Так, замедлив движение, царство мое достигло местечка A­ λλαγ во Фракии, через которое протекает река Ταυρκανος; тут явился соглядатай, который поспешно, в отрывочных фразах 608 , дал понять, что отряд коман находится в Вастерне ( κατ Βαστρνας). Я дал отряду приказание остановиться и остаток дня употребил на приготовление к делу воинов, оказавшихся на лицо, раздав коней тем, кто не имел их. На следующей день, 8-го октября, ранним утром, на легке пошел я по дороге, ведущей к месту расположения неприятеля: не взято было ни царской палатки, ни украшенного золотом ложа, ни царского седалища, ни вышитых золотом покрывал. Мы имели дело с неприятелем, быстрым в нападении и поспешным в отступлении, который, при одном слухе об опасности, дрожал от страха. Ибо узнав, что царство мое следует почти по пятам их, они ударились в поспешное и беспорядочное бегство, желая безбедно избежать руки нашей. А мое царство, осведомившись об этом от посланных вперед соглядатаев, устремило все свое внимание на соединение войска. Часть его поручена была благородному зятю моему, господину Андронику Кантакузину, с тем чтобы он оберегал округ Анхиальский, сам же я пошел по дороге, ведущей к Верое, желая доставить безопасность этой области. Еще не прошел я четыре парасанга, как предстал другой вестник перед царством моим, бледный от страха, едва переводящий дух и выражаюший на лице печальную весть 609 . Он говорил что в Лардее находятся несколько десятков тысяч скифов. Тогда я поспешил по тому направлению, разделив на отряды находившееся при мне войско: одну часть поручил возлюбленному племяннику моему, протостратору Мануилу Камице, другую иным вождям. Прошедши около 50 стадий, я встретил варварское войско расположившееся на одном месте и окруженное добычею. Одних пленников было около 12 хилиад; животных же было такое множество, как звезд на небе, так что они растянулись длинным хвостом на протяжении 6 стадий, когда варвары обратились в бегство. Когда мы сошлись лицем к лицу, часть скифов погнала вперед добычу, другая вступила с нами в сражение; скифы на бегу делают нападение-таков их военный обычай.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Среди таких смут, при зареве сожигаемых кирджалиями болгарских сёл, среди стонов народа, истязуемого турецкими властями не менее, чем и разбойниками, начался XIX век. Предпринятые в новом столетии турецким правительством административные реформы не принесли особенного облегчения болгарам. Им приходилось страдать если не от кирджалиев, то от сменивших их делибашиев. Делибашии должны были защищать сёла от грабителей, но и сами были не лучше. Разоряли народ всякими поборами, включительно до «зубного права» за то, что плохой болгарский хлеб портил им зубы. Приходилось болгарам немало страдать и во время турецких войн, особенно с Россией. Продолжались злоупотребления и насилия со стороны турецкой администрации. ...Султанское правительство не могло обеспечить мира и благоденствия даже для «правоверных» своих подданных... 67 Что только ни испытывали болгары в эту смутную эпоху, со всей живостью дают видеть автобиографические «житие и страдания грешного Софрония», епископа врачанскаго (1739–1815 гг.) 68 . Жизнь этого единственного, может быть, в своё время епископа-болгарина живая картина страданий всего болгарского народа. Рано осиротевший и много выстрадавший по милости своих алчных родственников, Стойко Владиславов (мирское имя еп. Софрония) успел изучить славянский и греческий язык и за деньги был рукоположен в священники родного г. Котла. Свящ. Стойко был не как другие священники: учил в школе и проповедовал в церкви. За то немало страдал от зависти других невежественных священников. По наветам их не раз подвергался запрещению, однажды – за то, что лечился у знахарки. ... Чего же... 69 Много терпел Стойко от турок. Не раз подвергался побоям и заключению. Спасая себе жизнь, он ушёл в анхиальскую епархию. Местный архиерей дал о. Стойко приход. Но и тут Стойко едва-едва не был повешен одним татарином за то, что обвенчал с христианином девицу, которая нравилась татарину. После этого овдовевший Стойко удалился в один из терновских монастырей, принял имя Софрония и там, в 1814 г., получил от терновского митрополита рукоположение в епископа врачанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

