Завершилась первая конференция, посвященная осмыслению трудов митрополита Антония Сурожского Москва, 1 октября 2007 г. Первая международная конференция, посвященная осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского (1914-2003), завершила свою работу 30 сентября в Москве, в библиотеке-центре «Русское Зарубежье». Проходивонференцию,  организовали фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и БФРЗ. В форуме приняли участие священнослужители и миряне из России, стран Европы и СНГ, сообщает Благовест-инфо. Открывший конференцию директор БФРЗ Виктор Москвин обозначил ее задачи: выявить контуры учения митрополита Антония и понять, «что нам делать без него и что он ждет от нас». Докладчики затронули самый широкий круг тем: опыт молитвы и богословскую мысль митрополита Антония, его вклад в  христианские аспекты психологии, медицины, естественных наук, его влияние на различные области современной культуры. Приветственное обращение от председателя Синодальной богословской комиссии, Патриаршего экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) зачитал сотрудник богословской комиссии Александр Кырлежев. В послании отмечается, что митрополит Антоний был «одним из столпов Русского церковного зарубежья». Однако он «не только хранил верность своей Церкви, …но использовал любые возможности, чтобы деятельно участвовать в церковной жизни в Отечестве: он внес значительный вклад в процессы духовного пробуждения и возрождения еще в те годы, когда наша Церковь находилась в весьма стесненных внешних условиях». Митрополит Филарет имеет в виду не только его проповеди, которые распространялись в записях, но и «его живое присутствие: участие в церковных соборах, посещение духовных школ, лично общение с верующими». Отмечены также особые заслуги митрополита Антония в деле христианской проповеди в Европе, где он «долгие годы выполнял миссию православного свидетельства, в том числе – в контексте межхристианского взаимодействия». Говоря о значении богословского наследия митрополита Антония, митрополит Филарет отмечает следующие особенности: редкий дар «исполненного духовной силы проникновенного слова»; верность «духу древнего церковного предания» в сочетании с поисками путей «свидетельства человеку нашего времени», не только верующему, но и находящемуся на пути к вере и Церкви. По словам автора послания, богословские размышления Сурожского архиерея – «весьма ценный источник богословских прозрений и духовных замечаний». Еще одна важная его черта, которая «может служить примером», -- это «подлинная церковная культура»: «Он жил в средоточии современной цивилизации и при этом был устроителем Церкви… Он глубоко понимал сам строй жизни Церкви и всегда чувствовал свою связь со всем церковным телом». Митрополит Антоний являет образ христианина, «устремленного к высшей цели в единстве и общении с другими – ближними и дальними», заключил Патриарший экзарх.

