К сожалению, нам не удалось установить, обсуждали ли этот доклад в Св. Синоде и какова была реакция церковных и правительственных кругов. Но мы знаем точно, что он был составлен большим ученым, которого отличали не только глубокое понимание истории Константинопольского патриархата, но и прекрасная ориентация в современных ему церковных проблемах. И. И. Соколов принимал участие в работе особой комиссии при Императорской Академии наук «по введению в России нового стиля». Как явствует из документов, он был назначен в комиссию по предложению митрополита С.-Петербургского и Ладожского Антония на место скончавшегося делегата от Св. Синода профессора Московской Духовной академии Д. Ф. Голубинского . 74 Знаком признания заслуг перед Русской Православной Церковью явилось приглашение И. И. Соколова в числе наиболее выдающихся русских богословов на созванный 15 августа 1917 г. Поместный Собор, где ученый вошел в Отдел по высшему церковному управлению. Как явствует из Деяний Собора, И. И. Соколов принял самое активное участие в решении основного вопроса Собора – восстановлении патриаршества. 25 октября 1917 г. им был прочитан доклад о сущности патриаршества. Он был основным докладчиком на заседаниях Собора, посвященных вопросам о высшем церковном управлении, об устройстве Церкви в Закавказье, о Св. Синоде. 8 декабря И. И. Соколов был избран от мирян в члены Высшего Церковного Совета. 75 Советский период биографии ученого, как уже было заявлено выше, слабо документирован. Ф. И. Успенский в своей «Хронике», помещенной в «Византийском временнике», сообщает, что в Киевском университете после смерти Ю. А. Кулаковского (февраль 1919 г.) кафедра византологии была представлена петербургским профессором И. И. Соколовым . В Киевском университете И. И. Соколов читал лекции по истории Византии и византийской историографии. В 1920–1921 гг. он прочел специальный курс о судьбах эллинизма и славянства на Ближнем Востоке, вел занятия по новогреческому языку. 76 О дальнейшей судьбе ученого кое-что мы узнаем из его писем А. Н. Самойловичу, найденных нами в Рукописном отделе Российской национальной библиотеки. В письме от 30 июля 1925 г. он выражает благодарность профессору А. Н. Самойловичу 77 за содействие в избрании его профессором новогреческого языка кафедры живых восточных языков, в письме от 27 декабря 1927 г. И. И. Соколов пишет, что работает профессором на кафедре новогреческого языка Ленинградского института востоковедения. 78

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Предлагаемое теперь жизнеописание старца отца Леонида под заглавием «Первый великий старец Оптинский, иеромонах Леонид (в схиме Лев)» вновь переделано, значительно дополнено, и погрешности в нем по возможности исправлены. В состав его, кроме изложенного в записках киево-печерского иеросхимонаха Антония, вошло еще несколько устных рассказов оптинских старожилов-монахов, которых теперь уже давно нет на свете. Также принята во внимание помещенная в «Душеполезном чтении» за апрель 1881 года статья Андрея Ковалевского под заглавием «Воспоминания о духовнике Киево-Печерской лавры иеросхимонахе Антонии». В этой статье автор поместил немало сведений об оптинском старце отце Леониде, слышанных им от иеросхимонаха Антония. Но в статье этой встречаются неточности. Например, предместником Калужского епископа Николая (Соколова) Ковалевский называет Евлампия (Введенского). На самом же деле предместником епископа Николая