Н. обратились к патриарху Иерусалимскому Хрисанфу Нотаре с просьбой поставить им епископа и получили согласие, поставлению помешало противодействие русских властей. В 1753 г. с аналогичной просьбой Н. обратились в Стамбул, и по приказу султана православный архиеп. Крымский Гедеон рукоположил мон. Феодосия во епископа Кубанского и Терского. Вскоре, поссорившись с Н., Феодосий переселился в Добруджу. В том же году Н. приехали к Анфиму из Хотинской раи, выдававшему себя за епископа, с просьбой служить у них. К этой просьбе было присоединено и приглашение от крымского хана. Прибыв на Кубань, Анфим устроил монастырь, поставил архимандрита, рукоположил священников и 2 епископов (имена неизв.). Анфим стал вмешиваться в жизнь Н., за что в 1754 г. был изгнан, но продолжал именоваться «епископом Кубанским и Хотинския раи». По устным свидетельствам можно предположить, что поставленные Анфимом архиереи «хиротонисали» других епископов и «иерархия, происшедшая от Анфима, не прекращалась» ( Мельников. 1976. С. 310-314), но сведения о храмах на Кубани в сер. XVIII в. отсутствуют. У Н. на оз. Майнос (Маньяс, ныне Куш) в Турции сохранялся антиминс ц. Св. Троицы, освященной в 1753 г. Анфимом. Семья некрасовцев в Турции. Фотография. Сер. XX в. Семья некрасовцев в Турции. Фотография. Сер. XX в. Осенью 1777 г. российские войска разорили городки Н. на Кубани, что привело к переселению казаков в Закубанье. В 1756-1778 гг. Н. покинули Сев.-Зап. Кавказ и перешли в дельту Дуная. Основными поселениями в Придунавье были Дунавец, Сарыкёй и др., где жили также липоване . В 1775 г., после разгрома Запорожской Сечи, здесь появились запорожцы, с которыми возникали конфликты, в т. ч. из-за мест рыбной ловли. Вскоре запорожцы захватили Сарыкёй, уничтожили неск. липованских сел, в 1814 г. взяли Дунавец. Тогда началось массовое переселение Н. в азиат. Турцию на оз. Майнос, близ г. Бандырма (древний Панорм), и на побережье Эгейского м. В 10-х гг. XIX в. появились 2 поселения: Энос (Энез) близ залива и Биневле (Майнос) на оз.

http://pravenc.ru/text/2564848.html

С возвращением святого Григория в Назианз и принятием пастырского звания началось открытое служение святой Церкви. Он окончательно уничтожает раскол, происшедший от неосторожности его отца, наставляет истинной вере оглашенных, ограждает свою церковь от еретиков, проповедует Слово Божие. Вместе с тем принимает живое участие и в делах церкви Кесарийской: защищает её от нападений ариан и примиряет местного архиепископа Евсевия с пресвитером Василием. Вскоре Евсевий умер. В 370 г. стараниями православных на архипастырскую кафедру Кесарии возводится прославившийся своим образованием и чистотою веры святой Василий Великий . Став архипастырем, святой Василий посвящает своего друга в епископа г. Сасимы, чтобы удержать этот городок от властолюбивого Тианского архиепископа Анфима. Святой Григорий всеми силами противился этому новому назначению, т. к. теперь терялась последняя надежда на уединение, и только по настоянию отца, «не преклонившись духом, преклоняет главу свою под руки святителей» 476 . Однако святой Григорий, хотя и жил богатой внутренней жизнью, сокрытой от глаз большинства, не был склонен к активной деятельности. Это был кроткий и миролюбивый пастырь. Поэтому он не выдержал борьбы с Анфимом и святой Василий уступил последнему Сасимы. Весною 374 г. скончался отец святого Григория Богослова , а спустя несколько месяцев не стало его любимой матери. Брат и сестра умерли ранее. Смерть