II в. еп. Сотис Анхиальский пытался изгнать демона из «пророчицы» Прискиллы, но сторонники ереси ему воспрепятствовали. Сочинения против монтанистов создавали писатели-христиане Мильтиад, Астерий Урбан и Аполлоний (тексты не сохр.; Euseb. Hist. eccl. V 17-19). В Риме диспуты против маркионита Апеллеса вел Родон из Асии, ученик Татиана , автор богословского трактата «Спорные вопросы» (Ibid. V 13). Феодот Кожевник был отлучен от церковной общины в Риме за восприятие Христа как простого человека (Ibid. V 28). В это же время активизировались церковные споры о праздновании Пасхи. Уже в 90-х гг. II в. этот вопрос обсуждали неск. Соборов в Коринфе, Эфесе, Эдессе и др. городах (Ibid. V 22-24). Евсевий Памфил сообщал, что при К. многие из именитых граждан Рима приняли новую веру ( Euseb. Hist. eccl. V 21). К этому же периоду относятся первые уверенные сведения о присутствии христиан при имп. дворе. Возможно, христианином был сенатор Марк Уммидий Квадрат, консул 167 г., казненный за соучастие в заговоре в 182 г. Его вдова Марция (Марция Аврелия Цейония Деметриада) вскоре стала фавориткой К. Император демонстрировал Марцию как свою законную жену; она пользовалась большим влиянием при дворе, хотя оставалась лишь его конкубиной. Возможно, Марция также была христианкой; она убедила К. установить дружеские отношения с епископом Рима свт. Виктором I . Она же передала К. составленный еп. Виктором список христиан, ранее отправленных в каменоломни на Сардинии, и К. приказал освободить их. Само присутствие Марции, к-рая по меньшей мере открыто сочувствовала христианам, при дворе К. говорит о росте влияния христ. общины в Риме. Ист.: Herodian. Hist. I; Dio Cassius. Hist. Rom. LXXIII; Scr. hist. Aug. Commodus; Euseb. Hist. eccl. V 9-28; LP. Vol. 1. P. 60-61; Georg. Sync. Chron. P. 432-433. Лит.: Gherardini M. Studien zur Geschichte des Kaisers Commodus. W., 1974; Федорова Е. В. Люди императорского Рима. М., 1990. С. 203-207; Крист К. История времен римских императоров от Августа до Константина. Р.-н/Д., 1997. Т. 1. С. 453-458; Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 2000. С. 322-327; Stahl M. Commodus//Die römischen Kaiser/Hrsg. M. Clauss. Münch., 2001. S. 159-169; Hekster O. J. Commodus: An Emperor at the Crossroads: Diss. Amst., 2002; Meyer-Zwiffelhoffer E. Ein Visionar auf dem Thron?: Kaiser Commodus, Hercules Romanus//Klio. 2006. Bd. 88. S. 189-215. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841854.html

Когда патриарх Иосиф предложил согласиться с тем, что выражения «через Сына» и «от Сына» в сочинениях восточных св. отцов равнозначны, а Св. Дух исходит от Отца через Сына «как от одной причины и начала», то его поддержали митр. Исидор Киевский, митр. Виссарион Никейский и митр. Дорофей Митилинский, против выступили М. Е., митр. Антоний Ираклийский, митр. Досифей Монемвасийский и митр. Софроний Анхиальский. Согласно «Греческим актам», на общем собрании греч. делегации 3 июня т. зр. патриарха была принята уже без спора, однако с ней остались несогласны М. Е., митр. Антоний Ираклийский, митр. Исаия Ставропольский и митр. Софроний Анхиальский. Судя по сохранившимся источникам, М. Е. уже не участвовал в обсуждении вопросов, к-рые после этого были вынесены на повестку дня,- о судьбе умерших не в тяжких грехах, но и не в святости, об объеме привилегий Римского папы и о времени пресуществления Св. Даров. 5 июля декрет об объединении Церквей был подписан сначала греками, потом папой и зап. делегатами. Из всей визант. делегации только М. Е. и покинувший к тому времени город митр. Исаия Ставропольский не подписали документ. На следующий день состоялась праздничная месса, на к-рой декрет был оглашен и одобрен по очереди всеми участниками Собора, сначала папой и лат. прелатами, потом императором и греками. На соборном заседании 14 июля папа Евгений IV предложил грекам вопросы о том, как они собираются поступить с отказавшимся принять соборное решение М. Е., о необходимости поставить нового патриарха и о практике разводов, недопустимых в лат. Церкви и приемлемых в греческой; к этим же вопросам папа не раз возвращался и позже. Император отказался от идеи судить М. Е. на Соборе, но обещал принять меры против него после возвращения в К-поль в том случае, если Эфесский митрополит по-прежнему будет не согласен с решениями Собора. Согласно Андрею Хрисовергу, М. Е. обещал принять соборные решения после поставления нового патриарха. 21 июля греч. делегаты начали отъезжать в Венецию. М. Е. покинул Флоренцию 26 авг. вместе с императором. 19 окт. 1440 г. греч. делегация отплыла в обратный путь и прибыла в К-поль 1 февр. 1441 г.

