[серб. Joahukuje] (Памучина) (13.12.1810, Заградине, близ Требине - 9.09.1870, Мостар), архим., церковно-общественный деятель Боснии и Герцеговины. Учился в мон-рях Дужи и Завала, в последнем в 1829 г. принял монашество. В резиденции Герцеговинского митр. Иосифа (1817-1835, 1848-1854) выучил греч. язык и был назначен настоятелем ц. Рождества Пресв. Богородицы в Мостаре. Снискал уважение местного правосл. населения, видевшего в нем своего защитника. 16 окт. 1850 г. прот. Михаил Раевский, настоятель русского собора во имя свт. Николая Чудотворца в Вене, передал обер-прокурору Святейшего Синода РПЦ Н. А. Протасову просьбу жителей Герцеговины о ходатайстве перед К-польским патриархом Анфимом IV (Тамвакисом) об удалении «недостойного» митр. Герцеговинского Иосифа, ставившего священников за деньги, и о назначении на кафедру И., «мужа преданного Церкви и народу». Из-за этого прошения И. был вынужден бежать в Дубровник, опасаясь репрессий со стороны тур. властей. В 1853 г. он вернулся в Мостар и посвятил себя делу проповеди. 3 апр. 1852 г. через прот. Михаила Раевского И. передал просьбу российскому имп. Николаю I освободить Боснию и Герцеговину «от азиатского змея», присоединив их к своим владениям, или же создать под своим покровительством княжество, подобно Сербскому. Получив повторное прошение, имп. Александр II распорядился о выдаче 300 р. ежегодно на нужды уч-ща в Мостаре. 19 июня 1860 г., после смерти митр. Герцеговинского Григория (1855-1860), правосл. община Мостара при поддержке тур. властей обратилась к К-польскому патриарху Кириллу VII с просьбой об утверждении кандидатуры И. на вдовствующую кафедру. Патриарх отклонил его кандидатуру, но до назначения на кафедру в 1864 г. митр. Прокопия II (1864-1875) И. фактически управлял епархией. По случаю празднования 1000-летия России указом имп. Александра II от 8 сент. 1862 г. И. в числе видных зарубежных слав. деятелей, способствовавших укреплению связей своих народов с Россией, был награжден орденом св. Анны 3-й степени.

http://pravenc.ru/text/577986.html

Σ. 43; idem. Σλλαβος βυζαντινν μελετν κα κειμνων. Αθναι, 1961. Σ. 480-484; DSAMDH. T. 6. Col. 922-923; Garzya A. Observations sur l " «Autobiographie» de Grégoire de Chypre//Le parole e le idee. Napoli, 1968. Vol. 10. P. 308-311; Cl é ment O. Grégoire de Chypre: «De l " ekporèse du Saint Esprit»//Istina. P., 1972. Vol. 17. P. 443-456; idem. «Palamisme before Palamas» and the Theology of Gregory of Cyprus//SVTQ. 1979. Vol. 23. P. 139-147; Sopko A. J. Gregory of Cyprus: A Study of Church and Culture in Late XIII-th Cent. Byzantium. L., 1979; Papadakis A. A Crisis in Byzantium: The Filioque Controversy in the Patriarchate of Gregory II of Cyprus: (1283-1289). N. Y., 1983; Savvatos Chr. , archim. Il Patriarca Gregorio II il Cipriota ed il problema del «Filioque»//Κληρονομα. Θεσσαλονκη, 1987. Τ. 19. Σ. 205-218; idem. Θεολοϒικ Ορολοϒα κα Προβληματικ τς Πνευματολοϒας Γρηϒορου Β το Κυπρου. Κατερνη, 1997; Μανφης Κ. Συμπλρωσις το πισκοπικο καταλϒου τς νσου Ρδου κατ τν ιϒ κα τν ιδ ανα μαρτυραι κ τν πιστολν Γρηϒορου Κυπρου κα Μαξμου Πλανοδη//ΕΕΒΣ. 1987-1989. Τ. 37. Σ. 247-251; Мартирий (Багин), игум. Григорий II патриарх К-польский, 1283-1289: [Канд. дис.]. Загорск, 1990; P é rez Martin I. À propos des manuscripts copiés par Georges de Chypre (Grégoire II), patriarche de Constantinople (1283-1289)//Scriptorium. 1992. T. 46. P. 73-84; Laiou A. E. The Correspondence of Gregorios Kyprios as a Source for the History of Social and Political Behavior in Byzantium//Geschichte und Kultur der Palaiologenzeit: Referate des Intern. Symp. zu Ehren von H. Hunger/Hrsg. W. Seibt. W., 1996. S. 91-108; Никифор (Казаков), иеродиак. Жизнь, труды и богосл. воззрения патриарха Григория II Кипрского: [Канд. дис.]. Серг. П., 2003. П. Б. Михайлов, Р. Б. Буганов Рубрики: Ключевые слова: АНФИМ IV (Тамвакис), Патриарх К-польский (на кафедре с 21 февр. 1840 - 6 мая 1841 и с 19 окт. 1848 - 30 окт. 1852) ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465)

