868 пр): оклад наперсной резной по кости иконки «Богоматерь Владимирская» (инв. 627 пр): оклад Евангелия (инв. 37 пр); венец иконы с трёхзубчатой коруной (инв. 920 пр); венец с цатой (инв. 777 пр). Подобная техника эмали по скани использовалась также на раме створ киота от иконы св. Никиты «строения Никиты Григорьевича Строганова» 1598 года (см.: Постникова-Лосева Μ. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Указ. соч. М., 1983. С. 108. Ил. на с. 111). 1360 В сольвычегодских крестах второй половины XVI века проявилось влияние богатейших новгородских традиций. Как известно, новгородцы в XV–XVI веках активно заселяли северные земли, основывая новые посады-крепости (см.: Игошев В. В. Исследование и атрибуция серебряной басмы из Сольвычегодского музея//VII научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». Материалы 2001. М., 2003. С. 171. Сн. 20). 1361 Возможно, многочисленные предметы этой группы были сделаны в Сольвычегодске одним или несколькими серебряниками, выходцами из Великого Новгорода. 1362 В надписи внизу на обороте креста Строганов назван Никита Григорьев, без «вич». Окончание как знак достоинства присваивалось в это время только боярам. Право называться полным именем Никита Григорьевич. Максим Яковлевич и Пётр Семёнович Строгановы получили только в 1610 году (Русский биографический словарь. Том «Смеловский–Суворина». СПб., 1906. С. 512). 1364 Такие детали двух крестов отлиты по одной форме, затем несколько по-разному были прочеканены. 1365 Такой крест был сделан в Троице-Сергиеву Лавру, по мнению некоторых исследователей – троицким резчиком и золотых дел мастером Амвросием (см.: Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII веков. М., 1996. Ил. 252, 253; Плешанова И. И., Игошев В. В. «Амвросий»//Православная энциклопедия. Т. 2. Алексий, человек Божий Анфим Анхиальский. М., 2001. С. 140–141). 1366 См.: Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле. Каталог выставки. М., 2003. С. 235–236. 1367 На деревянном восьмиконечном кресте вырезано Распятие, по сторонам – поясные фигуры четырёх предстоящих, вверху – два ангела; в верхнем перекрестии – Спас Нерукотворный, в нижнем перекрестии – Николай Чудотворец в рост. Крест хранится в музее «Московский Кремль». Инв. 16186 охр. 1369 На ставротеке из Русского музея, в отличие от ставротеки из музея «Московский Кремль», поля украшены узором басмы «древовидного» типа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Гошев 1956 – Гошев И. Рилски глаголически листове. София, 1956. Грашева 2003 – Грашева Л. Черноризец Храбър//Кирило-Методиевска енциклопедия. Т. IV. София, 2003. С. 497–505. Даль I–IV – Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I– IV. М., 1998. Десницкая 1983 – Десницкая А. В. К вопросу о раннеисторических языковых связях восточных славян с балканским лингвистическим ареалом//Славянское языкознание. IX Международный съезд славистов. Киев, сентябрь 1983 г. М., 1983. С. 76–95. Дмитриевский 1993 – Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. м., 1993. Еремин 1947 – Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского //ТОДРЛ. Т. V. М.-Л., 1947. С. 159–184. Желтов, Максимович 2001 – Желтов М. С., Максимович К. А. АЛМАЗОВ А.И. //Православная энциклопедия. Т. II. Алексий, человек Божий – Анфим Анхиальский. М., 2001. С. 38–39. Живов 2003 – Живов В. М. ХОУ-ть-И . Об идеосинкретических факторах при выборе морфологических вариантов//Festschrift für Werner Lehfeldt zum 60. Geburtstag [=Die Welt der Slaven. Sammelbände. Bd. 19]. München, 2003. С. 320–329. Зализняк 2004 – Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. м., 2004. Заозерский, Хаханов 1903 – Заозерский Н. А. , Хаханов А. С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой, славянской//ЧОИДР. 205. 1903. Кн. 2. ЭСЛ ПР и СР – Тихомиров М. Н., Милов Л. В. [изд.]. Закон Судный людем Пространной и Сводной редакции. Под ред. акад. М. Н. Тихомирова. М., 1961. Климент Охридски III – Климент Охридски. Събрани съчинения. Том III. Пространни жития на Кирил и Методии. Подготвили за печат Боню Ст. Ангелов и Христа Кодов. София, 1973. Кон. – Димитровски Т., Корубин Б., Стаматоски Т. Речник на македонскиот jaзuk со српскохрватски Т. I–III. Ред. Б. Конески. Ckonje, 1950. Коневецкий 1991 – Коневецкий А. К. Наречия в древнерусском языке//Древнерусский язык домонгольской поры. Л., 1991. с. 173–182. Лобк. прол. – Лобковский пролог. ГИМ, Хлуд. 187. 1262 или 1282 г. 148 л.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

