Эти любителя черепов сравнивают их между собою, замечают разницу в их образовании, сложении, выпуклости или впалости, и по этим приметам думают угадывать: кто какую наклонность имел главную, кто был вор, кто был пьяница и пр.» . – Ах, они басурманы! – воскликнул Саввушка. У самих-то у них должен быть череп уже собачий, коли они охотники до человеческих черепов! Близ часовни Св. Саввы новая каменная лестница с железными перилами ведет в две верхние кельи, устроенные в скале письмоводителем иерусалимского синода, простым монахом Анфимом. Обе кельи уютны и убраны просто и опрятно. Из задней кельи есть потаенный ход за стену монастырскую. В зимнее время в них спокойно и тепло жить, но летом невыносимо жарко и душно. Направо от церкви с площади ведет лесенка в продолговатый огородец, в котором иноки воспитывают салат, перец и два-три гранатовый дерева. Это местечко есть самое лучшее в лавре. Оно обставлено с одной стороны высочайшею отвесною скалою, по которой идет стена, а с другой – низменными нужными пристройками, за которыми уже глубокий ров. Скала вся обнажена и чрезвычайно дика; по местам пласты камней, особенно вверху под стеною, висят на ничесом. Во время землетрясения они могут упасть и задавить, загромоздить весь садочек. Тут росло большое финиковое дерево, но не так давно оно срублено монахами вследствие спора с болгарскими поклонниками, которые уверяли иноков, что именно это дерево посажено Св. Саввою, а иноки указывали им на другой финик, который одиноко растет у подошвы северной стены. Чтобы болгаре не оспаривали более подлинности сего второго финика, они срубили не священный финик, а ствол его и теперь валяется подле его корня. Как жаль этого финика! Он служил украшением лавры и отрадою для очей, утомленных видом камней, и отражением от них горячих лучей солнца. Но что делать? В таком споре лучшим доказательством истины могла послужить только секира. Если монахи не пожалели финика, который был другой и последний, стало быть это дерево действительно не то, которое посажено самим Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

109 Некоторые акты религиозного значения включены в пасхальную летопись 110 эдикт 533 г., эдикт 552 г.). 2 . Наконец большое число официальных актов находится в собрании Деяний соборов . 111 Протоколы великих религиозных собраний, заседавших в Константинополе в 536 и 553 годах, акты провинциальных синодов или переговоров о примирении, имевших место в различное время, например в 533 году; эдикты касающиеся религий, и императорские послания к соборам, – все это там собрано, облегчая изучение религиозной политики Юстиниана. Сюда же относятся, помимо собрания Деяний соборов , отдельные памятники, каков, например, Типикон или правила, написанные Св. Саввой для своих монахов. 112 III. – Литературные источники Для эпохи Юстиниана источников литературных в тесном смысла, писем, речей и богословских сочинений, наконец стихотворений имеется достаточно много на греческом, латинском, а иногда и на сирийском языках. Я не буду их различать по языку – одни и те же лица иногда писали и по-гречески и по-латыни – но для простоты дела я их классифицирую предпочтительно по тому роду литературы, к которому они принадлежат. 1. Письма Юстиниан очень любил писать. От него осталось много писем, написанных иные по-гречески, но большей частью по-латыни. Они адресованы к папам Гормисдасу, Иоанну II, Агапиту, Вигилию, к константинопольским патриархам, к епископам, соборам, и все они посвящены церковным делам. 113 Равным образом мы имеем несколько писем константинопольских патриархов, Епифания и Евтихия 114 , а псевдо-Захария Митиленский сохранил крайне интересную переписку между патриархами Анфимом константинопольским, Севером антиохийским и Феодосием александрийским. Еще многочисленнее папские письма. Сношения между Римом, императорским дворцом и патриархатом были часты: мы имеем целую серию важных писем, исходящих от пап Горимсдаса, Uoahha II , Агапита, Вигилия и Пелагия I, адресованных к императору и патриархам. 115 Все эти письма по существу относятся к духовной литературе; напротив, переписка Кассиодора 116 – всецело политическая.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

