Митрополит Антоний - целая эпоха в жизни Русской Православной Церкви Митрополит Антоний Сурожский Известные московские священнослужители, лично знавшие почившего митрополита Сурожского Антония, делятся своими воспоминаниями о встречах с владыкой, говорят о значении новопреставленного архиерея Божия. Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря: Митрополит Антоний - это целая эпоха в жизни Русской Православной Церкви XX века. Мне, по милости Божией, приходилось с ним несколько раз встречаться в Москве еще в начале 1980-х годов. Любое общение с ним производило неизгладимое впечатление, это был архиерей Божий, такого архиерея мы, наверное, уже не увидим. Совершенно доступный, милосердный, добрый, заботящийся о каждом из людей, который оказывался на его пути. Вы знаете, его духовным сыном в поздние годы своей жизни был владыка Василий (Родзянко). Владыка Антоний и постригал его в монашество, готовил к епископскому служению в Америке, и когда владыка Василий, зная, что он будет епископом, спросил у владыки Антония: " Как же я буду исполнять монашеский обет послушания, если я буду епископом, и сам буду руководить, меня будут слушать, у кого мне быть в послушании? " И тогда владыка Антоний сказал ему: " Всякий человек, который окажется на твоем пути, вот у этого человека ты и будь послушником, если, конечно, он не будет требовать от тебя, чего-то противного воли Божией " . И владыка Василий, слушая своего духовника, был именно таким прилежным послушником всякого человека, с которым он встречался. Я думаю, что это качество, этот духовный подвиг был и у самого владыки Антония. Он был уже в старческом возрасте, когда мы встречались, и иногда приходилось просить у него, чтобы он где-то выступил, с кем-то встретился, даже приехал куда-то и освятил квартиру, повидался с людьми, и я не помню случая, чтобы владыка Антоний отказался, хотя он был уже митрополитом и управляющим Британской епархией и одним из самых уважаемых иерархов Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/1489.html

Митрополит Сурожский Антоний (в миру Андрей Борисович Блум) родился 19 июня 1914 г. в Лозанне в семье российского дипломата. Мать — сестра композитора А. Н. Скрябина. Раннее детство митрополита Антония прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе в 1923 г. осела во Франции. Детство и юность митрополита Антония были отмечены тяжкими лишениями и страданиями, присущими эмиграции, и твердой решимостью, разделяемой близкими митрополита Антония, жить для России. В возрасте четырнадцати лет он обратился ко Христу и пришел в Церковь. С 1931 г. прислуживал в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московской Патриархии в Париже, и с тех пор всегда хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. В 1939 г. окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. Перед уходом на фронт хирургом французской армии, 10 сентября 1939 г., тайно принес монашеские обеты, в 1943 г. архимандритом Афанасием (Нечаевым) пострижен в монахи с именем Антоний. Во время немецкой оккупации — врач в антифашистском подполье. В 1948 г. рукоположен в иеромонаха и послан в Англию духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. Албания и прп. Сергия. В 1956 г. стал настоятелем храма Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне и остается им до сего дня. В 1957 г. хиротонисан во епископа Сергиевского. С 1962 г. — архиепископ, правящий архиерей созданной на Британских островах Сурожской епархии. С 1966 г. — митрополит, в 1966—1974 гг. — экзарх Патриарха Московского в Западной Европе. В 1974 г. по собственному желанию освобожден от обязанностей экзарха. С тех пор продолжает окормлять непрерывно растущую паству своей епархии, а также посредством книг, радио- и телебесед проповедует Евангелие во всем мире. Имеет многие награды Русской Православной Церкви, братских православных Церквей, Англиканской Церкви. Почетный доктор богословия Абердинского университета (1973 г., Великобритания) «за проповедь Слова Божьего и обновление духовной жизни в стране» и Московской духовной академии (1983 г.) «за совокупность научно-богословских и пастырских трудов», а также Кембриджского университета (1996 г.) и Киевской духовной академии (2000 г.).

