Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ II Новый (Молодой) († 16.05.1651), патриарх К-польский (8 сент. 1644 - 11 или 16 нояб. 1646, с 29 окт. 1648 по май 1651). Происходил с о-ва Хиос, по другим сведениям, из Янины. Упоминается в источниках как митрополит Анхиальский (в 10-х гг. XVII в.) и митрополит Адрианопольский (с июня 1623, когда его предшественник на Адрианопольской кафедре Анфим II вступил на Патриарший престол). В период 1-го Патриаршества П. поддерживал претензии Молдавского княжества на византийское наследие. Весной 1645 г. П. освятил как имп. корону венец (вероятно, имевший форму патриаршей митры), предназначавшийся для молдавского господаря Василие Лупу (1634-1653), выплатившего значительную часть долга Вселенского Патриархата ( Ченцова. 2004. С. 16-17). Будучи сторонником курса, которого придерживался ранее патриарх Кирилл I Лукарис , П. способствовал распространению в грекоязычном мире перевода НЗ на разговорный греч. язык, осуществленного под покровительством Кирилла I Лукариса иером. Максимом из Галлиполи и посмертно опубликованного протестантами в Женеве. Однако, столкнувшись с противодействием со стороны богослова Мелетия Сирига , П. отказался от своего намерения. Он предпринял шаги для сближения с Россией, рассчитывая с ее помощью облегчить бедственное положение Вселенского Патриархата. Выступая за мирное урегулирование русско-османских отношений, П. участвовал в переговорах о сдаче Азова. Через своего экзарха митрополита Ст. Патр (Палеопатрасского) Феофана, прибывшего в Москву весной 1645 г., П. предложил России разностороннюю программу просвещения, включавшую организацию б-ки, типографии и высшей школы с приглашенными греч. учителями ( Николаевский. 1882; Фонкич. 2009. С. 17-27). В последующие годы П. вел с патриархом Московским и всея Руси Иосифом переписку об упорядочении церковных обрядов ( Ченцова. 2010. С. 83, 212). Греч. церковный историк Мелетий, митр. Афинский, объяснял 1-е насильственное смещение П.

http://pravenc.ru/text/2579099.html

Андроник Каматир – [греч. Ανδρνικος Καματηρς] (XII в.), визант. богослов-полемист. По матери происходил из рода  Дук  и приходился родственником имп.  Мануилу I Комнину , в правление к-рого занимал ряд важных придворных и гос. постов (глава ведомства прошений, великий друнгарий царской стражи, эпарх К-поля) и был удостоен чина севаста. Ок. 1170–1171 гг. по поручению Мануила написал соч. «Священное оружехранилище» (Ιερ Οπλοθκη), к-рое полностью не опубликовано (ркп. ГИМ. Син. греч. 353; Marc. gr. 158; Monac. gr. 229). Оно начинается диспутом (по всей видимости, вымышленным) между императором и кардиналами о правах Римского папы и об исхождении Св. Духа (проблема  Filioque ). Это лат. учение опровергается далее в разъяснениях А. К. к собранным им местам из Свящ. Писания и греч. святых отцов, а также при помощи «силлогистических доказательств»; во 2-й части сочинения опровергается «учение армян» ( монофизитство ). В работе А. К. использованы полемические произведения митр. Никейского  Евстратия , Патриарха К-польского  Николая IV Музалона  и митр. Фессалоникийского  Никиты Маронийского . Высокую оценку сочинению дали  Георгий Пахимер  и  Никифор Влеммид ,  Георгий Скилица  посвятил ему ямбические стихи, К-польский Патриарх  Иоанн XI Векк , сторонник Лионской унии, счел нужным написать опровержение «на каждый пункт мудрого мужа». Как даритель икон и литургических тканей А. К. упоминается в кодексе Marc. gr. 524 (эпигр. 81, 88, 91, 93, 94 и 97). Coч.: Allamius L. Graecia Orthodoxa. R., 1652. T. 2. P. 287–521 [выдержки из Свящ. Писания и святых отцов, изд. с «Опровержением» Иоанна Векка]; PG. 141. Col. 395–614 . Лum.: Harm G. De Tzetzarum nomine vitis scriptis. Lipsiae, 1830. Р. 22, 23; Krumbacher. S. 90 f.; Jugie M.