Проповеди митрополита Антония Сурожского - Пасха ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВОСКРЕСНЫЕ ПРОПОВЕДИ Митрополит Сурожский Антоний [ < < назад вперед > > к оглавлению ] ПАСХА, 14 апреля 1985 г. Христос воскресе! Святой апостол Павел в одном из своих посланий говорит: если не воскрес Христос, то мы самые несчастные из всех людей... И действительно, если не воскрес Христос, то вся наша вера, все, что мы называем нашим духовным опытом, построено на лжи или на иллюзии. И Христос воистину воскрес! Об этом мы знаем личным опытом; не только десятки, не только тысячи, но миллионы людей опытно в своей жизни испытали живое присутствие и прикосновение Самого Христа. Но мы верим также и в Его плотское, телесное воскресение, о котором свидетельствуют апостолы, говоря, что повествуют о том, что они своими глазами видели, своими ушами слышали, своими руками осязали (1 Ин. 1, 1). И действительно, жены-мироносицы пришли ко гробу и нашли, что камень был отвален от гроба, и ангел призвал их войти и засвидетельствовать, что гроб пуст; за ними Петр и Иоанн пришли и также обнаружили пустой гроб и пелены, которыми был обвит Христос, лежащие опустошенными, пустыми, потому что тела Христова там уже не было. И вновь явился Христос Своим ученикам: Он с ними ел, Он с ними говорил, они прикасались Его воскресшему телу, они опытом своим, телесным опытом дознались, что Христос – не дух, не привидение, а воскресший плотью их Учитель, победивший смерть. И правда: что в этом удивительного? Если мы действительно верим, что Христос был Сын Божий, Сам Бог, пришедший плотью для спасения мира, то трудно поверить в Его смерть, но легко поверить в Его воскресение. Как мог Христос умереть телом, будучи самой Жизнью, как мог бы Христос остаться в плену у смерти, будучи Жизнью торжествующей, вечной?! Поэтому с радостью и верой будем друг друга приветствовать, зная, что воскрес Христос плотью Своей и что в этом – обещание нашего воскресения, в свое время. Смерть перестала быть для нас предметом страха: она – разверзающаяся дверь в вечность; и когда придет время, глас Божий, который призвал все существующее в бытие, загремит, и воскреснем мы все плотью и духом, и воспоем Господу вечную песнь радости, торжества и благодарения!

http://zavet.ru/ant-sur04.htm

Проповеди митрополита Антония Сурожского ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВОСКРЕСНЫЕ ПРОПОВЕДИ Митрополит Сурожский Антоний Проповедь на Прощеное воскресение, 1975 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Заключились двери райские; осиротел человеческий род, на земле мы ходим в потемках естественной жизни, где еле брезжит свет Христов. Родина наша небесная где-то далеко от нас, и, как изгнанники, мы тоскуем – тоскуем по той радости, о которой все изгнанники земли думают, когда вспоминают потерянное отечество, и все мы, когда думаем о том, что когда-то было: чистое, светлое, что погибло из-за наших грехов, из-за нашей сердечной помраченности. И вот Адамов плач в течение тысячелетий и тысячелетий возносится к небу; плачет сиротный Адам в лице каждого своего сына, каждой дочери своей, плачет и зовет Бога своего вернуть его в первобытную радость, вернуть ему дружбу Свою и вернуть ему любовь Свою. А Бог никогда ни любви Своей, ни дружбы Своей не отымал от нас, только мы далеко от Него ушли, потеряли чуткость сердца, не слышим уже Божественного гласа, не чуем уже близости Господней. Христос пришел на землю, наш Бог жил среди нас, и люди встречали Его на дорогах, в городах и селах, слышали Его слова, видели Его лик, загорались сердцем и просвещались умом от Его учения, и все-таки до конца не сумели Его узнать. И Сын Божий, Который по Своей любви к нам стал Сыном Человеческим, отвергнутый людьми, умер вне града, вне человеческого стана. Но не поколебалась Божия любовь; смертью победил Господь смерть, нас Он освободил от вечного проклятия, нам Он дал уже теперь приобщиться в какой-то мере вечной жизни. А вечная жизнь – это Сам Бог; Божественная любовь – это Он.

