Жить без страха Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 5-19 апреля. – Благовещение. – Мысли о вечном. – Три страшных дня. – Дата визита. – Несправедливые обвинения. – Перемещения по Украине. – Свобода манипуляции. – Государственное равнодушие. – Кришнаиты-спекулянты. – Вагон тушенки. – Вопросы образования. – Благодатный огонь. – Пасха. – Радуйтесь, молитесь, благодарите. Прошедшие две недели были отмечены главным событием православного года – Пасхой. Поэтому существенная доля публикуемых материалов была посвящена Страстной  седмице, пришедшемуся на эту же неделю празднику Благовещения    и Светлому Христову Воскресению. О начале Страстной седмицы сообщили практически все основные информационные агентства. Так, сайт «Регионы России» пишет: «последняя неделя поста - Страстная неделя - считается самой строгой», однако затем изложены весьма интересные све6дения: «но светский человек не обязательно должен соблюдать все каноны. Каждый сам определяет для себя меру этой строгости. В молитвах говорится – «поститесь постом приятным», то есть нужно устроить себе такую программу поста, которая будет духовно приятна». В общем, этакая проповедь комфортного поста, который можно «себе устроить». Далее в сообщении рассказывается о том, какие службы в какой день служатся в Православной Церкви и почему. Примерно по такой же схеме были построены остальные подобные сообщения. 7 апреля Русская Православная Церковь праздновала праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Как пишет сайт « Newsru.com » . На сайте «Православной газеты» можно более подробно прочитать о смысле праздника Благовещения и его значении для Православной Церкви: «Печальна и томительна была жизнь людей Ветхого Завета… Забывая Бога, человечество заблудилось в дебрях житейской суеты, греха и не знало куда идти, где искать вечную истину, правду, подлинную красоту и добро. Люди ждали Божественной помощи, ждали долго, ждали со страхом, но и с надеждой… И вот «пришла полнота времени» (Гал. 4, 4), наступили дни исполнения пророческих предсказаний и конец приготовления человечества к принятию Спасителя; наступил исторический момент, заставивший возликовать всю вселенную… Еще, кроме всего прочего, с сегодняшнего дня, когда Пресвятая Дева становится Божией Матерью, в Ее Лице весь человеческий род приобретает усердную Заступницу и Ходатаицу перед сыном Своим и Богом нашим». На том же сайте опубликована проповедь митрополита Антония (Сурожского) , сказанная им некогда в день Благовещения пресвятой Богородицы. Об этом же празднике пишет и автор «Гудка» Алексея Ипатьева в материале «Радуйся, Благодатная!» .

http://pravoslavie.ru/4888.html

«За границей мы остались без Родины». Митрополит Антоний Сурожский Как поверить в ближнего 7 апреля, 2022 Как поверить в ближнего «Мы оказались без Родины, отделенные от всего, что мы любили, от самых любимых и родных, чужими на чужой стороне, лишними и нежеланными… И вдруг мы обнаружили, что у нас есть Бог…» Публикуем проповедь митрополита Антония Сурожского, которую он прочитал 21 декабря 1969 года в храме святителя Николая в Хамовниках (Москва). …Обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, что все Евангелие — сплошная встреча? Ведь весь рассказ евангельский говорит нам не о каком-то учении, которое преподносится всем равно, безразлично, безлично. Каждое евангельское слово сказано кому — то, каждое событие евангельское — это встреча Христа с какой-то человеческой нуждой, со скорбью, с радостью, с горем, с болезнью, с грехом. Это всегда встреча лицом к лицу. И какая могла бы быть в нас постоянная радость, торжествующая, победоносная радость, если бы мы так воспринимали Евангелие, если бы, читая его, мы просто себе представляли образы. Вот толпа — такая, как мы теперь; иногда большая, как сегодня, иногда совсем маленькая, когда собирались только-только первые ученики. В этой толпе я — затерся где-то и слышу, как Христос говорит. Не обязательно со мной лично, но Он говорит с кем-то: не просто «вещает», не просто говорит кому угодно и никому. Он говорит женщине, у которой сын умер: Не плачь! Юноше, который спрашивает, как найти жизнь вечную: Оставь все, только иди за Мной! Больным, слепым, грешникам: Прощаются тебе грехи. .. И так далее. Вот если бы нам помнить каждый раз, как мы слышим Евангельские слова, что они не где-то звучат для других, а говорятся мне или при мне — кому-то, кому они нужны. Может быть, в этой толпе один человек услышит то или другое слово Христово, которое сегодня было прочитано; может быть — многие. А мы все должны с трепетом стоять и думать: Христос говорит — и в чью-то душу входит жизнь… кто-то спасается… у кого-то горе утихает… у кого-то слезы текут… у кого-то вдруг разломилось каменное сердце… у кого-то вдруг надежда блеснула, вера разгорелась…

