– Я удоволил лисестровские анбары дорогим припасом, красным лесом. Хватит на два года при большом расходе. Собрание спрашивает: – За какое время ты управил это дело? Григорий отвечает: – Начал с осени, по первому снегу. Завершил с началом навигации. Собрание говорит: – Значит, девять месяцев. Срок немалый. Благодарим, но ничего выдающегося тут нет. Петр Сухой Лоб докладывал: – Я обеспечил Лисестровскую верфь столярским и плотницким струментом. Итого двести наборов. Вот что я доспел! Собрание спрашивает: – Сколько времени ты хлопотал? – Сколько Гневашев, столько и я. Всю зиму этим беспокоился. Итого девять месяцев. Собрание говорит: – Что же… Ты исполнил свою должность. Но ни чего восхитительного тут нет… «Девять ден, девять верст, как сокол летел». Докладчик Панкрат Падиногин спросил собрание: – Известен ли вам художественный мастер и мореходец Маркел Ушаков? Собрание отвечает: – Ты бы еще спросил, известны ли нам отцы наши и матери! Мореходные и судостроительные чертежи Маркела Ушакова друг у друга отымаем. – Я уговорил Маркела Ушакова принять во свое смотрительное руководство нашу Лисестровскую верфь. Придет сюда на постоянное житье. Но чтобы расположить Маркела, мне понадобился долгий срок… – Сколь долгий? – спрашивает собрание. – Девять лет… Собрание, триста человек, как один, всплеснули руками, встали, закричали: – Мало, совсем мало времени потратил ты, Панкрат Падиногин! Для столь полезного успеха девять лет – ничтожный срок.   Видение      Как-то Маркел с Анфимом жили в Архангельске. У корабельной стройки взяли токарный подряд. Маркел и жил на корабле, Анфим -в городе. Редко видя учителя, Анфим соблазнился легкой наживой-торговлей. Запродал даже токарную снасть. Маркел этого ничего не знает. Но вот, рассказывают, пробует он маховое колесо у станка и видит будто, что заместо спиц в колесе вертится Анфимко Иняхин. Опамятовавшись от видения, Маркел прибежал к Анфиму: – Друг, с тобой все ли ладно? – А что же, Маркел Иванович? – удивился Анфим. – Ты сегодня в видении передо мной колесом ходил.

http://pravmir.ru/rasskazy-o-kormshhike-...

По Лактанцию, казнь вышеупомянутых совершилась после того, как произошел двукратный пожар в Никомидийском дворце. А мы уже знаем, что эти пожары рассматривались Диоклетианом как проявление восстания со стороны христиан, недовольных первым указом этого императора. Если смотреть на мученическую смерть названных лиц в связи с рассказом о пожарах в Никомидийском дворце, а это совершенно необходимо, принимая во внимание сказание то открывается, что Петр, Горгоний, Дорофей и прочие с ними были подвергнуты пыткам и смерти императором потому, что на них ближе всего падало подозрение в поджоге дворца: придворным христианам легче всего было совершить подобное преступление, — как, по крайней мере, могло представляться Диоклетиану. Значит, смерть названных лиц была смертью не за религию, а вследствие политических подозрений, и значит казнью их император не нарушал пределов своего первого указа, хотя они и остаются в глазах историка истинными христианскими мучениками. Лактанций в доказательство беззаконной тирании Диоклетиана в Никомидии ссылается в особенности на то, что император после первого указа заставил приносить жертву своих домашних — супругу Приску и дочь но это опять нельзя рассматривать как факт насилия над христианской совестью, чем нарушался бы первый указ, ибо ниоткуда не видно, что они были действительными христианками. Замечательнейшим мучеником за исповедание христианства по издании первого указа был, по Евсевию, никомидийский епископ но есть все основания утверждать, что Евсевий в этом случае впадает в грубую ошибку. Анфим мученически умер, во–первых, не по воле Диоклетиана, во–вторых, не в 303 году, а много позднее. Наши основания следующие: Лактанций, который сам жил в Никомидии при открытии гонения не упоминает о мученической смерти Анфима, а это очень важно. Дальше, Евсевий еще и в другом месте своей " Истории " упоминает о мученической кончине Анфима, но в этом случае как на одновременного с Анфимом мученика указывает на пресвитера Лукиана ______________________ Евсевий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Т. 25. 