http://zavet.ru/ant-sur01.htm

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О воплощении Христовом. Проповедь митрополита Антония Сурожского 7 мин., 13.01.2016 Рождество приходит к нам почти незаметно. К Пасхе нас готовит Великий пост, в нем мы слышим призыв к строгому посту, к углубленной молитве, к примирению со своей совестью, с Богом, с нашими ближними, призыв ожить, проснуться. И мы не замечаем этого, когда приближается время Рождества Христова, несмотря на то, что церковный устав предусматривает такой же длительный, такой же строгий пост. Но он не вошел в наши обычаи; и Рождество, самый праздник и самое событие, входит в нашу жизнь так же еле заметно и мало величественно, так же внезапно, как оно случилось на земле для тех людей, которые были современниками Христа. Чтения, которые предшествуют Рождеству по воскресным дням, нас к нему не готовят специально, особенно. И вдруг перед нами навечерие, канун, и вдруг раскрывается Рождество. Не так ли было тогда? Весь мир был в глубоком смятении во всех отношениях. Политическая власть Рима распространилась на весь тогда известный мир; а вместе с тем, в центре этого мира, в самом Риме, в лице самих императоров, в лице всей его могущественной структуры эта власть колебалась и была готова рухнуть, потому что вдохновение, которое создавало древний Рим, вымерло, вера в древних богов не только потускнела, но так заколебалась, что ничего почти от нее не осталось. А в еврейском мире была трагедия: вся земля, которая когда-то была как бы богопосвященным уделом, оказалась порабощена, под властью язычников римлян. И разделение было среди евреев, и ожидание было, и было чувство, что чего-то не хватает... Не похоже ли это на наш мир, где древние устои заколебались, где вера и среди христиан, и вне христианского мира, ставится под вопрос, где все человеческие отношения колеблются?.. И никто не ожидал, что именно в это время смущения, смуты, беспорядка, когда мир не был устремлен ввысь, когда мир не был устремлен вглубь, когда все казалось поверхностно и разбито — в этот момент Господь вступит в мир.

http://foma.ru/o-voploshhenii-xristovom....

: Митрополит Антоний Сурожский. Труды Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Читатели “Альфы и Омеги” хорошо знакомы со словом митрополита Антония Сурожского — в каждом номере, начиная с самого первого, мы публикуем проповеди, беседы и диалоги Владыки; три года назад по материалам первых пяти лет издания журнала составилась книга (О слышании и делании. М., 1999), которая, как и другие издания Владыки, уже стала библиографической редкостью. Выход в свет каждого нового издания митрополита Антония — всегда радость для православного читателя. Новый сборник, “Труды”, вышедший в издательстве “Практика”, вызывает еще и восхищенное изумление — читателю предлагается самое полное (объемом более 1000 страниц) из издававшихся когда-либо собрание бесед, проповедей и диалогов владыки Антония. “Труды” в данном случае — это не просто общепринятое название солидного итогового сборника, это действительно воплощенные в печатном слове труды владыки Антония, то есть результаты его непрекращающейся неустанной, длящейся более полувека, пастырской работы. Причем паства Владыки — вовсе не только прихожане церкви Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне, настоятелем которой владыка Антоний является с 1956 года, или миряне Сурожской епархии; слово Владыки обращено ко всем, кто хочет его услышать (беседы на Би-би-си, лекции, диалоги, в том числе с атеистами). “Наше дело — сеять ”, — так говорит владыка Антоний. И его слово каждый может считать обращенным к себе лично. Каждого Владыка видит в свете Евангельской действительности и каждому дает увидеть себя таким — во многих отражениях, в неожиданном ракурсе (но не искаженным), ясно понимающим, что именно здесь и заложены ответы на где обрящуся аз? Новая книга владыки Антония — это не полное собрание сочинений (их намного больше, чем поместилось бы под одной обложкой), а тщательно продуманная подборка работ разного времени, значительная часть которых публикуется впервые. Все материалы, вошедшие в книгу, сгруппированы в семь разделов и в большинстве представляют собой записи докладов, выступлений и бесед, многие из которых дополнены (поскольку их источник — выступления перед аудиторией) ответами Владыки на вопросы слушателей, или записи интервью; отдельный раздел — проповеди.

http://pravmir.ru/retsenziya-mitropolit-...