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

митрополит Сурожский Антоний ЖМП 8 август 2013 /  2 августа 2013 г. 11:35 Архиепископ Керченский Анатолий: Он на этой земле отстаивал христианство Одним из первых среди тех, кто долгие годы был рядом с митрополитом Сурожским Антонием, следует назвать его первого викария — архиепископа Керченского Анатолия. Однако на протяжении десяти лет после кончины митрополита Антония, несмотря на сохраняющееся внимание к его наследию, воспоминания викария так и не были записаны. Наша редакция восполняет этот пробел и публикует воспоминания архиепископа Анатолия. Это тем более ценно и значимо, если помнить о последней воле митрополита Антония, который просил своего викария и после своей смерти продолжить служение в Сурожской епархии. Об этом митрополит Антоний написал и в последнем письме-завещании Патриарху Алексию II. — Ваше Высокопреосвященство, многие читали биографию митрополита Антония, в том числе и прекрасные автобиографические заметки, но кажется, что еще многое можно добавить к его духовному портрету. — Давайте посмотрим, как владыка сам говорил о своей жизни, о созданной им епархии, ведь мы можем ошибаться в наших оценках. Владыку многие знали, о нем писали и пишут, и каждый его оценивает и подходит к нему со своей точки зрения. Проповеди владыки, его воспоминания и дела сами говорят за себя. Недавно я перечитал один из старых номеров «Соборного листка», в котором было опубликовано выступление владыки перед русской верующей общественностью, произнесенное в зале собора в январе 1998 года. Тогда община переживала «кризис роста» из-за большого наплыва русскоязычных прихожан, начавшегося в 1990-е годы. В этом выступлении очень последовательно владыкой изложены события, происходившие в его жизни, начиная с юных лет и до последнего времени. Ведь этого многие просто не знают. — Что именно для вас оказалось значимым в этом выступлении, если вы решили начать с этого свой рассказ? — Очень поучителен рассказ владыки о том, как с детства его воспитывали в духе любви к России и обязанности ей служить. Во Франции, как он говорит, русских было много и для них приход, Церковь и Россия представляли одно и то же. Вот его собственные слова: «Мы покинули Россию против своей воли; нам пришлось покинуть Родину. И мы Родину унесли с собой в сердце. Мы оставались русскими до глубины души. Для нас Россия была всё». Эти слова очень важны, так как не раз возникали споры о прозападнических настроениях владыки, но это не так. Он просто был человеком вселенского масштаба, открытым, очень образованным и русским в душе.