был епископ Никанор (Клементьевский) , впоследствии Санкт-Петербургский митрополит. И между епископом Евлампием, скончавшимся в 1813 году, и епископом Николаем, вступившим на Калужскую кафедру в 1834 году, был целый ряд калужских епископов (см.: «Церковные ведомости» за 1899 год 33. «Калужские архипастыри»). Еще: оптинского старца иеросхимонаха Макария Ковалевский называет спостником киево-печерского иеросхимонаха Антония. Отца Макария можно назвать спостником Антония, только не киевопечерского, а оптинского скитоначальника иеромонаха Антония (Путилова). Киево-печерский же иеросхимонах Антоний был в то время одним из новоначальных скитских послушников и вскоре переведен был в Тихонову пустынь. Еще: путешествие киево-печерского иеросхимонаха Антония на Валаам, в Свирский и другие монастыри Ковалевский относит ко времени после кончины старца Леонида и говорит, что ему на дорогу оптинский скитоначальник Антоний дал пять рублей. Но старец отец Леонид скончался в 1841 году, а оптинский скитоначальник Антоний в 1839 году переведен был в Малоярославецкий монастырь в настоятеля, где и прожил более десяти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

«Видеть любовь» — выставка памяти Александра Соколова В просторном зале – иконы, картины, фрески, фотографии. Но главное – любовь, которая (и здесь это особенно очевидно) не перестает 10 февраля, 2016 В просторном зале – иконы, картины, фрески, фотографии. Но главное – любовь, которая (и здесь это особенно очевидно) не перестает Выставка «Видеть любовь» памяти иконописца Александра Соколова открылась 9 февраля в Центральном Доме Художника в Москве. Помимо работ Александра Соколова, автора чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша», расписавшего десятки храмов в России и за рубежом, на выставке представлены картины вдовы иконописца – художницы Марии Вишняк. Посетители увидят иконы, фрески, мозаики, которые украшают православные храмы Японии, Америки, Италии, Польши, Индии, Азербайджана, Финляндии, Кипра, храмы России и частные собрания. Так бывает: приходишь на выставку «Видеть любовь» и видишь любовь. Любовь – первое, что предстает перед глазами посетителя выставки памяти Александра Соколова. Передо мной портрет – красивый молодой мужчина у холста. Это не просто портрет художника за работой, он внушает удивительную уверенность – его писала женщина, которая любит, вдова Александра – Мария Вишняк. Рядом картина «Незабудки» — пара в цветущем саду; осенний пейзаж, двое смотрят на увядание листьев. Они прожили вместе всю жизнь, работали бок о бок со времен учебы в художественной школе до февраля прошлого 2015 года, когда Александр скончался после тяжелой болезни. На мемориальной выставке много необычных «экспонатов» — палитра, небольшие этюды, зарисовки. На одной из таких работ – небольшая сцена из частной жизни – супруга художника кормит одного из четверых детей в семье. «Это — мемориальная выставка, — рассказала Правмиру искусствовед Ирина Языкова, — Год назад Александра не стало, и это было для всех большой потерей. Ему исполнилось всего 55 лет, он был полон сил, и вдруг случилась такая скоротечная болезнь. Выставка призвана показать художника со всех сторон, поэтому рядом с работами Александра, — картины его жены. Те пейзажи, где они вместе были, работы их духовных наставников – митрополита Антония Сурожского, священника Анатолий Яковина, архимандрита Зинона.

http://pravmir.ru/videt-lyubov-vyistavka...

