Елена Майданович: «Неужели ЭТО никто не записывает?» Редактор книг митрополита Антония Сурожского – о жизни, о встрече и общении с Владыкой 12 июня, 2014 Редактор книг митрополита Антония Сурожского – о жизни, о встрече и общении с Владыкой «Когда первая книга вышла, у меня были какие-то сомнения и тревоги – так или не так. Я Владыке писала, он не ответил. Если он доверил один раз, значит дальше – сама! Такая ответственность доверия!» Наверное, счастливы люди, знавшие митрополита Антония лично, имевшие радость общения молитвы вместе с ним. Но тысячи, десятки тысяч людей во всем мире знают владыку Антония, никогда не встречав его в этой жизни. Они знают Владыку по его книгам, которые настолько ярко передают это его живое слово, что создается полное впечатление реальности общения, близкого знакомства. Проповеди, беседы владыки Антония дошли до читателя благодаря трудам сестер Елены и Татьяны (+2013) Майданович. Они не только собирали его выступления разных лет, но и готовили тексты к публикации, но так, что их редактура не забивала, не искажала, а лишь выявляла простоту и глубину слова владыки Антония. Редактор книг митрополита Антония, Елена Львовна Майданович – о жизни, о встрече и общении с Владыкой. – Мои родители были эмигрантами первой волны, послереволюционной. Родилась я в Париже, у меня были старшие сестры – Наталья, Ирина, Татьяна. Сейчас мое имя всегда стоит на книжках Владыки Антония, просто потому, что я оказалась крайней, потому что продолжаю этим заниматься. На самом деле начала это дело моя старшая сестра Татьяна. В Россию мы приехали в 1956-м году, родителям хотелось вернуться на родину, мы приехали с ними. Татьяне это было довольно тяжело. В Париже она немножко работала в экзархате (Париж тогда был центром Западно-Европейского экзархата), и она уже была немного знакома с владыкой Антонием. Когда она оказалась на родине отцов, то ей это было довольно тяжело, и она старалась встречаться с людьми, которые приезжали из Европы. В 1960 году Владыка в первый раз был в России. Для него это, наверное, было очень большое событие: в Лавре преподобного Сергия он служил с патриархом Алексеем, с которым у него сложились хорошие, теплые отношения. Татьяна встретила Владыку во дворе монастыря, он ее, видимо, вспомнил, они общались в каждый приезд Владыки в Москву. Я же познакомилась с Владыкой на несколько лет позже в 1966 году.

http://pravmir.ru/elena-maydanovich-neuz...