http://pravoslavie.ru/24161.html

29 февраля – 2 июня Репортажи Болезнь, страдание, смерть в свете Боговоплощения – тема второго семинара по осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского 08.04.2008 16:08 Москва, 8 апреля Благовест-инфо. Второй семинар из цикла «Цельность человека: дух, душа, тело»,  посвященного осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского, состоялся 7 апреля в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье». Импульсом для проведения семинара стала первая российская конференция , посвященная разным аспектам наследия митрополита Антония. Докладчики, выступившие 7 апреля, продолжили обсуждение тем, поднятых на первом семинаре . Ведущая вечера – кандидат философских наук Наталья Ликвинцева предложила для обсуждения текст доклада митрополита Антония Сурожского на Епархиальном съезде 1996 г «Тело, дух, душа: целостность человеческой личности». Ко всем участникам семинара были обращены следующие вопросы:  как влияет мысль о Воплощении Христовом на наше повседневное восприятие собственной телесности и душевности, на наше отношение к здоровью, болезни, смерти? Что такое здоровье, болезнь и исцеление в контексте цельности человека? Первая докладчица – ученица, духовная дочь и многолетняя соратница митрополита Антония, рефлексотерапевт Фредерика де Грааф    – православная голландка, которая уже седьмой год работает в  первом московском хосписе в качестве волонтера, -- каждый день сталкивается со страданиями и смертью. Осмысление жизни, болезни, смерти в свете Воплощения является для нее не только лишь богословской проблемой, но насущной, ежедневной необходимостью, поэтому так ценен ее опыт. Каков наш ответ – всей Церкви и личный – на факт Воплощения Христова? Если мы не ставим так вопрос, то мы «напрасно любуемся и изучаем то, что говорил владыка», -- считает Фредерика де Грааф. По ее словам, вера в Воплощение Христа дает возможность для тела стать «духоносным», а это,  в свою очередь, принципиально меняет отношение христианина к своему телу, к «другому», к больному, к страдающему, предполагает «трепетное отношение» к тому, кто рядом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января От самиздата к электронному архиву: фонд митрополита Антония Сурожского Доклад Е. Майдановича прозвучал на третьей международной конференции, посвященной наследию митрополита Сурожского Антония (Блума) (23-25 сентября 2011 г.) Статья Меня просили сказать о работе фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского». Собираясь с мыслями,  я вдруг задалась вопросом, соответствует ли название фонда его задаче. Духовное наследие владыки Антония — это то, что каждый из нас, и не только здесь присутствующих, но каждый, кто соприкоснулся с Владыкой, почерпнул от него, сумел воспринять и хоть сколько-то осуществить в жизни. Фонд же, помимо духовной стороны, призван иметь дело с вещественным, материальным воплощением наследия митрополита Антония. Митрополит Антоний жил по принципу «здесь и теперь». Вы помните, наверное, любимую им притчу о мудреце, которому простая девочка объяснила, что самое важное время — это текущая минута, самый важный человек — тот, который сейчас с тобой, и самое важное дело в жизни — сделать теперь для этого человека то, что ему нужно. Владыка так и поступал, предавая дальнейшее воле Божией («Fait ce que tu dois, advienne que pourra») и совершенно не заботясь о своей роли, о себе самом. Он не писал и не записывал свои проповеди и беседы, не собирал систематически собственного архива. Даже с книгами из своей библиотеки он расставался легко.

http://bogoslov.ru/article/2004929

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева Воцерковляющий опыт митрополита Антония III Международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского, состоялась в Москве Источник:  Благовест-инфо III Международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского, состоялась 23-25 сентября в Москве, в Библиотеке-фонде " Русское Зарубежье " им.А.Солженицына. Приехавшие из разных стран (Великобритания, Франция, Голландия, Греция, Украина) священнослужители и миряне, ученые и публицисты, представители благотворительных организаций и активисты социального служения, среди которых было много духовных чад митрополита Антония, вместе обсуждали тему " Церковь – Богочеловеческое общество " . Конференции предшествовал ряд подготовительных встреч, организованных Фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " . В приветствии митрополита Минского и Слуцкого Филарет, экзарха всея Беларуси, говорится о широком влиянии, которое имело служение митрополита Антония, " продолжающееся и ныне, спустя годы после его блаженной кончины " . По словам председателя Синодальной богословской комиссии РПЦ, митрополит Антоний являет " пример пастыря, духовно питающего нас словом, исходящим из глубин веры " . Свое краткое приветствие участникам конференции прислал также председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Отмечая пример " искреннего пастырского служения " митрополита Антония, председатель ОВЦС пишет: " Он не только словом, но и делом призывал народ к жизни по заповедям Божьим, к верности Русской Православной Церкви " . Тема экклезиологии является одной из центральных в проповедях митрополита Антония, отметил в своем обращении директор Библиотеки-фонда " Русское Зарубежье " Виктор Москвин. Все доклады, прозвучавшие на конференции, соотносились с осмыслением Церкви как места встречи и соработничества Бога и человека, а также с уникальной практикой Сурожской епархии, созданной митрополитом Антонием.