http://pravenc.ru/text/2562254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Каравиас; 27.01.1752, о-в Итака - 17.04.1821, К-поль), митр. Анхиальский (с июня 1813), национальный герой Греции (θνομρτυς). При рождении получил имя Евстафий. После обучения в евангельской школе был рукоположен во иерея с именем Евгений. В марте 1808 г. патриарх К-польский Григорий V поставил Е. митрополитом Филиппопольским (кафедра в Пловдиве). Е. пробыл в Пловдиве недолго, был изгнан турками и вернулся в К-поль, где занялся преподаванием и научной деятельностью. С июня 1813 г. митрополит Анхиальский. Организовал национально-религиозное греч. движение, за что навлек на себя гнев тур. власти (были неудавшиеся попытки убить митрополита). В 1816-1818 гг. был членом Свящ. Синода в К-поле. Находясь в К-поле, примкнул к «Филики этерия» (тайному сообществу по освобождению Греции) под рук. Василия Каравиаса, одного из организаторов восстания в Валахии, родственника Е. В марте 1821 г. Е. принял участие в восстании, во время которого находился на митрополичьей кафедре, ободрял паству и вдохновлял греков на борьбу с турками. 2 апр. 1821 г. был доставлен тур. властями под конвоем в К-поль и посажен в тюрьму вместе с митрополитами Эфесским, Никомидийским, Адрианопольским, Фессалоникийским и Тырновским, а также с др. соотечественниками. В тюрьме был подвергнут пыткам. Мужеством и стойкостью в вере Е. поддерживал заключенных. Следуя на место казни, Е. молился и до самого конца сохранял присутствие духа. Вместе с митрополитами Дионисием Эфесским и Афанасием Никомидийским был повешен на воротах К-польского Патриаршего подворья. Неопубликованные богословские работы Е. впосл. были утеряны. На о-ве Итака в сент. 1930 г. был установлен памятник Е. Лит.: Οκονμος Κ. Λϒοι Εκκλησιαστικο. Βερολνον, 1803; Καραβας Ι. Σ. Ο θνομρτυς Εϒνιος Καραβας, μητροπολτης Αϒχιλου. Αθναι, 1951; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1013-1015. К. И. Лобовикова Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига

http://pravenc.ru/text/186979.html

Из тех же пределов, в одно время с ним, прибыли: Урумельского монастыря архимандрит Нил также с грамотою патриаршею для покрытия долга своей обители в четыреста т. червонных, Митрополит Метаморфосский Неофит, и Афонской горы Дионисиева монастыря архимандрит Иеремия. В Мае месяце принимал их всех Государь, и они принесли ему в благословение много святыни: Митрополит Неофит мощи Св. мученика Евфимия Епископа Сардийского, Кирика, Евфимии всехвальной и Соломонии; три же архимандрита мощи Св. мученика Пантелеимона, Феодора Стратилата и Святителя Николая. Архимандриты были и у Патриарха, но Митрополит Метаморфосский не был допущен, потому что на него возводил собственный архимандрит Нектарий, что он лишен митрополии и вел себя в Москве неприлично, а старец его Никодим даже не был пострижен. Посему оба и сосланы были в Свияжский монастырь. Началось исследование в Посольском приказе; архидиакон и келарь обвиненного показали, что прежде действительно он был Митрополитом, а в каком городе и монастыре не известно, но что против него был собор в Царьграде, и Патриарх Кирилл снял с него святительский сан, но по какой вине не сказали. Однако Неофит продолжал носить титло Митрополита и, едучи в Москву, встретился в городе Яссах с Анхиальским Митрополитом Христофором; когда же хотел служить там литургию, был воспрещен Анхиальским, как лишенный сана. На дороге в Россию до самой Москвы ел мясо, а в Путивле надел монашеское платье на мирского своего человека и назвал его Никодимом; даже Татарина, которого вывез с собою, назвал Христианином и своим служкою. Отец его духовный архимандрит Нектарий и два Афонских старца, архимандрит Дионисиева монастыря Иеремия и келарь Акакий, присутствовали при этом допросе, и духовник сказал: что если будет от Царя повеление сделать подробное исследование, то он на духу все скажет