родителей, к которым он всегда питал чувство глубокой сыновней любви и покорности, дала ему возможность всецело посвятить себя уединению. Святой Григорий уходит в Селевкию в монастырь святой Феклы. Однако это удаление было непродолжительно: великий светильник не мог остаться долго под спудом. В 379 г. умер его друг святой Василий Великий , и святого Григория вызывают в Константинополь. Начинается самый плодотворный, но и самый печальный период в жизни Святителя. Церковно-общественная жизнь столицы в это время представляла печальную картину. Театры, цирки, игры, роскошь, блеск, занятие теоретическими вопросами без внутреннего обновления человека и т.п. – вот насущная потребность всех классов тогдашнего общества. К сожалению, и между пастырями нашлось много таких, которые в погоне за своей личной славой старались угодить вкусу слушателей. Кроме того, город был полон еретиками. Истинные члены Православной Церкви, ко времени прибытия сюда святого Григория, «составляли народ малочисленный» 477 не имели ни одного своего храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В Августе того же года явился неожиданный гость из Архангельска: на Английском корабле прибыл туда Архиепископ Аврамий с своим архимандритом Анфимом и показал на допросе: что он Сербской земли из города Ахридона, от соборной церкви Введения Богоматери, и едет с листом от своей братии и от всяких людей духовного чина бить челом Государю о милостыни. Указано было воеводам допустить Архиепископа и его старцев в Москву. Там опять был сделан ему допрос в Посольском приказе, уже в Декабре месяце: кто они, отколе и для чего едут? зачем были в Немецких государствах? не были ли у Римского Папы и причащались ли сакрамента (таинства)? также что делается в тех государствах, чрез которые ехали? Архиепископ показал: что он был в Сербской земле Патриархом, и что те Митрополиты и Епископы, которые под его паствою, дали ему грамоту за своими руками, на Русь к Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу и Патриарху Филарету Никитичу, бить челом о милостыне и о том, что им великое утеснение от Турского Султана Мурата и Турских людей, которые хотели превратить в мечеть их соборную церковь Введения Пречистой; чтобы спасти храм, заложили они все, что было у них церковной утвари, и тем от Турок откупились. Султан дал Архиепископу грамоту, чтобы впредь ему оставаться при той церкви и обещал не отдавать ее Римлянам (не полатынить). Шел он, Архиепископ Аврамий, из Ахридона в Венецейскую землю и оставался там год, потому что был мор и никого не отпускали; а из Венеции отправился во Францию и в Англию, где зимовал, потому что не застал кораблей; а когда на другой год пошли корабли на Русь, бил он челом Английскому Королю, чтобы велел своим торговым людям довести его до Русской земли и дорогою поить и кормить. На Немецкие же государства шел потому, что там смирно и войны не было; у Римского Папы он не бывал, совета с ним не держал и сакрамента не принимал, и вестей никаких не знает, потому что из корабля не выходил, хотя и ближе бы было чрез Литву, но ради войны остерегся. Архимандрит Анфим сказал: что он из монастыря Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