31 Май : статья: Les finances et la proprieté en Turquie par Eugène Poujad. NB. D’après les traditions Libanaises, en l’an 260 de l’Egire les habitants du Liban commencerent à descendre dans la Beckaa (Целесирию), depuis longtemps occupée par les Bedouins 458 . 357 Отсюда и до «15 Января 1849 г.» весь рассказ о водометных колодцах напечатан был почти слово в слово в Журнале Министерства Народного Просвещения 1855 г., в Литературных Прибавлениях к нему, 3, в виде отдельной статьи под заглавием: Рас-эль-Айнские водометные колодцы у города Тира. Отрывок из путешествия по Святой Земле. Ред. 360 Volney, Voyage en Syrie et en Egypte, pendant les années 1783, 1784 et 1785. Vol. II, Paris, 1790. Ред. 362 Следует читать Менандра. Указанное место, из недошедшего до нас труда Менандра, приводится Иосифом Флавием в его Иудейск. древностях, кн. IX, гл. 14-я, изд. Didot, Paris, 1845, v. I, р. 365, где тирский царь именуется Елулей (λουλαος). Ред. 365 Wilhelm Tyr. XIII, 3… Et canamellas, unde praetiossima usibus et saluti mortalium necessaria maxime conficitur Zachara: unde per institores ad ultimas orbis partes deportatur. 366 Henry Maundrell, A Journey from Aleppo to Jerusalem, at Easter A. D. 1697. Oxford, 1703, p. 50. Ред. 370 Смотри отчет мой о Сирийской церкви в 1847 году. II. – Об отчете см. у Сырку «Описание бумаг еп. Порфирия», стр. 158. Ред. 380 В издании Рагтнеу’я Hieroclis Sydecdemus и пр., Berolini, 1886. стр. 93, последние две епархии соединены в одну: κμη ριθας Τρχωνος. Ред. 381 В рукописи 18-го века, содержащей грамоты, письма и проч. и хранящейся в библиотеке святогробского подворья в Константинополе, стр. 365. 387 Вместо нижеследующего периода, в рукописи епископа Порфирия было следующее: Не знаю как объяснить это, и замечаю только, что и в Рас-ель-Айнских водометных колодцах близ Тира живая вода на срединной поверхности казалась мне стоячей, тогда как с быстротой бежала по желобам. Стало быть, есть возможность воде, непрестанно поднимающейся снизу и протекающей боковыми отверстиями, быть спокойной и как бы неподвижной в самом устье искусственного хранилища её. Впрочем, в Рас-ель-Айне я ничего не бросал в средину водоемов и потому не знаю и не могу сказать теперь, увлекло ли бы сучец или солому движение тамошней воды. Ред. 409 Это сказание было переписано для меня на арабском языке и хранится в моей библиотеке. II. – Ныне рукопись принадлежит Императ. Публичной Библиотеке. См. Отчет Библиотеки за 1883 г., стр. 170, 3. Ред. 419 Σωκρτου κκλησιαστικ στορα, Ζ, κα, μξ; Θεοφνου Χρονογραφα, σελ. 39 парижского издания. 422 О пределах апостольского патриаршего Иерусалимского престола и о подвластных ему епархиях. Составлено по повелению Блаженнейшего патриарха Афанасия письмоводителем его, монахом Анфимом, в Иерусалиме 1838 г. в путешествие по Св. местам 1830 г. 4 изд. СПб. 1840 г. Ред. 438 В начале этого сообщения сделана еписк. Порфирием отметка карандашом: Это было в 1848 году. Ред. 442

