Итак, после изгнания готской власти из Италии сотрудничество римских властей казалось обеспеченным. Однако личная политика Феодоры, благодаря которой была достигнута предварительная договоренность между Анфимом, Феодосием Александрийским и Севиром, вдруг стала “пробуксовывать”: разделенные между собой монофизитские партии получили слишком много влияния, которое было совершенно неприемлемо для Рима. Юстиниан вновь принимает решение сменить тактику. Севир отправляется в ссылку, его книги подвергаются сожжению, и Халкидон начинает насаждаться силой. Феодосий Александрийский был привезен в Константинополь, где ему предложили принять Халкидон. Он отказался и был отправлен в ссылку, а александрийским патриархом был назначен халкидонец Павел, немедленно предпринявший такие жестокие карательные меры против монофизитов, что его пришлось сместить и заменить более мягким Зоилом. На антиохийский престол был возведен бывший царедворец Ефрем, который также начал вводить халкидонскую веру жесткими методами светского чиновника. 8. Однако несмотря на строгую прохалкидонскую политику Юстиниана тайные заигрывания с монофизитами продолжились, но плоды их оказались совсем иными, чем Юстиниан когда-либо мог предполагать. Личная протекция, оказываемая Феодорой лидерам оппозиции, привела к непоправимо трагичным результатам: созданию параллельной иерархии и, следовательно, институциализации раскола. Идея создания “подпольной” иерархии появилась среди противников Собора еще во время правления Юстина I. Она несла в себе далеко идущие экклезиологические последствия. Со времени апостолов в функции епископа входило председательство в стабильной и постоянной евхаристической общине местной церкви, а все рукоположения подразумевали служение в конкретных, видимых и узнаваемых местных церквах. Каноническое законодательство IV–V вв. единогласно осуждает рукоположения ad personam, дающие право человеку совершать таинство где ему вздумается. Фундаментальный экклезиологический принцип всегда определял христианское служение как церковную функцию, а не привилегию, дарованную кому-либо.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

Церк. ист. VIII, 6; Lact. De mort., cap. 14–15. Кн. VIII, 6. Лактанций, впрочем, не называет по имени тех придворных христиан, кои подверглись казни от Диоклетиана в Никомидии; о них он говорит: potentissimi quandam eunuchi necati, per quos palatium et ipse ante constabat (Были убиты некогда влиятельные евнухи, благодаря которым и дворец, и сам (император) прежде твердо стояли). Сар. 15. Ср.: 14. Quum pars quaedam conflagrasset… ira infiammatus (Diocl.) excarnificari omnes suos protinus praecepit. Cap. 14. Cap. 15. VIII, 6. Что писатель сочинения De mortibus persecutorum был жителем Никомидии, это хорошо доказывает Hunziker. Op. cit. S. 121. VIII, 13. Этого Лукиана не следует смешивать с другим Лукианом, обер–камергером Диоклетиана, исповедовавшим христианство. ______________________ А так как сам Евсевий ясно дает знать, что Лукиан пострадал при соправителе Галерия Максимине в Никомидии, после личной беседы с этим государем, в 311 или 312 то отсюда следует, что Анфим пострадал тоже уже при Максимине, в одном году с Лукианом. Дальше, есть прямой факт, указывающий, что Анфим пострадал в указываемое нами время: Лукиан из темницы в Никомидии перед своей смертью писал к антиохийцам послание такого содержания: " Приветствует вас, весь сонм мучеников, возвещаю вам, что Анфим–епископ сподобился мученической кончины " Здесь Лукиан извещает о смерти Анфима как о новости, как факте, только что совершившемся на его глазах; нельзя думать, что Лукиан пишет здесь о смерти Анфима, совершившейся 8 лет тому назад, если принять с Евсевием, что Анфим скончался мученически в 303 Итак, Диоклетиан неповинен в смерти епископа никомидийского Анфима, который умер в 311 или 312 году. Вообще, нужно думать, что Евсевий в своей " Истории " перемешал что относилось к гонениям более позднего времени, то он приписал самому Диоклетиану; еще он утверждает, что вместе с Анфимом пострадал " целый сонм мучеников " , а так как нам теперь достоверно известно, что Анфим пострадал позднее, то с уверенностью можно полагать, что и этот сонм мучеников пострадал также позднее, и, значит, Диоклетиан невиновен в крови этих страдальцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

