[греч. Αντνιος Στουδτης] († 983, К-поль), Патриарх К-польский (на кафедре с 974 до апр. 979). С юных лет стал монахом  Студийского монастыря , затем его игуменом и  синкеллом  Константинопольского Патриарха. На Патриаршем престоле А. С. в 974 г. сменил сосланного имп.  Иоанном I Цимисхием  Патриарха Василия I. А. С. послал своего синкелла Стефана, митр. Никомидийского, к поднявшему мятеж в М. Азии полководцу Варде Склиру для мирных переговоров, однако миссия Стефана была безрезультатна. В 979 г. А. С. отрекся от Патриаршества, возможно, из-за своих связей с партией Варды Склира, потерпевшей поражение в междоусобной войне с  имп. Василием II , и удалился в Студийский монастырь. А. С. отличался аскетическим образом жизни, милосердием и ученостью, историк  Лев Диакон  назвал его «мужем божественным и ангелоподобным» (Leonis Diaconi Historia. X 3). Для студийских монахов А. С. написал проповедь «Поощрение к исповеди» о необходимости частого откровения помыслов и достижения этим смирения, кротости и единения братии. Именем А. С. подписаны многие гимнографические произведения, скорее всего автор этих произведений и А. С. – одно и то же лицо. Известен также Патриарший документ, в котором налагался строжайший запрет на избыточные доходы клира собора Св. Софии. А. С. дал ряд указаний о порядке совершения службы праздника  Благовещения Пресвятой Богородицы  в дни Великого поста, Страстной седмицы и на Пасху, на которых основаны  благовещенские главы  многих Типиконов   Евергетидского  1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 442) и др. Соч.: Παποδπουλος-Κεραμες Α. Προτροπ ες ξαγρευσιν: Αντνιος Στουδτης κα τινα σμμικτα//Να Σιν. 1905. T. 2. Σ. 807–815. Лит.: Γεδεν. Πνακες. Σ. 310–313. Janin R. Antoine (III) Paché//DHGE. T. 3. Col. 796–797; RegPatr, N 228–229; Fliche, Martin. HE. Vol. 7. P. 132. Читать далее Источник: Православная энциклопедия/под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2000-./Т. 2. Алексий, человек Божий - Анфим Анхиальский. - 2001. - 752 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Антоний III Студит. 655 с. ISBN 5-89572-007-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Она является главным проводником АПОСТАСИИ – ОТСТУПНИЧЕСТВА от Православия среди поместных Православных Церквей и Вселенские Патриархи, начиная с Патриарха Афинагороса, действуют как агентура католицизма. Вселенская Патриархия утратила свою православную сущность. Более дальновидные и разумные греки понимали пагубность схизмы, прежде всего для самой Вселенской Патриархии и среди них поднялось недовольство против Патриарха Анфима IV, который из-за схизмы был вынужден уйти в отставку. Из-за греко-болгарского вопроса несколько Вселенских Патриархов были заставлены подать в отставку. Некоторые греческие Архиереи не были согласны со схизмой, например Митрополит Василий Анхиальский и Смирненский, родом болгарин, Митрополит Агафангел Эфесский, который будучи хранителем св. Мира Вселенской Патриархии, доставлял его с 1883 по 1886 г. Болгарской Экзархии, Митрополит Неофит Неврокопский, родом болгарин, который присоединился к Болгарской Экзархии в 1893 г. и скончался как член Болгарской Православной Церкви. После Константинопольского собора Вселенской Патриархии в 1872 г. Экзарх Анфим обратился с Посланием ко всем поместным Православным Церквям с защитой болгарской каузы, с опровержением греческих наветов, клеветы и обвинений против Болгарской Церкви в ереси и с заявлением, что Болгарская Православная Церковь не желает отделяться от соборного единства Православных Церквей и вселенского Православия. Болгарская Экзархия занялась налаживанием административной жизни Болгарской Православной Церкви. Согласно 10 пункту султанского Фирмана был проведен истилям (плебисцит) среди населения спорных епархий, в результате чего был очерчен диоцез Болгарской Православной Церкви в границах Османской империи, который охватывал все болгарское население и все болгарские земли на Балканском полуострове. Болгарская Экзархия установила болгарское национальное пространство, утвердила