Что-то заинтересовало, что-то меня затронуло, даже не на слух, а по печатным листочкам Сегодня исполняется ровно 100 лет со дня рождения митрополита Сурожского Антония. В этот день мы предлагаем нашим читателям воспоминания человека, которого часто называют «окном» владыки. Именно благодаря Татьяне Львовне Майданович множество людей получили возможность Встречи с митрополитом Антонием посредством текстов. Как известно, владыка практически ничего не писал. То, что дошло до нас в виде книг, – расшифрованные беседы и проповеди митрополита Антония. Огромную часть этого труда сделал человек, которому владыка полностью доверял, – Татьяна Майданович. Записала в 1998 г. В. И. Матвеева, режиссер фильмов о митрополите Антонии Сурожском «Апостол любви». Печатается с ее разрешения. Родилась я в Париже в семье русских эмигрантов, было нас четыре девочки. Семья была традиционно церковная, в меру благочестивая, ходили в церковь. Когда подросли девочки, мы попали в который был живее, чем церкви, куда прежде ходили, там были лекции, курсы лекций, кружки. Две из нас попали на клирос, пели, читали, учились службе, все это знали и умели. К этому приходу я была очень привязана. Там меня попросили выполнять какие-то канцелярское работы, это распространялось на весь Западноевропейский экзархат, объединявший все храмы Московской Патриархии в западной Европе. Я соприкасалась со всем этим, и все это было мне страшно дорого. Владыку Антония я к тому времени видела, может, раз или два, потому что он в это время уже служил в Англии, а я сидела в Париже. А когда мне было 21 год, мы уехали; родители, можно сказать, увезли нас. Они всегда мечтали вернуться на Родину, и мы уехали. И там я очень тосковала. Мне не так беспокойно, что там оказалось, сколько я тосковала по тому, что оставила за собой. И когда приезжал кто-то из Западной Европы, из Экзархата, то я тянулась к ним, кто бы то ни был, близкий ли человек, менее близкий, я тянулась к ним и льнула очень, именно потому что тосковала так. Так произошло и с владыкой Антонием. Он приехал в первый раз в Россию в 1960 году, и я к нему потянулась. Это был осенний Сергий [память преподобного Сергия Радонежского, 8 октября]; в этой огромной толпе он посмотрел на меня и узнал. Это было чудесно. А потом, когда духовенство после трапезы уже расходилось не толпой, а каждый отдельно выходил, он с сопровождающим выходил, я подошла. И тогда я его видела раз или два, это было начало.

http://pravmir.ru/tatyana-maydanovich-ka...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_56964.html 18 августа 2008 Александр Буров Митрополит Сурожский Антоний: Я никуда не уйду... Источник:  http://www.ej.ru/?a=note&id=8294 Ежедневный журнал К 5-летию со дня преставления В предновогодний вечер уходящего 1991 года из морозных питерских сумерек я ступил внутрь светлого и теплого Спасо-Преображенского собора. Помолившись, подошел к свечному ящику – посмотреть, нет ли чего почитать. Книги в храме тогда были еще редкостью, и каждая новинка привлекала внимание. На прилавке, рядом с патриархийным календарем, скромно синела клеенная брошюра " Беседы о вере и Церкви " митрополита Сурожского Антония. Почему-то это имя мне показалось знакомым. " Всего две осталось " , – бросил мне продавец, серьезный молодой человек в очках. Немного полистав брошюру, я выложил две последние " десятки " – половину моей стипендии. Читать начал еще по дороге домой, на ходу. То немногое из православной литературы, что я видел до этой минуты, за исключением Евангелия, было написано как бы не для меня. Возможно, потому, что это были в основном перепечатки изданий XIX века: другой язык, другие реалии. Во всяком случае, было трудно поставить себя на место автора, скорее писавшего, по выражению Бердяева, " о чем-то " , нежели " что-то " . А здесь владыка сразу брал доверительный тон, сообщая о своем личном опыте. И все-то в нем было близко и узнаваемо. И юношеская жажда подвига, и неприятие церкви вплоть до дурноты от ладана и раздражения на священника, и побежденность Евангелием. Воцерковление в начале 90-х прочно связано для меня с именем митрополита Антония. Я не был знаком с ним лично, даже никогда не решился написать ему. Но в то время я подбирал для чтения книги тех авторов, которых упоминал в своих текстах владыка. Это было лучшей рекомендацией. Так я открыл для себя, например, Клайва С. Льюиса и русских богословов Парижской школы, старца Силуана и оо. Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа. Владыка Антоний и отец Александр Мень стали для меня тогда свидетелями жизненности православия. Я сделал вывод: раз такие люди в православной церкви есть или были совсем недавно, то, следовательно, в ней можно жить по Евангелию. А значит, пока я не получу каких-то неопровержимых доказательств обратного, я никуда из нее не уйду и " копать " буду здесь.

