После этого происходило расследование сперва от том, правильно ли было бы поставить Пимена в митрополита Великой Руси, не назвав его вместе и киевским, то есть, по имени города, который искони был митрополиею всея Руси? После многих прений об этом на соборе, признано было необходимым и справедливым не презирать справедливой просьбы толикаго народа, но, совершив наречение, дать им в архиереи, кого они желают. Приглашен был чрез честнейшего великого хартофилакса и преосвященный митрополит никейский, находившийся в царствующем граде, но не могший присутствовать на соборе по болезни, — дать свой отзыв по этому делу; но он отказался, говоря, что держится соборного деяния о митрополите Киприане и находит оное правильным. [Защита Киприана Феофаном вызвала продолжительный спор, в результате которого Феофан принял решение большинства] Таким образом, не встречая ниоткуда противоречия, мерность наша, порассудив соборне с находящимися при нас преосвященными архиереями и пречестными, во Святом Духе возлюбленными нашими братиями и сослужителями: ираклийским, солунским, янинским. амасийским, угровлахийским, созопольским, варнским. понтоираклийским (подал мнение заочно), кельчинским, кернипским, деркским и анхиальским. определила и постановила: во-первых, рукоположить Пимена в митрополита Великой Руси, наименовав его и киевским, по древнему обычаю этой митрополии, так как невозможно быть архиереем Великой Руси, не получив сначала наименования по Киеву, который есть соборная церковь и главный город всей Руси; во-вторых, митрополит Киприан должен быть изгнан не только из Киева, но и вообще из пределов Руси, поелику он получил эту церковь обманом и, как сказано, поставлен неканонически, еще при жизни законного митрополита, оного кир Алексия, который заочно и без суда лишен был своей церкви, что, конечно, противно точному смыслу священных церковных законоположений. Но по снисхождению, имея в виду, что он [Киприан] ушел тайно и не находится налицо, дабы мог быть совершенно осужден, по канонам, постановляем, чтобы он оставался митрополитом только Малой Руси и Литвы; а соборное деяние, на которое он ссылается, объявляем бессильным и недействительным, так как оно состоялось не по канонам. Поэтому и вследствие того, что честнейший иеромонах Пимен, благодатию Всесвятого Духа, чрез посредство нашей мерности, по суду состоящего при нас священного собора упомянутых преосвященных архиереев и по благоизволению и согласию высочайшего и святого моего самодержца, избран и поставлен в настоящего митрополита киевского и Великой Руси, он должен быть и именоваться, по древнему обычаю, митрополитом киевским и, по примеру бывшего пред ним митрополита оного Алексия, взять в свое ведение Владимир и всю Великую Русь. [Следует обыкновенное описание канонических обязанностей нового митрополита]

http://sedmitza.ru/lib/text/438252/

С своей стороны и император греческий приложил старание о том, чтоб явить своё великолепие в Италии. И на сей конец, не имея собственных сокровищ, святотатственно взял оные из великой (соборной) церкви. Сии сокровища положены были в церковь российским митрополитом Фотием 24 , по сказанию, якобы в дар Христу Спасителю: но император, большую часть из оных взявши, употребил на частные свои надобности. И во-первых, сделал златое на свою постель украшение, так же сшил шоры и покрывало на лошадей своих, на которых хотел он ездить в Италии, с бляхами и чепраками, из чистого золота сделанными. Таковое великолепие хотел употребить он того ради, дабы италианским народам показаться блистательным Юпитером, или Крезом богатой Ливии. И поскольку папа прислал уже