В него по решению президента Общества князя C. М. Воронцова вошли вице-президент ООИД H.H. Мурзакевич, действительный член ООИД П.О. Бурачков, отец Афанасий и инженер-полковник Κ. Е. Геммельман. Последний в качестве техника вместе с бывшим настоятелем Херсонесского монастыря, игуменом Анфимом должны были начать работы на месте. При этом главная задача программы для раскопок, сообщенной Обществом обер-прокурору правительствующего Синода графу Д. А. Толстому, сводилась к тому, чтобы «систематически раскрыть следы византийского Херсона, его храмов, а из извлеченных архитектурных предметов, разнообразных ваяний, монет и вещей создать Христианский Музей» 476 . Предполагалось выстроить само здание музея в виде базилики, провести реставрационные работы на храме Св. Климента Римского в Казачьей бухте и укрепить размываемую береговую линию контрфорсами 477 . Хозяйственное управление при Синоде выделяло на раскопки ежегодно по 1000 рублей. С 1881 г. на те же цели по 1000 рублей стало выделять Министерство просвещения 478 . Это была немалая сумма, учитывая, что дневной заработок землекопа составлял от рубля до полутора, а надсмотрщика – 3 рубля. Но в связи с тем, что центральная часть Херсонесского городища все больше застраивалась монастырскими постройками, были уничтожены или засыпаны без должного исследования многие памятники Херсонеса, а там, где раскопки все-таки проводились, они велись без соответствующих знаний, опыта, присмотра за рабочими, небрежно, «плантажным способом» и должных результатов дать не могли. Уже в письме от 16 апреля 1878 г. к вице-председателю ООИД H.H. Мурзакевичу К.Е. Геммельман признался, что не особенно часто бывает в Херсонесе и, самое главное, «определить за тем значение открытых зданий, монет и пр., описать это и вообще разобрать научно-археологически – не мое дело, а сделается теми членами Общества, которые знают более меня» 479 . Разумеется, подобный отрыв полевых работ от изучения добытого в их ходе материала оказался крайне пагубным и в значительной степени обесценил результаты раскопок. Их быстрота и масштабность объясняются именно отсутствием сопряженных с этим научных изысканий или хотя бы толковых описаний, чертежей. С декабря 1876 по декабрь 1884 г. были исследованы восточная часть главной продольной улицы города, крупная восточная базилика и кварталы рядом с ней, участок в районе «холма Уварова», то есть недокопанного епископального комплекса, открыт его баптистерий, храм-мартирий с подземной четырехконхиальной криптой, участок около Карантинной бухты, остатки городского водопровода и некоторые другие объекты 480 . Отчеты Общества об этих «правильных раскопках» печатались за соответствующие годы, но были предельно краткими и схематичными, а потому малоинформативными, путаными 481 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причиной же было разделение отечества На два города, которые стали главенствовать над меньшими городами. Души верующих были лишь предлогом, истинной же причиной было властолюбие; Не осмелюсь сказать - сборы и поборы, От которых весь мир жалким образом колеблется. Итак, как правильно было поступить перед Богом? Терпеть? Принять все удары бедствий? Идти, не взирая ни на что? Увязнуть в болоте? Идти туда, где не мог бы я упокоить и этой старости, Всегда насильственно выгоняемый из-под крова, Где не было бы у меня хлеба, чтобы преломить его с пришельцем, Где я, нищий, принял бы в управление нищий народ..? В чем-нибудь другом, если хочешь, требуй от меня великодушия, А это предложи тем, кто поумнее