11 . Феодорит изготовил гроб для погребения Иакова Великого. Но случилось так, что Феодорит умер раньше 33 и [потом тело] Иакова Великого было погребено в том же гробу вместе с [Феодоритом]. 12 . Был Симеон 34 , родом из деревни Сисан 35 ; как сообщают сочинения о его [жизни], он стал Великим, первым замыслив жить на столпе 36 . 13 . После смерти Анатолия 37 , рукополагается [константинопольским патриархом] пресвитер церкви Геннадий, когда его соперником был кормилец сирот Акакий. Геннадий предложил избрать экономом [церкви] Маркиана, который [сначала] был членом секты катаров, а потом перешёл в [православную] церковь . Он же, став экономом, придумал, чтобы пожертвования во всех церквях собирали клирики этих церквей, хотя ранее всё собирала Великая церковь . 14 . [Император] Лев издал закон, предписывающий всем отдыхать в Господний день 38 и сам [день] объявлял нерабочим и священным; также [Лев провозгласил], что клириков может судить только префект претория. 15 . Тот [Геннадий] никого не возводил в священный сан, [если претендент] не знал Псалтыри. При Геннадии иссохла рука некоего живописца, который осмелился изобразить Спасителя в облике ( ν τξει) Зевса 39 ; [однако] Геннадий исцелил его [своей] молитвой. Историк говорит, что более истинным является другой образ Спасителя: с власами немногими и курчавыми. 16 . Геннадий объявил мученику Елевтерию в связи с делом некоего клирика его церкви, что: «Воин твой своевольничает. Или исправь его, или прогони 40 ». И сразу же [после этого] клирик, бывший развратником ( κακτροπος), умер 41 . 17 . При Геннадии Студий 42 построил Церковь святого Иоанна 43 и утвердил в ней монахов из числа акимитов 44 . А препозит [священной опочивальни] 45 Гратисим [построил Церковь ] святого Кириака, в которой [сам] принял монашеское одеяние, [но] продолжая исполнять обязанности препозита. 18 . Удивительный [муж] Даниил 46 , посетив башню 47 Симеона, поднялся на столп, находявшийся в Анапле 48 . 19 . Анфим и Тимокл, создатели тропариев 49 , встали во главе двух враждующих партий. Те, что поддержали собор, прошедший в Халкедоне, объединились с Анфимом. Ведь он также способствовал тому, чтобы совершались всенощные богослужения ( παννυχδας). А противники [Халкедонского собора] примкнули к Тимоклу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

Чинопоследование на обновление храма с благословения всесвятейшего и божественного владыки вселенского патриарха Гавриила, при державе высокого господаря Иоанна Константина Бассаравы, воеводы всей Угровлахии, ныне в первый раз изданное иждивением всесвятейшего недавно митрополита София Авксентия, для раздачи в дар архиереям, в Букареште Угровлахии, в лето спасения 1708, в декабре месяце, иеромонахом Анфимом из Иверии. Этот чин потом был принят в греческий евхологий и держится в нем до настоящего времени. Эта небольшая книжка (in quart.), 25 листиков, в простом бумажном переплете, составляет, как отчасти показывает и название ее, библиографическую редкость. На выходных листах есть несколько коротких рукописных изречений, например: «Стоит человек в воде по горло, пить просит, а напиться не может», «Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости, аще обрящешь кротость, одолеешь и мудрость» и т. п. Επταγμτιον νομικν 39 περ εταξας κα το καθκοντος κσ του των κριτηρων κα τν οφφικων το πριντζιπτου τς βλαχας τν νηκ ντων ες τ πολιτκν. δηγα τς ις τ εξς ποφσεως τν ς τπον δη συλλεχθεισν &##8017; ποθσεων, κα συμφωνα τν το πικν θμων, τν ς π τ πλεστον ν χρσει γενομνων, μετ τν βασιλικν διαταγν. Πρς κριβ το δικαου συντρησιν, κα πρς τ τν πτωχν κ παντς τρπου νεπηραστον. Φιλοπονιθν παρ το εσεβεσττου σοφωττου κα μεγαλοπρεπεσττου γμονος πσης Ογροβλαχις κυρου κυρου ννου λεξνδρου Ι ννου Yψηλντη βοεβδα. Κατ τν βδομον χρνον τς Θεοστηρκτου, ατο