3) Указами Святейшего Синода от 17 февраля и 22 апреля 1916 года за 2260 и 5175 студентам I курса: священнику Сергию Соловьёву и Павлу Зубареву разрешено пройти академический курс в три года, с освобождением от слушания лекций и сдачи испытаний по тем предметам, отметки по которым имеются в их университетских дипломах. —58— Определили : 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство устных ответов студентов I, II и III курсов Академии на экзаменах, успехи их в практических занятиях, достоинство третных сочинений и проповеди и поведение, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) Во II-й курс – студентов первого курса: 1) Свящ. Климентовского Евгения, Баратова Алексея, Голубева Алексея, свящ. Соколова Иоанна, 5) Мышцына Николая, Введенского Ивана, свящ. Никольского Никиту, Мокринского Георгия, свящ. Иванова Виктора, 10) свящ. Чернецова Петра, диак. Кудрявцева Василия, Зернова Сергея, свящ. Шахматова Никандра, иерод. Порфирия (Соколова), 15) Юдина Ивана, Лободу Иосифа, свящ. Красотина Павла, Высотского Виктора, свящ. Ивановского Феодора, 20) Соколова Петра, свящ. Успенского Алексея (Яросл.), Угаморова Александра, Попова Николая , Кочегина Алексея, 25) Протопопова Александра, свящ. Гиацинтова Александра, Руднянского Петра, свящ. Успенского Алексея (Новгор.), Бекренева Георгия, 30) Вознесенского Павла, Троепольского Василия, иером. Феодосия (Пясецкого), свящ. Субботина Александра, свящ. Ремова Александра, 35) свящ. Гусева Николая, Извекова Алексея, Черникова Сергея, Парацевпча Арсения, Вуколова Павла, 40) Баляева Сергея, Керна Константина, свящ. Милютина Сергия, Казанского Владимира, Лебедева Виктора, 45) Левкиевского Николая, Бондаря Александра, свящ. Успенского Алексея (Калуж.), Рождественского Измаила, Троицкого Петра, 50) Лебедева Николая, Шишкина Алексея, Станиславлева Евгения, Дьячкова Ивана, Любимова Николая. 55) свящ. Кораблёва Александра, свящ. Синьковского Димитрия, Соколова Валериана, свящ. Добролюбова Виктора, Саковича Григория, 60) Лебедева Василия, диак. Курбатова Петра, свящ. Юнака Антония, Соболева Михаила, Скобеева Сергея. 65) Голубцова Петра, свящ. Лихачёва Петра, иерод. Андрея (Демьяновича), Попова Александра (Костр.), Гастева Бориса, 70) свящ. Яроцкого Иоанна, свящ. Стронского Владимира, Муравьёва Михаила, свящ. Евстратова Василия, Покровского Василия, 75) свящ. Ансерова Иоанна, свящ. Бокуновского Димитрия, Климкова Григория, Соколова Владимира, Страхова Ивана,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Соколовский-Автономов), еп. Алеутский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Владимир (Соколовский-Автономов), еп. Алеутский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 31.12.1852, с. Сенковцы Золотоношского у. Полтавской губ.- 27.11.1931, Москва), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский. Из семьи священника. Окончил Полтавское ДУ, затем Полтавскую ДС (1874), в 1878 г. КазДА со степенью канд. богословия, выдержал устный экзамен на степень магистра богословия. 26 июля 1878 г. назначен смотрителем Полтавского ДУ. 29 сент. 1878 г. пострижен в монашество в с.-петербургской Александро-Невской лавре . 1 окт. рукоположен во диакона Сарапульским еп. Нафанаилом (Леандровым), 3 окт. рукоположен во иерея Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским митр. Исидором (Никольским) , 3 нояб. определен сверхштатным членом Российской духовной миссии в Японии, 14 янв. 1879 г. утвержден в штате миссии. 17 марта 1879 г. прибыл в Токио и принял заведование учебной и воспитательной частью в семинарии при миссии. Изучив япон. язык, преподавал и проповедовал на японском, ездил по стране с миссионерскими целями. В 1882 г. В. приобрел участок земли в горах недалеко от г. Одавара, в Тоносаве, где на его средства и пожертвования частных лиц была построена и 3 авг. следующего года освящена ц. во имя прп. Антония Римлянина. По благословению еп. равноап. Николая (Касаткина) В. предпринял попытку насадить иночество в Японии: с Афона был призван мон. Георгий (Чудновский), к-рый поселился возле ц. прп. Антония Римлянина и вскоре собрал вокруг себя учеников. 16 мая 1884 г. В. был возведен в сан игумена. 10 июня 1886 г., согласно прошению, В. был уволен от службы в миссии и назначен преподавателем в Холмскую ДС по кафедре церковной истории и обличения раскола. Помимо преподавания в семинарии проводил религиозно-нравственные беседы с паствой. 12 дек. 1887 г. В. был назначен, 20 дек. в С.-Петербурге хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. Одной из главных задач, к-рые он поставил перед собой, было учреждение богословской семинарии для подготовки проповедников и священнослужителей. С этой целью архиерей открыл богословскую школу, воскресную школу для детей. Усилиями В. в Сан-Франциско был воздвигнут новый храм. Архиерей способствовал присоединению к РПЦ униат. общины во главе со свящ. прав. Алексием Товтом (Миннеаполис, шт. Миннесота), совершившемуся в 1891 г. и вызвавшему массовое возвращение униатов в Православие в Америке. В. ввел в Сан-Франциско богослужения на англ. языке, что стало причиной недовольства местной общины, жаловавшейся в Синод и просившей восстановить богослужения на церковнославянском.