своему Патриарху. Все они были спрошены в приказе, по царскому указу, и им дана была очная ставка с Митрополитом; по иноческому обету повторили они сказанное прежде. Архидиакон и келарь дополнили: что Митрополитом был он в городе Ганском, в Преображенском монастыре, и уже пять лет лишен сана соборно за то, что на Патриарха Кирилла вымышлял всякое зло и патриаршество под ним подыскивал. Когда же спросили архидиакона: для чего, зная его лишенным сана, поехал с ним в Россию? отвечал: что обо всем этом узнал лишь в Яссах; послал же его с ним Митрополит Кизический, и что Неофит бежал тайно из Царьграда, дабы не быть посаженному за свои дела в каторгу, и что он действительно облек мирского человека в иноческий образ, потому что таким образом ему удобнее будет сбирать милостыню, а Кизильбашской земли бусурманину велел называться Христианином, хотя никогда не был он крещен.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Проводник за плату привел его близко к монастырю, но не мог найти входа в него (§ 27). В дальнейшем пути Антонию попалась часовня во имя св. Георгия, где ему тамошний земледелец и указал путь в монастырь Евнухов: надо было идти по тропинке, которая вела к Пандиму (Πνδημος). У Евнухов Антоний нашел радушный прием: здесь уже знали о его подвижнической жизни. Иноки поставили ему келью в пяти стадиях от монастыря; здесь Антоний (с 826 г.) жил долгое время в обществе отшельника св. Иакова, бывшего Анхиальского епископа времен патр. Тарасия, который и поучал Антония правилам отшельничества (§ 28). – Не смотря на то, что житие Антония нового сохранилось в единственном венском списке, изданном только в 1907 г., Lequien (II, 1191) в XVII в. однако читал его, потому что упоминает епископа Анхиальского Иакова, приводя выписку из упомянутой рукописи. – Однажды, когда во власянице Антония завелось много вшей, он снял её и повесил на солнце, а сам сидел около неё совершенно нагим. Увидев женщину с распущенными волосами, очень красивую, он встал и вошел в свою келью. Великий Иаков объяснил ему, что то была не женщина, но бесовское наваждение. В другой раз ночью постучались к нему и попросили дать зажженный светильник. Антоний, думая, что просит один из братии, взялся за светильник с намерением зажечь его, но вместо воска он ощутил помет, из чего заключил, что явился ему злой дух (§ 29). Однажды зимою, когда он неподвижно стоял всю ночь за молитвою, ноги его примерзли к земле; силою сдвинувшись с места, он потерял подошвы ног своих и очень страдал. Он хотел уже уйти отсюда за недостатком здесь воды, но Иаков велел ему молиться для получения воды. Антоний молился всю ночь, а утром ударив киркой по скале, источил прозрачнейшую и весьма хорошую воду (§ 30). По смерти имп. Михаила, когда вступил на престол Феофил (829 г.), принимавшие участие в восстании Фомы явились к новому царю с жалобою на бывшего наместника Кивирреотской фемы Иоанна, как обиженные им и лишенные своих денег и имений.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Наше беспокойство касалось, в частности, такой жизненно важной темы, как хиротонии епископов и апостольское преемство. А потому, прежде всего, была отмечена коварная роль самозваного «почетного Патриарха Киевского и всея Руси-Украины» Филарета и с богословской точки зрения выражена сдержанность в отношении законности совершенных им хиротоний, исходя из того, что божественная благодать не действует, когда совершителем является лицо, изверженное из сана, отлученное от Церкви и преданное анафеме, и что рукополагающий каноническим образом епископ действует не своей собственной силой, но от имени Церкви — единственной носительницы благодати Божией. Мы задаемся вопросом, а делает ли восстановление Филарета в каноническом чине автоматически законными совершенные им хиротонии? 