4.Экзарх и синод получают от вселенского патриарха св. миро, и по церковным вопросам, нуждающимся в совместном обсуждении, относятся к вселенской патриархии. 5. Экзарх с синодом рассматривает все церковные дела христиан, находящихся под их ведомством, по строгой правде и истине. 6. Берат (утвердительная грамота) для экзарха испрашивается прямо у высокой Порты при прошении митрополитов и более знатных христиан болгарских, а берат для митрополитов – при отношении экзарха. 7. Болгарская церковь св. Стефана в Балате вместе с находящимся против ней зданием причисляется к одному из монастырей терновской митрополии, и называется подворьем этого монастыря. 8. Экзарх и митрополиты болгарские, желая прибыть в Константинополь, испрашивают на то дозволение патриарха, и, получив дозволение, живут в упомянутом подворье, не вмешиваясь в дела вселенского патриарха. 9. Ни один из митрополитов или епископов болгарских не может отправляться вь епархию митрополита или епископа, подчиненного вселенскому престолу, без дозволения кириарха этой епархии, равно ни один из архиереев вселенского престола не может отправляться в епархию митрополита или епископа, подчиненного болгарскому экзарху, без дозволения кириарха этой епархии. 10. Экзархат составляют следующия епархии: а, цельные митрополии: терновская, софийская, видинская, силнстрийская (без Кюстендже), кюстендильская, преславская, самоковская, нишская, ншиавская, ловчанская, врачанская, червенская, велесская, скопская; б, частичные: город Охрид (в Македонии) с окружающими его селами, исключая преспанской епископии и пределов её; филиппополъская епархия, за исключением города Филиппополя. уездного города Стапимака и уезда Конюс; внутренние в Румели села и уезды варненской епархии, за исключением городов Варны и Бальчика и прибрежных местностей, до Кюстендже, проватийский уезд месемврийской епархии, айтошский и карнобатский уезды анхиальскоп епархии, сливненский, ямбольский и новайский уезды адрианопольской епархии, внутренния села созоашфапольской епархии, за исключением города Созоагафаполя и прибрежных сел, уезд– Ахычелеби ксанфской епархии, и уезд прилепский пелогонийской епархии 437 . Кроме этого проекта п. Анфим впоследствии представил (в марте 1871 г.) еще другой проект, не имевший успеха, как и первый 438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

246 Анфим Анхиальский (ум. после 1852), монах. Грамматик, т. е. секретарь Иерусалимского Синода и библиотекарь Патриаршей библиотеки. Автор ряда трудов, главный из которых – обработка и завершение хроники Прокопия Назианзина «Попираемый Иерусалим». Рус. изд.: Попираемый Иерусалим монаха Прокопия Назианзина Арабоглу, драгомана Иерусалимской Патриархии/С предисл. монаха Анфима Анхиальского к читателям//ППС. 1904. T. XIX, вып. 1 (55). Продолж.: С. 131–350. 247 Патриарх Иерусалимский должен был официально ходатайствовать об экстрадиции архимандрита Арсения. О его дальнейшей судьбе см.: Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. М., 2006. С. 78–82. 248 Роль России и Русской Церкви в защите интересов православной Патриархии может быть прослежена по документам, публикуемым ниже, в разделе «Русские дипломаты и греко-армянский кризис 1835–1837 гг.». 249 Ритуал посвящения католических «рыцарей Святого Гроба» Муравьев, наряду с другими приложениями, включил, начиная с третьего издания (1835), в свою книгу «Путешествие к святым местам в 1830 году». «Меча и шпор» от православного патриарха он, конечно, не получил, но посвятительную грамату вытребовал по полному чину. 251 Иерофей перевел на греческий язык главу об Иерусалиме из книги А.