Мониторинг СМИ Бог поругаем не бывает Интервью с епископом Венским и Австрийским Иларионом 15.05.2006 15:07 Владыка, Вы хорошо знаете Англию, два года учились в Оксфорде и служили в Сурожской епархии священником, а в 2002 году в течение нескольких месяцев были викарием митрополита Антония. Расскажите, что происходит сейчас в Сурожской епархии? Указом Святейшего Патриарха управление Сурожской епархией временно поручено архиепископу Корсунскому Иннокентию, а другим указом епископ Василий (Осборн) отстранен от управления епархией и отправлен на покой. Назначена комиссия из трех архиереев для расследования его деятельности. Епископ Василий не согласился с решением Святейшего и собирается апеллировать к Патриарху Константинопольскому. Что послужило причиной решения Святейшего об отстранении епископа Василия? 24 апреля, на второй день Пасхи, епископ Василий направил Святейшему письмо, в котором просил «освободить его от канонического подчинения Московскому Патриархату». В своем письме епископ Василий выразил убеждение, что епархия, созданная митрополитом Антонием на Британских островах, «должна покинуть Московский Патриархат и стать епархией Вселенского Патриархата со статусом, аналогичным статусу Экзархата приходов русской традиции с центром в Париже» (речь идет о так называемой юрисдикции «рю Дарю», возникшей в 1930-е годы). Чем была мотивирована эта просьба? Тем, что в епархии появилось слишком много русских: до начала 1990-х годов Сурожская епархия насчитывала 2-3 тысячи человек и состояла преимущественно из англичан, тогда как в последние 15 лет в результате наплыва русских состав епархии значительно изменился, и сегодня большинство прихожан – русскоязычные. По словам епископа, в Великобритании сейчас проживает не менее 250 тысяч русскоязычных людей, только в одном Лондоне не менее 100 тысяч русских. Автор письма считает, что пастырское окормление этих лиц не входит в задачу Сурожской епархии, а должно было бы осуществляться некоей новой структурой, которую Московский Патриархат создал бы в Великобритании.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка " Уверенность в вещах невидимых " – последние беседы митрополита Антония Сурожского Источник:  Татьянин день " Уверенность в вещах невидимых " – так называется книга митрополита Антония Сурожского, которая недавно вышла в издательстве " Никея " . Этот сборник бесед можно считать своеобразным духовным завещанием митрополита Антония, в его последних разговорах со своими лондонскими прихожанами отчетливо звучит тема подведения жизненных итогов и наиболее полно раскрывается личность пастыря. Предлагаем вниманию читателей фрагмент из книги. Божия любовь Несколько месяцев назад я получил письмо из монастыря в России. В нем говорилось: " Нас предостерегают против богословия западных православных богословов. Трое из них представляют особую опасность для наших душ. Имена двоих мы знаем и знаем, кто они. Это отец Александр Шмеман и отец Иоанн Мейендорф. Мы не знаем, кто третий. Не могли бы вы нас просветить: его имя Антоний Блум " . Я не смог предоставить достаточно убедительные сведения этим людям, и то, о чем буду говорить сегодня, возможно, вызовет подобную реакцию, потому что я собираюсь поставить некоторые вещи под вопрос или, по крайней мере, показать, что к ним можно подходить по-разному. В моей последней беседе (вы, может быть, ее не помните) я постарался показать, как опыт святых, выраженный в молитвах, которые мы унаследовали от них, ставит нас под вопрос. Каждая прочитанная молитва принуждает нас спросить: " Могу ли я произнести эти слова честно, то есть из глубины своего собственного опыта, правдиво и искренне? Могу ли я прочитать их с убеждением, потому что они сообщают о том, что мне уже известно, или потому что я им доверяю? " Относительно каких-то отрывков мы можем сказать: " Если святой так думал и таким образом выразил свой опыт Бога, это правда. И хотя из собственного опыта я этого не знаю, я могу произнести эти слова из доверия к нему, стараясь найти в своем собственном духовном опыте, в своих мыслях нечто приближающееся по глубине и величию к тому, что он говорит " .

http://religare.ru/2_91300.html

Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на месте захоронения митрополита Сурожского Антония (Блума) Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Артём Леднёв. Звук: Александр Бригадов. 17 октября 2016 г. 21:01 17 октября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещающий Великобританию в связи с празднованием 300-летия присутствия Русской Православной Церкви на Британских островах, совершил освящение нового надгробия на месте захоронения  митрополита Сурожского Антония (Блума)  на Бромптонском кладбище. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил литию о приснопамятном митрополите Антонии. За поминальной службой молились председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  архиепископ Сурожский Елисей , викарий  Сурожской епархии   архиепископ Керченский Анатолий ,  архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   епископ Богородский Антоний ,  епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан ,  епископ Скопинский и Шацкий Матфей , многочисленные священнослужители, прихожане. Пел хор духовенства  Санкт-Петербургской митрополии . В слове по завершении литии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Вечная память, вечная память, вечная память Преосвященному приснопамятному владыке Антонию. Наверное, все здесь собравшиеся помнят владыку и у каждого есть какой-то свой опыт общения с ним. Я вспоминаю свою первую встречу с владыкой. Это было в далеком 1965 году, когда он приехал в тогдашний Ленинград, и вместе с приснопамятным покойным владыкой  митрополитом Никодимом  совершал Божественную литургию в тогда еще кафедральном Никольском соборе города. Я стоял с посохом у владыки Никодима, и был поражен проповедью владыки Антония. Он говорил тихим голосом, сила которого, может быть, без микрофона была недостаточна, чтобы его было слышно во всем большом соборе, но я стоял рядом, и поэтому от начала до конца слышал эту пронизывающую сознание проповедь, которая несла в себе не только мудрые мысли, но и, несомненно, духовную силу. И уже тогда и сердцем, и умом я почувствовал, что владыка — особенный человек, одаренный Богом, обладающий совершенно особой харизмой.

http://patriarchia.ru/db/text/4643956.ht...