Бывший епископ Василий Осборн лишен сана и монашества по причине намерения вступить в брак 24 февраля, 2010. Редакция " Правмира " Священный Синод Константинопольского Патриархата лишил священного сана и монашества бывшего епископа Амфипольского Василия (Осборна) по причине желания последнего вступить в брак. Об этом сообщил глава Архиепископии русских приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата архиепископ Команский Гавриил в письме от 20 февраля 2010 года адресованном духовенству и верующим Амфипольского благочиния этой архиепископии. Священный Синод Константинопольского Патриархата лишил священного сана и монашества бывшего епископа Амфипольского Василия (Осборна) по причине желания последнего вступить в брак. Об этом сообщил глава Архиепископии русских приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата архиепископ Команский Гавриил в письме от 20 февраля 2010 года ( ), адресованном духовенству и верующим Амфипольского благочиния этой архиепископии. «В начале текущего года [епископ Василий] попросил меня обратиться к Его Святейшеству Патриарху Варфоломею с просьбой дать ему статус мирянина, поскольку, как ему стало ясно, для его блага ему необходим семейный очаг и возможность снова жениться. Я должен проинформировать вас, что Священный Синод на прошлой неделе принял решение вернуть его в статус мирянина», — говорится в письме архиепископа Гавриила. «Мы потеряли епископа, это правда, но у нас остался брат, которого мы должны любить и поддерживать», — подчеркивает архиепископ Гавриил. Он призывает паству Амфипольского благочиния не осуждать своего бывшего архипастыря за принятое решение, напоминая ей о том, что «митрополит Антоний учил нас смотреть на человека, а не на его поведение». Епископ Василий (Осборн), 1938 года рождения, в 1962 году вступил в брак, в 1969 был рукоположен митрополитом Сурожским Антонием в сан диакона, а в 1973 во иерея. В 1991 году овдовел. 7 марта 1993 по пострижении в рясофор хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Сурожской епархии. 30 июля 2003 года, незадолго до смерти митрополита Антония, назначен управляющим Сурожской епархией.

http://pravmir.ru/byvshij-episkop-vasili...

Документы Письмо епископа Сергиевского Василия Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 11.05.2006 17:18 Его Святейшеству Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество! С великой скорбью, после молитв и долгих раздумий о значении недавних событий, произошедших в Сурожской епархии, пишу я Вам это письмо. Я прошу прощения за то, что оно написано по-английски, однако я не хотел, чтобы оно переводилось на русский язык до тех пор, пока Вы сами его не получите. Принимая свое выдвижение в качестве возможного преемника митрополита Антония, я ясно заявил, что буду стараться руководить епархией согласно его видению. В течение многих лет митрополит Антоний говорил, что трудится во благо «поместной» Православной Церкви Великобритании. Русская традиция была движущей силой православной веры в нашей стране, однако она должна была укорениться в реалиях местной культуры. В результате его усилий община из нескольких сотен человек, существовавшая в Лондоне в 1950-е годы, ко времени его смерти стала небольшой епархией с 30 приходами и евхаристическими общинами по всему Соединенному Королевству. Развитие епархии и ее постепенное вхождение в британский этос шли рука об руку с натурализацией в Британии русских эмигрантов «первой волны». Митрополит Антоний также настаивал на том, что наша епархия всегда открыта для православных христиан любой национальности, и в течение многих лет мы осознавали тот факт, что не являемся чисто «русской» общиной. Православная вера – для всех людей. Кстати сказать, большая часть наших клириков – англоязычные люди, и многие из них также выполняют светскую работу, чтобы поддержать свои семьи. Тем не менее, за последние десять в Британии произошли демографические изменения, полностью изменившие характер присутствия русской православной общины в нашей стране. До падения коммунизма в 1991 году в Сурожской епархии было не более 2 000 – 3 000 человек, для весомого большинства которых родным языком был английский. Но с тех пор в Британию приехали около 250 000 русскоязычных человек из бывшего Советского Союза. В одном только Лондоне их проживает приблизительно 100 000.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Слово на панихиде по митрополиту Антонию Сурожскому 4 августа 2004 г., впервую годовщину его кончины, в храме св. мч Иоанна Воина. Уже год нет с нами дорогого, любимого владыки Антония. И как всегда, большое видится на расстоянии. И в этот день тем более отчетливо встает перед нами его образ, образ святителя Церкви, учителя Церкви. Мы знаем, что во все времена человеческой истории Господь, чтобы люди не сходили с путей Его, посылал своих слуг, вестников: в какие-то времена патриархов, пророков, праведных святых людей, которые своим примером, своим словом, обличая грехи человеческие, наставляли людей, чтобы они шли путем Божиим. Двадцатый век, век небывалого технического прогресса, но век кризиса веры, век потери интереса к вопросам вероучения, век невежества духовного, век упадка духовного и оскудения любви в людях; и в это время Господь не оставил род человеческий. Он посылал святых людей, светильников, таких как Иоанн Кронштадтский, как святитель Тихон Патриарх Московский, как блаженная Матрона, люди, которые являли нам пример именно Божественной любви к роду человеческому, показывали, как Господь любит нас, как Он хочет спасения каждого. Так в это время, в ХХ век даровал Он нам такого светильника Церкви как владыка Антоний, который не только великий проповедник, но учитель Церкви, который раскрывал в простых, доступных современному человеку словах истины веры, такие понятия как Бог, вера, жертвенность; такие понятия как любовь, смирение, и многие другие качества человеческой души, которые необходимы нам для нашего спасения, он раскрывал в простых, доступных каждому словах. И его слово живое пронизывало, как бы доходило до сердца каждого, до глубин души. У святителя Феофана Затворника говорится, что слово апостолов, которые проповедовали христианство в мире, избирало среди язычников Божию часть как бы, т.е. тех, кто воспринял это слово и взял на себя как поучение, для того чтобы жить по этому слову; избирал Божию часть. Так и во времена христианства, в христианскую эпоху то же слово Божие, исходящее

