Митрополит Антоний (Блум) с протоиереем Михаилом Фортунато. Снимок 2002г. ЖМП 8 август 2015 /  18 сентября 2015 г. 10:00 Первые годы Трехсвятительского подворья в Париже МИТРОПОЛИТ СУРЖСКИЙ АНТОНИЙ (БЛУМ): " МЫ ХОТЕЛИ ОСТАТЬЯ ВЕРНЫМИ РОДИНЕ В САМЫЕ ТРАГИЧЕСКИЕ ЕЕ ГОДЫ " Научная серия Дома русского зарубежья (ДРЗ) пополнилась новым важным трудом — сборником «Русское зарубежье: музыка и Православие» 1 . ­Вдохновителем, главным организатором и составителем проекта стала кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (ГИИ) Светлана Зверева. На подробное изучение духовного музыкального наследия русского зарубежья исследователя благословил митрополит Антоний (Блум), глава Сурожской епархии ­Московского Патриархата (1914–2003). Отрывки из обширного интервью, взятого в 2002 году Светланой Зверевой у митрополита Антония и полностью вошедшего в упомянутый сборник, мы с любезного разрешения автора предлагаем вниманию читателей. В них архипастырь вспоминает о первых годах парижского Трехсвятительского подворья Русской Православной ­Церкви — о тяжелой эпохе изгнания и невзгод, наполненной вместе с тем горячей верой, молитвой и светлым упованием на будущее оказавшихся в рассеянии соотечествен­ников. В апреле 2002 года произошла моя первая и единственная встреча с возглавлявшим Сурожскую епархию митрополитом Антонием. В то время я была прихожанкой Свято-Николаевского храма в шотландском городе Данблейне и, набравшись смелости, рискнула оторвать митрополита от его многочисленных забот. Мне хотелось получить от него благословение на занятие новой для меня научной областью — русской церковной музыкальной эмиграцией. Необходимо было записывать рассказы пожилых людей, которые помнят церковно-музыкальную жизнь в русских диаспорах: их с каждым днем становилось всё меньше. К митрополиту Антонию меня привел ключарь собора Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне протоиерей Михаил Фортунато, с которым я была знакома многие годы. Он предупредил, что музыка — далеко не конек владыки и что нужно найти тему, которая была бы ему интересна. Мы достали диктофоны: я — допотопный, собеседник — новенький и очень «продвинутый», пояснив, что хочет потом послушать, какой получилась беседа.

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_a...

Митрополит Антоний Сурожский и его тайны Настоятель храма святителя Николая в Амстердаме – об Антонии Сурожском, великом молчании и силе молитвы 15 апреля, 2016 Настоятель храма святителя Николая в Амстердаме – об Антонии Сурожском, великом молчании и силе молитвы Эта статья о тайне митрополита Антония Сурожского, поиске собственных талантов, невероятных подарках и о том, что нужно делать, чтобы тебя нашел Господь. Рассказывает протоиерей Сергий Овсянников, настоятель храма святителя Николая в Амстердаме. Сначала православный храм в честь святителя Николая находился в старой часовне на Утрехтсестраат. Помещение было настолько маленьким, что у входящих туда людей возникал шок – они сразу же оказывались перед иконостасом лицом и душой к Богу. Но через 15 лет часовня стала слишком мала для выросшего прихода, и понадобилось новое строение. После долгих поисков в 1995 году было куплено здание церкви «Иммануил». Прихожане вспоминают местную печку – некоторые принимали ее тепло за «духовную теплоту» храма. Приход святителя Николая продолжал расти и в 2006 году переехал в просторное здание бывшего монастыря капуцинов – храм «Тихелкерк», построенный 100 лет назад. Храм расположен в Йордане – старинном и очень живописном районе Амстердама, где раньше жил мастеровой люд, а теперь поселились художники и артисты. Здесь средневековые улочки, обрамленные удивительной архитектуры зданиями и зеленью садов, пересекаются со множеством небольших каналов. На каналах тоже живут люди: сплошь и рядом красуются колоритные баржи – вонботы (woonboot) , которые так и называются «жилье на воде». Велосипеды, цветочные горшки и разная нехитрая утварь выставлены на обозрение многочисленных туристов, посещающих Йордан как место наиболее романтических прогулок в столице Нидерландов. Лебедей на каналах местные жители кормят прямо от дверей своих домов. А рядом с храмом святителя Николая каждое воскресенье гуляет цапля – она прилетает к Литургии и ждет, когда прихожане ее покормят. Почти семейная история

http://pravmir.ru/tayna-mitropolita-anto...