http://religare.ru/2_56964_1_21.html

  разделы   рассылка  распечатать Последнее Слово митрополита Антония к членам Епархиальной Ассамблеи – 30 ноябра 2002 г. Источник:  Сайт Сурожской епархии " это я стремлюсь хранить и любить, чтобы оставаться верным Русской Церкви; она дала нам мучеников, которые молятся за нас, которые передали нам нашу веру, которые дали нам пример идти, если нужно, на жертву, и вместе с тем быть совершенно открытыми и открытыми для всех " . Хочу еще вернуться ненадолго к вопросу о принадлежности Патриархии. 71 или 72 года тому назад в Западной Европе возник кризис, потому что на Церковь в России шло такое жуткое вражье давление, что многие начали сомневаться, может ли Церковь под советским режимом и дальше обеспечить русским православным, находящимся за границей, возможность быть нравственно свободными и политически свободными, будучи членами Церкви. В тот момент митрополит Евлогий откололся от Московской Патриархии и присоединился к Константинополю; но намерение его не было оставить Русскую Церковь окончательно, и я помню, как он сказал мне в момент, когда мы уже создали Патриаршую группу во Франции: " Ваш путь прямой, мой путь – обходный, но я вернусь " . И действительно, это и случилось много лет спустя, когда он привел эмиграцию обратно в Патриаршую Церковь, хотя впоследствии произошел новый разрыв. И было такое чувство, что они присоединились к Патриарху Константинопольскому временно, потому что большая часть эмиграции не могла понять, что, собственно, происходит. А происходило нечто, что было очень трудно понять людям, живущим в Западной Европе и не пережившим российской трагедии. Эта трагедия постигла нас непосредственно, потому что мы стали эмигрантами. Я оказался в эмиграции, когда мне не было и семи лет, в 1920 г., и все наши чувства были устремлены к России, была отчаянная любовь к ней; для нас это была не только страна, это была вся наша жизнь. Помню, когда я был одиннадцатилетним мальчиком, меня спросили, почему я не хочу просить родителей получить для меня французское гражданство, я сказал, что предпочитаю умереть в России, скорее чем оставаться живым вне её. И вот это было настроение моего поколения, не говоря уже о более старшем поколении. Было очень интенсивное чувство любви к России...

http://religare.ru/2_30462.html

Из апологетики XX века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 20 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 От редакции В этом номере данная рубрика посвящается памяти двух людей, которые — это было понятно уже давно и стало тем более ясно после того, как их земная жизнь окончилась — не только в значительной степени определили пути православной апологетики ушедшего века, но и своими трудами создали предпосылки для апологетики века нового. Проповедь митрополита Антония Сурожского направлена более широкому кругу современников (собственно говоря, широчайшему, потому что его слово было воспринято и принесло плод на нескольких континентах). Слово С. С. Аверинцева было адресовано гораздо более узкому, но немаловажному слушателю и читателю: людям образованным или стремящимся быть таковыми, по преимуществу гуманитариям; однако опыт новейшего времени показывает, что обращение этих людей к Православию становится все более важным фактором в жизни Церкви. Замечательно, что оба эти выдающиеся (кажется, уже можно так говорить) апологета знали и ценили друг друга. Это дало нам возможность объединить под одним заголовком текст, который С. С. Аверинцев в свое время написал для публикации владыки Антония в “Новом мире”, и фрагменты из бесед Владыки, до сих пор на русском языке не издававшиеся. C. Аверинцев Мы раскрываем страницы Евангелия, и наш ум вновь и вновь — в который раз! — поражают слова Иисуса Христа Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы онуже возгорелся! Еще ранее сказано было о Христе устами Иоанна Предтечи, что Он будет крес­тить — огнем. Вот, значит, как называется то, что дает Христос: огонь. Вера Христова — вера огненная. Таков критерий. Но как может быть убедительной для неверующего мира весть об огненной вере, если он, этот мир, не видит огненности в тех, кто называет себя верующими? Где там огонь? Воздуш­ные замки мечтательности на религиозные темы, воздушные умствования и теоретизирования, мнения и суждения о вере. Тепловатая вода набожных эмоций. Земляная тяжесть так называе­мого православного быта (слово-то какое — “быт”!). Вспыхнет на мгновение огонь, озарит, согреет — и снова погаснет. Но есть люди, в которых огонь горит, не угасая ни на минуту, ощутимый в каждом их слове, в каждом взгляде. Огонь, который нельзя подделать, когда его нет, но и нельзя скрыть, когда он есть.

http://pravmir.ru/iz-apologetiki-xx-veka...