давно галеры свои в Константинополь, и оные всегда находились в готовности отправиться в Италию; того для, не теряя времени, император, патриарх, архиереи и все назначенные на собор греческие отцы, седши на суда, снабденные довольною суммою денег, на путевое содержание потребных, из отечества своего отправились. Ибо папа обещал все издержки оного их похода принять на собственный свой кошт: и сверх того назначить в Италии доходы для содержания придворных министров, церковных пастырей и самого императора с патриархом, так же и всей их свиты и служителей, им сопутствующих. Отправившиеся же с императором и патриархом на сей побор отцы суть следующие: Ефесский, Трапезунтский, Ираклийский, Кизический, Сардийский, Никодимский, Никейский, Терновский, Монемвасийский, Лакедемонский, Амасийский, Митиленский, Ставропольский, Молдовлахийский, Родосский, Меленикский, Драмский, Ганский, Дристрский и Анхиальский; прибыл также и из России митрополит Исидор с одним епископом. Из чиновников великой церкви отправились: великий сакелларий 25 , великий скевофилакс 26 , великий хартофилакс 27 великий екклесиарх, церковно-начальник, который запевал: приидите поклонимся и проч., описатель сего Флорентийского собора именем Сильвестр Сиропул, протекдик 28 (хранитель законов), номофилакс и прочие чиновники, почти все ради исправления своих должностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

2298. По случаю перенесения через Новгород тела в Бозе почившей Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны. Слово преосв. Моисея, епископа старорусского. 1826. XXIII. 85. 2299. Слово иерея Андрея Пригоровского при погребении преосв. Георгия Конисского , архиеп. могилевск. 1843. IV. 398. 2300. Слово архимандрита Мисаила при погребении члена св. синода греческого, преосв. Дионисия, митрополита конурийского. 1852. I. 442. 2301. Слово Михаила Схинаса при погребении Константина Икономоса, пресвитера и эконома, сказанное в церкви св. Ирины. 1857. II. 52. 2302. Слово преосв. Иннокентия, архиепископа херсонского, при погребении генерал-фельдмаршала, светлейшего князя, М. С. Воронцова. 1857. I. 178. 2303. Слово преосв. Платона, архиепископа рижского и митавского, пред погребением начальника 1-го округа внутренней стражи, генерал-лейтенанта Падейского. 1858. I. 56. Неизвестных проповедников 2304. Слово при совершении годичного поминовения по Константинопольском патриархе Григории и восприявших с ним мученическую смерть митрополитах: ефесском Дионисии, никомидийском Афанасии, и анхиальском Евгении. 1829. XXXV. 49. 2305. Слово при погребении преосвящ. Кирилла, архиепископа подольского. 1841. II. 283. 2306. Речь, сказанная при том же случае. 1841. II. 456. 2307. Слово при погребении преосв. митрополита Антония. 1849. I. 36. 2308. Слово при погребении преосв. митрополита Ионы. 1849. II. 126. 2309. Слово при погребении присутствовавшего в св. Синоде преосв. Игнатия, архиеп. воронежского. 1850. I. 137. 2310. Слово при погребении преосв. Нафанаила, архиепископа псковского. 1850. I. 380. 2311. Слово при погребении присутствовавшего в св. Синоде преосв. Иакова, архиеп. нижегородского. 1850. II. 11. 2312. Речь пред выносом тела преосв. митрополита Никанора из архиерейского дома в собор александро-невской Лавры. 1856. II. 281. 2313. Слово пред погребением его. 1856. II. 283. 2314. Слово пред погребением тела преосв. митрополита Григория. 1860. II. 87. 2315. Слово при погребении ордин. проф. спб. Д. Академии, Д. Ф. Вознесенского. 1852. II. 218.