http://pravmir.ru/slovo-na-panixide-po-m...

Сурожские нестроения: взгляд изнутри Интервью с Николаем Кульманом, директором по развитию компании «Стройарсенал», прихожанином храма Московского Патриархата в Лондоне Православная церковь Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне Российские и зарубежные СМИ в последнее время переполнены противоречивыми сведениями о том, что происходит в Сурожской епархии. Долгие годы это была особая епархия, в первую очередь потому, что ее возглавлял митрополит Антоний, к которому в России и поныне хранят искренние уважение, любовь и благодарность. Поэтому верующие в нашей стране с болью воспринимают те нестроения, которыми обуревается этот островок православия в Британии. Происходящее там совершенно не укладывается в голову. Оно настолько неорганично и чуждо духу наследия владыки Антония, что вызывает огромное недоумение у православных. В связи с этим, сайт Православие.Ru предоставляет возможность представителям Сурожской епархии высказать свое мнение о ситуации, там сложившейся и вызывающей соблазн и боль у их православных братьев и сестер в России и за рубежом. К нам в редакцию пришел Николай Кульман, прихожанин лондонского Успенского собора, чтобы рассказать о своем понимании сурожских событий и их предыстории. Его свидетельство ценно тем, что он сам вынужден участвовать в решении тех вопросов, которые волнуют сегодня не только православную паству Лондона. Его взгляд – это взгляд очевидца, взгляд изнутри. Интервью с ним мы и предлагаем сегодня нашим читателям. – Во-первых, расскажите, пожалуйста, о себе, о своем роде. Ведь вы, кажется, происходите из знаменитой фамилии Зёрновых. – Меня зовут Николай Михайлович Кульман. Моя бабушка была Зёрнова. И все мои предки – Николай Михайлович Зёрнов, Софья Михайловна Зёрнова, Владимир Михайлович Зёрнов, моя бабушка Мария Михайловна Зёрнова – были выдающимися людьми. На Западе они занимались вопросами русской эмиграции. Это касается и культуры, и церковной жизни. Мой двоюродный дед Николай Михайлович Зёрнов писал книги о Русской Православной Церкви. Он достаточно известный человек. А моя мама Татьяна Николаевна – урожденная Орловская. В свое время, в Париже, одним из ее гимназических учителей был будущий митрополит Антоний (Блум).