Михаил Сарни Епархия сегодня В марте 2002 г. по просьбе митрополита Антония в Лондон прибыл новый викарий, новопоставленный епископ Иларион (Алфеев) (илл. 6.2). Выпускник Оксфорда и талантливый богослов, епископ Иларион по благословению владыки Антония стал посещать приходы. Владыка Митрополит надеялся, что близкие ему люди примут молодого епископа с любовью, но этого не случилось. Все страхи того, что «придут русские и уничтожат уникальную епархию», как будто воплотились в одном человеке. Его энергия, энтузиазм, желание открывать новые приходы – все казалось подозрительным. Митрополит Антоний со временем склонился на сторону возмущавшихся, и попросил Священный Синод перевести епископа Илариона на другое служение; в июле 2002 г. Синод принял решение назначить епископа Илариона главой Представительства Русской Церкви в Брюсселе. Но ведь епархия была уникальной в силу уникальной личности ее создателя, поэтому перемены рано или поздно должны были наступить. 4 августа 2003 г., после пятидесяти пяти лет трудов по устроению Церкви в Великобритании, митрополит Сурожский Антоний почил в Бозе(илл. 6.3–6.5). Люди приходят на его могилу на Старо-Бромтонском кладбище, приносят цветы, и «говорят с ним как с живым». С 2003 по 2006 г. Сурожской епархией управлял епископ Сергиевский Василий. При нем настоятелями Успенского собора были старейшие клирики прихода – протоиерей Михаил Фортунато, а затем протоиерей Иоанн Ли. Это было неспокойное время. На ежегодных общих собраниях прихожане страстно обсуждали разные явления в жизни прихода. Для одних малейшие изменения были немыслимы, и они порицали клириков, которые, по их мнению, были виновны в этом (зачастую несправедливо). Другие, наоборот, просили отказаться от некоторых традиционных особенностей богослужения в соборе (к примеру, часы перед Литургией не читались). Большинство прихожан, разумеется, желало жить в мире. Но разговоры в каждой из двух частей прихода не утихали. «Что же будет с нами?» – об этом думали все. Попыток разрешить противоречия, подобно тому, как это делал его предшественник, епископ Василий не предпринимал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О насилии Если мы осознаем, что конфликт может стать созидательным, когда он коренится в любви, в самоотдаче, в любви крестной, жертвенной, то положение изменится. Если в таком духе подходить к конфликтам, то можно попытаться действовать творчески, и тогда конфликт, ненависть, агрессия потеряют свою разрушительную силу. 26 июля, 2013 Если мы осознаем, что конфликт может стать созидательным, когда он коренится в любви, в самоотдаче, в любви крестной, жертвенной, то положение изменится. Если в таком духе подходить к конфликтам, то можно попытаться действовать творчески, и тогда конфликт, ненависть, агрессия потеряют свою разрушительную силу. В 1991 году «Новый мир» с предисловием С. С. Аверинцева опубликовал автобиографический текст митрополита Антония Сурожского «Без тем самым открыв его имя для широкого читателя. С тех пор по России его книги разошлись более чем миллионом экземпляров. В советское время слово Владыки, возглавлявшего Русскую православную церковь в Великобритании, прорывалось сквозь глушилки в передачах Би-би-си, множество его текстов ходило в самиздате. Его приезды в Москву собирали толпу в храмах, где он проповедовал, и все более многочисленные подпольные группы — в домах друзей, не боявшихся предоставлять ему свои квартиры. Для советского слушателя его слово о вере, достоинстве, человечности, свободе и радости было глотком свежего воздуха. Но не меньший отклик оно находило и в самых разнообразных кругах Англии — страны его служения. На одной из конференций, посвященных наследию митрополита Антония, участникам вспомнилась шутка, бытовавшая в церковных кругах Европы в 1970 — 1980-х годах: митрополит Антоний — самый популярный человек в Великобритании — после «Битлз». Чем епископ немногочисленной общины, представитель нетрадиционной для Британских островов Церкви мог привлечь внимание в стране, которая к иностранцам в принципе относится сдержанно? Чем непривычно клерикального вида чужестранец (Владыка никогда не выступал без подрясника и панагии), горячо любивший Россию и отличающийся бескомпромиссной верностью Православию («чрезвычайно консервативен», как характеризуют его в рапорте Архиепископу Кентерберийскому о планах совместного обсуждения вопросов подкупал недоверчивого слушателя? Что было в нем и его слове такого, что он получал приглашения выступить по радио и на телевидении, в богословских, медицинских, естественно-научных колледжах, университетах, средних школах, больницах, хосписах, экономических институтах, военных училищах, школах искусств?