По известию враждебного источника, Нотара унижался перед султаном, указывая, что он сберег для него царские сокровища; Магомет же отнесся к нему как к лгуну и изменнику своему государю. В тот же день Магомет навестил Нотару в его богатом доме и был ласков с его семьей; по, прибыв к вечеру во Влахернский дворец, прочтя изящные стихи Фирдоуси о бренности земного величия, Мухаммед устроил пир, напился и приказал привести к нему младшего сына Нотары; за оказанное противодействие он казнил Нотару с сыновьями и зятем Кантакузином, конфисковав его богатства; дочь Нотары, до осады посланная в Италию, основала в Венеции первую греческую типографию. Франзи с семьею был продан султанскому эмир-ахору (конюшему); юный сын его был зарезан развратным Магометом, красивые дочери попали в султанский гарем. Спасшись в Морею, Франзи с трудом выкупил свою жену, детей же более не видел. Ученые монахи Манганского монастыря укрылись в Галате, где некоторое время продолжали свою деятельность. Некоторые знатные греки быстро приспособились к новым условиям и стали служить туркам. Анхиальская ветвь Кантакузинов, позднее Маврокордато, Властари и другие «фанариоты» достигли большого богатства, особенно перебравшись к господарям Валахии и Молдавии (ср. Livre de noblesse de Roumanie). Хуже всех пришлось венецианцам, главным врагам турок на Леванте. Кроме Тревизана были казнены венецианский и испанский консулы; султанские приближенные обогатились, скупая и отпуская за выкуп знатных пленных. Об учении Варлаама приведем отрывок из похвального слова Нила Григорию Паламе, в переводе Ф. И. Успенского: «Он полагал, что нет ничего выше и больше эллинской мудрости и обязательной силы силлогизмов и той истины, которая уловляется ими, как добыча, и что ничто другое не в состоянии привести к знанию причин всего сущего. А вот это и еще безумнее и превосходит всякую воображаемую нелепость, что, по его мнению, и с самим Богом никто не может соединиться, если не пройдет прежде этого пути; что только тот, кто вступит в общение с Пифагором, Аристотелем и Платоном и изучит из них естественные законы природы, поймет происхождение вещей и неизбежность последующего затем уничтожения, только тот может прийти к восприятию истины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3443...

Несмотря на анхиальское поражение, Юстиниан до конца своего царствования оставался с болгарами в союзных отношениях, как видно из того обстоятельства, на которое было указано выше, что в 710/11 г. Тервель послал императору на помощь трехтысячный отряд, который и сопровождал его в Малой Азии, пока воцарение Филиппика-Вардана не положило конца этому беспокойному искателю приключений, нашедшему для себя опору в союзе с хазарами и болгарами. Нужно думать, что в княжение Тервеля и в соответствующий ему период крайнего упадка политического и военного значения империи болгаре успели прочно укрепиться в занятых областях и начали без помехи делать набеги на открытые и незащищенные области Фракии. Такой случай описан под 712г. , когда болгаре сделали опустошительный набег на имперские области, дошли до Босфора и разграбили окрестности Константинополя до самых Золотых ворот. Как было беззащитно положение столицы, видно из того, что такой отважный набег не нашел отпора, и что болгаре с награбленной добычей спокойно ушли за Балканы. Само собою разумеется, болгарское владычество на Балканском полуострове должно было затрагивать самые существенные интересы империи, которая не могла относиться равнодушно к неожиданным набегам и опустошениям своих областей. Даже то обстоятельство, что хану Тервелю был пожалован сан кесаря, не изменило характера отношений между двумя соседями. Перед вступлением на престол Исаврийской династии состоялось между болгарами и византийцами соглашение, имевшее форму договора, в котором определялись на будущее время государственные отношения между двумя странами и твердо обозначалась граница владений Болгарии. Этого договора, который, по всей вероятности, был записан на каменной колонне, как большинство последующих соглашений между болгарами и греками, не сохранилось, но о нем есть упоминание у современного событиям писателя. Именно Феофан при изложении событий времени хана Крума под 813г. заметил, что тогда был возобновлен договор, состоявшийся при Феодосии и патриархе Германе с Кормесием, ханом болгар .