http://pravoslavie.ru/4693.html

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев " Подвижничество " , " аскетизм " и " дисциплина " в трудах митрополита Антония Доклад на 2 – ой международной конференции, посвященной осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского Дорогие друзья. Наверняка, все здесь присутствующие знают, а некоторые, возможно, лично слышали беседы митрополита Антония о подвижничестве, опубликованные во втором томе его трудов. Я дам оттуда несколько высказываний владыки, которые показывают суть аскетизма в его понимании, а потом остановлюсь на тех примерах, на которых можно судить о разных формах подвижничества в современном мире. При этом мне хотелось бы показать примеры аскетики не только из опыта святых, но и из жизни тех людей, с которыми встречался митрополит Антоний. Мне кажется, что такой подход лучше передаст те мысли, которые владыка вкладывал в понятие подвижничества. Для начала укажем на одну проблему понимания аскетизма в современном мире. Многие христиане полагают, что аскетика проявляется только в круглосуточной молитве в ночах без сна и в круглогодичном посте. Как говорил сам владыка Антоний, такое понимание подвижничества приводит к мысли о том, " как будто великие подвижники прошлого совершали эти физические подвиги ради того, чтобы показать, как мало они нуждаются в земном для того, чтобы жить " . Такой взгляд на аскетизм часто сознательно усваивается человеком, который только что пришел в церковь, и в его голове появляется миф о том, что его повседневная жизнь, работа, отношения с людьми – это как бы помеха на пути ко Христу, а настоящее христианство кончилось в эпоху Вселенских соборов или на святителе Игнатии Брянчанинове. В результате человек часто не может себе представить, что его обычные дела и есть прекрасный повод для подвижничества, ждя спасения души. Митрополит Антоний дает такое определение аскетизма: " Любое дело в жизни предполагает обучение, усилие, постоянство и подвижническую установку, такую установку, которая ограничивает нашу свободу действий, или мыслей, или чувств, чтобы мы вырастали в меру своего призвания " . Такое понимание подвижничества не слишком характерно для современного церковного сознания в России, но оно было распространено в русской святости. Русский подвижник – очень активный человек – он основывает обители, помогает вдовам и сиротам, посещает заключенных, беседует с княжеской властью и своим личным примером показывает тот евангельский идеал, к которому следует стремиться. Достаточно открыть жития Феодосия Печерского или Сергия Радонежского, чтобы увидеть, насколько они устремлены к цели, как они преодолевают препятствия и не опускают руки. Преподобный Сергий, будучи игуменом, строит келию за решето гнилого хлеба, а не только молится и ждет, когда Бог пошлет ему пропитания, и не предъявляет Ему претензий, за возникшие трудности.

http://religare.ru/2_68115.html

поиск:   разделы   рассылка Петр Михайлов Богословский метод Владыки Антония Источник:  Богослов. ру С 11 по 13 сентября с.г. в Москве в здании Библиотеки-фонда " Русское зарубежье " проходила вторая международная конференция, посвященная изучению наследия митрополита Сурожского Антония (Блума). В докладе П.Б. Михайлова, прозвучавшем на конференции, представлена попытка выявления в наследии Владыки Антония неких первоначал его богословия. Я бы хотел начать свое выступление с двух признаний. Во-первых, в отличие от многих присутствующих здесь я не сподобился лично видеть Владыку, тем более общаться с ним, хотя в принципе такая возможность была. Во-вторых, я не могу о себе сказать, что хорошо знаю наследие Владыки в том виде, как оно до нас дошло – прежде всего в виде публикаций в различных сборниках, книгах и журналах, а также в виде записей и фильмов о нем. Несмотря на это я дерзаю выступать на конференции, посвященной изучению его наследия и его памяти, поскольку оставленный им след в новейшей истории христианства настолько значителен, что наш первейший долг заключается в восприятии и изучении его свидетельства, и хотя бы отчасти я этот долг исполняю. Владыка Антоний часто повторял, что он не богослов или, в лучшем случае, плохой богослов, поскольку не имеет специального богословского образования. Он прошел свой путь к Церкви и церковному служению, на котором не нашлось времени для обучения в каком-либо богословском учебном заведении. И в академических церковных кругах часто приходится слышать утверждения, что Владыка Антоний не был богословом. Порой звучат даже более резкие высказывания – Владыка Антоний был богословски неграмотен, почему нередко выражал мысли не вполне корректные и рискованные с точки зрения православного богословия. Такая настороженность вполне закономерно требует либо своего разрешения, либо своего подтверждения. Именно поэтому я берусь выявить в доступном на сегодняшний день наследии Владыки некий богословский метод, которым он руководствовался в своей пастырской и церковной жизни.

http://religare.ru/2_68842.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010