http://pravmir.ru/za-graniczej-my-ostali...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бог не может быть источником зла 27.09.2012 554 Время на чтение 7 минут Архимандрит Александр (Федоров), настоятель Императорского Петропавловского собора и церкви Св. Екатерины в Академии художеств, рассказал «НВ» об отношении христианства к опасностям этого мира - Отец Александр, перед грозными проявлениями природы человек чаще всего бессилен, но огромное число опасностей создаются самими людьми. Если христианство не опасно и другие вероучения тоже стремятся к доброте и любви, то где рождаются опасности? - Если говорить о нашей стране, то опасность в безответственности, воспитанной в наших соотечественниках не в каком-то историческом прошлом, а в ХХ столетии. Думается, что ответственному и грамотному человеку легче стать «безопасным» христианином, чем опасным атеистом. - Бог, создатель всего живого, добр и всемогущ. Почему некоторые люди, искренне верующие в Бога, боятся Его? - В святоотеческой традиции принято отмечать три стадии духовного роста в отношениях личности к Богу: как раба, как наемника и как сына. На первой стадии доминирует страх наказания, на второй - желание получения благ, на третьей - истинная любовь к Богу, которая искореняет страх. - Представим такую ситуацию - интеллигентный православный молодой человек (или девушка) в темном дворе натыкаются на пьяную хулиганствующую толпу, приближающуюся к нему (к ней) с явно агрессивными намерениями. Что делать в такой ситуации? Молитвенно взывать о помощи к Богу, позорно убежать или сжать кулаки и зубы и приготовиться дать бой, который еще неизвестно, чем закончится? - Отвечу пересказом слов митрополита Сурожского Антония, возглавлявшего епархию Русской православной церкви в Англии. Владыка рассказывал, что однажды проводил занятия в одном колледже и некий студент демонстративно хотел покинуть аудиторию. На вопрос о причине, тот ответил: «Вы не христианин... Вы не пацифист». Владыка Антоний спросил этого «пацифиста»: «А если на твою невесту нападут хулиганы?» «Буду молиться, - ответил студент». «А если за это время насилие все же осуществится?» «Буду молиться, чтобы из плохого Господь сделал что-то положительное». «Это, конечно, последовательный подход, - заключил владыка, - но я не хотел бы быть твоей невестой». И тут же митрополит Антоний привел мысль нашего известного богослова, жившего в ХХ веке во Франции, Владимира Николаевича Лосского, о том, что бороться за свои права, может быть, низко, но не бороться за права другого, нуждающегося в этом, подло.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вместо последовательно выстроенной ортодоксии мы имеем распадающееся поле мнений и уступок духу времени 25.04.2020 1057 Время на чтение 6 минут Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого Кандидат философских наук, сотрудник богословского факультета ПСТГУ Илья Сергеевич Вевюрко — о проблемах современной церковной науки и о том, какой тип личности она формирует. Меня попросили прокомментировать запись в А.В. по поводу «исповеди» бывшего священника Александра Усатова, опубликованной в журнале «Сноб». Шишков связывает казус Усатова с провалом «реформы преподавания библеистики» в России. Замечательно, что на своём собственном сайте сам Усатов отвечает на такой же тезис со стороны известного библеиста А.С. Десницкого. Илья Сергеевич Вевюрко. Шишков пишет: « По признанию бывшего священника, он в последние годы стал читать западных библеистов, в частности, Барта Эрмана, которые открыли ему глаза на “великий обман” в книгах Священного Писания. Человек увидел рядом с собой целый мир и по-неофитски окунулся туда. Его несколько наивный текст показывает, что в духовной школе (окончил с отличием богословский факультет ПСТГУ) никакой прививки современной библеистики он так и не получил». Десницкий пишет: « Не хочется жаловаться или хвастаться, но я написал в свое время “Введение в библейскую экзегетику”. Смею думать, что человек, внимательно прочитавший эту книгу, уже не склонен считать книги Эрмана разорвавшейся бомбой (и разорвавшей его личную веру на куски). Но в РПЦ это не нужно никому, это подозрительно, это странно, это опасно». Усатов же отвечает: « Я писал о целом букете причин и мотиваций, ни одна из них не является главной или единственной… Я уже в школе отверг “прелести” школьного богословия XIX в., поэтому полюбил книги Антония Сурожского, Христоса Яннараса, Иоанна Зизиуласа, Александра Шмемана, Алексея Уминского и иных сторонников христианства с человеческим лицом. Между “школьным богословием” и Эрманом для меня были о.Александр Мень, Джеймс Д. Данн, Мецгер, Кассиан (Безобразов), Гальбиати Э. и Пьяцца А. (Трудные страницы Библии), Эванс и Бокэм, Ивлиев и Андрей Десницкий».