меня! Вот что принесли мне Афины, совместные занятия словесностью, Жизнь под одной крышей, хлеб с одного стола, Один ум в обоих, а не два, удивление Эллады И взаимные обещания как можно дальше отринуть от себя мир, А самим жить общей жизнью для Бога, Словесность же принести в дар единому мудрому Слову! Все рассыпалось! Все брошено на землю! Ветры уносят старые надежды! Куда бежать? Хищные звери, не примете ли вы меня? У них больше верности, как мне кажется. [ 6 ] Итак, горечь обиды не позволяет Григорию видеть в действиях Василия что-либо большее, чем борьбу за власть. Мы не будем вдаваться в подробный анализ мотивов, побудивших Василия развязать войну против Анфима: скажем лишь, что в ту эпоху всякая попытка отстоять православие была в какой-то степени борьбой за власть и влияние. " Рядовые " архиереи, вроде Анфима Тианского, как правило, занимали сторону сильнейшего, когда дело касалось догматических вопросов. Поэтому для Василия представлялось жизненно важным поставить на епископские кафедры твердых сторонников никейского исповедания, способных отстаивать православие. Григорий, очевидно, не видел этой " высокой политики " за житейской реальностью того, что он воспринял как борьбу " за брошенный кусок " . Не пожелав вступать в войну с Анфимом, он вообще не прикоснулся к своей епархии, не совершил там ни одной службы, не рукоположил ни одного клирика. [ 7 ] Нетрудно догадаться, что он сделал немедленно после своей хиротонии: ушел в пустыню и предался безмолвию, на этот раз без Василия. Из уединения Григорий посылает Василию письма, исполненные горечи и желчи:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1213...

751 Chronicle ofZachariah ofMitylene, текст в Land, Anecdota Syriaca, III. 2340; перевод F. J. Hamilton and E. W. Brooks, London (Methuen) 1899 (только книги 3–6 действительно принадлежат Захарии). 753 На переговорах в Константинополе в 533 году Mansi VIII, 820c823D; Schwartz, Act. Cone. IV. 2, 16984. 754 J. Stiglmayr в Scholastik, 1928, pp. 127, 16189; 1932, pp. 5267. См. Lebon в R. Η. Ε. 1930, pp. 880915; 1932, pp. 296313. 755 Honigmann, Pierre l " lberien et les ecrits du PseudoDenys ÍAreopagite в Memoires de l " Academie Royale de Belgique, Classe des Lettres et des Seiences morales et politiques, XLVII. 3, Brussels, 1952, pp. 67. См. библиографию в Sources Chretiennes 58, Denys ÍAreopagite I, La Hierarchie celeste, introduction, p. xvii, nn. 1 и 2. Более полное рассмотрение этой темы и соответствующая библиография приведены в статье R. Roques, " Denys ÍAreopagite (le Pseudo)» в Dictionnaire de Spiritualite, III. 757 Он присутствовал на Константинопольском соборе 536 года и входил в первую комиссию, отправленную за отсутствующим патриархом Анфимом, однако его имя не значится ни среди подписей деяний собора, ни на документах, появившихся после четвертой сессии – Mansi VIII, 878с, 926с, 927А, 934вс. 773 V. S. c. 27, p. 111. 21–2. οκονβιωτικν μγαν в издании Шварца. Я предпочитаю менее понятное, но не менее достоверное прочтение βητικν (оно подтверждается двумя не рассматривавшимися, а также двумя упомянутыми Шварцем рукописями), которое может интерпретироваться как «дом, похожий на букву бета», то есть на 03. 791 V. S. с. 31 (115. 28116. 3). The Palestinian Georgian Calendar (ed. Garitte, pp. 80 и 286) подтверждает датировку, данную Кириллом, память Саллюстия приведена в нем под 24 июля. 801 205. 26–206. 35. Поскольку на сей раз новая киновия строилась на расстоянии примерно в одну милю на север, он, помимо прочего, должен был доставлять еду занятым на строительстве работникам. 813 V.J. Η. 211. 1519. Кирилл пишет о том, что набеги АльМундира начались уже после падения Амиды, то есть после 10 января 503 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