http://e-vestnik.ru/interviews/o_mitropo...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Человек перед Богом, III. Путь подвига Книга «Человек пред Богом» составлена из устных выступлений митрополита Антония и охватывает период с 1969 по 1991 годы. Это беседы на радио (в русских передачах Би-би-си) и в московских квартирах во время приездов Владыки Антония в Россию, а также внебогослужебные беседы в лондонском приходе в периоды великопостных и рождественских говений. Беседы Антония Сурожского объединены общим настроением предстояния перед Богом. Эта книга требует внутренней тишины и медленного чтения: подобно тем паузам, которые делал сам Владыка во время бесед в своей общине. В «Путь подвига» (третья часть «Человека перед Богом») вошли: «Что такое духовная жизнь», «Воспитание сердца», «Закон жизни», «О молитве Господней». ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ Духовная жизнь, как действие Духа в нас. Молитва: внимание и благоговение.   Наше очередное говение я хочу посвятить теме духовной жизни как таковой. То, что я хочу сказать, некоторые из вас, несомненно, от меня и от других слышали. Дело в том, что мы все стремимся к духовной жизни и - ищем ее не в том и не там, где надо. Мы часто думаем, что духовная жизнь заключается в различных переживаниях, которые у нас по временам бывают и которые связаны с молитвой, богослужением, с красотой пения, с красотою икон, со всем строем нашей православной христианской жизни. И стремясь к переживаниям, стараясь достичь какой-то возвышенности мысли, живости чувств, мы проходим мимо того, что является настоящим, подлинным содержанием духовной жизни, ибо духовная жизнь не заключается в возвышенных мыслях и сильных переживаниях: таковые могут родиться и из других источников. Духовная жизнь вся зависит от воздействия на нас Святого Духа Божия и от того, как Божественная сила, благодать, Христос, Святой Дух нас постепенно изменяют, постепенно делают сообразными Христу, то есть похожими на Него, помогают нам стать и образом Божиим, и подобием Божиим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=704...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Человек перед Богом, II. Уход в глубины Книга «Человек пред Богом» составлена из устных выступлений митрополита Антония и охватывает период с 1969 по 1991 годы. Это беседы на радио (в русских передачах Би-би-си) и в московских квартирах во время приездов Владыки Антония в Россию, а также внебогослужебные беседы в лондонском приходе в периоды великопостных и рождественских говений. Беседы Антония Сурожского объединены общим настроением предстояния перед Богом. Эта книга требует внутренней тишины и медленного чтения: подобно тем паузам, которые делал сам Владыка во время бесед в своей общине. В «Уход в глубины» (вторая часть «Человека перед Богом») вошли: «О встречах и о последних свершениях», «О самопознании», «О смирении», «О совести». О ВСТРЕЧАХ И О ПОСЛЕДНИХ СВЕРШЕНИЯХ Творение как встреча.    Всякий пост является ожиданием. Рождественский пост нас готовит к моменту, когда с глубочайшим умилением, с благодарность и, вместе, с каким-то сознанием ужаса мы встретим воплотившегося Сына Божия; этот период поста - именно время, когда мы ожидаем Его прихода. Во время Великого поста мы тоже среди тьмы или сумерек земной жизни напряженно ожидаем момента, когда блеснет, как молния, воссияет, как полдень, чудо Христова Воскресения. Опять-таки: трепетное ожидание и завершение его в несказанной радости, являющейся для нас началом не только новой жизни, вечной жизни, раскрывающейся с новой силой, новой глубиной, но началом как бы нового нашего человеческого призвания; мы - новая тварь, посланная в грешный, осиротелый мир, чтобы возвестить в нем не только приход Господень, но и победу Божию; возвестить не только о том, что исполнилось время ожидания, но что это ожидание завершено и все сейчас открыто перед нами. Но в начале и в конце обоих периодов истории есть нечто другое: первая встреча и последняя встреча. И на пути от первой встречи творения до последней встречи, последних завершений происходит одна встреча за другой. Происходит неминуемая, всечеловеческая, общечеловеческая встреча - смерть; и происходят встречи в течение всей нашей жизни, когда вдруг наша душа раскроется, когда вдруг мы воспримем близость Бога, познаем Его по-новому, войдем с Ним в новое, радостное и преображающее общение. И бывает еще другая встреча: встреча твари с тварью, человека с человеком, человека с окружающим его миром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=704...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Человек перед Богом, IV, Открытость Книга «Человек пред Богом» составлена из устных выступлений митрополита Антония и охватывает период с 1969 по 1991 годы. Это беседы на радио (в русских передачах Би-би-си) и в московских квартирах во время приездов Владыки Антония в Россию, а также внебогослужебные беседы в лондонском приходе в периоды великопостных и рождественских говений. Беседы Антония Сурожского объединены общим настроением предстояния перед Богом. Эта книга требует внутренней тишины и медленного чтения: подобно тем паузам, которые делал сам Владыка во время бесед в своей общине. В «открытость» (четвертая часть «Человека перед Богом») вошли: «Брак, монашество, Церковь», «Вопросы брака и семьи», «Православная философия материи». БРАК, МОНАШЕСТВО, ЦЕРКОВЬ Брак как образ высшей радости.     Мне был сделан целый ряд предложений, о чем бы нам сегодня поговорить; и между прочим меня просили поговорить о Церкви, а кроме того - о браке и о монашестве. И я хочу попробовать соединить в каком-то отношении эти две темы. Соединяются они в моем сознании следующим образом. Ничего в Церкви не может быть существенного, выражающего ее сущность, что не было бы одновременно выражением всей жизни церковной, то есть не только умозрительной, но и каждодневной жизни, делания и человеческого творчества. И вот, брак и монашество являются двумя аспектами церковной природы, церковной сущности. Брак и монашество не являются в церковном опыте просто образом жизни, какой выбирают одни или другие люди; брак и монашество являются как бы двумя сторонами, двумя выражениями, исчерпывающими собою, с определенной точки зрения, природу Церкви. Если вы вчитываетесь в Ветхий, да и в Новый Завет, особенно в книгу Откровения, вы увидите, что образ брака является образом полноты жизни, завершенности, совершенства жизни. Брак представляется в этом отношении всеконечной победой любви, то есть предельным торжеством Бога, но не над человеком: Бог над человеком не торжествует, а торжеством Бога в самом человеке, осуществлением всей полноты и Божественной, и человеческой жизни. Ветхий Завет нам дает множество образов полноты, счастья, радости, блаженства в картинах брачной любви; а в Новом Завете, в книге Откровения, говорится о браке Агнца, о том соединении в любви - любви уже нерасторжимой, любви и победившей, и победоносной, - которая соединяет всю тварь с Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=704...