К 85-летию митрополита Антония Сурожского Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 Основные публикации митрополита Антония Сурожского на русском языке 1 Отдельные издания Проповеди и беседы. — Париж, 1976; переизд.: М.: “Либрис”, 1991. Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Проповеди. — Сурожская епар­хия, 1982; переизд.: М.: Свято-Данилов монастырь, 1993. Доп. изд.: Су­рожская епархия, 1995; переизд.: Киев: Киево-Печерская лавра, 1997. Беседы о вере и Церкви/Центр по изучению религии. — М: СП Интербук, 1991. Молитва и жизнь/Авторизован. пер. с англ. Т. Майданович . — Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. О встрече. — СПб.: Сатисъ, 1994.2-е изд., испр. идоп.: Клин: Христианская жизнь, 1999. (Сборник содержит беседы и интервью, опубликованные ранее в периодических изданиях). Таинство любви: Беседа о христианском браке. — СПб.: Сатисъ, 1994. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. Любовь всепобеждающая: Проповеди, произнесенные в России. — СПб.: Сатисъ, 1994. Войду в дом Твой… — СПб.: Сатисъ, 1994. 2-е изд.: Минск: Виноград, 1998. Дом Божий: Три беседы о Церкви. — М.: Путь, 1995. 2-е изд. там же, 1998; 3-е изд.: Минск: Виноград, 1998. Человек перед Богом. — М.: Центр по изучению религии, 1995. (Книга содержит беседы как уже публиковавшиеся в периодике, так и неизданные). Жизнь. Болезнь. Смерть. — М.: Зачатьевский монастырь, 1995; 2-е изд. 1997. 3-е изд.: Минск: Виноград, 1998. Беседы о молитве. — СПб.: Сатисъ, 1996. Воскресные проповеди. — Минск: Минский кафедральный Свято-Духов собор, 1996. Духовное путешествие: Размышление перед Великим постом/Пер. с англ. — М.: Паломник, 1997. 2-е изд.: Минск: Виноград, 1998. “Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…”: Беседы на Евангелие от Марка, гл. 1–4. — М.: Даниловский Благовестник, 1998. Пути христианской жизни: Беседы. — М.: Альпари (по заказу храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских), 1998. Ступени [Беседы]. — Село Решма (Ивановской обл.). Макариево-Решемская обитель, 1998. (Христианский собеседник. Вып. 40). Изд. газеты “Свет Православия”.

http://pravmir.ru/k-85-letiyu-mitropolit...

поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева Впервые издана книга сочинений о. Афанасия (Нечаева) – духовного отца митрополита Сурожского Антония Источник:  Благовест-инфо Презентация книги архимандрита Афанасия (Нечаева) " От Валаама до Парижа " состоялась 4 декабря в Культурном центре " Покровские ворота " . Книга подготовлена фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " в 2011 г., рекомендована к изданию Издательским советом Белорусской Православной Церкви. В ней собраны автобиографические сочинения о. Афанасия (1886-1943), его воспоминания о Валааме, работы о богослужении, проповеди, сочиненные им христианские легенды; приложение содержит вспоминания и свидетельства о православном подвижнике. Большинство материалов опубликованы впервые. Презентацию вел Дмитрий Строцев – поэт, издатель из Минска, которому принадлежит главная заслуга поисков и собирания материалов книги из самых разных источников. В начале вечера слово было предоставлено митрополиту Сурожскому Антонию (Блуму) – был продемонстрирован фрагмент документального фильма Валентины Матвеевой, где митрополит Антоний рассказывает о встрече со своим духовным отцом архимандритом Афанасием. Речь идет об обучении будущего о. Афанасия в семинарии в начале ХХ в., о потере веры, о поисках и обретении ее в Финляндии, где Христа ему заново открыли члены " Армии спасения " . Однако " став верующим, он стал искать интегральной жизни " , продолжает митрополит Антоний, и эти поиски привели молодого человека на Валаам, где он постигал тайну монашества. " Его монашество не было " мистическим " , но было цельным, здоровым, полнокровным, он всегда делал для каждого человека все, что мог " , – говорил митрополит Антоний о своем духовнике. " Абсолютная внутренняя собранность и какое-то сияние " , – вот что поразило Андрея Блума при первой, внезапной встрече с о. Афанасием, поэтому он сразу сказал: " Не знаю, кто Вы, но прошу Вас стать моим духовником " . Будущему митрополиту его духовный наставник представлялся большим и сильным кораблем, который влечет за собой " маленькую лодочку " – каждого из своих пасомых.