//DTC. T. 3. P. 432–433; Соколов И. И. Каматир Андроник//ПБЭ. Т. 8. Стб. 185–186; Laurent V. Un sceau inédit du protonotaire Basile Kamatèros//Byz. 1931. T. 6. Р. 253–272; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 626–627; LTK. Bd. 1. Sp. 523; Cataldi Palau A. L " Arsenale Sacro di Andronico Camatero//REB. 1993. T. 51. P. 5–62. Иером. Дионисий (Шлёнов), А. В. Бармин Читать далее Источник: Православная энциклопедия/под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2000-./Т. 2. Алексий, человек Божий - Анфим Анхиальский. - 2001. - 752 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Андроник Каматир. 421 с. ISBN 5-89572-007-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Антиох Стратигий [греч. Αντοχος Στρατγιος] (VII в.), мон. лавры  Саввы Освященного . Очевидец захвата Иерусалима армией шаханшаха  Хосрова II  в 614 г., описанного им в историческом соч. «Взятие Иерусалима персами». Был одним из пленников, уведенных в Персию вместе с Патриархом Иерусалимским  Захарией  (609–631). А. С. бежал из плена «по малодушию», как он сам писал о себе, и стал помогать игумену мон-ря св. Феодосия  Модесту  (впосл. Патриарх Иерусалимский, 632–634), оставшемуся «местоблюстителем Апостольского (т. е. Патриаршего) престола», восстанавливать святыни Иерусалима. В своем сочинении А. С. подчеркивает мудрость Патриарха Захарии, понимавшего неизбежность разорения Святого града по грехам народа и безуспешно пытавшегося заключить мирный договор с персами, к-рому противились представители венетов и прасинов (см.  Димы ). А. С. перечисляет погибших в разных местах Иерусалима (общее число – 66 509), приводит послание Патриарха Захарии из плена и в завершение повествует о возвращении имп.  Ираклием  похищенного персами Честного и Животворящего Креста Господня в храм Воскресения 21 марта 631 г. От греч. оригинала сочинения А. С. сохранились только разрозненные фрагменты. Полностью оно имеется в араб. переводе, где надписано именем Евстафия, и в груз. (возможно, переведенного с араб.), где автор назван Стратигием. Нек-рые исследователи отождествляли А. С. с его современником прп.  Антиохом , автором «Пандектов», но эта гипотеза не получила подтверждения. Соч.: PG. 86. Col. 3227–3233 [Послание патриарха Захарии]; Ibid. Col. 3235–3268 [О персидском пленении, греч. фрагменты]; Марр Н. Я. Антиох Стратиг: Пленение Иерусалима персами в 614 г. СПб., 1909 [груз. текст с рус. пер.]; Κλλιστος, ρχιμ. Αντοχος Στρατγιος, λωσις τς Ιερουσαλμ π τν Περσν τ 614//Να Σιν. 1909. Τ. 9. Σ. 81–95, 185–202, 355–370. 1910. Τ. 10. Σ. 32–51 [рец. на кн. Н. Марра и новогреч. вольный пер.]; Сопувеаге F. C. Antiochus Strategos» Account of the Sack of Jerusalem in A. D. 614//EHR. 1910. Vol. 25. P. 502–517 [англ. nep.]; Peemers P. Recherches d " histoire et de philologie orientales. Brux., 1951. Vol. 1. P. 78–116 [араб. mekcm]; Garimme G. La prise de Jérusalem par les Perses en 614. Louvain. 1960. Vol. 1–2 [груз. текст с лат. пер.]. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Ιερος. Σ. 266–268; Cerulli E. La conquista persana di Gerusalemme ed altre fonti orientali cristiana di un episodio dell» Orlando Furioso//OCP. 1946. Vol. 15. P. 439–481; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 449–450; Kazhdan A. Antiochos Strategos//ODB. Vol. 1. P. 119–120. Читать далее Источник: Православная энциклопедия/под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2000-./Т. 2. Алексий, человек Божий - Анфим Анхиальский. - 2001. - 752 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Антиох Стратигий. 542 с. ISBN 5-89572-007-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

[греч. Αντνιος Στουδτης] († 983, К-поль), Патриарх К-польский (на кафедре с 974 до апр. 979). С юных лет стал монахом  Студийского монастыря , затем его игуменом и  синкеллом  Константинопольского Патриарха. На Патриаршем престоле А. С. в 974 г. сменил сосланного имп.  