называют свою лень крыльями, они сильно заблуждаются. - Ну, хорошо. Как же ты понимаешь тогда жизнь? - Труд. Вот ключ к моему пониманию жизни. Если ты умеешь создавать материальные блага и делиться этими благами с другими, ты имеешь сердце. Ибо не пройдешь мимо голодного и протянешь ему кусок хлеба. А если у тебя ничего нет, ты будешь только декларировать свою любовь к нему. Греться, так сказать, на солнце и любоваться на свою «любовь». В то время как голодные будут голодать, а скорбящие — оставаться неутешенными. Не знаю, как это сказать, в храме бываю редко и не помню, что слышал когда-то от священника. Но сказал он так, что запало мне в душу. Что-то вроде «без добрых дел твое сердце мертвое». Анфиса при этих словах низко опустила голову. Она вдруг вспомнила, как после многих голодных дней и поисков работы, уже на грани отчаяния, забрела в кафе Михаила и попросила любую работу. Как администратор, вздохнув, сказала что мест нет и отвернулась, чтобы не видеть посеревшего лица Анфисы. И как неслышно проходивший мимо Михаил коротко сказал администратору «взять». Анфиса долго еще после этого не могла поверить, что беспросветная нужда позади, что она получила, наконец, работу. Михаил заметил, что девушка вот-вот расплачется и переменил тему. Вскоре они покинули место своего отдыха и, попрощавшись, расстались. После этой встречи Анфиса стала молчалива, все о чем-то думала. Однажды она вышла к храму и, постояв в нерешительности, направилась к воротам. Она вошла в храм, когда служба уже близилась в завершению. Некоторое время Анфиса слушала пение хора. С непривычки она почти ничего не понимала, но на душе ее сразу стало спокойно.

http://azbyka.ru/fiction/nad-zlymi-i-dob...

В душе Анфисы воцарились мир и благодать. Свое состояние она сравнивала с чувством человека, который всю жизнь прожил в маленькой комнатке с наглухо закрытыми окнами. В этой комнатке он пытался осмыслить свою жизнь и в мечтах думал о существовании чуть большей комнаты, в которую он когда-нибудь попадет. Но однажды кто-то распахнул окна, и в комнату ворвался солнечный свет и благоухание чудесного сада. И человек этот понял разницу между своими бледными мечтами и настоящей жизнью. Так и Анфиса. Услышав Слово Божие в проповеди священника, а затем внимательно прочитав Евангелие, она вдруг с пронзительной ясностью все поняла. «Я есмь путь и истина и жизнь» — эти слова Иисуса Христа стали светом, озарившей ее душу. С этого момента Анфиса обрела веру, которая навсегда вошла в ее сердце. Со дня последней ее встречи с Михаилом прошло довольно много времени. Предприниматель много занимался другими проектами и в кафе бывал лишь наездами. Во время своих коротких визитов в заведение он никак не выделял Анфису среди других сотрудников и был ровен в общении со всеми. Девушка восприняла это как должное. «Зачем я ему такая неумеха» – думала она. И понемногу стала забывать о некогда оживленных беседах с владельцем кафе. Наступила весна и в воскресенье Анфиса как обычно вышла из храма. Раздав милостыню нищим девушка пошла к скверику, чтобы посидеть на скамейке. Рядом с ней притормозил автомобиль и она услышала голос Михаила: - Садись, Анфиса, подвезу. Она приветствовала хозяина и села в авто. Несколько минут они говорили об обычных новостях. Михаил подметил, что манера держаться и говорить у Анфисы несколько изменилась. Девушка стала скромнее и как-то спокойнее. Он спросил: - Ты стала ходить в храм? Раньше я такого за тобой не замечал. - Глупой я была раньше. Потому и не ходила. - Ну, уж глупой тебя назвать трудно. Вон какая начитанная, мне и сказать-то тебе порой нечего. - Дело не в начитанности. - В чем же тогда? - В незнании жизни. Михаил притормозил и посмотрел на Анфису: Накануне он думал о ней, но к какому-то определенному выводу не пришел. Сейчас он видел, что девушка стала другой. Не внешне, конечно. Михаил был довольно наблюдательным человеком и про себя отметил, что Анфиса перестала просчитывать свои слова и говорит естественно. Эта перемена заинтересовала его и он попросил:

http://azbyka.ru/fiction/nad-zlymi-i-dob...