http://sedmitza.ru/lib/text/442820/

(Заявления со стороны самих восточных патриархов и других лиц о том, что в Москву с Востока нередко являются за милостынею различные самозваные просители и разные обманщики. Некоторые наиболее характерные следственные дела о просителях милостыни, уличенных в самозванстве, подлогах и разных обманах.) Русская милостыня в течение столетий обильно изливалась на православный Восток, всякий спешил ею пользоваться, начиная с патриарха и кончая простым иноком и бельцом; никто из приехавших на Русь за милостынею не возвращался назад с пустыми руками. Естественно, что жажда легкой и скорой наживы на счет широкой русской благотворительности привлекала с Востока на Русь много и таких лиц, которые дозволяли себе самые непозволительные и даже прямо преступные средства – самозванство, подделку грамот, интриги и всякий обман, лишь бы только получить возможно обильную милостыню. Поэтому наряду с просителями, действительно нуждающимися в помощи и имеющими на нее право, много являлось к нам и разных проходимцев, нагло обманывавших русское правительство. На эти злоупотребления со стороны просителей русскою милостынею не раз указывали нашему правительству сами восточные иерархи. Анхиальский митрополит Христофор, бывший в Москве в 1626 году и обещавшийся в предупреждение обманов сообщать правительству о разных просителях милостыни верные и точные сведения, в одной из своих грамот пишет, чтобы в Москву допускали просителей только «от добрых и подлинных монастырей», почему-де необходимо их обстоятельно расспрашивать: «Да познаются, которые подлинные и которые нет, чтоб вперед приходили истинные к самодержавному вашему царствию». Лучшим удостоверением за просителей митрополит признает рекомендательные патриаршие грамоты, а которые являются просители неподлинные, «и вам бы их смирити и наставити о самодержавном своем царствии, чтобы было им в страх и в боязнь и иным многим в наказание» 242 . В 1636 году грек Иван Петров говорит в Москве от имени Иерусалимского патриарха Феофана: «Молит (Феофан) великому твоему царствию: которые приезжают с грамотами к великому твоему царствию монастырские старцы и бельцы и вам бы им не верить, потому что блаженнейший патриарх грамот никому не дает, только своим людям о милостыне» 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Но все это представляет только извлечение из самых греческих дел и может восполнять их лишь в тех случаях, где дела от утерь стали не полны. 122 Греческие грамоты на славянском языке – тетрадь о приезде Макария в Москву. Греческие дела 7176 г. 19. 129 Чтобы составить хотя только приблизительное понятие о том, сколько разные просители получали в Москве милостыни применительно к нынешним деньгам, нужно практическую стоимость тогдашнего рубля класть более десяти нынешних, значит, десять тогдашних рублей будут стоить более нынешней сотни рублей и т.д. 130 Лично патриарху на одну только его персону в Москве выдавалось ежедневно «прут белые рыбины, прут семжины, да блюдо икры паюсные, да блюдо осетрины, да блюдо белужины, да два блюда пирогов пряженых, щука колодка, две ухи разных переменяясь, калач крупитчатый. Питья: кружка меду вишневого или малинового, кружка меду боярского, кружка квасу медвяного, полведра меду паточного, ведро меду княжего; да еще из большего приходу на мелкое: на лук, на чеснок, на масло, на крупы, на соль по 5 алтын» (7157 г. 7). Каждому члену патриаршей свиты корм и питье давались особо. 131 Но чтобы составить об этом некоторое, хотя бы только приблизительное представление, я на основании имеющихся у меня под руками документов укажу означенные в них дачи различным патриархам за целое столетие, начиная с 1622 г. В 1622 году с послом Кондыревым послано Константинопольскому патриарху соболями на 300 рублей, Иерусалимскому на 120 рублей; Александрийскому на 100 золотых (7133 г. 5 и 7135 г. 11); в 1642 году с послом Бегичевым: Константинопольскому на 300 р.; Иерусалимскому – на 120 р., Александрийскому на 100 золотых, которые были ранее посланы с Кондыревым, но им не отданы по назначению, потому что тогда в Александрии не было патриарха; в 1626 году Иерусалимскому патриарху послано было с приезжавшим от него за милостыней в Москву архимандритом Кириллом соболями на 450 рублей, а Александрийскому с тем же архимандритом за 200 золотых угорских соболями на 160 рублей; в 1627 году послано Константинопольскому и Александрийскому патриархам с присланным ими митрополитом Анхиальским Христофором по 160 