2. Сопоставление и проведение аналогии украинской проблемы с Мелитианским расколом IV века, о чем подробно говорится в Вашем письме, не разрешили наши недоумения. Но, напротив, внимательное изучение его приводит к иным выводам. В присланном нам трактате приснопамятного митрополита Анхиальского, а затем Смирнского Василия, в приложении [под названием] «Более подробно о Мелитианском расколе» написано следующее: «Восстановление состоялось путем принятия в одном епископском достоинстве без права священнодействия самого Мелития с одной стороны, и рукоположенных им в состоянии отлучения епископов, пресвитеров и диаконов, с другой стороны, на тех же самых условиях и тем же самым образом, каким восьмое правило предписывает принимать катаров или новациан, т.е. через простое руковозложение с молитвой (δι’ πλς χειροθεσας μετ’ εχς), утверждая каждого из них в соответствующую священную степень». Последняя пояснительная фраза в Вашем письме была опущена. В действительности в отношении процедуры исправления раскола разъяснил Афанасий Великий: «Собор определил…поставленные же им и утвержденные таинственным рукоположением принимаются в общение с тем, чтобы они, сохраняя свое достоинство и служение, занимали непременно второе место после всех лиц, которые поставлены в каждом приходе и церкви» 1 .

http://patriarchia.ru/db/text/5403657.ht...

( Деян.15 ). Этот пример показывает, что, когда, по многочисленности верующих и дальности расстояния, утратилась для них возможность принимать всем непосредственное участие в общецерковном собраний, отдаленная община присылала своих представителей, которые принимали участие в обсуждении вопроса, а затем состоявшееся решение и словесно и письменно сообщалось по назначению. Таким образом малая первохристианская община вся в совокупности сходилась на свои собрания, а получив широкие размеры стала принимать участие в обсуждении возникавших вопросов, посылая на общецерковные собрания своих представителей. Вот образец, начертанный нам апостольской историей, – образец того, каким путем, в каких внешних формах церковной жизни, первохристианская община исполняла Божественный завет да будут все едино“, старалась „сохранять единство духа в союзе мира“. После периода апостольского, история первых христианских веков, как ни скудна сохранившимися до нас памятниками, ясно однако же свидетельствует о том, что церковная жизнь в то время неуклонно следовала тому образцу, который был для неё начертан примером апостолов. Как скоро возникали в той или другой поместной церкви какие-либо вопросы относительно вероучения или церковной практики, собирались соборы, которые рассматривали эти вопросы и постановляли по ним свои решения. Во 2-м веке, по свидетельству церковной истории Евсевия, —49— „верующие часто и во многих местах Азии собирались“ 1566 для исследования и осуждения ереси Монтана. Достоверно известны нам соборы Иерапольский и Анхиальский, а также до семи соборов, собиравшихся по вопросу о времени празднования Пасхи в разных концах мира и в Иерусалиме, и в Риме, и в Галлии 1567 . В 3-м веке мы знаем напр. несколько соборов против ереси Павла Самосатского в церкви Антиохийской, а также несколько соборов в Африке по вопросу о падших и о крещении еретиков 1568 . Взаимная связь между отдельными поместными церквами старательно сохранялась и поддерживалась посредством частых сношений. Церкви обращались одна к другой с посланиями, в которых или просили одна у другой совета по поводу каких-либо недоуменных вопросов, или предлагали свои наставления, или сообщали о состоявшихся у них соборах и постановленных на них решениях, или извещали о совершившемся у них избрании епископа и вообще о чем-либо имеющем важное значение в церковной жизни. Таких посланий не мало сохранилось как в подлинник, так и в свидетельствах, каковы, напр., послания епископов римских: Климента, Сотира, Виктора, Корнилия, Стефана, Дионисия, а также Игнатия Антиохийского , Поликарпа Смирнского , Дионисия Коринфского, Дионисия Александрийского