http://pravenc.ru/text/159076.html

Репортажи «Кто познакомился с владыкой Антонием, тот знает и Христа, потому что он нес Его с собой» Биография митрополита Сурожского Антония, написанная Аврил Пайман, вышла на русском языке 05.05.2022 10:40 Москва, 4 мая, Благовест-инфо. Презентация русского перевода книги Аврил Пайман «Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь» (издательство «Медленные книги», 2022) состоялась 27 апреля в Культурном центре «Покровские ворота». Аврил Пайман (Соколова) – британский славист, специалист по русской литературе Серебряного века, переводчик, член Британской академии, в течение многих лет была духовной дочерью и соработником митрополита Антония. Посредством видеосвязи она выступила на презентации, в которой приняли участие те, кто был причастен к изданию книги, а также ее первые читатели. Как сообщает издательская аннотация, предлагаемая биография митрополита удачно сочетает фактологию (автор работал с архивными документами и свидетельствами современников) и личностный подход. Вот как об этом аспекте работы говорит сама Аврил Пайман: «...единственное, что давало мне право взяться за биографию митрополита Антония – некоторый опыт в этом литературном жанре и любовь к моему герою: о. Антоний принял меня в Православную Церковь в 1963 году и стал моим крестным, а потом всю жизнь оставался другом и духовником как для меня, так и для моего мужа, художника Кирилла Соколова» Автор обратилась к участникам презентации из Дарема (Великобритания), поблагодарив всех, кто работал над русским изданием биографии создателя Сурожской епархии. О работе над этой книгой Аврил Пайман 10 лет назад подробно рассказывала в Москве на конференции, посвященной осмыслению наследия митрополита Антония. Тогда она скромно назвала себя «просто ученой дамочкой», сейчас же уточнила, что она – литературовед, автор монографий по истории русского символизма, а также посвященных Блоку и Флоренскому, и еще – «одна из тех мирян, которые работали плечом к плечу с митрополитом Антонием в приходе в Англии». «Владыка – мой старший современник. Он поразил меня здравым смыслом, простотой, отсутствием ложной важности, редкой доступностью, умением помочь, преобразить жизнь ближнего. Он настаивал на том, что мы друзья», – сказала она.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Опубликованная в 1904 г. докторская диссертация И. И. Соколова представляла собой лишь первую часть широко задуманного автором труда о состоянии Константинопольской церкви в XIX в. Продолжил ли ученый работу над своим замыслом? Сведений об этом в литературе не встречается. Однако в Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга нами были найдены корректурные листы «Приложения» ко второму тому монографии И. И. Соколова «Константинопольская церковь в XIX в.». 66 «Приложение» содержит собрание документов на новогреческом языке. Как явствует из «Приложения», второй том указанного сочинения, в основу которого были положены публикуемые источники, находился в 1915 г. (или в 1916 ?) в печати. Но, по-видимому, И. И. Соколов боялся, что выход второго тома может затянуться из-за трудностей военного времени, и поэтому решил напечатать «Приложение» отдельно от монографии: «Чтобы ученый мир мог поскорее познакомиться с уникальными источниками», которые, по словам публикатора, имеют более широкое научное значение и не ограничиваются в своем разнообразном содержании специальным историческим вопросом о епархиях в Константинопольской церкви турецкого периода. 