http://ruskline.ru/opp/2020/04/24/vmesto...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Культуры без религиозно-нравственного фундамента не существует " 31.07.2007 529 Время на чтение 6 минут - Какие православные книги вы читаете сейчас? - С большим удовольствием читаю и перечитываю труды митрополита Антония Сурожского, замечательная книга. Еще - четырехтомник " Слово в поэзии Святогорца Греческого " , работы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Но вот в последние несколько месяцев, кроме Евангелия, ничего, наверно, и не читаю. - А где покупаете религиозную литературу? - В основном, у себя в храме, специально куда-то не хожу. - Каких книг, на ваш взгляд, не хватает на современном рынке православной литературы? - У каждого человека свои духовные потребности, вкусы свои и интересы. Это вопрос индивидуальный. Я свою библиотеку формирую сам. - А из светской литературы что сейчас читаете? - Прозы я читаю, честно говоря, довольно мало. Если такое случается, то беру в руки что-то уже не раз прочитанное и проверенное временем. Время от времени, допустим, у меня есть тяга почитать Сергея Довлатова. А вот стихи я читаю постоянно, тяга к поэзии присутствует. В основном это Серебряный век и Пушкин . За новинками не слежу. - А дети что читают? - Младшую приходится порой читать заставлять. Сейчас вот она " Войну и мир " осилила. И старшая-то у меня театровед, она, наверно, книг прочитала гораздо больше, чем я. Она лучше разбирается и в литературе, и в кинематографе, и в театре. То есть я скорее к ней за советом приду. - Нужны ли православные книги популярно-просветительского характера, рассчитанные, так скажем, на широкий круг читателей, помогающие приобщить молодежь к Церкви, книги доступные, написанные современным языком? - Тот, кто хочет прийти в храм, сам туда приходит. И Церковь принимает его. Церковь не нуждается в каком-то особом пиаре. Кто ищет, тот обрящет, вот и все. Мне кажется, специально популяризировать как-то христианство - это не так важно. Гораздо важнее каждому свою душу спасать, это другое дело. - Как соотносятся в вашей жизни рок-музыка и религия?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

И почему прихожане требуют невозможного «Священник должен был стать моим родственником, матерью и отцом, идеальными, которые не имеют слабостей и свойств обычных людей, не раздражаются, не сердятся, полностью разделяют твои взгляды». «Правмир» публикует выступление Майи Кучерской на семинаре «Чего мы ждем от священника?», который провел фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья им. А. Солженицына. Авва Дорофей, Иоанн Лествичник, святой — Сегодняшняя дискуссия называется «Чего мы хотим от священника?». Название включает в себя местоимение «мы». Я не могу говорить от имени загадочных «мы». Так что буду опираться в основном на свой личный опыт, ну и, может быть, некоторых своих друзей и знакомых, и говорить в основном о том, чего хотела от священника я. На протяжении тех лет, что соотношу себя с христианством.   Я принадлежу к поколению тех, кто обратился в конце 80-х годов. Сначала наше знание о том, что такое духовный отец, было исключительно книжным. Священники не окружали нас в обычной жизни, ни в детстве, ни в юности. Были школьные учителя, университетские преподаватели, были другие старшие взрослые, были родные, но священников не было.  О том, что бывает и другая форма отношений, я узнала из книг — благодаря чтению аввы Дорофея, «Добротолюбия», Иоанна Лествичника, житий святых. В этих книгах описываются люди с древней закваской веры, любви, люди святые.  Вполне естественно, что, не имея опыта общения с реальными священниками, мы легко отождествили тех, кого увидели в церкви, с теми, о ком читали в этих замечательных книгах. Этот феномен хорошо известен. Священник для нас тогда был почти аввой Дорофеем, Иоанном Лествичником, святым. Мать и отец И чего же мы, чего я от них хотела?  Во-первых, я хотела, чтобы священник был мне матерью. Конечно, у меня есть прекрасная мама, почти святая женщина, о ней самой стоит писать книги. Но в юные годы я этого совершенно не понимала. И мне хотелось, чтобы именно священник стал для меня идеальной матерью. Чтобы принимал меня такой, какая я есть: сложную, со своими недостатками, чтобы любил меня безусловной любовью. Чтобы жалел меня, гладил по голове и дарил конфетки. 

http://pravmir.ru/mat-i-otecz-uchitel-i-...