поиск:   разделы   рассылка Оксана Северина Сурожская епархия: Православие по-английски Источник:  Нескучный сад Чем живет сегодня епархия, 50 лет назад основанная митрополитом Антонием (Блумом)? Сохранились ли сегодня те горение в вере, взаимопомощь и терпимость, которые поощрял в своей пастве владыка? Ответы на эти вопросы легче всего найти, если побывать в православном детском лагере преподобного Серафима Саровского под Оксфордом Православие важнее, чем русскость В Англии на протяжении многих лет существуют православные греческие, румынские и другие национальные общины. После революции 1917 г. здесь появились и русские приходы. Но жизнь этих общин была довольно закрытой, православная церковь была церковью " для своих " , отчасти потому, что служили на церковнославянском. Ситуация изменилась, когда в 1948 г. в Англию приехал иеромонах Антоний Блум, который " открыл " православие англичанам. Среди православных в Англии имя Антония Сурожского также широко известно и также свято для них, как для петербуржцев имя праведного Иоанна Кронштадтского или для москвичей – праведного Алексия Мечёва. Многие клирики и миряне знали владыку лично и до сих пор вспоминают его необыкновенную доброту, легкость и простоту общения с ним. У митрополита Антония было много друзей среди католиков и англикан. Многие из них перешли в православие под его влиянием. Андрей Блум родился в семье русского дипломата. После революции его семья оказалась в эмиграции. Он получил высшее медицинское образование в Сорбонне, но одновременно со светской работой стал служить в православном храме Московского патриархата в Париже. Перед тем, как идти на фронт хирургом в 1939 г. он принял постриг с именем Антоний. В 1948 г. иеромонаха Антония направляют на пастырское служение в Англию. " Когда я приехал сюда, – вспоминал владыка, – меня поразило, что в храм ходят только бабушки и дети младше 14-ти лет. Среднего поколения не было, потому что они уже не знали ни русского языка, ни России. Тогда я решил, что православие важнее, чем русскость. Потому что русскость может передаваться в самом православии. И начал делать все возможное, чтобы вернуть среднее пропащее поколение в Церковь. Для этого надо было начать служить и вести беседы на английском языке " .

http://religare.ru/2_96930.html

поиск:   разделы   рассылка Он всегда находил время, чтобы помочь в беде. Воспоминания о митрополите Сурожском Антонии. Источник:  Православие и мир От редакции: 5 лет назад скончался митрополит Антоний Сурожский – один из самых светлых людей двадцатого века. Блестящий проповедник, он обладал даром сказать понятные современному человеку, теплые, правдивые слова, проникающие в самую глубь израненного сердца, апостол Великобритании, создавший не один по-настоящему многочисленный православный приход, философ. Молитвенно вспоминая владыку в этот день, предлагаем читателям беседу протоиерея Александра Степанова с духовными чадами Владыки Антония, прозвучавшую на радио " Град Петров " . Читайте также: " Мы называли его Апостолом Любви " . Интервью с клириком храма святого Иоанна Воина на Якиманке протоиереем Николаем Ведерниковым Прот. Александр Степанов: Здравствуйте, дорогие братья и сёстры. Сегодня в нашей студии мы беседуем с гостями из Англии – Владимиром Борисовичем и Ириной Яновной фон Шлиппе. Наши внимательные слушатели, я думаю, помнят несколько программ, которые мы уже записывали вместе с этими замечательными людьми, супружеской парой из Лондона, которые являются прихожанами собора Успения Божьей матери в Лондоне, знали владыку Антония многие годы, вместе с ним трудились над созиданием Английской Епархии Русской Православной Церкви и были духовными чадами владыки Антония. Ирина Яновна является, кроме того, членом Епархиальной Ассамблеи Сурожской Епархии. И сегодня мы пригласили в студию наших друзей для того, чтобы ещё раз вспомнить о приснопамятном владыке Антонии. Уверен, что вам, дорогие радиослушатели, хорошо знакомо имя этого замечательного архипастыря Русской Православной Церкви. В наших программах часто звучат его беседы, проповеди, многие читали его книги с его замечательными проповедями и беседами, вышедшие сейчас в России. Первый вопрос, который я хотел бы задать нашим гостям: когда вы познакомились с владыкой Антонием, был ли он тогда уже епископом, и какие были первые впечатления от этого знакомства?