http://religare.ru/2_89113.html

" Уверенность в вещах невидимых " – последние беседы митрополита Антония Сурожского РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91300.html 16 декабря 2011 " Уверенность в вещах невидимых " – последние беседы митрополита Антония Сурожского Источник:  http://www.taday.ru/text/1356832.html Татьянин день " Уверенность в вещах невидимых " – так называется книга митрополита Антония Сурожского, которая недавно вышла в издательстве " Никея " . Этот сборник бесед можно считать своеобразным духовным завещанием митрополита Антония, в его последних разговорах со своими лондонскими прихожанами отчетливо звучит тема подведения жизненных итогов и наиболее полно раскрывается личность пастыря. Предлагаем вниманию читателей фрагмент из книги. Божия любовь Несколько месяцев назад я получил письмо из монастыря в России. В нем говорилось: " Нас предостерегают против богословия западных православных богословов. Трое из них представляют особую опасность для наших душ. Имена двоих мы знаем и знаем, кто они. Это отец Александр Шмеман и отец Иоанн Мейендорф. Мы не знаем, кто третий. Не могли бы вы нас просветить: его имя Антоний Блум " . Я не смог предоставить достаточно убедительные сведения этим людям, и то, о чем буду говорить сегодня, возможно, вызовет подобную реакцию, потому что я собираюсь поставить некоторые вещи под вопрос или, по крайней мере, показать, что к ним можно подходить по-разному. В моей последней беседе (вы, может быть, ее не помните) я постарался показать, как опыт святых, выраженный в молитвах, которые мы унаследовали от них, ставит нас под вопрос. Каждая прочитанная молитва принуждает нас спросить: " Могу ли я произнести эти слова честно, то есть из глубины своего собственного опыта, правдиво и искренне? Могу ли я прочитать их с убеждением, потому что они сообщают о том, что мне уже известно, или потому что я им доверяю? " Относительно каких-то отрывков мы можем сказать: " Если святой так думал и таким образом выразил свой опыт Бога, это правда. И хотя из собственного опыта я этого не знаю, я могу произнести эти слова из доверия к нему, стараясь найти в своем собственном духовном опыте, в своих мыслях нечто приближающееся по глубине и величию к тому, что он говорит " .

http://religare.ru/2_91300_1_21.html

29 февраля – 2 июня Документы Открытое письмо епископа Василия членам Сурожской епархии от 16 мая 2006 года 18.05.2006 13:51 События последних трех недель были весьма печальны для огромного количества людей, и я выражаю вам признательность за вашу стойкость. Ясно, что нужно ответить на ряд вопросов, которые люди задают по поводу текущей ситуации в Сурожской епархии и по поводу моих недавних действий. Почему я написал Патриарху Алексию с просьбой освободить меня от подчинения Московскому Патриархату? Почему я сделал это именно в данный конкретный момент? Почему я сделал это без предварительных консультаций с клиром и Епархиальным собранием?   Также налицо серьезное беспокойство по поводу того, как вести себя в текущей ситуации, и требуются руководящие указания на этот счет. Они появятся в следующем письме.   Почему я написал Патриарху Алексию с просьбой освободить меня от подчинения Московскому Патриархату?  Я предпринял эти действия, потому что стало очевидно, что в планах Московского Патриархата сделать так, чтобы Сурожская епархия соответствовала их идее " нормальной " епархии за пределами России. То есть епархии, напрямую подчиненной Отделу внешних церковных связей (ОВЦС), первоочередной заботой которой будут недавно прибывшие из бывшего Советского Союза.  