http://pravenc.ru/text/166693.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ Патриарх К-польский (на кафедре 22. 01. 730 - янв. 754). Возможно, происходил из Сирии, как и имп. Лев III . Занимал должность синкелла при К-польском Патриархе свт. Германе I , что свидетельствует о доверии к А. как самого Патриарха, чьим учеником он был, так и императора. После того как с 726 г. Лев III начал выступать против почитания икон, его отношения с Германом стали обостряться и А. оказался более удобной для императора фигурой. Свт. Герман был смещен с кафедры в нач. 730 г., после того как имп. Лев потребовал от него письменное свидетельство о недопустимости поклонения иконам. Герман предпочел отречься, а его синкелл А. занял Патриарший престол. Новый патриарх сразу же издал требуемый документ (греч. λβελλοι) и отправил в Рим интронизационное послание (συνοδικ) с осуждением иконопочитания. Папа Григорий II в ответ на это отлучил А. Житие св. Стефана Нового , с одной стороны, подчеркивает уступчивость А. по отношению к властям, а с др.- приписывает ему активную роль в репрессиях против иконопочитателей (впрочем, эти сведения вызывают сомнения). Никаких достоверных данных о последующей деятельности А. в царствование Льва III источники не сохранили. А. поддержал узурпатора Артавазда , выступившего против законного наследника Константина V Копронима , и, в частности, короновал сына Артавазда Никиту как императора-соправителя. При этом Патриарх публично обвинял Константина в ереси - отрицании Божественности Христа; однако это не служит достаточным основанием для гипотезы о возвращении Артавазда и А. к Православию. После поражения Артавазда Константин V подверг А. публичному унижению: его бичевали, а затем раздетого посадили задом наперед на осла и провезли по ипподрому. Тем не менее А. остался на кафедре, поскольку император таким путем стремился умалить авторитет Патриаршего сана. Ист.: Theoph. Chron. P. 415; La Vie d " Étienne le Jeune par É tienne le Diacre/Éd. M.-F. Auzépy. Birmingham, 1997. P. 100-101. Лит.: RegPatr. Fasc. 2, N 343-344; Андреев А. И. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские. Серг. П., 1907; Ger ö S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Leo III, with Particular Attention to the Oriental Sources. Louvain, 1973; Lamza L. Patriarch Germanos I. von Konstantinopel. Würzburg, 1975; Speck P. Artabasdos, der rechtgläubige Vorkämpfer der göttlichen Lehren. Bonn, 1981; Афиногенов Д. Е. Константинопольский Патриархат и иконоборческий кризис в Византии. М., 1997. Д. Е. Афиногенов Рубрики: Ключевые слова: АНФИМ IV (Тамвакис), Патриарх К-польский (на кафедре с 21 февр. 1840 - 6 мая 1841 и с 19 окт. 1848 - 30 окт. 1852)

http://pravenc.ru/text/114824.html

С этим обстоятельством связана вся неприятная для Василия В. история. В 371 г. Каппадокия была разделена на две (гражданских) провинции: в Тиане епископом был Анфим, в Кесарии – Василий. Но Анфим надеялся быть самостоятельным митрополитом, если его епархия будет платить отдельно от Кесарии подати. Произошел между ними спор о границах митрополии. На границах митрополии находилась гора св. мученика Ореста, с которой кесарийская кафедра получала доходы. Анфим захватил ее чуть ли не с бою и объявил себя митрополитом. Василий старался удержать единство митрополии и, чтобы доказать это фактически, поставил епископа в пределах Анфима, в ничтожный город Сасимы, и пожертвовал для этой цели Григорием Богословом , выражаясь при этом, что для него весь мир был бы достойнейшей епископией. И это обстоятельство испортило всю жизнь Григория Богослова . Для характеристики отношений между Анфимом и Василием В. следует прибавить еще одно. Чтобы оправдать себя, Анфим говорил, что не следует платить дани