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Духа именно от Отца, а не Сына также и вне зависимости от слов св. отцов; в подтверждение своих мыслей Марк приводил и слова Евангелия о том, что «придёт утешитель, которого я пошлю вам от Отца, Дух Истины, который от Отца исходит, он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ) и Апостола: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор. 2:12 ). 17 Марта 1439 г. Иоанн Рагузский пошел на уступки; он признал, что одна Божественная сила участвует в исхождении св. Духа («spirant Peter et Filius spiritum una spirativa seu productiva potentia») 31 и затем, что в основе своей эта сила присуща Отцу, а от Него уже переходит к Сыну («originaliter Patris, a quo illam et Filius habet»). В конце концов Иоанн Рагузский пытался все-таки оправдать латинскую формулу («et hoc sensu dicimus, Patrem et Filium unum esse principum et unam causam Spiriti Sancti»). Марку Ефесскому не пришлось уже отвечать на эту речь Иоанна Рагузского. Распоряжением Императора, Марк был устранен от следующих заседаний. В заседаниях 21 и 24 марта Иоанн Рагузский повторил свою формулу: она не встретила дальнейших возражений и была принята собранием. Вслед за этим были прекращены общие заседания собора; переговоры латинян с греками продолжались уже вне заседаний, частью в особой комиссии; достигнуть единогласия казалось теперь уже не столь трудным. На всякий случай император приказал однако городской страже не выпускать из города ни одного грека на лошади. В результате обсуждения вопроса в комиссии греки в конце апреля большинством голосов согласились признать filioque в смысле понимания, предложенного Иоанном Рагузским, – одной Силы – una potentia, – лежащей в основе исхождения св. Духа. Когда греки пошли на предложенный им компромисс, папа взял этот компромисс назад: от его имени кардинал Юлиан (в середине мая) потребовал безоговорочного принятия латинской точки зрения, признания вечного исхождения св. Духа, не только от Отца, но и от Сына. Прошло еще две недели, пока император и патриарх склонили на эту новую уступку всех греков, кроме четырех (из которых затем уломали еще двух – остались непреклонными лишь Марк Ефесский и Софроний Анхиальский).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

100 Πραγματεα περ του κρους της χειροτονας των κληρικν υπ επισκπου καθηρημνου και σχισματικο χειροτονηθντων, – συνταχθεσα υπ Βασιλεου Αρχιεπισκπου Αγχιλου, νυν δε Σμρνης. Εν Σµρνη, 1887. (Василий Анхиальский. Рассуждение о действительности хиротонии клириков, рукоположенных епископом изверженным и схизматиком, – составленное Василием, архиепископом Анхиальским, ныне митрополитом Смирнским. Смирна, 1887 г. На сайте украинских раскольников приведен не самый лучший русский перевод. О данной книге было известно русской богословской науке в конце XIX-ro века. Когда-то она поступила в библиотеку Московской духовной академии и была каталогизирована библиотекарем К. М. Поповым. 101 См.: Του Καθηγητ Συμεν Πασχαλδη Μια σημαντικ μαρτυρα του Μ. Φωτου για το κρος των χειροτονιν των καθηρημνων επισκπων και για την αποκατστασ τους (05/03/2019) 103 Interrogatio 4 Τνων κατακριθντων ο π ατν χειροτονηθντες οδν βλβησαν;//PG. 104. Col. 1224–1225. 104 Interrogatio 9 Πτε καθρθησαν πσκοποι κα πλιν δχθησαν κανονικ εθτητι, τ το δου λαο παρακλσει;//PG. 104. Col. 1229–1232. 105 Interrogatio 1 ν ποv φανονται πεπραχτες ο ωμαοι παραλγως//PG. 104. Col. 1220–1221. 2-й вопрос звучит сходным образом: «Каких и каковых православных патриархов не приняли Римляне/Ромеи…?» (Interrogatio 2//PG. 104. Col. 1221). 