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Один из верующих, укрепленный святым Анфимом, по имени Зинон, воин по должности, изобличил пред всеми царя Максимиана в злочестии следующим образом. В Никомидии, близ цирка, находился храм языческой богини Цереры 5 ]. Однажды Максимиан с своими воинами и всем народом приносил идолу этой богини обильную жертву. Зинон же, во время этого нечестивого праздника, став на возвышенном месте, громко воскликнул: — Обольщаешься ты, царь, поклоняясь бездушному камню и немому дереву, ибо это обман бесов, приводящий к погибели их поклонников. Познай, Максимиан, истину, и свои телесные очи, вместе с духовными, обрати к небу: воззри, и из рассмотрения сего пресветлого творения уразумей о его Создателе, каков Он — Творец. Познай сие из наблюдения над тварями; научись чтить Сего Бога, Который благоволит не к крови закалаемых и сжигаемых в удушливом дыме бессловесных животных, но к чистым душам и чистому сердцу разумного создания. Услышав это, Максимиан повелел схватить Зинона и за таковые дерзновенные слова к царю бить камнями в лицо и уста. Мучители выбили ему зубы, растерзали лицо его, стерли его язык, исповедующий Христа, и, наконец, едва живого извели из города, и отсекли, по повелению царскому, святую его главу. В это время святой Анфим из своего местожительства, где он скрывался, послал диакона с своими письмами к находившемуся в темнице Дорофею и к другим, заключенным с ним за Христа, увещевая их к терпению, дабы они с радостью готовы были умереть за Жизнодавца — Господа. Нечестивые схватили сего диакона и представили его с письмами святого Анфима царю Максимиану. Царь прочел эти письма, и нашел написанное в них неприятным для себя: в письмах заключалось сердечное приветствие святого мученикам, усердное сострадание о них, отеческое наставление к ним, пастырское учение, святительское благословение на подвиг мученический и укрепление к ниспровержению идолов. Сильно разгневавшись на всё сие, царь повелел вывести всех мучеников из темницы и представить к нему на суд. Бросив на них надменный и зверский взор, он долго укорял их. Потом велел прочитать послания святого Анфима, в укор и обличение их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Наш архимандрит торжествовал и благословлял умение этой миссии блюсти истинные пользы Церкви Восточной. Г. Лазариди прибыл в Иерусалим в 25 день октября 1852 года и немедленно занялся устройством типографии в Никольском монастыре. Это дело шло так успешно, что в апреле месяце следующего года уже тиснуты были 3000 экземпляров первой кафизмы Псалтири на арабском языке ( ) для учеников приходских школ и началось печатание арабского Апостола и толкования Псалтири на греческом языке, написанного Иерусалимским Патриархом Анфимом 96 . К концу же сего года изданы были 2000 экземпляров Апостола и 1000 Катихизисов, все на арабском языке. А в первой трети прошедшего года (1854 г. – Н.Л.) продолжалось тиснение вышеупомянутого толкования и 5000 арабских Октоихов. Пока типография воспроизводила все эти книги, частию с рукописей, частию с общепотребительных изданий сирийских униатов, приготовляема была в печать Цветная Триодь, переведенная с греческого на арабский язык в прошедшем (XVIII) веке одним вифлеемским священником. Когда при сличении сей Триоди с подлинником оказалось, что в ней недостает некоторых песнопений и молитвословий, и когда иерусалимские толковники начали переводить их с греческого и вместе исправлять труд помянутого священника, тогда наш архимандрит, побуждаемый опасением, как бы не переиначили прежнего перевода этой важнейшей книги, и движимый разумным желанием увериться в совершенном сходстве ее с подлинником и в точности арабских выражений, дабы она могла служить верным руководством при переводе ее на язык татарский, два раза ( ) писал к Патриарху Кириллу и убедительно просил его отослать в Дамаск исправленную и пополненную в Святом Граде рукописную Триодь для окончательной поверки ее тамошними знатоками еллинского и древнеарабского языка. Но Его Блаженству не угодно было сделать это по жалкому самолюбию, которое признавало унизительным то, что само в себе превосходно. Наш труженик погоревал об этой неудаче и замолчал; ибо невластен был произнести прочное veto – «запрещаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Παπαστθη Χ. К. Πντε γγραφα το λληνικο προξενεου Θεσσαλονκης περ τς Ρωσσικς πολιτικς ν γ ρει. Θεσσαλονκη, 1967. 