Однако митрополит Антоний никогда не намеревался создавать " нормальную " в этом смысле епархию. Его мечтой была епархия, которая была бы обращена к внешнему миру, которая была бы интегрирована в местную культуру и была бы способна нести истину Православия, " Благую Весть " Православия, народу той страны, в которой она находится. На самом деле, если бы он не работал над тем, чтобы создать такую епархию, ни один из нас не был бы сегодня частью Московского Патриархата.  Как я сказал в своем письме к Патриарху Алексию, епархия, организованная вокруг недавно прибывших иммигрантов, главная забота которых состоит в том, чтобы жизнь Русской Церкви в Великобритании была точной копией ее жизни на родине, не может эффективно сочетаться с жизнью устоявшейся епархии в Великобритании. Приходы в Дублине и в Манчестере уже были выведены из епархии и переданы под прямое руководство Москвы, для того чтобы они могли посвятить себя в первую очередь недавно прибывшим. Поэтому я предложил, что членам Сурожской епархии, которые преданы идее митрополита Антония, следует позволить идти тем же путем, что и та группа на континенте, которая наиболее близко соответствует Сурожской епархии: Экзархат русских православных приходов в Западной Европе, который существует с 1931 года и который также является – если не административно, то в плане традиции – частью Русской Православной Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Впервые издана книга сочинений о. Афанасия (Нечаева) – духовного отца митрополита Сурожского Антония РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91004.html 06 декабря 2011 Юлия Зайцева Впервые издана книга сочинений о. Афанасия (Нечаева) – духовного отца митрополита Сурожского Антония Источник:  Благовест-инфо Презентация книги архимандрита Афанасия (Нечаева) " От Валаама до Парижа " состоялась 4 декабря в Культурном центре " Покровские ворота " . Книга подготовлена фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " в 2011 г., рекомендована к изданию Издательским советом Белорусской Православной Церкви. В ней собраны автобиографические сочинения о. Афанасия (1886-1943), его воспоминания о Валааме, работы о богослужении, проповеди, сочиненные им христианские легенды; приложение содержит вспоминания и свидетельства о православном подвижнике. Большинство материалов опубликованы впервые. Презентацию вел Дмитрий Строцев – поэт, издатель из Минска, которому принадлежит главная заслуга поисков и собирания материалов книги из самых разных источников. В начале вечера слово было предоставлено митрополиту Сурожскому Антонию (Блуму) – был продемонстрирован фрагмент документального фильма Валентины Матвеевой, где митрополит Антоний рассказывает о встрече со своим духовным отцом архимандритом Афанасием. Речь идет об обучении будущего о. Афанасия в семинарии в начале ХХ в., о потере веры, о поисках и обретении ее в Финляндии, где Христа ему заново открыли члены " Армии спасения " . Однако " став верующим, он стал искать интегральной жизни " , продолжает митрополит Антоний, и эти поиски привели молодого человека на Валаам, где он постигал тайну монашества. " Его монашество не было " мистическим " , но было цельным, здоровым, полнокровным, он всегда делал для каждого человека все, что мог " , – говорил митрополит Антоний о своем духовнике. " Абсолютная внутренняя собранность и какое-то сияние " , – вот что поразило Андрея Блума при первой, внезапной встрече с о. Афанасием, поэтому он сразу сказал: " Не знаю, кто Вы, но прошу Вас стать моим духовником " . Будущему митрополиту его духовный наставник представлялся большим и сильным кораблем, который влечет за собой " маленькую лодочку " – каждого из своих пасомых.