Иоанном I Цимисхием  Патриарха Василия I. А. С. послал своего синкелла Стефана, митр. Никомидийского, к поднявшему мятеж в М. Азии полководцу Варде Склиру для мирных переговоров, однако миссия Стефана была безрезультатна. В 979 г. А. С. отрекся от Патриаршества, возможно, из-за своих связей с партией Варды Склира, потерпевшей поражение в междоусобной войне с  имп. Василием II , и удалился в Студийский монастырь. А. С. отличался аскетическим образом жизни, милосердием и ученостью, историк  Лев Диакон  назвал его «мужем божественным и ангелоподобным» (Leonis Diaconi Historia. X 3). Для студийских монахов А. С. написал проповедь «Поощрение к исповеди» о необходимости частого откровения помыслов и достижения этим смирения, кротости и единения братии. Именем А. С. подписаны многие гимнографические произведения, скорее всего автор этих произведений и А. С. – одно и то же лицо. Известен также Патриарший документ, в котором налагался строжайший запрет на избыточные доходы клира собора Св. Софии. А. С. дал ряд указаний о порядке совершения службы праздника  Благовещения Пресвятой Богородицы  в дни Великого поста, Страстной седмицы и на Пасху, на которых основаны  благовещенские главы  многих Типиконов   Евергетидского  1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 442) и др. Соч.: Παποδπουλος-Κεραμες Α. Προτροπ ες ξαγρευσιν: Αντνιος Στουδτης κα τινα σμμικτα//Να Σιν. 1905. T. 2. Σ. 807–815. Лит.: Γεδεν. Πνακες. Σ. 310–313. Janin R. Antoine (III) Paché//DHGE. T. 3. Col. 796–797; RegPatr, N 228–229; Fliche, Martin. HE. Vol. 7. P. 132. Читать далее Источник: Православная энциклопедия/под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2000-./Т. 2. Алексий, человек Божий - Анфим Анхиальский. - 2001. - 752 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Антоний III Студит. 655 с. ISBN 5-89572-007-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Агрефений. – Хожение архимандрита Агрефения/Малето Е.И. Антология хожений русских путешественников XII–XV века. М. 2005. Аль-‘Арифа би интихаб Кириллус Танас – аль-‘Арифа аль-мукаддима ли-д-дауля би интихаб Кириллус Танас батриркан ‘аля йад ‘Усман баша Абу Таук вазир аш-Шам (Извещение, направленное правительству, об избрании Кирилла Танаса патриархом, писано Усман-пашой Абу Тауком, наместником Дамаска)/Михаил Брейк. Тарих аш-Шам. Димашк. 1982. Приложения. С. 123–131. Андрей Игнатьев. – Путешествие из Константинополя в Иерусалим и Синайскую гору, находившагося при Российском посланнике, графе Петре Андреевиче Толстом, священника Андрея Игнатьева и брата его Стефана, в 1707 году/Паломники-писатели петровскаго и послепетровскаго времени или путники во град Иерусалим. Под ред. архимандрита Леонида//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1874. 3. V. С. 27–54. Анфим Анхиальский. – Рассказы монаха Анфима Анхиальского, секретаря Святогробского братства/Материалы для истории Иерусалимской патриархии XVI–XIX в.Т. 1. С. 325–350. Аль-Джабарти. ‘Аджаиб. – Абд ар-Рахман аль-Хасан аль-Джабарти. ‘Аджаиб аль-асар фи т-тараджим ва аль-ахбар. Т. 1. Аль-Кахира. 1879. Арсений Суханов. – Проскинитарий Арсения Суханова . 1649–1653 гг. СПб. 1889. Асатиани Н.Ш. – Материалы к истории Грузии XVII века (Описание Грузии, составленное Павлом Алеппским). Подготовка к изданию, исследование и комментарии Н.Ш. Асатиани. Тбилиси. 1973. С. 69–79 (исследование и комментарии на груз. яз.). Базили К.М. 1875. – Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. СПб. 1875. Т. 2. Базили К.М. 2007. – Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М. 2007. Бат-Йеор. – Бат-Йеор. Зиммии. Евреи и христиане под властью ислама. Т. 2. Иерусалим, 1991. Баумгартен М. – Посетитель и описатель Святых мест в трех частях света состоящих, или путешествие Мартына Баумгартена, немецкой империи дворянина и кавалера, в Египет, Аравию, Палестину и Сирию. СПб. 1794.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Троицкий 1912=Троицкий В. Очерки из истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912 (М., 1997р). Фаррар 1891=Фаррар Ф.В. Жизнь и труды свв. отцов и учителей Церкви. Перев. с англ. А.П. Лопухина . СПб., 18911 (т. 1–2. СПб., 1902–19032; М., 2001р). Филарет 1859= Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 1. СПб., 1859 (Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1996р и др.). Фонкич 2001= Фонкич Б.Л. , Э.П.