12-го Ноября 1665 г. возвратился в Москву грек Стефан Юрьев и подал отчет о порученной ему миссии, что Мелетий от всех скрывался; встретившись в Мутьянах с бывшим цареградским патриархом Парфением, Мелетий утаился от него, и Стефан один пошел поздороваться с ним, так как они давно были знакомы; Парфений звал его с собою в мутьянскую землю и он пошел туда для получения похвальных о себе писем в Царьград; пробыв в Мутьянах 20 дней, пришел в Царьград и, явясь патриарху в собрании, подал ему от мутьянского воеводы письма, а на другой день пришел к патриарху тайно и объявил ему царские грамоты, увидев которые, патриарх испугался и велел подать ему в другой раз, назначив для того другой тайный дом, где и прочитал те грамоты. Стефан рассказал патриарху об иконийском, что он говорил царю, будто он послан от него патриарха, что Мелетию он, патриарх, никаких грамот не давал и если какие окажутся, то они ложны. Услышав это, патриарх встал и с волнением говорил, что он никаких поручений иконийскому не давал и не знает куда он пошел; о Мелетии же патриарху были письма, чтобы он остерегался его и не давал бы ему грамот, так как о Мелетии говорили во многих местах; патриарх допрашивал Стефана: не с ним ли он и не укрыл ли он его у себя в доме? На просьбы многих и его Стефана, чтобы послать кого-нибудь из архиереев экзархом, патриарх говорил, что нельзя ни архиерея послать, ни грамот больше писать, потому что первые грамоты отбиты были казаками и посланы к крымскому хану. Потом патриарх сказывал, что английский посол говорил ему, что те грамоты у гетмана польского, и если он, патриарх, хочет получить их, то прислал бы на выкуп их десять тысяч ефимков. Все, кто только участвовал в этом были в отчаянии, ожидая каждый день себе смерти от турок. Этот длинный разговор закончил патриарх, сказав, чтобы великий государь изволил послать послов к турецкому султану, и тогда он сам пойдет в Москву. Дело это тянулось с 28-го Января до 22-го Апреля; Стефан каждый день ходил на патриарший двор и говорил, чтобы патриарх послушал государевых грамот. Наконец патриарх согласился послать грамоты, но с тем, чтобы Стефан из Царьграда поехал в Яссы, куда обещал их прислать с архимандритом Анфимом и Иваном Кондратовым. Грамоты доставлены были в Яссы 26-го Августа, и на другой же день Стефан из Ясс выехал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Наказания от Бога за пороки. Всё это наказания от Бога за неисправимые пороки наши. Впрочем, ты, добрый муж и почтеннейший брат, стой и мужайся в руководительстве братий, не падая духом, хотя и много трудностей, и не изнемогая от забот, хотя силы и ослабевают. Но, во-первых, чего прежде всего нужно желать, соблюдай веру твердо и непоколебимо, всячески избегая общения с иноверными. Ты знаешь, что теперь гонение, и не дело совершенства сидеть вам дома и оставаться негонимыми, тогда как ревнители благочестия много страдают и некоторые увенчались диадемой мученичества. [Col. 1556] Поэтому вам нужно вести строгую жизнь, которая восполнила бы недостатки возраста, какую вел прежний предстоятель ваш, (762) а от него и вы все наследовали; ибо какова глава, таково и всё тело. Говорю это не для того, чтобы вы рассеялись, но чтобы тщательно соблюдали себя и укреплялись, воздерживаясь от общения с ересью. Во-вторых, будь крайне внимателен и неусыпно бодрствуй, ибо много у нас врагов издревле, много сетей диавола, который как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). Одного старается он погубить плотскими удовольствиями, другого болезнью неверия отторгнуть от общества братий; иного заражает стрелами зависти, желая сделать из него другого Каина; иного поражает грехом сребролюбия, стараясь показать второго Иуду. Кратко сказать, его дело ночью и днем наша погибель. Будь же внимателен, соблюдай делами и словами овец Христовых. И великая награда будет тебе от Бога. Ибо Сам Он сказал верховному из апостолов: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Паси овец Моих ( Ин.21:15–16 ). По этому изречению, пастырский жезл есть доказательство любви к Нему. 513. К чаду Стефану (II, 180) 1387 Пришел и авва