и др. А затем, когда возникали вопросы, касавшиеся всей христианской церкви, стали собираться, кроме поместных, и соборы вселенские. Таким образом, как ни широко распространилась церковь Христова, она свято следовала образцу, начертанному для неё апостолами, жила общею жизнию и старательно поддерживала связь своих отдельных членов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вскоре Александр III отправил в Константинополь епископа Остийского и двух кардиналов – Иоанна и Павла для переговоров. Правда, это посольство не выработало никаких конкретных рекомендаций и решений, а потому тенденция объединения стала затухать. Кроме того, вновь назначенный Константинопольский патриарх Михаил Анхиальский (1170–1177) решительно отказался признавать притязания Рима на наследство святого апостола Петра 561 . Поскольку Римский епископ «умыл руки», а Германия начала открытую экспансию против византийских владений в Италии, пришлось перекраивать союзнические отношения. Постоянно комбинируя по контексту событий, Мануил I быстро поменял тактические приоритеты. Император предложил свою 15-летнюю дочь Марию, обрученную, но еще не выданную замуж за Венгерского принца Беллу-Алексея (1148–1196), в жены юному Сицилийскому королю Вильгельму II (1166–1189), 7 мая 1166 г. унаследовавшему трон от своего отца Вильгельма I. После кончины отца 13-летний Вильгельм II по естественным причинам не мог полноценно принять бразды правления в свои руки, а мать-регент юного короля, энергичная испанская принцесса Маргарита, с трудом преодолевала ошибки царствования покойного мужа. Поэтому надежда на мир с Сицилией казалась небезосновательной. В этом предложении таилась скрытая перспектива – у самого Мануила I еще не было наследника по мужской линии, и при некоторых обстоятельствах Вильгельм II мог рассчитывать на древний престол Римских кесарей. Однако норманны медлили с ответом – Римский епископ был им ближе Константинополя, и они не решались испортить отношения с папой 562 . К тому же в 1168 г. Вильгельм II получил другое брачное предложение – Английский король Генрих II предлагал ему в жены свою дочь Иоанну (1165–1199). На этот раз резко возражал папа Александр III, недовольный тем, что без его согласия англичанин женился на Алиеноре Французской, неверной жене Людовика VII, и вскоре помолвка распалась. В 1170 г. Мануил I Комнин в очередной раз направил посольство в Рим, предлагая воссоединить Церковь в том виде, в каком она пребывала в древности («едино стадо и един пастырь»), одновременно требуя от понтифика восстановления своих прав, как Римского императора. Однако на этот раз василевс получил прямой отказ. Понтифик поблагодарил «возлюбленного государя и сына св. Петра за его доброе желание относительно Римской церкви, но относительно требования императорской короны должен сказать, что оно слишком важно, чрезвычайно опасно и противозаконно и он не может и не должен, вопреки правилам Святых Отцов, давать повод к войне, когда ему следует быть верным стражем и хранителем мира». Едва ли на самом деле эти строки соответствовали образу мыслей папы. В этот момент он очень опасался германцев и потому дал публичный отрицательный ответ, хотя тут же направил в Константинополь посольство, которое преследовало совсем иные цели – заключить унию с византийцами. На самом деле и это была большая дипломатическая победа Византийского василевса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 мая в патриаршем храме было каноническое голосование для избрания нового Кизикского митрополита, вследствие кончины кир Афанасия († 4 марта). Из трех кандидатов – митрополитов Серрского, Филиппольского и Варнского на Кизикскую кафедру был избран Серрский митрополит Григорий, которого синодально предложил митрополит Приконнийский ( προταθες συνοδικς π το σεβ. μητροπολτου Προικονν οου). Кир Григорий 27 лет тому назад окончил богословскую школу на острове Халки, состоял с 1887 года епископом Мурейским и с 1892 года митрополитом Серрским. В том же заседании на Серрскую митрополичью кафедру был избран первый секретарь священного Константинопольского синода архимандрит Афанасий Пиперас, предложенный к избранию членом синода, митрополитом Писсидийским ( π το σεβ. μητροπολτου Πισσιδεκ προταθες). Другими кандидатами были митрополит Месимврийский и епископ Мурейский. Архимандрит Афанасий учился в Халкинской богословской школе и в Киевской духовной академии, где окончил курс со степенью кандидата богословия. 