107 См.: Ρωμανς Αναστασιδης, αρχιμανδρτης. Ορθοδοξα και Οικουμενικ Πατριαρχεο (http://fanarion. blogspot.com/2020/03/blog-post_36.html?m=1) 108 Вот цитата из 2-го послания Папы Григория II императору Льву: «…Как архиерей не имеет права втираться во дворец и похищать царские почести, так и император не имеет права втираться в Церкви и избирать клириков; не говорю уже о том, что он не имеет права не только освящать вещество для святых Таин и совершать их, но и принимать их без священника. Каждый из нас да пребывает в том звании, в неже зван Богом. Умоляем тебя: будь же архиереем и императором, как ты сам писал о себе выше…» (Деяния Вселенских Соборов. Т. VII. Казань, 1873. С. 21–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

1. Предисловие 2. Προσχυνητριον σν Θε γ τς γας πλεως ερουσαλμ. κα τν λοιπν ων τπων. 3. С Богом Святым проскинитарий Святого града по Иерусалима. 4. Πναξ νομτων. 5. Указатель собственных имен. 6. Оглавление. Православный палестинский сборник 55-й выпуск, Том 19 выпуск 1-й 1901 г. Материалы для истории Иерусалимской патриархии 16­19 века, перевод с греческого П. Вл. Безобразова. 1. Максима Симского история Иерусалимских патриархов со времен шестого вселенского собора до 1810 г.; из νλ. ερος. III, 1­85. 2. Попираемый Иерусалим. Монаха Прокопия Назианзина Арабоглу, драгомана Иерусалимской патриархии, с предисловием монаха Анфима Анхиальского к читателям из νλ. ερος. III, 122­333. 3. Указатель. 4. Объяснительный указатель восточных слов, встречающихся в I и II части Материалов для истории Иерусалимской патриархии 16­18 в. 5. Опечатки. 1. Предисловие 2. Διγησις περ τν εροσολμων κα το γου ρους Σιν. 3. ρμηνεα τν ξω τς Κρτης τπων. 4. Διγησις πνυ φλιμος κα ραα περ το γου Τφου. 5. αφμβ. Σημδια το γου Τφου. 6. Θεοδοσου Ζυγομαλ περιγησις. 7. Προσχυνητριον περιχον πντα τ π το Σωτρος μν τερατουργηδντα δεοσημεα ν τ γ πλει. 8. επουσαλμ χα τς τοποδσεις. 9. Περ το τπον τς πλεως επουσαλμ χα τν περιοχν ατς τν Γν τς παγγελας. 10. Διγησις πνυ φλιμος περ τ Σναιου ρος πως ερσχεται τμερον μ τν βοδειαν τς χυρας μν δεοτχου ειπαρδνου Μαρς. 11. Προσδχη εν 99-ην σελδα μεταξ τν στχων 1284­1285. 12 Русские переводы 13. Рассказ о Иерусалиме и Св. горе Синае 14. Описание мест, вне Крита находящихся 15. Душеспасительный Рассказ о Св. Гробе 16. Заметка о Св. Гробе 17. Путешествие Феодосия Зигомалы 1576 г. 18. Проскинитарий, содержащий все чудесные знамения, явленные Спасителем нашем в Святом граде Иерусалиме, и описание местностей. 19. О граде Иерусалиме и окрестностях его, Земле Обетованной. 20. Душеспасительный Рассказ о Синайской горе, в каком она ныне положении с помощью Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Действительно, можно указать множество примеров, свидетельствующих, что к именам лиц церковной иерархии часто присовокупляется прозвание по учителю или по месту монашеских подвигов: агиорит, агиотафит и т. п. Так, митрополит Ираклии Никита носит прозвание Серрского, хотя не был там епископом; диакон Великой Церкви Михаил носит прозвание Фессалоникский, хотя не был нигде епископом; патриарх Михаил Анхиальский тоже не был епископом в Анхиале. Таким образом, можно считать доказанным, что керкирский митрополит Константин Болгарский носил только прозвание Болгарского, не быв архиепископом Болгарии. Что касается пропуска у Киннама имени Константина, Вулисма объясняет это небрежностью переписчика. В подлинной рукописи Киннама должно было стоять: τν Κερκυραων λαχν Κωνσταντνος Βουλγαρας, но при переписке сочинения Киннама второе имя было выпущено; далее у Киннама должно было читаться: και μοναχν τις ωννης ν πεχλουν Ερηνικν. Почему ωννης оказалось пропущенным в этом месте? – Нужно думать, что вторая ошибка вызвана была уже порчею предыдущего места. Ясно, что здесь дело объясняется комбинацией