болгарскую народность и тем заложила основание новой болгарской государственности, которая воскресла в ближайшем будущем. Исключительное значение конституирования Болгарской Экзархии турецким правительством состоит в том, что этим было признано существование болгарского народа, который до тех пор вообще не признавался таковым официальными турецкими властями. Болгарский народ добился законно признанной институции, которая представляла его юридически перед миром. Благодаря церковной борьбе болгарского народа за восстановление Болгарской Церкви, церковная монополия Вселенской Патриархии над православными христианскими народами, живущих в Османской империи, была разбита, что содействовало усилиям православных арабов Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей отвоевать в дальнейшем свои Церкви от зависимости Вселенской Патриархии и от греческих Архиереев, в чем Антиохийская Церковь добилась успеха. (Отделилась 15.IV.1899 г. и была признана Вселенской Патриархией в июле/августе 1909 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анисимов Александр Иванович , реставратор 293. Васильев, Е. Трагедия соловецкого узника: исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося русского ученого и реставратора А. И. Анисимова//Культура. 1998. 26 марта. С. 10. 294. Вздорнов, Г. И. Александр Иванович Анисимов (1877–1932)//Советское искусствознание. М., 1984. Вып. 2. С. 297–317. 295. Вздорнов, Г. И., Секретарь, А. А. Александр Иванович Анисимов//Великий Новгород. История и культура IX–XVII веков: энцикл. словарь. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 71–72. 296. Кончин, Е. В. По приговору тройки//Советская культура. 1990.14 апр. 297. Кызласова, И.Л. Александр Иванович Анисимов (1877–1937). М.: Изд-во Моск. гос. горного ун-та, 2000. 89 с. 298. Кызласова, И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси, 1920–1930 годы. М.: Изд-во Акад. наук, 2000. С. 424 (указ.). 299. Кызласова, И. Л. О Соловецком монастыре, художнике Осипе Бразе и искусствоведе Александре Анисимове//Вестник Правосл. Св.-Тихон. гуманит. ун-та. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. 3. С. 112–129. 300. Лебедянский, М. Уича художника и драма искусствоведа//Юный художник. 2007. 10. С. 26–28. 301. Лихачев, Д. С. Беседы прошлых лет//Наше наследие. 1993. 26. С. 33–60. 302. Православная энциклопедия/под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Правосл. энцикл., 2001. Т. 2: Алексий, человек Божий – Анфим Анхиальский. С. 441. 303. Рассел, Д., Кон, Р. Анисимов Александр Иванович (искусствовед). VSD, 2013. 101 с. Второва-Яфа Ольга Викторовна 304. Второва-Яфа, О. В. Авгуровы острова// Истина и жизнь. 1995. 10. С. 32 – 47: ил. 305. Второва-Яфа, О. В. Авгуровы острова//Мироносицы в эпоху ГУЛАГа: сб/сост. и комент. П. Г. Проценко. Н. Новгород, 2004. С. 239–464. 306. Ясевич, О. И. [Яфа О.В.]. Из воспоминаний//Память: ист. сборник. М., 1976; Нью-Йорк, 1978. Вып. 1/публ. и примеч.: С. Еленин [А.Б. Рогинский]. С. 93–158. Юлия Николаевна Данзас 307. Damas, J. Bagne Rouge. Souvenirs d’une prisonniere au pays des Sovets. Juvisy. 1935//Символ. Париж, 1997. 37. C. 105–148. Рус. пер.: Красная каторга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антиох Стратигий [греч. Αντοχος Στρατγιος] (VII в.), мон. лавры  Саввы Освященного . Очевидец захвата Иерусалима армией шаханшаха  Хосрова II  в 614 г., описанного им в историческом соч. «Взятие Иерусалима персами». Был одним из пленников, уведенных в Персию вместе с Патриархом Иерусалимским  Захарией  (609–631). А. С. бежал из плена «по малодушию», как он сам писал о себе, и стал помогать игумену мон-ря св. Феодосия  Модесту  (впосл. Патриарх Иерусалимский, 632–634), оставшемуся «местоблюстителем Апостольского (т. е. Патриаршего) престола», восстанавливать святыни Иерусалима. В своем сочинении А. С. подчеркивает мудрость Патриарха Захарии, понимавшего неизбежность разорения Святого града по грехам народа и безуспешно пытавшегося заключить мирный договор с персами, к-рому противились представители венетов и прасинов (см.  