Н. Муравьева «Путешествие к святым местам в 1830 году». 252 Мухаммед Али паша (1769–1849) – хедив Египта, выдающийся полководец и государственный деятель Ближнего Востока. Родился в албанской семье в Македонии. Впервые выдвинулся в качестве командира албанского отряда в период борьбы с экспедицией Бонапарта (1798). В 1805 г. назначен пашой и хедивом (наместником, вице-королем) Египта. Инициатор реформ армии, администрации, системы образования и всей жизни Египта в европейском духе. Положил конец мамлюкскому правлению в Египте (резня мамлюков 1811 г.). Превратив Египет в мощное государство, способное поддержать Порту войсками и флотом, Мухаммед Али участвовал в подавлении восстания греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Андроник Каматир – [греч. Ανδρνικος Καματηρς] (XII в.), визант. богослов-полемист. По матери происходил из рода  Дук  и приходился родственником имп.  Мануилу I Комнину , в правление к-рого занимал ряд важных придворных и гос. постов (глава ведомства прошений, великий друнгарий царской стражи, эпарх К-поля) и был удостоен чина севаста. Ок. 1170–1171 гг. по поручению Мануила написал соч. «Священное оружехранилище» (Ιερ Οπλοθκη), к-рое полностью не опубликовано (ркп. ГИМ. Син. греч. 353; Marc. gr. 158; Monac. gr. 229). Оно начинается диспутом (по всей видимости, вымышленным) между императором и кардиналами о правах Римского папы и об исхождении Св. Духа (проблема  Filioque ). Это лат. учение опровергается далее в разъяснениях А. К. к собранным им местам из Свящ. Писания и греч. святых отцов, а также при помощи «силлогистических доказательств»; во 2-й части сочинения опровергается «учение армян» ( монофизитство ). В работе А. К. использованы полемические произведения митр. Никейского  Евстратия , Патриарха К-польского  Николая IV Музалона  и митр. Фессалоникийского  Никиты Маронийского . Высокую оценку сочинению дали  Георгий Пахимер  и  Никифор Влеммид ,  Георгий Скилица  посвятил ему ямбические стихи, К-польский Патриарх  Иоанн XI Векк , сторонник Лионской унии, счел нужным написать опровержение «на каждый пункт мудрого мужа». Как даритель икон и литургических тканей А. К. упоминается в кодексе Marc. gr. 524 (эпигр. 81, 88, 91, 93, 94 и 97). Coч.: Allamius L. Graecia Orthodoxa. R., 1652. T. 2. P. 287–521 [выдержки из Свящ. Писания и святых отцов, изд. с «Опровержением» Иоанна Векка]; PG. 141. Col. 395–614 . Лum.: Harm G. De Tzetzarum nomine vitis scriptis. Lipsiae, 1830. Р. 22, 23; Krumbacher. S. 90 f.; Jugie M.//DTC. T. 3. P. 432–433; Соколов И. И. Каматир Андроник//ПБЭ. Т. 8. Стб. 185–186; Laurent V. Un sceau inédit du protonotaire Basile Kamatèros//Byz. 1931. T. 6. Р. 253–272; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 626–627; LTK. Bd. 1. Sp. 523; Cataldi Palau A. L " Arsenale Sacro di Andronico Camatero//REB. 1993. T. 51. P. 5–62. Иером. Дионисий (Шлёнов), А. В. Бармин Читать далее Источник: Православная энциклопедия/под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2000-./Т. 2. Алексий, человек Божий - Анфим Анхиальский. - 2001. - 752 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Андроник Каматир. 421 с. ISBN 5-89572-007-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Агрефений. – Хожение архимандрита Агрефения/Малето Е.И. Антология хожений русских путешественников XII–XV века. М. 2005. Аль-‘Арифа би интихаб Кириллус Танас – аль-‘Арифа аль-мукаддима ли-д-дауля би интихаб Кириллус Танас батриркан ‘аля йад ‘Усман баша Абу Таук вазир аш-Шам (Извещение, направленное правительству, об избрании Кирилла Танаса патриархом, писано Усман-пашой Абу Тауком, наместником Дамаска)/Михаил Брейк. Тарих аш-Шам. Димашк. 1982. Приложения. С. 123–131. Андрей Игнатьев. – Путешествие из Константинополя в Иерусалим и Синайскую гору, находившагося при Российском посланнике, графе Петре Андреевиче Толстом, священника Андрея Игнатьева и брата его Стефана, в 1707 году/Паломники-писатели петровскаго и послепетровскаго времени или путники во град Иерусалим. Под ред. архимандрита Леонида//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1874. 