http://pravmir.ru/o-nasilii/

Ольга Клодт: Поражало, что митрополит Антоний — монах — так глубоко понимал все проблемы современности Мы удивлялись, как точно он «вписывается» в отведенные двадцать минут, завершая тему каждый раз практически точно вовремя 18 июня, 2014 Мы удивлялись, как точно он «вписывается» в отведенные двадцать минут, завершая тему каждый раз практически точно вовремя Было видно, что чувствует он себя неважно, но в беседе он весело спросил нас, чего мы от него хотим. Мы предложили отснять серию проповедей на темы, которые нам представлялись самыми актуальными для широкой российской аудитории, к которой можно отнести как людей воцерковленных, так и тех, кто, может быть, только начал задумываться о Вере. Ольга Григорьевна Клодт – иконописец, преподаватель иконописи. В 2006 году Святейший Патриарх Алексий II наградил О. Г. Клодт медалью преподобного Андрея Рублева II степени. В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл наградил О. Г. Клодт медалью преподобного Андрея Рублева I степени. В своих воспоминаниях она рассказывает о встречах с митрополитом Антонием, о том, как спонтанно родилась идея записать с Владыкой цикл бесед, которые сегодня позволяют множеству людей ощутить реальность Встречи с ним. В 1980 году мои друзья составили и издали «самиздатовским» способом двухтомник «Проповеди и беседы» митрополита Антония Сурожского. Тогда я впервые услышала это имя, узнала о нем. А когда стала читать, с первой страницы почувствовала удивительную радость, какая бывает при встрече с очень близким человеком. Пока я читала, во мне нарастало чувство счастья, счастья прикосновения к Истине. За четыре года до того я крестилась, но воцерковленным человеком не была, еще многое не понимала и соответственно, как часто бывает в таких случаях, не принимала из происходящего в церкви. В книге митрополита Антония мне были даны ответы на основные духовные вопросы. Когда я думаю о том, какое великое множество людей Владыка привел в Церковь, мне кажется, что неоценимо его значение в отношении интеллигенции, которая часто страдает скептицизмом, самоутверждением, отсутствием внутренней цельности и простоты.

http://pravmir.ru/olga-klodt-o-semkah-be...

поиск:   разделы   рассылка Александр Буров Митрополит Сурожский Антоний: Я никуда не уйду... Источник:  Ежедневный журнал К 5-летию со дня преставления В предновогодний вечер уходящего 1991 года из морозных питерских сумерек я ступил внутрь светлого и теплого Спасо-Преображенского собора. Помолившись, подошел к свечному ящику – посмотреть, нет ли чего почитать. Книги в храме тогда были еще редкостью, и каждая новинка привлекала внимание. На прилавке, рядом с патриархийным календарем, скромно синела клеенная брошюра " Беседы о вере и Церкви " митрополита Сурожского Антония. Почему-то это имя мне показалось знакомым. " Всего две осталось " , – бросил мне продавец, серьезный молодой человек в очках. Немного полистав брошюру, я выложил две последние " десятки " – половину моей стипендии. Читать начал еще по дороге домой, на ходу. То немногое из православной литературы, что я видел до этой минуты, за исключением Евангелия, было написано как бы не для меня. Возможно, потому, что это были в основном перепечатки изданий XIX века: другой язык, другие реалии. Во всяком случае, было трудно поставить себя на место автора, скорее писавшего, по выражению Бердяева, " о чем-то " , нежели " что-то " . А здесь владыка сразу брал доверительный тон, сообщая о своем личном опыте. И все-то в нем было близко и узнаваемо. И юношеская жажда подвига, и неприятие церкви вплоть до дурноты от ладана и раздражения на священника, и побежденность Евангелием. Воцерковление в начале 90-х прочно связано для меня с именем митрополита Антония. Я не был знаком с ним лично, даже никогда не решился написать ему. Но в то время я подбирал для чтения книги тех авторов, которых упоминал в своих текстах владыка. Это было лучшей рекомендацией. Так я открыл для себя, например, Клайва С. Льюиса и русских богословов Парижской школы, старца Силуана и оо. Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа. Владыка Антоний и отец Александр Мень стали для меня тогда свидетелями жизненности православия. Я сделал вывод: раз такие люди в православной церкви есть или были совсем недавно, то, следовательно, в ней можно жить по Евангелию. А значит, пока я не получу каких-то неопровержимых доказательств обратного, я никуда из нее не уйду и " копать " буду здесь.