неправославным, (разумея под ними Василия В.), и хотел захватить Кесарию. Анфим не был арианином и естественно предположить, что он стал на точку крайних монотеистов в духе Савеллия. Но домашний этот спор скоро улегся, и между ними восстановились дружественные отношения. Но жизнь в Сасимах оказалась невыносимой для такой созерцательной натуры, как Григорий Назианзин . Сасимы – это была станция, где сходились три почтовые дороги, жалкое селение с неизбежною пылью, стуком экипажей и шумом извозчиков. Этот временно проживавший в Сасимах народ и представлял собою большинство здешнего населения. К тому же Григорий спору между Василием и Анфимом не придавал важности, так как в нем не было догматической почвы. Поэтому Григорий оставил Сасимы, не совершив здесь никакого иерархического действия, а потому он не считал себя и впоследствии связанным с этою епископией. До смерти своего отца – старца, епископа назианзского Григория, он разделял его труды по управлению епископией, а затем (в 375 г.) удалился в Селевкию исаврийскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Святитель Григорий получил прекрасное светское образование в Назианзе, в Кесарии Палестинской, в Александрии, а затем в знаменитой Афинской академии. В Афинах он подружился со святителем Василием Великим , который тоже там учился: их дружба длилась многие десятилетия – до самой кончины святителя Василия. По возвращении из Афин на родину будущий святитель принял Крещение (в ту эпоху его чаще всего совершали над взрослыми). Главным желанием Григория было вести аскетический образ жизни, в сочетании с богословскими и философскими занятиями. Однако по настоянию отца он был рукоположен в пресвитеры (361 год). В 372 году святитель Григорий против своего желания принял епископский сан; это произошло по настоянию святителя Василия Великого . Кафедрой святителя Григория должен был стать маленький городок Сасимы, находившийся в зоне канонического конфликта между святителем Василием и епископом Анфимом Тианским. Своим назначением на эту кафедру святитель Григорий оказывал поддержку другу в борьбе с Анфимом. Однако в день прибытия святителя в Сасимы возникла угроза вооруженного конфликта со сторонниками Анфима. Не желая вступать в борьбу, святитель Григорий вернулся в Назианз, где до смерти отца помогал ему в управлении епархией. После кончины Григория-старшего святитель Григорий еще некоторое время управлял церковью в Назианзе, а затем уехал в охваченный арианской ересью Константинополь (379 год) – по приглашению малочисленной православной общины столицы. Некоторое время святитель Григорий служил в единственном православном храме Константинополя – маленькой домовой церкви Анастасии (Воскресения); здесь он произнес знаменитые «Пять слов о богословии», догматически глубоко раскрывавшие православное учение о Пресвятой Троице. После вступления в Константинополь Феодосия Великого (380 год), поддерживавшего православие и являвшегося противником арианства, святитель Григорий по настоянию императора сделался архиепископом столицы. Святитель Григорий председательствовал на заседаниях II Вселенского Собора, открывшегося в Константинополе в 381 году. Однако вскоре между ним и участниками Собора произошел конфликт: признав его сначала в качестве законного архиепископа Константинополя, они затем сформулировали и огласили на Соборе (по инициативе враждовавших против него александрийских епископов) канонические препятствия формального характера, не позволявшие святителю Григорию занимать столичную кафедру. Чтобы не усугублять конфликт, он добровольно сложил с себя полномочия архиепископа Константинопольского и вернулся на родину, где продолжил еще некоторое время заниматься делами Назианской кафедры, а затем – по причине преклонных лет и болезней – удалился на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Из Крыма Анфим отправился на Кубань с проезжею грамотой от