http://religare.ru/2_91004.html

  разделы   рассылка  распечатать о.Петр (Мещеринов) Жизнь православного христианина в современном мире (на примере митр. Антония) Источник:  Храм Косьмы и Дамиана в Шубине Доклад на Первой международной конференции, посвященной осмыслению наследия Митрополита Антония Сурожского 28-30 сентября 2007 г., организованной фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " и Библиотекой-Фондом " Русское Зарубежье " . Митрополит Сурожский Антоний – великий пастырь Православной Церкви ХХ века. Значение его для современного христианства невозможно переоценить. Немногие имели счастье общаться с ним " лицом к лицу " ; в основном люди читали его, слушали радиопередачи и аудиозаписи; в последние два десятилетия стали доступны и видеозаписи бесед Владыки. Отсутствие личного контакта нисколько не являлось помехой к тому, чтобы образ митрополита Антония привлекал к себе сердца; жизнь его становилась образцом для подражания, а слово – руководством к действию. Я хотел бы сегодня порассуждать о том, какие именно характеристические признаки духовного делания митр. Антония позволяет его пастырству продолжаться в полную силу и после преселения Владыки в небесные обители. Я выделю пять таких признаков. I Первое – это то, что пастырский опыт митрополита Антония очень отличался от той системы духовничества, которая сложилась в нашей сегодняшней церковной жизни. Владыка был подлинным делателем Жатвы Христовой, но отнюдь не духовником в нашем традиционном понимании. Кто такой делатель Жатвы Христовой? Тот, кто своей жизнью, своими делами, своей молитвой, любовью, болью за людей, сопереживанием им, своим словом (словом – в последнюю очередь, как выражением жизни) свидетельствует о Христе, о том, что Он – важнее, лучше, прекраснее всего на свете, о том, что Он реально входит в нашу жизнь и преображает её. Делатель всегда – друг Жениха (Ин. 3, 29); здесь мало общего с духовничеством в его идеологическом понимании. Теоретически духовничество – это такой принцип, когда духовник (а лучше, конечно, " старец " ) " берёт человека за руку и ведёт ко Христу " . В своей чистоте духовничество проявляется чрезвычайно редко. Как правило, мы видим, что духовник в той или иной мере подменяет собою Христа, вследствие чего духовничество превращается в недостойную игру, ничего общего не имеющую с подлинной духовной жизнью, которая предполагает прежде всего личную ответственность, а не снятие её с себя и вручение её своему духовнику.

http://religare.ru/2_46018.html

поиск:   разделы   рассылка Филоненко Александр Семенович Общение и благодарение в евхаристической антропологии митрополита Сурожского Антония Источник:  Принято считать, что православная мысль XX века отличается напряженным отношением софиологической традиции и традиции неопатристического синтеза. Митрополит Антоний был биографически связан с представителями обеих традиций, но определяющие темы его мысли не связаны прямо ни с одной из них. Александр Филоненко предлагает набросок третьей линии православного богословия XX века, в контексте которой богословские темы митрополита Антония прочитываются наиболее непосредственно. Митрополит Антоний Сурожский и евхаристическое богословие общения. Для того чтобы определить место трудов митрополита Антония и их значение в контексте православной мысли XX века, нужно начать с отрицательного суждения. Принято представлять этот контекст через напряженное отношение софиологической традиции и традиции неопатристического синтеза. Но темы митрополита Антония не сводятся ни к одной из них, хотя духовно он был связан и с отцом Сергием Булгаковым, возмущение выступлением которого привело его в четырнадцать лет к встрече со Христом, и с кругом христианских социалистов (Георгий Петрович Федотов и мать Мария Скобцова), воспитывался Владимиром Николаевичем Лосским, воспринял пастырские уроки отца Георгия Флоровского, был наставником отца Александра Шмемана и отца Иоанна Мейендорфа. Несмотря на то, что в современном академическом богословии преобладает неопатристика, отношения между этими двумя традициями нельзя описывать лишь в логике исторической преемственности или отталкивания. Дело не в линейном разворачивании богословской мысли, но в сосуществовании нескольких продуктивных линий свидетельства, не только не сводимых друг к другу, но скорее находящихся в отношении дополнительности. Очевидна плодотворность неопатристики. На наших глазах происходит возрождение интереса к софиологии. Но мой первый тезис заключается в том, что, хотя митрополит Антоний был биографически связан с представителями обеих традиций, – а их труды чрезвычайно важны для понимания того, что такое его богословское наследие, –оказывается, что определяющие темы его мысли не связаны прямо ни с софиологией, ни с неопатристикой. Мне хотелось бы представить в докладе набросок третьей линии православного богословия XX века, в контексте которой богословские темы Владыки Антония прочитываются наиболее непосредственно. Я решусь назвать эту традицию евхаристическим богословием общения и постараюсь оправдать такое именование.