639 Καρδρας Χ. πολιτικ δρση το πατριρχη Ιωακεμ Γ » (Πρτη πατριαρχα 1878–1884). Διδακτορικ διατριβ. Ιωννινα, 1993. Σ. 253–258. Аналогичные опасения высказывает грузинский келлиот Венедикт в жалобе А. И. Нелидову от 30 сентября 1883 г. (АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 3672. Л. 138–138 об.). 640 Архим. Макарий – А. И. Нелидову, 24 августа 1883 г. (АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 1193 а. Л. 3–4). 641 И. С. Ястребов – А. И. Нелидову, 24 января 1894 г. (РГИА Ф. 797. Оп. 61. 2 отд. 3 ст. Д. 146. Л. 8–12). 643 И. С. Ястребов – Α. И. Нелидову, 15 января 1891 г. (АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 3218. Л. 13 об.–15 об.). 646 В 1891 г. Филиппов возбудил вопрос о прибавке к доходам афонских монастырей так, чтобы эта прибавка могла идти на нужды Константинопольской патриархии. 647 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1886. Т. 4. С. 413. 650 А.И. Нелидов – Н.П. Шишкину, 10 апреля 1890 г. (АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 3218. Л. 89–89 об.). 651 Депеша А.И. Нелидова от 27 июня 1891 г. (РГИА. Ф. 797. Оп. 61. 2 отд. 3 ст. Д.146. Л. 31–32). 652 Там же. Л. 29. См.: Записка секретаря посольства А. Смирнова о желательности назначения на Афон лица духовного звания в качестве русского агента от Св. Синода, 1891 г. (АВПРИ. Ф. 161. Санкт-Петербургский Главный архив. ΙΙ-9. Оп. 47. Д. 8. Л. 3–14). Мысль о необходимости посылки на Афон духовного лица-архимандрита высказывал в 1900 г. солунский консул Иларионов (РГИА. Ф. 797. Оп. 70. 2 отд. 3 ст. Д. 18. Л. 62–62 об.). 657 Имеется в виду «Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам», изданное 6 мая 1848 г. и подписанное четырьмя патриархами – Константинопольским Анфимом, Александрийским Иерофеем, Аниохийским Мефодием и Иерусалимским Кириллом, а также членами Константинопольского, Антиохийского и Иерусалимского Синодов. Послание составлено в ответ на энциклику Римского папы Пия IX, содержавшую призыв к объединению Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ввиду продолжительного пребывания патриархов на Балканах, в Братстве постепенно обозначились два центра силы: один в Иерусалиме, возглавляемый наместником-епитропом, другой – в Константинополе и Дунайских княжествах, в лице патриарха. «Привилегированная» балканская ветвь стремилась играть руководящую роль в Братстве, что встречало противодействие палестинской ветви, несущей основные тяготы удержания Св. мест. По данным Арсения Суханова , патриарх Паисий и его «питроп» в начале 1650-х гг. столь активно стремились друг друга «переменить», что их пытался мирить даже иерусалимский паша. 917 Непростые отношения были в 1680-х гг. у патриарха Досифея с его палестинскими наместниками, писавшими: «...если и патриарх станет жить в доме своем и управлять с насилием, да будет анафема». Досифей негодовал: «Отцы, какое зло мы сделали вам? Братья св. Гроба подвергаются опасности в мире и бедствуют, и мы сделали святость вашу хозяевами дома и келий ваших. какое зло мы причинили вам? Ведь когда приходит письмо от вас, вы причиняете нам страдание, и мы впадаем в болезнь». 