хана, которому представлялся в Бахчисарае. Сначала кубанцы приняли дорогого гостя радушно и с великими почестями. Он устроил для них монастырь и посвятил архимандрита, а по слободам — многое число попов, и дал им универсалы, чтобы иметь им по своим обрядам церковное служение. Потом рукоположил для Кубани двух епископов, имена которых нам неизвестны. Недолго, однако, продолжалось доброе согласие Анфима с гребенскими казаками. Он хотел властвовать, хотел стать во главе всего тамошнего казачества, требовал, чтобы не только другие начальные люди, но и сам атаман ничего не делал без его благословения, а кубанцы хотели, чтобы архиерей знал свою церковь да попов, а в их дела не мешался. Пошли ссоры, брань, своенравный Анфим слушать никого не хотел, и каждый день являлись с его стороны новые требования и притязания, а при малейшем противоречии он грозил анафемой. Ужиться ему с кубанцами было невозможно; притом же эти грубые, закоренелые в невежестве полудикари, суеверные до крайней степени, заподозрили его в никонианстве, потому что у него был «Чиновник архиерейского служения», напечатанный в Москве во времена Петра I. Все Гребени возмутились. «Как, — кричали казаки, — по еретической книге нам попов наставил да и сам по ней служит! Мы от таких книг из России ушли, а он, еретик, враг божий, сюда к нам их завез! В куль его да в воду и с книгами-то!» Анфим бежал, и казаки едва не пожгли все церкви, им освященные, называя их еретическими, никонианскими. Волнение, однако, чрез некоторое время утихло: нашлись между казаками люди благоразумные и притом влиятельные на их кругах, которые убедили толпу, что Анфима прогнали они без достаточного основания. Кубанцы раскаялись и послали к нему новых посланцев с письменным всенародным молением, прося у него прощения за свой поступок и приглашая его снова на Кубань. Они догнали его на дороге, но Анфим был не из таких, чтобы прощать подобные обиды. «Аще изгонят вас из града, бегайте в другой, — отвечал он посланным. — Нога моя не будет у вас, крамольники. Мира и благословения вам не даю, — ступайте откуда пришли». И воротились посланные ни с чем. Рукоположенные Анфимом два епископа продолжали, однако, архиерействовать на Кубани. Нам неизвестна дальнейшая судьба их, но, судя по некоторым толкам старообрядцев позднейшего времени, можно предполагать, что поставленные Анфимом архиереи, в свою очередь, посвятили других и что таким образом на Кавказе раскольническая иерархия, происшедшая от Анфима, не прекращалась.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

И в отношении к себе самому Григорий почитал неблагоразумным идти к другу; недовольные Василием могли бы сказать, что и Григорий желает участвовать в Васильевых почестях и власти. Все сие Григорий объяснил Василию, и обещался придти к нему тогда уже, когда умолкнет зависть и не останется даже тени злоумышляющих. Василий уважил представления Григорьевы; однако же нетерпеливо желал видеться с другом. С неменьшим нетерпением ожидал сего и Григорий 95 . Наконец желания друзей исполнились. Василий хотел почтить Григория саном Епископским, или, по крайней мере, первым местом между пресвитерами своей Церкви, но не получил его согласия ни на то, ни на другое. Избегая зависти и подозрения в любочестии, Григорий отказался от предложений своего друга 96 . Пребывание его в Кесарии было не продолжительно 97 . Возвратившись в Назианз, Григорий вскоре должен был снова отправиться в Кесарию. Василий (в 371 г.) требовал его помощи в предстоявшем подвиге против гонителя Православия, Валента. «Только явись сюда, писал он к Григорию; ты удержишь его стремление, как скоро с помощью Божией сделаешься вождём нашим; ты рассеешь всех, старающихся разрушить благосостояние отечества, и заградишь уста, дерзающие говорить нечестие» 98 . Григорий прибыл в Кесарию. Предчувствие Васильево начало сбываться. Император Валент, надмеваясь успехами в