Митрополит Антоний Сурожский: Когда человек может нам поверить? (+Видео) Я помню свои слова: Я хочу проверить, потому что если в Евангелии сказано то, что этот священник говорит, я кончил с Богом, кончил со Христом и выкину свой крестильный крест. 24 августа, 2012 Я помню свои слова: Я хочу проверить, потому что если в Евангелии сказано то, что этот священник говорит, я кончил с Богом, кончил со Христом и выкину свой крестильный крест. Беседа митрополита Антония Сурожского о глубинной сути Церкви и о том, откуда берется искренняя вера в Бога. Один важный момент христианства – то, что Сам Христос ничего не написал. Евангелие, которое у нас есть, это память Церкви, память самых близких учеников Христа о том, что они пережили, чему научились, общаясь с Ним; но Сам Христос не оставил за Собой книгу, как оставляли многие другие учители. Что же Он за Собой оставил? Знаем ли мы с достоверностью, что Он говорил, чему учил, каков был Его образ? Да, знаем, и гораздо надежнее, чем если бы у нас была книга, в которую мы “вчитывали” бы то, что нам хочется в ней увидеть, как мы постоянно делаем, читая произведения разных писателей: мы видим себя в них и воспринимаем книгу только в меру своего понимания. Христос не оставил книги, но оставил живое общество, которое называется Церковью и которое Его лично знает. Я говорю “знает”, а не только “знало”, потому что из столетия в столетие все те, кто стал верующим, это люди, так или иначе встретившие Христа, и они могут повторить слова одного из Посланий апостола Иоанна: О том, что мы слышали, […] что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши […], возвещаем вам (I Ин. 1:1-3); мы говорим о том, что для нас абсолютно несомненная реальность в пределах нашего опыта. Это из столетия в столетие случается с бесчисленным количеством людей. И надо помнить, что Церковь – не просто сообщество людей, объединенных, как говорится в Катехизисе, догматами, священноначалием и таинствами. Конечно, все это есть в Церкви и является как бы составной частью ее, но есть в Церкви и другая сердцевина: встреча, – встреча лицом к лицу со Христом. Эта встреча может быть потрясающая или может произойти исподволь, едва заметно, но она всегда должна осуществиться, чтобы человек мог сказать: “Я – верующий”.

http://pravmir.ru/o-cerkvi-video/

Митрополит Антоний Сурожский: Почему я принадлежу к Русской Православной Церкви (+ ВИДЕО) Во-первых, потому что меня научили, что от Церкви можно отойти только, если она проповедует ересь…. Если нужно, чтоб тебя порочили за нее, хотя бы в малом соучаствовать в ее видимом позоре. И не я один это выбрал, а люди, вполне зрелые. 28 августа, 2012 Во-первых, потому что меня научили, что от Церкви можно отойти только, если она проповедует ересь…. Если нужно, чтоб тебя порочили за нее, хотя бы в малом соучаствовать в ее видимом позоре. И не я один это выбрал, а люди, вполне зрелые.  Беседа митрополита Антония Сурожского (Блума) о верности Церкви, о разнице между нашим представлением о людях и истинным положением вещей и о царском призвании каждого из нас. Две причины, почему я выбрал Церковь Вот у меня спрашивают, почему я принадлежу Патриаршей Церкви и почему я ее выбрал, когда мне было еще 17 лет, в 1931-м году? По двум причинам. Во-первых, потому что меня научили, что от Церкви можно отойти только, если она проповедует ересь. Русская Церковь ереси не проповедовала никогда, а второе — это то, что, когда Церковь, которой ты принадлежишь, находится в плену, когда она в положении мученичества, когда она в гонениях, то тогда-то надо ей принадлежать, если можно, то быть ее свободным голосом, а если у тебя нет голоса, по возрасту, по обстоятельствам, или, если ты не знаешь достаточно — быть верным ей. Если нужно, чтоб тебя порочили за нее, хотя бы в малом соучаствовать в ее видимом позоре. И не я один это выбрал, а люди, вполне зрелые. Бердяев был нашим прихожанином, Семен Людвигович Франк, и множество других людей, причем людей самых различных политических направлений. Были люди, как Бердяев, который был бывший революционер, который исцелился, когда революция пришла, от своей болезни, и были люди, которые были убежденные монархисты, и мы все были одно. Одно с Русской Церковью, которую мы не судили, о которой мы молились, над которой мы плакали и перед которой мы благоговели, потому что то, что там происходило, превосходило все, что мы сами могли пережить, и мы не могли приписать слабости тем людям, которые находились между молотом и наковальней. Между молотом и наковальней

http://pravmir.ru/mitropolit-antonij-sur...