3. V. С. 27–54. Анфим Анхиальский. – Рассказы монаха Анфима Анхиальского, секретаря Святогробского братства/Материалы для истории Иерусалимской патриархии XVI–XIX в.Т. 1. С. 325–350. Аль-Джабарти. ‘Аджаиб. – Абд ар-Рахман аль-Хасан аль-Джабарти. ‘Аджаиб аль-асар фи т-тараджим ва аль-ахбар. Т. 1. Аль-Кахира. 1879. Арсений Суханов. – Проскинитарий Арсения Суханова . 1649–1653 гг. СПб. 1889. Асатиани Н.Ш. – Материалы к истории Грузии XVII века (Описание Грузии, составленное Павлом Алеппским). Подготовка к изданию, исследование и комментарии Н.Ш. Асатиани. Тбилиси. 1973. С. 69–79 (исследование и комментарии на груз. яз.). Базили К.М. 1875. – Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. СПб. 1875. Т. 2. Базили К.М. 2007. – Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М. 2007. Бат-Йеор. – Бат-Йеор. Зиммии. Евреи и христиане под властью ислама. Т. 2. Иерусалим, 1991. Баумгартен М. – Посетитель и описатель Святых мест в трех частях света состоящих, или путешествие Мартына Баумгартена, немецкой империи дворянина и кавалера, в Египет, Аравию, Палестину и Сирию. СПб. 1794.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний Мелисса [греч. Αντνιος Μοναχς, Μλισσα] (кон. XI–XII в.), мон., греч. духовный писатель. Известен как автор сб. «Мелисса» (Пчела), создание к-рого относится ко времени не ранее кон. XI в., поскольку в нем цитируется  Феофилакт Болгарский , архиеп. Охридский († 1125). Этот сборник нравоучительного характера, содержащий выдержки из Свящ. Писания, святоотеческих творений и светских сочинений, близок к флорилегиям преподобных  Максима Исповедника  (Εκλογα) и  Иоанна Дамаскина  (Ιερ παρλληλα). Сочинение А. М. состоит из 2 книг (176 слов): в 1-й говорится о добродетелях и пороках, во 2-й – о добродетельных и порочных людях. «Мелисса» неоднократно переиздавалась. С 1-го печатного издания К. Геснера (Цюрих, 1546) в Дерманском мон-ре на Волыни был сделан слав. перевод (1599), известный в списках XVII–XVIII вв. из старообрядческой среды (напр.: ГИМ. Собр. Щукина. 74; РГБ. Собр. А. Н. Попова . 126 и др.). Эта слав. версия под названием «Пчела, или Собрание стихов от богодуховного писания и внешнего учителей, в три книзе Антонием и Максимом иноками собрана» включала наряду с сочинением А. М. более распространенную на Руси т. н. старшую редакцию «Пчелы» (сокращенную версию флорилегия прп. Максима Исповедника , XII–XIII вв.). А. М. написал также нравственное руководство для юношей «Χρηστοθεια» (Добронрав) в 9 главах. По мнению некоторых исследователей (М. Дидье), оно принадлежит др. Антонию и составлено в XVIII в., однако в новых работах утвердилась т. зр., подтверждающая авторство А. М. Соч.: PG. 136. Col. 765–1244; Σακκελων Ι. //Δελτον τς στορικς κα θνολογικς ταιρεας. 1885/89. T. 2. Σ. 661–666 [Доп. по ркп. Athen. Bibl. Nat. 32]; Καλογερς Ν. Αντωνου το Βυζαντου συγγραφως τς ια´ κατονταετηρδος Χρηστοθεια. Αθναι, 1881 [текст «Добронрава» с перелож. на новогреч.]. Лum.: Ehrhard A. Zu den «Sacra Parallela» des Johannes Damascenus und dem Florilegium des Maximus//BZ. 1901. Bd. 10. S. 394–415; Disdier M.-Th. //DSAMDH. Vol. 1. P. 713–714; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 643; Творогов О. В. Пчела//СККДР. Вып. 1. С. 382–387. Читать далее Источник: Православная энциклопедия/под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2000-./Т. 2. Алексий, человек Божий - Анфим Анхиальский. - 2001. - 752 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Антоний Мелисса. 672 с. ISBN 5-89572-007-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