Αθεντεας, εραρχοντος το πανιερολογιτατον μητροπολτον, κυρου κυρου Γρηγορον, νν τποις πρτον κδοθν ες ωμακν κα πτριον γλτταν, ν τ τυπογραφα τς γιωττης μητροπλεως Ογρβλαχας. ν τη σωτηρω 1780, κατ μνα Σεπτμβριον. Книга в простом бумажном переплете. Кроме этих редких книг поступили в музей следующие: Типикон 1643 г.; Триодь 1748 г.; Триодь с надписью 1748 года; Евхологий 1777 года; Пендикостарий 1675 г.; Пендикостарий 1801 г.; Параклитик 1671 г.; Сборник литургий 1814; Орологион 1760 г.; Архиератикон 1778 г.; Ирмологий 40 1832 г.; Анфологий 1784 г.; Минея, содержащая в себе месяцы с января по апрель включительно 1779 г.; Минея со службами в месяцы с мая по декабрь 1778 г.; Минея февраль 1784 г.; Минея март 1779 г.; Минея сентябрь 1775 г.; Минея ноябрь 1778 г.; Минея декабрь 1779 г.; Минея апрель 1780 г.; Минея август 1749 г.; Минея октябрь 1732 г.; Минея июнь 1732 г.; Минея июль 1672 г.; Минея август 1673 г.; Минея июнь 1689 г.; служба Чудотворцу Спиридону Тримифунскому 1743 г.; Сборник сочинений против латинян 1692 г.; Маргарит ( Μαργαρται) 1730 г.; 2 книги Новое Сокровище XVII столетия, Сборник избранных житий святых с сентября по июль XVII века, Священный Катихизис или толкование на литургии Николая Булгари и Леонтия Глики 1681 г. и περ τν ορτων δι τν ρτων ννοομενων πραγμτων... Фомы Мандакаси Касториана.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Незадолго до начала кампании остготская королева-регентша Амаласунта , поддерживавшая дружественные отношения с Юстинианом, была убита с ведома нового короля Теодахада , что и послужило толчком к новому столкновению. Велисарий добился впечатляющих успехов и 9 декабря 535 года уже взял Рим , тогда как Юстиниан убедил франков одновременно ударить на готов с севера. Однако, впоследствии раздоры между военачальниками имперских войск и дипломатический успех готов, которые примирились с франками и подтолкнули персов к новой войне с империей, ухудшили положение в Италии. Поворотным моментом было разрушение Милана в 539 году, после которого Юстиниан отозвал из Италии одного из своих полководцев – Нарсеса. Одновременно с расширением и укреплением владений Юстиниан прикладывал много стараний к достижению примирения в делах Веры. Он устроил весной 532 года трехдневное совещание видных архиереев – по пять с обеих сторон христологического конфликта. Севир Антиохийский прибыл в столицу зимой 534 - 535 года, вместе с Феодосием , сделавшимся в начале 535 года Александрийским патриархом. Эти два вождя монофизитсва сумели достичь договорённости с монофизитствующим Константинопольским патриархом Анфимом . Однако, это соглашение было на деле победой монофизитов и святитель папа Римский Агапит , отправленный остготским королём Теодахадом в Константинополь как политический посол, убедил Юстиниана отвернуться от ложного мира с монофизитством и встать на сторону халкидонских решений. На место смещенного Анфима был возведён православный святитель Мина . Юстиниан составил исповедание веры, которое святитель Агапит признал вполне православным. Около того же времени император и составил православное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии . 2 мая 536 года в Константинополе открылся Собор в присутствии императора для окончательного разбирательства дела об Анфиме. В ходе Собора были осуждены ряд монофизитских вождей, среди них Анфим и Севир. Однако, в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Агапиту показавшего готовность к компромиссу диакона Вигилия .

