Arhiva Consiliul de editare al Biserici Ortodoxe din Belarus a fcut totalurile anului 2018 29 noiembrie 2018 12:14 22 ноября 2018 года состоялось заседание общего собрания членов Издательского совета Белорусской Православной Церкви (ИС БПЦ) с участием епархиальных представителей, руководителей и сотрудников православных издательств Белорусской Православной Церкви и светских издательств, выпускающих православную литературу. Заседание возглавил председатель Издательского совета епископ Молодечненский и Столбцовский Павел . В начале от имени ИС БПЦ епископ Павел поздравил с 25-летием издательство «Четыре четверти» и вручил цветы и подарки его директору Лилиане Федоровне Анцух. Затем присутствующие почтили память православного писателя Бориса Александровича Ганаго, ушедшего из жизни на 90-м году в октябре этого года. Памяти Бориса Александровича была посвящена выставка книг писателя из архива ИС БПЦ. Книжное наследие Б.А. Ганаго составляет более 40 наименований изданий, общий тираж которых превысил 2 миллиона экземпляров. Все его книги проходили экспертизу в ИС БПЦ. С отчетом о работе ИС БПЦ в 2018 году выступил заместитель председателя иерей Олег Кунцевич. Им были подведены итоги деятельности Совета по различным направлениям, дан статистический анализ работы Коллегии по рецензированию и экспертной оценке и Секретариата Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования. Отец Олег отметил, что в сравнении с 2017 годом наблюдается снижение деятельности по выпуску литературы православными издательствами Белорусского экзархата. В 2017 присвоено 183 грифа, а в нынешнем — на сегодняшний день всего 126 грифов. Лидирующие позиции занимают Издательство Белорусского экзархата и Издательство Елисаветинского монастыря, наблюдается увеличение их издательского потенциала. Плодотворно работают также «Издательство Дмитрия Харченко», ООО «Медиал», Фонд «Духовное наследие митрополита Сурожского Антония» и другие. Далее выступающий рассказал о деятельности ИС БПЦ в области книгоиздания и организации книгораспространения. В 2018 году Издательским советом выпущены три издания: «Записки» митрополита Иосифа (Семашко) тиражом 1000 экземпляров и две монографии повторным переизданием протоиерея Александра Романчука: «Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение» (тираж 3000 экземпляров) и «Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: очерк жизни и церковно-общественной деятельности» (тираж 500 экземпляров).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5313359...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_60213.html 08 декабря 2008 Крест пастырства – крест голгофский. Слово митрополита Антония Сурожского на интронизацию Патриарха Алексия Источник:  http://www.pravmir.ru/article_3542.html Православие и мир Слово, сказанное в храме св. мч. Иоанна Воина в Москве за всенощной 9 июня, накануне интронизации новоизбранного Патриарха Алексия Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сначала хочу выразить вам свою большую, глубокую радость о том, что после чуть ли не тридцати лет мне посчастливилось вновь послужить в вашем храме и помолиться с вами. Благослови вас Господь за то, что пришли молиться в день всех святых и в такой знаменательный день для нас, когда готовится интронизация Патриарха Московского и всея Руси. И вот об этом я хочу сказать нечто, потому что патриарх, епископ, священник нуждается во всей любви, во всей поддержке, какую только может дать ему народ, который вокруг него, ибо крест пастырства может быть так тяжек, как был крест Христов, когда Он его нес на Голгофу, и может кончиться так же, как жизнь Спасителя, распятием. Когда Владыка Алексий дал свое согласие на то, чтобы стать патриархом, когда он принял волю всего епископата и русского народа, выраженную представителями всех епархий, монастырей, школ, различных заведений, он вступил на этот тернистый, крестный путь. До того он шел путем всякого христианина, который сознательно выбирает следование Христу. " Кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, да возьмет крест свой и да грядет по Мне " , – говорит Господь (Мф 16: 24). " Отвергнуться себя " значит забыть про себя, уж не оглядываться на себя никогда, а только глядеть на путь Господень и выйти на служение тем, за которых Бог стал человеком, за которых Христос жил и умер. Но когда он будет завтра настолован, станет действительно таинственно Патриархом Московским и всея Руси, человеческая его жизнь придет к концу, начнётся житие. Его судьба будет перекликаться с судьбой Спасителя – в меру его сил, в меру его веры и в меру ваших молитв и поддержки.