писца. Если для Киннама выражение τν Κερκυραων λαχν могло покрывать собой имя Константана Болгарского, то для переписчика позднейшего времени первое выражение представлялось непонятным, как лишенное собственного имени. Итак, видя упоминание керкирского митрополита и не находя его имени, он перенес имя Иоанн вперед, оставив Ириника без собственного имени. Итак, место Киннама нужно восстановить следующим образом: τν Κερκυραων λαχν Κωνσταντνος Βουλγαρας κα μοναχς τις ωννης ν πεκλουν Ερηνικν, τ προτρ и проч. Деяния собора 1166 г. не удовлетворительны для изучения истории богословской борьбы еще ввиду нижеследующего. У Киннама вся история борьбы изложена иначе, чем у Никиты Акомината и происхождение ереси обставлено не лишенными интереса подробностями. Вопрос о славе Христовой возник, говорит он, по следующей причине. Был некто Димитрий, грек по происхождению, из Лампы, селения азиатского.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Косьма I Иерусалимит (1075 – 1081) Евстратий Гарида (1081 – 1084) Николай III Кирдиниат (Грамматик) (1084 – 1111) Иоанн IX Агапит (1111 – 1134) Лев Стиппиот (1134 – 1143) Михаил II Куркуас (Оксеит) (1143 – 1146) Косьма II Аттик (1146 – 1147) Николай IV Музалон (1147 – 1151) Феодот II (Феодосий (?)) (1151/2 – 1153/4) Неофит I (1153 – 1154,1 месяц) Костантин IV Хлиарин (1154 – 1157) Лука Хрисоверг (1157 – 1169/70) Михаил III Анхиальский (1170 –1178) Харитон Евгениот (1178 – 1179) Феодосий Ворадиот (1179 – 1183) Василий II Филакопул Каматир (1183 – 1186) Никита II Мунтан (1187 – 1189) Досифей Иерусалимский (февраль 1189) Леонтий Феотокит (февр. – окт. 1189) Досифей (повторно) (1189 – 1191) Георгий II Ксифиллин (1191 – 1198) Иоанн X Каматир (1198 – 1206) Михаил IV Авториан (ок. 1208 – 1214) Феодор II Ириник (1214 – 1216) Максим II (1216) Мануил I Харитопул Сарантин (ок. 1216/17 – 1222) Герман II (1222 – 1240) Мефодий II (1240) ок. 1240 – ок. 1243/4 – вакантен Мануил II (1243/4(?) – 1254) Арсений Авториан (1254 – 1260) Никифор II (1260 – 1261) Арсений Авториан (повторно) (1261 – 1265) Герман III (1265 – 1266) Иосиф I (1266 – 1275) Иоанн XI Векк (1275 – 1282) Иосиф I (повторно) (1282 – 1283) Григорий II (Георгий Кипрский) (1283 – 1289) Афанасий I (1289 – 1293) Иоанн XII Косьма (1294 – 1303) Афанасий I (повторно) (1303 – 1309) Нифонт I (1310 – 1314) Иоанн XIII Глика (1315 – 1319) Герасим I (1320 – 1321) Исайя (1323 – 1332) Иоанн XIV Калека (1334 – 1347) Исидор I (1347 – 1350) Каллист I (1350 – 1353) Филофей Коккин (1353 – 1354) Каллист I (повторно) (1355 – 1363) Филофей (повторно) (1364 – 1376) Макарий (1376/7 – 1379) Нил (1380 – 1388) Антоний IV (1389 – 1390) Макарий (повторно) (1390 – 1391) Антоний IV (повторно) (1391 – 1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397 – 1402) 1402 – 1403 – вакантен Матфей I (повторно) (1403 – 1410) Евфимий II (1410 – 1416) Иосиф II (1416 – 1439) Митрофан II (1440 – 1443) Георгий III Мамма (1443 – 1450) 137 Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (1454 – 1456,1463,1464 – 1465)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