918 Видя, что раздоры святогробцев грозят ввергнуть Братство в тяжелые долги, Досифей демонстративно грозил отказаться от престола. Голос противоположной стороны полтора века спустя запечатлел Порфирий Успенский , беседовавший с секретарем Братства Анфимом о тогдашнем патриархе Кирилле. Анфим, Кирилла не любивший, попрекал его бесконтрольной растратой святогробской казны и аморальной жизнью. «Между нами водворилось разделение, – жаловался секретарь. – Те, которые окружают патриарха, с гордостью говорят нам: мы патриаршие, а вы монастырники!» 919 В 1714 г. палестинские митрополиты и монахи резко выступили против намерения патриарха Хрисанфа возводить в архиереи игуменов святогробских монастырей в Молдавии и Валахии. 920 Протест имел успех, но в целом верхушке Братства (порядка 30 монахов) было трудно выработать какую-то единую линию поведения, поэтому в Иерусалимской церкви патриархи обычно доминировали над лидерами Братства. Сирийские монастыри: источники

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Документа, посланного чрез посредство Австрийского императора Амвросию патриархом Анфимом в 1847 г., в сводах (архивах) не сохраняется. Найдена однако патриаршая грамота Амвросию, приложенная к 3-му письму к м. Иосифу, в которой Амвросий обличается, как отступник от церкви, как рукополагающий людей подозрительного поведения, как ослушник предписаний начальства, сообщенных ему митрополитом Карловичем 9 . В сем же письме предписывается ему возвратиться, если желает заслужить прощения церкви; если же он не исполнит предписания, пусть ведает, что будет низложен не только он и подвергнут наказанию, но и все те, которых рукоположил. 7. Был ли судим Амвросий и произнесен ли над ним приговор, нет никаких сведений. Своды (архивы) от времени последнего письма Карловичу 10 до смерти Амвросия, т. е. до 1863 г., пересмотрены, но никаких сведений об этом вопросе не оказалось. Из всего вышеизложенного вытекает следующее: Бывший некогда архиереем Боснии Амвросий низложен вследствие противозаконных его поступков. Все же им совершенное рукоположение и священнодействие, следовательно, не действительно. Патриархия 6-го мая 1892 г. Главный секретарь святейшего Синода Александридис. (М. П.) 2. Причины, вызвавшие вторую поездку на Восток Так как вторая поездка на Восток не вызывалась потребностью со стороны единоверной нашей братии, христиан Ветковского согласия, но такое путешествие было не что иное, как хитрый план, удуманный Мельниковым для своего корыстного обогащения, то я намерен объяснить вам, возлюбленная о Христе братия, насколько мне известно о том, на что потребовалась Мельникову такая поездка на Восток и какие средства он употребил и употребляет доселе. 1) Он, Ефимий Мельников, имея непреоборимую жадность к деньгам, и вследствие такого пристрастия к наживе денег, против убеждения своей совести, из беспоповского землеоратая сделался беглокриничным попом. До принятия этого новоизмышленного иерейского сана, мельников неоднократно покушался перейти в Единоверие: об Единоверии он говорил очень одобрительно, и даже давал своим друзьям советы, ничто же сумняся, идти в Единоверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Училищные дела наши при сильном влиянии моем на них идут порядочно. В здешней типографии отпечатана первая кафизма арабской псалтири, в числе 3000 книжиц, и кроме того продолжается тиснение арабского Апостола и изъяснения псалтири на греческом языке, написанного иерусалимским патриархом Анфимом. Попечительство патриаршей школы с нетерпением ожидает разрешения владыки Кирилла отпечатать краткий катихизис и Св. историю на арабском, кои сочинены о. Спиридоном. Сличение же цветной триоди арабской с греческой продолжается деятельно. И она будет тиснута. Постройка патриаршего училища в Крестовском монастыре в размерах