Анфим, добрый и возлюбленный сын Стефан, и, точно как бы тебя увидев, я спрашивал его, как ты поживаешь. Ибо обязанность настоятельства требует этого; так я поступил и с братом твоим Анфимом. И узнал я, что вы имеете любовь между собою (ср. Ин. 13:35 ), но не такую, какой требует истина между верными братьями о Господе. Что это значит, что не всё у вас общее, но ты имеешь свои деньги и он имеет свои деньги, чем и нарушается любовь? Ибо как может быть одна душа и одно сердце ( Деян.4:32 ) там, где употребляются слова «мое» и «твое»? Отсюда подозрения, отсюда (763) злословия. А в-третьих, от этого не Христос среди вас, сказавший: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ), но враг душ наших, расторгающий члены Христовы. Ибо очевидно, что где своекорыстие и необщительность, там нет Христа. При апостолах, по Писанию, всё у них было общее, и никто ничего из имения своего не называл своим ( Деян.4:32 ). Где нет Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Хотя Юстиниан отрекся от Севера и Анфима и встал на сторону врагов монофизитства, но он не терял надежды преодолеть сопротивление римского престола. Когда в Рим пришло известие о смерти Агапита, на его место был избран Сильверий, сын папы Гормизда. По условиям того времени, избрание совершилось без всякого воздействия со стороны константинопольского двора и было утверждено Феодагатом. Новый папа держался политики своих предшественников и выказал свое настроение отказом утвердить постановление константинопольского собора о предоставлении прав митрополита в северной части Иллирика епископу города Первой Юстинианы, не желая изменять давно сложившиеся отношения и уменьшать прерогативы епископа Фессалоники, пользовавшегося титулом викария святейшего престола. Так как папа Сильверий мог явиться серьезным противником в осуществлении заветной мечты Юстиниана о воссоединении монофизитской церкви, то в византийском дворе стали искать подходящего кандидата на папский престол. Таким оказался дьякон Вигилий. Принадлежавший по происхождению к римской знати, человек большого честолюбия, Вигилий уже давно мечтал занять папский трон, но это ему не удалось, и он состоял при дворе Юстиниана апокрисиарием папы. Он сумел войти в доверие к императору и императрице и был готов купить тиару ценой уступок в вопросе о монофизитах. Его современник, дьякон Либерат, приписывает главную роль в этом предварительном соглашении императрице, которая предложила Вигилию семь кентенариев золота за обещание, в случае избрания его папой, вступить в церковное общение с Анфимом, Севером и Феодосием. Он уехал в Италию и передал Велизарию, находившемуся тогда в Неаполе, поручение императрицы возвести его на папский престол, пообещав ему за помощь два кентенария золота. Велизарий замедлил с исполнением этого поручения. По словам Либерата, он пытался сначала побудить Сильверия к большей уступчивости в отношении к желаниям императора, но тот не шел ни на какие сделки, и пришлось прибегнуть к более простому средству. Во время осады Рима Витигесом у Велизария оказались в руках письма папы, якобы уличавшие его в предательских сношениях с готами. Он был приглашен во дворец, обвинен в измене, без суда немедленно низложен и отослан на Восток (18 ноября 537 года). На следующий день Велизарий созвал представителей римского клира, объявил о низложении папы за измену и провел затем избрание Вигилия (22 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Еще более полное издание писем было подготовлено Досифеем, Патриархом Иерусалимским, а опубликовано епископом Анфимом в 1705 году в Валахии. Это издание включало в себя также письмо к Захарии, Католикосу Армении, на армянском языке, и еще одно письмо к армянскому царю Ашоту, с переводом на латинский язык, который осуществил католический кардинал Анджело Май (Angelo Mai) 6 . В 1860 году письма Патриарха Фотия были опубликованы католическим аббатом Ж. П. Минем в составе греческой патрологии