Г. Антонин (Капустин) . – Православная энциклопедия. Т. 2 (Алексий, человек Божий – Анфим Анхиальский). М., 2001, 684–686. Aldridge 1999=Aldridge R.E. The lost ending of the Didache. – VChr 5, 1999, 1–15. Baarda 1982=Baarda T. 2 Clement 12 and the Sayings of Jesus. – Logia; Les paroles de Jésus – The Sayings of Jesus/Ed. by J.Delobel. Leuven, 1982, 526–556. Baldwin 1985=Baldwin В. Leopards, Roman soldiers and the Historia Augusta. – Illinois Classical Studies 10, 1985, 281–283. Bammel 1996=Bammel E. Pattern and Prototype of Didache 16. – The Didache in Modern Research/Ed. J.A. Draper. Leiden, New-York, Köln, 1996 (Arbeiten zur Geschichte des antiken Judentums und des Urchristentums 37), 364–372. Barbel 1964=Barbel J. Christos Angelos: die Anschauung von Christiis als Bote und Engel in der gelehrten und volkstümlichen Literatur des christlichen Altertums. Bonn, 19642. Barnes 1981=Barnes T.D. Constantine and Eusebius. Cambridge, Mass.; London, 1981. Becker 1910=Becker E. Konstantin der Groβe, der «neue Moses». Die Schlacht am Pons Milvius und die Katastrophe am Schilfmeer. – Zeitschrift für Kirchengeschichte 31, 1910, 161–171. Bertrand 1987=Bertrand D.A. La Vie grecque d’Adam et Ève/Introduction, texte, traduction et commentaire. Paris, 1987 (Recherches intertestamentaires 1). Brothers 1966=Brothers J.T. The interpretation of πας θεο in Justin Martyr " s Dialogue with Trypho. – Studia Patristica 9 (TU 94). B., 1966, 127–138. Brown – Gesenius 1952=A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament with an Appendix containing the Biblical Aramaic based on the Lexicon of W.Gesenius as translated by E.Robinson/Ed. by F.Brown with the co-operation of S.R. Driver, Ch.A. Briggs. Oxford, 1952 (1991r).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Гошев 1956 – Гошев И. Рилски глаголически листове. София, 1956. Грашева 2003 – Грашева Л. Черноризец Храбър//Кирило-Методиевска енциклопедия. Т. IV. София, 2003. С. 497–505. Даль I–IV – Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I– IV. М., 1998. Десницкая 1983 – Десницкая А. В. К вопросу о раннеисторических языковых связях восточных славян с балканским лингвистическим ареалом//Славянское языкознание. IX Международный съезд славистов. Киев, сентябрь 1983 г. М., 1983. С. 76–95. Дмитриевский 1993 – Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. м., 1993. Еремин 1947 – Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского //ТОДРЛ. Т. V. М.-Л., 1947. С. 159–184. Желтов, Максимович 2001 – Желтов М. С., Максимович К. А. АЛМАЗОВ А.И. //Православная энциклопедия. Т. II. Алексий, человек Божий – Анфим Анхиальский. М., 2001. С. 38–39. Живов 2003 – Живов В. М. ХОУ-ть-И . Об идеосинкретических факторах при выборе морфологических вариантов//Festschrift für Werner Lehfeldt zum 60. Geburtstag [=Die Welt der Slaven. Sammelbände. Bd. 19]. München, 2003. С. 320–329. Зализняк 2004 – Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. м., 2004. Заозерский, Хаханов 1903 – Заозерский Н. А. , Хаханов А. С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой, славянской//ЧОИДР. 205. 1903. Кн. 2. ЭСЛ ПР и СР – Тихомиров М. Н., Милов Л. В. [изд.]. Закон Судный людем Пространной и Сводной редакции. Под ред. акад. М. Н. Тихомирова. М., 1961. Климент Охридски III – Климент Охридски. Събрани съчинения. Том III. Пространни жития на Кирил и Методии. Подготвили за печат Боню Ст. Ангелов и Христа Кодов. София, 1973. Кон. – Димитровски Т., Корубин Б., Стаматоски Т. Речник на македонскиот jaзuk со српскохрватски Т. I–III. Ред. Б. Конески. Ckonje, 1950. Коневецкий 1991 – Коневецкий А. К. Наречия в древнерусском языке//Древнерусский язык домонгольской поры. Л., 1991. с. 173–182. Лобк. прол. – Лобковский пролог. ГИМ, Хлуд. 187. 1262 или 1282 г. 148 л.