Димы ). А. С. перечисляет погибших в разных местах Иерусалима (общее число – 66 509), приводит послание Патриарха Захарии из плена и в завершение повествует о возвращении имп.  Ираклием  похищенного персами Честного и Животворящего Креста Господня в храм Воскресения 21 марта 631 г. От греч. оригинала сочинения А. С. сохранились только разрозненные фрагменты. Полностью оно имеется в араб. переводе, где надписано именем Евстафия, и в груз. (возможно, переведенного с араб.), где автор назван Стратигием. Нек-рые исследователи отождествляли А. С. с его современником прп.  Антиохом , автором «Пандектов», но эта гипотеза не получила подтверждения. Соч.: PG. 86. Col. 3227–3233 [Послание патриарха Захарии]; Ibid. Col. 3235–3268 [О персидском пленении, греч. фрагменты]; Марр Н. Я. Антиох Стратиг: Пленение Иерусалима персами в 614 г. СПб., 1909 [груз. текст с рус. пер.]; Κλλιστος, ρχιμ. Αντοχος Στρατγιος, λωσις τς Ιερουσαλμ π τν Περσν τ 614//Να Σιν. 1909. Τ. 9. Σ. 81–95, 185–202, 355–370. 1910. Τ. 10. Σ. 32–51 [рец. на кн. Н. Марра и новогреч. вольный пер.]; Сопувеаге F. C. Antiochus Strategos» Account of the Sack of Jerusalem in A. D. 614//EHR. 1910. Vol. 25. P. 502–517 [англ. nep.]; Peemers P. Recherches d " histoire et de philologie orientales. Brux., 1951. Vol. 1. P. 78–116 [араб. mekcm]; Garimme G. La prise de Jérusalem par les Perses en 614. Louvain. 1960. Vol. 1–2 [груз. текст с лат. пер.]. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Ιερος. Σ. 266–268; Cerulli E. La conquista persana di Gerusalemme ed altre fonti orientali cristiana di un episodio dell» Orlando Furioso//OCP. 1946. Vol. 15. P. 439–481; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 449–450; Kazhdan A. Antiochos Strategos//ODB. Vol. 1. P. 119–120. Читать далее Источник: Православная энциклопедия/под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2000-./Т. 2. Алексий, человек Божий - Анфим Анхиальский. - 2001. - 752 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Антиох Стратигий. 542 с. ISBN 5-89572-007-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ II Новый (Молодой) († 16.05.1651), патриарх К-польский (8 сент. 1644 - 11 или 16 нояб. 1646, с 29 окт. 1648 по май 1651). Происходил с о-ва Хиос, по другим сведениям, из Янины. Упоминается в источниках как митрополит Анхиальский (в 10-х гг. XVII в.) и митрополит Адрианопольский (с июня 1623, когда его предшественник на Адрианопольской кафедре Анфим II вступил на Патриарший престол). В период 1-го Патриаршества П. поддерживал претензии Молдавского княжества на византийское наследие. Весной 1645 г. П. освятил как имп. корону венец (вероятно, имевший форму патриаршей митры), предназначавшийся для молдавского господаря Василие Лупу (1634-1653), выплатившего значительную часть долга Вселенского Патриархата ( Ченцова. 2004. С. 16-17). Будучи сторонником курса, которого придерживался ранее патриарх Кирилл I Лукарис , П. способствовал распространению в грекоязычном мире перевода НЗ на разговорный греч. язык, осуществленного под покровительством Кирилла I Лукариса иером. Максимом из Галлиполи и посмертно опубликованного протестантами в Женеве. Однако, столкнувшись с противодействием со стороны богослова Мелетия Сирига , П. отказался от своего намерения. Он предпринял шаги для сближения с Россией, рассчитывая с ее помощью облегчить бедственное положение Вселенского Патриархата. Выступая за мирное урегулирование русско-османских отношений, П. участвовал в переговорах о сдаче Азова. Через своего экзарха митрополита Ст. Патр (Палеопатрасского) Феофана, прибывшего в Москву весной 1645 г., П. предложил России разностороннюю программу просвещения, включавшую организацию б-ки, типографии и высшей школы с приглашенными греч. учителями ( Николаевский. 1882; Фонкич. 2009. С. 17-27). В последующие годы П. вел с патриархом Московским и всея Руси Иосифом переписку об упорядочении церковных обрядов ( Ченцова. 2010. С. 83, 212). Греч. церковный историк Мелетий, митр. Афинский, объяснял 1-е насильственное смещение П.