святейш. о. Афанасия, преждебывшего патриарха Антиохийского, на иждивении славнейшего и светлейшего господина, нынешнего князя всей Унгровлахии, господаря I. Константина Бесараба воеводы, по благословению о. митрополита кир Феодосия, архиепископа этой страны. В Бухаресте, городе Унгровлахии, в лето от И. Христа 1702-е, иеромонахом Анфимом Ивиритом. Picot, Notice, стр. 541542. Ред. 292 Подробное описание этой книги с приведением снимка с арабского заглавия книги и её содержания см. у того же Picot, Notice, стр. 541544, и Silvestre de Sacy в Magazin encyclopédique. 1814, I, стр. 198208. Ред. 296 О благословении св. евхаристии не чрез слова Спасителя. – Каждое из этих изданий напечатано в количестве 1000 экземпляров. Ред. 300 Нижеподписавшийся свидетельствую, что в этой арабской рукописи продолжаются во 1-х, предисловие автора, в котором он (автор) разъясняет, почему он сделал этот перевод, во 2-х, введение Св. Афанасия в псалмы, в 3-х, 150 псалмов по греческому переводу семидесяти толковников с объяснением, так что для каждого стиха приведено краткое изъяснение согласно мнению древних отцов церкви. Вена. 14 ноября 1791 г. Бернард Ениш. Ред. 302 Твердое руководство к истинной вере преподает восточным христианам начала веры и нравственности и разделено на пять частей; сочинение благодаря достоинству учености и стиля арабского языка, всякой похвалы достойно. Дозволено к печати. Секретарь Гоффингер. Ред. 303 Смотри у меня печатн(ые) патриарш(ие) грамоты и мой сборник вероисповеданий в русск(ом) переводе. II. – Под печатными грамотами нужно разуметь печатное издание этих грамот нашего Св. синода, а о сборнике вероисповеданий см. у Сырку в Описании, стр. 300302. Ред. 304 Смотри мой первый Отчет об ученых занятиях наших в 1848 году при делах нашей миссии Иерусалимской. II. – Об Отчете см. выше, 29 июня 5 июля 1848 г., сноска 269. Ред. 309 Бросьте эту искорку между моими учениками. Вы мудр и справедлив; Вы таким образом исполните свое обещание. Ред. 331 Στρβωνος Γεωγραφικν μρος τρτον, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«С нами бы поехала одна богатая барыня, денег у нее счету нет, не то что нам — тысяче человекам достанет на самый долгий век прожить на эти деньги во всяком удовольствии и спокойствии. Там, за рубежом, нет ни службы ни грозного начальства; там всякий человек сам себе господин, а здесь, на солдатской своей службе, знаешь ты только горе да недостатки, каждый день недоспишь, и от начальства муку принимаешь, а там, что только на ум вспадет — все будет тотчас же готово по твоему желанию». Сержант немалое время колебался, но обещаемое будущее так было привлекательно, что он дал свое согласие. Тогда барыня наскоро собралась с двумя девушками, будто бы в Киев на поклонение тамошним угодникам, и поехала из Москвы. Сержант избрал удобное время и ночью на 27 августа 1750 года бежал вместе с Анфимом. На дороге пристали они к барыне. Опасаясь погони, беглецы ехали на переменных лошадях до Стародубья и здесь на время нашли надежный приют у старообрядцев. Несколько дней спустя они, перебравшись через литовский рубеж, благополучно достигли Ветки. Может быть успех Афиногена подал мысль честолюбивому Анфиму сделаться зарубежным старообрядческим епископом. Славолюбие, так долго питаемое уважением старообрядцев, доходившим чуть не до обожания, возрастило в сердце его гордость и страстное желание начальствовать, повелевать. Но при первом шаге за границу его гордости нанесен был сильный удар. До Ветки и вообще до зарубежных старообрядческих слобод не достигла еще слава Анфима-«страдальца», столь громкая на Дону, на Волге и в Сибири. Его приняли как обыкновенного выходца. Это оскорбило Анфима, не привыкшего к равнодушным встречам. «Постой же, — думал он, — коли так, примете же вы меня, павши ниц передо мною». И он сказался ветковским отцам, что получил он в Великой России великую архиерейства хиротонию, и просил принять его в соединение, общение и согласие по древлецерковному благочестию. Проученные уже Епифанием, ветковцы отвечали Анфиму, что в скором времени принять они его не могут. «Просто как мирянина принять тебя нельзя, потому что объявляешь себя епископом, а чтобы за епископа тебя признать, то, по божественному писанию и по правилам, достоит нам справиться, на которой ты епископии и в котором граде был и которыми епископами поставлен».