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Адрианополь, Мустафу-пашу, Чирмен, Лозенград, Виза, Баба-ески, Бунар-хисар, Хапса, Къзъл-агач, Чокя, Монастира и Искюдар; 3) произвести некоторые измения и в епархиях нынешнего княжества Болгарии и Восточной-Румелии – Рущукскую епархию соединить с Силистрийской (титул митрополита «Доростольский и Червенский»), к Варненской епархии прибавить казу (уезд) Провад, а Преславской – казу Ени-Пазар и все северные села Месемврийской казы (обе эти епрахии соединяются и митрополит носит титул «Преславский и Варненский»), Сливно и Ямбол с нахиями (волостями) и казами (уездами) – Новай, Карнобать, Айтос, Бургас; а также все села на юге от Балкан каз месемврийской, анхиальской и созопольской вместе с Новой Загорой включить в состав новой епархии, митрополит который носит титул «Сливненский»; из Ески-Загры, Чирпань и Казанлык с казами составить новую епархию, архиерей которой носит титул «Загорский»; а Пловдивскую (Филиппопольскую) епархию оставить с казами – Пловдив, Хаскиой, Пазарджик и Аха-челеби (см. в цит. статье г. Шопова «Първий български народен събор в Цариград» в «Библиотека», кн. XI, стр. 33). Некоторые из вышеуказанных епархий в настоящее время остаются незамещенными (Воденская и Полянинская, Велесская и Струмицкая, Пелагонийска и Могленская, Адрианопольская, Касторийская), а некоторые уже вычеркнуты из границ болгаского экзархата (Нишская и Пиротская, равно и Кюстендильская, из коих первые две по берлинскому трактату включены в состав сербского королевства и след. сербского церковно-административного округа, а последняя – Кюстендильская, вследствие сокращения ее границ в пределах княжества, по отделении некоторой ее части к Турции на основании берлинского трактата, поделена между другими епархиями экзархата частию в Болгарии и частью в турецкой Македонии). 11 В коммиссии, составлявшей проект настоящего устава, настойчиво поддерживалось (напр. г. Крестовичем и др.) мнение о необходимости пожизненного избрания экзарха. См. в вышеупомянутой статье г. Шопова «Библиотека» кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

Первым замечательным делом Св. Синода патриаршего в этом году было избрание митрополита на праздную кафедру Амасийской епархии. Так как кафедра эта, занимая 12е место в ряду других, считается одной из важнейших, то, по принятому издавна обычаю, вместо поставления на нее вновь архиерея, положено было в Синоде перевесть на нее Митрополита из другой низшей епархии, каковая мера и по церковным правилам, и по новым положениям Патриархата, считается крайней и исключительной. 11-го числа сего месяца происходил выбор. Кандидатами сначала указано было 5 митрополитов: Раско-Призренский 156 , Артский, Велесский, Филадельфийский и Мефимнский. Первый тотчас же отказался от кандидатуры. Велесскому по важным причинам народным найдено было необходимым оставаться на своем месте. 157 Из трех остальных кандидатов Артский получил 9 шаров, Филадельфийский 2 и Мефимнский 1. Вследствие чего и был утвержден Патриархом на кафедре Амасийской бывший артский митрополит Софроний. Лишь только узнал о сем действии Св. Синода народный совет, немедленно один из самых влиятельных членов его, г. Балтаджи послал Патриарху свое увольнение, счита я назначение амасийского митрополита незаконным, так как он имел уже у себя кафедру и, кроме того, был под судом. Патриарх в тот же день пригласил к себе г. Балтаджи и уверил его, что он и в мысли не имел нарушать Положений, что назначение амасийского митрополита произошло законным образом, а что касается подсудимости его, то он уже троекратно оправдан Синодально при Патриархе Иоакиме, в междупатриаршество и при нем самом. Вместе с тем Его Всесвятость торжественно заверил совет, что отселе впредь он еще деятельнее будет стоять за Положения, сам исполняя их буквально, и того же требуя от членов Синода. Вследствие сих заверений г. Балтаджи взял назад свое увольнение, и мир между двумя правительственными местами восстановился. Из болгарских епархий продолжают приходить неутешительные известия об отказе народа платить архиерейский и патриарший набор, выражающемся, в виду принудительных мер, мятежом. Так недавно посланного анхиальским митрополитом для переписи долгов, подлежащих плате, епископа Римнийского жители села Карнабата встретили бранью и забросали снегом. 158 Сегодня получено телеграфическое сообщение из Рущука (кафедры Червенской епископии – под Тырновской митрополией), что там, по настоянию епископа, паша арестовал 6 человек, посланных народом с отказом в платеже, вследствие чего произошел мятеж в городе, вынудивший пашу освободить арестованных. Озлобленные жители разломали архиерейский дом и остатки его побросали в Дунай.