http://religare.ru/2_56964.html

Праздники двунадесятые (Господни) в православии Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 25 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 Праздники двунадесятые — это двенадцать важнейших праздников в православии после Пасхи. Подробнее о них Вы сможете узнать из нашей познавательной статьи. 1 О двунадесятых праздниках в православии Архимандрит Афанасий (Нечаев), духовный отец митрополита Антония Сурожского, родился около 1892 г. в Пензенской губернии в семье священника. Окончил духовную семинарию. После периода духовных сомнений и исканий был послушником на Старом Валааме. Оттуда был направлен в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1926). Постриг принял от митрополита Евлогия (Георгиевского). Остался в немногочисленной группе русских верующих, под руководством митрополита Вениамина (Фед­чен­кова) сохранивших каноническую верность Московскому Патриархату. После отъезда митрополита Вениамина в США был настоятелем патриаршего Трехсвятительского подворья в Париже. Во время немецкой оккупации помогал Сопротивлению, укрывал от гестапо евреев. Скончался в 1943 году. О нем см. воспоминания митрополита Антония в книге: Проповеди и беседы. М., 1991, и монахини Геновефы (Лав­ровой) в Журнале Московской Патриархии, 1985, Воспоминания самого отца Афанасия о пребывании на Валааме см. в журнале “Русский паломник”, 1990, 1, 2 и 3. Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня (Синаксарь — описание праздника) Неописуемая радость охватила всех верующих, когда найден был и опознан Крест Христов на Голгофе. Триста с лишним лет хранился он под спудом, и никому не дано было найти его. А теперь Господь удостоил сей чести царицу Елену, мать Константина Великого, прибывшую для сей цели из Константинополя в Иерусалим. Почему же Крест не был найден ранее, и почему именно теперь Господь показал его всему миру? Для ответа на эти вопросы надо сначала рассмотреть, какими знамениями сопровождалось сие радостное для всякого христианского сердца событие.

http://pravmir.ru/prazdniki-dvunadesyaty...

Протоиерей Иоанн Ли: Я продолжаю говорить с митрополитом Антонием… (Текст+Видео) Недавно я должен был кого-то навестить в больнице, но отложил из-за какого-то другого дела. И поймал себя на том, что говорю вслух: ‘Успокойтесь, Антоний, я выполню это дело’. 3 октября, 2013 Недавно я должен был кого-то навестить в больнице, но отложил из-за какого-то другого дела. И поймал себя на том, что говорю вслух: ‘Успокойтесь, Антоний, я выполню это дело’. Предлагаем вашему вниманию интервью протоиереем Иоанном Ли , записанное в мае 2013 года в Лондоне и показанное на IV международной конференции Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского ». Отец Иоанн долгое время был личным шофером владыки Антония, а в последние годы — его духовником и доверенным лицом. Елена Садовникова: Отец Иоанн, большое спасибо, что Вы согласились обратиться к нашей публике. Я получила большое количество вопросов. Начну с первого – как все началось? Как Вы узнали о владыке Антонии, и как оказались в его приходе священником? Протоиерей Иоанн Ли: Я с ним познакомился в Гайд-парке, куда пошел со своими детьми, чтобы они могли там побегать. Владыка Антоний тоже занимался там спортивными упражнениями, бегал. Я о нем слышал, но никогда не встречался, так что узнать не мог. Владыка сел на скамейку рядом со мной, у нас завязался разговор, и я сказал: «Вы выглядите как православный священник». Он засмеялся и ответил: «Может, это потому, что я и есть православный священник?» Наша беседа затянулась, так что дети стали скучать. Я спросил, где живет владыка, и он предложил мне его навестить. Так я второй раз в своей жизни отправился в собор (когда я первый раз был в соборе, служил кто-то другой, не владыка). Он мне показал собор и предложил, чтобы мы встречались, и наши встречи начались. Я сказал, что учился в семинарии, готовился стать священником, и Владыка ответил: «Это меня не удивляет». С тех пор мы начали регулярно встречаться, и эти встречи продолжались до конца его жизни. Елена Садовникова: Руководствовался ли владыка какими-то правилами, например «Лествицей», в своей  монашеской жизни?

http://pravmir.ru/protoierej-ioann-li-ya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010