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Призвав к себе для заведывания церковными делами подведомого патриарху константинопольскому митрополита витзинского 203 Иоакинфа Критопула, воевода настоятельно просил патриарха (Каллиста I), чтобы этот Иоакинф был признан митрополитом всея Угровлахии, при чем давал клятвенное обещание всегдашнего неизменного подчинения угровлахийской церкви патриаршему престолу на будущее время и обязательство принимать митрополитов не иначе как избранных и посвященных именно от него же -патриарха. Последний исполнил просьбу воеводы (потребовав, чтобы он укрепил свое обещание письменным актом), и таким образом с 1359 года начинается в Угровлахии ряд архиереев с именем митрополита. Спустя одиннадцать лет, в 1370 г. в Угровлахии была открыта другая архиерейская кафедра и также с титлом митрополии. Названный выше митрополит Иоакинф, по причине глубокой старости, затрудняясь в исполнении своих обязанностей и, вероятно, желая заблаговременно передать свой престол своему брату, священнику и дикеофилаксу Даниилу Критопулу, с согласия воеводы и вместе с сим последним просил патриарха (Филофея), чтобы Даниил был поставлен в митрополиты всея Угровлахии. Исполняя просьбу о возведении Даниила в митрополиты, патриарх поставил его, – перед посвящением он был пострижен в монахи и переименован Анфимом, – не на всю Угровлахию, а на ее половину, с тем, чтобы и на будущее время были в Угровлахии два митрополита (см. Acta Patriarchat. Constantinop. 1, 532 sqq). Второй митрополит не имел зависеть от первого, а оба они, каждый сам по себе, должны были состоять в зависимости от патриарха. Для чего введено патриархом такое странное церковноправительственное устройство, ясно не видно; но вероятно для того, чтобы надежнее удержать Угровлахию в подчинении своему престолу: один митрополит, имевший подчиненных себе епископов, беря пример с патриарха терновского и архиепископа ахридского, скоро мог бы провозгласить себя митрополитом автокефальным, т. е. отложиться от власти патриарха и присвоить себе самостоятельность; но при нескольких равных митрополитах, из коих каждый зависел непосредственно от патриарха, это было невозможно (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Такая практика или вернее такие случаи существовали не только во времена Тертуллиана и Ипполита, а и в весьма недавнее время. Например, и 1647 году патриархом Анфимом бил признан законным брак диакона Прокопия заключенный до снятия сана 1121 . Догматически вступление во второй брак и лишение сана должно бы происходить одновременно, так как священнослужитель перестает быть священнослужителем потому, что он вступает во второй брак, и следовательно с момента вступления во второй брак, но так как, конечно, церковное судопроизводство не может совершаться одновременно с таинством брака, то лишение сана может происходить или до брака или после него, по соображениям процессуального удобства, церковной «экономии», приспособления к гражданским законам. А следовательно современная практика русской церкви столь же законна, как и практика, существовавшая в первые века церковной истории. Лишение священного сана вследствие второбрачия является основным положением законодательства о второбрачии клириков, на котором строится вся система наказаний за второбрачие. Характер частных положений этой системы обусловливается 1) строгостью или снисходительностью в применении канонических принципов, 2) видом второбрачия клирика, 3) степенью, занимаемою известным лицом в клире. 1) Пока клир состоял лишь из одних священнослужителей и мирян, мог существовать только один вид наказания второбрачных клириков – лишение их священного сана и низведение на положение мирян. И действительно, у Ипполита. Тертуллиана и Оригена лишение сана и причтение к мирянам являются синонимами. Но когда появились и церковно-служители, лишение священного сана и причтение к мирянам уже перестали быть синонимами и явилась возможность налагать за второбрачие или более тяжелое наказание – лишение священного сана и духовного звания или лишение одного священного сана без лишения духовного звания. В первом случае священно-служитель становился мирянином, во втором церковно-служителем. В истории церковного законодательства нет однообразного направления в решение этого вопроса, что вполне естественно, так как строгость или снисходительность и приложении закона зависит от обстоятельств, отягчающих или уменьшающих вену, каковые обстоятельства могут быть различны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