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Вероятно, Преосвященный Авидский не читал статьи С. Шумило. Напомню, там цитируются документальные свидетельства самого Боднарчука, заверенные его подписью. В них Боднарчук, во-первых, признает совершенные им в 1990 г. «хиротонии» недействительными. А во-вторых, сознается, что собственноручно подделал подпись Варлаама на документе вскоре после того, как тот умер и уже не мог опровергнуть подделку. Историк приводит современные документальные свидетельства живых очевидцев, ближайших к владыке Варлааму людей — его протодиакона и водителя. Они также заявляют, что в указанные сроки Варлаам находился в Крыму и во Львов не ездил. Думаю, Преосвященный Авидский прекрасно понимает, что апостольское преемство чекалинских «иерархов» доказать невозможно. Поэтому он выдвигает третью линию аргументации — экклезиологическую, и она выглядит еще хуже. Он заявляет, будто вопрос апостольского преемства при принятии из раскола вообще не имеет значения. При этом он крайне пристрастно толкует ряд исторических примеров. Например, ошибочно говорит, будто мелитиане были приняты Первым Вселенским Собором без рукоположения, тогда как в соборном послании Собора прямо сказано, что их «утверждали более таинственным рукоположением» (μυστικωτρ χειροτον βεβαιωθντας). Эти аргументы восходят к старой брошюре митрополита Анхиальского Василия. На них уже давала развернутый, подробный ответ Синодальная библейско-богословская комиссия Русской Церкви. Нам, по сути, предлагают поверить, будто любой мирянин, побывавший в расколе и не имеющий даже апостольского преемства, может быть принят в сане «епископа» одним лишь росчерком пера. Архиепископ Авидский при этом утверждает, ссылаясь на житийный материал сомнительной богословской ценности, будто и Евхаристия может быть совершена мирянином. К сожалению, со стороны Константинопольского Патриархата не было проявлено необходимого интереса к вопросу о хиротониях украинского раскола. Не было изучения архивных документов и канонического исследования: до сих пор его пытаются заменить легендами и фальшивками либо пустой риторикой.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/29/interv...

Но в анхиальской долине болгарскому войску нанесено было окончательное поражение, множество неприятелей было перебито, часть взята в плен, а иные сдались добровольно. Константин с блестящей добычей и пленниками возвратился в Константинополь, где устроил триумфальное шествие, а пленников отдал в ипподроме цирковым партиям и народу. Поражение при Анхиале может считаться одним из важнейших военных дел царствования Константина. Победа над болгарами возбудила в Константинополе чувство удовлетворения и сильно подняла авторитет императора. Нужно думать, что была взята и значительная добыча. Очень любопытный факт передан у писателя Никифора, что в числе военной добычи были два больших золотых сосуда, каждый весом до 800 литр, отлитых в Сицилии . Для хана болгарского это поражение имело роковые последствия, т. к. оно было причиной новой революции. Болгаре не хотели более оставаться под таким неудачливым предводителем, подняли против него движение и убили его и вместо Телеца поставили Савина, зятя прежнего хана Кормесия . Последовавшие затем события весьма характерны для занимающей нас эпохи болгарской истории. Новый хан искал сближения с Константинополем частью для того, чтобы возобновить мирные отношения, нарушенные неудачной войной, частью и для foro, чтобы найти опору в Византии против туземных партий. Сношения хана с императором, действительно, были истолкованы в весьма неблагоприятном смысле. «Ты хочешь поработить Болгарию ромэям?» — резко бросали болгаре обвинение своему хану . И болгаре были до известной степени правы в своих подозрениях. Ход событий направлялся к тому, что при дворе ханов составилась уже византийская партия, и что византийское влияние чувствовалось уже на болгарах. Произошел вновь бунт среди болгарской служилой аристократии. Савин бежал в город Месимврию и искал покровительства у императора, а на его место провозглашен новый хан в лице Пагана . Между тем, император принял меры к тому, чтобы жены хана и приверженцы его не потерпели обид в Болгарии, и приказал всех их выдать посланным для этого людям.

http://sedmitza.ru/lib/text/442844/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010