в 102 томе. Это издание включило в себя все выше упомянутые письма, за исключением трех, адресованных епископам Италии. Минь разделил 193 письма на три основные группы: I. Письма, адресованные главным образом особо значимым лицам: императорам, архиереям, общей численностью 24. II. К епископам, клирикам, монахам – 102 письма. III. Письма к мирянам, занимавшим высокие государственные посты. Их число составляет 67. В 1864 году 7 в Лондоне выходит еще одно издание писем Фотия. Над их подготовкой и публикацией потрудился Иоанн Валетта (Ι. Βαλττα) 8 . В это издание вошли 260 писем, которые были разделены на пять групп. К первой группе, состоящей из 84 писем, были отнесены письма, в которых затрагивались различные догматические вопросы, а так же вопросы, касающиеся интерпретации различных мест из Священного Писания . Ко второй группе были отнесены 57 писем, носящих рекомендательный характер. Третью группу составили 15 писем, именуемых утешительными. Затем следуют 64 письма, вошедшие в четвертую группу, в которых Фотий по тем или иным причинам порицает отдельных лиц за жизнь, не соответствующую христианским нормам и принципам. И пятая группа – 40 писем самой разнообразной тематики. В 1896 году известный дореволюционный византинист Афанасий Иванович Пападопуло-Керамевс (1856–1912 гг.) опубликовал 45 неизданных писем Патриарха Фотия, обнаруженных им в двух афонских кодексах 9 . Однако через некоторое время он вынужден был признать, что 24 письма из 45-ти принадлежат не Фотию, а преподобному Исидору Пелусиоту 10 . К слову сказать, он считал, что количество писем Патриарха Фотия может достигать до 1000 11 . Профессор Ф.А. Курганов , признавая большую значимость писем Патриарха, полагал, что значительное их число так и не было обнародовано 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Неистовство императора простерлось на всех христиан без различия. Он принудил дочь свою Валерию и супругу Приску отречься от христианства 305 . Вслед за тем, могущественные некогда придворные сановники были лишены жизни; пресвитеры и диаконы никомидийской церкви вместе со своим епископом Анфимом без всякого приговора и допроса преданы смерти; множество других христиан подверглось той же участи: одних умерщвляли мечем, других топили в море или жгли, и не порознь, потому что их было слишком много, но целыми толпами. Император сам неоднократно присутствовал при совершении казни, и языческие сановники, уполномоченные им, по его мановению усиливались превзойти один другого в жестокостях и смертоубийстве 306 . Между тем почти в тоже время вспыхнули против правительства мятежи в Мелитине и Сирии. Без всякого основания их приписали влиянию христианского духовенства; по крайней мере, по этому именно поводу 307 вышел второй императорский эдикт против христиан – о заключении всех предстоятелей Церкви в темницы и узы. «Тогда, – говорит Евсевий, – открылость зрелище выше всякого описания: повсюду заключали христиан целыми тысячами; темницы, предназначенные для убийц и злодеев, расхищающих гробницы, наполнились епископами, так что осужденным за злодеяния не оставалось в них места». Вслед за вторым последовал третий эдикт, которым узников, принесших жертву, позволялось отпускать на волю, а противившихся предписывалось мучить тысячами пыток 308 , – и наконец, по наступлении 304 года, четвертый, которым тоже повеление распространялось на всех христиан поголовно 309 . Все эти эдикты, изданные под влиянием кесаря Галерия старшим из императоров Диоклитианом, были препровождены и на запад, где император Максимиан Геркул охотно дал им полное действие 310 . Порядок, ожесточенность и продолжительность гонения Так началась повсюду открытая и жестокая война против христианства. Немедленно по издании третьего эдикта заключенные в темницах священнослужители Церкви были преданы разного рода мучениям и оставшиеся непоколебимыми осуждены на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010