http://religare.ru/2_60213_1_21.html

     То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину – в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца. Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII – начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи – подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства. Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда – сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей. В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все. В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет. Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь – это милосердие; Церковь – это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

http://pravoslavie.ru/98770.html

  разделы   рассылка  распечатать Митрополит Антоний Сурожский О церковной общине Источник:  Континент Читателям " Континента " нет нужды представлять митрополита Антония Сурожского – его тексты неоднократно появлялись на страницах нашего журнала. Владыка скончался в 2003 г., но наследие его далеко не исчерпано. В ближайшее время в издательстве " Практика " выйдет вторая книга " Трудов " (первая увидела свет в 2002 г.), куда вошли беседы самых последних лет жизни владыки, а также многие, еще не публиковавшиеся, более ранние тексты. Издательство любезно разрешило нашему журналу опубликовать первую из двух бесед о церковной общине, вошедших в книгу. Беседы проводились в 1969 г. на английском языке в Содружестве свв. Албания и Сергия для смешанной англикано-православной аудитории. Публикуется впервые. Говорить о том, к чему устремлен, но чего еще не достиг, довольно трудно. В этом, мне кажется, одна из больших проблем для нас, когда мы говорим на тему общины, говорим об общине в ее реальности, будь то в христианстве или в любом обществе. То, к чему мы устремлены, к чему идем как бы ощупью, всегда больше уже достигнутого, и мы идем, не основываясь на полном знании цели, а устремляясь к еще не достигнутому. Это относится, мне кажется, к абсолютно любой общине, и с этим следует считаться, в противном случае мы создаем воображаемые образы. Можно идеализировать общину, которую считаешь родной себе, или, наоборот, прийти в полное уныние, глядя на ту общину, которой принадлежишь и которая так далека от наших устремлений или идеалов. Говоря о христианской общине, подчеркну, что образ ее – Сам Бог, Единый во Святой Троице, для христианской общины нет и не может быть другого образца. И это ясно указывает на то, что как бы близко ни подошла к своей цели группа людей, которые были связаны между собой какое-то время, или весь христианский мир в целом, мы никогда не достигнем цели и всегда недостаточны. Однако если не помнить постоянно, что община считает своим идеальным образцом, какой видит свою конечную цель, нам не на что опереться, у нас нет ни точной цели, ни определенного образца, к которому мы устремлены.

http://religare.ru/2_37044.html

В статье содержатся краткие сведения о жизни и литературной деятельности прп. Беды Достопочтенного , в частности – о его работах по толкованию Священного Писания . Статья предваряет впервые осуществленный перевод на русский язык экзегетического сочинения прп. Беды «Толкование на Послание Божественного Иакова». Ключевые слова: Беда Достопочтенный , Послание ап. Иакова, Соборные Послания, искушения, мудрость, богатство, бедность, похоть, грех, гнев, обуздание языка, Закон, дела, вера, оправдание, Суд, терпение, болезнь, помазание болящих, молитва , спасение. Прп. Беда (Beda, Baeda, Bedanus; память в день всех святых Британских островов в 3-ю Неделю по Пятидесятнице; в Римско-Католической Церкви – 27 мая) происходил из Нортумбрии (Сев. Англия). Родился в 672 или 673 г., предположительно в селении Монктон. В 7-летнем возрасте родственники отдали его на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермоут, аббатства свв. апп. Петра и Павла, из которого через год он был переведён в новооснованный монастырь того же аббатства в Ярроу. В этом монастыре Беда оставался до конца своей жизни. В возрасте 19 лет он был рукоположен во диакона, а в 30 лет стал пресвитером. Он почти никогда не покидал свой монастырь, лишь однажды совершив поездку в Линдисфарн, а в другой раз навестив в Йорке своего ученика и друга архиеп. Эгберта Йоркского. Умер прп. Беда от болезни 26 мая 735 г. в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. его мощи были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. С IX в. св. Беду стали именовать «Достопочтенный» (Venerabilis). На Ахенском Соборе 835 г. он был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 октября 1899 г. папа Лeb XIII объявил прп. Беду Достопочтенного учителем Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован в Сурожской епархии Русской Православной Церкви по инициативе митр. Антония (Блума) как местночтимый святой 2 . Прп. Беда Достопочтенный был одним из виднейших учёных- энциклопедистов раннего средневековья. Хотя его богословское учение в целом носит несамостоятельный и компилятивный характер, все же его по праву считают одним из крупных западных богословов. Круг его интересов включал практически все известные тогда области знания: физику, астрономию, метеорологию, музыку, хронологию, историю, математику, риторику, грамматику, метрику. При этом он не только собирал и усваивал мнения предшествовавших церковных и светских писателей, но и стремился дополнить их. Сочинениям прп. Беды присуща простота и лаконичность. Их объединяет идея о необходимости написания кратких сводов знаний, которые были бы пригодны для обучения наукам и для наставления в вере 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