д) В отношении к чужестранным: один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш ( Лeb. XXIV, 22 ). е) В отношении к рабам: господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах ( Koлoc. IV, 1 ). ж) В отношении ко всем: отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Римл. XIII, 7). Бог требует правды: о человек! сказано тебе что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Mux. VI, 8 ). любит правду: Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника ( Пс. Х, 7 ). – Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва ( Npumч. XXI, 8 ). дает мудрость для совершения правды: Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю ( Npumч. II, 6, 9 ). Благословения, обещанные тем, которые терпят за правду: блаженны изгнанные за правду; ибо их есть царство небесное ( Mamф. V, 10 ). б) Замечательный пример любви к правде. Св. Анфим, епископ никонидийский жил в царствование Диоклитиана, жестокого гонителя христиан. Когда в это время гонители старались прежде всего отыскивать и предавать казни настоятелей церкви, чтобы тем лишить христиан руководителей, тогда св. Анфим, по особенному внушению Божию, на время удалился из города и скрылся в одном окрестном селении. Оттуда он посылал увещания и письма к преданным на суд и заключенным в темницах христианам, ободряя их к предстоящему подвигу мученичества. Это сделалось известно царю, и он послал воинов отыскать св. Анфима. Долго воины искали и, утомленные, остановились в том селении, где он был, его самого здесь встретили и спрашивали: «где скрывается Анфим, учитель христианский»? – Уразумев, что настал час его мученического подвига, св. Анфим сказал воинам: «войдите ко мне в дом и отдохните, я вам скажу, где скрывается тот, кого вы ищете». Приняв в дом воинов, святитель угостил их со всею любовию и радушием. После угощения, встав пред воинами, св. Анфим сказал; «я сам епископ. Анфим, за которым вы посланы, – возьмите меня и ведите к пославшим вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда он скрывался в вышеупомянутом селении Семане и тайно сеял слово Божие и умножал веру во Христа, Максимиан проведал о нем и немедленно послал двадцать воинов, чтобы схватить его. Достигнув этого селения, они встретили здесь святого Анфима и его же самого спрашивали: — Где находится Анфим, учитель христианский? Встретив воинов, Анфим повел их в свою хижину и сказал: — Я сообщу вам об Анфиме и предам его в ваши руки, но только отдохните немного от пути. Затем он предложил им вкусить пищи и устроил им посильную трапезу, радушно угощая их. После сего святой открылся пред ними, что он — Анфим. — Я, — сказал он, — тот, которого вы ищете; возьмите же меня и ведите к пославшему вас. Услыхав это, воины изумились и стыдились поднять взоры на почтенные седины Анфима, потому что видели его сердечный прием и приветливое угощение. И вот они стали рассуждать между собою о том, что они должны повести сего невинного и доброго человека не для благополучия его в сей жизни, а к мучителю, на крайнюю скорбь и имеющую последовать после лютых мучений очевидную смерть. Им стало жаль Анфима, и стыдно пред ним, и сказали они святому: — Не возьмем мы тебя с собою, но советуем тебе скрыться; а мы скажем пред Максимианом, что везде, в окрестностях Никомидии, мы искали Анфима и нигде его не нашли. Но Анфим ревностно сохранял заповеди Господни и посему убеждал их говорить правду, так как не желал, чтобы ради его говорили ложь, и притом стремился пострадать и умереть за Христа; посему он пошел вместе с ними. По пути он проповедовал им слово Божие, уча их вере в Господа нашего Иисуса Христа. Не без следа падало это сеянное Анфимом себя слова Божия, но попало на добрую землю: оно вкоренилось в сердца воинов, процвело там и возросло к усовершению их в вере. Когда они достигли реки, Анфим сотворил о них молитву и крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Потом они опять отправились в путь, ведя душеполезную беседу, пока не достигли Никомидии. Когда Анфим вошел в город, о нем было возвещено Максимиану, — и тот повелел связанным представить его к себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010