войнах против варваров, предпринял нашествие на Православие. Ослеплённый своими успехами, он возымел надежду победить Василия и подчинить церкви Каппадокийские Арианам. Но победа осталась на стороне Василия. Григорий был зрителем мужества и твёрдости Васильевой, и неразлучен был с другом, когда он лично беседовал с Валентом, во время его пребывания в Кесарии 99 . Наконец настало время и Григорию занять престол Епископский; но сие случилось вопреки ожиданиям всех. Область Каппадокийская разделена была на две части. Анфим, Епископ Тианы, города, сделавшегося главным во второй части Каппадокии, замыслил образовать новую Архиепископию. От сего между Анфимом и Василием возродилось несогласие. Первый требовал, чтобы от него зависели Епископы городов, по гражданскому разделению поступивших в зависимость от Тианы и принадлежавших доселе Кесарийской Архиепископии. Василий же не уступал прежних прав своей кафедры. Между тем одни из Епископов были увлекаемы Анфимом, а другие сами приставали к нему по нерасположению, какое питали ещё к Василию. Анфим начал убегать общения с Василием 100 . Таким образом Церковь Кесарийская, не поколебавшаяся от нападений еретических, колебалась от внутренних раздоров, и дела её время от времени приходили в большее расстройство. Впрочем, Василий не унывал, но к уврачеванию зла ограждал Церковь свою умножением кафедр Епископских, и в одну из вновь открытых Епархий назначил друга своего Григория 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По предложению Феодоры его преемником был поставлен Трапезундский митрополит Анфим, участвовавший в свое время в богословском диалоге с монофизитами и обнаруживший тогда чрезвычайную открытость по отношению к ним. В среде ревнителей диафизитства он подозревался в тайной приверженности монофизитству. Как бы там ни было, у Феодоры и Юстиниана была надежда, что Анфим и Феодосий Александрийский найдут путь к воссоединению. В этой обстановке в Константинополь счел нужным приехать бесспорный лидер умеренных монофизитов искушенный богослов Севир, и у него сложились самые дружественные отношения с Анфимом. Опасения тех, кто не доверял Анфиму, от этого только укрепились. Из высокопоставленных иерархов первым забил тревогу православный патриарх Антиохии Ефрем, в прошлом государственный сановник, занявший первосвятительскую кафедру Востока после гибели своего предшественника Евфрасия при землетрясении 526 года. Ефрем был популярен в народе; аскет и ученый богослов, он успешно полемизировал с самим Севиром, и, занимая кафедру, которая раньше принадлежала Севиру, он более других сознавал бесперспективность его обращения и опасность, которую несло его сближение с православным патриархом Анфимом. Свою тревогу он изложил в послании, отправленном новому папе Агапиту, который занял Римский престол в 535 году после смерти своего предшественника Иоанна. Случилось так, что в этом же году король остготов Теодат направил святого Агапита в Константинополь с дипломатическим поручением – вести от имени короля переговоры с Юстинианом о заключении мира и прекращении военных действий в Италии. К тому времени в столицу приехал и монофизитский патриарх Александрии Феодосий, вынужденный покинуть свой кафедральный город из-за неприятия со стороны большей части местных монофизитов. Таким образом, в Константинополе тогда оказалось сразу несколько влиятельных иерархов христианского мира. Папа стал сразу действовать с позиции силы, зная, что император нуждался в его поддержке для успешного ведения войны в Италии; он знал также, что может опереться на патриарха Антиохийского Ефрема, столичных ревнителей диафизитства, прежде всего из монастыря акимитов, которые к тому времени вернулись из ссылки, и взявших их сторону монахов из 67 константинопольских монастырей, обещавших папе помощь в разорении монофизитского гнезда, которое свили противники Халкидонского ороса в столице.