Каждый из нуждающихся — твоя ответственность Всё их нищенство — результат твоего благополучия и отказа поделиться 30 июля, 2017 Всё их нищенство — результат твоего благополучия и отказа поделиться Проповедь митрополита Сурожского Антония в неделю 8-ю по Пятидесятнице, на евангельское чтение о чуде насыщения народа пятью хлебами. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Из года в год и из поколения в поколение мы читаем Евангелие в новых контекстах и перед лицом новых обстоятельств, исторических или личных. И каждый раз тот или другой отрывок может ударить нас в душу по-новому. Сегодня мы читали о насыщении толпы Христом. И чаще всего у отцов Церкви и у духовных писателей читаешь об их чувстве изумления о милосердии Божием и о власти Бога, Который мог напитать столько народа столь малым, Который мог творить чудеса в мире, таком Ему чуждом, когда хоть искра веры, хоть трещинка в броне нашего неверия позволяла Ему действовать. При чтении сегодня этого евангельского отрывка меня по-новому поразили слова Христа. Ученики обращаются к Нему, чтобы Он отослал толпу, потому что день на исходе, ближайшие селения далеко, люди ослабеют на пути от усталости и ночных сумерек, если останутся дольше: а ведь они не ели весь день, вслушиваясь в животворящее слово Христово. И вот Христос говорит ученикам: Нет, им не нужно уходить, дайте вы им есть… Но как они могут накормить такую толпу людей, мужчин, женщин и детей, у них всего-то пять хлебов и две рыбки? И тут — вызов Христа ученикам и вызов Христа нам. Да, в каком-то смысле один только Бог может совершить это чудо, но только если мы со-действуем этому чуду открытостью нашего сердца и открытостью наших рук, вложив в чудо всё, что у нас есть. Христос не сказал ученикам: Сберегите то, что вам нужно самим, и отдайте остальное, отдайте другим то, что останется; Он сказал: Возьмите всё, что у вас есть, и отдайте всё. Не говорит ли это нам Господь сейчас, особенно подчеркнуто, когда мы так обеспечены, так богаты, так благополучны, и когда день за днем мы слышим о голоде, и о нищенстве, и о голодной смерти тысяч и тысяч людей? И Господь нам говорит совсем просто: Отдайте то, что у вас есть, и предоставьте Мне действовать дальше; не просите о чуде, когда вы можете сделать то, что нужно…

http://pravmir.ru/kazhdyiy-iz-nuzhdayush...

Как жить с радостью в душе? Митрополит Антоний Сурожский Проповедь на Страстную Среду 20 апреля, 2022 Проповедь на Страстную Среду «Одного подвижника раз спросили, как может он жить с такой радостью в душе, с такой надеждой, когда он себя знает грешником?» Проповедь митрополита Антония Сурожского на Страстную Среду в апреле 1977 года. Мы уже подходим к самим Страстям Господним, и из всего, что мы слышали, так ясно делается, что Господь может все простить, все очистить, все исцелить и что между нами и Ним могут стоять две только преграды. Одна преграда — это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, это потеря надежды на Него, это страх, что на нас у Бога может не хватить любви… Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь. Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел… Часто нам думается, что он ушел в вечную погибель; и от этого у нас — может быть, недостаточно — содрогается сердце и ужасается: неужели он мог погибнуть? К Петру пришли другие ученики, они его взяли с собой, несмотря на его измену. Иуда среди них был какой-то чужой, нелюбимый, непонятный, к нему, после его измены, никто не пошел. Если измена Иудина случилась бы после Воскресения Христова, после того, как ученики получили дар Святого Духа, думается, что они не оставили бы его погибнуть в этом страшном одиночестве, не только без Бога, но и без людей. Христос не оставляет никого…  И как бы ни страшно было думать об Иуде, о том, что его слово погубило Бога, пришедшего на землю, однако где-то должна в нас теплиться надежда, что бездонная премудрость Божия и безграничная, крестная, кровная Его любовь и его не оставит...

http://pravmir.ru/kak-zhit-s-radostyu-v-...