[Видео] Живая епархия в служении Богу Живому Как трудно, почти невозможно, христианской общине сохранить свою цельность. Как труден путь приобретения добродетели, не говоря уже об исполнении добрых дел! Как легко это последнее способствует возникновению атмосферы оценки себя и других, что порождает лицемерие вместо цельности. 28 сентября, 2011 Как трудно, почти невозможно, христианской общине сохранить свою цельность. Как труден путь приобретения добродетели, не говоря уже об исполнении добрых дел! Как легко это последнее способствует возникновению атмосферы оценки себя и других, что порождает лицемерие вместо цельности. Правмир продолжает публиковать доклады Третьей конференции памяти митрополита Антония Сурожского «Церковь – Богочеловеческое общество», прошедшей 23 сентября 2011 года в Доме русского Зарубежья. Предлагаем вашему вниманию доклад Коста Карраса. Читает доклад И. Я. Фон Шлипке. Коста Каррас – потомственный греческий судовладелец, до отъезда из Лондона в 1977-1999 был членом, а позже председателем Епархиальной Ассамблеи Сурожской епархии. Многолетний член совета директоров Союза греческих судовладельцев, занимается балканской политикой, основал Центр «За демократию на Балканах». Отец Антоний был необычайно глубоким человеком, и потому, как никто другой, был способен открыть глубину духовного опыта тем, кто его окружал. Всякий раз это была личная встреча, внутренняя, соответственная с его собственным опытом встреча с живым Богом и полной самоотдачи живой Церковью, установленной Христом и пронизанной Святым Духом, в которой он служил. Каждая встреча с ним была неповторимой, потому что каждому человеку отец Антоний открывался с новой стороны. Это неудивительно, ведь только Бог видит человека полностью. Как следствие, обычно друзья и ученики великого наставника не только воссоздают его образ, а передают свое личное видение его — то, каким он представал в общении с ними. Это не только обычно, но и неизбежно, поскольку наше представление о другом человеке рождается из неповторимой встречи, единственного в своем роде опыта отношений.

http://pravmir.ru/video-zhivaya-eparxiya...

Встречи с митрополитом Сурожским Антонием Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 27 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 I Православный мир переживает сейчас утрату праведника наших дней — митрополита Сурожского Антония. Утрата на земле такого праведника, как митрополит Антоний, не может служить для христиан причиной уныния. Приводить это должно лишь к осознанию свершения Божественных судеб, которые охарактеризовал Сам Христос. Нарисовав картину последних времен, которая может навеять ужас и безысходность, Христос Спаситель вдруг говорит: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк 21:28). Столь емкое, даже перенасыщенное смыслом выражение требует пояснения. Цель жизни христианина не в здоровье, хотя к этому, как к чему-то очевидному и непререкаемому, сводятся все наши самые сердечные благопожелания. Вожделенно ли здоровье, если служит оно подлой, преступной жизни? Ценнее ли оно хо­тя бы чистой совести? Не в материальной обеспеченности: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф 16:26). Не во славе мира сего: что высоко у людей, томерзость пред Богом (Лк 16:15). Цель жизни христианина только в стяжании Духа Святого (преподобный Серафим Саров­ский). Святость и состоит в осиянности Духом Святым. По­тому христианская жизнь и должна быть устремлена к тре­пет­ному и истаивающему стоянию пред Лицом Божиим. Но в этом-то как раз и весь пафос обетования парусии — Второго пришествия Христа Спасителя. Для членов первенствующей Церкви встреча грядущего Господа была вожделеннейшим чаянием, постоянно выражаемым в гимне: Ей, гряди, Господи Иисусе (Откр 22:20). Для нас же ныне это обетование заключилось в страх. Не глумление ли это над нами сатаны? Не измена ли в этом наша Христу? — Знать нам твердо должно, что только там ликование и радость, где веяние Духа Святого, там Божия победа, куда призывается Христос. Об этом, собственно, и говорит Апостол: Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин 5:4). Вот и мы всё перечувствуем и поймем, даже дерзновенно перенесем все угрозы, лишения и муки, если пребудем под покровом Божиим. Да будет же постоянным хоралом нашим призыв: Ей, гряди Господи Иисусе Христе,Да царствует Христос над нами.