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сия суть вопрошения ваша и ответи наши. И Господь мира и утешения, Иже разстоящая совокупляй во едино и то жде соединение веры, да даст благодать пребыти единомыслию сему Церквей наших даже до скончания века нерушиму. Прешедшая убо погрешения да простит Господь нами, малейшими Своими рабы, во исправление же, да дарует преспеяние и ращение в лучьшая. Молитеся же и о нас, братие, да избавимся от мучителства мирскаго и от беднаго утеснения, еже страждем. Якоже и мы непрестанно молим Бога, да утвердит в мире богоугодном царствие ваше победою победоносною на враги Его; архиерейство же ваше да наставит всегда на пути спасителныя в Самом Христе Бозе, Ему же слава и держава вовеки. Аминь. Константинополский патриарх утверждает выше реченная. Смиренный митрополит Кесарийский Анфим. Смиренный митрополит Ефесский Игнатий. Смиренный митрополит ираклийский Мефодий. Смиренный митрополит Ки...цкий Анфим. Смиренный митрополит Никомидийский Кирилл. Смиренный митрополит Халкидонский Гавриил. Смиренный митрополит Никейский Григорий. Смиренный митрополит Адрианопольский Неофит. Смиренный митрополит филиппопольский Гавриил. Смиренный митрополит Прусийский Клим. Смиренный митрополит Анхиальский Иоаким. Смиренный митрополит Терновский Дионисий. Смиренный митрополит Месемврийский Дамаскин. Смиренный митрополит Селунский Феоклист. Смиренный митрополит Мелениский (?) Феофан. Смиренный митрополит Митилинский Григорий. Смиренный митрополит Мефимский Анфим. Смиренный митрополит Варнский Анфим. Смиренный митрополит Визинский Григорий. Смиренный митрополитСозополский Митрофан. Смиренный митрополит Мидийский Христофор. Смиренный митрополит Силиврийский Мелетий. Смиренный митрополит Писидийский Силвестр. Смиренный архиепископ Приконийский Иеремиа. Смиренный митрополит Коринфский Григорий. Смиренный епископ Раидитцкий Кирилл. Смиренный епископ Метрский Тимофей. Смиренный епископКалиопольский Мелетий. Мелетий Сириг, священномонах и учитель Великия церкве, иже и сложив настоящее сочинение повелением пресвятейшаго и вселенскаго патриарха, господина Паисеа, и всего сущаго с ним святаго собора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

35 Как вскоре выяснится, Патриархия откажется заключать какие-либо контракты с российской стороной – под предлогом нежелательных осложнений с турецкой властью. На самом деле, как и в позднейшем случае с постройкой так называемого «дома Порфирия», греки категорично уклонялись от юридических документов типа сделок или хотя бы протоколов о намерениях именно для того, чтобы их монастыри и недвижимость «не поступали в полное распоряжение» русского консульства или русских церковных представителей. 36 Объединенная протестантская (лютерано-англиканская) епископия была учреждена в Иерусалиме 7/19 июля 1841 г., первый епископ, М.С. Александер, прибыл в Иерусалим 9/21 января 1842 г. 38 Получена архимандритом Порфирием в Иерусалиме 27 января 1844 г. по почте, с письмом от посланника в Константинополе В.П. Титова. 39 Григорий, иеродиакон – клирик русской посольской церкви в Константинополе. Хорошо владевший турецким и новогреческим языками, Григорий был прикомандирован сопровождать Порфирия с самого момента его приезда в Константинополь, а затем сопровождал его в Иерусалим, участвуя во всех его переговорах и поездках по Палестине. Вместе с Порфирием вернулся в Константинополь после 8-месячного совместного пребывания в Иерусалиме. 40 Анфим Анхиальский (ум. после 1852 г.), монах – грамматик (секретарь) Иерусалимского Синода и библиотекарь Патриаршей библиотеки. Как писал о нем архиепископ Фаворский Иерофей, «лучший изо всех ученых наших; я знаю, что он занимается историею Иерусалимских Патриархов с особенною рачительностию» (ОР РГБ. Ф. 188. Картон 6. Ед. Хр. 7. Л. 89 об.). Результатом этих занятий стал ряд ученых трудов, главный из которых – обработка и завершение масштабной хроники Прокопия Назианзина «Попираемый Иерусалим». Основное содержание хроники – борьба православных, католиков и армян в XVI – нач. XIX в. За обладание святыми местами. Летопись Прокопия обрывалась на 1820 г., Анфим дополнил ее рядом сообщений, начиная с 1811 г. и продолжил хронику до 1828 г. 41 Об уникальной особенности экономического устройства монастырей в Иерусалимском Патриархате убедительно свидетельствует греческий историк, профессор Афинского университета П.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010