http://religare.ru/2_56492.html

поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева Первая книга о митрополите Антонии Сурожском на русском языке представлена в Москве Источник:  Благовест-инфо Презентация книги Андрея Зайцева " Митрополит Антоний Сурожский: жизнь, творчество, миссия " состоялась 12 мая в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына и стала поводом для дискуссии об актуальных проблемах современного православия, в которой принял участие игумен Петр (Мещеринов). Книга написана православным публицистом, она вышла в 2009 г. в издательстве " Эксмо " , в серии " Золотой фонд христианства " и является первым сочинением на русском языке об одном из самых известных православных деятелей ХХ в., чьи проповеди, как говорится в аннотации, вдохновляют уже несколько поколений верующих. То же произошло и с автором книги: он рассказал, что небольшая книжечка проповедей митрополита Антония первой попала к нему в руки, когда он юношей пришел в Церковь в 1991 г. " Я понял тогда, что он говорит именно со мной. Я не знал его лично, но, скажу смело, история нашей 15-летней дружбы не прошла даром. Мой долг перед его памятью – рассказать о том, как сам митрополит Антонии отвечал на многие главные вопросы " , – – так объясняет Андрей Зайцев историю создания книги. Она, несмотря на название, не является ни биографическим повествованием, ни исследованием богословского наследия Сурожского святителя. Автор построил книгу как публицистический диалог с митрополитом Антонием: выбирая актуальные темы современного православия, А. Зайцев характеризует узловые вопросы, учитывая важнейшие события церковной жизни последних лет, произошедшие уже после кончины митрополита Антония (2003 г.), и тем самым как бы задает эти вопросы владыке. Ответами являются отрывки из его проповедей, докладов, из архивных материалов личного фонда архиерея, которые помогают найти подход к решению этих проблем, дают ответ в духе Евангелия. Такой подход одобрила в своем предисловии к книге известный переводчик и издатель трудов митрополита Антония Елена Майданович.

http://religare.ru/2_65030.html

Что происходит в Суроже? Этот вопрос задают мне и друг другу мои друзья еще с конца весны и не получают вразумительный ответ. То, что произошло, известно всем: епископ Василий Сергиевский, управлявшей епархией Московского Патриархата на Британских островах после смерти митрополита Антония Сурожского, перешел в Константинопольский Патриархат, вместе с частью духовенства и прихожан. Это раскол. Но события последних месяцев попросту не умещаются в голове. Как такое могло случиться в епархии, созданной трудами и молитвами владыки Антония? Человека, который в православном мире слывет одним из великих пастырей прошлого века и многими почитается святым? Как люди, вдохновленные его проповедью и верой – а эта проповедь открыла путь к Богу не только жителям Англии, но и многим нашим соотечественникам – могли разделиться между собой? Эти мучительные вопросы оставались открытыми, несмотря на обилие комментариев, разъяснений и обличений. Мучительные оттого, что владыка Антоний и его паства всегда были для православной России чудом и мечтой. В годы советского атеизма его проповеди звучали по БиБиСи, а на его службы во время коротких приездов в Россию стремилась вся православная Москва. Он был пришельцем из свободного мира, но оставался с нами – в нашей Церкви. В новой России митрополит Антоний стал одним из главных проповедников православного благовестия, его книги можно найти теперь в каждом храме. А выпестованный владыкой Сурож отсюда казался чудесным островком православия в далекой западной стране, островком, который зовет и принимает всех – и белых эмигрантов, и английских джентльменов, и русских переселенцев последнего времени – и всем дает припасть к Источнику Жизни вечной. Епархия чем-то напоминала первохристианскую общину, а труды самого владыки можно поистине сравнить с апостольскими. Не прошло и трех лет со дня кончины митрополита Антония, а его паства рассорилась и разделилась. О причинах раскола было сказано многое: упоминали различие религиозных потребностей англичан, «старых» и «новых» русских, говорили, что владыка Василий (Осборн) не захотел нести ответственность за всех прихожан. Кто-то видел причину конфликта во властной политике Москвы, другие же обвиняют в антироссийских происках Константинопольский Патриархат и якобы управляющую им «руку США».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010