http://pravmir.ru/vstrechi-s-mitropolito...

«Господи, ради Тебя откажусь от Оливье!» Какие посты бывают? Милицейские, пограничные, медицинские. И христианские посты. 13 июня, 2015 Какие посты бывают? Милицейские, пограничные, медицинские. И христианские посты. Зачем мы постимся? Как применить церковные правила о посте к реальной жизни? В дни Петрова поста об этом размышляет насельник Свято-Успенского Жировичского монастыря иеромонах Агапий (Голуб). Пост — это стража, караул Если посмотреть церковный устав, то из 365 дней года около 200 являются постными 1 . Эти посты бывают разного уровня строгости, разной периодичности. Для современного человека, делающего первые робкие шаги в Церкви, соблюдение их всех обычно кажется невозможным. В самом деле, боюсь, не так уж и много найдется христиан, которые неукоснительно придерживаются всех этих постов. С другой стороны, такой порядок, принятый Церковью, не является случайностью. Чтобы понять внутреннюю логику, которая привела к созданию этих правил о постах, и сориентироваться, как применять церковные правила относительно своей реальной жизни, нужно осмыслить, а зачем вообще посты нужны. Все описанное ниже является только личным опытом осмысления с целью донесения значения поста до новоначальных. О постах литературы много, и не хочется пересказывать написанное до меня, и лучше, чем мог бы я. В качестве примера рекомендую внимательно ознакомиться с книгой протопресвитера Александра Шмемана «Великий Пост». Там достаточно доступно и одновременно емко раскрывается сама сущность поста, история его развития, предлагается опыт проживания Великого Поста в условиях современной цивилизации. Хорошие беседы о посте есть у митрополита Антония Сурожского . Но выскажу некоторые свои мысли. Какие посты бывают? Милицейские, пограничные, медицинские. И христианские посты. Случайно ли все это разнообразие называется одним словом — пост? Что их объединяет? Ответ несложен. Синонимы слова «пост» — бдение, караул, стража, бодрствование. Я готовлю себя, свое сердце к встрече со Христом, и в этом ожидании стою на страже души, чтобы она не была заполнена чем-то, что может помешать встрече и приятию в себя Его Тела и Крови. Я не пускаю внутрь агрессию, раздражение, жадность, ненависть, похоть, чревоугодие, равнодушие и пр. Я отслеживаю имеющиеся во мне грехи и страсти, очищаю себя от них покаянием, чтобы в таинстве исповеди — печати покаяния — освободиться от их груза. А поскольку природа пустоты не терпит — кому-то улыбнуться, с кем-то примириться, сказать «прости» 2 . Беречь свой язык. Отслеживать и направлять в нужное русло эмоции.

http://pravmir.ru/gospodi-radi-tebya-otk...