http://drevo-info.ru/articles/15637.html

передал письменное распоряжение сдать их. ОГПУ были изъяты по акту более 350 сокрытых предметов, в т. ч. риза с чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы, 14 панагий, 22 наперсных креста и др. Действительной причиной ареста руководителей Киево-Печерской лавры было их сопротивление обновленчеству . Пользуясь сложившейся ситуацией, в дек. 1924 г. обновленцы зарегистрировали на территории лавры свою общину, к-рой были переданы монастырские храмы. В апр.-мае 1925 г. К. и др. арестованные с ним насельники лавры были освобождены под подписку о невыезде. 20 авг. того же года К. вместе с архим. Макарием, экклисиархом лавры игум. Евстратием (Грумбковым) и казначеем архим. Анфимом (Еленецким) был снова взят под стражу. В нояб. 1925 г. их освободили, но принудительно направили для дальнейшего проживания в Харьков. 20 февр. 1928 г. распоряжением коллегии ОГПУ СССР следственное дело в отношении К. было прекращено, подписка о невыезде аннулирована, однако он остался жить в Харькове вместе с архим. Макарием и игум. Евстратием. К. не принял «Декларацию 1927 г.» заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). К., архим. Макарий и игум. Евстратий подписали заявление о выходе из подчинения заместителю патриаршего местоблюстителя и были запрещены митр. Сергием в священнослужении. Более 30 лаврских монахов поддержали действия К., признавая его настоятелем. За богослужением К. поминал патриаршего местоблюстителя сщмч. Петра (Полянского) , примкнул к движению иосифлянства . С нач. 1928 г. находился под омофором руководителя иосифлян Гдовского еп. Димитрия (Любимова) , а осенью того же года при посредничестве игум. Клавдия (Савинского) перешел в подчинение Старобельскому еп. Павлу (Кратирову) , управлявшему иосифлянскими приходами на территории Харьковской епархии. В нач. 1931 г. еп. Павел и большинство иосифлянского клира на Украине были арестованы, К. избежал ареста. По воспоминаниям, «когда батюшку пришли арестовывать, то у него из-за давней болезни пошла горлом кровь, он был болен туберкулезом.

http://pravenc.ru/text/1841357.html

Петра почивает в Ватиканском соборе, а св. Павла в загородной церкви его по Остийской дороге.     Петр царевич ордынский. В наших месяцесловах касательно дня памяти его есть разности. В месяцеслове всех святых и у Филарета: Русские святые, память его 29 июня согласно со святцами и памятниками рукописными и печатными 16 и 17 веков. В четьей минее у св. Димитрия ростовского, в Киевском месяцеслове и у Протоиерея Вершинского память его перенесена на 30 июня ради праздника первоверховных апостолов. Мы поставили память его 29 июня согласно с древними памятниками: в некоторых из них и кончина его относится в 29 июня, притом, по свидетельству исторического словаря о святых, память его и местно чтится в Ростове 29 июня. Мощи его в храме св. апостолов в созданной им обители. 30     Собор 12 апостолов. Этот праздник весьма древен. Константин Великий построил в Царьграде храм во имя апостолов. Златоуст говорил им похвальные слова. В Римской церкви в сакраментариях пап Льва Великого (440—461) и Геласия I (492—496) положена была мисса всем апостолам, именно после праздника Петра и Павла — после 29 июня. (Binterin Denkwurd. V. 365). Июль 1     Мучч. Косма и Дамиан в Риме. В Деяниях св. (Ост. VII. 428—478) пространное исследование о сих святых. Ученые разделились во мнениях касательно действительного числа их; одни признают три двоицы святых отдельных согласно с восточною церковию: таковы Алляций, Вагнереккий, который написал особое обширное сочинение об них (Syntagma historicum, seu vetera Graeciae monumenta de tribus sanct. amargyrorum Cosmae et Damaiane nomine paribus), которое издал Рейнальд Дений 1660 г. с своим предисловием в пользу различения сих святых; тогоже мнения Лямбеций (Bibl. caesar. IV. 133. VIII. 263), кардинал Бона (Res liturg. II. сар. 12, § 3), Папеброхий и другие. Но издатели Деяний того мнения, что на самом деле была только одна двоица Косма и Дамиан с братьями своими: Леонтием, Анфимом и Евтропием; которым одним празднует римская церковь 27 сентября и кроме которых других не знает, что в греческой церкви но причине особенного чествования святых в разные дни во случаю перенесения мощей, освящения церквей и т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Он вел длинную беседу и с Анфимом о том, что последний несправедливо