67 К большому сожалению, книга так и не вышла в свет. От основного же текста второго тома монографии в библиотеках и архивах не сохранилось и следов. Как специалист по православному Востоку И. И. Соколов еще в 1905–1906 гг. состоял членом Предсоборного Присутствия под покровительством митрополита Антония, где выступил с предложением открыть кафедры истории Греко-Восточной церкви во всех Духовных академиях (это его предложение было реализовано). 68 В 1912 г. И. И. Соколов выступил на Предсоборном Совещании как эксперт по делам православного Востока. В качестве ученого эксперта он давал свои заключения по вопросам о православном Востоке, которые обсуждались в Св. Синоде. В Российском государственном историческом архиве С.-Петербурга хранятся документы, свидетельствующие об этой по-своему интересной и совершенно неизученной стороне его деятельности в годы Первой мировой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Мотив корабля, бороздящего «житейское море», ведомого «капитаном, который готов погибнуть первым за свою команду»; корабля как образа Церкви стал ведущим для художника книги Марины Белькевич, которая в 1996 г. иллюстрировала известный многим сборник проповедей митрополита Антония. Как рассказала она на презентации, церковный народ, изображенный в первой книге, перекочевал и в книгу о. Афанасия, «повзрослев» на 16 лет. На обложке новой книги — кораблик, «оторвавшийся от семьи и направляющийся на Валаам», или иначе: плывущий с Валаама в Париж в 1926 г., куда о. Афанасий был направлен на обучение в Свято-Сергиевский православный богословский институт. Марина Белькевич рассказала о том, как непросто, а порой — чудесным образом собиралась книга о. Афанасия: как «вдруг» появлялся журнал «Русский паломник», изданный в США, где были опубликованы записки о. Афанасия о Валааме, считавшиеся утраченными; как в процессе подготовки книги находили друг друга люди, знавшие митрополита Антония. Ирина Соколова-Снегирь — одна из тех, кто вырос в приходе митрополита Антония в Лондоне. Она вспоминала слова своего духовного отца об о. Афанасии: «Это единственный по-настоящему свободный человек, которого я встретил в жизни». «Стремление к этой свободе было центральным в том, как владыка вел епархию», — отметила выступавшая, причем этот дух творческой, евангельской свободы очевидно ощущался даже в детских епархиальных лагерях, устроенных митрополитом Антонием и продолжающихся по сию пору. Благодаря новой книге И. Соколова-Снегирь познакомилась с о. Афанасием, о котором лондонские прихожане так много слышали от митрополит Антония, и, по ее признанию, «была поражена тем, насколько это светлый, близкий человек». Однако о. Афанасий не производит «елейного» впечатления через свои тексты, он не сразу становится таким близким для всех читателей. Например, М. Белькевич рассказала о том, как трудно было ей поначалу «вместить» решение будущего о. Афанасия оставить маму-вдову с малыми детьми, калекой-сестрой и отправиться на поиски веры. А диакон Григорий Геронимус при первом знакомстве с текстами о. Афанасия о богослужении не мог воспринять его язык — «благочестивый язык конца XIX в., которому учили в семинариях». Однако при внимательном чтении он понял, что о. Афанасий, который в жизни прослыл человеком очень молчаливым, выражает на этом особом языке «глубокий опыт непосредственного переживания богослужения». На вечере о. Григорий привел несколько примеров из сочинений о. Афанасия о Литургии и о всенощном бдении, которые свидетельствуют об особом понимании нетварного Божественного света, явленного в богослужении, о восприятии тайных молитв, участия мирян.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости В 15-ю годовщину со дня кончины митрополита Сурожского Антония в Лондоне прошли памятные богослужения 07.08.2018 16:34 Фото: http://www.sourozh.org Лондон, 6 августа. 