С помощью Анфисы Михаил встал и оперся на палку. Острая боль пронзила ногу и он пошатнулся. «Однако» — вырвалось у него. Девушка обхватила его и сказала, что будет поддерживать его во время движения. - Да куда тебе, волочь на себе мужика. Сам как-нибудь доковыляю.- решил было Михаил. Но сам он идти не мог и вынужден был принять помощь Анфисы. Они осторожно двинулись вдоль русла речки. Уже через десять метров выяснилось, насколько трудное испытание их ожидало. Двигаться приходилось медленно, к тому же они уже порядком устали за день. Им пришлось часто отдыхать, и после каждого отдыха вставать и идти было все труднее. Они уже не разговаривали, а только боролись с усталостью. Метров через триста Анфиса стала выбиваться из сил. Девушка почти падала, когда они останавливались для отдыха. Но закрыв глаза и прочитав неслышно молитву, вставала и снова поднимала своего спутника. Им показалось, что они шли целую вечность. Наконец, почти теряя сознание, они дошли до здания, которое увидела Анфиса. Здание было постройкой небольшого монастыря. Сразу за зданием находился храм, вокруг которого было несколько келий. Вышедший навстречу монах провел их в одну из келий. Там Михаилу была оказана помощь и они немного пришли в себя. Вскоре Михаилу стало получше. Монах, приведший путников в келью, приветливо улыбнулся и сказал, что с ними хочет поговорить старец. Вошел старец, которого монахи называли отцом Серафимом. Старец ласково приветствовал Михаила и Анфису, и попросил рассказать, что произошло. Они рассказали, упомянув и о содержании их разговора. Отец Серафим задал несколько вопросов, затем молвил: - На все воля Божия. Где любовь, там и крест, который она должна понести. Кто не подъемлет креста, тому и любовь не ко двору. А ты молодец – обратился старец к Анфисе. – Не в одних устах у тебя любовь, но и в сердце. Да и жених у тебя хорош, самая пара для тебя. «Жених?» — немного растерянно подумала Анфиса. Это слово она до сих пор боялась произносить даже мысленно. Задумался и Михаил. Далее все сложилось как нельзя лучше. Они зашли к храм, вместе поставили свечи и помолились. Нога Михаила стала болеть заметно меньше, и он уже мог передвигаться самостоятельно. Один из паломников приехал в монастырь на машине и, узнав о случившемся, вызвался отвезти их в туристический комплекс. Старец благословил Михаила и Анфису, и сказал, что помолится об их благополучии. Вскоре они уже были в номере, а после ужина собрались и выехали в город.

http://azbyka.ru/fiction/nad-zlymi-i-dob...

Настоящая реальность человеческой жизнь, как наконец поняла она, заключается в том, чтобы через деятельную любовь пребывать в Боге. А вот в мир грез и иллюзий ведут человеческие грехи. Такие, как неверие, себялюбие и т.д. До тех пор, пока человек не покаялся, он эти грехи как бы не видит или игнорирует. Поэтому и не знает, как он попадает в ирреальное пространство своих мечтаний, с которым отождествляет реальность. И даже не в состоянии задуматься, есть ли другой путь в жизни. Анфиса вспомнила свою первую попытку поближе познакомиться с Михаилом и ее губы искривила горькая усмешка. Она уже поняла, что реальные события происходят в реальности. Стоило ей стать чуть поживее, чуть более внимательной к окружающим — словом, приблизиться к заповедям — как и она сама стала более значимой участницей жизни. В том числе и в глазах Михаила, что собственно, и привело к их близкому знакомству. Но если – и это тоже мысленно отметила Анфиса — делается шаг назад в мир иллюзий, все начинает разрушаться. Девушка вспомнила, как охладевал к ней Михаил, когда она внутренне восставала против его образа мыслей и образа жизни. И как сама она охладевала в нему, стоило ей только поставить свой комфорт выше их зарождавшейся любви. Она вновь и вновь анализировала свое сознание и видела нечто такое, что раньше от нее ускользало. Она видела как исподволь в ней вызревала та радикальная перемена, что произошла сегодня. Ее умозрительный опыт долго жил в сознании и даже правил там бал. Пока не стал слабеть и утомлять хозяйку свои однообразием и недостоверностью. Как слепая, Анфиса нащупывала выход из этой умозрительности. И вот — озарение. Умозрительный опыт изгнан из сознания, на смену ему пришел духовный опыт. «Да, надо меняться – решила она. – В том числе и по отношению к Михаилу. Пусть будет все по правде». С этого дня жизнь Анфисы неприметно изменилась. Порасспросив тетю Пашу, оказавшейся сведущей в вопросах церковной жизни, девушка стала ходить в храм и причащаться. Нехватку духовных знаний она с успехом восполняла, аккуратно посещая пастырские беседы настоятеля храма и читая рекомендованные им книги. Прежде всего, конечно, Новый Завет.

http://azbyka.ru/fiction/nad-zlymi-i-dob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010