приписывал Сасимы к своему округу, и извещением Василия о том, что Анфим желает окончить дело миром на общем совещании с прочими епископами, положил конец полугодичным негодованиям, какие были между епископами Кесарийским и Тианским 94 о Сасимской кафедре. Еще прежде соборного совещания епископов по делу о Сасимской кафедре Григорий оказал важное содействие Василию рукоположением Евлалия в епископа города Доары. Как это было важно, можно судить по тому, что об этом городе особенно спорил Анфим, из-за него приверженцы Анфима готовы были даже наложить на Григория свои руки. Весной 374 года умер отец Григория, а вскоре после него и мать его. Григорий, воздав им последний долг, думал оставить Назианз и посвятить себя уединенной жизни. Но несколько благоговейных людей с настойчивостью требовали от него и заклинали продолжать попечение о церкви отцовой, говоря, что в противном случае она сделается добычей множества людей богомерзких, то есть еретиков 97 . Отказаться было чрезвычайно трудно, и на краткое время он остался еще в Назианзе, но имел попечение о церкви Назианзской, как человек сторонний о церкви чужой. Между тем вскоре с ним приключилась болезнь, и для излечения от нее он отправился в Тиану. Пока он жил в Тиане, некто Юлиан, товарищ и приятель Григория по школе, получил от начальства повеление произвести народную перепись. Узнав об этом, Григорий, при всей своей болезни, в непродолжительном времени написал Юлиану из Тианы одно за другим три письма. В каждом из этих писем он просил и убеждал Юлиана быть человеколюбивым при обложении налогами жителей Назианза и особенно убеждал освободить от переписи нищих, клириков и монахов. Как скоро Григорий возвратился из Тианы, многие настоятельно просили у него Слова, как долга, и притом обещали полное покорение его наставлениям, почему он сказал Слово о возможном для всех благоугождении Богу различными добродетелями и в этом Слове не раз обращался к Юлиану, вновь прося его освободить от податей нищих, клириков и монахов 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

и убежа на Дон, и доднесь тамо. Мы же, убогшие, пострижены от него, осталися и пришли на Ветку, и судили нам, что не действительно быти пострижение его; мы же и сняли с себя и стали простыми в доднесь, а иные и доныне в том пребывают“. Автор сначала принадлежал к поповщинской секте; но ближе познакомясь с ветковскою и инымя поповщинскими церквами („ибо, говорит, на каком они основании уфундованы, о сем мы убозии, самовидевшие и при таковом деле трудившиеся, свидетели есмы в правду“), и видя соблазны, причиненные этим церквам Епифанием, Афиногенов и Анфимом, перешел, как можно догадываться, в беспоповство и потому в своих сказаниях очень резко отзывается и об архиереях и о попах раскольнических. Но тем не менее заподозреть его в намеренном искажения фактов нет никакого основания; притом же он ссылается на свидетелей (наприм. говоря об Епифании – на двоюродного брата его из Могилева старца Варфоломея Добрынского, на ветковского попа Ивана Васильева, на князя Шаховского), и сам клятвою подтверждает справедливость своих рассказов: „не буди ми лгати на правду“, – говорит он в сказании о Епифании; еще: „сие писах вам (о попах) не по страсти и не по какой зависти диавольской, но по сущей правде, ибо мы при таких случаях были, много и трудилися при некоторых ложных попах... А ежели мнится вашей любви вся сия ложно, что мы убозии написали, то буди сему делу свидетель Бог, не лжем“. Сказания свои автор писал в Москве („зде на Москве“). Как замечательный и доселе неизвестный материал для истории беглопоповства, все эти Сказания об архиереях и попах раскольнических напечатаны вполне в прилож. к 1-му т. «Истории Белокриницкой иерархии». 19 В Сказании о епископе Епифании Реуцком повествуется: „рождение его бе близ местечка Полоннова, в Польше, а от рода жидовска и от жены некия нечистыя жидовки, хуждша и последнего рода и нищенского жития. И по шести летех рождения своего из Польши вышел и близ Чернигова города жительство имел и ту обливанием крещен, и потом прииде в Киев“. 20 В Сказании говорится, что по прибытии в Киев, Епифаний „пострижение тамо прият монашеское, и был у архиерея келейником, н поставлен в дьяконы и потом в попы, и послежде послан игуменом в монастырь, который имеется во граде Чернигове (надобно полагать, что речь идет о Козелецком монастыре: ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010