– Я удоволил лисестровские анбары дорогим припасом, красным лесом. Хватит на два года при большом расходе. Собрание спрашивает: – За какое время ты управил это дело? Григорий отвечает: – Начал с осени, по первому снегу. Завершил с началом навигации. Собрание говорит: – Значит, девять месяцев. Срок немалый. Благодарим, но ничего выдающегося тут нет. Петр Сухой Лоб докладывал: – Я обеспечил Лисестровскую верфь столярским и плотницким струментом. Итого двести наборов. Вот что я доспел! Собрание спрашивает: – Сколько времени ты хлопотал? – Сколько Гневашев, столько и я. Всю зиму этим беспокоился. Итого девять месяцев. Собрание говорит: – Что же… Ты исполнил свою должность. Но ни чего восхитительного тут нет… «Девять ден, девять верст, как сокол летел». Докладчик Панкрат Падиногин спросил собрание: – Известен ли вам художественный мастер и мореходец Маркел Ушаков? Собрание отвечает: – Ты бы еще спросил, известны ли нам отцы наши и матери! Мореходные и судостроительные чертежи Маркела Ушакова друг у друга отымаем. – Я уговорил Маркела Ушакова принять во свое смотрительное руководство нашу Лисестровскую верфь. Придет сюда на постоянное житье. Но чтобы расположить Маркела, мне понадобился долгий срок… – Сколь долгий? – спрашивает собрание. – Девять лет… Собрание, триста человек, как один, всплеснули руками, встали, закричали: – Мало, совсем мало времени потратил ты, Панкрат Падиногин! Для столь полезного успеха девять лет – ничтожный срок.   Видение      Как-то Маркел с Анфимом жили в Архангельске. У корабельной стройки взяли токарный подряд. Маркел и жил на корабле, Анфим -в городе. Редко видя учителя, Анфим соблазнился легкой наживой-торговлей. Запродал даже токарную снасть. Маркел этого ничего не знает. Но вот, рассказывают, пробует он маховое колесо у станка и видит будто, что заместо спиц в колесе вертится Анфимко Иняхин. Опамятовавшись от видения, Маркел прибежал к Анфиму: – Друг, с тобой все ли ладно? – А что же, Маркел Иванович? – удивился Анфим. – Ты сегодня в видении передо мной колесом ходил.

http://pravmir.ru/rasskazy-o-kormshhike-...

По Лактанцию, казнь вышеупомянутых совершилась после того, как произошел двукратный пожар в Никомидийском дворце. А мы уже знаем, что эти пожары рассматривались Диоклетианом как проявление восстания со стороны христиан, недовольных первым указом этого императора. Если смотреть на мученическую смерть названных лиц в связи с рассказом о пожарах в Никомидийском дворце, а это совершенно необходимо, принимая во внимание сказание то открывается, что Петр, Горгоний, Дорофей и прочие с ними были подвергнуты пыткам и смерти императором потому, что на них ближе всего падало подозрение в поджоге дворца: придворным христианам легче всего было совершить подобное преступление, — как, по крайней мере, могло представляться Диоклетиану. Значит, смерть названных лиц была смертью не за религию, а вследствие политических подозрений, и значит казнью их император не нарушал пределов своего первого указа, хотя они и остаются в глазах историка истинными христианскими мучениками. Лактанций в доказательство беззаконной тирании Диоклетиана в Никомидии ссылается в особенности на то, что император после первого указа заставил приносить жертву своих домашних — супругу Приску и дочь но это опять нельзя рассматривать как факт насилия над христианской совестью, чем нарушался бы первый указ, ибо ниоткуда не видно, что они были действительными христианками. Замечательнейшим мучеником за исповедание христианства по издании первого указа был, по Евсевию, никомидийский епископ но есть все основания утверждать, что Евсевий в этом случае впадает в грубую ошибку. Анфим мученически умер, во–первых, не по воле Диоклетиана, во–вторых, не в 303 году, а много позднее. Наши основания следующие: Лактанций, который сам жил в Никомидии при открытии гонения не упоминает о мученической смерти Анфима, а это очень важно. Дальше, Евсевий еще и в другом месте своей " Истории " упоминает о мученической кончине Анфима, но в этом случае как на одновременного с Анфимом мученика указывает на пресвитера Лукиана ______________________ Евсевий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Т. 25. 31 Май : статья: Les finances et la proprieté en Turquie par Eugène Poujad. NB. D’après les traditions Libanaises, en l’an 260 de l’Egire les habitants du Liban commencerent à descendre dans la Beckaa (Целесирию), depuis longtemps occupée par les Bedouins 458 . 