12 мая был избран и новый Анхиальский митрополит кир Константин, занимавший раньше кафедру Гана и Хоры и предпочтенный другим кандидатам – епископам Мурейскому и Феодоропольскому 289 . 14 мая в патриаршем храме, состоялось каноническое голосование для избрания иерарха на кафедру митрополии Гана и Хоры, которая осталась без предстоятеля в следствии перемещения местного иерарха на митрополию Анхиала. Священным синодом был избран на ату кафедру митрополит Сисания и Сиатисты кир Серафим, предпочтенный другим кандидатам – митрополитам Тимофею Месимврийскому и Герману Преспскому. Кир Серафим – старый питомец Халкинской богословской школы, управлявший Сисанийской епархией с 5 мая 1900 года 290 . 30 мая обычным порядком состоялось избрание предстоятеля для Сисанийской митрополии, на которую и был возведен Парамифийский митрополит Иерофей, предпочтенный митрополитам Месимврийскому Тимофею и Преспскому Герману 291 . В тот же день была замещена и Парамифийская митрополичья кафедра, которую посредством канонического избрания занял Варнский митрополит Неофит; его сокандидатами были митрополит Месимврийский Тимофей и епископ Елейский Агафангел 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Христиане стояли в отдалении и на их лицах видно было выражение страха и печали, которая не смела проявиться ни вздохом, ни слезою. Когда всё было готово, палач стал снимать верхнее платье с патриарха и шарить в карманах. Патриарх сохранял своё всегдашнее спокойствие; перед позорной смертью взгляд его выражал благость христианина, прощающего своим врагам. Он только один раз взглянул на патриаршие здание, на ворота, под которыми народ проходил всегда с благоговением и которые теперь обратились в виселицу. Лицо его смутилось. Но когда палач развязал его руки, он перекрестился, кротко просил его подождать несколько минут, стал на колени лицом к патриаршей церкви и совершил свою последнюю земную молитву. Он боялся бросить последней прощальный взор пастыря осиротелому стаду, послать благословение мученика к немногим христианам, свидетелям его смерти: этим он мог подать повод к обвинению их в участии в воображаемых его преступлениях. Через минуту палач проворно, как зверь, соскочил с подмостков, сбил их, и мученик висел на воздухе 4 . Одновременно с казнью патриарха Григория в Константинополе были совершены и другие убийства. Содержавшиеся в тюрьме члены священного константинопольского синода, митрополиты – ефесский Дионисий, никомидийский Афанасий и анхиальский Евгений, а также восемь других духовных сановных лиц были сперва подвергнуты различным мучениям, с целью принудить их к отречению от веры, а затем повешены. В мае месяце в Константинополе были казнены митрополиты: созопольский Паисий, мириофитский Неофит, ганский Герасим и сто сорок три человека различного звания, а в июне, по повелению султана, были убиты митрополиты: деркский, терновский, феодосиопольский и другие. Даже вновь избранный вселенский патриарх Евгений подвергался оскорблениям и насилию и проводил тревожную и скорбную жизнь. 2 мая в патриархию ворвались янычары, волочили кир Евгения по зданию и били его, вырывали по одному волосу из бороды, требуя денег, и оставили едва живого. В то же время султан издал повеление разрушить в Константинополе все христианские храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010