http://pravenc.ru/text/2579099.html

с греч. М.: Синодальная типография, 1900 (репринт: Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 3–141). ПЭ. – Православная энциклопедия. Т. I. А – Алексий Студит. М., 2000; II. Алексий, человек Божий – Анфим Анхиальский (2001); III. Анфимий – Афанасий (2001); IV. Афанасий – бессмертие (2002); V. Бессонов – Бонвеч (2002); VI. Бондаренко – Варфоломей Эдесский (2003); VII. Варшавская епархия – веротерпимость (2004); VIII. Вероучение – Владимиро-Волынская епархия (2004); IX. Владимирская икона Божией Матери – Второе пришествие (2005); X. Второзаконие – Георгий (2005); XI. Георгий – Гомар (2006); XII. Гомельская и Жлобинская епархия – Григорий Пакуриан (2006); XIII. Григорий Палама – Даниель-Ропс (2006); XIV. Даниил – Димитрий (2006 (2007)). Радованович. Лekцuje. – Др. Тихом up Радованович. Лekцuje из Светог Писма Старог Завета. Београд, 1930 (литограф). Радович. Покрет кольивара. – Радович А. Покрет кольивара, духовно-литургички препород и грчка црквена братства [А. Радович. Движение коливадов, духовно-литургическое возрождение и греческие церковные братства]//Гласник Српске Православие Цркве 3 (1976), 45–47. [Переизд.: Там же. LXVIÏ 3 (1985), 3–7. Ср. ИАБ VII, 175.] РБС. – Русский биографический словарь. СПб.; М., 1896–1913. 26 т. Репринт (с доп.): М., 1992–1999. Цит. т.: [XIII]. Павел, прп. – Петр (Илейка) (1902); [XVIII]. Сабанеев – Смыслов (1904); [XXII]. Фабер – Цявловский (1901); [XXIV]. Шебанов – Шютц (1911). Русские писатели-богословы. Вып. 2. – Русские писатели-богословы. Вып. 2. Исследователи и толкователи Священного Писания: Биобиблиографический указатель/Сост. А. С. Чистякова, О. В. Курочкина, Н. С. Степанова. М., 1999. [Включает 33 персоналии с кратким биографическим очерком и списком публикаций. Вошло в переизд. обоих выпусков: Русские писатели-богословы: Биобиблиографический указатель. 2 М., 2001.] Сабрана дела Вука Карацича. – Сабрана дела Вука Карацича. Т. 10. Београд: Изд. Просвета, 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подписка на новости в формате RSS Подписка на рассылку сайта Купить Православную Энциклопедию Учебные пособия 12+ Том II. Алексий, Человек Божий — Анфим Анхиальский Cедмица.RU Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Форумы

http://sedmitza.ru/vol02.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФИМ АНХИАЛЬСКИЙ († после 1833), мон., секретарь Святогробского братства, библиотекарь Иерусалимской Патриархии. Главный его труд - обработка и завершение масштабной хроники Прокопия Назианзина «Попираемый Иерусалим» (название тоже принадлежит А. А.) - повествование о борьбе православных, католиков и армян в XVI - нач. XIX в. за обладание святыми местами Палестины. Летопись Прокопия обрывается на 1820 г.; А. А. дополнил его сведения рядом сообщений начиная с 1811 г. и продолжил хронику до 1828 г. Оказавшись участником или свидетелем многих политических событий, затрагивавших Иерусалимский Патриархат, имея доступ ко всем архивным документам, А. А. оставил один из самых полных источников по истории ближневост. правосл. общины времен Греческого восстания 1821 г. и междоусобной смуты османских пашей в Палестине в 20-х гг. XIX в. Автор не боялся выражать осуждение османским властям; он называл свою книгу не просто «Историей», но и «Апологией» греков-святогробцев, направленной