Митрополит Сурожский Антоний: Празднуя память новомучеников, задумаемся над собой (+аудио) И в нашей жизни может разразиться подобная буря 7 февраля, 2016 И в нашей жизни может разразиться подобная буря Проповедь митрополита Сурожского Антония, сказанная в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, 7 февраля 1990 года. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня один из самых славных и, вместе с этим страшных, трагических праздников Русской Церкви. Мы празднуем день новомучеников и исповедников Церкви Российской, тех миллионов людей, которые за последние восемьдесят лет остались верными Христу, остались верными Церкви, и через это остались, больше, чем кто-либо, верными нашей многострадальной великой Родине. Мученик – это не просто человек, который страдает; это человек, который своим страданием свидетельствует о том, что его вера больше всего, что она дороже, драгоценнее всего на свете, и что ради этой веры, ради Бога, в Которого он верит, Кого исповедует, стоит не только жить достойно, но и умереть. Не все, которые умирали, были героями в течение своей жизни. Некоторые из них были слабые, греховные, но когда пришло время или исповедовать свою веру во Христа или отречься от Него, они не отреклись. Тогда вдруг с их плеч спала всякая слабость и осталась только благоговейная верность, любовь не только сердца, но жизни. И вот, празднуя их день, мы должны задуматься и над собой. Ничто нам не грозит, как будто, так же как ничто не грозило членам русской Церкви до революции; и вдруг разразилась буря. И в нашей жизни может разразиться подобная буря. Я сейчас говорю не об общественных трагедиях, а о трагедиях частной, личной жизни, когда перед нами встает вопрос: верую ли я во Христа и Бога больше, чем во что бы то ни было, готов ли я пострадать, то есть пожертвовать всем, что только у меня есть, ради своей веры, или я верую в Бога, во Христа, в Церковь, в истину, в правду, в жизнь только поскольку это ничего мне не стоит, или поскольку охраняет и радует меня.

http://pravmir.ru/mitropolit-surozhskiy-...

монахиня Геновефа Скачать epub pdf Архимандрит Афанасий (в миру Анатолий Нечаев) родился в Пензенской губернии в крестьянской семье. По окончании Духовной Семинарии работал на железной дороге в Москве. Как-то раз на одной из улиц Москвы Анатолий натолкнулся на толпу, слушавшую малопонятную проповедь каких-то нерусских людей в полувоенной форме. В те трудные годы (шла первая мировая война) в Москве активно действовала Армия спасения 1 . Впечатлительный, порывистый А. Нечаев горячо отозвался на призыв проповедника и увлекся благотворительной социальной работой. В книге проповедей и бесед митрополита Сурожского Антония есть личные воспоминания о встречах с отцом Афанасием (Нечаевым) , где он с большой любовью рисует его духовный облик 2 . Митрополит Антоний приводит свидетельства людей, знавших отца Афанасия в годы, когда он совсем молодым посвятил себя служению в Армии спасения. Удивительно, что люди, знавшие его в то далекое время, не забыли, сколько человеческого тепла, нежной заботы о больных, о нуждавшихся в помощи, сколько сострадания проявил тогда Анатолий Нечаев. В каждый дом, который он посещал, вносилась атмосфера радости, счастья, доброго общения между людьми. Он становился самым нужным, самым желанным человеком. Вскоре, однако, Анатолий Нечаев убедился, что намерения и деятельность Армии спасения в России оказались связанными с политической игрой. Анатолий Нечаев пережил острый духовный кризис, мучился сомнениями, которые привели его к встрече с известным тогда в Москве духовником, продлившейся всего лишь несколько часов… После этого Нечаев порывает все отношения с Армией спасения и поступает послушником в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Добрый, отзывчивый, жизнерадостный Анатолий Нечаев вскоре приобрел симпатии игумена и всей братии. Он имел прекрасный голос и пел на клиросе. Обладая большой физической силой, с радостью выполнял самые тяжелые послушания. Он был счастлив, потому что нашел свой дом, свое пристанище, свое призвание, Совсем неожиданно Анатолий Нечаев, принявший постриг с именем Афанасий, получил от монастыря новое послушание. В обители не было своего богослова. Обратив внимание на незаурядные дарования молодого инока, старцы монастыря послали его учиться богословию в Свято-Сергиевский Православный Богословский институт в Париже. Вернуться в Валаамский монастырь ему уже не пришлось.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Necha...