596. Покровский А. Старческая «прелесть». — Утро России, 18.06.1913 139). 597. Полищук Е. С. Михаил Александрович Новоселов и его «Письма к друзьям». — Новоселов М. А. Письма к друзьям. М., 1994. С. VLII. 598. Полное собрание русских летописей. Л., 1926. 599. Половинкин С. Антоний (Булатович), иеросхимонах. — Православная энциклопедия. Т. II (Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский). М., 2001. С. 618—620. 600. Половнев Н. Страна Псху. Очерки. Сухум, 1931. 601. Польский Михаил, протопресвитер. Новые мученики российские. Т. 2. Джорданвилль, 1957. 602. Поместный Собор. Симбирск, 1923. 603. Послание Святейшего Синода. — Новое время, 19.05.1913 13356). 604. Послание Синода. — Утро России, 18.05.1913 114). 605. Послание Синода. — Утро России, 19.05.1913 115). 606. Последние известия. — Русские ведомости, 25.07.1913 171). 607. Посмертные вещания Преподобного Нила Мироточивого Афонского. Перевод с греческой рукописи иеромонаха А[нтония Булатовича]. Б. м., 1912. 608. Постановление об афонских монахах. — Московские ведомости, 14.07.1913 162). 609. Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода Российской Церкви от 8—21 октября 1918 г. (машинопись из архива священника Павла Флоренского). 610. Постовалова В. И. Афонский спор о природе и почитании Имени Божия и его мистико–богословские, философские и лингвистические основания. — Христианство и философия. VIII Рождественские образовательные чтения. М., 2000. 611. Потемкин А. Судьба афонских монахов. — Биржевые ведомости, 26.07.1913 668). 612. Потехин С., протоиерей. Афонцы–имябожники. — Миссионерское обозрение 3, 1913. С. 369—386. 613. Потехин С., протоиерей. Афонцы–имябожники. Киев, 1913. 614. Поход против Распутина. — Трудовая копейка, 5.04.1914 78). 615. Почему Святая Православная Церковь отвергает новоизмышленное учение схимонаха Илариона и его последователей–имяславцев о том, что имя Божие есть якобы Сам Бог. Издание Русского Пан–телеимонова монастыря на Афоне. М, 1913. 616. Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 года в Пантелеимоновом монастыре. М., 1913.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Духовная власть Константинопольской церкви прекрасно сознавала, что Халкинская богословская школа далеко не обслуживала всех её нужд в области просвещения. Это хорошо понимали и ближайшие её руководители. Так на годовом акте школы в 1871 г. схоларх Анхиальский митрополит Василий в прочитанном отчёте о духовном и нравственном состоянии учебного заведения доказывал, что для уврачевания его недостатков необходимо учредить и священнические школы (ερατικα σχολα) 17 . А в 1873 г. Константинопольский патриарх Анфим VI образовал специальную комиссию для составления проекта о преобразовании Халкинской школы. В состав этой комиссии вошли митрополиты Неофит Дерконский (председатель), Иоаким Варнский (современный Константинопольский патриарх) и Никифор Имврский, великий протосинкел Дорофей, архимандриты-профессора Филофей Вриенний и Вениамин Иоаннидис и иеродиакон Константин Валиадис (впоследствии вселенский патриарх Константин V) 18 . 18 июля 1873 г. епитропия представила патриарху обширный и интересный доклад о предполагаемой реформе школы. Доклад комиссии о преобразовании Халкинской богословской школы начинается заявлением, что она работала при участии схоларха и преподавателей учреждения, от которых затребовала мнения по вопросу о состоянии школы и желательных изменениях в её устройстве. Из представленных мнений видно, что одни из деятелей школы признают её состояние неудовлетворительным в нравственном и гигиеническом отношениях и различными причинами объясняют её упадок, а другие не только отрицают неудовлетворительность в её состоянии, но, напротив, признают его цветущим и указывают лишь на частую смену ректоров, наблюдавшуюся в последнее время, и на недостаточную приспособленность устава к нуждам школы, которые в представлении некоторых являются бесспорными и существенными признаками её упадка. Соответственно характеру частных мнений, каждый из преподавателей указал и средства для уврачевания зла, в интересах улучшения и будущего прогресса школы. Комиссия критически отнеслась к представленным мнениям и озаботилась непосредственно познакомиться с действительным состоянием школы, о чём неоднократно рассуждала на общих своих заседаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010