против католиков и армян. Перу А. А. принадлежит также ряд разрозненных заметок о нек-рых эпизодах османо-христ. отношений в палестинских местах поклонения; последняя из этих записей датирована июнем 1833 г. Соч.: Рассказы монаха Анфима Анхиальского, секретаря Святогробского братства/Пер. П. В. Безобразова//Материалы для истории Иерусалимской Патриархии XVI-XIX века. СПб., 1901. Т. 1. С. 277-279. (ППС; Вып. 55); Попираемый Иерусалим монаха Прокопия Назианзина Арабоглу, драгомана Иерусалимской патриархии/С предисл. монаха Анфима Анхиальского к читателям//Там же. 1904. Т. 2. С. 131-350. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: ПАССАРИОН († нояб. 428), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных), хорепископ и архимандрит Иерусалимской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/114148.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФИМ VII (Цацос; греч. Τστσος; 1827, Плисевица Филиатская (Эпир) - 6.12.1913), Патриарх К-польский (на кафедре 20.01.1895-30.01. 1897). Общее образование получил в Зосимовской школе в Янине, затем учился в Богословском уч-ще о-ва Халки (окончил в 1861) и в Афинском ун-те. Был профессором Зосимовской школы, проповедовал в Янине. В 1869 г. был избран еп. Парамифийским, в 1877 г.- митр. Эносским. В 1889 г. переведен на Анхиальскую кафедру, но не принял этого назначения; нек-рое время оставался в Янине; в 1893 г. был назначен на Корицкую кафедру; спустя год стал митр. Леросским, через полгода - К-польским Патриархом. Через 2 года А. вынужден был отречься от престола и удалился на о-в Антигона, где и скончался. Во время преподавательской деятельности в Зосимовской школе А. написал трактат «О божестве Иисуса Христа» - опровержение работы Э. Ренана «Жизнь Иисуса»; там же издал сборник проповедей на Евангелие от Иоанна под названием «Наставник благочестия» (1892). А. ошибочно приписывается ответ на энциклику папы Льва XIII (1894), призывавшую правосл. христиан переходить в католичество; в действительности ответ был составлен митр. Никомидийским Филофеем Вриеннием и митр. Хариупольским Германом Каравангелисом . А. является автором неопубликованного труда об отцах Церкви. Во время Патриаршества А. было восстановлено Богословское уч-ще на о-ве Халки, пострадавшее при землетрясении 1894 г., производилась постройка школ и мон-рей с разрешения тур. властей, на содержание Патриархии для каждой церкви был установлен определенный денежный взнос. При А. осуществлялось издание богослужебных книг, проявлялось попечение о церковном пении, возобновлена деятельность к-польского религ. братства «Возлюбите друг друга» (Αγαπτε λλλους). Лит.: ИПЦ в XIX в. T. 1. С. 84-85; Γρηγρης Μ. Π. ρδβλθυοτεΑνθιμος Ζ//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 766-767. Б. А. Нелюбов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114144.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Святогробского братства» найдены статьи: АНФИМ АНХИАЛЬСКИЙ († после 1833) секретарь Святогробского братства, библиотекарь Иерусалимской Патриархии ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА находится на оккупированной Турцией территории Сев. Кипра, принадлежит Святогробскому братству Иерусалимской Православной Церкви Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Святогробского ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010