Мы всегда думаем о воплощении Христа как о радости: родился Ребенок у Пречистой Девы Богородицы; но мы не помним о том, что родился Он для того, чтобы нас спасти от греха, и что это Ему стоило жизни. Проповедь митрополита Антония Сурожского на Рождество Христово Сегодня для всей Вселенной, знают об этом люди или не знают, для всей природы, мы поем чудо прихода на землю Живого Бога. Как говорит один из Отцов Церкви, Феофан Затворник, до Воплощения Божие присутствие было подобно волнам морским, которые бьют о берег морской; теперь же, с приходом Господа Иисуса Христа на землю, Божественное присутствие пронизывает все. Принимая крещение, получая миропомазание, причащаясь Святых Тайн, мы делаемся, как говорит опять-таки один из больших наставников Православной Церкви, присутствием на земля воплощенного Христа. И какая радость думать, что Бог наш стал теперь как бы живой частью нашего, сотворенного Им, мира. Но одно мы должны помнить: какой это случилось ценой. Мы всегда думаем о воплощении Христа как о радости: родился Ребенок у Пречистой Девы Богородицы; но мы не помним о том, что родился Он для того, чтобы нас спасти от греха, и что это Ему стоило жизни. Поэтому, празднуя сегодня Рождество Христово, будем радоваться, будем ликовать о том, что Бог стал одним из нас, человеком навсегда, и что мы стали Его братьями. Его сестрами по человечеству, но также и по благодати, потому что Он нам дал Духа Своего Святого, Который нас пронизывает и делает родными Ему, родными Воплощенному Богу. Есть древняя икона рождества Христова, где Спаситель не лежит в яслях, а на жертвеннике, потому что Он родился для того, чтобы умереть за нас, чтобы Свою жизнь нам дать, чтобы мы приобщились вечной жизни и, поистине, Божественной жизни через Его смерть и Воскресение. Поэтому с какой благодарностью должны мы сегодня праздновать этот день Рождества Христова, но также, с каким чувством глубокой ответственности! Мы не можем легко к этому отнестись; если Бог стал человеком ценой Своей жизни и смерти, потому что так Он нас возлюбил, так Он поверил в нас, мы должны ответить на Его веру в нас творческой верностью. Поэтому начнем сегодня, еще раз, еще раз новую жизнь, достойную той любви, которую Бог явил нам Своим воплощением, Своей жизнью. Своей смертью, Своим воскресением, тем, что Он стал одним из нас, чтобы мы стали детьми Божиими.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-ch...

Наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит ТИХОН (ШЕВКУНОВ) рассказал журналу «Профиль» об истории автокефальной проблемы на Украине и своем видении будущего УПЦ при получении автокефалии.     — Вопрос о независимости Украинской православной церкви возник не сегодня, в истории немало примеров, как разные церковные деятели выступали за отделение украинской церкви от русской. Какие цели преследуют сторонники отделения?    — Это давняя история. И очень давний проект католического Рима. Это многовековая стратегия западного мира по отношению к Украине. Проект этот хорошо известен, и в нем нет совершенно ничего нового. Сущность его такова: автокефалия, то есть отделение украинской церкви от единой поместной Русской православной церкви, — это лишь второстепенный промежуточный этап. Главный и следующий шаг: уния, то есть подчинение украинской церкви римскому престолу, — замена православия на Украине католичеством. В этом и состоит старинная и горячая мечта Ватикана относительно схизматиков, как они называют православные народы, и его последовательный план действий, упорно осуществляемый веками. Реализация этого плана повлечет за собой кардинальное и необратимое изменение в ментальности целого народа, полностью разорвет духовные, исторические, родовые нити, связывающие Украину и Россию. Эксперимент этот уже успешно поставлен, и наглядное его выражение — униатская Галиция. Для верующего человека основная проблема здесь, конечно же, не политика, а измена православию, что ставит под вопрос главную цель христианской жизни — спасение.    — Но официальный Ватикан неоднократно заявлял, что у него нет намерений осуществлять экспансию.    — Многие знают имя митрополита Антония Сурожского. Он долгие десятилетия прожил на Западе, во Франции и в Англии, активно и искренне участвовал в экуменических межконфессиональных диалогах, это был человек самых широких и — в высоком смысле слова — либеральных взглядов. К тому же он как никто много общался с представителями католической церкви на научных и церковных форумах, был со многими в дружеских отношениях. И все же вот что он пишет на склоне лет, адресуя свои мысли не кому-нибудь, а архиерейскому собору русской церкви: «Пора нам осознать то, что Рим думает только о поглощении православия. Богословские встречи и «сближение» на текстах никуда не ведут, ибо за ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить православную церковь».