Готовя открытки к Новому году вы перебираете десятки поздравлений с Новым годом — в стихах, в смс, в прозе. И все они — поверхностны — с Новым годом, новым счастьем в личной жизни и на работе. Мы предлагаем вам немного задуматься о наступающем новом году и прочитать глубокие и мудрые слова о празднике. Готовя открытки к Новому году Вы перебираете десятки поздравлений с Новым годом — в стихах, в смс, в прозе. И все они — поверхностны — с Новым годом, новым счастьем в личной жизни и на работе. Мы предлагаем Вам немного задуматься о наступающем Новом годе и прочитать глубокие и мудрые слова о празднике. Возможно, что именно они помогут вам написать свое настоящее поздравление с Новым годом!  Фото: kamancha, photosight.ru Поздравления с Новым годом 2017 Озираясь на прошлое, мы видим, сколь многого мы не сумели совершить в течение этого года: по бессилию, по забывчивости, по косности, по недоброй нашей воле. И перед тем как вступить в новое время, покаемся перед Богом, признаем свои ошибки и соберем с прошлого года опыт жизни, который нам позволит их не повторять и другие подобные ошибки не делать. Весь смысл жизни только в том, чтобы любить Бога, любить ближнего и чтобы все творилось только во имя этой любви. Поздравления с Новым годом от митрополита Сурожского Антония Какое время самое важное в жизни? В старой сказке говорится, как спросили некоего мудреца: “Какое самое важное время в жизни? Кто самый значительный человек в твоей жизни? Какой поступок всего важнее совершить?” И ответ был таков: – Самое важное время в жизни – это теперешнее мгновение, потому что прошлое утекло, а будущее еще не встало; самый значительный человек в твоей жизни – тот, который сейчас перед тобой и которому ты можешь сделать добро или зло; и самое важное дело в жизни – в это мгновение, этому человеку дать все, что может быть ему дано… Вступим в новый год с этим чувством ответственности и вдохновения; вступим в этот новый год с верой, что сила Божия в немощи совершается: в нашей немощи, как совершилась она в немощи святых, которые были крепки только силой Божией; будем верить, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе…

http://pravmir.ru/pozdravleniya-s-novym-...

«Если я упорствовал, он говорил: попробуй по-своему». Николай Бреев — о своем отце, любви и утрате Каким было последнее напутствие протоиерея Георгия Бреева 15 июня, 2020 Каким было последнее напутствие протоиерея Георгия Бреева Протоиерей Георгий Бреев, любимый многими батюшка, духовник священства Москвы, ушел из жизни 29 апреля 2020 года. Он остался в памяти своих многочисленных духовных чад. Его сын Николай Бреев — директор издательского дома «Никея», организатор медиапроектов, отец четверых детей — рассказал «Правмиру» о том, как умел воспитывать и направлять отец, почему родители не вмешивались в дела молодой семьи и чем его вдохновляют трудности книгоиздания. — Николай, читаю вас в социальных сетях, вижу широкий диапазон тем вашего издательства. Такая здоровая открытость к разным точкам зрения редко встречается в православии. Она была заложена у вас в семье? — Думаю, да. Это одна из установок моего отца — протоиерея Георгия Бреева. Он принимал всякого. Удивительно: среди его духовных чад могли быть и ультраконсервативные люди, и очень либеральные. Самое главное — смотреть, есть ли во всем этом дух Христов… А путь у каждого человека может быть абсолютно разным.  Наверное, эта установка отца Георгия и передалась «Никее». Мир очень большой, его вызовы и нововведения можно рассматривать как некую опасность. С другой стороны, мир можно рассматривать как явление Бога в многообразии форм. И через это увидеть промысл Божий. Его духовничество было легким — «Смотреть, есть ли в этом дух Христов»… Но мы же можем обманываться? В таких случаях привычнее пойти за советом к духовнику. — Мне очень близко то, что говорит Христос в Евангелии: «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете». То есть погоду мы научились предсказывать, а Бога услышать не можем.  Многие христиане знают, что действительно существует личный опыт Богообщения. Он может проявляться по-разному, например, так, как  описано у митрополита Антония Сурожского: он читал Евангелие и явственно почувствовал Присутствие. Либо так, как рассказывал об обретении веры мой отец: он тоже прочел Евангелие и понял, что это действительно жизненно, истинно. Эту твердую уверенность, которая появилась у него в 18 лет, он пронес через всю жизнь. Она стала его фундаментом.

http://pravmir.ru/esli-ya-uporstvoval-on...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010