http://religare.ru/2_90841.html

Интервью Протодиакон Петр Скорер: Со временем искренние последователи митрополита Антония в Великобритании и во всей Европе соберутся вместе 08.10.2007 21:20 – Отец Петр, прошло полтора года с тех пор, как владыка Василий Осборн заявил о своем переходе из Московского патриархата в Константинопольский. У всех в памяти печальные события, последовавшие за этим. Могли бы вы подвести итоги этого периода? – Первое время было действительно трудным. Это была большая травма для всех бывших членов Сурожской епархии. Приходы и духовенство разделились примерно пополам: половина пошла за владыкой Василием под юрисдикцию Вселенского Патриарха, половина осталась под Москвой. Как известно, и синод Московского патриархата и лично архиепископ Корсунский Иннокентий заняли поначалу очень жесткую позицию – владыке Василию и его единомышленникам из числа клириков грозили лишением сана, однако недавно – и это тоже хорошо известно – епископу Василию была фактически дана отпускная грамота, и теперь мы можем сослужить с духовенством РПЦ. Жизнь Амфипольского викариатства – так теперь называется часть Сурожской епархии, перешедшая вместе с владыкой Василием в Константинопольскую юрисдикцию, – продолжается в том же духе, который был при митрополите Антонии. В этом году собралась первая большая ежегодная конференция, на которой присутствовало около 120-130 человек. Одной из тем дискуссий было: как нам жить в тех новых обстоятельствах, в которых оказалось наше викариатство, как преодолеть последствия травмы разделения. Многие из выступлений опубликованы на сайте нашем http://www.exarchate-uk.org/ , который очень активно освещает ситуацию вокруг Амфипольского викариатства. Также проводился наш ежегодный детский лагерь. – Хотелось бы знать конкретные цифры. Сколько приходов и евхаристических общин было в епархии к Пасхе 2006 года? Сколько из них на сегодня пожелали остаться в МП, и сколько перешло под омофор Константинопольского Патриарха? Были ли основаны за истекший период новые общины? – К моменту разделения в Сурожской епархии было около 30 приходов и евхаристических общин, в том числе очень маленьких – человек по 10. Эти приходы разделились приблизительно пополам. Если считать, что до большого наплыва недавно приехавших «новых русских» в епархии было около 3000 зарегистрированных прихожан (регистрация необходима в соответствии с нашим уставом), то теперь в Амфипольском викариатстве около 1500 верующих.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Гальперина Анна Митрополит Антоний и... Источник:  Богослов.ру 23-25 сентября 2011 года в Москве, в Доме Русского зарубежья им. А. Солженицына проходила третья международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония (Блума). Организаторами форума выступили Фонд " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " и Дом Русского Зарубежья. Тема конференции была заявлена как " Церковь – Богочеловеческое общество " . В первый день перед началом работы конференции с приветствием выступил директор Дома Русского зарубежья Виктор Москвин. Он отметил, что предыдущие конференции и семинары были очень плодотворны в изучении наследия митрополита Антония, а также по традиции пригласил провести работу следующей конференции в стенах Дома Русского зарубежья. Также были зачитаны приветственные телеграммы от председателя Библейско-богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета и председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона. Богословие – богословам Первым прозвучал доклад протоиерея Иоанна Ли (Лондон, Великобритания) " От мира к любви? " . Сам о. Иоанн приехать в Москву не смог, поэтому его доклад зачитал ведущий первой сессии, настоятель храма свв. Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов. Доклад протоиерея Иоанна Ли был посвящен не столько богословию или трудам владыки Антония, сколько воспоминаниям о нем самом – живом и любимом человеке: это были рассказы и о смешных, и о грустных моментах в жизни митрополита Антония, свидетелем которых пришлось быть докладчику. Например, перед рукоположением протоиерея Иоанна епископ Антоний беседовал с ним: " Иногда мы обсуждали богословские вопросы, но не часто; он как-то сказал мне, что богословие надо предоставить богословам: они, по всей видимости, единственные, кому богословие действительно необходимо! Я уверен, что он говорил не всерьез, – это было сказано в самом начале и, вероятно, с тем, чтобы я не так волновался " . Говорилось о искренности и благоговейном отношении к службе, о его советах священникам и мирянам, о богослужении и исповеди, о его самодисциплине и отношении к людям: " Он высоко ценил самодисциплину, такие люди его всегда привлекали.

http://religare.ru/2_89079.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010