Когда посреди храмового великолепия вдруг настигает одиночество Почему не надо этого бояться 17 июня, 2017 Почему не надо этого бояться Одиночество в Церкви – разве такое возможно? Когда-то я искренне писал, что церковные люди тем и отличаются от прочих, что для них одиночества не существует. Но почему, почему посреди праздника жизни бывает так невыносимо холодно, страшно и одиноко? Свобода выбора стала для человека тяжким испытанием У митрополита Антония Сурожского есть такая мысль: «У Церкви есть аспект славный и аспект трагический. Убогий аспект Церкви – это каждый из нас… Мы уже в Церкви и мы еще на пути к ней». Победившую ад и смерть Церковь, уходящую в небеса и райские дали, где сонмы ангелов непрестанно славят Бога и трепещут в лучах Его славы, где самый малый цветок больше всех земных радостей, Господь основал на земле: на нас, простых, сомневающихся слабых, ропщущих и порой переменчивых людях. И это великая тайна Божией любви, соблазн миру и гимн величию человека. Всесильный Господь, Возлюбивший нас до смерти, Умерший за нас и Воскресший, дал нам свободу НЕ принимать этой Страшной Великой Жертвы. «Я люблю тебя больше своей жизни и больше небес, но ты волен принимать мою любовь или отказаться, потому что я люблю тебя!». Свобода выбора сделала нас богами, и стала для человека тяжким испытанием. Потому что дорога к Богу и другим людям проложена через плотяное переменчивое сердце, где «злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло изнутри исходит и оскверняет человека» (Мк.7: 14-23). И оказалось, что нет большей сложности для переменчивого самолюбивого сердца, чем принять другого человека таким, какой он есть. Отсутствие уважения — страшный диагноз Как сказала мне старейшая прихожанка нашего храма, баба Нина: «Раньше люди были живые, настоящие, а сейчас сами не знают, чего хотят!» Дерзкие все стали. Тетушка, которую я второй раз в жизни в нашем храме вижу, объясняет мне, как правильно ставить свечи и где можно и нельзя стоять во время службы. Люди, именующие себя борцами за истину и чистоту православия, большинство из которых ничего вразумительного не написали и понятия не имеют, о чем говорит профессор Осипов, травят его в интернете и на общественных площадках.

http://pravmir.ru/kogda-posredi-hramovog...

Мать Мария: Я не боюсь страданий «У меня полная покорность к страданию, и это то, что должно быть со мною, и если я умру, в этом я вижу благословение свыше». 31 марта, 2015 «У меня полная покорность к страданию, и это то, что должно быть со мною, и если я умру, в этом я вижу благословение свыше». От матери Марии дошли до нас письма, стихи, воспоминания очевидцев. Сегодня в день ее мученической кончины мы разбираем эти записи вместе с ее племянницей Еленой Борисовной Делоне, стараясь услышать от самой матери Марии ответ на вопрос, как пережить страдание и остаться верным себе и своей вере. 31 марта 1945 года в Равенсбрюке была сожжена «соузница 19263», Елизавета Скобцова, святая Мария Парижская. Русская дворянка, она училась на Бестужевских курсах, участвовала в собраниях на башне у Вячеслава Иванова, дружила с Александром Блоком, писала стихи и вышивала гладью. Довольно скоро на смену этой благополучной жизни пришел опыт страданий: горечь революционной лихорадки в России, мучений русских беженцев и ужаса нацистского режима во Франции, она похоронила троих детей и окончила свои дни в концлагере. При этом, «подобно древнему многострадальному Иову», она «не поддалась соблазну «приписать безумие Богу», но, по слову митрополита Антония Сурожского, «прожила в разрывающих душу и плоть противоречиях сострадания и ответственного несения своего христианского имени: любовью Любви ради, в умирании ради Жизни, в отдаче своей жизни ради правды Царствия Божия… ее духовное значение будет для нас все возрастать по мере того, как и мы начнем понимать последний смысл Любви воплощенной и распятой». «Пусть отдам мою душу я каждому» Елена Делоне: После разгрома Белого движения семья перебралась по настоянию супруга Д.Е. Скобцова во Францию, где мать Мария бралась за любую работу (по объявлению в русской газете «Последние новости» – «чищу, мою, дезинфицирую стены, тюфяки, полы, вывожу тараканов»). Здесь она пережила самую страшную в жизни потерю – смерть всех своих детей. Первой тяжело заболела менингитом младшая дочь Настенька. Елизавета Юрьевна два месяца не отходила от ее постели. 7 марта 1926 года девочка умерла. С разрывающимся сердцем мать приняла испытание как посещение Господне.

http://pravmir.ru/mat-mariya-ya-ne-boyus...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010