http://religare.ru/2_91004_1_21.html

Проповеди и беседы «По реакции аудитории можно убедиться в том, что проповедь митрополита Антония обращена к человеку двадцатого века, где бы он ни находился; одна из причин этой универсальности, мне кажется, заключается в том, что владыка Антоний в самом полном смысле слова сознает, что проповедь является не выражением частной эмоциональности, а подлинным продолжением чтения слова Божия, и что тем самым она носит характер совершения таинства, через которое человеку дается возможность непосредственно войти в общение с Богом живым… Владыку Антония слушают толпы; однако никогда для него толпа не сливается в безличную массу; каждый из его слушателей и собеседников, кем бы он ни был — человек, носящий в себе образ Божий, и в каждом владыка Антоний стремится пробудить осознание этого образа. Вся личная одаренность владыки Антония всецело отдана служению этой цели: каждого встречного направить на открытие в самом себе, в своей собственной судьбе, какой бы она ни была, того образа Божия, который до конца виден только одному Богу. Каждое слово проповеди владыки Антония устремлено к прозрачности, к самоистощанию, чтоб сохранить присущий каждому слову только огненный характер отношения к Слову Воплощенному, к Бого-человеку, просвещающему всякого человека, давая ему в любых исторических обстоятельства достичь состояния Купины Неопалимой, которое способно раскрыть в каждом моменте человеческой действительности вечный свет Преображения». Из предисловия Н. Лосского Проповеди и беседы — главное в наследии Антония Сурожского. Владыка известен прежде всего своим словом, проповедью Евангелия современным людям, одновременно очень простой, внятной всякому, но и глубокой. Антоний Сурожский, как известно читал проповеди не по бумажке. Так повелось с самого начала его служения в Англии. Плохо зная английский язык Антоний Сурожский когда-то в начале своего служения читал заранее подготовленную проповедь. Вышло очень скучно. Ему посоветовали импровизировать. «Но ведь выйдет смешно» — возразил будущий великий проповедник. «Это хорошо, люди будут слушать» — был ответ. С тех пор Антоний Сурожкий всегда говорил сам, без заранее заготовленного текста. Именно проповеди — основная часть наследия Антония Сурожского, действительно живые, искренние и вместе с тем очень глубокие. Проповеди Антония Сурожского донесли современным людям Православную веру в её святоотеческой чистоте, сохраняя евангельскую простоту и глубину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Богословский метод митрополита Антония Сурожского Опытный характер богословия известного «небогослова» митрополита Антония Сурожского рассматривается в выступлении П.Б. Михайлова. Статья Владыка Антоний (Блум) часто повторял, что он не богослов или, в лучшем случае, плохой богослов, поскольку специального богословского образования не имел. Он прошел свой путь к Церкви и церковному служению, на котором не нашлось времени для обучения в каком-либо богословском учебном заведении. В академических церковных кругах также часто приходится слышать утверждения, что Владыка Антоний не был богословом. Порой звучат даже более резкие высказывания – Владыка Антоний был богословски неграмотен, почему нередко выражал мысли не вполне корректные и рискованные с точки зрения ортодоксальной догматики. Такая настороженность вполне закономерно требует либо своего разрешения, либо подтверждения. Именно поэтому я берусь выявить в доступном на сегодняшний день наследии Владыки некий богословский метод, которым он руководствовался в своей пастырской и церковной жизни. Намереваясь говорить о богословском методе Владыки Антония, приходится начинать с уточнения смысла и значения слова богословие, которое совсем не так прозрачно, как того можно было бы ожидать. Этому слову дается немало определений как в древних святоотеческих творениях, так и в более современных катехизисах и учебниках по догматике. Думаю, следует задать самое общее «рамочное» определение богословия, чтобы затем, подобрав его наиболее важные частные значения, перейти к обсуждению богословского метода Владыки Антония. Наше определение таково: богословие – есть высказывание о Боге, основанное на опыте. Думаю, если подходить с таким определением к наследию Владыки Антония, то у нас не будет никаких сомнений, что он богослов, поскольку всей своей разносторонней деятельностью он высказывается о Боге на основании опыта.

http://bogoslov.ru/article/1246631

Сортировать по Исключить новости Хроника: Первая конференция, посвящённая осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 28–30 сентября 2007 г. в помещении Библиотеки-Фонда “Рус­­ское Зарубежье” состоялась первая конференция, посвящённая осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского, организованная Фондом “Духовное наследие митрополита Антония Сурожского”. Конференция получила благословение и приветствие от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и от Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, главы Синодальной Богословской комиссии. В течение трёх дней интенсивной работы участники размышляли над различными аспектами многогранного наследия приснопамятного архипастыря. О молитвенном предстоянии “здесь и теперь” по примеру Владыки говорил рукоположенный им протоиерей Сергий Овсянников (Амстердам). Пастырским урокам владыки Антония для современной церковной реальности в России был посвящён доклад игумена Петра (Мещеринова; Москва); со своими замечаниями и мыслями по этому поводу выступил А. И. Кырлежев (Москва). Об открытости митрополита Антония проблемам современного мира так или иначе свидетельствовали многие из тех, кто был рядом с ним долгие годы — Ирина Яновна фон Шлиппе (Лондон–С.-Петербург), протоиерей Стефан Хедли (Ве­зеле, Франция), Амал Дибо (Ливан): Владыка призывал каждого мирянина к ответственному служению на своём месте в полную меру своих сил. В этом смысле было ценно свидетельство Фредерики де Граф, зачитанное священником Христофором Хиллом: они оба трудятся, служат в Первом московском хосписе. Доклады “теоретические” — А. И. Шмаина-Великанова. Хесед: о повседневной святости в учении митрополита Антония; М. Г. Се­лезнёв. Царство небесное в Евангелии от Матфея. Евангельский текст, народная интерпретация и муки перевод­чиков (“Царство Божие это не место, это состояние”.

http://pravmir.ru/hronika-pervaya-konfer...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010