http://pravoslavie.ru/64995.html

Он был благоразумно сдержан, не рубил с плеча, и после некоторого времени люди увидели, что он очень твердый, но справедливый человек, самое главное, что для себя он ничего не требует, а печется о благе церковном. Поэтому уже на следующий год опасность раскола в Каппадокийской Церкви была устранена вовсе. Только наладились мирные отношения между ним и всеми епископами, Церковь стала возрастать, приумножаться, Валент решил провести реорганизацию провинции – он решил провинции сделать более мелкими, считая, что, чем больше административных образований, тем больше в казну будет поступать налогов. Он ошибся, больше налогов в казну поступать не стало. Но была и вторая мысль: есть довольно принципиальные крупные епископы, а если отделить от него часть митрополии, может быть, проще будет сломать. Он делит Каппадокию: северная часть остается за св. Василием Великим , в южной части крупный город Тианы, который даже назвали второй Кесарией, где был епископ Анфим Тианский, который сразу же сделал определенные правильные выводы. В то время деление церковное совпадало с административным делением империи, и столичные города провинций становились кафедрами митрополитов. Василий Великий противостоял церковному делению, он плохо знал Анфима Тианского. Он был против того, чтобы Анфим присвоил себе митрополичьи права, восстал против этого. Анфим был очарован своим новым положением и часто стал привлекать к себе недовольных епископов и клириков: кого лестью, кого посулами, даже стал задерживать привоз в Кесарию продуктов, в частности хлеба, из провинции Тавра. Василий Великий в 372 году, когда ему не удалось договориться с Анфимом, ставит своего младшего брата Григория в г. Ниссу (на запад от Кесарии), а на юге в 200 километрах от Кесарии и в 50 километрах от г. Тианы он ставит в местечке Сасимы своего друга Григория Богослова против его воли (сумел его переубедить, и Григорий поддался этому давлению, от чего потом страдал – население Сасим, в основном, проезжие). Григорий Богослов понимал, что нет догматических расхождений Анфима и Василия, и Василий понял, что Анфим сохраняет приверженность православию. Произошло примирение под действием Григория Богослова , раздор был закончен, и Василий Великий лично виделся с Анфимом, обсудил вопросы и говорил: я самый бедный человек, мне ничего не надо, и я не боюсь, что у меня отнимают вторую часть, не от отсутствия доходов я страдаю, а просто боялся, что Анфим не сможет противостоять политике Валента.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

Н. обратились к патриарху Иерусалимскому Хрисанфу Нотаре с просьбой поставить им епископа и получили согласие, поставлению помешало противодействие русских властей. В 1753 г. с аналогичной просьбой Н. обратились в Стамбул, и по приказу султана православный архиеп. Крымский Гедеон рукоположил мон. Феодосия во епископа Кубанского и Терского. Вскоре, поссорившись с Н., Феодосий переселился в Добруджу. В том же году Н. приехали к Анфиму из Хотинской раи, выдававшему себя за епископа, с просьбой служить у них. К этой просьбе было присоединено и приглашение от крымского хана. Прибыв на Кубань, Анфим устроил монастырь, поставил архимандрита, рукоположил священников и 2 епископов (имена неизв.). Анфим стал вмешиваться в жизнь Н., за что в 1754 г. был изгнан, но продолжал именоваться «епископом Кубанским и Хотинския раи». По устным свидетельствам можно предположить, что поставленные Анфимом архиереи «хиротонисали» других епископов и «иерархия, происшедшая от Анфима, не прекращалась» ( Мельников. 1976. С. 310-314), но сведения о храмах на Кубани в сер. XVIII в. отсутствуют. У Н. на оз. Майнос (Маньяс, ныне Куш) в Турции сохранялся антиминс ц. Св. Троицы, освященной в 1753 г. Анфимом. Семья некрасовцев в Турции. Фотография. Сер. XX в. Семья некрасовцев в Турции. Фотография. Сер. XX в. Осенью 1777 г. российские войска разорили городки Н. на Кубани, что привело к переселению казаков в Закубанье. В 1756-1778 гг. Н. покинули Сев.-Зап. Кавказ и перешли в дельту Дуная. Основными поселениями в Придунавье были Дунавец, Сарыкёй и др., где жили также липоване . В 1775 г., после разгрома Запорожской Сечи, здесь появились запорожцы, с которыми возникали конфликты, в т. ч. из-за мест рыбной ловли. Вскоре запорожцы захватили Сарыкёй, уничтожили неск. липованских сел, в 1814 г. взяли Дунавец. Тогда началось массовое переселение Н. в азиат. Турцию на оз. Майнос, близ г. Бандырма (древний Панорм), и на побережье Эгейского м. В 10-х гг. XIX в. появились 2 поселения: Энос (Энез) близ залива и Биневле (Майнос) на оз.

http://pravenc.ru/text/2564848.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010