4 августа, в 15-ю годовщину со дня кончины основателя Сурожской епархии митрополита Антония (Блума), в Лондоне прошли памятные богослужения, сообщает " Патриархия.ру " со ссылкой на сайт Сурожской епархии. Епископ Сурожский Матфей возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Лондона. За Литургией в алтаре собора молился старший хранитель Гроба Господня архиепископ Иерапольский Исидор (Иерусалимский патриархат). Архипастырю сослужило епархиальное духовенство, прибывшее из различных городов Великобритании и Ирландии, чтобы почтить память приснопамятного митрополита Антония: протоиерей Максим Никольский, протоиерей Михаил Гоголев, протоиерей Михаил Насонов, иерей Анатолий Вихров, протодиакон Вадим Санцевич, диакон Сергий Соколовский, диакон Виктор Ахряпин и диакон Виктор Никифоров. На заупокойной ектении архипастыри и сослужащее духовенство вознесли сугубые молитвы о приснопамятном митрополите Антонии. В завершение богослужения епископ Матфей обратился со словом к собравшимся. Иерарх особо отметил радость совместной молитвы с представителем Иерусалимской Церкви. В тот же день на Старом Бромтоновском кладбище епископ Сурожский Матфей возглавил заупокойную панихиду на могиле митрополита Антония. После богослужения епископ Матфей обратился со словом к духовенству и многочисленным духовным чадам и почитателям архипастыря. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По внушению свыше, к ней приехала из С.-Петербурга на жительство в общину очень ее любившая тетка, вдова надворного советника Дарья Ивановна Таборина, которая своим капиталом помогла ей настолько, что храм был, милостью и помощью Божией, окончен в 1868 году, оштукатурен внутри и снаружи, и правый придел в честь Воздвижения Креста Господня освящен 17 сентября 1872 года. По хозяйственной части дело шло своим порядком, но много сделать она не могла, так как до 1865 года ей не выдавали сборных книг, а с 1865 года по 1875 год, когда она передала управление общиною своей преемнице, выдавалось ей по одной книге в год. Но, несмотря на это, первоначальница Антония Соколова неусыпно трудилась и с 1858 по 1863 произвела следующие постройки: 1) сестринский двухэтажный корпус, 2) распространила деревянную ограду, 3) священнический дом, 4) кирпичный завод, 5) ветряную мельницу и, наконец, приобрела пожарный снаряд, и устроила небольшой пчельник. С 1862 г. по 1869 г. производилась постройка храма в честь иконы «Утоли моя печали» собственными средствами. Вообще, м. Антония помогала обители, почему могла оставить ее без всяких долгов. Епархиальное начальство, довольное ее управлением, дорожило ею. Крест несла она тяжелый и, наконец, стала тяготиться множеством дел, которые отвлекали ее от молитвы и чтения. В 1868 году, в ночь на 8 сентября, в Саввинской Звенигородской обители, под Москвой, у раки преподобного Саввы, она была пострижена в схиму настоятелем этой обители преосвященным епископом Леонидом, викарием Московским, впоследствии архиепископом Ярославским. Имя ее осталось то же – Антония... Сколько слез было ею пролито в эту священную для нее ночь. Исповедовал ее сам преосвященный, 8 числа он совершил торжественно литургию в том же храме, за которой сам ее приобщал святых Христовых Таин. С тех пор она особенно отяготилась житейскими заботами; она желала монашествовать и умереть в своей обители, но Господь судил иначе. И вот, слова эти сбылись, она, с Божией помощью, основала другую общину в урочище, под названием «Кутузовка», которая, по ходатайству преосвященного епископа Модеста, Высочайше утверждена в 1886 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010