огромных подвигается к окончанию. Советы и распоряжения мои по этому делу охотно принимаются и исполняются сотрудниками моими по попечительству училищному. Начальник помянутого училища о. Дионисий находит во мне сильную опору и через меня успевает достигать того, чего желает душа его и чего он не смеет домогаться у своих. Соэфоры действуют заодно со мною с замечательным рвением и единодушием. Нам удалось одеть воспитанников патриаршего престола довольно прилично и снабдить их всем нужным; удалось также учреждение школы в Лидде. Я употреблю все мое влияние в эфории на то, чтобы пошло правильное обучение детей в Вифлееме, Бетжале, Набулусе и Назарете. Воспитанники здешней патриаршей школы приходили поздравлять меня с Светлым праздником. Чем менее я ожидал сего, тем более убедился в признательности ко мне здешнего духовенства за труды мои по устройству училищ. Есть у меня мысль побудить патриарха к учреждению здесь особого попечительства о сиротах, вдовах и бедных. Я с охотой принял бы участие и в этом евангельском деле и дал бы ему верное и благое направление. Как вам это кажется? Поздравляя армянского патриарха с Светлым праздником, я, между прочим, говорил ему, чтобы он заодно с нами отстаивал Гефсиманское поклонение против натиска латин. Он обещался сделать это и уже сговорился с наместником нашего патриарха. Что касается до Хафиза-паши, то он думает тайно отправиться в Яффу, или Набулус дней на десять, дабы избавиться от настойчивости папистов и выиграть время. Это умно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

—441— лию, а тело его верёвками протащили по большим улицам столицы и бросили в Пелагиевых могилах. Пятого индикта вследствие бездождия стояла такая жара и засуха, что не было даже росы. Источники иссякли, а потому и бани были закрыты, ибо водоёмы были пусты. Поэтому Константин решил возобновить водопровод, устроенный Валентинианом царём и разрушенный Аварами при царе Ираклие. Собрав в римской державе многих рабочих, искусных в строительстве и предоставив им большие средства из казённых денег, он довёл это предприятие до конца. Златолюбец, ненавистник Христа, Константин оказался новым Мидасом и собрал всё золото. При этом случалось, что при взимании податей плательщики вынуждаемы были продавать плоды земледелия за столь дешёвую цену, как одна монета за шестьдесят модий (мер) пшеницы и семьдесят модий ячменя, и за ничтожную сумму припасов можно было купить весьма много. Люди неразумные объясняли это плодородием земли и благоденствием, но благомыслящим это казалось делом тирании и жадности и считалось недугом бесчеловечия. Седьмого индикта у Константина родился сын, которого назвал Анфимом. В тоже время Никита, архиерей столицы, возобновил некоторые от времени пострадавшие постройки при соборном храме и соскоблил восковые и мозаичные изображения Спасителя и святых, находившиеся в большом и малом помещениях выходов, которые Римляне называют секретами. Кроме того, Константин отправил посольство к славянским князьям и возвратил давно пленённых ими христиан с островов —442— Имвра, Теледа и Самофракии, заплатив им за них шёлковыми одеждами. Число этих пленных простиралось до двух тысяч пятисот человек. Призвав их к себе и понемногу одарив, он предоставил отправляться, куда угодно каждому. В апреле месяце седьмого индикта в великую субботу Константин венчал жену свою Евдокию августой; на следующий день двух сыновей своих Христофора и Никифора он возвёл в кесарей, а Никиту в консула (nobilissimus). Во время царского обычного выхода в соборный храм они праздновали консульство и проходившему народу раздавали деньги, начиная от дворца и до храма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010