http://pravoslavie.ru/36691.html

Новое издание экзегетики святых Отцов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 30 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Серия: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет II. Евангелие от Марка. Тверь: Герменевтика, 2001 В Православии Писание и Предание не противопоставляются: Писание живет в Церкви и истолковывается Церковью. “Слово Божие реально живет в Церкви Христовой; Писание и Предание — это две стороны ее жизни, находящиеся во взаимной гармонии” 1 . Именно такой взгляд был в свое время избран редакцией журнала “Альфа и Омега” при разработке его программы. Именно благодаря такому воззрению в разделе “Библе­истика” журнал постоянно публикует церковные проповеди. Раздел этот в свое время открывался проповедью митрополита Сурожского Антония “О Священном Писании”, начинающейся словами: “Евангелие читается в церкви почти на каждом богослужении; на каждой службе мы предстоим слову Божию и думаем, что этим мы становимся народом Божиим Библия родилась в человеческой общине; Евангелие родилось в Церкви; и израильская община, и Церковь Божия существовали раньше, чем возникло Священное Писание. Именно изнутри этой общины родились познание Бога, любовь к Богу, видение Его невыразимой красоты, а также состояния и судьбы, становления и призвания человека” 2 . Святоотеческое наследие, столь почитаемое в Православии, в том числе и экзегетика Отцов — это основание и стержень Предания, так сказать, ствол его вечно зеленеющей кроны. Поэтому истолкование Писания в проповеди — это и пояснение его, и доведение до церковного народа отеческой мысли и богословия святых Отцов, которое всегда опирается на Писание, а не является полетом богословствующего разума, свободного от Откровения. И поскольку очевидно, что церковное православное истолкование Писания прежде всего опирается на творения святых Отцов, то понятно, что Библейская экзегетика, занимающая в святоотеческом наследии совершенно особое место, образует ту неразрывную связь Писания и Предания, которая основополагающим образом характеризует учение Православия. Красота и стройность православного учения предопределяются именно гармонической связью Библии и проповеди, Писания и его церковного истолкования, укорененностью святоотеческих творений в Библейском богословии.

http://pravmir.ru/novoe-izdanie-ekzegeti...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Круглый стол «Традиции и современность в христианском искусстве: пути развития». День первый Семинар «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии». Москва Цикл встреч Константина Мацана «Верю – не верю». Лекция «К.С. Льюис: не только Нарния» Москва Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Пресс-конференция «Гармония буддизма и современные вызовы». Москва Все » Репортажи Как англиканская церковь в Лондоне стала Успенским собором Сурожской епархии Михаил Сарни рассказал, как митрополит Сурожский Антоний с «китайским рестораном наперевес» боролся за храм 18.04.2024 12:10 Версия для печати Москва, 18 апреля, Благовест-инфо. «Обстоятельства продажи бывшей англиканской церкви Всех Святых на Эннисмор-гарденс лондонскому Успенскому приходу Сурожской епархии (по материалам архива Ламбетского дворца)» – с таким сообщением независимый исследователь из Лондона Михаил Сарни выступил на научной zoom-kohфepehцuu  «Христианские церкви России, Европы и Китая в Новое и Новейшее время: международная деятельность, проблемы приходов, религиозные практики», которая  состоялась 16 апреля по инициативе Института всеобщей истории РАН (ИВИ РАН). Архивные изыскания Сарни проливают свет не только на конкретные обстоятельства многолетней драматичной истории переговоров о продаже здания, но и открывают многое «как в отношении культурного непонимания между англичанами и русскими, так и о том, как рыхло управляется церковь в Англии». Ключевое значение для этой истории имеет, конечно, личность митрополита Сурожского Антония, и докладчик отметил, что за долгие годы своего служения в Англии русский епископ завоевал неоспоримый авторитет.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010