357 Отсюда и до «15 Января 1849 г.» весь рассказ о водометных колодцах напечатан был почти слово в слово в Журнале Министерства Народного Просвещения 1855 г., в Литературных Прибавлениях к нему, 3, в виде отдельной статьи под заглавием: Рас-эль-Айнские водометные колодцы у города Тира. Отрывок из путешествия по Святой Земле. Ред. 360 Volney, Voyage en Syrie et en Egypte, pendant les années 1783, 1784 et 1785. Vol. II, Paris, 1790. Ред. 362 Следует читать Менандра. Указанное место, из недошедшего до нас труда Менандра, приводится Иосифом Флавием в его Иудейск. древностях, кн. IX, гл. 14-я, изд. Didot, Paris, 1845, v. I, р. 365, где тирский царь именуется Елулей (λουλαος). Ред. 365 Wilhelm Tyr. XIII, 3… Et canamellas, unde praetiossima usibus et saluti mortalium necessaria maxime conficitur Zachara: unde per institores ad ultimas orbis partes deportatur. 366 Henry Maundrell, A Journey from Aleppo to Jerusalem, at Easter A. D. 1697. Oxford, 1703, p. 50. Ред. 370 Смотри отчет мой о Сирийской церкви в 1847 году. II. – Об отчете см. у Сырку «Описание бумаг еп. Порфирия», стр. 158. Ред. 380 В издании Рагтнеу’я Hieroclis Sydecdemus и пр., Berolini, 1886. стр. 93, последние две епархии соединены в одну: κμη ριθας Τρχωνος. Ред. 381 В рукописи 18-го века, содержащей грамоты, письма и проч. и хранящейся в библиотеке святогробского подворья в Константинополе, стр. 365. 387 Вместо нижеследующего периода, в рукописи епископа Порфирия было следующее: Не знаю как объяснить это, и замечаю только, что и в Рас-ель-Айнских водометных колодцах близ Тира живая вода на срединной поверхности казалась мне стоячей, тогда как с быстротой бежала по желобам. Стало быть, есть возможность воде, непрестанно поднимающейся снизу и протекающей боковыми отверстиями, быть спокойной и как бы неподвижной в самом устье искусственного хранилища её. Впрочем, в Рас-ель-Айне я ничего не бросал в средину водоемов и потому не знаю и не могу сказать теперь, увлекло ли бы сучец или солому движение тамошней воды. Ред. 409 Это сказание было переписано для меня на арабском языке и хранится в моей библиотеке. II. – Ныне рукопись принадлежит Императ. Публичной Библиотеке. См. Отчет Библиотеки за 1883 г., стр. 170, 3. Ред. 419 Σωκρτου κκλησιαστικ στορα, Ζ, κα, μξ; Θεοφνου Χρονογραφα, σελ. 39 парижского издания. 422 О пределах апостольского патриаршего Иерусалимского престола и о подвластных ему епархиях. Составлено по повелению Блаженнейшего патриарха Афанасия письмоводителем его, монахом Анфимом, в Иерусалиме 1838 г. в путешествие по Св. местам 1830 г. 4 изд. СПб. 1840 г. Ред. 438 В начале этого сообщения сделана еписк. Порфирием отметка карандашом: Это было в 1848 году. Ред. 442

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Один из верующих, укрепленный святым Анфимом, по имени Зинон, воин по должности, изобличил пред всеми царя Максимиана в злочестии следующим образом. В Никомидии, близ цирка, находился храм языческой богини Цереры 5 ]. Однажды Максимиан с своими воинами и всем народом приносил идолу этой богини обильную жертву. Зинон же, во время этого нечестивого праздника, став на возвышенном месте, громко воскликнул: — Обольщаешься ты, царь, поклоняясь бездушному камню и немому дереву, ибо это обман бесов, приводящий к погибели их поклонников. Познай, Максимиан, истину, и свои телесные очи, вместе с духовными, обрати к небу: воззри, и из рассмотрения сего пресветлого творения уразумей о его Создателе, каков Он — Творец. Познай сие из наблюдения над тварями; научись чтить Сего Бога, Который благоволит не к крови закалаемых и сжигаемых в удушливом дыме бессловесных животных, но к чистым душам и чистому сердцу разумного создания. Услышав это, Максимиан повелел схватить Зинона и за таковые дерзновенные слова к царю бить камнями в лицо и уста. Мучители выбили ему зубы, растерзали лицо его, стерли его язык, исповедующий Христа, и, наконец, едва живого извели из города, и отсекли, по повелению царскому, святую его главу. В это время святой Анфим из своего местожительства, где он скрывался, послал диакона с своими письмами к находившемуся в темнице Дорофею и к другим, заключенным с ним за Христа, увещевая их к терпению, дабы они с радостью готовы были умереть за Жизнодавца — Господа. Нечестивые схватили сего диакона и представили его с письмами святого Анфима царю Максимиану. Царь прочел эти письма, и нашел написанное в них неприятным для себя: в письмах заключалось сердечное приветствие святого мученикам, усердное сострадание о них, отеческое наставление к ним, пастырское учение, святительское благословение на подвиг мученический и укрепление к ниспровержению идолов. Сильно разгневавшись на всё сие, царь повелел вывести всех мучеников из темницы и представить к нему на суд. Бросив на них надменный и зверский взор, он долго укорял их. Потом велел прочитать послания святого Анфима, в укор и обличение их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010